Речевая карта для логопункта в доу. Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Фамилия, имя ребенка_______
Сведения о родителях:
Общий анамнез:
Характер беременности:
_^ Как протекали роды
^
Стоит ___________
Первые зубы________________
^ Речевой анамнез:
^
Обследование логопеда
(контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания , неустойчивость, отвлекаемость)
2.Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек__________________________________
3.Зрительное внимание ребёнка, наблюдательность:
а) подбор парных картинок или предметов_______________________________
б) подбор предметов к изображению____________________________________
в) подбор парных кружков или картинок, одинаковых по цвету_______________________________________________________________
г) узнавание цвета по названию_________________________________________
4.Состояние интеллекта и уровень представления об окружающем:
а) счёт и счётные операции в пределах 5-10______________________________
б) дифференциация предметов по форме:
«почтовый ящик»____________________________________________________
геометрическое лото__________________________________________________
в) дифференциация предметов по величине (умение собрать пирамидку, матрешек)___________________________________________________________
г) ориентировка во времени:
серия сюжетных картинок (2-4) для установления причинно-следственных связей______________________________________________________________
узнавание и называние времен года_____________________________________
д) ориентировка в пространстве:
умение составить фигурки из палочек по подражанию_____________________
умение составить из 3-4 частей целую картинку___________________________
знание предлогов: в, на, под, над (около, с, из, со, от..)_____________________
е) умение обобщать:
подобрать картинки соответственно обобщающему понятию: грибы, ягоды, цветы, игрушки, посуда, мебель.________________________________________
« лишний» (умение выделить картинку, не соответствующую данному обобщающему понятию)_______________________________________
6.Состояние речевой моторики
7.Состояние общей моторики ________________________________________
8.Понимание речи:
А) выполнение простых поручений______________________________________
Б) понимание распространенных предложений____________________________
В) понимание соотношений между членами предложения_____________
Г) понимание короткого рассказа__________________________________
9. Самостоятельная речь:
А) звукопроизношение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) воспроизведение слоговой структуры слов
____________________________________________________________________
В) повторение предложений, включающих многосложные слова со сложной слоговой структурой__________________________________________________
г) составление предложений по простым и сложным сюжетным картинкам_________________________________________________________
10.Состояние грамматического строя
Словоизменение (род, число, падеж):____________________________________
Словообразование:___________________________________________________
11.Состояние словаря ________________________________________________
____________________________________________________________________12.Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха:
а) дифференциация смешиваемых в произношении звуков______________________________________________________________
б) определение наличия звука в слове___________________________________
13.Состояние общих речевых навыков __________________________________
____________________________________________________________________14.Заключение врачей:
15.Логопедическое заключение ________________________________________
Ф.И.ребенка______________________________________________________
Возраст__________________________________________________________
Кол-во занятий в неделю___________________________________________
Продолжительность занятия________________________________________
№ | Направления работы | Содержание занятий | |
№ | Направления работы | Содержание занятий | |
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______
^ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАИКАНИИ.
Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________
____________________________________________________________________
^ Сведения о родителях:
Мать____________________________________________________________
Отец____________________________________________________________
Общий анамнез:
Ребенок от _____беременности.
Характер беременности:
____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)
Вес и рост ребёнка при рождении________________
Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________
^ Раннее психомоторное развитие:
Держит голову с _____________ сидит __________
Стоит ___________
Первые зубы________________
Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________
^ Речевой анамнез:
Гуление_______ лепет__________
Первые слова_______________ первая фраза_______________
Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________
Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________
С какого возраста нарушения речи________________
Речевая среда_______________________________________________________
Занимался ли с логопедом____________________________________________
^
Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Особенности личности ребёнка:
спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив или смел, дружен ли с детьми в коллективе, добрый или жадный, стремление к лидерству.
