Работ для гос муниципальных нужд. Подрядные работы для государственных нужд. "Подрядные работы для государственных нужд" в книгах

О процедуре принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта см. ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 "О рассмотрении обращения"

Понятие государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Подрядные строительные работы (), проектные и изыскательские работы (), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК).

Как и другие подрядные договоры, государственный (муниципаль­ный) контракт по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным договором.

Особенности, позволяющие выделять государственный (муниципаль­ный) контракт на выполнение подрядных работ в от­дельный вид договора подряда:

  • основанием заключения государственного контракта является государственный или муниципальный заказ, размещаемый путем проведения торгов или запроса котировок цен на выполнение работ;
  • подрядные работы, составляющие предмет государственного (муни­ципального) контракта , должны быть предназначены для удовлетво­рения государственных (муниципальных) потребностей;
  • оплата подрядных работ, выполняемых по государственному (муни­ципальному) контракту, должна финансироваться за счет средств со­ответствующих бюджетов и внебюджетных источников;
  • в роли заказчика выступают получатели средств бюджета (государственный (местный) орган, обладающий необ­ходимыми инвестиционными ресурсами, действующий, как пра­вило, от имени государства - Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также органы управления внебюджетными фондами, бюджетные учреж­дения и т.д.);
  • отношения, вытекающие из государственного (муниципального) контракта, подлежат особому правовому регулированию.

Смысл выделения среди отдельных видов договора подряда госу­дарственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд «состоит в том, что для достаточно четко обозначенной области отношений, связанной с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается особый правовой режим» (Брагинский М.И., Витрянский В.В.).

Правовое регулирование отношений по выполнению подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд

Государственный (муниципальный) контракт на выполнение под­рядных работ для государственных (муниципальных) нужд регулируется в первую очередь специальными правилами ст. 763-768 ГК.

Общие положе­ния о договоре подряда могут применяться к отношениям, вытекающим из государственного (муниципального) контракта, лишь при отсутствии таких специальных правил.

Характерные особен­ности регламентации:

  1. Государственным (муниципальным) контрактом на вы­полнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд (и соответственно специальными правилами о нем) могут охватываться как строительные работы (ст. 740 ГК), так и проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муници­пального образования. Следовательно, в соответствующих случаях к рас­сматриваемым отношениям должны применяться правила о договоре строительного подряда и о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, естественно, если указанные отношения не уре­гулированы специальными правилами о государственном (муниципаль­ном) контракте. Общие положения о подряде подлежат субсидиарному применению лишь в том случае, если иное не установлено как специ­альными правилами о данном государственном (муниципальном) кон­тракте, так и правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
  2. Основания и порядок заключения государственного (му­ниципального) контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, которыми установлены основания и порядок заклю­чения государственного (муниципального) контракта на поставку то­варов для государственных (муниципальных) нужд (т.е. содержащиеся в названных статьях нормы приравниваются к специ­альным правилам о государственном (муниципальном) контракте и потому подлежат приоритетному применению как перед общими положениями о договоре подряда, так и перед правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ).
  3. В соответствии со ст. 768 ГК отношения по государст­венным (муниципальным) контрактам на выполнение подрядных ра­бот для государственных (муниципальных) нужд в части, не урегулиро­ванной ГК, должны регулироваться законом о подрядах для государст­венных или муниципальных нужд (к числу источников правового регу­лирования государственного (муниципального) контракта на выпол­нение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд могут быть отнесены следующие федеральные законы: Закон о поставках продукции ; Закон о государственном оборонном заказе ; Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение ра­бот, оказание услуг ; отдельные положения имеются и в Бюджетном кодексе, а также ряде правовых актов, принятых (утвержден­ных) указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Элементы государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Предмет государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Предмет государственного (муни­ципального) контракта составляют

  1. подрядные работы, предназначенные для удовлетво­рения государственных (муниципальных) потребностей;
  2. действия по передаче (и, соответственно, приему) их результата.

Стороны государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Сторонами в государственном (муниципальном) контракте на вы­полнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд являются

  • государственный (муниципальный) заказчик;
  • подрядчик.

Подробнее

Во-первых, основанием для обязательного внесения изменений в государственный (муниципальный) контракт может служить лишь правомерное уменьшение бюджетного финансирования подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд. Если такое изменение бюджетного финансирования произведено без предусмотренных за­конодательством оснований и с нарушением установленного поряд­ка, государственный (муниципальный) контракт не подлежит изме­нению, а государственный (муниципальный) заказчик должен нести ответственность перед подрядчиком за нарушение своих обязательств по финансированию и оплате подрядных работ.

Во-вторых, правомерное уменьшение бюджетного финансирования является обязательным основанием изменения государственного (му­ниципального) контракта в части сроков проведения подрядных ра­бот, а при необходимости и иных условий. Следовательно, если под­рядчик или государственный (муниципальный) заказчик не пожелают вносить такие изменения, их контрагент вправе предъявить требование об изменении контракта в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК). Заинте­ресованной стороной на рассмотрение арбитражного суда могут быть переданы и разногласия, касающиеся отдельных условий соглашения об изменении государственного (муниципального) контракта.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Введение

Глава I

Понятие и виды подряда

Глава II

Подряд на выполнение проектных и изыскательных работ

Глава III

Подрядные работы для государственных нужд

Заключение

Введение

Договор подряда является одним из самых распространенных и наиболее значимых в сфере товарно-денежного оборота.

В главе 37 ГК РФ отражены особенности содержания договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ответственность сторон за нарушение принятых обязательств.

Договоры подряда для государственных и муниципальных нужд имеют широкое распространение в настоящее время. Это связано с неиссякаемой потребностью публичных образований в работах, выполняемых специалистами в своей области - подрядчиками, и выделением средств на эти цели.

Актуальность вопроса о формировании и размещении муниципального заказа обусловлена целым рядом обстоятельств. Важнейшими из них являются особый характер средств, получаемых для оплаты размещаемых заказов и вследствие этого необходимость их экономного и контролируемого расходования, соблюдение принципа свободной конкуренции между предпринимателями как основного условия рыночной экономики. Этот принцип, закрепленный в Конституции Российской Федерации, других законах и подзаконных актах, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны реализовывать в своей практической деятельности.

