Проявляется демократия. Демократия как форма государства

Во всем мире уже давно обсуждается такое понятие, как демократия. Почти все страны стараются соблюдать ее принципы. В этой статье мы рассмотрим такую тему «Демократия: понятие и виды». Кроме того, вы узнаете о принципах, формах и признаках этого политического режима.

Основное понятие

Итак, виды демократии рассмотрим несколько позже. Сначала следует разобраться с самим термином. Это специфическая форма государственного правления, которая заключается во всестороннем участии граждан страны в ее руководстве. Она предусматривает не только наличие необходимых прав и свобод, но и всеобщее равенство перед законами.

В демократичном обществе должно быть максимально развито народовластие. То есть все полномочия не обязаны сосредотачиваться в руках одного человека или группы людей. Правительство, которое выбирает народ, должно быть максимально открытым перед людьми, отчитываться перед ними о своей деятельности, стремиться к развитию государства.

Основные признаки демократии

Без них данная форма правления не может существовать. Итак, ее характерные черты:

  1. Демократия имеет политический и государственный характер.
  2. Эта форма правления предполагает гарантирование и фактическое проявление всех гражданских прав.
  3. Соблюдение установленных законов, взаимная ответственность государства и народа за посягательства на права и свободы людей.

Как видите, эти признаки не присущи некоторым другим формам осуществления власти, например, диктатуре.

Принципы

Виды демократии являются очень важным вопросом не только для политиков, но и для обычных людей. Однако не менее интересно узнать о ее принципах:


Функции демократии

Теперь разберемся, что именно должна осуществлять представленная форма правления. Итак, существуют такие функции демократии:

  • Охранительная . Она предусматривает обеспечение безопасности, достоинства и чести каждого гражданина. Она способствует сбережению прав и свобод человека от посягательств третьих лиц.
  • Учредительная . Здесь предусматривается формирование государственного аппарата из органов власти и местного самоуправления путем выборов или конкурсного отбора.
  • Организационно-политическая . Эта функция предполагает народ как
  • Регулятивная . Она предусматривает работу всех субъектов демократичного общества, которые обязаны объединить свои усилия и интересы для сохранения свобод и прав граждан.

  • Контрольная . Она обеспечивает наблюдение за органами власти, которые должны действовать в рамках своих полномочий и компетенции.
  • Стимулирующая . Она предусматривает максимальное обеспечение работы государства на благо общества. При этом мнение народа должно быть обязательно учтено. Поощряется активность граждан в общественной жизни.

Это может обеспечить только демократия. Виды и формы этого режима вы рассмотрите далее.

Формы

Итак, их всего две:


Как видите, само понятие того, что такое демократия, виды и формы ее нужно знать каждому гражданину. Любой человек имеет определенные права и свободы, которые защищаются государством.

Виды демократии

Теперь нужно рассмотреть еще один важный вопрос. Существуют такие виды демократии:

  • Конституционная . Она сочетает в себе не только демократические принципы, но и некоторые признаки либерализма.
  • Консервативная . Она характерна для некоторых стран, в которых значительную роль играют давние традиции. Такая форма правления осуществляется в Великобритании.
  • Анархистская . Оно основана на том популистском ореоле, который создают правители.
  • Полиархическая . Ее характерной особенностью является наличие большого количества политических центров, которые могут принимать решения. То есть власть рассредоточена.
  • Консенсусная . Она еще только разрабатывается, однако ее главной целью является отказ от принципа большинства. Такая форма правления должна существовать на взаимном партнерстве, согласии, достижении компромисса.

Теперь вы знаете, что такое демократия, понятие, виды и формы этого режима.

  • Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

    Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

    Народ является единственно легитимным источником власти

    Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

    Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

    Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.

    Одной из основных целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, левые движения, видные экономисты, а также такие представители западной политической элиты как экс-президент США Барак Обама, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард утверждают, что реализация права принятия политических решений, влияние рядовых граждан на политику страны невозможно без обеспечения социальных прав, равенства возможностей и низкого уровня социально-экономического неравенства.