__________________________________________________________
___________________________________________________________________
2.Устойчивость внимания, сосредоточенность, память._________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно)____________________________________________________________
4.Строение органов речевого аппарата:
Язык_______________________________________________________________
Губы_______________________________________________________________
Зубы_______________________________________________________________
Прикус (нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой)____________________________________________________________
5.Состояние речевой моторики
_______________________________________
______________
6.Состояние общей моторики
________________________________________
___________________________________________________________________
7.Темп речи (медленный, быстрый)___________________________
_______
___________________________________________________________
8.В каких видах речи выражено заикание:
Шепотная речь:
А) сопряженная_____________________________________________________
Б) отраженная______________________________________________________
В) ответы на вопросы________________________________________________
Г) чтение___________________________________________________________
д) пересказ__________________________________________________________
Е) стихотворная речь__________________________________________________
ж) спонтанная речь___________________________________________________
9.Дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи_____________________
___________________________________________________________________
10. Локализация и тип судорог (клонический, тонический, смешанные)
а) судороги дыхательного аппарата_____________________________________
в) артикуляционные судороги языка, губ_________________________________
11.Трудные звуки, слоги___ ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
12.Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)_______________
___________________________________________________________________
_________________________________________________ __________________
13.Наличие эмболофразий______________________________
______________
14. Состояние голоса (глухой,крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся, нормальный)________________________________________
___________________________________________________________________
15.Заключение врачей:
_______________________________________________
___________________________________________________________________
16.Логопедическое заключение
________________________________________
___________________________________________________________________
17.Рекомендации
____________________________________________________
___________________________________________________________________
Учитель-логопед
РЕЧЕВАЯ КАРТА №______
^ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________
____________________________________________________________________
^ Сведения о родителях:
Мать____________________________________________________________
Отец____________________________________________________________
Общий анамнез:
Ребенок от _____беременности.
Характер беременности:
____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)
Вес и рост ребёнка при рождении________________
Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________
^ Раннее психомоторное развитие:
Держит голову с _____________ сидит __________
Стоит ___________
Первые зубы________________
Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________
^ Речевой анамнез:
Гуление_______ лепет__________
Первые слова_______________ первая фраза_______________
Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________
Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________
С какого возраста нарушения речи________________
Речевая среда_______________________________________________________
Занимался ли с логопедом____________________________________________
^
Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Наблюдение за поведением и игрой
(контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Исследование слухового восприятия:
Узнавание и различение контрастного звучания 2-х игрушек____________
3.Исследование зрительного восприятия:
А) узнавание и различие большого-маленького____________________________
Б) восприятие и различение основных цветов_____________________________
В) восприятие и различение геометрических фигур________________________
4.Исследование восприятия пространственных представлений:
А) складывание предметных картинок из 2-х частей________________________
Б) выкладывание из 3-х счетных палочек по образцу_______________________
В) постройки из трёх кубиков___________________________________________
Г) ориентировка в пространстве (верх-низ)_______________________________
5.Строение органов речевого аппарата:
Губы тонкие, толстые, частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы_________________________________
Зубы редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов___________________________________________________
Прикус нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный_____________________________________________
Твердое небо высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная, неполная, субмукозная_______________________________________________________
Мягкое нёбо отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка______
Наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки_______________________________________________
Язык
массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка____________________________________________
Подъязычная связка
короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области_______________________________________________
6.Состояние общей моторики:
А) пройти, пробежать между линиями___________________________________
Б) переложит мягкую игрушку из одной руки в другую____________________
В) похлопать в ладоши и потопать одновременно_________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп нормальный/быстрый/медленный, активность нормальная/заторможенность/ расторможенность, проявление моторной неловкости_____________________
7.Состояние ручной моторики:
А) сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой________________________________________________
Б) по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой_____________________________________________________________
В) умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии. кружки)__________________________________________________________
Г) складывание игрушек в ведерко и поочередное их вынимание____________
Д) умение лепить шарики, лепешки, палочки___________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп выполнения нормальный/медленный/быстрый, способность к переключению__________
8.Состояние мимической мускулатуры:
А) надуть щеки «толстячок»____________________________________________
Б) показать, как ешь лимон «кисло»_____________________________________
В) показать, как ешь мороженое «сладко»________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/неточно, мышечный тонус нормальный/повышенный/ пониженный, сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.
9. Состояние артикуляционной моторики:
А) «Улыбка»________________________________________________________
Б) «Хоботок»________________________________________________________
В) «Лопата»_________________________________________________________
Г) «Жало»___________________________________________________________
Д) «Качели»_________________________________________________________
Е) «Маятник»________________________________________________________
Ж) «Лошадка»_______________________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/ неточно, мышечный тонус нормальный/ повышенный/пониженный, темп выполнения нормальный/быстрый/замедленный, наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.
