Проверка здания на предмет безопасности. Пожарная безопасность объектов. Какие работы проводятся в ходе пожарно-технического обследования

6.1.1. Целями обследования являются оценка выполнения требований противопожарной защиты помещений, зданий при их реконструкции, техническом перевооружении или изменении функционального назначения объекта и разработка рекомендаций по выполнению этих требований.

6.1.2. Задачами выполнения требований противопожарной защиты на объекте являются:

Обеспечение условий для эвакуации людей наружу на прилегающую территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

Обеспечение доступа личного состава подразделений и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, а также проведение мероприятий по спасению людей и материальных ценностей;

Нераспространение пожара на рядом расположенные здания, в том числе при обрушении горящего здания;

Ограничение прямого и косвенного материального ущерба, включая содержимое здания и само здание, при экономически обоснованном соотношении величины ущерба и расходов на противопожарные мероприятия, пожарную охрану.

6.1.3. При реконструкции объектов решение этих задач может осуществляться как за счет приведения объемно-планировочных, конструктивных и инженерно-технических решений в соответствие с противопожарными требованиями действующих нормативных документов, так и за счет выполнения обоснованных мероприятий, учитывающих специфику противопожарной защиты объекта и согласованных в установленном порядке

6.1.4. Задачами натурных обследований пожарной безопасности реконструируемых зданий являются:

Оценка состояния конструкций и качества выполнения строительных противопожарных мероприятий;

Оценка состояния инженерных систем и автоматических средств сигнализации и пожаротушения.

6.1.5. При оценке пожарной опасности объекта и выполнении различных противопожарных мероприятий целесообразно прогнозирование возможного развития пожара для вариантов решений исходя из вида и величины пожарной нагрузки, а также условий ее сгорания для свободно развивающегося пожара и с учетом взаимодействия предусматриваемых на объекте средств пожарной защиты.

6.1.6. При прогнозировании развития пожаров выполняется построение сценариев его развития на основе данных о категориях взрывопожарной и пожарной опасности по НПБ 105, степени огнестойкости, конструктивной и функциональной пожарной опасности зданий и сооружений, классифицированных в соответствии со СНиП 21-01, объемно-планировочных и конструктивных решений зданий.

6.2. Оценка состояния конструкций и качества выполнения строительных противопожарных мероприятий

6.2.1. Для оценки существующего уровня противопожарной защиты и соответствия его требуемому уровню для объекта после его реконструкции при обследовании устанавливается качество выполненных на объекте противопожарных мероприятий и соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений, инженерного оборудования, систем противопожарной защиты нормативным требованиям, предъявляемым к объекту после его реконструкции.

6.2.2. При реконструкции объекта необходимо иметь данные о его функциональном назначении до и после реконструкции, технологической схеме и компоновочным решениям, виде и количестве пожарной нагрузки.

Исходя из этих данных оценивается пожарная опасность процесса, в соответствии с которым определяется класс функциональной пожарной опасности реконструируемого объекта.

В процессе натурного обследования выполняется проверка объекта по параметрам, которые будут обеспечивать его пожарную безопасность после реконструкции. При этом выполняется сравнение фактических значений показателей, характеризующих пожарную безопасность, полученных при обследовании, и требуемых значений, которые устанавливаются или на основе нормативных требований, или на основе технико-экономического обоснования.

Размещение объекта

6.2.3. При рассмотрении генеральных планов определяются существующие дороги и проезды для пожарных автомобилей. В зависимости от назначения здания, его ширины проверяются их расположение и габариты в соответствии с действующими нормативными документами: СНиП 2.07.01, СНиП II-89, СНиП II-97.

Проверяются противопожарные разрывы между зданиями и другими сооружениями, их соответствие нормативным требованиям при размещении в зданиях новых процессов с учетом их категории пожарной опасности и установленной степени огнестойкости зданий.

Размещение и оснащенность ближайшего пожарного депо также должны соответствовать требованиям указанных СНиПов и НПБ 101.

Конструктивные решения зданий

6.2.4. Состояние несущих конструкций должно быть таким, при котором обеспечивается нормативный предел огнестойкости конструкции. Наличие повреждений, неправильные условия эксплуатации могут привести к тому, что при пожаре обрушение конструкций может произойти за время, меньшее нормируемого пределом огнестойкости.

