Расчет штрафов и пеней по 44 фз. Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам. Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал

Неустойка по контракту по закону № 44-ФЗ. Калькулятор для расчета неустойки онлайн

Рассмотрим общие правила исчисления неустойки (п. п. 5-8 ст. 34 закона «О контрактной системе» от 05.04.2013 № 44-ФЗ) для заказчика в форме:

Штрафа, применяемого за всякое несоответствующее исполнение или неисполнение контракта, кроме просрочки обязательств по нему. Его размер является фиксированным и рассчитывается как процент от суммы самого контракта (п. 1Правил определения…, утв. постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, далее — Правила).

Пеней, начисляемых за несоблюдение заказчиком установленных госконтрактом сроков обязательств. Пеня равна 1/300 ставки рефинансирования от суммы задолженности за каждый день просрочки (п. 5 ст. 34 закона № 44-ФЗ).

Неустойка по 44-ФЗ для поставщиков и исполнителей рассчитывается по иному алгоритму:

  1. Штраф аналогичным образом определяется в фиксированной сумме за нарушения обязательств по контракту, кроме просрочки, как определенный процент от стоимости контракта (п.п. 3-5, 7 Правил). Кроме того, п. 6 Правил устанавливает штраф за нарушение обязательств, которые не обладают стоимостью, в виде определенной суммы, в зависимости от суммы контракта: например, штраф в 1000 руб. для контракта ценою 3 млн. руб. и менее. Установлены отдельные размеры штрафов для:
    • победителей закупок;
    • поставщиков, обязательства которых по контракту не имеют стоимостного выражения;
    • подрядчиков, выполняющих работы по реконструкции и строительству объектов капстроительства;
    • подрядчиков, не выполнивших условие о привлечении субподрядчиков из сектора малого предпринимательства;
    • выбранных по правилам п. 1 ч. 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, …» социально ориентированных организаций и представителей малого бизнеса.
  2. Для вычисления суммы пени в данном случае стоимость контракта уменьшается на стоимость выполненных работ. Из полученного результата исчисляется пеня, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 10 Правил).

Списание неустойки по закону № 44-ФЗ. Решение о списании

В 2015-2016 годах в целях снижения финансовой нагрузки на хозсубъекты Правительством РФ были изданы специальные постановления (от 05.03.2015 № 196 и от 14.03.2016 № 190), регламентирующие обязанность заказчиков произвести списание начисленной поставщикам (исполнителям), но не уплаченной ими неустойки в установленных ситуациях.

В 2015 и 2016 годах регламент списания неустойки был одинаковым и регулировался соответственно приказами Минфина РФ от 29.06.2015 № 98н и от 12.04.2016 № 44н.

В соответствии с их положениями решение о списании задолженности входило в сферу компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов заказчика. На его основании в дальнейшем издавалась соответствующая локальная распорядительная документация заказчика.

К 01.01.2017 перечисленные постановления утратили свою юридическую силу. С 13.07.2018 в силу вступили Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, согласно которым списание неустойки регламентировано сходным с предыдущими постановлениями образом.

Итак, неустойка за неисполнение или несоответствующее выполнение обязательств в рамках госконтракта по закону № 44-ФЗ рассчитывается по специальному алгоритму, содержащемуся в Правилах. Неустойка взимается в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, кроме просрочки исполнения. В этом случае заказчик или поставщик должны будут заплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Удобным инструментом для вычисления размера пеней и штрафов является калькулятор неустойки по 44-ФЗ.

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 , , , , , , , , , , , , , , , , - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - , - настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случаях , установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер , установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Методика расчета штрафов и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, оговаривается в «Правилах определения размера штрафов, начисляемых при ненадлежащем исполнении контрактных обязательств».

Нарушение договорных обязательств всегда ущемляет интересы добросовестного контрагента, однако если это касается госзакупок, то в итоге в качестве пострадавшей стороны выступают обычные граждане. По этой причине методы расчета штрафных санкций и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, законодатель оговаривает отдельно. Сегодня расчет штрафов и пеней осуществляется в соответствии с «Правилами определения размера штрафных санкций, которые начисляются при ненадлежащем исполнении предусмотренных контрактом обязательств (исключение составляют просрочка исполнения обязательств, а также размер пени, начисляемой за каждый из дней просрочки обязательств)».

