Резник ушел из мгюа. Кафедра адвокатуры

История обуви насчитывает около 30 тысяч лет. За это время сменилось множество фасонов и моделей, но по-прежнему она остается самым необходимым и важным предметом гардероба.

Обувь древнейших времен

По заключению ученых, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви.

Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций: чтобы уберечься от холода, люди стали одевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры.

История появления обуви в более жарких странах, таких как Древний Египет, связана с появлением сандалий, которые люди одевали, чтобы защитить ноги от горячего песка, причем в помещении они всегда ходили босиком. Сандалии сшивались из папируса или листьев пальмы, к ноге привязывались кожаными ремнями. При их изготовлении пользовались лекалами, которые были одинаковы для обеих ног. Более богатые египтяне носили сандалии с красиво декорированными ремешками. Другой вид популярной в Древнем Египте обуви, найденной на раскопках поселений, очень похож на современные тапочки с закрытым носком.

Обувь в Древней Греции

Как выглядела обувь в Древней Греции, можно судить по фрескам, изображающим греческих богов: это были сандалии «крепиды», которые крепились к ноге шнуровкой почти до колена. По историческим данным, именно греки впервые стали шить обувь по симметричным лекалам для правой и левой ног.

Кроме сандалий, среди древнегреческих женщин были популярны «эндромиды» — высокие сапоги, имеющие подошву и пришитое к ним голенище из кожи, которое перетягивалось длинным шнурком спереди, причем пальцы ног выглядывали наружу. Законодательницами моды были гетеры, которые носили самую изысканную, богато декорированную обувь. Сандалии женские, которые оставляли на песке надпись «Иди за мной» были в моде именно у гетер, также большой популярностью пользовались «персикаи» (сапоги-чулки).

Еще одна разновидность обуви — «котурны» на высокой платформе — стала известна благодаря греческим актерам, которые одевали ее во время спектаклей, чтобы их было видно всей публике.

Обувь в Древнем Риме

Древнеримская обувь делилась по социальному статусу и полу:

  • calceus — закрытые туфли с завязками впереди носили только плебеи;
  • solea — сандалии с ремешками, похожие на греческие, бедные римляне могли использовать только 1 ремешок, а богатые патриции — 4;
  • женщины носили только белую обувь, мужчины — черную;
  • праздничная обувь была красного цвета и богато украшена вышивкой и камнями;
  • военную обувь, которую одевали римские солдаты,— прочные башмаки, у которых подошва была прибита гвоздями, называли caligae;
  • актеры могли одевать только тапочки на веревках socci.

Большим разнообразием прославился древний Израиль, где обувь шили очень высокого качества, применяя шерсть, кожу, дерево и тростник. Это были башмаки и сандалии, туфли и высокие сапоги. На древнеизраильской земле появилась и обувь с высоким каблуком, в эксклюзивные модели которой в каблуки крепились красивые флаконы с благовониями.

Скифская обувь

История обуви скифских народов, которые являлись прародителями восточных славян, свидетельствует, что наибольшей популярностью у них пользовались высокие мягкие кожаные сапоги, которые перетягивались ремнями, в качестве украшения применяли разноцветные орнаменты, сшитые из лоскутов. Одевали сапоги поверх войлочных чулок. Голенища таких сапог сшивались мозаикой из кусочков меха, цветного войлока и кожи. Штаны специально заправляли внутрь сапог, чтобы продемонстрировать именно красоту обуви.

Обувь скифских народов была внешне похожа на унты, которые носят северные народности в России. Женские сапожки были не такими высокими, но делались из красной кожи, они украшались узорами, в месте стыка головки и голенища вшивалась красная шерстяная полоска с

Самая оригинальная черта скифской обуви — богато украшенные подошвы сапог, вышитые бисером, разноцветной нитью из сухожилий. Похожая тенденция украшения подошвы существовала у азиатских степных народов, имевших обычай сидеть со сложенными ногами, выставив пятки наружу.

Обувь в Средневековой Европе

История обуви европейской была ознаменована в Средние Века модой на туфли-«пулены» с загнутыми носами, которые были настолько длинные и так обильно украшены бубенчиками, что их приходилось подвязывать к ноге, чтобы можно было нормально ходить. Такую обувь в 14 веке представители знатных семей были обязаны носить по указу короля Франции Филиппа 4-го.