Обследование включает определение следующих дефектов:

Вмятины, погнутости отдельных элементов, отверстия, не предусмотренные проектом, изгибы, отклонения от вертикали и отсутствие отдельных элементов решетки сквозных колонн;

Использование колонн в качестве опор под навесное оборудование, не предусмотренное проектом, наличие коррозии;

Для ферм и балок - искривление стержней и смятие элементов;

Не предусмотренные проектом кронштейны для прокладки коммуникаций, коробов;

Вырез отдельных элементов решетки ферм, коррозия.

Обследование производят в соответствии с пп.3.1-3.5 данной методики.

Дефекты ограждающих конструкций могут привести к несоответствию требованиям пределов огнестойкости и классам пожарной опасности, группам распространения огня и группам горючести материалов.

Оценка строительных материалов и конструкций выполняется в соответствии с классификацией и методами, принятыми в СНиП 21-01.

Для строительных материалов основных несущих и ограждающих конструкций, декоративно-отделочных и облицовочных материалов, материалов для покрытия полов, кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов устанавливаются показатели:

Горючести;

Воспламеняемости;

Распространения пламени по поверхности;

Дымообразующей способности;

Токсичности продуктов горения.

Названные показатели проверяются по проектным данным и протоколам испытаний материалов в соответствии с действующими методиками. При отсутствии данных проводятся дополнительные исследования в соответствии с действующими ГОСТами образцов материалов.

Для строительных конструкций устанавливаются:

Пределы огнестойкости;

Класс конструктивной пожарной опасности.

В зависимости от огнестойкости и пожарной опасности конструкций с учетом их фактического состояния устанавливаются степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности здания, и в зависимости от его габаритов (высоты, площади) и функционального назначения здания принимается решение о применимости в новом проектном решении.

Предел огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности устанавливаются для следующих конструкций:

Стены: наружные, внутренние, лестничных клеток;

Перегородки;

Отделка стен и перегородок;

Колонны;

Прогоны;

Лестницы: площадки, косоуры, ступени, отделка;

Перекрытия: над подвалом, междуэтажное, чердачное, над вестибюлем, над эвакуационными проходами, отделка, заполнение перекрытий;

Покрытия: несущие конструкции, настил, утеплитель;

Подвесные потолки: каркас подвесного потолка, заполнение каркаса, утеплитель, светильники, отделка;

Двери: полотнища, коробки, притворы;

Кровля, гравийная засыпка;

Кровли из рулонных и мастичных материалов;

Стены тамбур-шлюзов;

Стены шахт-лифтов.

Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности устанавливаются или по проектным материалам, или аналитическим методом с учетом состояния строительных конструкций.

Проверяется выполнение требований по предотвращению распространения горения внутри конструкций, недопущению пустот в конструкциях, ограниченных горючими материалами.

Во взрывопожароопасных производствах проверяются легкосбрасываемые конструкции. Площади легкосбрасываемых конструкций рассчитываются во взрывоопасных помещениях проектируемого объекта. Проверяется конструктивное решение, обеспечивающее раскрытие проемов при избыточном давлении взрыва, в соответствии со СНиП 31-03.

При выполнении утепления фасадов и покрытий проверяется соответствие требованиям к конструктивному решению кровель, наружных стен и облицовок.

В случае выполнения на объекте огнезащиты строительных конструкций оцениваются эффективность средств огнезащиты, ее состояние, возможность периодического обследования и замены.

Для объектов со сгораемыми элементами кровли проверяется выполнение разделения кровли на участки, ограниченные негорючими поясами.

Объемно-планировочные решения зданий

6.2.5. На основании данных обследования конструктивного решения здания устанавливаются степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности здания. В зависимости от габаритов здания (высоты, площади) и функционального назначения здания (категорий пожарной опасности) принимается решение о применимости в новом проектном решении.

Рассматриваются схема размещения помещений, участков и процессов с различной пожарной опасностью, размещение пожароопасных помещений в зданиях с массовым пребыванием людей.

