Роль права за что и. Понятие и сущность права, его роль в жизни общества. Соотношение государства и права. История возникновения права. Работа с документами

  • 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?
  • 1. Наука в жизни современного общества.
  • 3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.
  • 1. Политический режим. Демократия.
  • 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
  • 3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
  • 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  • 1. Личные
  • 2. Политические права и свободы
  • 3. Социально-экономические права
  • 4. Культурные права
  • 2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.
  • 1. Биологическое и социальное в человеке.
  • 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
  • 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
  • 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
  • 3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?
  • 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
  • 3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.
  • 1. Предпринимательство.
  • 1. Социальные конфликты, пути их решения.
  • 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
  • 1. Семья как малая группа.
  • 1. Особенности подросткового возраста.
  • 3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
  • 1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
  • 1. Социальная структура общества.
  • 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
  • 3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?
  • 1. Рынок и рыночный механизм.
  • 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
  • Билет № 24
  • 1. Экономические цели и функции государства.
  • 1. Мышление и речь.
  • 1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
  • 3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?
  • 1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
  • 3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
  • 1. Человек и его ближайшее окружение.
  • 2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
  • Билет № 29
  • 1. Личность. Межличностные отношения.
  • 1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
  • Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» характеризует государственный строй России следующим образом:
  • 1. Право, его роль в жизни государства и общества.

    Право - совокупность устанавливаемых государственной властью норм и правил поведения, регулирующих отношения людей в обществе. Соблюдение этих норм обеспечивается мерами государственного принуждения. Они должны быть обязательны для всех.

    Источниками права являются:

    1. правовой акт (например, закон),

    2. правовой обычай (исторически сложившиеся нормы, которые могут быть не закреплены законодательно, но учитываются судом),

    3. судебный прецедент (учет прошлых решений, например, суды Российской Федерации обязаны руководствоваться толкованиямиЕвропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод , изложенными в решениях Европейского Суда по правам человека),

    4. правовая доктрина (положения из работ известных ученых - характерно для Великобритании, в России официально не признается источником права),

    5. нормативный договор (соглашение, в котором одной из сторон является государство, но, в отличие от правовых актов, обязательно участие других субъектов, например, международное соглашение).

    Роль права в жизни государства и общества :

      Регулирует общественные отношения.

      Охраняет интересы людей.

    Важной особенностью пра́ва является то, что право предоставляет определенные права́ , в то же время налагаетобязанности , за невыполнение которых человек несет ответственность.

    В России действуют различные отрасли права:

      Конституционное право - регулирует наиболее важные отношения, например, основы государственного строя и избирательной системы.

      Уголовное право - определяет, является ли содеянное преступлением, и меры наказания.

      Гражданское право - регулирует имущественные отношения, защиту чести и достоинства.

      Трудовое право - отношения работников и работодателей.

      Семейное право - вступление в брак, совместная жизнь, развод.

      Административное право - отношения между гражданами и представителями власти, например, контролерами в общественном транспорте.

    Под правовым государством подразумевают наличие такой системы юридических норм, которые не противоречат естественным правам человека, формальному равенству людей. С этой точки зрения право рассматривается как форма общественного сознания (сравните с религией), а не просто свод законов. Конкретная юридическая норма может быть правово́й или неправово́й в зависимости от её соответствия принципам права. Учитывая, что права человека признаны большинством современных правовых систем, можно говорить о преобладании этого подхода в официальных представлениях о природе права (wikipedia).

    2. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

    Применительно к постиндустриальному обществу, данная фраза подчеркивает, что наука в постиндустриальном обществе становится непосредственной производительной силой , то естьмыслительный процесс рассматривается как необходимое условие производства .

    Здесь обыгрывается афоризм, автором которого считается известный математик и философ Рене Декарт (1596–1649): «Я мыслю, следовательно, я существую». Кастельс переиначивает фразу, заменяя слово «существую» на «произвожу». То есть, если у Декарта мышление является одним из основных условий существования, то Кастельс подчеркивает роль информации и мышления для производства в эпоху информационного общества.

    Основные характеристики постиндустриального общества (эта стадия наступает после индустриального ):

      Преобладает не промышленность (производство товаров), а информация и сфера обслуживания (производство услуг). - Превосходство сферы услуг над сферой производства товаров.

      Изменяется социальная структура: классовое деление заменяется делением по профессиональному признаку.

      Большое значение приобретает уровень образования. Затраты на образование и переподготовку кадров увеличиваются.