15 век принес новую моду на обувь: сапожники начинают шить только тупоносые модели, причем по мере расширения и увеличения носовой части, задняя стала сужаться. Уже в начале 16 в. башмаки приходилось привязывать к ногам на уровне подъема. В это время появляются высокие каблуки, отделанные кожей, а также, вследствие увлечения охотой, в моду входят сапоги с очень высокими голенищами - «ботфорты», которые были удобны во время езды верхом на лошадях.

Модная обувь в 16 веке была мужской: именно мужчины могли пощеголять новыми красными ботинками с каблуками, а женщины прятали свои туфельки под пышными юбками, и их никто не видел.

И только с начала 17 в., когда стали модными более короткие юбки, женщины смогли показывать своим поклонникам изящные шелковые, парчовые и бархатные туфли на небольших каблучках. Богатые дамы носили туфельки, богато вышитые и украшенные камнями.

Эпохи барокко и рококо ознаменовались расцветом роскошной бальной обуви, обильно украшенной бантами, бисером, лентами. Сами модели шили из дорогих тканей и кожи разнообразных цветов (красный, желтый, голубой и др.). Для украшения мужских ботфорт и для удобства верховой езды к ним добавили шпоры.

В конце 18 века в эпоху Просвещения место тканевых туфелек заняли более практичные ботинки из кожи, которые с удовольствием стали носить и женщины, и мужчины. Ботинки имели удобные застежки или шнуровку, небольшой каблук-рюмочку, зимние модели украшали мехом.

Деревянная обувь

В древние времена дерево как материал для изготовления обуви использовалось редко, потому что оно считалось достаточно грубым и сковывающим движение. Единственным исключением можно считать изготовление подошв для сандалий, которые в Древнем Риме привязывали к ноге кусками ткани и одевали на ноги пленников, чтобы они не сбежали.

В Европе в 16-18 веках в моду вошли деревянные «клоги» (или сабо) с толстой подошвой, которые крепились металлическим обручем к ноге. Богатые женщины одевали их, чтобы не запачкаться уличной грязью. У бедных крестьян в ходу были галоши, имеющие деревянный низ и кожаный верх, в которых было удобно ходить по горам.

Большую популярность клоги и галоши приобрели в Нидерландах и на севере Франции из-за прочности и удобства: в такой обуви можно ходить по заболоченным районам без риска промочить ноги. Изготовляли ее из пород дерева, которые не растрескивались: тополь, ива и др. В 1570 г. была создана гильдия сапожников, специализирующихся на изготовлении клогов, такую деревянную обувь до сих пор одевают некоторые голландские крестьяне во время полевых работ.

Деревянные башмаки позднее стали популярны и в Англии, где их носили крестьяне в качестве повседневной обуви, которую в праздничные дни заменяли кожаными ботинками.

Обувь для воинов

Древнеримские воины начали использовать сандалии в качестве обуви в связи с тем, что им приходилось проходить большие расстояния по пересеченной местности. Военные сандалии были укреплены ремнями, гвоздями. Позднее стали использовать ботинки, которые шнуровали по верхней части голени, причем по декоративным элементам можно было определить сословие и звание воина.

Начиная с античных времен, воины одевали сапоги, чаще всего красного цвета, потому что на них была не видна кровь во время сражения или кровавые мозоли после учений. Позднее, при введении униформы, военная обувь стала изготовляться черного цвета. В Европе сапоги стали популярны после нашествия степных армий в эпоху Переселения народов, их стали носить не только кавалеристы, но и скотоводы.

В Средневековье, когда состояла из металлических доспехов, также из металла делались и носки рыцарской обуви (сабатонов). Острый латный носок на таком сапоге служил дополнительным орудием для воина: им можно было смертельно поразить врага. Позднее сабатоны стали делать с округлым носком, их называли «утиными лапами».

В 19 веке армия Британии стала шить для своих войск высокие сапоги со шнуровкой, прозванные «блюхерсами». По легенде такие сапоги носили солдаты армии Блюхера во время наполеоновских войн. Они просуществовали в качестве войсковой обуви много лет.

В 20 в. во время Первой мировой войны армии европейских государств оснащались «траншейными ботинками» на прочной подошве из толстой кожи. Начиная с 1941 г., армия США использует кожаные ботинки на шнуровке на синтетической подошве.