При изменении функционального назначения площадь и высота зданий устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами на проектируемый объект. Площадь пожарных отсеков и секций должна соответствовать размерам, указанным в СНиПе для степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности и категории пожарной опасности здания.

Определяется в соответствии с нормами правильность разделения помещений в подвале, в пределах этажей, в чердачных помещениях, проверяется наличие окон с приямками в подвалах.

Определяется выполнение нормативных требований по размещению взрыво- и пожароопасных процессов у наружных стен или кровли.

Размещение административно-бытовых помещений в пристройках, во встройках или вставках должно отвечать требованиям СНиП 2.09.04.

В соответствии с нормами проверяется правильность разделения помещений с разной пожарной опасностью противопожарными преградами, устройство которых должно обеспечивать:

Разделение помещений с разной пожарной опасностью;

Изоляцию подвальных помещений, сообщающихся с вышележащими этажами;

Изоляцию взрывоопасных операций;

Изоляцию операций с тепловыми источниками;

Изоляцию промежуточных складов;

Изоляцию электропомещений (ТП, электрощитовые и др.);

Изоляцию вспомогательных помещений;

Изоляцию помещений управления (КПП);

Изоляцию помещений с емкостями ЛВЖ, ГЖ и сжиженных газов;

Ограничение разлива жидкостей;

Изоляцию производственных операций, требующих различных средств тушения;

Изоляцию особо ценного оборудования (вычислительные центры и др.);

Изоляцию токсических операций или операций, особо чувствительных к взрыву.

Типы и характеристики противопожарных преград

6.2.6. После обследования состояния противопожарных преград и их фактических пределов огнестойкости решение по противопожарным преградам принимается исходя из нового объемно-планировочного решения и необходимости их наличия, требований к их огнестойкости и горючести в соответствии с требованиями норм и правил.

Конструктивные решения противопожарных преград должны обеспечивать:

Устойчивость при одностороннем обрушении противопожарных стен;

Огнестойкость конструкций, к которым крепятся противопожарные преграды;

Опирание на фундамент или другие конструкции;

Опирание на противопожарную стену других конструкций;

Перерезание противопожарными стенами других конструкций;

Возвышение противопожарных стен над кровлей;

Примыкание к оконным проемам;

Расстояние между проемами при примыкании зданий под углом;

Герметизацию стыков и узлов соединений;

Наличие противопожарных дверей:

в противопожарных стенах и перегородках;

при выходе в лестничную клетку производств, относящихся по пожарной опасности к категориям А, Б и В;

при примыкании галерей, эстакад, туннелей;

в лифтах;

Огнестойкость, горючесть, самозакрывание, искробезопасность, герметичность противопожарных дверей, ворот.

Противопожарные перекрытия должны предусматриваться:

Над первым этажом, если площадь здания превышает допустимую;

Над подвалами;

Междуэтажные и чердачные;

Над встроенными помещениями категорий А, Б и В;

Над встроенными складами;

Во встройках;

В местах смещения противопожарной стены.

При устройстве проемов в противопожарных преградах должны выполняться требования по их заполнению, заделке отверстий при пропуске коммуникаций.

Обеспечение безопасности людей

6.2.7. В здании должны обеспечиваться:

Своевременная и беспрепятственная эвакуация людей;

Спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара;

Защита людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.

Эвакуационные пути в пределах помещений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения, количество которых, параметры и размещение должны соответствовать требованиям СНиП 21-01 и строительным нормам и правилам проектирования зданий.

За пределами помещений требования эвакуации выполняются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, количества эвакуируемых, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количества эвакуационных выходов с этажа и здания в целом.

При обследовании устанавливаются количество и конструктивное решение эвакуационных выходов с этажей, из здания. Обеспечение эвакуации людей выполняется в соответствии с новым планировочным решением объекта и действующими нормативными документами.

В зависимости от функциональной пожарной опасности, степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности, количества людей в помещениях и здании, объема помещения определяются:

Количество, размеры и размещение эвакуационных выходов;

Протяженность путей эвакуации;

Габариты и конструктивное решение путей эвакуации;

Эвакуация по лестницам и лестничным клеткам;

Аварийные выходы.

Пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещений и здания. Показатели горючести, воспламеняемости, токсичности и дымообразования отделочных материалов на путях эвакуации не должны превышать допустимых в соответствии со СНиП 21-01.

В зависимости от назначения здания, площади, числа этажей, категории пожаро-, взрывоопасности в соответствии с НПБ 104 в здании должны предусматриваться оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией. Определение типов систем и характеристик систем оповещения выполняется для вновь проектируемого объекта.

Тушение пожара и спасательные работы

6.2.8. В объемно-планировочных и конструктивных решениях зданий предусматриваются мероприятия, обеспечивающие выполнение подразделениями пожарной охраны своих функций. При этом должны обеспечиваться:

Доступ пожарных подразделений к местам возможного пожара и системам противопожарного водопровода;

Пожарные лестницы, лестницы на перепадах высот кровли;

Аварийные выходы;

Выходы на кровлю, ограждения на кровле;

Проходы в технических этажах и подпольях;

Лифты для пожарных подразделений.

Согласно российскому законодательству нормированных противопожарных проверок проводится достаточно, настолько, что это может стать настоящим кошмаром любого руководителя. Эти обследования могут закончиться предписанием, расследованием, остановкой деятельности предприятия и значительным административным штрафом. Акт проверки противопожарного состояния объекта может стать документом, подтверждающим исполнением руководителя организации персональных обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности.


Каждый руководитель предприятия не может в одиночку выполнять свои обязательства по пожарной безопасности (ПБ). Тем более в случаях, когда предприятие крупное. Нормативная база в таких случаях рекомендует создание пожарно-технической комиссии (ПТК). Стоит отметить, что эти рекомендации не очень конкретные.

Часто при создании ПТК за основание принимают ст. 37 закона № 69-ФЗ о пожарной безопасности, в которой оговаривается право создавать пожарные подразделения и содержать за свой счет. Ранее правила противопожарного режима (ПП № 390 от 25.04.2012 года) в п. 5 разрешали руководителю создавать ПТК, если на предприятии собирается 50 и больше человек. Теперь этот пункт удален.

Существовала детальная информация (положение о ПТК) в приложении 4 к ПП Москвы N 722 от 10.08.1999 г. В нем рекомендовалось организовывать пожарно-техническую комиссию на предприятиях с 10 и более человек. В 2015 году это постановление также утратило силу. Означает ли это что ПТК не нужны? Очевидно, нужны, так как это позволяет привлекать инженерно-технических работников, специалистов, ответственных лиц к профилактике пожаров. Они проверяют объекты, составляют акт проверки пожарной безопасности.

Для чего нужен этот документ?

Акт по пожарной безопасности – образец содержится в приложении 1 к положению о ПТК. Этот документ отражает все мероприятия по ПБ, которые намечаются ПТК и содержатся в годовом плане работы. ПТК выполняет следующие задачи:

  1. Проведение .
  2. Контролирование за исполнением норм, правил, законов по ПБ.
  3. Проведение анализа производственных процессов предприятия, выявление возможных причин возгорания.

Для выполнения поставленных задач пожарно-техническая комиссия проводит обследования и составляет следующие акты проверки:

  • акт проверки помещений по пожарной безопасности;
  • противопожарного состояния объекта, участка, цеха, предприятия;
  • причины пожара;
  • пожарной сигнализации;
  • средств, инвентаря тушения;
  • состояния пропитки деревянных конструкций и т.д.

Как правильно заполнить?

Акт обследования объекта по пожарной безопасности образец на рисунке 3.


В верхней части располагается информация о членах ПТК. Они назначаются приказом руководителя организации. Председателем ПТК кроме руководителя, может назначаться главный инженер предприятия. Членами ПТК могут являться специалисты по эксплуатации зданий, охране труда, пожарной безопасности, инженеры по обслуживания электроустановок, автоматики, систем водоснабжения и т.д.

Обследование объекта проводится с периодичностью не реже 1 раза в полугодие. Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. В акте проверки противопожарного состояния отражаются нарушения требований ПБ, мероприятия, сроки по их устранению, проведение проверки устранения замечаний.