Контроль за размещением муниципального заказа занимает одно из важнейших мест в системе муниципального заказа, так как цель этой системы должна состоять в своевременном выявлении обстоятельств, ведущих к срыву выполнения муниципального заказа, и устранения их. Отсутствие надлежащего контроля порождает различного рода злоупотребления со стороны должностных лиц, бюджетные средства начинают расходоваться в личных целях.

Наиболее остро стоит вопрос при размещении заказа в сфере подрядных работ, что обусловлено наличием скрытых работ, практической сложностью контроля за качеством используемых при производстве работ материалов и т.д., что порождает благоприятную почву для возможных злоупотреблений.

Субъектами правоотношений в сфере размещения муниципального заказов на выполнение подрядных работ, являются органы власти всех уровней, органы местного самоуправления, которые имеют возможность оказать влияние на развитие и функционирование системы закупочной деятельности или уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд/

В нормативных актах определяются права и обязанности субъектов правоотношений, его основные этапы: определение потребностей муниципального образования, муниципальных нужд с учетом всех приоритетов, формирование сводного реестра предложений, осуществление процедуры закупок, заключение контракта и контроль над его исполнением.

Перед муниципальными заказчиками стоит задача обеспечить удовлетворение потребностей в подрядных работах с наименьшими затратами бюджетных средств. Для ее решения применяются различные способы закупок, основанные на принципах прозрачности, гласности, добросовестной конкурентной борьбы подрядчиков, взаимной ответственности за выполнение взятых обязательств. В этих условиях подрядчики больше заинтересованы выполнить муниципальный заказ, чем работать на открытом рынке в условиях жесткой конкуренции, отсутствия гарантии спроса и своевременной оплаты работ.

Масштаб и разнообразие муниципальных закупок с каждым годом растут, потребность в конкретных работах при условии соблюдения антимонопольных требований предполагает повышенное внимание к отдельным разделам документаций о торгах. На сегодняшний день значительная часть работ для муниципальных нужд осуществляется по типовой документации. Порядок и процедуры проведения торгов строго регламентированы и зависят в основном от способа размещения заказа.

Глава I . Понятие и виды подряда

Договор подряда, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п.1 ст. 702 ГК РФ) 1 .

Юкша Ю.А. выделяет следующие виды договора:

  1. бытовой подряд;
  2. строительный подряд;
  3. подряд на выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ;
  4. подряд на выполнение проектных и изыскательских работ;
  5. подряд на выполнение работ для государственных нужд 2 .

Предметом договора подряда являются результаты выполненной работы.

Качество выполненной работы должно соответствовать условиям договора (п. 1 ст. 721 ГК РФ), обладать свойствами, указанными в договоре, или соответствовать обычно предъявляемым требованиям и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования.

Сроки предъявления требования заказчиком, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, определены законом (п. 1 ст. 724 ГК РФ). Если гарантийный срок не установлен, то срок предъявления претензий в связи с недостатками в работе определяется как разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы (п. 2 ст. 724 ГК РФ).

Гарантийный срок начинает течь с момента принятия результата работы заказчиком (п. 5 ст. 724 ГК РФ).

Срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, составляет 1 год, а в отношении зданий и сооружений — 3 года (п. 1 ст. 725 ГК РФ). Срок исковой давности начинает течь со дня приемки результата работы в целом, а в случае заявления о недостатках в пределах гарантийного срока — со дня заявления о них (п. 2 и 3 ст. 725 ГК РФ).

Сторонами договора подряда являются заказчик и подрядчик. Ими могут быть граждане и юридические лица.

Форма договора подряда должна соответствовать общим правилам о форме сделок (ст. 158—161 ГК РФ), чаще всего применяется письменная форма.

Срок выполнения договора подряда имеет особенность: в договоре должны быть указаны начальный и конечный срок выполнения работы, а по согласованию сторон могут быть предусмотрены и промежуточные сроки выполнения работ (п. 1 ст. 708 ГК РФ).

Цена договора подряда включает компенсацию издержек подрядчика и его вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ). Она определяется путем составления сметы, которая становится частью договора подряда (п. 3 ст. 709 ГК РФ). Цена может быть как приблизительной, так и твердой (п. 4 ст. 709 ГК РФ). Заказчик обязан уплатить подрядчику цену после сдачи результатов работы при условии, что она выполнена надлежащим образом и в срок (п. 1 ст. 711 ГК РФ).

Обязанности заказчика:

  • уплатить подрядчику обусловленную цену после приемки работ;
  • предоставить материалы для выполнения работ, если это предусмотрено договором;
  • содействовать в объеме и в порядке, предусмотренных договором, в выполнении работ подрядчиком (п. 1 ст. 718 ГК РФ);
  • осмотреть и принять выполненные работы и в случае обнаружения недостатков немедленно заявить об этом подрядчику (п. 1 ст. 720 ГК РФ).

Права заказчика:

  • заключать с согласия генерального подрядчика договоры на выполнение отдельных видов работ с другими лицами, которые становятся ответственными перед заказчиком (п. 4 ст. 706 ГК РФ);
  • контролировать ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность (п. 1 ст. 715 ГК РФ);
  • отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков в случае медленного выполнения работы (п. 2 ст. 715 ГК РФ);
  • назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков, а в случае невыполнения этого требования отказаться от договора либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать от него возмещения убытков (п.3 ст.715 ГК РФ);
  • отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть цены пропорционально выполненной работе, возместив при этом убытки, причиненные прекращением договора подряда (ст.717 ГК РФ).

Обязанности подрядчика:

  • передать права заказчику на изготовленную вещь (п. 2 ст. 703 ГК РФ);
  • выполнять работу из своих материалов, своими силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704 ГК РФ), при этом подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования (п. 2 ст. 704 ГК РФ);
  • выполнить работу по цене, определенной договором (сметой), если своевременно не предупредил заказчика о фактическом ее превышении (ч. 2 п. 5 ст. 709 ГК РФ);
  • использовать материал, предоставленный заказчиком, экономно и расчетливо, представив после окончания работы заказчику отчет об его израсходовании, и возвратить его остаток (п. 1 ст. 713 ГК РФ);
  • предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении обстоятельств, грозящих годности или прочности результатов выполняемой работы либо невозможности завершения ее в срок (ч. 4 п. 1 ст. 716 ГК РФ).

