Работа комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. §2. Полномочия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. I. Общие положения

Утвержден

приказом

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

(в редакции приказа

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

РАБОТЫ КОМИССИИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ

ПОВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

1. Порядок работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".

2. Порядок определяет компетенцию комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия), порядок и сроки рассмотрения вопросов, отнесенных к ее компетенции.

3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также настоящим Порядком.

4. Основной задачей комиссии является содействие:

а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - гражданские служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);

б) в осуществлении в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации мер по предупреждению коррупции.

5. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы) в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

6. Основаниями для проведения заседания комиссии являются:

а) представление Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации либо уполномоченным им заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в арбитражных судах Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации, и соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации требований к служебному поведению, утвержденного приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 июня 2012 года N 83, материалов проверки, свидетельствующих:

о представлении гражданским служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 названного Положения;

о несоблюдении гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

о представлении гражданским служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";

б) письменное заявление гражданского служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, подаваемое гражданским служащим в соответствии с абзацем вторым пункта 15 Положения о порядке представления судьями арбитражных судов Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в арбитражных судах Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 июня 2012 года N 83;

в) представление Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации либо уполномоченного им заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации мер по предупреждению коррупции.

7. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

8. Председатель комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:

а) в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии. Дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации;

б) организует ознакомление гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, и с результатами ее проверки;

в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подпункте "б" пункта 11 Порядка, принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.

В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

9. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний комиссии с участием только членов комиссии, замещающих должности гражданской службы в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, не допускается.

10. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, он обязан заявить об этом до начала заседания комиссии. В таком случае этот член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.

11. В заседаниях комиссии с правом совещательного голоса участвуют:

а) непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, и определяемые председателем комиссии два гражданских служащих, замещающих в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации должности гражданской службы, аналогичные должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос;

б) другие гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации; специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам государственной службы и вопросам, рассматриваемым комиссией; должностные лица других государственных органов, органов местного самоуправления, представители заинтересованных организаций; представитель гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, - по решению председателя комиссии, принимаемому в каждом конкретном случае отдельно не менее чем за три дня до дня заседания комиссии на основании ходатайства гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос, или любого члена комиссии.

12. Заседание комиссии проводится в присутствии гражданского служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. При наличии письменной просьбы гражданского служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки гражданского служащего или его представителя на заседание комиссии при отсутствии письменной просьбы гражданского служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки гражданского служащего или его представителя без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении этого вопроса в отсутствие гражданского служащего.

13. На заседании комиссии заслушиваются пояснения гражданского служащего, иных лиц, участвующих в заседании комиссии, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания.

14. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

15. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "а" пункта 6 Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что сведения, представленные гражданским служащим в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в арбитражных судах Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации, и соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации требований к служебному поведению, утвержденного приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 июня 2012 года N 83, являются достоверными и полными;

б) установить, что сведения, представленные гражданским служащим в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Положения, названного в подпункте "а" настоящего пункта, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности.

16. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем подпункта "а" пункта 6 Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что гражданский служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов;

б) установить, что гражданский служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности.

16.1. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце четвертом подпункта "а" пункта 6 Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что сведения, представленные гражданским служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются достоверными и полными;

б) признать, что сведения, представленные гражданским служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

17. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте "б" пункта 6 Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что причина непредставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной;

б) признать, что причина непредставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае комиссия рекомендует гражданскому служащему принять меры по представлению указанных сведений;

в) признать, что причина непредставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений. В этом случае комиссия рекомендует Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности.

18. По итогам рассмотрения вопросов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 6 Порядка, при наличии к тому оснований комиссия может принять иное, чем предусмотрено пунктами 15 - 17 Порядка, решение. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.

19. По итогам рассмотрения вопросов, указанных в подпункте "в" пункта 6 Порядка, комиссия принимает соответствующее решение.

20. Решения комиссии по вопросам, указанным в пункте 6 Порядка, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

21. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии для Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации носят рекомендательный характер.