Порядок обследования разрабатывается вместе с положением о ПТК в учреждении. Например, в школах, больницах осмотр нужно проводить следующим образом:

  • Наличие табличек с номерами телефонов пожарной охраны, фамилиями ответственных за ПБ каждого помещения.
  • Планы эвакуации.
  • Наличие, работоспособность свето указателей ВЫХОД.
  • Состояние (загромождение) запасных ходов, дверей.
  • Комплектность пожарного щита, крана.
  • Срок годности огнетушителей.
  • Состояние розеток и электроприборов.

Акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности для систем автоматики составляется один раз в квартал, для систем пожаротушения – один раз в полгода. Для таких проверок, возможно, потребуется эксперт. В этом случает в документ заносятся данные о специалисте, работающем на договорной основе. Обследование проводится в несколько этапов:

  1. Визуальный осмотр. Выявляются протечки труб, ржавчина, разъединение деталей.
  2. Профилактика. Удаление ржавчины, смазка, замена деталей.
  3. Проверка работоспособности. Проверка алгоритма срабатывания автоматики, отсутствие ложных сигналов. Открытие тестовых кранов, срабатывание насосов, определение давления в трубах и скорость течения жидкости.

Скачать образец заполнения «Акта проверки по пожарной безопасности в детском саду» можно

Скачать образец заполнения «Акта проверки противопожарного состояния объекта» можно Эта форма не требует большой объем заполнения, достаточно подчеркивания нужных позиций.

Скачать образец обследования «Акта проверки пожарной безопасности производственных помещений Свердловской ЖД» можно

Заключение

Стоить отметить, что с такими документами никакая проверка надзорных служб не застанет врасплох. Соблюдение требований ПБ убережет от пожаров, а поддержание работоспособности систем оповещения, тушения огня позволит избежать гибели сотрудников, порчи имущества. Руководитель предприятия, учреждения, организации может позволить себе спасть спокойно.

Проходим проверку пожарной безопасности – пошаговая инструкция

Проверка пожарной безопасности - неотъемлемая составляющая любого вида предпринимательской деятельности, без разницы - связана она с производством или с обслуживанием клиентов. Если у вас есть помещения, использующиеся в бизнесе, то пожарный инспектор обязательно нанесет вам визит, а в ряде случаев от его решения будет зависеть сам факт осуществления вашей деятельности в качестве ИП, ООО или ОАО. Поэтому перед началом регистрационных действий обязательно ознакомьтесь с действующими противопожарными нормами и постарайтесь их соблюдать уже на этапе создания производства или организации обслуживания клиентов.

Законодательное обеспечение проверок пожарной безопасности

Проверки пожарной инспекции регламентируются принятым в 2004 году №820-ФЗ «О государственном пожарном надзоре». Этот нормативный акт устанавливает порядок проведения проверок, полномочия инспекторов, права и обязанности проверяемого лица или организации, периодичность проведения проверок. В соответствии с этим законом пожарная инспекция обязана

  • заблаговременно уведомить проверяемого о факте предстоящей проверки,
  • а саму проверку проводить не чаще одного раза в 2 года , с продолжительностью не более 1 месяца (увеличение этих сроков возможно только в исключительных случаях).

Более частый визит проверяющего допускается при условии контроля за исполнением предписаний инспекции по ранее выявленным нарушениям.

Основываясь на другом нормативном акте - №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…» органы государственной власти, а именно - Генеральная прокуратура и сама контролирующая организация - не только направляют в адрес проверяемого уведомление о проверках, но и публикуют во всеобщем доступе план их проведения, в том числе и план пожарных проверок.

В частности, по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ размещен план проверок контролирующими организациями юр. лиц и ИП на 2018 год. Любой предприниматель может ввести наименование своей организации (или ИП), ИНН и в результате узнать будет ли проведена проверка пожарной безопасности в предстоящем году.

Мораторий на плановые проверки для субъектов малого бизнеса

На период 01.01.2016 - 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.

Этот запрет имеет свои исключения - он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например:

  • здравоохранение,
  • образование,
  • социальная сфера,
  • электроэнергетика и другие.

В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.