Давайте на примерах рассмотрим, каким образом определяется сумма неустойки и как в государственном контракте прописывать раздел, касающийся ответственности сторон сделки.

Ответственность заказчика

Размер пени, взыскиваемой в случае просрочки выполнения обязательств заказчика, Правила не регулируют, поэтому нужно ориентироваться непосредственно на нормы Закона № 44 «О контрактной системе…». Статьей 34 (часть 5) этого Закона размер неустойки определен как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый из дней просрочки от суммы, которая не уплачена в срок (начиная со дня, который следует после того, как истечет срок исполнения договорного обязательства). С 1.01.2016 ставка рефинансирования приравнена к ключевой.

Например, при контрактной цене в 500 тысяч рублей дата последнего перечисления суммы оплаты поставщику – 20 марта, по факту же средства в полном объеме были перечислены 31 марта. В этом случае расчет пени за полный период будет выглядеть так:

  • 500 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 2016,67 руб.

Допустим, вовремя было перечислено лишь 200 тыс. рублей, остальные же 300 тыс. рублей были просрочены. В этом случае расчет будет следующим:

  • 300 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 1210,00 руб.

Размер пени не разрешается изменять по согласованию сторон, поскольку Закон № 44 (статья 34, часть 5) такую возможность не предусматривает.

Размер штрафов за иные нарушения контракта, совершенные заказчиком (кроме просрочки), должен устанавливаться фиксированной суммой прямо в контракте. Причем Правилами строго регламентирован размер штрафных санкций в зависимости от контрактной цены (пункт 5 Правил).

Размер штрафа, который взыскивается с заказчика при ненадлежащем исполнении им обязанностей по госконтракту, таблица № 1.

Шкала контрактной цены не совсем корректно сформулирована, поэтому встает вопрос: какой необходимо прописать размер штрафа, если контрактная цена составляет, например, ровно 50 млн рублей. Однако в этом случае предсказать поведение заказчика нетрудно: наверняка в контракте будет предусмотрен меньший размер штрафа. Аналогичная ситуация возникает также в случае определения размера штрафных санкций поставщика.

Возможно, Вас также заинтересует:

  • Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии

    Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

  • Ликбез по участию в закупках

    Тем, кто впервые участвует в госзакупках, нужно знать многое: с чего начинать подготовку, кто является заказчиками, как искать лучшие закупки, как подать заявку, что такое финансовое обеспечение.

  • Как победить в аукционе по 44-ФЗ "О контрактной системе..."

    Мы подготовили инструкцию, которая включает пять шагов. Изучите её, и вы обязательно одержите победу.

Ответственность, возникающая у поставщика (подрядчика, исполнителя)

Для поставщиков, которые просрочили исполнение контракта, расчет пени проводится по более сложной схеме по сравнению с расчетом пени недобросовестным заказчикам. В общем виде формулу определения размера пени можно представить так (пункт 6 Правил):

П = С х (Ц – В) , где:

  • Ц – это контрактная цена;
  • В – это стоимость контрактного обязательства, исполненного в установленный срок (определяют на основании документов, свидетельствующих о приемке товаров, оказании услуг, исполнении работ, включая исполнение отдельных этапов контрактов);
  • С – это размер ставки.

Если с компонентами В и Ц вопросов возникнуть не может, то ставку (С) рассчитывают в несколько этапов. Формула, определяющая размер ставки, сама по себе несложная (пункт 7 Правил):

С = ДП х СЦБ , где:

  • ДП – это количество просроченных дней;
  • СЦБ – это установленный размер ставки рефинансирования, действующей на момент уплаты пени, который определяется, учитывая коэффициент К.

Коэффициент К, который зависит от того, сколь серьезная просрочка допущена поставщиком, рассчитывается тоже несложно (пункт 8 Правил):

К = (ДП/ДК) x 100% , где:

  • ДК – это срок исполнения контрактного обязательства (количество дней);
  • ДП – это количество просроченных дней.

На следующем этапе определяется величина, на которую нужно умножить ставку рефинансирования для получения СЦБ (данный показатель определяется, основываясь на размере коэффициента К) (пункт 8 Правил).

Правила нахождения коэффициента, на который нужно умножить ставку рефинансирования, зависящий от коэффициента К, таблица № 2

Тут мы опять видим некорректное определение диапазонов шкалы: к примеру, непонятно, как проводить расчет ставки при коэффициенте К, который равен 50%. Наверное, с течением времени шкалу величин данного коэффициента приведут в более привычный вид: от 0 до 49%, от 50 до 99%, а также 100% и больше.

Давайте проведем расчет размера пени на примерах.

Пример первый

Цена контракта – 500 тыс. рублей, срок его исполнения – 30 дней, просрочка – 9 дней, контракт не исполнен в оговоренный срок.

Сначала определяем коэффициент (К):

К = 100% х (9 / 30) = 30%

Так как это значение попало в диапазон «от 0 до 50%», то при расчете ставки (С) будет использован СЦБ, который равен 0,01 от уровня ставки рефинансирования (11,0%).

С = (0,11 х 0,01) x 9 = 0,0099 (0,99%)

Теперь переходим к расчету пени (наше значение В равно нулю, так как контракт не исполнен даже частично):

П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 0,99% = 4950,00 рублей

Представив, что поставщик исполнил контракт частично, при расчете пени нужно учесть, в какую сумму оценена исполненная часть. Например, акт о приемке свидетельствует об исполненной стоимости контракта в 200000 рублей:

П = (500 тыс. рублей – 200 тыс. рублей) x 0,99% = 2970,00 рублей

Пример второй

Представим, что все данные такие же (контрактная цена – 500 тыс. рублей, срок выполнения контракта составляет 30 дней, причем частичного исполнения нет), просрочка составляет 18 дней. Опять начинаем с того, что рассчитываем коэффициент К:

К = (18 / 30) x 100% = 60%

Разумеется, автоматически изменяется коэффициент К, который необходимо учитывать, поскольку он соответствует диапазону «от 50% до 100%», следовательно, ставка рефинансирования (11,0%) умножается на 0,02:

С =18 х (0,11 х 0,02) = 0,0396 (3,96%)

По сравнению с первым примером итоговая ставка, при помощи которой производится исчисление пени, существенно выросла, а размер пени увеличился:

П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 3,96% = 19800 рублей

Пример третий

Наконец, проведем расчет пени при серьезной просрочке исполнения контрактных обязательств, которые полностью превышают срок их исполнения, к примеру, на 42 дня:

К = (42 / 30) x 100% = 140%

У диапазона значений коэффициента К опять изменения. Теперь его значение «100% и больше», значит, ставку рефинансирования (11,0%) необходимо умножить на коэффициент 0,03:

С = (0,11 х 0,03) x 42 = 0,1386 (13,86%)

Итоговый размер пени составит:

П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 13,86% = 69,3 тыс. рублей

О том, как снизить начисленные пени читайте в этой статье.

Для поставщиков предусмотрены и штрафы, применяемые при любом ненадлежащем исполнении обязательств, исключая просрочку.

Размеры штрафных санкций, которые взыскиваются с поставщика (подрядчика, исполнителя) при ненадлежащем исполнении им обязательств по государственному контракту (Правила, пункт 4), таблица № 3

В сравнении с размерами просрочки размеры штрафных санкций более внушительны, что способно неблагоприятно повлиять на исполнение контрактных обязательств. Например, если срок исполнения контракта заканчивается, а подрядчику не удается качественно выполнить работу, то не имеет смысла ее сдавать в незавершенном виде: существенно «дешевле» исполнить контракт, допустив просрочку. Если же в подобном случае некачественный результат работ будет сдан, то поставщик вынужден будет уплатить штраф и исправить имеющиеся недостатки. Это приведет к следующей ситуации: работа будет качественно выполнена после того, как истечет срок исполнения контрактных обязательств, следовательно, заказчику удастся взыскать также пеню за просрочку, ведь Закон № 44 и Правила не содержат на это прямого запрета.

Совсем недобросовестно

Правилами не определено, каким образом устанавливаются штрафные санкции за неисполнение обязательств (здесь имеется в виду только ненадлежащее исполнение контракта либо просрочка его исполнения).

Принимая Закон № 44 (в первоначальной редакции), законодателем не было упомянуто об ответственности, наступающей в случае неисполнения контракта. Поправки в Закон № 44 (части 5, 6 и статья 34 части 8) внесены лишь в конце 2013 г. В итоге эти нормы предусматривают, что штраф, налагаемый за ненадлежащее исполнение либо неисполнение контрактных обязательств, необходимо закрепить в контракте фиксированной суммой, определяемой с учетом Правил. Однако в самих Правилах говорится лишь о просрочке или ненадлежащем исполнении обязательств. Понятно, что при неисполнении контрактных обязательств именно обеспечение исполнения контракта гарантирует интересы заказчика, к примеру, выплатой по гарантии банка (Закон № 44, статья 45), поставщика же занесут в реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44, статья 104).

Вопрос: «Требуется ли вносить изменения в действующий контракт, который был заключен в 2013 г. на 2014 г., касающиеся размера неустойки по причине принятия новых правил?»

Заказчик обязан прописать в проекте заключаемого контракта ответственность в случае его неисполнения в виде зафиксированной суммы штрафных санкций (Закон № 44, статья 34, часть 4). Самое простое, что в такой ситуации можно сделать для того, чтобы предупредить претензии ФАС РФ – это изменить формулировку контракта так, чтобы фиксированная сумма штрафных санкций распространялась на «ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей по контракту».

Условия неопределенности

Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).

Фиксированный размер штрафа должен быть рассчитан уже на стадии разработки конкурсной документации. Отметим, что сделать это затруднительно, так как итоговая цена контракта, на основании которой исчисляется штраф, будет известна лишь после определения победителя конкурса. По этой причине в контракт можно включить пункт, содержащий незаполненные поля, к примеру: «За ненадлежащее исполнение либо неисполнение условий Контракта Поставщик должен уплатить Заказчику штрафные санкции, размер которых составляет ____ % от контрактной цены, определенной в пункте ____ Контракта, (это составляет ____ рублей)».

На стадии заключения контракта в пустые поля должны быть вписаны соответствующие значения. При уверенности заказчика, что начальная цена по результатам госзакупки не снизится до такого уровня, чтобы попасть в иной диапазон, может быть сразу указан конкретный процент (к примеру, в закупочной документации цена контракта составляет 3,5 млн рублей, а по результатам конкурса победителем признают участника, предложившего 2,9 млн рублей).

Отметим, что по Закону № 44 размер пени должен быть прописан в контракте (статья 34, часть 7). Очевидно, что в таком случае положения Правил можно просто продублировать.

Исключения из правил

Стоит напомнить, что по Закону № 44 (статья 34, часть 15) заказчик вправе не исполнять требование, касающееся обязательного закрепления в контракте сумм неустойки и штрафных санкций, если закупка проводится у единственного поставщика:

  • на сумму, которая не превышает 100 тыс. рублей (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 4);
  • на заключение договора на посещение театра, зоопарка, концерта, кинотеатра, музея, цирка, спортивного мероприятия или выставки (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 15);
  • если закупаются лекарственные препараты (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 28).

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Дата: 05.09.2017

В конце августа 2017 г. Правительство РФ установило новые правила определения размера штрафа и пени при исполнении контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ 1 . Эти правила пришли на смену старым, установленным еще в 2013 году 2 . Рассмотрим, с учетом каких изменений размеры штрафов теперь должны будут прописываться в контрактах.

Дифференциация размеров штрафов в зависимости от цены контракта стала более широкой, сохранив при этом общую логику «чем больше цена, тем меньше штрафной процент». Так, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы от 10 % цены контракта (этапа), если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 0,1 % цены контракта (этапа), если цена контракта превышает 10 млрд руб. Всего предусмотрено 9 значений, а в прежних правилах их было 4 (от 10 % до 0,5 %). Обратим внимание, что в новых правилах речь идет не просто о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, а о каждом факте такого события, и за каждый такой факт предусматривается штраф. Также отметим, что сейчас размер штрафа рассчитывается не только от цены контракта, но и от цены отдельного этапа контракта, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения.

Предусмотрена отдельная шкала размеров штрафов в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполняющих контракт, заключенный по результатам прямых целевых закупок у СМП и СО НКО 3 . Шкала эта и менее дифференцированная и более «щадящая» - так, максимальная «штрафная доля» составляет всего 3 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн руб. Отметим здесь один возможный проблемный момент - порядок расчета штрафа предусматривает максимальную цену контракта в размере 20 млн руб. (штраф в 1 % от цены контракта), поскольку НМЦК при прямой целевой закупки у СМП и СО НКО не может превышать данный размер. Однако 44-ФЗ позволяет в определенных случаях увеличивать цену заключенного контракта на 10 % 4 , поэтому если, скажем, при таком увеличении цена контракта начнет превышать 20 млн руб., то возникает неопределенность касательно того, в каком размере должен тогда рассчитываться штраф.

Кроме того, если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП И СО НКО в виде штрафа, то размер штрафа должен будет устанавливаться в размере 5 % от объема такого привлечения, установленного контрактом.

Введена отдельная шкала штрафов в отношении контрактов, заключенных с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (такой случай может иметь место при проведении электронного аукциона 5) - в зависимости от размера НМЦК контракта штраф составляет от 10 до 1 % от размера НМЦК.

Предусмотрены отдельные штрафы за каждый акт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств). Размер штрафа здесь установлен в абсолютных величинах, в зависимости от цены контракта он составляет от 1 тыс. до 100 тыс. руб. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, что это могут быть за «нестоимостные» обязательства. В рассматриваемом НПА нет пояснений по этому поводу, но по здравому смыслу к таким обязательствам могут быть отнесены, например, обязательства поставить товары целиком, а не частями; после оказания услуг в определенный срок предоставить заказчику документы, подтверждающие факт оказания услуг, и т.п. В любом случае в контракте целесообразно прямо отметить те установленные в нем обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которых могут применяться данные штрафы.

Что касается штрафов в отношении заказчика, то новыми правилами изменен подход к определению их размера - сейчас они должны устанавливаться не в зависимости от той или иной процентной доли от цены контракта, а в конкретных абсолютных величинах. Так, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа в отношении заказчика будет составлять от 1 тыс. руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 100 тыс. руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

Упрощен расчет пени по отношению к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Теперь она просто начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Никаких сложных расчетов размера пени, как в старых правилах, применяться уже не должно. Напомним, что в отношении заказчика размер пени определяется в соответствии с правилами, указанными непосредственно в 44-ФЗ: пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

Также в новых правилах установлено, что общая сумма начисленной неустойки как по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), так и по отношению к заказчику, не может превышать цену контракта.

В заключение укажем, что новые правила определения размеров штрафов применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу постановления Правительства РФ, утвердившего эти новые правила. Данное постановление было официально опубликовано на портале www.pravo.gov.ru 01.09.2017 и вступает в силу по истечении 7 дней после опубликования, то есть с 09.09.2017. Таким образом, начиная с этой даты, при размещении в ЕИС извещений о закупке и соответствующей документации, необходимо обеспечивать соответствие содержания этих проектов новым правилам определения размера штрафов.

1 Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

2 Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

3 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 Пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5 В соответствии с ч. 23 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Установлен новый порядок определения размеров штрафов и пеней, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств. Что изменилось и когда нужно начать применять новые правила, рассмотрим в статье. Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.Постановлением правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 введены новые правила расчета размера штрафа и пени в рамках 44-ФЗ. Старые правила, которые были утверждены постановлением правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, утрачивают силу. Новый расчет штрафа по 44-ФЗ Давайте рассмотрим основные положения новых правил и отличия от предыдущей системы расчета.