    3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

    Если Вы в данной ситуации постараетесь незамедлительно покинуть опасную зону, то ваше решение будет вполне разумным:

      Акции протеста, нарушающие общественный порядок, представляют серьезную угрозу для участников и окружающих людей. Может возникнуть драка, давка, что приводит к ранениям и гибели людей .

      Кроме того, за участие в беспорядках можно получить административное взыскание, подвергнуться судебному преследованию со стороны правоохранительных органов. Порядок проведения подобных мероприятий определяет Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В данном случае предлагается перекрыть движение, что нарушает правила дорожного движения, права людей, пользующихся автотрассой по назначению.

      Отказ от участия в акции протеста не обязательно означает равнодушие к судьбе гибнущего парка. Более правильным будет привлечь внимание властей и общественности через прессу, обратиться к администрации территории с требованием не допустить вырубку, обратиться за помощью к депутату, подать заявление в суд.

    Люди, которые считают необходимым поддержать акцию своим участием, выдвигают следующие аргументы:

      Попытки решить проблему законным путем не имели действия, поэтому только так, устроив затор на дороге, можно добиться внимания властей. Любая подобная акция, включая голодовки протеста и т.п., в случае получения огласки и общественного резонанса, служит поводом для проверки, смены кадрового состава. Это заставляет администрацию и депутатов более внимательно следить за соблюдением прав человека, прислушиваться к мнению населения.

      Пока будет принято решение законным путем, парк будет вырублен.

      Они уверены в правоте защитников парка, поэтому готовы пострадать ради спасения природы (надо отдавать себе отчет, что занятие это неблагодарное).

      Есть, правда очень малая, вероятность, что удастся доказать в суде, что решение о вырубке было принято с нарушением законодательства и что данная акция преследовала цель восстановления законности.

    Билет № 4

    Роль права в жизни обществ а. Правовое государство

    Право - система общеобязательных норм (правил) поведения установленныхили санкционированные государством и обеспеченных его принудительной силой.

    Но наряду с подобным нормативным подходом, который подчеркивает зависимость права от государственной воли, в юридической науке существуют и другие взгляды. Так, ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации. Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной спра ведливостью . Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

    Признаки права:

    1) общеобязательность - требования права обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

    2) формальная определенность - нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;

    3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях);

    4) многократность применения - нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

    Функции права :

      право, являясь универсальным регулято ром общественных отношений , закрепляет основы существующего строя.

      обязывая совершать активные положительные действия, право способствует раз витию общественных отношений .

      устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

      право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного, поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

      право играет и важную воспитательную роль , развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

    Таким образом, право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

    Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

    К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель , но отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье .

    Правовое государство - такое государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границax, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

    Признаки правового государства:

    1) верховенство закона , «связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей дея­тельности обязаны подчиняться требованиям закона. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;

    2) соблюдение и охрана, прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить при­верженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гаранти ровать их и реально защищать на практике;

    3) последовательно проведенный принцип разделения властей , создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

    4) взаимная ответственность государства и гражданина - нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

    Предпосылками создания и функционирования правого государства являются :

      многообразие форм собственности , свобода предпринимательства

      эко номическая независимость и само стоятельность индивида (только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере);

      режим демократии , конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

      высокий уровень политиче ского и правового сознания людей , политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

      создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства , которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

      гражданское общество , т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

    2 вариант.

    Правовое государство

    Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности, и подчиняющее власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в таком государстве конституцией, которая выступает своего рода «общественным договором» между народом и властью. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

    Правовое государство формировалось постепенно, на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Сам термин «правовое государство» утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

    Существует два подхода к пониманию экономической основы правового государства:

      ассоциация правового государства с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого наемного труда;

      полная противоположность первого подхода или, говоря словами Томаса Мора: «При частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества, ни о наилучшем устройстве государства».

    Идеи правового государства присутствовали в работах Платона, Аристотеля, Цицерона, Локка, Монтескье, Канта, Радищева, Герцена и др.

    Признаки правового государства:

    наличие развитого гражданского общества;

    максимальное обеспечение прав и свобод человека;

    ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

    правовое равенство всех граждан;

    верховенство закона во всех областях жизни общества и государства; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе на органы государственной власти;

    эффективная работа правоохранительных органов и высокий авторитет судебной власти;

    разделение властей;

    создание антимонополистического механизма;

    верховенство конституционного закона, его прямое действие;

    суверенность государственной власти;

    суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;

    единство прав и обязанностей граждан;

    приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методами дозволения («разрешено все, кроме запрещенного»).

    Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов.

    ГОУ среднего профессионального образования Строительный колледж № 38 Преподаватель истории и права Бушуев Алексей Николаевич

    Роль права в жизни человека, общества и государства.

    План урока: Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права.

    Право- это Совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и им же обеспечиваемых

    Право- это Установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству.

    Пути формирования права: 1 . Государство санкционировало обычаи, которые сложились в родовом обществе, принуждая людей к их исполнению.

    Пути формирования права: 2. Государство создавало специальные органы, ответственные за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения

    Пути формирования права: 3. Государство само издавало специальные нормативные акты.

    Теории происхождения права. 1. Теория божественного происхождения права. Фома Аквинский определял закон как общее правило для достижения поставленной цели и разделил законы на божественные и человеческие. Право – это божественная справедливость, святость.

    Теории происхождения права. 2. Теория естественного права. Законы, принимаемые в государстве должны быть естественными. Источником права есть разум. Справедливость в том, чтобы не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином.

    Теории происхождения права. 3. Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. Право должно соответствовать духу эпохи, правовые нормы могут меняться.

    Теории происхождения права. 4. Позитивная теория. Право представленной собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека.

    Теории происхождения права. 5. Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право- это право силы сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.

    Теории происхождения права. 6. Нормативистская теория права. Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.

    Теории происхождения права. 7. Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.

    Теории происхождения права. 8. Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон.

    Основные черты и признаки права. Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

    Основные черты и признаки права. 2. Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.

    Основные черты и признаки права. 3. Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

    Основные черты и признаки права. 4. Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.

    Основные черты и признаки права. 5. Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.

    Основные черты и признаки права. 6. Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

    Функции права: Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.

    Функции права: 2. Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.

    Функции права: 3. Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.

    Функции права: 4. Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.