    Ряд авторитарных режимов имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии. К числу сравнительно новых стоящих перед ней проблем относятся сепаратизм, терроризм, миграция населения, рост социального неравенства. Международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЕС, полагают, что контроль над внутренними делами государства, включая вопросы демократии и соблюдения прав человека, частично должен быть в сфере влияния международного сообщества.

Форма правления представляет собой «систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании». Что в связи с этим понимается под демократической формой правления, какова ее характеристика и в чем она выражается? Из определения, предложенного Чиркиным, понятно, что, рассматривая демократические формы правления, мы будем знакомиться с демократией как с формой организации власти. Надо начать с того, что ей свойственны некоторые черты: выборность властных органов и должностных лиц государственного аппарата путем регулярных и честных выборов, высокий уровень политической свободы гражданина, равенство прав граждан на участие в политической жизни государства и некоторые другие. Таким образом, демократическая форма правления - это, прежде всего, политическая свобода человека, это такая организация власти, которая позволяет человеку оказывать влияние на государственное управление.

Нам известно, что в качестве форм государственного правления традиционно выделяют две: республику и монархию. Обе могут быть названы демократическими формами организации власти (монархия - в определенном случае). Что представляют собой данные категории? Чем определяется их демократичность?

Самой распространенной демократической формой правления на сегодняшний день является республика: президентская, парламентская и смешанная. Вообще, надо отметить, что понятия «демократия» и «республика» многие политологи считают синонимами, хотя некоторые философы, например, И.Кант, противопоставляют их. В любом случае они тесно связаны, республика как форма правления - признанное воплощение демократии.

Президентская республика. Классическим примером президентской республики являются США. Для устройства и организации властных структур данного государства характерны внепарламентский метод избрания президента, внепарламентский метод формирования правительства: его формирует президент. Президент США одновременно является и главой исполнительной власти - правительства, которое подотчетно только ему самому. Также президентская республика предполагает факт чёткого разделения двух властей, сочетающегося с их относительной самостоятельностью: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной -- в руках парламента. Важным является и то, что для данного типа республики характерны широкие полномочия президента.

Демократизм данного вида республики заключен в выборности главы государства и представительстве народа в парламенте. Но, говоря о союзе «демократия и президентская республика», необходимо также и исследовать проблему соотношения данных явлений. Она видится в широких полномочиях президента, что «таит в себе для новых демократий опасность авторитаризма: во многих случаях президентское правление выходит за конституционные рамки».

Парламентская республика. Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. В связи с этим ей, как и любой парламентской системе, характерно слияние законодательной и исполнительной власти. И это, считают политологи, характеризуют парламентскую демократию как систему, более демократичную, нежели президентская, когда исполнительная и законодательная власти избираются отдельно и на определенный период времени. Также, парламентаризм придает политическому процессу определенную гибкость, тогда как системе президентского правления присуща жесткость, основанная на авторитете и праве главы государства.

Полупрезидентская республика. Для данной системы характерно следующее:

  • 1. Президент и парламент - как в президентской системе - избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность).
  • 2. Исполнительная власть включает в себя два института: избираемый на основе прямых всенародных выборов президент, как в президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в парламентской системе.

Смешанная республика включает в себя черты и президентской, и парламентской республик, и в разных государствах приближена к одной из них.

Итак, мы поговорили о республике как демократической форме правления, рассмотрев все три ее вида. Но закончить разговор о формах правления, в основе своей содержащих демократические институты, не упомянув парламентарную монархию, было бы неправильно. Надо сказать, что монархия в общем смысле традиционно считается антиподом демократии, но с парламентарным её видом всё обстоит по-другому. Парламентарная монархия - конституционная монархия, в которой монарх не имеет широких властных полномочий и фактически выполняет исключительно церемониальную роль. Этой форме правления характерны сильные позиции парламента и подотчетность ему правительства. Именно поэтому парламентарной монархии близка концепция парламентской демократии - формы демократии, при которой правительство формируется парламентом, в противоположность президентскому правлению.