22. В протоколе заседания комиссии указываются:

а) дата заседания комиссии, фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;

б) формулировка каждого из рассматриваемых на заседании комиссии вопросов с указанием фамилии, имени, отчества, должности гражданского служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

в) источник информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, дата поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информации, на основании которой проводилась проверка в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в арбитражных судах Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации, и соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации требований к служебному поведению, утвержденным приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 июня 2012 года N 83, и источник этой информации;

г) предъявляемые к гражданскому служащему претензии, материалы, на которых они основываются;

е) фамилии, имена, отчества выступивших на заседании лиц и краткое изложение их выступлений;

ж) другие сведения;

и) решение и обоснование его принятия.

23. Член комиссии, несогласный с ее решением, вправе в письменной форме изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии и с которым должен быть ознакомлен гражданский служащий.

24. Копия протокола заседания комиссии в 3-дневный срок со дня ее заседания направляется Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, полностью или в виде выписок из него - гражданскому служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.

25. При установлении комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) гражданского служащего информация об этом представляется Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для решения вопроса о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

26. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев протокол заседания комиссии, вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

27. В случае установления комиссией факта совершения гражданским служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в 3-дневный срок, а при необходимости - немедленно.

28. Копия протокола заседания комиссии или выписка из него приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого рассмотрен вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

29. Организационное и документационное обеспечение деятельности комиссии осуществляется Управлением кадров и государственной службы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Комиссии по урегулированию конфликта интересов на государственной

гражданской службе: проблемы законодательного регулирования

и практической деятельности

Commission for the settlement of conflicts of interest in the civil service: problems of legislative regulation and practice

Вассерман Наталья Владимировна

Vasserman Natalia Vladimirovna

Ст. преподаватель ФГБОУ ВО БГУ, г. Иркутск

[email protected]

Аннотация. Изменения в законодательстве о противодействии коррупции и государственной гражданской службе продолжаются, касается это и такого узкого вопроса как организация работы комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе. В статье рассматриваются основные сложности законодательного регулирования работы таких комиссий, а также анализируются проблемы их практической деятельности.

Annotation . Changes in the legislation on combating corruption and the civil service continue, and this applies to such a narrow issue as the organization of the work of commissions to resolve conflicts of interest in the civil service. The article deals with the main difficulties of the legislative regulation of the work of such commissions, as well as the problems of their practical activities.

Ключевые слова: комиссии по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе, конфликт интересов, независимые эксперты, противодействие коррупции.

Keywords: commissions on settlement of conflict of interests in the civil service, conflict of interests, independent experts, anti-corruption.

Активное реформирование системы государственной службы, начавшееся в 2003-2004 гг. продолжается и в настоящее время. За этот период выявились определенные трудности, прежде всего это проблема предотвращения и пресечения коррупции в системе государственной службы, нарушение государственными служащими требований к служебному поведению, а также возникновение конфликта интересов при прохождении государственной службы.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» , впервые в законодательном порядке вводилось такое понятие как конфликт интересов. На первый взгляд, если разделить это понятие на «конфликт» и «интерес», то смысл их ясен и очевиден, но все выражение в целом достаточно сложное и многогранное понятие, которое используется как в международном, так и в отечественном праве. Так, согласно части 1 статьи 19 вышеназванного федерального закона, «конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей». Однако, Федеральным законом от 05.10.2015 г. 285-ФЗ были внесены некоторые корректировки в данное определение, и теперь под «конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)». Очевидно, что определение конфликта интересов было существенно дополнено и расширено законодателем и перенесено в Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Однако, суть этого понятия не поменялась, по прежнему конфликт интересов – это «не типичная» ситуация, которая должна пресекаться и наказываться, а государственному служащему должно быть «некомфортно» и «неприлично» находиться в состоянии конфликта интересов. В самой внутренней среде государственных служащих должно сформироваться стойкое негативное отношение к противозаконным действиям своих коллег. По мнению автора, наблюдается некая громоздкость и запутанность этого понятия в части того, кого следует понимать под «лицами, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов»? Где содержится этот перечень и является ли он исчерпывающим? Можно ли относить к ним лиц, не являющихся государственными и муниципальными служащими?

Механизм же разрешения конфликта интересов теперь нашел отражение как в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ», так и Федеральном законе «О противодействии коррупции». В целом, эти два нормативных акта в части урегулирования конфликта интересов дублирует положения друг друга.