Обувь на Руси

История обуви в Древней Руси начинается с самой распространенной, которую носили не только крестьяне, но и бедные горожане — это лапти. Такая обувь существовала только на Руси, материалом для ее изготовления служило березовое лыко (липовое, ивовое, дубовое и др.). Для получения одной пары лаптей нужно было ободрать 3-4 дерева.

Существовали лапти лыковые будничные и праздничные, более нарядные: розовые или красные. Для утепления зимой в лапти стелили солому, а снизу подшивали веревку из конопли. К ноге их крепили оборами (узкими ремешками из кожи) или моченцами (веревками из конопли). Одной пары лаптей хватало крестьянину на 4-10 дней, но стоили они дешево.

Самая древняя кожаная русская обувь — поршни, мягкие туфли из куска целой кожи, присобранной по краю на ремешок. Большую популярность на Руси со временем приобрели сапоги, которые шились одинаково, как для мужчин, так и женщин. Кожаные сапоги появились на Руси благодаря набегам кочевых азиатских племен. Делали их кожевенно-сапожные мастера, которые самостоятельно подготавливали и Подошву шили из нескольких слоев воловьей кожи, из нее же со временем стали делать каблуки.

Голенище древних сапог срезали наискось так, что передняя часть была выше задней. Обычно их делали из черной кожи, а праздничные сафьяновые сапоги, шили из красной, зеленой, голубой кожи, окрашивая ее при выделке. Такие сапоги изготавливались на Руси сначала из привозного материала, затем с середины 17 в., сафьян стали делать в Москве на заводе царя Алексея Михайловича.

Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали 2 недели в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный рисунок (шагрень).

В 19 в. появилась исконно русская валяная и катанки, которые делались из овечьей шерсти. Цена их была велика из-за трудоемкости изготовления, поэтому чаще всего в семье имели одну пару валенок, которые одевали по очереди.

В 20 в. в России сапожники получили прозвище «волчки» из-за того, что они работали на отшибе (башмачные мастерские располагались в Марьиной роще), и трудились как волки-одиночки.

19-20 век и появление обувной промышленности

Первые гильдии и обувные цеха появились в Европе в эпоху развития феодализма, тогда же обувь начали изготавливать уже небольшими партиями по заказам. На первое место в их деятельности выходят качество и внешний вид продукции.

В эпоху Возрождения стали основываться мануфактуры, когда обувь начали делать поэтапно, однако каждая пара по-прежнему делалась по индивидуальному заказу. И только в 19 в. на смену бархатным туфлям приходят более практичные и комфортные кожаные ботинки и сапоги.

В эти годы начинается массовое изготовление обуви с учетом конфигурации стопы, асимметрии и разделения пары на левую-правую. Обувная промышленность становится более механизированной, появляются фабрики обуви, где ручной труд заменяют станки. К началу 20 в. производство обувной продукции дорастает до 500 пар на каждого работника, а к середине — до 3 тыс. пар.

В 20 веке обувь стала играть важную роль при создании женского имиджа: вследствие укорочения юбок женщины получили возможность демонстрировать свои красивые ножки и элегантные туфельки или ботинки, опять вошли в моду женские сандалии. В зависимости от погоды и назначения туфли одевали из кожи, атласа, замши или шелка, а ботинки научились делать не только на шнурках, но и с использованием крючков и пуговиц.

В 1930 годы мода на обувь стала меняться: появляются платформы и танкетки. В это время начинают свою деятельность дизайнеры С. Феррагамо и С. Арпад, которые стали профессионально заниматься изготовлением современных моделей и придумывать новые фасоны. Со временем туфли и ботинки начинают делать не только из кожи, применяются также ткани и дерево, резина для изготовления «бот».

Начало 1950 годов ознаменовало появление новинки — небольшого каблука-шпильки, а также фасонов без каблуков, предназначенных для удобства во время танцев (рок-н-ролла и др.). До сих пор не прекращаются споры по поводу того, кто стал родоначальником шпилек: французы Р. Вивьер, Р. Массаро или итальянец
С. Феррагамо.

Фабрики обуви второй половины 20 века работают уже с невероятными мощностями, где процесс полностью автоматизирован и управляется программно. Они производят тысячи пар модной обуви каждый месяц, которая делается, как из натуральных, так и синтетических материалов.

Модная обувь в 21 веке

21 век — время постоянного совершенствования обуви (регулярно придумываются и изготовляются новые колодки, фасоны и стельки), а также изменения форм ее продажи. Обувь теперь можно купить, как в маленьком бутике, большом супермаркете, так и через Интернет.