10.Исследование импрессивной речи:
А) понимание существительных_________________________________________
Б) понимание обобщающих слов________________________________________
В) понимание действий________________________________________________
Г) пассивный словарь (выполнение поручений по словесной инструкции)
________________________________________________________
Д) понимание грамматических форм словоизменения______________________
Е) понимание текста знакомой сказки___________________________________
11.Исследование экспрессивной речи:
Характер речи однословная, фразовая, связная.
Состояние лексики__________________________________________________
__________________________________________________________________
Грамматический строй экспрессивной речи:
А) употребление сущ. в именительном падеже ед. и мн. числа_______________
Б) употребление сущ. в винительном падеже ед. числа без предлога_________
В) согласование прилагательных с сущ. ед. числа муж. и .рода_____________
Г) употребление предложно-падежных конструкций_______________________
Д) употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами_________
Е) употребление глаголов в форме ед. и мн. числа в изъявительном наклонении
____________________________________________________________________
Ж) употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам.
12.Исследование фонетической стороны речи:
Состояние имитационных способностей_________________________________
Звукослоговая структура слов__________________________________________
Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________
Тип физиологического дыхания верхнеключичное/ диафрагмальное/ смешенное, объем дыхания достаточный/недостаточный; продолжительность речевого выдоха_____________________________________________________
Сила голоса нормальный/чрезмерно громкий/ чрезмерно тихий/ глухой голос
Модуляция голоса____________________________________________________
Темп речи нормальный/ ускоренный/ замедленный;
Ритм речи нормальный/дисритмия; паузация____________________________
Способность к употреблению основных видов интонации повествовательной/ вопросительной/восклицательной.
13.Исследование фонематических функций
Дифференциация звуков на слух________________________________________
Фонематический анализ_______________________________________________
14.Заключение врачей:
_______________________________________________
___________________________________________________________________
15.Логопедическое заключение
________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
16.Рекомендации
____________________________________________________
____________________________________________________________________
Учитель-логопед
Как Вы знаете, в речевых картах обычно содержатся все задания и место для записи результатов обследования - на нескольких страницах. У нас на работе поток обследуемых в несколько раз больше, чем в образовательных учреждениях, а финансирование на канцтовары неважное. Поэтому от начальства поступила директива: сократить потребление бумаги. Начались поиски. Однако попавшиеся в поле зрения логопедические листы не отвечали в полной мере функциональности и содержательности речевых карт. Передо мной стояла задача: вместить все необходимые сведения по обследованию речи на один лист. Мне это удалось! При использовании этого бланка речевой карты необходимо чёткое знание всех заданий в том или ином блоке, а лучше - наличие хорошо подобранных наглядных материалов ко всем заданиям по возрастам и Ваша безупречная ориентировка в них. На основе речевой карты Нищевой Н.В. с добавлениями заданий из карт других авторов я сделала материалы и схемы обследования речи детей отдельно по возрастам. Это в рамках моей работы намного удобнее представленных в литературе материалов, где, чтобы найти картинки для следующего задания, нужно постоянно пролистывать в альбоме картинки к другим возрастам. Результаты обследования речи детей от 4 до 15 лет вносятся в соответствующие графы. Если по возрасту навык ещё не должен быть сформирован - графа не заполняется. По результатам обследования заполняется бланк описательного логопедического заключения, в котором указана та же последовательность компонентов речевого обследования, что и в речевой карте.
В рамках образовательного учреждения в дополнение к бланку карты понадобится лист анамнеза.
Уверяю Вас, в таком виде документацию удобнее хранить, удобнее ею пользоваться!