  • 14. Форма правления.
  • 15. Форма государственного устройства.
  • 16. Государственный режим.
  • 17. Демократия и ее основные формы.
  • 18. Снг: политические и правовые аспекты.
  • 19. Функции государства и правовые формы их осуществления.
  • 20. Эволюция функций государства на современном этапе.
  • 21. Понятие и структура механизма государства.
  • 22. Понятие и виды органов государства
  • 23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  • 24. Разделение властей: теория, опыт, проблемы.
  • 25. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.
  • 26. Место и роль государства в политической системе общества.
  • 27. Государство и общественные объединения.
  • 28. Государство и церковь.
  • 29. Государство и экономика.
  • 30. Правовое государство в историко-правовой мысли.
  • 31. Сущность и основные черты правового государства
  • 32. Проблемы и пути формирования правовой государственности в России.
  • 33. Социальное государство: понятие и функции.
  • 34. Гражданское общество: понятие и принципы.
  • 35. Государство и право: соотношение и взаимосвязь.
  • 36. Основные подходы к пониманию права.
  • 37. Сущность и основные содержательные признаки права.
  • 38. Принципы права: понятие и классификация.
  • 39. Функции права.
  • 40. Понятие и виды социальных норм.
  • 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
  • 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.
  • 1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер.
  • 2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
  • 3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством.
  • 4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью.
  • 1. Общие подзаконные акты.
  • 45. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России.
  • 46. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
  • 47. Права и свободы человека и гражданина: понятие, система.
  • 48. Гарантии правового статуса личности. Международная защита прав человека.
  • 49. Понятие и признаки нормы права.
  • 50. Структура нормы права.
  • 51.Соотношение норм права и статьи нормативного акта.
  • 52. Классификация норм права.
  • 53. Понятие и структура системы права.
  • 54. Правовая система общества: понятие, структура, функции.
  • 55. Типология правовых систем.
  • 56. Международное право и национальные правовые системы.
  • 57. Правотворчество: понятие, принципы и функции.
  • 58. Виды правотворчества. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
  • 59. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве, по кругу лиц.
  • 60. Понятие, приемы и основные требования юридической техники.
  • 61. Систематизация законодательства.
  • 62. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
  • 63. Правовые отношения: понятие, структура и виды.
  • 64. Субъективные права и юридические обязанности.
  • 65. Юридические факты: понятие, виды и их роль в реализации норм права.
  • 66. Понятие, формы и методы реализации права.
  • 67. Применение права как особая форма его реализации.
  • 68. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
  • 69. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления.
  • 70. Толкование права: понятие и функции.
  • 71. Виды и способы толкования.
  • 72. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
  • 73. Юридическая практика: понятие, типы, функции.
  • 74. Эффективность действия права.
  • 75. Понятие и основные элементы механизма правового регулирования.
  • 76. Предмет, пределы и метод правового регулирования.
  • 77. Правовые режимы: понятие и виды.
  • 78. Правовые стимулы и правовые ограничения.
  • 79. Юридические коллизии и способы их разрешения.
  • 80. Правовое регулирование и правомерное поведение.
  • 81. Понятие и принципы законности.
  • 82. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности
  • 83. Конституционная законность и судебный конституционный контроль.
  • 84. Правонарушение: понятие, состав и виды.
  • 85. Природа и причины правонарушений в обществе.
  • 86. Злоупотребление правом
  • 87. Понятие, основание и виды юридической ответственности.
  • 88. Юридическая ответственности и другие меры государственно-правового принуждения.
  • 89. Правосознание и правовая культура
  • 90. Деформация правосознания: понятие, формы и пути преодоления
  • 17. Демократия и ее основные формы.

    Демократия (от греч.demos– народ и сratos– власть: власть народа, народовластие).

    В современном значении демократия – это прежде всего единство воли и силы народа, материализуемых во всех формах государственно-политической организации общества. Она характеризует состояние власти народа. выражаемое в конституционных основах, механизме и функциях государства, в жизнедеятельности других элементов политической системы общества, в статусе и образе жизни каждого гражданина, каждой личности. Это – власть всех и каждого, осуществляемая как непосредственно, так и через государственные и иные политические структуры.

    Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражения мнения по этим вопросам. Институты (формы) непосредственной демократии:

    - свободные выборы – форма реализации избирательного права путем участия в избирательной кампании;

    - собрания (сход) граждан – форма непосредственной (прямой) демократии в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения;

    - митинги – массовые собрания для обсуждения политических и других актуальных вопросов текущей жизни, в поддержку каких-либо требований, для выражения солидарности или протеста;

    - демонстрации – выражение общественных настроений, требований, солидарности или протеста путем устройства массовых шествий, митингов и т.п.;

    - пикетирование – выражение протеста против чего-либо (обычно перед правительственными учреждениями) в виде патрулирования;

    - индивидуальные или коллективные обращения в гос.органы или органы местного самоуправления.

    Представительная демократия – это участие народа в управлении государством, осуществление принадлежащей ему власти, через систему представительных выборных органов. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей – народных депутатов. Ее назначение – способствование подконтрольности государства народу.

    18. Снг: политические и правовые аспекты.

    К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.

    Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.

    Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Участники Соглашения констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Договаривающиеся Стороны образовали Содружество Независимых Государств. В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества. Договаривающиеся Стороны гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Протокол к соглашению о создании СНГ подписан главами одиннадцати государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Он является составной частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества и определяет, что все эти одиннадцать стран на равноправных началах образуют СНГ (Грузия присоединилась к Содружеству Независимых Государств в декабре 1993 года в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ).

    Алма-Атинская Декларация подписана 21 декабря 1991 года руководителями одиннадцати государств. В документе отмечена приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявлено, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Подтверждена приверженность сотрудничеству в создании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. Государства - участники Содружества гарантировали, в соответствии со своими конституционными процедурами, выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.

    Устав Содружества Независимых Государств принят Советом глав государств Содружества 22 января 1993 года в Минске. В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы межгосударственного сотрудничества, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Членом Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Государства-члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом.

    Правила процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств утверждены Решением Совета глав государств 17 мая 1996 года. Решение подписали президенты всех государств - участников СНГ. Правила процедуры определяют порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, организацию их заседаний, а также процедуру подготовки и принятия документов, вносимых на их рассмотрение.

    Символика Содружества Независимых Государств. Главы государств 19 января 1996 года приняли Решение о Положении о флаге Содружества Независимых Государств и Решение о Положении об эмблеме Содружества Независимых Государств.

    Выше приведенные документы являются основополагающими, декларирующими основные принципы Содружества. Более детально деятельность Содружества регламентируется огромным количеством подписанных соглашений, они также описывают и процедуры претворения договоренностей в жизнь.

    Практически все Соглашение целиком и первый раздел и преамбула Устава СНГ называют принципы и цели в соответствии с которыми будет строиться Содружество. Устав раскрывает и дает более детальное толкование данных принципов:

    Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

    Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

    Содружество намеревается действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    Содружество будет стремиться обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов.

    Содружество будет развивать сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия.

    Содружество желает создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов.

    Содружество стремится совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность.

    Содружество отказывается от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права.

    Целями Содружества являются:

    Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

    Всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

    Обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

    Сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

    Содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

    Взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

    Мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

    Официальным место пребывания координирующих органов содружества является город Минск.

    Высшим органом является Совет глав государств, который собирается на заседание раз в два года. Следующим по силе органом является Совет глав правительств. Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы, как на постоянной, так и на временной основе.

    Существуют также органы, координирующие отдельные, особо важные сферы деятельности государств-членов. Это Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Совет командующих пограничными войсками.

    Особым органом содружества является Координационно-консультативный комитет. Помимо координационных функций он также наделен исполнительными полномочиями. Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим органом.

    Демократию вообще невозможно определить - настолько здесь все запутано. Само убеждение в благе демократического устройства нельзя считать заблуждением. Последним является слепая вера в демократию как единственную возможную форму общественного устройства; при этом не учитываются разные значения этого слова, а их минимум шесть: демократия как общественное устройство, определенный тип этого устройства, свободное устройство, правовой строй, социальная демократия и, наконец, диктатура партии.

    1. Итак, демократия, во-первых и прежде всего,- это такое общественное устройство, при котором правит народ, выбирающий себе правителей, или власть. Коли так, очень странно звучит выражение «народная демократия», ведь это то же, что «народное народовластие», т. е. «масло масляное». «Демократия» происходит от греческого demos - народ и kratein - править.