Для решения вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов в действиях государственного служащего, в каждом государственном органе создаются специальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Их цель – выявить и пресечь ситуации конфликта интересов, а также принять меры для предотвращения возникновения его в будущем. Начиная с 2008 года, их создание стало обязательным не только в органах государственной власти, но и в органах местного самоуправления.

На практике, их часто называют «конфликтными комиссиями», деятельность которых регулируется специальным положением о комиссиях, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 2010 года «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» . Согласно вышеназванному указу Президента РФ, в состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие, в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Однако, следует учесть, что основным субъектом, наделенным правом выявлять и пресекать ситуации конфликта интересов, коррупционные правонарушения является представитель нанимателя, т.е. руководитель соответствующего органа.

Необходимость участия независимых экспертов – это принципиальное нововведение, заложенное федеральным законодателем. Вполне понятно, что независимые эксперты, составляющие всего лишь одну четверть от числа членов комиссии, не могут реально повлиять на принимаемые ею решения. В то же время их участие позволяет в реализовать принцип открытости государственной службы, поставить ее под контроль гражданского общества. Очевидно, что именно они должны обеспечить объективное и непредвзятое рассмотрение дела по существу, а также исключить попытки формального отношения руководителя к создавшейся конфликтной ситуации. Логично, что личные персональные данные экспертов при этом не указываются, так как ситуации конфликтов интересов носят сугубо индивидуальный характер.

Отдельно хотелось бы затронуть вопрос, касающийся оплаты труда независимых экспертов в составе подобного рода комиссий. В Постановлении Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 509 «О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, образуемых федеральными государственными органами» установлена почасовая ставка оплаты труда в размере 80 рублей в час. Данная ставка не повышалась более 10 лет и, несомненно, требует индексации. Однако, данное Постановление Правительства РФ затрагивает лишь работу независимых экспертов в составе конкурсных и аттестационных комиссий и никак не регламентирует оплату труда в составе комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной службе. Таким образом, труд независимых экспертов в составе комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе вообще никак не оплачивается. В этой связи не совсем понятна логика федерального законодателя, который с одной стороны хочет привлечь в качестве независимых экспертов высококвалифицированных специалистов научных и образовательных организаций в области государственной гражданской службы, а с другой стороны их работа является безвозмездной. Заседание конфликтной комиссии может длиться несколько часов, необходимо изучить все документы, имеющие отношение к рассматриваемой ситуации, вникнуть в суть конфликта. Совершенно очевидно, что при работе таких комиссий возникнут проблемы, связанные с привлечением независимых экспертов в их деятельность. Также отсутствует механизм отбора и приглашения таких «независимых» представителей, не предусмотрены гарантии их независимости, наступление ответственности и т.д. На практике нередки случаи, когда руководители государственных органов приглашают знакомых и лояльных экспертов, чтобы обеспечить нужное решение комиссии и соблюсти все формальности. Труд таких экспертов оплачивается « в конверте», таким образом, «независимый эксперт» попадает в разряд «зависимых». К тому же, число независимых экспертов по действующему законодательству не должно превышать 25% от членов комиссии, а это всего лишь одна четверть. Как справедливо отмечает С.Е Чаннов, «независимые эксперты, составляющие 25% от числа членов комиссии по урегулированию конфликта интересов, не могут реально повлиять на принимаемые ею решения». Опыт работы в подобного рода комиссиях показывает, что необходимо более тщательно подойти к законодательному регулированию их статуса, полномочий, порядка деятельности, а также, безусловно, ввести достойную оплату труда привлекаемых специалистов. Без этого, качественная и прозрачная работа таких комиссий будет невозможна.

Нельзя не согласится с мнением Ноздрачева А.Ф. о том, что отсутствуют требования по образованию независимых экспертов, очевидно, что это должно быть высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура), а также ученая степень. Возникает вопрос также о наличии опыта преподавания и в целом стажа работы привлекаемого специалиста. Все это требует внимания со стороны федерального законодателя.

Еще одна проблема это своего рода «пассивность» конфликтных комиссий, так как их работа напрямую зависит от поступивших обращений. В большинстве органов власти они работают «в спящем» режиме ожидания. Думается, что активное сотрудничество и обмен информацией конфликтных комиссий с правоохранительными органами и иными государственными органами способствовало более успешной работе в сфере противодействия коррупции тех и других. В настоящее время, это направление практически не реализуется.

