Распад ссср: причины, предпосылки, последствия. Распад ссср, причины и последствия

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции , а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями ;

· политический, экономический, идеологический кризис , который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит . Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).


1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок , с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии . Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности .

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик .

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ . Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране .

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума . Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик .

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа , направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие - на федеративных . Предполагалось подписать договор в июле - августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) , заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.


Прежде чем разбирать вопрос о причинах распада СССР, нужно дать краткие сведенья об этом могущественном государстве.
СССР (Союз Советских Социалистических Республик) – коммунистическое супергосударство, основанное великим вождем В. И. Ленином в 1922 году и просуществовавшее до 1991 года. Это государство занимало территории Восточной Европы и части Северной, Восточной и Центральной Азии.
Процесс распада СССР – это исторически обусловленный процесс децентрализации в экономической, социальной, общественной и политической сфере СССР. Результатом этого процесса является полный распад СССР как государства. Полный распад СССР произошел 26 декабря 1991 года; страна разделилась на пятнадцать независимых государств – бывших советских республик.
Теперь, когда мы получили краткие сведенья о СССР и теперь представляем, что это за государство, можно перейти к вопросу о причинах распада СССР.

Основные причины распада Советского Союза
Среди историков уже долгое время идет дискуссия о причинах распада СССР, среди них до сих пор нет единой точки зрения, также как и нет точки зрения о возможном сохранении этого государства. Однако большинство историков и аналитиков согласны со следующими причинами распада СССР:
1. Отсутствие профессионального молодого чиновничьего аппарата и так называемая Эпоха похорон. В последние годы существования Советского Союза большинство чиновников были в преклонном возрасте – средний 75 лет. Но государству были нужны новые кадры, способные видеть будущее, а не только осматриваться на прошлое. Когда чиновники начали умирать, в стране назрела политический кризис, связанный с отсутствием опытных кадров.
2. Движения с возрождением национальной экономики и культуры. Советский Союз был многонациональным государством, и в последние десятилетия каждая республика желала развиваться самостоятельно, вне Советского Союза.
3. Глубокие внутренние конфликты. В восьмидесятых годах произошла острая серия национальных конфликтов: Карабахский конфликт (1987-1988гг.), Приднестровский конфликт (1989г.), Грузино-южноосетинский конфликт (начался еще в восьмидесятых и продолжается по этот день), Грузино-абхазский конфликт (конец восьмидесятых). Эти конфликты окончательно разрушили веру национальное единство советского народа.
4. Острая нехватка товаров народного потребления. В восьмидесятых особенно остро обострилась эта проблема, люди были вынуждены часами и даже днями стоять в очередях на такие продукты как хлеб, соль, сахар, крупы и другие товары необходимые для жизни. Это подорвало веру людей в могущество советской экономики.
5. Неравенство в экономическом развитии республик СССР. Некоторые республики значительно уступали ряду других в экономическом плане. Так, например, менее развитые республики испытывали острый дефицит товаров, так как, например, в Москве эта ситуация не была столь острой.
6. Неудачная попытка реформирования Советского государства и всей Советской системы. Эта неудачная попытка привела к полному застою в экономике (стагнации). В дальнейшем это привело не только к застою, но и к полному развалу экономики. А затем была разрушена и политическая система, не справлявшаяся с насущными проблемами государства.
7. Падение качества производимых товаров народного потребления. Дефицит товаров потребления начался еще в шестидесятых годах. Тогда советское руководство сделало следующий шаг – оно урезало качество этих товаров, для того чтобы увеличить количество этих товаров. Как итог – товары были уже неконкурентоспособными, например, по отношению к зарубежным товарам. Поняв это, люди перестали верить в советскую экономику и все больше обращали внимание на западную экономику.
8. Отставание уровня жизни советского народа по сравнению с западным уровнем жизни. Особенно остро эта проблема показала себя в кризисе на главные товары потребления и, конечно же, кризисе техники, в том числе и домашней. Телевизоры, холодильники – эти товары практически не выпускались и люди были вынуждены долгое время пользоваться старыми образцами, уже практически наработавшими. Это вызывало и без того растущее недовольство населения.
9. Закрытие страны. В связи с холодной войной, люди практически не могли выехать из страны, они даже могли быть объявлены врагами государства, то есть шпионами. Жестоко наказывалась те, кто пользовался зарубежной техникой, носил зарубежную одежду, читал книги зарубежных авторов, слушал зарубежную музыку.
10. Отрицание проблем в советском обществе. Следуя идеалам коммунистического общества, в СССР никогда не было убийств, проституции, грабежей, алкоголизма, наркомании. Долгое время государство полностью скрывало эти факты, несмотря на их наличие. А затем в один момент, резко признало их существование. Вера в коммунизм опять-таки была разрушена.
11. Раскрытие засекреченных материалов. Большинство людей советского общества, ничего не знало о таких ужасных событиях как: голодомор, массовые репрессии Сталина, численные расстрелы и др. Узнав об этом, люди поняли, какой ужас принес коммунистический режим.
12. Техногенные катастрофы. В последние годы существования СССР произошло больше количество серьезных техногенных катастроф: авиакатастрофы (из-за устаревшей авиации), крушение крупного пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» (погибло около 430 человек), катастрофа под Уфой (самая большая железнодорожная катастрофа в СССР, погибло более 500 человек). Но самое ужасное – Чернобыльская авария 1986 года, число жертв которой, невозможно сосчитать, и это не говоря уже о вреде мировой экосистеме. Наибольшая проблема была в том, что советское руководство скрывало эти факты.
13. Подрывная деятельность США и стран НАТО. Страны НАТО, а в особенности США, подсылали в СССР своих агентов, которые указывали на проблемы Союза, жестоко критиковали их и сообщали о преимуществах, присущих странам Запада. Своими действиями зарубежные агенты раскалывали советское общество изнутри.
Вот такими были ключевые причины распада Союза Советских Социалистических Республик – государство, которое занимало 1 всей сухопутной территории нашей планеты. Такое число, тем более невероятно острых проблем не могло быть разрешено ни одним успешным законопроектом. Конечно, Горбачев за время своего пребывания на посту президента еще пытался реформировать советское общество, но такое число проблем разрешить невозможно, тем более в такой ситуации – СССР просто не имел средств на такое число кардинальных реформ. Распад СССР – был необратимым процессом и историки, которые до сих пор не нашли хоть одного теоретического пути сохранения целостности государства, прямое тому подтверждение.
Официальное объявление о распаде СССР было оглашено 26 декабря 1991 года. Перед этим, 25 декабря, президент СССР – Горбачев сложил свои полномочия.
Распад Союза ознаменовал окончание войны между США и НАТО против СССР и его союзников. Холодная война, таким образом, завершилась полной победой капиталистических государств над коммунистическими странами.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