    2. Под демократией нередко подразумевается не вообще демократия, а определенный тип, форма демократического устройства. Форм демократии много. Одна из них - прямая демократия, существовавшая прежде в некоторых швейцарских кантонах, когда весь народ собирался на так называемые Landesgemeinde (общие земельные собрания) и решал важнейшие государственные проблемы; в какой-то мере прямая демократия существует и в швейцарской конфедерации. Другой формой демократии является парламентская демократия, когда народ выбирает своих представителей (парламентариев). Она также может принимать различные формы: например, существует президентская демократия (народ избирает президента, которому подотчетны министры) и партийная демократия (министры ответственны перед сеймом). Порой утверждают, что единственно «истинной» является какая-то одна из форм демократии. Это - явное суеверие.

    3. От демократии как строя следует отличать свободный общественный строй, т. е. такой, при котором расцветает, к примеру, свобода печати, собраний и т. д. При демократическом строе подобные свободы бывают ограничены (например, в период войны), и наоборот, при недемократическом строе люди иногда пользуются множеством свобод.

    4. Порой под демократией имеют в виду законность, хотя законность - это нечто иное. Правовым является то общественное устройство, при котором уважают закон. Во многих государствах с демократическим строем закон не уважается, и наоборот, есть государства недемократические, но правовые. Картину государства последнего типа рисует известный анекдот времен Фридриха Великого, в государстве которого демократией и не пахло. Королевские чиновники отобрали у мельника его мельницу. Мельник заявил, что дойдет до Берлина, ибо, сказал он, «в Берлине есть еще судьи». Значит, этот мельник верил в правовой характер своего недемократического государства.

    5. Не следует также смешивать демократический строй, относительно свободный и законный, с так называемой «социальной демократией». Последняя представляет собой общество, в котором отсутствуют психологические перегородки между различными социальными слоями. О том, что социальная демократия и демократический строй - вещи различные, свидетельствует существование стран с демократическим строем, в которых, однако, подобные перегородки слишком велики, и наоборот, есть страны с недемократическим строем, в которых люди, принадлежащие к разным социальным слоям, никак не разделены между собой. Такая социальная демократия часто существует даже в тех странах, где правит тиран, стремящийся превратить всех своих граждан в рабов.

    6. Наконец, демократией называют диктатуру партии, к этому, например, привыкли марксисты-ленинцы; подобной терминологией пользуются и тираны в отсталых странах, где зачастую существует всего одна партия. Называть подобный строй демократией - грубейшее заблуждение, ибо здесь отсутствует демократия в любом из приведенных выше значений: и в значении демократического строя, и - свободы и т. д.

    Наряду с путаницей в вопросе о демократии и утверждениями о существовании некоей единственно «истинной» демократии имеется еще одно очень распространенное заблуждение. Некоторые люди убеждены, что демократия или одна из форм демократического строя, оправдавшая себя в данной стране или в данном регионе, должна быть введена во всем мире - и в Китае, и в Эфиопии, и в Бразилии. Однако из 160 государств, существующих в мире, лишь 21 государство имеет демократическое устройство. Это суеверие - один из наихудших и постыднейших признаков косности.

    Д. как форма гос.-политич. устройства возникла вместе с возникновением гос-ва, заменившего первобытнообщинное родовое и племенное самоуправление. В отличие от иных форм гос. устройства, при Д. официально признается власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, осуществляется выборность осн. органов гос-ва и т. п. Различают непосредств. и представит. Д. В первом случае осн. решения принимаются непосредственно избирателями (напр., на нар. собраниях, посредством референдумов), во втором

    выборными учреждениями (напр., парламентами). Но в условиях эксплуататорского общества демократич.

    формы и институты неизбежно остаются ограниченными и формальными, а посредством Д. как формы гос-ва осуществляется господство того класса, в руках к-рого находятся средства произ-ва и политич. власть. Наиболее развитый историч, тип Д. в эксплуататорском обществе - бурж. Д. - является формой диктатуры буржуазии.