Низкая активность конфликтных комиссий также обусловлена слабым методическим обеспечением, особенно на муниципальном уровне, а также недостатком квалифицированных кадров. Специальное обучение и повышение квалификации в этой области председателей и членов таких комиссий и вовсе отсутствует в большинстве субъектов Российской Федерации, не говоря уже о муниципальном уровне. Возникает вопрос о качественном уровне подготовки таких экспертов. Ведь спектр возникающих ситуаций может быть разным, и, являясь специалистом в одном вопросе, он может совершенно не ориентироваться в другом. Как показывает практический опыт кадровый вопрос один из наиболее острых в работе таких комиссий. Если внимательно изучить положение о работе конфликтных комиссий, то ни на федеральном, ни на региональном и тем более местном уровне нет требований к численному составу комиссии. Это говорит о том, что определённые трудности с привлечением независимых экспертов все же присутствуют, и чаще всего это происходит в небольших муниципальных образованиях и сельских поселениях. Возможным решением данной проблемы могло бы быть создание единой общей комиссии на районном или межрайонном уровне, с передачей ей полномочий от органов поселений по рассмотрению материалов, поступивших в отношении всех муниципальных служащих данного района.

Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы, в свою очередь, была исключена возможность возникновения конфликтов интересов внутри самой комиссии. В комиссию представляются материалы, подтверждающие нарушение гражданским служащим требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Перечень ситуаций возникновения конфликта интересов достаточно обширный. Председатель комиссии в 10-дневный срок со дня поступления указанной информации должен вынести решение о назначении даты заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации.

В случае если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя нанимателя в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов. В частности такими мерами могут быть: усиление контроля за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей, отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.

Дата, время и место заседания комиссии устанавливаются ее председателем после сбора всех необходимых материалов. Заседание комиссии проводится в присутствии гражданского служащего или его уполномоченного представителя. Если гражданский служащий не может участвовать в заседании комиссии по уважительной причине, то оно переносится. В случае необходимости могут приглашаться должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители заинтересованных организаций.

На заседании комиссии заслушиваются пояснения гражданского служащего, а также рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку заседания. Комиссия вправе пригласить и иных лиц и заслушать их устные или письменные пояснения, если они имеют непосредственное отношение к делу.

По итогам рассмотрения дела конфликтная комиссия может принять одно из следующих решений:

а) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

б) установить факт наличия личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае представителю нанимателя предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.

Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании.

Не совсем ясным остается механизм обжалования принятых конфликтной комиссией решений. Большинство принимаемых решений носят рекомендательный характер и в этом случае юридически предмет обжалования отсутствует. В том случае, когда решение комиссии носит обязательный характер, очевидно, процедура обжалования может быть либо административной (вышестоящему органу или вышестоящему должностному лицу), либо судебной. Но здесь возникает ряд процедурных сложностей: во-первых в какой орган обращаться (так как конфликтная комиссия является независимой структурой и в своей деятельности никому не подчиняется), во-вторых по каким основания следует обращаться.

Думается, что создание таких комиссий, безусловно, является позитивным явлением, и их потенциал со временем будет только увеличиваться. Однако, федеральному законодателю следует серьезно подойти к тем проблемам, которые возникают в работе «конфликтных комиссий». Прежде всего, это правовая регламентация отдельных положений о которых писалось выше. Без закрепления обязательности принятых решений, работа подобного рода комиссий для представителя нанимателя будет не более, чем фикцией. В условиях российской действительности создание «дублирующих» комиссий с расплывчатыми функциями «информировать» и «рекомендовать» не решит проблемы предотвращения конфликта интересов и пресечения коррупции, и они рискуют остаться декоративными, неэффективными на практике инструментами.

Необходима индексация оплаты труда независимых экспертов, а в случае работы в комиссиях по урегулированию конфликта интересов – необходимо ввести такую оплату. Также детального законодательного регулирования требуют положения, касающиеся порядка привлечения и работы независимых экспертов, их гарантии. Причем эти вопросы необходимо решить федеральному законодателю. Только тогда работа комиссий по урегулированию конфликта интересов будет носить реальный, а не формальный характер и способствовать борьбе с коррупцией на государственной и муниципальной службе.