Коллекции новейших моделей представляются на подиумах в каждом сезоне большим количеством стран и известнейшими дизайнерами, где есть и летняя, и зимняя, и демисезонная, и вечерняя обувь. Современная обувь — это многообразие фасонов и моделей, которых были популярны и много веков назад, и появились совсем недавно: это и сандалии, и ботинки, туфли, мокасины, сабо, сапоги, кроссовки и множество других разнообразных видов. Современные дизайнеры и изготовители, оснащенные по последнему слову техники, могут без труда воплощать все свои идеи в жизнь.

История возникновения обуви уходит глубоко корнями в древние времена, когда наши предки довольно стремительно адаптировались к условиям сурового окружающего мира и придумали способ безболезненно продвигаться по местности, догадавшись сшить себе накладки на ноги из шкур. Есть предположения, что первая обувь была изобретена около 30 тысяч лет назад в западной части Евразии.

Первая обувь представляла собой нечто наподобие портянок из шкуры медведя, при этом утепленной изнутри сухой травой. Однако по истечении столь колоссального срока времени, исследователям и палеонтологам сложно определить точную историю возникновения первой обуви.

Более достоверными фактами являются сведения об обуви в Древнем Египте, где египтяне обувались в сандалии, состоящие из папируса, а также пальмовых листьев, привязывающихся к стопе ноги кожаными ремешками.

В Древней Греции, помимо обыкновенных сандалий люди обучились шитью полуботинок с задником, а также сапожек на шнуровке, имевшим огромный спрос среди женщин. Но настоящим прорывом в эволюции обувной моды, стал момент изобретения греками пары обуви, в которой ботинки шьются по разным лекалам.

У римлян того времени присутствовало две разновидности обуви - это туфли покрывающие всю ногу и спереди затягивающиеся шнурком, а также сандалии защищающие только подошву ноги и крепящиеся к стопе ремешками.

По истечении времени, Средневековая Европа отказалась от классических сандалий. Они предпочли грациозные туфли с длинными, поднятыми и даже загнутыми вверх носами. Наиболее интересным является то, что по длине обуви определялся социальный статус их владельца. К примеру, рядовые дворяне имели разрешение на покупку обуви на полтора сантиметра больше истинного размера ноги, в то время как князьям на целых три сантиметра.

В начале восемнадцатого века произошла ещё одна значимая революция в обувной моде. По той причине, что юбки стали гораздо короче и обувь перестало скрывать длинное платье, поэтому подошву изящных и легких туфелек стали делать всё выше и выше. Обувь обрабатывали шитьем и разнообразными украшениями, охотно выставляя напоказ.

Эпоха Просвещения внесла немалые коррективы в обувную моду. Таким образом, лидерство шелковых туфель заняли комфортные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви преображается став более практичной и жесткой, на ней появляется шнуровка или застежки.

Новаторство обувной моды двадцатого века, обуславливается тем, что форма обуви начинает иммитировать форму стопы и стелька становится ассиметричной. Дизайнеры и разработчики активно начинают экспериментировать с более дешевыми материалами, нежели кожа. В ход пускают войлок, парусину, резину и многие другие тканевые материалы.

В современном мире совершенствуется не только форма и оформление обуви, но в основе приоритетности стоит разновидности продаж в розницу. Возникают специализированные обувные магазины и бутики. Наибольшую популярность завоевывают брендовые названия обуви, коллекции выставляются на различных показах мод. Однако, как и в самом истоке появления обуви, наиболее ценной продукцией считается обувь выполненная ручным трудом из красивых видов кожи и ткани, а также с декоративной отделкой любой тематики.

Адвокат Генри Резник не возобновит сотрудничество с Московским государственным юридическим университетом даже в случае, если мемориальная доска Иосифу Сталину будет демонтирована. Об этом юрист заявил в интервью «Коммерсантъ FM».


— Поясните, почему вы решили уйти из МГЮА?