1)кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

2)неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

3)массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

4)все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

5)обострение национальных противоречий; 6)ослабление центральной власти;

7)авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее. 8) провал путча; 9) неудавшаяся перестройка, экономический и политический кризис; 10) недоверие Горбачеву. Авторитет Ельцина; 11) неподдержка западных держав.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

1)резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения; 2)территория России сократилась на четверть; 3)доступ к морским портам вновь осложнился; 4)уменьшилось население России – фактически на половину; 5)возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР; 6)началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему; 7)мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты. 8) карта Европы изменилась. Прибавилось 15 государств; 9) полный проигрыш холодной войны; 10) ослабление обороны новых государств; 11) ухудшение уровня жизни во всех бывших республиках



36) СССР в 1985-1991г. «перестройка» и «новое политическое мышление»

«Тридцать с лишним лет тому назад на XX съезде КПСС был сделан фундаментальный вывод об отсутствии фатальной неизбежности новой мировой войны, о возможности предотвратить её. Речь шла не просто об оттяжке грядущего конфликта, не просто о продлении «мирной передышки», о возможности мирного преодоления того или иного международного кризиса. Наша партия провозгласила свою убеждённость в том, что можно и необходимо ликвидировать военную угрозу как таковую, исключить войну из жизни человечества. Тогда было заявлено, что война отнюдь не является обязательной предпосылкой социальных революций. Принцип мирного сосуществования был развит с учётом происшедших в результате второй мировой войны изменений.