Права подрядчика:

  • самостоятельно определять способы выполнения задания заказчика (п. 3 ст. 703 ГК РФ);
  • привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц — субподрядчиков, если договором не предусмотрена обязанность выполнить работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ);
  • сохранять право на оплату работ по цене, предусмотренной договором, в случае, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы (п. 1 ст. 710 ГК РФ);
  • удерживать результат работ, принадлежащее заказчику оборудование, неиспользованный материал до уплаты заказчиком соответствующих сумм за выполнение договора (ст. 712 ГК РФ);
  • потребовать оплаты выполненной им работы, если результат работы не был достигнут либо достигнутый результат оказался с недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре подряда использования или для обычного использования, по причинам, вызванным недостатками предоставленного заказчиком материала (п.2 ст.713 ГК РФ).

Не будем перечислять все права, остановимся на ответственности сторон:

Ответственность сторон:

  • подрядчик отвечает перед заказчиком за убытки, причиненные субподрядчиком, привлеченным им в нарушение договора о выполнении работы лично (п. 2 ст. 706 ГК РФ);
  • подрядчик отвечает за сохранность предоставленного ему заказчиком имущества для выполнения договора (ст. 716 ГК РФ);

заказчик вправе потребовать от подрядчика, выполнившего работу ненадлежащим образом, по своему выбору:

  • соразмерного уменьшения цены за работу;
  • возмещения своих расходов на устранение таких недостатков (п. 1 ст. 723 ГК РФ).

В случае неустранения подрядчиком недостатков в установленный заказчиком разумный срок последний вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 723 ГК РФ).

Подрядчик отвечает за качество материала, предоставленного им для выполнения работы, по правилам об ответственности продавца за товар ненадлежащего качества, т.е. по ст. 475 ГК РФ (п. 5 ст. 723 ГК РФ).

Помимо прав, обязанностей и ответственности сторон выделяют также общие положения по приемке и сдаче подрядных работ.

Заказчик обязан принять результаты работ с участием подрядчика и при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работ, немедленно заявить об этом подрядчику.

По общему правилу заказчик, принявший результат работ без проверки качества, лишается права ссылаться на наличие явных недостатков, которые могут быть выявлены при обычном способе приемки.

Если заказчик обнаруживает скрытые недостатки, он обязан известить об этом подрядчика в разумный срок.

При уклонении заказчика от принятия работы подрядчик вправе по истечении месяца с установленной даты приемки и при условии последующего двукратного предупреждения заказчика продать результат работы, а вырученную сумму, за вычетом причитающихся подрядчику платежей, внести на имя заказчика.

В случае обнаружения недостатков заказчик по общему правилу вправе потребовать от подрядчика по выбору:

  1. безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
  2. соразмерного уменьшения установленной цены;
  3. возмещения своих расходов на устранение недостатков, если договором заказчику предусмотрено право самостоятельно устранить недостатки.

В случае, если не установлен гарантийный срок, то требования устранения недостатков результатов работы могут быть предъявлены заказчиком при условии их обнаружения в разумный срок, но в пределах двух лет после передачи результата работы.

Рассмотрим виды подряда.

Бытовой подряд. По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязан выполнить по заданию заказчика (физического лица) определенную работу, предназначенную для удовлетворения бытовых или других личных потребностей заказчика, а заказчик обязан принять и оплатить эту работу.

Выделяют определенные особенности, касающиеся этого вида подряда.

Строительный подряд. Специфика строительного подряда состоит в относительно длительном цикле и характере работ (возведение и реконструкция зданий и сооружений) 3 .

По договору строительного подряда подрядчик обязан в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 Г К РФ).

Обязательным при осуществлении строительства является соблюдение СНиПов (строительных норм и правил). СНиПы, а также стандарты и технические условия на стройматериалы, детали, конструкции являются нормативно-техническими документами, т. с. актами, регламентирующими технические процессы проектирования объектов строительства, осуществления строительно-монтажных работ, а также содержащих технические требования к применяемым в строительстве материалам, конструкциям.

Предмет договора строительного подряда составляет строительство определенного объекта либо выполнение иных строительных работ.

Особенностью договора строительного подряда является обязательное наличие технической документации и сметы. Таким образом, предмет договора строительного подряда должен быть детализирован в технической документации.

Существенными условиями договора строительного подряда являются состав и содержание технической документации, а также то, какая из сторон и в какой срок должна представить соответствующую документацию (п. 2 ст. 743). Вместе с тем отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации не является безусловным основанием для признания договора незаключенным, если совокупность условий договора (например, отсылка к типовому проекту) позволяет определить его предмет.

Цена в договоре строительного подряда должна определяться сметой.

Также как и в бытовом подряде выделяют права и обязанности. Также Юкша Я.А. отмечает, что договор строительного подряда, в отличие от других видов подряда, характеризуется дополнительными обязанностями 4 .

Глава II . Подряд на выполнение проектных и изыскательных работ

гл. 39 ст. 1288 ГК).

В силу п. 2 ст. 702 ГК РФ к отношениям, связанным с заключением и исполнением договора ПИР, применяются в субсидиарном порядке нормы § 1 гл. 37 ГК РФ 5 .

Субъекты договора на выполнение проектных и изыскательских работ имеют специальные наименования. Подрядчик именуется проектировщиком либо изыскателем, что подчеркивает его особый статус. Каких-либо специальных требований к проектировщику (изыскателю) ГК РФ не содержит, из чего следует, что в качестве такового может выступать любое как юридическое, так и физическое лицо, причем для последнего статус индивидуального предпринимателя не обязателен. Тем не менее, на практике в силу специфики соответствующих отношений проектировщиком (изыскателем), как правило, является специализированная проектная организация. Кроме того, следует отметить, что до недавнего времени (до 1 января 2010 г.) Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривалось лицензирование проектирования зданий и сооружений (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения) и инженерных изысканий для строительства данных объектов.