Библиографический список:

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов: Федеральный закон от 05.10.2015 N 285-ФЗ // «Российская газета», N 228, 09.10.2015.
  3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (в ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228
  4. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821(в ред. от 19.09.2017// СЗ РФ. 2010 г. N 27 ст. 3446
  5. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (в ред. от 19.09.2017) (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») п.8 // СЗ РФ. 2010 г. N 27 ст. 3446
  6. О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, образуемых федеральными государственными органами: Постановление Правительства РФ от 12.08.2005 N 509 (в ред. от 03.08.2011) // «Российская газета», N 183, 19.08.2005.
  7. Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 223 с. – C.93.
  8. Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе // Административное и муниципальное право. 2009. №4. С.36.

ПОЛОЖЕНИЕ

о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» и урегулированию конфликта интересов

1. Настоящим Положением определяется порядок формирования и деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии), образуемой в соответствии с Федеральным законом 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Комиссия в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Курска, настоящим Положением.

3. Основной задачей комиссии является содействие МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»:

а) в обеспечении соблюдения работниками требований к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов;

б) в осуществлении мер по предупреждению коррупции.

4. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении работников учреждения.

5. Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются приказом руководителя учреждения.

В состав комиссии входят: председатель комиссии, его заместитель, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

6. Число членов комиссии должно составлять не менее одной четверти от общего состава комиссии.

7. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

8. В заседаниях комиссии с правом совещательного голоса участвуют:

а) непосредственный руководитель работника, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, и определяемые председателем комиссии два работника, занимающие, аналогичные должности, занимаемой работником, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос;

б) другие специалисты, занимающие должности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17», специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам, рассматриваемым комиссией, должностные лица других государственных органов, органов местного самоуправления, представители заинтересованных организаций, представитель работника, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов - по решению председателя комиссии, принимаемому в каждом конкретном случае отдельно не менее чем за три дня до дня заседания комиссии на основании ходатайства работника, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов или любого члена комиссии.

9. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

10. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.

11. Основаниями для проведения заседания комиссии являются:

а) несоблюдение работником требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

б) жалобы граждан на действия (бездействия) должностных лиц и нарушение законодательства о противодействии коррупции.

12. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверок по фактам нарушения служебной дисциплины.

13. Председатель комиссии при поступлении информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:

а) в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии. Дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации;

б) организует ознакомление работника, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей ответственному за работу по профилактике коррупционных правонарушений, и с результатами ее проверки;

в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подпункте «б» пункта 8 Положения, принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.

14. Заседание комиссии проводится в присутствии работника, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. При наличии письменной просьбы работника о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии при отсутствии письменной просьбы работника о рассмотрении указанного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие работника.

15. На заседании комиссии заслушиваются пояснения работника (с его согласия) и иных лиц, рассматриваются материалы по существу предъявляемых работнику претензий, а также дополнительные материалы.

16. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

17. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте «а» пункта 11 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что работник соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов;

б) установить, что работник не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю учреждения указать работнику на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к работнику конкретную меру ответственности.

18. Для исполнения решения комиссии могут быть подготовлены проекты локальных актов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17».

19. Решение комиссии по вопросу, указанному в пункте 11 настоящего Положения, принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

20. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывают члены комиссии, принимавшие участие в заседании.

21. В протоколе заседания комиссии указываются:

а) дата заседания комиссии, фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;

б) формулировка каждого из рассматриваемых на заседании комиссии вопросов с указанием фамилии, имени, отчества, должности работника, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

в) предъявляемые к работнику претензии, материалы, на которых они основываются;

г) содержание пояснений работника и других лиц по существу предъявляемых претензий;

д) фамилии, имена, отчества выступивших на заседании лиц и краткое изложение их выступлений;

е) источник информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, дата поступления информации в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»;

ж) другие сведения;

и) решение и обоснование его принятия.

22. Член комиссии, несогласный с решением комиссии, вправе в письменной форме изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии и с которым должен быть ознакомлен работник.

23. Копии протокола заседания комиссии в 3-дневный срок со дня заседания направляются руководителю учреждения, полностью или в виде выписок из него – работнику, а также по решению комиссии – иным заинтересованным лицам.

24. Руководитель учреждения обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции, содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к работнику мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении руководитель в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение руководителя оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

25. В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) работника информация об этом представляется руководителю для решения вопроса о применении к работнику мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и локальными актами МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17».

26. В случае установления комиссией факта совершения работником действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы в 3-дневный срок, а при необходимости - немедленно.

27. Копия протокола заседания комиссии или выписка из него приобщается к личному делу работника, в отношении которого рассмотрен вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требовании об урегулировании конфликта интересов.

28. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии, а также информирование членов комиссии о вопросах, включенных в повестку дня, о дате, времени и месте проведения заседания, ознакомление членов комиссии с материалами, представляемыми для обсуждения на заседании комиссии, осуществляется ответственным за работу по профилактике коррупционных правонарушений.

Директор школы Л.С. Гонюкова

Методы противодействия коррупции установлены не только для государственных, но и для муниципальных служащих, поскольку зачастую именно на этом уровне власти коррупция процветает. Поскольку законодательством РФ закреплена взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, для всех служащих установлены единые ограничения и обязательства к прохождению службы и единые требования к служебному поведению. В статье рассмотрим, какие требования предъявляются к поведению муниципальных служащих в целях борьбы с коррупцией и какая ответственность установлена в случае несоблюдения правил.

Требования к служебному поведению

Требования к служебному поведению муниципальных служащих неразрывно связаны с соблюдением ими ограничений и запретов, установленных ст. 13 и 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ), и урегулированием конфликта интересов, который возникает при несоблюдении служащим таких ограничений и запретов. Требования к поведению служащего, связанные с муниципальной службой, установлены в ст. 14.2 Закона N 25-ФЗ. Так, муниципальный служащий обязан:

— исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

— обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан;

— не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

— соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на его профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций;

— проявлять корректность в обращении с гражданами;

— проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

— учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

— способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

— не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.

А муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.

Решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол N 21) был разработан Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Этот Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил поведения служащих независимо от занимаемой должности и является основой для разработки государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих.

Примечание. Гражданин РФ, поступающий на муниципальную службу, должен быть ознакомлен с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе служебной деятельности.

Из основных принципов можно отметить такие:

— добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

— признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — они определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

— неоказывание предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, независимость от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

— уведомление представителя нанимателя, органов прокуратуры или других государственных органов либо органов местного самоуправления обо всех случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

— соблюдение установленных федеральными законами ограничений и запретов;

— соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения;

— принятие предусмотренных законодательством РФ мер по недопущению конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

— противодействие проявлениям коррупции;

— предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством.

Знание и соблюдение муниципальными служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения. Это учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

А вот нарушение служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — применению мер юридической ответственности.

В силу ч. 4 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению

Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов образуются в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821. Порядок организации комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов определяется законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и местного самоуправления на основании федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ.

Рассмотрим состав комиссии на примере Постановления администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района МО от 03.10.2012 N 424 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации городского поселения Воскресенск и урегулированию конфликта интересов и ее состава» (далее — Положение).

Итак, состав комиссии и порядок ее работы утверждаются постановлением главы муниципального образования. В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, секретарь и члены комиссии. В комиссию также могут включаться независимые эксперты (представители научных и образовательных учреждений, общественных палат, профсоюзных организаций и др.). Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

В заседаниях комиссии с правом совещательного голоса участвуют:

— непосредственный руководитель муниципального служащего, в отношении которого комиссия рассматривает вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, и определяемые председателем комиссии два муниципальных служащих, исполняющих аналогичные обязанности служащего, в отношении которого рассматривается вопрос;

— другие муниципальные служащие, специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам муниципальной службы и вопросам, рассматриваемым комиссией;

— представитель муниципального служащего, в отношении которого комиссия рассматривает вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, по решению председателя комиссии, принимаемому в каждом конкретном случае отдельно не менее чем за три дня до дня заседания комиссии на основании ходатайства муниципального служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос, или любого члена комиссии.

Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

Согласно Положению основаниями для проведения заседания комиссии являются:

1. Представление главой городского поселения материалов проверки, свидетельствующих:

— о предоставлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений;

— о несоблюдении муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

2. Поступившее в отдел муниципальной службы и кадров администрации либо главе городского поселения в установленном порядке:

— обращение гражданина, замещавшего в администрации должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный постановлением администрации городского поселения, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции муниципального управления этой организации входили в его должностные обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с муниципальной службы;

— заявление муниципального служащего о невозможности по объективным причинам предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

3. Представление главы городского поселения или председателя комиссии, касающееся обеспечения соблюдения муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в администрации городского поселения мер по предупреждению коррупции.

К сведению. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

Если по итогам рассмотрения дела комиссия установила в действиях (бездействии) муниципального служащего признаки:

— дисциплинарного проступка — информация об этом предоставляется главе городского поселения для решения вопроса о применении к служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ;

— административного правонарушения или состава преступления — председатель комиссии обязан (с одновременным уведомлением главы городского поселения) передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в соответствующие федеральные государственные органы в трехдневный срок, а при необходимости немедленно.

Взыскания за нарушения правил служебного поведения

Конкретных положений о привлечении к дисциплинарной ответственности в Законе N 25-ФЗ нет, но есть отдельные статьи, предусматривающие виды ответственности за совершение дисциплинарных проступков (ст. 27), взыскания за несоблюдение ограничений и запретов (ст. 27.1) и увольнение в связи с утратой доверия (ст. 19).

Согласно ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются (как и за совершение дисциплинарных проступков) взыскания:

— замечание;

— выговор;

— увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

Трудовым кодексом установлены следующие основания увольнения за совершение дисциплинарного проступка:

— неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81);

— однократное грубое нарушение служащим трудовых обязанностей, установленных п. 6 ст. 81 ТК РФ (это прогул, появление в состоянии алкогольного или иного опьянения, разглашение государственной и иной тайны, хищение, нарушение требований охраны труда).

Статьей 19 Закона N 25-ФЗ предусмотрено увольнение за несоблюдение запретов и ограничений, предусмотренных его ст. 13 и 14, и в связи с утратой доверия в случае:

— возникновения конфликта интересов (ст. 14.1);

— непредоставления или предоставления заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 15).

Можно сделать вывод: если будет установлено, что муниципальный служащий нарушил требования к служебному поведению ст. 14.2 Закона N 25-ФЗ, например, некорректно обращался к гражданам при исполнении своих служебных обязанностей, уволить его нельзя, поскольку такое основание для увольнения служащего не предусмотрено. Уволить его можно будет, если только на момент совершения данного нарушения служащий имел неснятое дисциплинарное взыскание. В этом случае он будет уволен по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей.

Если же дисциплинарного взыскания служащий не имеет, к нему может быть применен такой вид взыскания, как замечание или выговор.

Обратите внимание! Применение дисциплинарных взысканий осуществляется в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ. Кроме этого, до решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания муниципальный служащий в силу ст. 27 Закона N 25-ФЗ может быть отстранен.

Взыскания, предусмотренные ст. 14.1, 15 и 27 Закона N 25-ФЗ, применяются представителем нанимателя на основании:

— доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

— объяснений муниципального служащего;

— иных материалов.

При применении таких взысканий учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим должностных обязанностей.

Обратите внимание! В акте о применении к служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается ч. 1 или 2 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ.

В зависимости от нарушения служебного поведения основанием увольнения может быть:

— п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ — несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой;

— п. 7.1 ст. 81 ТК РФ — непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих или супруга (супруги), несовершеннолетних детей), открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя;

— п. 2 ч. 1 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ — утрата доверия (в случаях совершения правонарушений, установленных ст. 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ);

— п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Заключение

Должное служебное поведение муниципального служащего состоит не только в том, чтобы добросовестно исполнять должностные обязанности, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения и т. д., но и в соблюдении установленных законами ограничений и запретов и недопущении коррупционных правонарушений. За несоблюдение принципов и правил служебного поведения служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности как в форме замечания или выговора, так и в виде увольнения. При этом увольнение может осуществляться по основаниям, определенным ТК РФ и Законом N 25-ФЗ, с соблюдением процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст. 193 ТК РФ. Кроме этого, для проверки соблюдения требований к служебному поведению могут создаваться специальные комиссии, мнение которых учитывается при наложении на муниципального служащего дисциплинарного взыскания.

Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов в
ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Ленинского района города Нижнего Новгорода»

1. Общие положения

1.1. Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов (далее - Положение) в государственном казенном учреждении Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района города Нижнего Новгорода» (далее - Учреждение) разработано и утверждено с целью предотвращения возможных негативных последствий конфликта интересов для Учреждения и его работников.