В годы разрядки мы попытались наполнить этот принцип конкретным содержанием на основе равноправного международного диалога и сотрудничества. Именно этот период отмечен заключением ряда важных договоров, завершивших, собственно, «послевоенный» период в Европе, улучшением советско-американских отношений, что сказалось на всей мировой ситуации. Сама логика разрядки диктовалась все более полным осознанием невозможности победы в ядерной войне. Именно исходя из этого, ещё пять лет назад мы перед всем миром заявили, что никогда и ни против кого не применим ядерного оружия первыми.



Глубокий концептуальный поворот связан с апрельским Пленумом ЦК КПСС 1985 года, с XXVII съездом партии. Это и был поворот к новому политическому мышлению, к новому представлению о соотношении классового и общечеловеческого начал в современном мире.

Новое мышление - не импровизация, не игра ума. Это - результат глубоких размышлений над реальностями современного мира, понимания того, что ответственное отношение к политике требует научного её обоснования. И отказа от некоторых ранее казавшихся незыблемыми постулатов. Необъективность в подходе, уступки конъюнктуре ради достижения преходящих целей, отступления от научной строгости в анализе ситуации дорого нам обходились. Можно сказать, что новое мышление далось нам непросто, в мучительных раздумьях. А вдохновение черпаем у Ленина. Всякий раз, обращаясь к нему, по-новому «прочитывая» ленинские работы, поражаешься его способности проникать в суть явлений, видеть сложнейшую диалектику мировых процессов. Будучи вождем партии пролетариата, теоретически и политически обосновывая его революционные задачи, Ленинумел видеть дальше, выходить за их классовые пределы. Всю глубину и значимость этих мыслей мы поняли лишь теперь. Они и питают нашу философию международных отношений, новое мышление.

Могут возразить: идеями «вечных» общечеловеческих ценностей занимались философы и теологи всех времен. Да. Но тогда это были «умственные конструкции», обреченные быть утопией, мечтаниями. В XX веке, в конце этого драматического столетия, человечество должно признать жизненную необходимость приоритета общечеловеческого как главного императива эпохи. Во внешней политике, как и во внутренней, испокон веков во главе угла был классовый интерес. Разумеется, официально он, как правило, прикрывался чем-то другим - подавался как национальный, государственный или блоковый, затуманивался ссылками на «всеобщее благо» или религиозные мотивы. Но, в конечном счёте, по убеждению не только марксистов, но и многих других трезво рассуждающих людей, политика всякого государства или союза государств определяется интересами доминирующих в них социально-политических сил. Острые столкновения этих интересов на международной арене вели на протяжении всей истории к вооруженным конфликтам и войнам. Так и получилось, что политическая история человечества - это в значительной мере история войн. Сегодня эта традиция ведёт прямиком к ядерной бездне. Всё человечество находится в одной лодке, и потонуть или выплыть можно только вместе. Поэтому переговоры о разоружении - это не игра на выигрыш. Выиграть должны все, иначе все проиграют.

Ядром нового мышления является признание приоритета общечеловеческих ценностей и ещё точнее - выживания человечества. Кому-то может показаться странным, что такой упор па общечеловеческие интересы и ценности делают коммунисты. Действительно, классовый подход ко всем явлениям общественной жизни - это азбука марксизма. Такой подход и сегодня полностью отвечает реальностям классового общества, в котором противоборствуют классовые интересы, и реальностям международной жизни, также пронизанным этим противоборством. И до самого последнего времени классовая борьба оставалась стержнем общественного развития, она остается таковым и поныне в классово-разделённых государствах. Соответственно, и в марксистском мировоззрении доминировал - применительно к главным вопросам общественного бытия - классовый подход. Понятие общечеловеческое рассматривалось как функция и конечный результат борьбы рабочего класса - последнего класса, который, освобождая себя, освобождает и все общество от классовых антагонизмов. Но теперь, с появлением оружия массового - всеобщего! - истребления, появился объективный предел для классовой конфронтации на международной арене: это угроза всеуничтожения. Впервые возник реальный, а не умозрительный, сегодняшний, а не отдалённый, общечеловеческий интерес - отвести от цивилизации катастрофу. В духе нового мышления были внесены изменения в новую редакцию Программы КПСС, принятую XXVII съездом партии, в частности, мы сочли далее невозможным оставить в ней определение мирного сосуществования государств с различным общественным строем как «специфической формы классовой борьбы».