Еще один аспект статуса проектировщика (изыскателя) определяется тем, что в конкретных ситуациях этот субъект в своей деятельности должен руководствоваться нормами Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, а также Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Вторая сторона договора ПИР - заказчик - подчиняется общим нормам гражданского права, в этом качестве может выступать любой субъект.

Предмет договора на выполнение проектных и изыскательских работ - действия по разработке технической документации и (или) осуществлению определенных изысканий. Под изысканиями, как правило, понимают деятельность по сбору информации об условиях будущих работ, в частности будущего строительства.

Данный договор, как правило, заключается в преддверии заключения договора строительного подряда, регламентированного § 3 главы 37 ГК РФ.

Предметом договора ПИР являются действия, направленные не только на разработку документации и осуществление изысканий, но и на передачу результата работ заказчику.

Порядок оплаты результата работ по договору ПИР установлен в ч. 2 ст. 762 . Таким образом, риск недостижения цели договора несет проектировщик (изыскатель).

Для того чтобы приступить к исполнению данного договора, проектировщик (изыскатель) должен получить особый документ, который составляется после заключения договора, - задание на проектирование. Теоретически возможно составление данного документа и до заключения договора, но в этом случае на субъекте, составившем задание на проектирование, будет лежать риск незаключения договора ПИР.

Особенностью отношений по осуществлению проектных и изыскательских работ является тот факт, что задание на проектирование (в котором и отражаются все особенности предмета договора ПИР) может быть разработано не только заказчиком, но и самим подрядчиком. В последнем случае необходимо, во-первых, поручение заказчика подрядчику с описанием основных характеристик проектируемого объекта либо цели изысканий; во-вторых, утверждение заказчиком задания на проектирование.

Форма утверждения задания на проектирование нормами § 4 гл. 37 ГК РФ (равно как и иными нормами Кодекса) не регламентируется 6 . Данный пробел в законодательстве порождает практические проблемы, например, в ситуации, когда заказчик утверждает составленное подрядчиком задание на проектирование устно, а затем отказывается от своих слов. Решение данной проблемы зависит от того, какую правовую квалификацию мы дадим действиям по утверждению задания на проектирование. Вариантов два - либо это действия фактические, либо юридические (т.е. сделка). В первом случае, при квалификации утверждения заказчиком задания на проектирование как фактического действия, мы придем к выводу, в соответствии с которым подрядчик, не получивший подтверждения этих действий своевременно, едва ли сможет свои права защитить. Во втором случае, если перед нами сделка, мы можем использовать нормы о форме сделки и последствиях ее несоблюдения. Прежде всего, возникает вопрос: в устной или письменной форме должно совершаться утверждение заказчиком задания на проектирование, разработанного подрядчиком? Представляется, что устная форма для этой сделки является достаточной. Аргументируем данную позицию. В силу п. 1 ст. 159 ГК РФ сделка, для которой законом или соглашением сторон не предусмотрена письменная форма, может быть совершена устно. Сделка по утверждению заказа на проектирование не является договором подряда, соответственно, требования к ее форме в ГК РФ отсутствуют. Если в договоре ПИР стороны укажут, что утверждение задания на проектирование должно быть письменным, то последствия несоблюдения простой письменной формы будут состоять в невозможности приводить свидетельские показания и, соответственно, в допустимости доказательств письменных (и иных) в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ. Кроме того, в особом условии договора ПИР стороны могут установить, что несоблюдение простой письменной формы утверждения задания на проектирование влечет недействительность данной сделки (это допускается нормой п. 2 ст. 162 ГК).

Если в договоре ПИР о форме утверждения задания на проектирование не сказано ничего, следовательно, утверждение может совершаться в устной форме, соблюдение которой может быть доказано свидетельскими показаниями (помимо прочих доказательств).

Кроме задания на проектирование для исполнения договора могут быть необходимы и иные исходные данные. Передача всех иных данных (информации, документации, моделей, образцов и т.п.) является императивно установленной обязанностью заказчика.

В п. 2 статьи установлена обязанность проектировщика (изыскателя) соблюдать требования заказчика. Проектировщик имеет право от данных требований отступить только с согласия заказчика.

Рассмотрим особенности договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ с комментариями:

  1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

Выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

Согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком — с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

Передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ. Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.

  1. Подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ гарантирует заказчику отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе подготовленной подрядчиком технической документации.

Обязанности заказчика. Заказчик обязан оплатить работу подрядчика в порядке и на условиях, определенных договором. Помимо этого, заказчик возмещает дополнительные расходы подрядчика, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика (абз.6 ст. 762 ГК РФ).

На заказчика, как и на подрядчика распространяется обязанность не разглашать содержащиеся в документации по договору сведения без согласия подрядчика (абз.3 ст. 762 ГК РФ).

Заказчик обязан содействовать подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, согласно договору (ст.762 ГК РФ). Содействием может быть: предоставление исходных данных и материалов, обеспечение необходимыми сведениями и документами, привлечение специалистов и проч., а также участие заказчика в согласовании документации в государственных учреждениях.

Заказчик обязан привлечь подрядчика к участию в деле по иску третьего лица к заказчику о недостатках в технической документации или выполненных изыскательских работах (ст.762 ГК РФ). Непривлечение заказчиком подрядчика к участию в деле освобождает подрядчика от ответственности перед заказчиком, если подрядчик докажет, что он, приняв участие в деле, мог предотвратить взыскание убытков с подрядчика, вызванное этими недостатками.

Ответственность по договору. Ответственность сторон определяется условиями договора и закона. Например, в соответствии с п.2 ст.761 ГК РФ подрядчик несет ответственность за качество технической документации и выполненных изыскательских работ, установленное как условиями договора, так и нормативно-правовыми документами. По требованию заказчика он безвозмездно переделывает техническую документацию, проводит дополнительные изыскательские работы, а также возмещает заказчику убытки.