    Функции права: 5. Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

    NB! Право появляется вместе с государством (нет права без государства, а государства без права!) , так как : а) правила поведения становятся общеобязательными юридическими нормами, когда они устанавливаются (либо санкционируются) государством; б) государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Другими словами, только государство в состоянии обеспечить через механизм власти, управления, правосудия разработку и реализацию единых, общеобязательных, четко определенных типовых масштабов для взаимоотношений и поведения в обществе, нарушение которых является «невыгодным», так как влечет установленные для этих случаев государственные меры воздействия. Именно это отличает правовые нормы от других социальных норм ― норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов и т.п.; в) не только право нуждается в государстве, но и государство ― в праве: право выражает ценностные ориентации для государственной политики и подкрепляющего ее общественного мнения ; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений ; противостоит попыткам произвола и беззакония. Право ― исторически обусловленное социальное явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано : а) с качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества в классовую эпоху, б) с обособлением личности как участника общественных отношений, в) с резюмирующим эти тенденции формированием государства, для которого необходим и механизм обязательного социального регулирования . Развитие права происходило и происходит в конкретно-исторических условиях; оно шло от санкционирования государством закономерностей общения и деятельности, которые выражались в обычаях, устойчиво повторяющихся ситуациях производства, обмена, быта и т.п. Особое место в становлении права занимали религиозные нормы, которые в древности являлись одновременно и всеобщими нормами . Позднее осуществился переход к правотворчеству : формулированиюзаконодательной, исполнительной и судебной властью законов, подзаконных актов и прецедентов. Нормы права имеют объективную базу: ― в виде закономерностей общественных отношений, тенденций их развития. В ходе правотворчества эти тенденции и закономерности улавливаются, открываются, и именно на их основе формулируются общеобязательные правила поведения; ― в экономическом строе, социальной структур, политической системе общества и его идеологии, с одной стороны, а с другой стороны, ― уровнем, характером, традициями и тенденциями его культуры. Право выражает сложные взаимодействия этих детерминантов во всей их противоречивости, а не редко и конфликтности. При этом надо учитывать и интенсификацию некоторых из них, влияющую на целеполагание и содержание правотворчества . Например, после второй мировой войны одной из основных идей развития правовых государств, возникших на территории бывшего «третьего рейха», была денафикация устранение последствий гитлеровского режима ; одна из основных идей современного правотворчества в Российском государстве ― демократизация всех сфер общественной жизни и т.д. Прав о не только исторически обусловленная, но и динамическая система . Смена социально-экономических формаций, изменения социальной структуры общества, идеологии и психологии составляющих его классов, социальных слоев и групп, политическая борьба ― все это обусловливало и обусловливает качественные изменения содержания права, его институтов, и норм. И вместе с тем можно констатироватьидущую от античноститенденцию все более последовательного отражения в теории права, его принципах, нормах и институтахидеи справедливого, сбалансированного соотношения свободы и ответственности. Право , будучи формой реализации государственной политики, призванной в идеале стимулировать и поддерживать прогрессивные процессы общественного развития, отнюдь не является вместе с тем безгласной служанкой политики. Право ― носитель ведущих социальных ценностей общества; оно закрепляет, в частности, основные моральные ценности, беря их под правовую защиту. Самостоятельной ценностью является принцип законности, само существование которого обусловлено наличием правовой регулятивной системы. Поэтому право содержит ориентиры для политики, построения и реализации «дерева целей», выбора средств. Право устанавливает и границы одобряемой или допускаемой обществом, политической деятельности (например, запрещает под угрозой наказания использование в ней любых форм насилия). Отсюда между властью и политикой могут возникать не только отношения инструментального взаимодействия, но и конфликтные отношения. Достаточно распространены, в частности, ситуации, когда политические силы идут на обход норм права или их нарушение, противопоставляя законность целесообразности, или, наконец, стремятся внести в действующее право изменения во имя сиюминутных политических интересов. Во всех этих случаях, однако, тактический успех превращается в стратегическое политическое поражение, так как нарушение законности рано или поздно влечет утрату поддержки общества (!) . С точки зрения С.С. Алексеева, теоретика права и одного из соавторов текста Конституции РФ 1 993 г., регулятивный эффект права зависит от разрешения органически свойственного ему диалектического противоречия, выражающего необходимость «обеспечить функционирование общества как единого организма в условиях существования классов». Это противоречие проявляется и разрешается, вновь проявляется и вновь разрешается в ходе борьбы и компромиссов социально-политических сил общества, заинтересованных вместе с тем в выработке определенной равнодействующей для осуществления общих дел, вытекающих из самой природы всякого общества. Прав о, таким образом, в обществе с различными или даже противоположными классовыми интересами выступает не только как инструмент господства определенного класса (эта сторона его сущности особо наглядно проявилась в докапиталистических классовых социально-экономических формациях и на первых этапах капиталистической формации), но и как система поддержания общих условий существования людей и общества, его устойчивости и упорядоченности по отношению к дестабилизирующим воздействиям, тормозящим развитие. Сказанное позволяет выделить в праве ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в общей и правовой культуре человечества и составляющих его народов: национальные системы права (в данном случае этот термин обозначает право отдельных государств как исторически обусловленное, имеющее специфику и относительно автономное явление), «семьи» родственных национальных систем права. Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сторонам общественной жизни. Право регулируетотношения собственности, труда и обмена его продуктами; определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личности. Право устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления; определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов; воздействует на некоторые виды межличностных отношений, сущность которых прямо связана с интересами общества как целостности, например, отношения в сфере семьи и воспитания детей. Внутренняя система права взаимодействует с международным правом: системой норм и институтов, регулирующих отношения между государствами, статус лиц и их объединений в международном общении. Эти нормы и институты вырабатываются путем соглашений между государствами с участием международных организаций; по утвердившейся точке зрения, нормы международного права приоритетны по отношению к внутреннему праву и последнее должно им соответствовать.

    Право возникает в государственно организованном обществе, как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.

    Признаки права:

    1) Общеобязательность - право представляет собой единственную в государстве систему правил поведения, которые обязательны для всех субъектов общественных отношений (физические лица, юридические лица, организации и т.д.);

    2) Формальная определённость – правила поведения устанавливаются и санкционируются государством в официальных актах, которые подлежат единообразному толкованию;

    3) Интеллектуально волевой характер - право выражает общую волю граждан государства, обусловленную объективными интересами и потребностями личности, социальных групп и общества в целом;

    4) Гарантированность государства - государство создаёт необходимые условия для реализации права, как системы общеобязательных правил поведения;

    5) Обеспеченность охрана государства - реализация права обеспечивается государством посредствам охраны его предписаний от нарушений, принудительной силой мерами юридической ответственности;

    6) Нормативность – все общеобязательные правила поведения выражаются в правовых нормах;

    7) Системность – право выступает, как совокупность правовых норм, которые расположены в определённой системе, состоящей из относительно самостоятельных групп норм;

    8) Государственно регулятивный характер - право является государственным регулятором общественных отношений.