Расчет пени по правилам № 1042

В ПП 1063 при расчете пени была четкая привязка суммы исполненных обязательств к срокам установленным контрактам.В ПП 1042 «Пеня начисляется … от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком» и точка. Когда они «фактически исполнены» получается никому не интересно.

Внимание

Оговорки, как в ПП 1063, о фактической поставке в установленные контрактом сроки нет. Соответственно, дословно исполняя ПП 1042, я должен отправить претензию с нулевой пеней.

Например, контракт на 100 руб., срок поставки 10 сентября, весь товар привезли 20 сентября.100 руб. — 100 руб. = 0 руб.сумма пени 0 руб? часть 5 ст.34 Закона объясняет, за что начисляется пеня (только ч.5 — для заказчика, для поставщика — ч.ч.

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта по 223-фз и 44-фз

  • Определены объемы штрафов для поставщиков по договорам, не имеющим стоимостного выражения.
  • Штрафы за отказ от исполнения заказчиком своих обязательств теперь выражаются в фиксированных суммах в зависимости от цены контракта.
  • Полностью поменялся принцип расчета пеней, которые должен выплатить поставщик при нарушении им сроков исполнения договорных обязательств.
  • Нововведения призваны упростить систему расчета штрафов и пеней и сделать ее более понятной. Считается, что это сократит количество спорных ситуаций по вопросам неверных начислений неустоек.
    Правила расчета для поставщиков Согласно обновленным правилам пени насчитываются поставщику за каждый день просрочки исполнения обязательств по государственному контракту.

Как начисляются штрафы по 44-фз?

  • Размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств:

Размер, в % от цены контракта Сумма контракта ПП 1063 от 25.11.2013 (отменено) Размер, в % от цены контракта Сумма контракта ПП 1042 от 30.08.2017 10 до 3 млн р. 10 до 3 млн р. 5 от 3 млн. р. до 50 млн р. 5 от 3 млн. р. до 50 млн р. (вкл.) 1 от 50 млн. р. до 100 млн. р. 1 от 50 млн. р. до 100 млн. р. (вкл.) 0,5 более 100 млн. р. 0,5 от 100 млн. р. до 500 млн. р. (вкл.) 0,4 от 500 млн. р. до 1 млрд. р. (вкл.) 0,3 от 1 млрд. р. до 2 млрд. р. (вкл.) 0,25 от 2 млрд. р. до 5 млрд. р. (вкл.) 0,2 от 5 млрд. р.. до 10 млн. р. (вкл.) 0,1 более 10 млрд. р.

Новые правила расчета неустойки по госконтракту

Инфо

Объем выплаты определяется, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на момент расчета, уменьшенной на величину фактически выполненных обязательств. Таким образом, методики расчета пеней для поставщиков и заказчиков стали аналогичными.

Важно

Пени, подлежащие к уплате поставщиком при несоблюдении им сроков поставки товаров или оказания услуг, определяются по следующей формуле: Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыполненных обязательств * Количество дней просрочки Ставка рефинансирования постоянно меняется, поэтому уточнять ее значение необходимо непосредственно в день проведения расчетов. Так с 12 февраля по 26 марта 2018 года она установлена на уровне 7,5%.

Следовательно, для расчетов в этот период берется коэффициент 7,5% / 100 = 0,075.

Изменения в расчете штрафов и пеней по 44-фз

При неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств в рамках государственного контракта обе стороны несут ответственность в виде денежного взыскания. Размер штрафов и пеней, начиная с 9 сентября 2017 года, рассчитывается по нормам постановления Правительства за номером 1042 от 30.08.2017 г.
Оно полностью отменяет постановление №1063 от 25.11.2013 года и предлагает совершенно новый порядок расчетов. Обновленное постановление становится дополнением к действующей статье 34 44-ФЗ, в которой речь идет о принципах расчета неустоек. Ключевые нововведения в системе расчетов штрафов и пени С сентября 2017 года поставщики и заказчики, выступающие сторонами по государственному контракту, должны по-новому рассчитывать штрафные санкции в случае неисполнения обязательств.

Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта

Таким образом, чтобы узнать, сколько придется заплатить за день просрочки, нужно сумму госконтракта умножить на 0,0003%. А вот расчет пеней поставщика революционным образом изменился.

Раньше использовалась неудобная формула. Теперь же расчет упростился. Пени поставщика рассчитываются и начисляются подобно заказчику: за каждый день задержки в исполнении обязательств в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены госконтракта, которая должна быть уменьшена на сумму фактически выполненных обязательств.

Изменения в расчете штрафов Штраф, как и ранее, является фиксированной суммой, которая определяется, как процент от цены госконтракта. Сейчас к этому постулату добавлено, что для многоэтапных контрактов процент рассчитывается исходя из стоимости каждого этапа. То есть для каждого этапа будет своя сумма штрафа.

Новые правила определения неустойки по контракту

Формула для определения размера пени выглядит следующим образом: Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыплаченной суммы * Количество дней просрочки Согласно пункту 12 постановления Правительства № 1042 общая сумма всех пеней и штрафов, наложенных на заказчика, не может превосходить стоимость контракта. Пример расчета Между поставщиком и заказчиком заключен контракт на оказание услуг общей стоимостью 500 000 рублей.

Срок оплаты, прописанный в договоре – 25 января 2018 года. В срок заказчик выплатил поставщику только 250 000 рублей.

Оставшаяся сумма была перечислена только 1 февраля 2018 года. Данные для расчета оказываются следующими: 4. Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, следовательно, в формуле применяется коэффициент 0,0775. 5. Размер невыполненных обязательств = 500 000 – 250 000 = 250 000 рублей. 6. Количество дней просрочки = 6 дней.

Bad request

Получаем следующие данные для расчета пеней: 1.Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, значит, в формуле используется коэффициент 0,0775. 2.Размер невыполненных обязательств = Сумма контракта – Стоимость поставленных товаров = 1 200 000 – 850 000 = 350 000 рублей. 3.Количество дней прострочки = 12 дней. Сумма пеней = 1/300 * 0,0775 * 350 000 * 12 = 1085 рублей Правила расчет пеней для заказчика Порядок определения пеней, подлежащих к уплате заказчиком при нарушении им сроков оплаты, в новом постановлении Правительства не прописан. Следовательно, как и ранее, будут применяться нормы статьи 34 44-ФЗ. Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования, действующей на момент расчетов, от невыплаченной поставщику суммы.
СМП и СОНКО), за исключением просрочки исполнения обязательств:Размер, в % от цены контракта Сумма контракта 3 до 3 млн р. 2 от 3 млн. р. до 10 млн р. (вкл.) 1 от 10 млн. р. до 20 млн. р. (вкл.)

  • Размер штрафа за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО:

Размер, в % Объем для расчета 5 Сумма работ с привлечением субподрядчиков

  • Размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных НМЦ, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (переход через «0»), за исключением просрочки исполнения обязательств:

Размер, в % от цены контракта Сумма контракта 3 до 3 млн р.
Во-первых, утратил силу абзац, в котором утверждались ранее сделанные изменения, утвержденные уже не актуальным ПП № 1063 от 25.11.2013. Во-вторых, подпункт «в» пункта 2 дополнили, теперь он предусматривает ответственность поставщика не только за на ненадлежащее исполнение госконтракта, но и за неисполнение вовсе. Общим новым правилом является то, что сумма всех неустоек, выставленная как заказчику, так и исполнителю, не может превышать цену контракта. Изменения в расчете пеней Стоит отметить, что изменений в расчете неустойки за просрочку исполнения обязательств со стороны заказчика не произошло.

Как и установлено в п. 5 ст. 34 44-ФЗ, за каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. Обращаем внимание, что в настоящее время ставка рефинансирования ЦБ РФ приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ.

Как рассчитать пени по постановлению 1042 пример

Новый расчет пеней по 44-ФЗ ПП 1063 от 25.11.2013 (отменено) ПП 1042 от 30.08.2017 Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле… (отменено). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.