Глава III . Подрядные работы для государственных нужд

Как отмечает Зенин И.А. подрядные работы для государственных или муниципальных нужд – это подрядные строительные работы (ст.740 ГК), проектные и изыскательные работы (ст.758 ГК), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд и осуществляемые на основе государственного или муниципального контракта 7 .

Контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда (ст. 740 ГК) и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 758 ГК).

Мозолин В.П. 8 отмечает, что подряду для государственных нужд посвящены в ГК шесть статей (ст. 763 - 768 ГК). В них раскрываются лишь самые общие особенности строительных и проектно-изыскательских работ, в которых на стороне заказчика выступает государство. Лаконичность ГК имеет объективные основания. С одной стороны, нормы § 5 гл. 37 ГК распространяются только на строительные и проектно-изыскательские работы, проведение которых уже урегулировано нормами гл. 37 ГК. С другой стороны, отношения с участием государства сложны и обладают спецификой. С юридической, а тем более с практической точки зрения большое значение в них имеют моменты публично-правового характера (особенности бюджетного финансирования, порядок подготовки к заключению и заключение договоров и др.).

В силу прямого указания в законе к государственным или муниципальным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила ст. ст. 763 - 768 ГК РФ (абз. 2 ст. 778 ГК). Договоры на выполнение иных работ, также направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, не относятся к государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в смысле комментируемой статьи. Отношения, возникающие из таких договоров, регулируются нормами общих положений гл. 37 ГК РФ о подряде (§ 1 гл. 37 ГК), правила ст. ст. 763 - 768 ГК РФ к таким отношениям могут применяться по аналогии.

Общим для государственных или муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, прежде всего, является предмет договора - работы, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд. На стороне заказчика могут выступать только специальные субъекты, определенные в законе, - государственные и муниципальные заказчики.

В Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» содержится понятие государственных и муниципальных нужд 9 . Легальное определение этого понятия не является неизменным.

По мнению П. В. Крашенинникова 10 согласно изменениям законодательства, вступившим в силу с 1 января 2011 г., под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные нужды), либо потребности субъектов Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее - нужды субъектов Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Таким образом, основным изменением в определении государственных и муниципальных нужд является то, что нужды бюджетных учреждений больше не относятся к государственным или муниципальным нуждам и бюджетные учреждения больше не могут выступать в качестве государственного или муниципального заказчика. Однако правила, установленные Законом о размещении заказов, в равной степени распространяются и на бюджетные учреждения.

Основными особенностями подрядных работ для государственных нужд, из-за которых это правоотношение было выделено в отдельный параграф гл. 37, являются: специальный субъект на стороне заказчика, цели, для которых осуществляются работы, - государственные нужды, особые бюджетные источники финансирования, а также специальные основания и порядок заключения государственного контракта, основания для изменения условий договора, правила о гарантиях и компенсациях убытков подрядчика.

К подрядам для государственных нужд в части, не противоречащей § 5 гл. 37 ГК, применяются нормы § 3 (строительный подряд) и § 4 гл. 37 ГК (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ), что вытекает из содержания п. 1 ст. 763 ГК, содержащего отсылку к ст. 740 ГК (строительный подряд) и ст. 758 ГК (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ).

Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" предусмотрено, что его нормы распространяются на отношения по оказанию услуг для государственных нужд. Названное часто рассматривается как указание на возможность его применения и для государственных подрядов. Однако различие работ и услуг как самостоятельных объектов гражданского права не дает формального основания использовать этот Закон непосредственно. Наиболее справедлив вывод о том, что нормы о поставках если и применяются по отношению к подряду для государственных нужд, то только по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК).

Особенностью государственного или муниципального контракта является специфический субъектный состав на стороне заказчика, а именно государственный или муниципальный заказчик. Согласно п. 2 статьи 764 государственными заказчиками могут выступать только следующие субъекты:

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) казенные учреждения;

4) иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать:

1) органы местного самоуправления;

2) иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Законодатель устанавливает единство правового регулирования оснований и порядка заключения двух различных видов государственных или муниципальных контрактов: на выполнение подрядных работ и на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

Формирование заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Форма государственного и муниципального контракта всегда письменная в силу специфики субъектного состава.

Основным способом размещения заказов на выполнение работ является проведение торгов в форме конкурса или аукциона. В исключительных случаях допускается размещение заказов на выполнение работ без проведения торгов следующими способами: путем запроса котировок, у единственного подрядчика.

Составление протокола разногласий по условиям, которые не являются обязательными условиями извещения о проведении торгов или запроса котировок, нельзя признать уклонением от заключения контракта, поскольку данное право предоставлено стороне ст. 528 ГК РФ.

Так, арбитражный суд, руководствуясь ст. ст. 528 , 765 ГК РФ, ч. 5 ст. 9 , ст. 43 , ч. ч. 4 , 8 ст. 47 Закона о размещении заказов, признал недействительным протокол об отказе от заключения государственного контракта и указал, что подписание заявителем государственного контракта с протоколом разногласий, касающимся тех условий контракта, которые не являются необходимыми условиями извещения о проведении запроса котировок (а именно об исключении пункта договора, не соответствующего требованиям законодательства), нельзя признать уклонением от заключения контракта, поскольку такие действия соответствуют положениям ГК РФ 11 .

К существенным условиям согласно ст. 432 ГК РФ кроме условия о предмете относятся и условия, которые названы таковыми в законе или в иных правовых актах, либо условия, которые необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Особенностью государственного или муниципального контракта является отнесение к существенным условиям срока начала и окончания работ. При этом срок окончания работ связан и со сроком действия соответствующего контракта. Согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные или муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 этой же статьи .

Таким образом, по общему правилу срок действия государственного или муниципального контракта, а следовательно, и срок выполнения работ не должны превышать трех лет. Подобные правила установлены ст. 9 Закона о размещении заказов и для бюджетных учреждений.

К обязательным условиям государственного или муниципального контракта Законом о размещении заказов отнесено условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, а также условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного соответствующим контрактом (ст. 9 Закона о размещении заказов).

Специальные правила установлены при определении цены контракта.