    Право – это система выраженных в правовых нормах общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются, санкционируются государством в официальных актах, выражают общую волю населения, охраняются мерами юридической ответственности и выступают государственным регулятором общественных отношений.

    Право, как совокупность общеобязательных правил поведения представляет собой позитивное право и состоит из правовых норм. Правовая норма – это первичный элемент права, это образец или модель типового общественного отношения, который устанавливается государством. Определяет границы возможного или должного поведения в общественных отношениях.

    Признаки нормы права:

    1) Общность и формальная определённость - это общие правила поведения, образец, модель типового общественного отношения, который устанавливается, санкционируется государством в официальных актах;

    2) Общеобязательность - это правила определяющее границы возможного или должного поведения всех потенциальных субъектов типовых общественных отношений;

    3) Предоставительно - обязывающий запрещающий характер - норма права является повелительным предписанием имеющим характер дозволения, обязывания или запрета;


    4) Охранительный характер - повелительное предписание в любом случае находиться под охраной государства, вследствие того, что оно установлено государством, предусмотрены и меры государственного принуждения в случае его нарушения;

    5) Определённость - это определённый метод воздействия, на типовые общественные отношения включающий обстоятельства при которых применяется норма, взаимные права и обязанности участников отношений, а так же санкции за невыполнение обязанностей;

    6) Конкретность - это полнота и точность указания на признаки правил поведения;

    7) Неперсонифицированность – означает, что норма права распространяется на неопределённый круг лиц;

    8) Норма права выступает государственным регулятором типового общественного отношения.

    Каждая норма права имеет свою структуру, состоящую из 3ёх взаимосвязанных элементов:

    - Гипотеза – это предположение, в котором указывается при каких условиях следует руководствоваться данным правилом;

    - Диспозиция – это распоряжение, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий предусмотренных гипотезой, то есть само правило поведения;

    - Санкция - это взыскание, в котором определяется, какие меры государственного взыскания или принуждения, могут применяться, к нарушителя правила предусмотренного диспозицией.

    Моделью логической структуры нормы права является словесная схема, если то иначе (if then else).

    Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивно-охранительные функции лишь при наличии всех трёх структурных элементов. В связи с этим необходимо помнить, что норма права не тождественна статье нормативно правового акта. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статься нормативно правового акта – это внешняя форма её изложения. В статье нормативно правового акта может содержаться часть нормы или часть её элемента, поэтому в целом норма права может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно правовых актов.

    Важнейшим средством организации общественной жизни являются социальные нормы .

    Социальные нормы – это правила регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях, они обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничноефункционирование общества в соответствии с потребностями его развития и характеризуются следующими признаками:

    1) Они являются правилами поведения людей, по мнению определённых коллективов, различных организаций или государства;

    2) Это правила поведения общего характера;

    3) Это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе (В необходимых случаях они обеспечиваются принуждением).

    Все социальные нормы делятся по двум основаниям:

    1) По способу их установления или создания;

    2) Посредством охраны их от нарушения.

    Выделяют следующие виды социальных норм:

    1) Нормы права - это правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством;

    2) Нормы морали (нормы нравственности)- это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;

    3) Нормы общественных организаций - представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций;

    4) Нормы обычаев – это правила поведения сложившиеся в определённой общественной среде и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенности в том, что они исполняются в силу привычки ставшей естественной жизненной потребностью жизни человека;

    5) Нормы традиций - выступают в виде наиболее обобщённых и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определённой сферы жизнедеятельности человека, традиции бывают: семейные, национальные и т.д.;

    6) Нормы ритуалов – представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия.

    Соотношения права и морали – это важнейшая проблема любого государства. В нашей стране нормы права закреплены в актах государственных органов. Моральные нормы и принципы содержаться в сознании людей, находят своё отражения в произведениях литературы, искусства и СМИ. Для оценки поведения используют критерии, правомерно или не правомерно или имеет юридическое значение. Иные критерии содержаться в моральных нормах. Оценка моральных норм – это морально или аморально, плохо или хорошо, честное или нечестно. Реализация правовых норм в необходимых случаях обеспечивается специальным государственным аппаратом, а соблюдение норм морали контролируется общественным мнением или пресекается с помощью общественного порицания. Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью.