Региональное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Всего в органах и организациях Федеральной службы в настоящее время работает около 110 тысяч специалистов.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (санитарно-эпидемиологических станций) по субъектам РФ.

В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

Функции

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации , Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации , Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации .

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 .

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Структура службы

Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены:

  • управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации , управления по г. Москве , по г. Санкт-Петербургу и управление по железнодорожному транспорту . Управления в субъектах РФ в свою очередь представлены руководством и отделами и им подчинены территориальные отделы . Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту подчинены территориальные отделы по железным дорогам РФ , включающие структурно отделения, участки и пункты санитарно-карантинного пропуска ;
  • центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, в г. Москве, в г. Санкт-Петербурге, по железнодорожному транспорту и федеральные бюджетные учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» и «"Информационно-методический центр" Роспотребнадзора». Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ представлены руководством, отделами и лабораториями и им подчинены территориальные филиалы . ЦГиЭ по железнодорожному транспорту подчинены дорожные филиалы по железным дорогам РФ ;
  • и центры;
  • санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны , Министерство внутренних дел , Федеральная служба безопасности , Федеральная служба охраны , Управление делами Президента , Главное управление специальных программ Президента , Федеральная служба исполнения наказаний , Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.

Классные чины в Роспотребнадзоре

Согласно ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы (к которой относится и служба в Роспотребнадзоре):

Высшая группа

  • действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса ;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса ;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса ;
Главная группа
  • государственный советник Российской Федерации 1 класса ;
  • государственный советник Российской Федерации 2 класса ;
  • государственный советник Российской Федерации 3 класса ;
Ведущая группа
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса ;
Старшая группа
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса ;
Младшая группа
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса .

В качестве знаков различия по классным чинам для должностных лиц Роспотребнадзора устанавливаются наплечные знаки различия. Наплечные знаки представляют собой четырехугольник с параллельными боковыми сторонами и закругленным верхним краем. Размеры наплечных знаков: длина 14 - 16 см (для женщин - 12 - 14 см), ширина - 4 см (для высшего состава - 4,5 см). Наплечные знаки изготавливаются из ткани тёмно-бордового цвета.

Соотношение чинов и званий установлено Указом Президента России от 1 февраля 2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» и указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (изложена в редакции согласно указу Президента России от 30 сентября 2013 года № 744).

Руководители Роспотребнадзора

Научно-исследовательские институты и центры Роспотребнадзора

См. также

  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000-2008)
  • День работников санитарно-эпидемиологической службы

Примечания

  1. Графические изображения элементов формы и знаков различия классных чинов должностных лиц Роспотребнадзора
  2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» , ИПС «Гарант ».

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве осуществляет свою деятельность с 01 марта 2005 года на основании «Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.06.2012 № 643 "Об утверждении положения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве".

Управление Роспотребнадзора по городу Москве является территориальным органом Роспотребнадзора России (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка) на территории города Москвы.

Управление Роспотребнадзора по городу Москве осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы (в т.ч. Правительство Москвы ), органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Правовые основы деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по городу Москве установлены положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по городу Москве и регламентированы Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В состав Управления входит 20 профильных отделов и 14 территориальных отделов. Общее количество сотрудников - 970 человек.

Специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по городу Москве осуществляют санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска в и аэропорту Внуково .

Управление в пределах своей компетенции осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе:

1. государственный санитарно-эпидемиологический надзор ;

2. деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применяет меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. организацию и осуществление санитарно-карантинного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской федерации в целях предупреждения завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также потенциально опасных для населения товаров и грузов;

4. государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5. контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

6. лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний ;

7. лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения ;

8. деятельность по государственной регистрации:

Впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств);
- отдельных видов продукции, представляющей потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
- отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации;
- лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф, инцидентов;

10. организацию и проведение мероприятий по санитарной охране территории города Москвы от заноса и распространения инфекционных заболеваний , представляющих опасность для населения, а также от ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;

11. подготовку и выдачу санитарно-эпидемиологических заключений по вопросам осуществления надзора в пределах своей компетенции на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, анализов, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;

12. организацию и проведение социально-гигиенического мониторинга;

13. прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — осуществляющая санитарно-эпидемиологический государственный надзор, заключающийся в предупреждении, обнаружении, а также пресечении нарушений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подобно другим федеральным службам страны имеет собственный официальный сайт — www.rospotrebnadzor.ru , способный дать полное представление о деятельности службы.

Главная страница

Роспотребнадзор официальный сайт — это прежде всего источник информации, касающейся функций и полномочий Роспотребнадзора, его деятельности, документации, государственных услуг, осуществляемых службой и прочего. Здесь же представлена вся необходимая контактная информация, позволяющая связаться со специалистами службы для разрешения вопросов, относящихся к компетенции Роспотребнадзора.

Для поиска нужной информации на сайте службы можно воспользоваться основным меню, включающем максимальный объём содержащейся на ресурсе информации. Также можно воспользоваться строкой поиска, способной значительно упростить работу с сайтом и сэкономить время. Более того, часть материалов расположена непосредственно на главной странице. Прежде всего это новости, статистические материалы, рекомендации гражданам и тому подобное. В отдельном меню собраны ссылки на открытые данные Роспотребнадзора, информацию о противодействии коррупции, планы проверок, Единый реестр проверок и прочее.

Для ознакомления с общими сведениями о службе, включающими информацию о её руководстве, структуре, функциях и полномочиях, истории, следует обратиться к первой вкладке основного меню «Роспотребнадзор». Здесь же размещены материалы пресс-службы, контактные данные (также представлены в нижней части интернет-ресурса), информация о порядке приёма и рассмотрения обращений граждан, материалы для сотрудников, доступ к которым осуществляется через логин и пароль.

Следующая вкладка основного меню на официальном сайте Роспотребнадзор посвящена деятельности службы. Здесь можно ознакомиться с такими её направлениями как эпидемиологический и санитарный надзор, защита прав потребителей, научное обеспечение и прочее. Также здесь можно ознакомиться с деятельностью службы в рамках ВТО и Таможенного союза, международным сотрудничеством, государственной службой и кадрами.

Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также содержит массу документов, касающихся её деятельности. Так, здесь собраны постановления и приказы, письма и решения, федеральные законы, государственные доклады, проекты документов и прочее. Для удобства поиска нужных документов на сайте предусмотрена форма, позволяющая производить поиск по названию, виду документа, его номеру, дате принятия либо году выхода.

Документы

Отдельная вкладка сайта посвящена контролю и надзору. Так, здесь собраны материалы, касающиеся надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия, а также надзора в области защиты прав потребителей.

Официальный сайт Роспотребнадзора также информирует пользователей о доступных государственных услугах, включающих государственную регистрацию продукции, лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений и приём уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Здесь же собраны реестры и отчёты.

Государственные услуги

Ещё одна вкладка основного меню, которым располагает официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, содержит ряд материалов, адресованных гражданам. Так, здесь представлены общественная приёмная, информационные ресурсы по вопросам защиты прав потребителей, нормативно-правовая база, порядок приёма и рассмотрения обращений граждан, а также информация об информационно-справочной телефонной линии Роспотребнадзора.

Для граждан

Перейти к информации о порядке приёма и рассмотрения обращений, а также информационно-справочной телефонной линии можно и по ссылкам, расположенным в верхней части веб-ресурса. Здесь же размещена ссылка на версию официального сайта для слабовидящих людей.

Для улучшения работы ресурса создателями официального сайта службы Роспотребнадзор предусмотрена форма обратной связи, воспользовавшись которой Вы сможете предложить имеющуюся идею, сообщить о возникшей проблеме, задать вопрос либо выразить благодарность.

1. Оpганизация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России, ее полномочия и права.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, в том числе санитарным законодательством, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами, актами Министерства здравоохранения и социального развития, а также Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.)

Осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» и отражает правила организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность в соответствии с годовыми и квартальными планами управлений. Формирование годового плана и контроль его исполнения осуществляет Управление организации надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Порядок организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека включает:

1. Исполнение поручений Правительства Российской Федерации, если поручение адресовано непосредственно в Федеральную службу.

2. Подготовку проектов актов, вносимых в Правительство Российской Федерации по поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Управление санитарного надзора, которое включает:

Организацию и осуществление государственного санитарно - эпидемиологического надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;

Оперативное руководство деятельностью территориальных органов и организаций Федеральной службы по вопросам, отнесенным к компетенции Управления санитарного надзора;

Разработку мероприятий в области здорового питания населения и контроль за их выполнением;

Определение единых требований к организации и проведению контроля за соблюдением правил торговли, оказания услуг, а также надзора в сфере защиты прав потребителей;

Участие в организации и ведении социально-гигиенического мониторинга, установлении причин и выявлении условий возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

Определение приоритетных мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда и профилактики профессиональных заболеваний;

Определение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;

4.Управление эпидемиологического надзора, которое включает:

Организацию и осуществление государственного надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области обеспечения эпидемиологического благополучия человека;

Рассмотрение и подготовку к утверждению инструкций по применению медицинских иммунобиологических препаратов;

Разработку и контроль за реализацией национального календаря профилактических прививок и профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

Организацию и осуществление надзора противоэпидемических мероприятий при осложнении эпидемической ситуации;

Осуществление постоянной связи с ВОЗ и другими международными организациями по вопросам эпиднадзора и профилактики инфекционных болезней;

Участие в разработке и реализации международных программ по профилактике инфекционных болезней.

5. Управление надзора на транспорте и санитарной охраны территории, которое включает:

Определение основных направлений в обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и мероприятия по санитарной охране территории и организации надзора за особо опасными инфекционными заболеваниями;

Организацию санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях предупреждения завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний людей, а также потенциально опасных для населения товаров и грузов;

Реализацию мер в области противодействия биологическому и химическому терроризму в пределах компетенции Управления санохраны;

Организацию и осуществление надзора за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим обеспечением при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

6. Управление организации надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которое включает:

Формирование структуры, определение функций, финансирование, кадровое и материально-техническое обеспечение подведомственных организаций;

Создание и ведение государственной системы наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания (социально-гигиенический мониторинг);

7.Управление государственной регистрации и лицензирования в сфере обеспечения благополучия человека, которое включает:

Организацию и осуществление государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ, изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств), отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации,

Организацию и осуществление лицензирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения,

8. Управление юридического обеспечения деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которое включает:

Правовое обеспечение деятельности Федеральной службы;

Осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Федеральной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

1. Надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

2. Выдает лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.

3. Регистрирует впервые внедряемые в производство химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.

4. Устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

5. Информирует органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению сан-эпид. благополучия населения.

6. Готовит предложения о введении и об отмене на территории РФ, субъектов Федерации ограничительных мероприятий (карантина).

7. Организует проведение социально-гигиенического мониторинга.

8. Организует деятельность системы государственной санитарно - эпидемиологической службы РФ.

9. Осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

10. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный срок.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1. Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора.

2. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

3. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.

4. Пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований.

5. Осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций.

2. Пpава и обязанности гpаждан РФ в области обеспечения санитаpно-эпи­демиологического благополучия.

Граждане имеют право:

На благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

Получать (в соответствии с законодательством РФ) в органах государственной власти, местного самоуправления, органах и учреждениях Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаи у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

Осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;

Вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения ФГУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора РФ предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

На возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Обязанности граждан:

Выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный сан-эпид.надзор;

Заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

Не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

3. Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ «ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ N 195-ФЗ» (в ред. Федерального закона от 25.07. 2002) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виды административных наказаний

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

4) административный арест;

5) дисквалификация и др.виды ответственности.

Нарушение санитарного законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

На граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда;

На должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

На юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

1) за нарушение сан-эпид. требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

2) за нарушение сан-эпид требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию РФ, химическим, биологическим веществам и видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью и др.;

3) за нарушение сан-эпид требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок и др.;

4) за нарушение сан-эпид требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами;

5) за невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства предусматривается за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.