В качестве общего правила законодатель устанавливает недопустимость и одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, и изменения его условий по соглашению сторон. Исключения из указанного правила должны быть прямо предусмотрены законом.

Соответствующие случаи предусмотрены как общими положениями ГК РФ (например, ст. ст. 328 , 405 ), так и специальными правилами, например правилами, содержащимися в Законе о размещении заказов.

Так, суд удовлетворил иск о взыскании задолженности по муниципальному контракту, поскольку в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства (проектно-сметная документация была утверждена заказчиком, несмотря на неоднократные письменные обращения подрядчика о ее согласовании, значительно позже срока, установленного договором, заказчиком был нарушен срок оплаты по муниципальному контракту) сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства (ст. 328 ГК); поэтому действия подрядчика по приостановлению работ, а затем и по расторжению контракта были признаны судом соответствующими закону 12 .

Законом о размещении заказов ограничено действие принципа свободы договора в отношении государственных и муниципальных контрактов.

Предметом договора подряда является изготовление индивидуально-определенного изделия, в то время как предметом поставки, как правило, выступает имущество, характеризуемое родовыми признаками. Условия договора подряда направлены, прежде всего, на определение взаимоотношений сторон в процессе выполнения обусловленных работ, а при поставке главное содержание договора составляет передача предмета договора другой стороне - покупателю.

Рассмотрев данную тему, мы можем сделать следующие выводы и предложить свои рекомендации по совершенствованию законодательство по данной теме.

Анализ реформированного законодательства позволяет говорить о положительной динамике в правовом регулировании данного института. Однако в настоящее время Закон №94-ФЗ регулирует далеко не все проблемные вопросы, которые возникают в правоотношениях сторон на практике.

1.Основная проблема – отсутствие должного законодательного регулирования выполнения подрядных работ для государственных нужд как разновидности договора подряда. Нормативно-правовые акты в области размещения заказов, в том числе и на выполнение работ, по многим принципиальным позициям противоречат Гражданскому кодексу РФ и Бюджетному кодексу РФ. Принятие специального нормативно-правового акта о размещении заказов позволило закрепить вопросы заключения договора (контракта). Тем не менее, остались не урегулированными специальные вопросы исполнения и прекращения подрядных правоотношений для публичных нужд. Закон должен затронуть особенности содержания подрядного контракта, в том числе вопросы изменения цены контракта, порядка распределения экономии в работах, особенностей оплаты, гарантиях сторон, особенностей заключения, изменения и расторжения контракта, моменты привлечения субподрядчиков и многие другие проблемные моменты.

2. Можно отметить декларативный характер норм о предоставлении преимуществ некоторым участникам (например, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства).

3.В качестве одной из мер поддержки субъектов малого предпринимательства автор предлагает установить при крупных заказах определенную обязательную долю субподрядов с участием субъектов малого предпринимательства.

4.Процедура расторжения муниципального контракта в судебном порядке занимает продолжительное время, в связи, с чем возможность заключения контракта с иным подрядчиком существенно сокращается, делая практически невозможным исполнение и оплату заказа, особенно в конце текущего финансового года, и наносит заказчику прямые убытки.

По нашему мнению, необходимо законодательно предусмотреть возможность заказчика одностороннего отказа от исполнения контракта, в случае ненадлежащего исполнения контракта подрядчиком, поскольку закон №94-ФЗ регулирует процесс размещения муниципального заказа вплоть до заключения муниципального контракта, а уже договорные отношения должны регулироваться непосредственно ГК РФ.

5.Кроме того, недостатком также является отсутствие у заказчика возможности изменить цену муниципального контракта, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом №94-ФЗ, что ведет к полному игнорированию экономических интересов, как заказчика, так и подрядчиков.

Существует острая необходимость разработки методики и порядка определения начальной (максимальной) цены работ путем проведения мониторинга цен, маркетинговых исследований, что позволит максимально точно определять начальную цену контракта, а также эффективно расходовать и экономить бюджетные средства. А пока такая методика отсутствует - заказчик повсеместно сталкивается с демпингом цен, с необоснованно возникающей «экономией», вследствие формирования заказчиком завышенной начальной (максимальной) цены контракта, что, как правило, приводит к неисполнению или ненадлежащему исполнению муниципального контракта подрядчиком.


Заключение

Договор подряда, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п.1 ст. 702 ГК РФ.

Договор этот заключается с целью изготовления или переработки вещи либо выполнения другой работы с передачей ее результата заказчику (п.1 ст.703 ГК РФ).

Характеристика договора подряда : консенсуальный, возмездный.

Выделяет следующие виды договора:

Бытовой подряд;

Строительный подряд;

Подряд на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ;

Подряд на выполнение работ для государственных нужд.

Подряд на выполнение проектных и изыскательных работ (ПИР) является разновидностью договора подряда, т.е. его исполнение не предполагает применение творческих усилий, объект является не творческим, а материальным. В этом состоит одно из основных отличий договора ПИР от договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, регламентированных гл. 39 ГК РФ, а также от договора авторского заказа (ст. 1288 ГК).

Подрядные работы для государственных нужд осуществляются на основе государственного контракта, под которым понимается договор, заключенный государственным заказчиком с юридическим лицом или гражданином, являющимся исполнителем подрядных работ (подрядчиком), и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность за выполнение государственного заказа. Под государственным заказом понимается задание государственного заказчика на выполнение подрядчиком строительных работ либо проектных и изыскательских работ, оформленное в виде соответствующего нормативного (распорядительного) акта, принятого в соответствии с компетенцией органа, уполномоченного принимать решение о проведении подрядных работ для государственных нужд. Такими органами выступают Правительство РФ и государственные органы, уполномоченные Правительством, либо высшие исполнительные органы субъектов РФ.

Список использованной литературы

1.Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2 СПС "КонсультантПлюс".

2.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (действующая редакция от 22.10.2014) СПС "КонсультантПлюс".

3.Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ СПС "КонсультантПлюс".

4.Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"// Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

5.Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» СПС "КонсультантПлюс".

6.Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" СПС "КонсультантПлюс".

7.Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2010 г. N 290-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105; 2010. N 45. Ст. 5755.

8. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" // СПС "КонсультантПлюс".

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 мая 2010 г. по делу N А82-16307/2009 // СПС "КонсультантПлюс".

9.Борисов А.Н., Краев Н.А.

Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственных нужд) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику (далее - государственный заказчик), а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).
В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных нужд - потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований.
Согласно ст. 72 БК финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд.
Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
Подрядные работы для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:
создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;
реализации федеральных целевых программ;
обеспечения иных федеральных государственных нужд.
Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Кроме Гражданского кодекса, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Бюджетного кодекса. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности установлены Федеральным законом от 25 декабря 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"*(450).
Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(451) устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности.
Единый порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(452). Особенности размещения государственного оборонного заказа могут устанавливаться иными федеральными законами*(453).
Порядок осуществления и ответственность за качество подрядных работ по строительству объектов для федеральных нужд определяются в соответствии с Основными положениями порядка заключения и исполнения государственного контракта (договора подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 (с изм. и доп.)*(454).
Сторонами государственного контракта являются государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик. В качестве государственных заказчиков могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов. Так, согласно ст. 71 БК бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе лишь закупать продукцию на сумму, не превышающую установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке*(455).
В качестве подрядчика государственный контракт могут заключать юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Основания и способы заключения государственного контракта. В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется положениями ст. 527 и 528 ГК.
Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК). При этом под размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению подрядчиков. Заказчики выбирают подрядчиков самостоятельно либо через уполномоченный орган, созданный федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор подобной специализированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Получить государственный заказ может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Заказы на подрядные работы для государственных нужд могут быть размещены одним из следующих способов:
путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.
Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте*(456).
Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом критериями оценок заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, возможность учитывать такой критерий, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.
Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым, может проводиться в электронной форме. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". При этом "шаг аукциона" устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. Заметим, что при проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливается. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети "Интернет" последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.
Размещение заказов путем запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.
Котировочная комиссия рассматривает заявки, поданные в установленный срок, и устанавливает победителя, которым становится тот участник, который подал котировочную заявку, соответствующую всем формальным требованиям и в которой указана наиболее низкая цена работ. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее заявок других участников размещения заказа. В отличие от аукциона при запросе котировок не происходит постепенного снижения цены контракта, каждый из участников размещения заказа, подавший котировочную заявку, изначально указал в ней приемлемую для него цену контракта.
Размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если подрядные работы относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий или выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, или возникла потребность в работах, выполнение которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и в иных особых случаях.
Порядок заключения государственного контракта аналогичен порядку заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (подробнее об этом см. § 3 гл. 32 учебника).
Содержание государственного контракта и ответственность сторон за его неисполнение. Существенными условиями государственного контракта являются условия:
об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы;
о сроках ее начала и окончания;
о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).
В государственный контракт также включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте.
Согласно п. 2 ст. 72 БК государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ.
Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ. При необходимости проведения дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% такой цены контракта.
Порядок оплаты выполненных работ, а также максимальные размеры авансирования подрядных работ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).
Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда. При расторжении государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа.
В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ России. Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Данная разновидность подряда характеризуется большим спектром правовых актов, регулирующих договорные отношения в этой сфере. Помимо норм ГК РФ к ним применяются нормы БК РФ. В частности, БК РФ устанавливает особенности контракта в части оплаты работ и сроков его действия, порядок изменения условий контракта в случае уменьшения бюджетных средств. Однако по большей части БК РФ отсылает к нормам законодательства о размещении заказов, признавая эти нормы специальными но сравнению с общими нормами Кодекса, имеющими приоритет перед иными федеральными законами .

Не последнюю роль в данной сфере играют положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Предметом рассматриваемого договора являются строительные, проектные и изыскательские работы, выполняемые для государственных и муниципальных нужд.

Следует отметить, что именно целевая направленность подряда для публичных нужд обособила его в самостоятельную разновидность договора подряда. Это не единственная особенность данного договора, но она предопределяет статус его участников.

Сторонами договора подряда для государственных и муниципальных нужд выступают заказчик и подрядчик. Обе стороны лица, отвечающие специальным требованиям.

В качестве заказчиков могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

На стороне подрядчика могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие специальным требованиям. Эти требования сводятся к следующему: подрядчик не находится в стадии ликвидации или банкротства, его деятельность не приостановлена, отсутствуют задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

Другие нормативные акты предъявляют и ряд дополнительных требований. Например, постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. № 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" установлено, что подрядчик должен обладать соответствующими производственными мощностями, технологическим оборудованием, финансовыми и трудовыми ресурсами для выполнения работ, являющихся предметом заказа.

Обратим внимание, что нормы ГК РФ, посвященные подрядным работам для государственных и муниципальных нужд, касаются в основном государственного и муниципального контракта, а именно: основания и порядка его заключения (ст. 765 ГК РФ), содержания контракта (ст. 766 ГК РФ), оснований и порядка его изменения (ст. 767 ГК РФ).

Порядок заключения контракта регламентируется ст. 527 и 528 ГК РФ. Контракт заключается на основе заказа на выполнение работ, размещенного государственным или муниципальным заказчиком. В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов. Заказчик направляет проект контракта, подрядчик не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта.

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

Существенными условиями контракта являются условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Несмотря на довольно подробную регламентацию договорных отношений в этой сфере, в судебной практике довольно часто встречаются споры, возникающие из-за несвоевременного финансирования или его фактического отсутствия.

Так, федеральное государственное учреждение "Г." (заказчик) и ОАО "X." (подрядчик) заключили договор подряда о выполнении работ по ликвидации лесных пожаров. В соответствии с договором основанием платы за фактически выполненный объем работ является акт приемки выполненных работ с приложением заверенных заказчиком путевых листов подрядчика и оформленный на их основе счет-фактура.