    Подлинно науч. понимание Д. впервые было разработано классиками марксизма-ленинизма. Анализируя суть бурж. Д., марксизм-ленинизм прежде всего выявляет ее классовое содержание, подчеркивая, что какое бы развитие ни получили демократич. институты и гражд. права, до тех пор, пока существует частная собственность на средства произ-ва и эксплуатация труда, пока политич. власть находится в руках буржуазии, Д. неизбежно ограниченна и лицемерна. Ограниченна потому, что не распространяется на самое главное - на условия материальной жизни людей, где продолжает существовать вопиющее неравенство и эксплуатация одних социальных классов и групп другими; лицемерна потому, что при ней сохраняются все противоречия между провозглашаемыми лозунгами и действительностью.

    Раскрыв суть бурж. Д. как формы классового господства капиталистов, марксизм-ленинизм выделяет гл. особенность, отличающую ее от др. форм эксплуататорских гос-в: в бурж.-демократич. республике власть капитала осуществляется не прямо, а косвенно. Наличие всеобщего избират. права, парламента и ответственного перед ним пр-ва, суда присяжных, системы органов местного самоуправления, официально провозглашаемая неприкосновенность личности и жилища, свобода печати и собраний - все это создает видимость «самодержавия народа». На деле же за демократич. оболочкой скрывается власть крупного капитала.

    Но ограниченный классовый характер бурж. Д. не означает, что ее институты не могут быть использованы рабочим классом. Демократич. принципы, права, институты - результат борьбы нар. масс. Как бы ограниченны и формальны в условиях капитализма они ни были, рабочий класс использует их для защиты своих экономич. и политич. интересов, для самоорганизации и воспитания трудящихся масс. Хотя при демократич. республике гос-во остается машиной для угнетения одного класса другим, орудием диктатуры буржуазии, это не значит. что форма угнетения безразлична рабочему классу. Чем больше прав и свобод завоевывает пролетариат, тем лучше условия для его организации в революц. партию, для пропаганды идей науч. коммунизма и включения широких нар. масс в борьбу против власти капитала, тем шире возможности использовать демократич. институты капиталистич. гос-ва, иметь свою прессу, добиваться избрания своих представителей в органы местного самоуправления, посылать депутатов в парламент. Поэтому рабочий класс борется за сохранение и развитие Д. В условиях совр. революц. эпохи перехода от капитализма к социализму борьба за Д. становится составной частью борьбы за социализм.

    Бурж. Д. -огромный прогресс по сравнению с гос.-политич. организацией ср.-век. общества. Но она была и остается формой классового господства буржуазии, чего не понимали в полной мере К. Каутский и др. лидеры 2-го Интернационала, отстаивавшие идею т. н. чистой Д. и полагавшие, что на основе такой, безотносительной к ее классовому содержанию, Д. пролетариат способен решить стоящие перед ним революц. задачи. Но история опровергла эти концепции. Если использование трудящимися демократич. прав и институтов действительно грозит затронуть осн. экономич. интересы и политич. власть буржуазии, последняя от

    казывается от ею же созданной законности, грубо попирает Д. и прибегает к прямому насилию.

    С возникновением Сов. гос-ва появился новый историч. тип Д. - социалистическая Д. Социализм впервые возвращает понятию Д. его истинный смысл, наполняет демократия, принципы реальным содержанием. Но это происходит но в результате одного лишь революц. перехода власти к рабочему классу и его союзникам. Становление и развитие социалистич. Д. достаточно длит. процесс. Осн. принципы социалистич. демократизма были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом и вошли в теорию науч. коммунизма как часть учения о социалистич. гос-ве. В. И. Ленин не только всесторонне развил это учение, но и непосредственно руководил строительством социалистич. Д. Принципы Д. нового типа стали реальностью во мн. странах. Социалистич. Д. превратилась в сложившееся явление. Развитие социалистич. Д. нашло развернутое воплощение в Конституции СССР.

    Для социалистич. Д. характерны след. особенности. Будучи качественно новым по своему классовому содержанию политич. явлением, она наследует все лучшее из демократич. завоеваний трудящихся, приспосабливает их к новым условиям, существенно обновляет и обогащает.