Речевая карта
Фамилия, имя ребенка ______________________возраст _______группа/класс__________
Слух________________________________зрение___________________________________
Артикуляционный_____________________________________________________________ аппарат_______________________________________________________________________
Оральный праксис_____________________________________________________________
Дыхание (вне речи и речевое)____________________________________________________
Ритм, темп, интонация__________________________________________________________
Заикание______________________________________________________________________
Звукопроизношение ___________________внятность речи___________________________
А О У Ы Э Я Ё Ю И Е Б БЬ П ПЬ Д ДЬ Т ТЬ Г ГЬ К КЬ Х ХЬ В
ВЬ Ф ФЬ М МЬ Н НЬ Й С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ
Звукослоговая структура слов и фраз : простых _____многозвенных ____сложных______
Фонематические представления: _______________________________________________
Фонематическое восприятие : слухо-зрительная дифференциация слов________________
слухо-произносит. дифференциация оппозиционных звуков в слогах ____в словах______
Звукослоговой анализ и синтез : _________________________________________________
Импрессивная речь :
Пассивный словарь : объём, качество______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Различение : окружающих предметов____________ частей предметов__________________
действий ______________ признаков____________ обобщений________________________
Понимание значений грамматич. изменений : глаголов соверш. вида___________________
ед. – мн. числа существит-х ______________ ед.–мн. числа глаголов___________________
уменьш.-ласкат. форма сущ-х_____________ приставочных глаголов__________________
Понимание логико-грамматических конструкций : обращённой речи ___________________
инструкций: простых соц.-бытовых ________ многозвенных ________сложных _________
предложно-падежных конструкций: простых_______________ сложных________________
простого сравнения________ сложного сравнения ___________инверсии_______________
конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой (в Тв.п.)_______
простых вопросов_____________________ сложных вопросов________________________
близких по структуре предложений_______________________________________________
текста_____________понимание скрытого смысла________ переносного смысла________
Экспрессивная речь :
Активный словарь : объём, качество_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Грамматические процессы :
Образование : прил-х от сущ-х_________________ глаголов соверш. вида______________
сущ-х Им. п. мн. ч. __________________________ приставочн. глаголов _______________
сущ-х мн.ч. в косв. п. или Р.п._________________ относит. прилагат-х ________________
сущ-х в уменьш.-ласкат. форме _______________ притяжат. прилагат-х _______________
детёнышей животных _______________________ качеств. прилагат-х_________________
согласование (в роде, числе и падеже) :
прилагат-х с сущ-ми _________________________глаголов с сущ-ми___________________
сущ-х с числит-ми___________________________ сущ-х с предлогами_________________
Связная речь:
Фраза _______________________________________________________________________
Спонтанная речь_______________________________________________________________
Диалогическая речь____________________________________________________________
Автоматизированная речь: стихи_______ счёт_______ дни недели_______ месяцы_______
Дезавтоматизированная речь: счёт_______ дни недели_______ месяцы_______
Сопряженная речь______________________________________________________________
Отраженная речь_______________________________________________________________
Номинативная речь_____________________________________________________________
Составление фразы: а) по картинке_______________________________________________
б) с заданным словом __________________________________________________________
Монологическая речь :
Выделение причинно-следственных связей:
Виды моноло-гических выска- зываний |
Пересказ |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
Составление рассказа на заданную тему (из опыта) |
Структура текста (части) |
||||
Последователь-ность раскрытия микротем |
||||
Полнота раск-рытия |
||||
Смысловая точность |
||||
Тип фразы, сог-ласование слов |
||||
Использование выразит.средств |
Состояние общей и мелкой моторики ____________________________________________
Оптико-пространственный гнозис и праксис ______________________________________
Письмо: тип латерализации, темп, списывание, самостоятельное письмо, диктант _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Чтение : слов, предложений, текста; темп; чтение про себя; понимание смысла; пересказ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение :__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Логопед:_____________________________________________Дата:____________________
Ниже можно скачать образец бланка речевой карты
(шрифт 12, на 2 страницы размером А4).
Логопедическое заключение.
В ходе логопедического обследования___________________________________(____________г.р.)
было выявлено следующее:
По заключению специалистов:
В строении артикуляционного аппарата:
В состоянии орального праксиса:
В состоянии просодики и динамической стороны речи:
В состоянии звукопроизношения:
В состоянии звукослоговой структуры слов и фраз:
В состоянии фонематического восприятия:
В состоянии звукослогового анализа и синтеза:
В состоянии импрессивной речи:
* пассивный словарь
* понимание изменений грамматических значений слов
* понимание логико-грамматических конструкций
В состоянии экспрессивной речи:
* активный словарь:
* грамматические процессы:
Словообразование:
Согласование:
* фраза
* монологическая речь:
В состоянии общей и мелкой моторики:
В состоянии оптико-пространственного гнозиса и праксиса:
В состоянии письма:
В состоянии чтения:
Заключение:
Логопед:
Дата:
Ниже можно скачать бланк логопедического заключения в формате А4 (шрифт 12).