Выставленные подрядчиком счета-фактуры остались не оплаченными заказчиком, и но состоянию на 1 сентября 2003 г. сторонами составлен акт сверки о задолженности. ОАО "X." в адрес федерального государственного учреждения "Г." направлена претензия от 24 сентября 2003 г. № 1885. В ответ на эту претензию заказчик сообщил подрядчику об отсутствии финансирования для погашения возникшей задолженности. Как было отмечено судом, в соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства в силу ст. 310 ГК РФ не допускается. В связи с этим судом были удовлетворены требования заказчика. Ситникова Е. Г. Договор подряда для госучреждения: особенности и рекомендации // Бюджетный учет. 2005. № 7. С. 37.

Договор подрядных работ для государственных или муниципальных нужд обладает рядом признаков, характерных для гражданско-правового соглашения сторон. Он является консенсуальным, взаимным и возмездным.

Этот договор относится к числу консенсуальных договоров, поскольку для возникновения прав и обязанностей достаточно лишь соглашения между заказчиком и подрядчиком, но в отличие от иных консенсуальных договоров, подряд не может быть исполнен непосредственно в момент заключения договора, поскольку для достижения требуемого результата следует затратить определенное время на выполнение работы.

Взаимность договора проявляется в том, что каждая из сторон (заказчик и подрядчик) наделяются ГК РФ правами и обязанностями. В частности, согласно ст. 702 ГК РФ, подрядчик обязан выполнить работу и ее результаты передать заказчику. В свою очередь заказчик обязан принять результат работы и оплатить его.

Договор подряда является возмездным, поскольку затраты подрядчика проявляются в расходовании имущества, а заказчика - в выплате вознаграждений, т. е. заказчик оплачивает подрядчику обусловленную цену за выполненную работу.

  • - особые (или существенные) условия;
  • - обычные условия.

Обычные условия договора подряда не влияют на юридическую силу договора, так как они (условия) могут быть включены в договор, но могут и не включаться в него.

К обычным условиям договора подряда следует отнести:

  • - условие о качестве результата работы (ст. 721 - 725 ГК РФ);
  • - порядок оплаты работы (ст. 711 ГК РФ);
  • - содействие заказчика в выполнении работы;
  • - конфиденциальность информации по договору подряда (ст. 727 ГК РФ).

Следует обратить более пристальное внимание на наличие существенных условий подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Особые условия договора подряда составляют основу договора, так как только при достижении соглашения по всем особым (существенным) условиям договор считается заключенным. При отсутствии соглашения хотя бы по одному из особых условий договор нельзя считать заключенным. Так, цена работ договора определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого условия договор является ничтожным. Если же сроки начала и окончания работ не согласованы, то договор считается незаключенным и именно нарушение этого условия договора рассматривается как просрочка и влечет соответствующие последствия. Стороны могут установить и промежуточные сроки выполнения работ, а также установить меры ответственности за их нарушение.

Существенными условиями договора подряда для государственных нужд являются условия, предусмотренные в параграфе 1 (Общие положения о подряде), то есть в соответствии со ст. 703, 704, 708, 709 ГК РФ. К ним относятся:

  • 1. Организация работ. Организация и процесс проведения работ как одно из основных условий договора подряда закреплены в статьях с 703 по 714 ГК РФ и проявляются в том, что согласно п. 1 ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется из материала подрядчика, его силами и средствами, т.е. иждивением подрядчика. Безусловной новеллой является правило о предоставлении подрядчику, если иное не предусмотрено в договоре, права самостоятельно определять способы выполнения заданий заказчика (п. З ст. 703 ГК РФ). Это не только расширяет ответственность подрядчика за выбор соответствующего способа подрядных работ, но и усиливает его ответственность за допущение просрочки в исполнении своего обязательства. Законодатель традиционно повторяет, как и в ГК РСФСР 1964 г., презумпцию о том, что работы должны исполняться материалами и средствами подрядчика, плюс к этому же, и силами подрядчика (п. 1 ст. 704 ГК РФ).
  • 2. Сроки выполнения работы. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон- другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений; сроки передачи материала и оборудования и т.п.). При уменьшении соответствующим государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости- и другие условия выполнения работ Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК РФ).
  • 3. Цена работ. В условиях рыночных отношений цена, в том числе и самих подрядных работ является едва ли не главным элементом любого возмездного договора. Эту мысль косвенно подтверждает и текст самой статьи 709 ГК РФ. Так, исходя из смысла пп. 1-3 ст. 709 ГК РФ, цена работ определяется в основном тремя способами. Первый способ - указание цены в самом тексте договора, что характерно для небольших объемов работ. Второй вариант - цена определяется по курсу котировки какой-либо биржи или рынка, что встречается крайне редко. Третий вариант - цена определяется сметой, составленной подрядчиком, которая становится частью договора подряда и приобретает силу с момента подтверждения ее заказчиком (абз.2 п. 2 ст. 709 ГК РФ).

Цена работы, согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ, включает в себя:

  • - компенсацию издержек подрядчика;
  • - причитающееся подрядчику вознаграждение.

Цена работы может быть определена путем составления сметы (п. 3 ст. 709 ГК РФ). В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Но факт увеличения цены может иметь место только при этих двух условиях, а именно: а) если необходимо провести дополнительные работы, требующие существенного повышения цены; б) сам факт необходимости повышения цены должен быть обоснованным и об этом должен быть предупрежден заказчик.

  • 4. Предмет договора. Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.
  • 5. Способы, обеспечивающие исполнение сторонами их обязательств. К числу различных способов обеспечения исполнения обязательств, составляющих содержание договора подряда, относится, прежде всего, право удержания, принадлежащее подрядчику. Суть этого права состоит в том, что при неуплате причитающегося вознаграждения заказчиком подрядчику последний может удержать результат работ, а вместе с ним и переданное заказчиком оборудование, материалы и другое имущество до полной их оплаты. Аналогичные последствия наступают при нарушении заказчиком другой своей обязанности - принять результат работ (п. 6 ст. 720 ГК РФ). В таком случае подрядчик вправе его реализовать, а полученную сумму использовать для покрытия долга. Имеется в виду, что если заказчик уклоняется от приемки, то по прошествии месяца после двукратного его предупреждения результат работ продается, а вырученная сумма за вычетом причитающегося подрядчику вознаграждения вносится на имя заказчика в депозит нотариуса (в случаях, установленных законом, - в депозит суда).