— Я получил сообщение в Facebook [о том, что доска установлена], и решил, что в понедельник я, безусловно, проверю не фейк ли это, и если действительно такая доска вывешена и находится там некоторое время, то в таком случае я выйду из профессорства академии. Я связался с ректором, ожидал, честно говоря, все-таки услышать объяснение, что какое-то недоразумение, разберутся и примут какие-то меры, обсудим. Но вместо этого мне было объяснено, что доска повешена в исполнение постановления совета министров РСФСР 1960 года о сохранении памятников культурного наследия, куда входит вот эта самая доска. Как-то забыли о том, что я вообще юрист. И я не поленился, нашел это постановление и выяснил, что просто-напросто мне солгали. Действительно такое постановление есть — постановление от 30 августа 1960 года, оно действует до сего времени, в него периодически вносятся изменения. Последние изменения, я посмотрел, вносили в 2001 году, единственный раз там упоминалось имя Сталина как раз при его издании в связи с единственным объектом, который был под охраной, — мавзолеем Ленина-Сталина. В 1961 году в ночь на 1 ноября тело Сталина было вынесено из мавзолея, и упоминание о нем вообще исчезло из этого постановления. Должен сказать, что даже могила Сталина не охраняется государством. Представьте себе: могилы Дзержинского, Калинина, Фрунзе, Луначарского значатся и сейчас как объекты, которые подлежат государственной охране, потому что после XXII съезда, когда тело Сталина было вынесено из мавзолея, переименованы были все населенные пункты, снесены все его памятники, все памятные доски и прочее.

Я выяснил, что мне мои коллеги солгали просто. И у меня не было выхода, я только так мог на это отреагировать. Сейчас, кстати сказать, руководство академии продолжает кормить вот этим просто-напросто людей. Это прозвучало в одной передаче на телевидении, в каком-то ток-шоу. Но я сейчас могу сказать, что никаких абсолютно оснований правовых для того, чтобы устанавливать эту доску, не было и нет. Людям морочат голову в расчете на то, видимо, что они не юристы. Вот этот обман, сейчас выяснится, и они, может быть, покраснеют.

— Вы общались с другими преподавателями на эту тему, обсуждали?

— Я общался с двумя преподавателями, скажем, которым стыдно. Я приватно преподаю в академии, для меня все-таки основная деятельность — адвокатская, но преподавательской деятельностью я занимаюсь свыше 40 лет. Это быстро все произошло. Как мне представляется, реакция у преподавателей академии будет разная. Но уже есть информация о том, что преподаватели из Высшей школы экономики, которые ведут занятия, уже сообщили, что если эта доска не будет удалена, то они прекратят свою преподавательскую деятельность в академии.

— Да, кстати, преподаватели кафедры конституционного и административного права заявили, что прекращают сотрудничество с МГЮА до тех пор, пока доска не будет демонтирована. С другой стороны, вот недавно «Левада-центр» провел опрос, согласно результатам которого 38% россиян считают Сталина самой выдающейся личностью в истории. На ваш взгляд, консолидированная позиция интеллигенции может повлиять на общественное мнение?

— Мне трудно сказать, потому что интеллигенция, как известно, далека всегда от народа. Но это результат определенной пропагандистской накачки и игр, которые власть устраивает с фигурой Сталина, учитывая, что он в силу ряда обстоятельств популярен среди определенной части населения. Все это объясняется борьбой за электорат, не более того. Я не верю в то, что в руководстве страны есть какие-то такие прямо твердокаменные сталинисты. Вообще, Сталин первое, что сделал — напугал, кстати сказать, всех. В обществе существовало равенство, о котором писал немодный нынче Маркс. Маркс говорил, что равенство существует и при деспотии: перед деспотом все равны, а именно каждый равен нулю. Нулями себя никто не хочет ощущать.

Сталин мало кому интересен, Сталин — это персонифицированная форма общественной критики, недовольства нынешним положением дел в стране. И по этой причине уже как реальная фигура Сталин не присутствует. Есть некий миф о Сталине, который для последних хотя бы трех поколений и существует в этой форме — как о некоем сильном мудром правителе, который обеспечивал порядок, справедливость в обществе. К этому, безусловно, власть должна прислушаться, потому что это реакция на те безобразия, которые происходят у нас, в частности, на тот разгул коррупции, на нарушения принципа справедливости, которое люди наблюдают при решении своих вопросов.

— Если доска будет демонтирована, вы готовы вернуться к сотрудничеству с академией?

— Нет, я не вернусь к сотрудничеству, потому что мне солгали, понимаете. Сейчас они лгут всему обществу относительно того, что исполняется постановление 1960 года. Повторяю, постановление такое есть, только имени Сталина там нет. После того, как со мной так обошлись коллеги, которые решили провести меня на мякине, я не считаю возможным дальше, даже если мне будут принесены извинения, возобновить преподавание в Московской юридической академии.