1.2. Положение о комиссии - это внутренний документ Учреждения, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников в ходе выполнения ими должностных (трудовых) обязанностей.

1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением.

1.4. В настоящем Положении под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Учреждения влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника Учреждения и правами и законными интересами Учреждения, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Учреждения.

1.5. Действие настоящего Положения распространяется на всех работников Учреждения, вне зависимости от уровня занимаемой ими должности на основе гражданско-правовых договоров.

2. Порядок образования комиссии

2.1. Комиссия образуется и утверждается приказом Учреждения.

2.2. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

2.3. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

2.4. На период временного отсутствия председателя комиссии его обязанности выполняет заместитель председателя или один из членов комиссии, по поручению председателя комиссии или по решению комиссии.

2.5. Члены комиссии осуществляют свои полномочия непосредственно, без права их передачи, в том числе и на время своего отсутствия, иным лицам.

3. Порядок работы комиссии

3.1. Основанием для проведения заседания комиссии является информация о наличии у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

3.2. Информация, указанная в пункте 3.1 настоящего Положения, должна быть представлена в письменном виде и содержать следующие сведения:

  • фамилию, имя, отчество работника и его занимаемая должность;
  • описание признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
  • данные об источнике информации.

3.3. В комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие наличие у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

3.4. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

3.5. Председатель комиссии в 3-дневный срок со дня поступления информации, указанной в пункте 3.2 настоящего Положения, выносит решение о проведении проверки этой информации, в том числе материалов, указанных в пункте 3.3 настоящего Положения. Проверка информации и материалов осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о ее проведении. В случае если в комиссию поступила информация о наличии у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом директора Учреждения в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов: усиление контроля за исполнением должностных обязанностей работником, отстранение работника от занимаемой должности на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.

3.6. По письменному запросу председателя комиссии директор Учреждения представляет дополнительные сведения, необходимые для работы комиссии, а также запрашивает в установленном порядке для представления в комиссию сведения от других органов и организаций.

3.7. Дата, время и место заседания комиссии устанавливаются ее председателем после сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию, указанную в пункте 3.2 настоящего Положения. Секретарь комиссии решает организационные вопросы, связанные с подготовкой заседания комиссии, а также извещает членов комиссии, иных участников заседания комиссии о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня, не позднее, чем за семь рабочих дней до дня заседания.

3.8. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

3.9. При возможном возникновении конфликта интересов у членов комиссии в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов.

3.10. Заседание комиссии проводится в присутствии работника. Заседание комиссии переносится, если работник не может участвовать в заседании по уважительной причине. На заседание комиссии могут приглашаться должностные лица, а также представители заинтересованных организаций.

3.11. На заседании комиссии заслушиваются пояснения работника, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их устные или рассмотреть письменные пояснения.

3.12. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

3.13. По итогам рассмотрения информации, указанной в пункте 3.2 настоящего Положения, комиссия может принять одно из следующих решений:

  • установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности работника, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
  • установить факт наличия личной заинтересованности работника, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае в решении комиссии предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.

3.14. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

3.15. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании. Решения комиссии носят рекомендательный характер.

3.16. В решении комиссии указываются:

  • фамилия, имя, отчество, должность работника, в отношении которого рассматривался вопрос о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
  • источник информации, ставшей основанием для проведения заседания комиссии;
  • дата поступления информации в комиссию и дата ее рассмотрения на заседании комиссии, существо информации;
  • фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;
  • существо решения и его обоснование;
  • результаты голосования.

3.17. Член комиссии, несогласный с решением комиссии, вправе в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии.

3.18. Копии решения комиссии в течение трех дней со дня его принятия направляются директору Учреждения, работнику, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.

3.19. Решение комиссии может быть обжаловано работником в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

3.20. Директор Учреждения, которому стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в том числе в случае установления подобного факта комиссией, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого работника от занимаемой должности на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от занимаемой должности.

3.21. В случае непринятия работником мер по предотвращению конфликта интересов директор Учреждения после получения от комиссии соответствующей информации может привлечь работника к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

3.22. В случае установления комиссией факта совершения работником действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы.

3.23. Решение комиссии, принятое в отношении работника, хранится в его личном деле.

3.24. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на председателя комиссии.