Анамнез
1. Фамилия, имя ребёнка___________________________________________________________
2. Дата рождения____________________________________Возраст______________________
3. Посещаемое учреждение, группа, класс____________________________________________
4. ФИО матери, возраст, место работы, должность_____________________________________
5. ФИО отца, возраст, место работы, должность_______________________________________
6. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье______________________
_______________________________________________________________________________
7. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических
заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии_____________________
_______________________________________________________________________________
8. Протекание беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия
химических, физических - особенно облучения - факторов, инфекционных заболеваний –
особенно краснухи, гриппа и др., - токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний,
болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половину беременности, симптомов
угрожающего выкидыша.) 1-я половина_____________________________________________
2-я половина____________________________________________________________________
9. Протекание родов (в срок, досрочные: в 8, 7 мес.; нормально протекающие, затяжные,
стремительные, обезвоженные и др.; использование стимуляции во время родов, ее характер;
длительность родов)_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
10. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травмы во время родов: переломов,
кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой)____________________________________
когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут)__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
наличие врожденных пороков_____________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________________
Когда принесли кормить, как сосал (хорошо, вяло) ________________________________________________________________________________
11. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка
(выписать из медицинской карты). Держит голову с________________
сидит с ________________ ходит с___________________
Перенесённые заболевания до года_________________________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания от года до 3 лет___________________________________________
_________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания после 3 лет______________________________________________ ________________________________________________________________________________
12. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления__________ лепета__________
характер лепета______________ время появления слов_______ фразовой речи__________________
не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов_____________________________ аграмматизмов_____________________________________ какие звуки долго произносились неправильно_____________________________________________________________________
характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков)
до 4 лет _______________________________после 4 лет _______________________________
производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств,
в течение какого периода, ее результат______________________________________________ _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
характерные особенности понимания речи окружающих _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
13. Данные обследований врачей – специалистов ________________________________________________________________________________ Поделись с коллегой!
Речевая карта обследования
неговорящего ребенка
1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _
4. Домашний адрес ________________________________________________________________________
5. Откуда поступил ________________________________________________________________________
6. Дата поступления в логопедическую группу _______________
7. Заключение ПМПК от ______________
8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________
9. Состояние слуха _________________________________________________________________________
10. Состояние зрения _______________________________________________________________________
11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________
Логопед ___________________________________
I . Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________
Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________
Проявление способности к подражанию:
- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________
________________________________________________________________________________________________
II . Изучение слухового восприятия
Опреде ление количества неречевых звуков ___________________________________________________
Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________
Определение направления неречевого звука __________________________________________________
Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________
III . Изучение моторного развития
1. Состояние общей моторики:
(походка - уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
координация ____________________________________________________________________________
2. Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
точность движений _______________________________________________________________________
переключение ___________________________________________________________________________
темп ___________________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубнаяскладка) ___________
_______________________________________________________________________________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),
нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу
не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
IV . Обследование артикуляционного аппарата
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________
зубы ____________________________________________________________________________________
прикус _________________________________________________________________________________
язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы ______________________________________________________________________________
нижняя челюсть __________________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
V . Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их названием
Покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол
________________________________________________________________________________________
Покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
________________________________________________________________________________________
Покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
________________________________________________________________________________________
Покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
Покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.
________________________________________________________________________________________
Понимание слов обобщающего характера
Покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)
________________________________________________________________________________________
2. Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия )
Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)
________________________________________________________________________________________
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
Покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)
_______________________________________________________________________________________________
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
Покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________
Покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________
Покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
Где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
________________________________________________________________________________________
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
________________________________________________________________________________________
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
Покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
Возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку
________________________________________________________________________________________
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок
________________________________________________________________________________________
VI . Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________
Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции ( кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,
радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________
______________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков
(звукопроизношение)
(дифференциация звуков)
VII . Исследование неречевых психических функций
1. Мышление:
Владение доской Сегена __________________________________________________________________
Складывание пирамидки _________________________________________________________________
Классификация _________________________________________________________________________
Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________
2. Счёт:
Прямой механический счёт: ______________________________________________________________
Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________
_______________________________________________________________________________________ _
Называние цифр ____________________________________________________________
3. Оптико-пространственный гнозис :
Различение понятий верх/низ, справа/слева , впереди/сзади ___________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Оптико-пространственный праксис:
Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________
________________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ______________________________________
________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение: _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________