Было принято считать, будто источник мировой войны - в противоречиях между двумя социальными системами. До 1917 года в мире была одна система - капиталистическая, и тем не менее разразилась мировая война между государствами этой одной системы. Были и другие войны. И, наоборот, во второй мировой войне в рамках единой коалиции боролись против фашизма и разгромили его страны, представлявшие разные системы. Общий интерес всех народов и государств, которые оказались перед лицом фашистской угрозы, превысил социально-политические различия между ними и обеспечил основу для создания антифашистской «надсистемной» коалиции. Значит, и сегодня - перед лицом ещё более страшной опасности - государства, принадлежащие к разным социальным системам, могут и должны сотрудничать между собой во имя мира, во имя решения общечеловеческих, глобальных задач. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки: 1)1985 – 1986 гг. 2)1987 – 1988 гг. 3)1989 – 1991 гг. В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции».

Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.

Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения

Распад СССР произошёл в 1991 году, и началась история России. Множество государств, совсем недавно называвших себя «братьями навек», теперь яростно отстаивали право на суверенитет, а то и воевали друг с другом.

Между тем причины распада СССР лежат на поверхности, более того - развал советской империи был неизбежен.

Причины распада СССР: почему распался Союз?

Историки, социологи и политологи выделяют несколько основных причин распада СССР :

  • Тоталитарный режим. Страна, где любое инакомыслие карается смертью, заключением или справкой о недееспособности, обречена на гибель, так только «захват» будет хоть немного ослаблен и граждане смогут приподнять голову.
  • Межнациональные конфликты. Несмотря на декларируемое «братство народов», в действительности советское государство просто закрывало глаза на межнациональную рознь, предпочитало не замечать и замалчивать проблему. Поэтому в конце 80-х годов долго назревавший взрыв произошел сразу в нескольких местах - это и Грузия, и Чечня, и Карабах, и Татарстан.
  • Экономический спад. После мирового падения цен на нефть Союзу пришлось туго - многие до сих пор помнят тотальный дефицит на все продукты и огромные очереди.
  • «Железный занавес» и «холодная война». Советский Союз искусственно нагнетал антизападную истерию, убеждая своих граждан в том, что повсюду одни лишь враги, тратил огромные деньги на оборону и гонку вооружений, высмеивал и запрещал любые веяния из остального мира. Запретный плод сладок, и со временем советские люди начали чувствовать куда большее доверие и к вещам, и к идеям западного мира.

От СССР к СНГ.

1991 года стал годом распада СССР , и Михаил Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Возникло новое государство - Россия, и новый «союз» свободных независимых стран - СНГ. В это объединение вошли все бывшие республики Советского Союза - но теперь каждая из них жила по своим законам, поддерживая с другими лишь соседские отношения.

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

Кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

Неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

Массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

Все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

Обострение национальных противоречий;

Ослабление центральной власти;

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

Резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

Территория России сократилась на четверть;

Доступ к морским портам вновь осложнился;

Уменьшилось население России – фактически на половину;

Возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

Началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

Мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

После распада в 1991 г. СССР в России произошли перемены во всех областях жизни. Одним из наиболее важных событий последнего десятилетия XX в. стало становление новой российской государственности.

Президентская власть . Центральное место в системе власти современной России занимает институт Президента, являющегося по Конституции 1993 г. главой государства, а не исполнительной власти (как это было до декабря 1993 г.).

Практически ни один важный вопрос жизни государства и общества не может быть решен без согласия и одобрения главы государства.

Президент является гарантом Конституции и может принимать любые меры к охране суверенитета, независи­мости и территориальной целостности России. Президенту подотчетно Правительство страны, состав и основные направления деятельности которого он определяет и работой которого фактически руководит. Глава государства возглавляет также Совет безопасности. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны, может в случае необходимости вводить режим чрезвычайного, военного и особого положения.

Такой объем полномочий Президента вполне соответствует историческим традициям высшей власти в России. Некоторые противники сильной президентской власти иногда называют этот режим выборной монархией. Однако при всей полноте полномочий главы государства его власть в достаточной степени ограничена системой сдержек и противовесов.

От Советов к парламентаризму. Основным политическим событием 90-х гг. стал демонтаж советской системы власти и замена ее разделением властей - законодательной, исполнительной, судебной.

Используя исторический опыт парламентаризма в России начала XX в., Конституция 1993 г. завершила начатый еще в годы перестройки процесс становления нового российского парламентаризма.

Российским парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Верхняя палата назначает выборы Президента и решает в случае необходимости вопрос о его отрешении от должности; утверждает решение главы государства о введении военного или чрезвычайного положения; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора и членов Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда России. Основными предметами ведения Государственной думы являются утверждение состава Правительства и принятие законов страны. Обе палаты парламента утверждают федеральный бюджет и общегосударственные налоги и сборы; ратифицируют подписанные Россией международные соглашения; объявляют войну и заключают мир. Все эти решения подлежат утверждению Президентом.

Правительство . Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство России. Оно разрабатывает и реализует после утверждения федеральный бюджет; обеспечивает проведение в стране единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики; определяет параметры развития культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; обеспечивает реализацию оборонной и внешней политики страны; заботится о соблюдении законности и правопорядка, прав и свобод граждан. В его ведении находится также распоряжение федеральной собственностью.

Деятельность Правительства, в отличие от дореволюционного и советского периодов истории России, находится не только в прямой зависимости от указаний и распоряжений главы государства, но и под существенным контролем со стороны парламента.

Судебная власть . Судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный суд выносит по запросам органов власти окончательное решение о соответствии Конституции страны федеральных и региональных законов и распоряжений; указов Президента страны, руководителей субъектов Федерации. По запросам граждан он решает вопрос о нарушении их конституционных прав и свобод. При необходимости он дает толкование тех положений Конституции, которые не регламентированы специальными законами и другими документами.

Верховный суд является высшей судебной инстанцией по гражданским, уголовным и административным делам.

Высший арбитражный суд является высшим судом по разрешению экономических споров.

Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законов страны как гражданами, так и государственными и общественными органами.

Центр и регионы. Россия является федерацией, состоящей из 88 субъектов. Политические и экономические права, предоставленные федеральными властями регионам в начале 90-х гг., привели к значительному ослаблению роли Центра. Принятые на местах законы и даже собственные конституционные акты входили в противоречие с федеральной Конституцией и законами федерации. Началось создание сети губернских банков и даже собственного «золотого запаса» субъектов Федерации. В отдельных районах страны не только прекратилось перечисление средств в федеральный бюджет, но и вводился запрет на вывоз различных видов продукции за пределы краев и областей. Раздавались голоса о придании административным границам (особенно национальных регионов) статуса государственных. Русский язык в ряде республик перестал признаваться государственным. Все это порождало опасную тенденцию трансформации федерации в конфедерацию и даже возможность ее распада.

Особенно тревожным было положение в Чечне, где была провозглашена «государственная независимость», а власть перешла, по сути, в руки криминальных и экстремистски настроенных групп. Ослабленный федеральный Центр, не сумев политическими средствами добиться выполнения здесь федерального законодательства, предпринял силовые действия. В ходе первой (1994-1996) и второй (с лета 1999 г.) военных кампаний в Чечне удалось обеспечить контроль центральных властей над территорией этого субъекта Федерации. Но производственная и социальная сфера региона в ходе затяжных боевых действий оказалась полностью разрушена. Значительными оказались потери как среди военнослужащих федеральных сил, так и среди местного населения. Однако на­метившаяся в 90-е гг. тенденция к выходу Чечни из Российской Федерации была пресечена.

Местное самоуправление. Развивая традиции местного самоуправления, заложенные в ходе земской (1864) и го­родской (1870) реформ, Конституция 1993 г. предоставила местным властям право самостоятельного решения во­просов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Основными формами местного самоуправления являются референдумы (всенародные волеизъявления) и выборы глав депутатов муниципальных образований. В ходе референдумов населения решаются также вопросы изменения границ и принадлежности города или села тому или иному району или области. Органы местной власти самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, определяют статьи и размеры местных налогов и сборов, осуществляют охрану общественного порядка и т. п. В 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в которой органы местного самоуправления признаны одной из базовых основ демократического строя. Важным событием стало учреждение муниципалитетами Конгресса муниципальных образований Российской Федерации для координации усилий органов местного самоуправления в отстаивании их интересов перед региональной и центральной властью.

Таким образом, в 90-е гг. в России была создана легитимная основа российской государственности, построенная на демократических принципах, и апробирована новая система отношений между Центром и регионами.