    Наряду с творч. использованием наследия прошлого социализм создает совершенно новые, неизвестные ранее принципы и формы Д. Возможности для этого заложены в самой природе социалистич. строя. Так, господство обществ. собственности на средства произ-ва означает, что объектом демократич. управления и контроля становятся экономика и культура, к-рые в условиях совр. гос.-монополистич. капитализма лишь частично регулируются бурж. гос-вом.

    Коренная особенность социалистич. Д. состоит также в том, что она постоянно развивается и совершенствуется. С построением развитого социалистич. общества и по мере дальнейшего продвижения к коммунизму рождаются новые средства и методы участия трудящихся в делах общества. Неуклонный рост обществ. богатства расширяет социальные права трудящихся, а развитие культуры, идейного и нравств. сознания народа создает предпосылки для все более широкого использования политич. свобод.

    Народовластие в политич. системе социализма обеспечивается сочетанием методов представит. и непосредств. Д. В СССР принцип нар. представительства воплощен в Советах нар. депутатов, к-рые составляют снизу доверху единую систему органов власти, управляющую делами гос-ва. Методы непосредств. Д. используются при социализме в масштабах, к-рые в прошлом были немыслимы. Это - всенар. обсуждение проектов важнейших законов, деятельность парт., профсоюзных, комсомольских и др. обществ. орг-ций, система нар. контроля, хозяйств. кооперативов, творч. союзов, различных об-в (по профессиям, по интересам, по месту жительства, по ведомств. принадлежности и т. п.), через к-рые граждане широко участвуют в решении политич., производств. и бытовых вопросов.

    Руководящей силой этих орг-ций социалистич. общества является коммунистич. партия. Руководство обществом со стороны коммунистич. партии обеспечивает гл. условие подлинного демократизма гос. власти - соответствие ее политики интересам всего народа. В условиях развитого социалистич. общества в СССР сложилось социально-политич. и идейное единство всего народа. Тождество коренных интересов сов. людей не отрицает, однако, многообразия специфич. интересов различных социальных, нац., возрастных, проф. и иных групп населения. Выступая в роли выразителя общих интересов всего сов. народа, партия в то же время учитывает и согласовывает специфич. интересы различных групп населения, обеспечивает их удовлетворение в русле единой политики. Руководство со стороны партии гарантирует и др. принципиально важное условие демократизма гос. власти - соответствие ее политики интересам прогрессивного развития общества. Строя свою деятельность иа основе марксистско-ленинской теории, КПСС добивается не только макс. удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся, но и постоянного движения к целям, указанным науч. коммунизмом.

    Один из коренных принципов Д. - равноправие. При капитализме реализация этого принципа ограничивалась лишь формальным равенством граждан перед законо.м. Передача средств произ-ва в обществ. собственность вызвала коренной переворот во всей системе обществ. отношений. Были ликвидированы условия для эксплуатации человека человеком и тем самым создан единственно надежный и реальный фундамент для равноправия. Политич. равноправие граждан социалистич. общества наглядно проявляется в том, что участвовать в делах гос-ва могут все граждане, независимо от расовой и нац. принадлежности, пола, вероисповедания, образования, оседлости, социального происхождения, имуществ. положения и прошлой деятельности. Гигантский прогресс достигнут и в преодолении различных видов социального неравенства, утверждении равенства наций, равноправия мужчин и женщин.

    Социалистич. Д. создает условия для свободы личности. Конституциями социалистич. стран, др. законами наряду с широкими социально-экономич. правами провозглашена свобода слова, печати, собраний, свобода совести, неприкосновенность жилища, тайна переписки и др. гражд. свободы. Причем эти неотъемлемые элементы Д. не просто декларируются, а реально гарантируются переходом в руки народа средств произ-ва, всех обществ. богатств, самим укладом жизни при социализме. В социалистич. странах права и свободы граждан неотделимы от их обязанностей.

    Социалистич. Д. при коммунизме перерастет в систему общественного самоуправления коммунистического, что, однако, не означает упразднения демократич. принципов и институтов. Наоборот, в коммунистич. обществе они должны получить дальнейшее развитие, а отомрет лишь гос-во как инструмент политич. власти и та форма Д., к-рая с ним связана.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