Несмотря на мораторий, всем организациям без исключения, нужно неукоснительно выполнять все правила пожарной безопасности, начиная от проектирования и строительства зданий и оборудования помещений и заканчивая наличием огнетушителей в должном количестве и заправленных, проверенных на работоспособность. Огонь не прощает халатности, расхлябанности и упрощений всего и вся! Тому есть немало трагических примеров с массовыми человеческими жертвами.

Шаг 1: Начало пожарной проверки

Итак, начало проверки пожарной безопасности - это получение уведомления о дате визита проверяющих, сроках и порядке проведения проверки. В указанную в уведомлении дату к вам придет пожарный инспектор и первое, что он должен сделать - предъявить вам письменное распоряжение начальника пожарного управления (или его заместителя).

Без предъявления этого документа никакой проверки пожарной безопасности проводиться не может.

В этом документе обязательно должна присутствовать

  • информация о дате проведения проверки,
  • ее виде,
  • наименовании проверяемой организации (или ИП)
  • и самое главное - о Ф.И.О. и звании инспектора.

Всю эту информацию вам необходимо проверить самым тщательным образом и при обнаружении несоответствий потребовать замены документа на достоверный (например, к вам пришел другой инспектор). Кроме этого, проверяющие не вправе превышать сроки проверки, заявленные в данном распоряжении.

Не лишним будет снять ксерокопию распоряжения о проверке пожарной безопасности, чтобы вы могли всегда обратиться к его содержанию и проконтролировать действия инспектора на предмет нарушения.

Шаг 2: Проверка документов

После того, как пожарный инспектор подтвердит свои полномочия, он в первую очередь попросит вас предъявить документы, которые необходимы для соблюдения режима пожарной безопасности контролируемого объекта. Перечень таких документов может варьироваться в зависимости от вида осуществляемой деятельности, опасности производства, размеров помещения, количества работников и так далее. Тем не менее в этот перечень обязательно войдут:

  • внутренние приказы о противопожарных мероприятиях (назначении ответственных лиц, о проведении инструктажей, указании и оборудовании мест для курения);
  • план эвакуации сотрудников на случай пожара (на следующем шаге проверки пожарной безопасности инспектор обязательно сравнит предъявленный план с реальным планом здания);
  • журнал проведения противопожарных инструктажей (необходимо, чтобы в журнале были отражены факты регулярных инструктажей всех работников);
  • договоры с организациями, устанавливающими и проводящими техническое обслуживание средств пожарной сигнализации и систем пожаротушения (в большинстве случаев у вас также спросят и копии лицензий этих организаций, которые вы должны затребовать до подписания соответствующих договоров);
  • акты проверок пожарных гидрантов или водопроводов (если они, конечно, есть в вашем здании).

Необходимость наличия в помещении средств пожарной сигнализации и пожаротушения зависит от площади и специфики использования здания. Уточнить подпадает ли используемое вами здание или помещение под действующие нормы можно в так называемом НБП 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», а скачать его - в конце данной статьи.

Шаг 3: Проверка пожарной безопасности помещения

После контроля документов инспектор приступит к непосредственному осмотру здания (или помещения), в ходе которого проконтролирует:

  • соответствие плана эвакуации реальной конфигурации помещений;
  • материалы отделки стен, полов и потолков;
  • наличие, правильное расположение и состояние аварийных выходов;
  • состояние решеток на окнах - они должны обязательно открываться изнутри, если все окна в помещении зарешечены;
  • наличие, количество, состояние и правильное расположение огнетушителей и противопожарного оборудования;
  • общее состояние помещения, проходов и эвакуационных путей на предмет захламления;
  • наличие информационных табличек о путях эвакуации, пожарных выходах, обозначении огнетушителей и указание номера телефона при пожаре;
  • наличие и состояние систем оповещения о пожаре (для тех помещений, где работают более 10 человек);

Шаг 4: Составление акта проверки пожарной безопасности


По итогам проведенных контрольных мероприятий инспектор должен составить акт о проведенной проверке пожарной безопасности. Еще в процессе осмотра помещения и проверки документов, он может попросить дать объяснения о каких-либо выявленных нарушениях или недочетов в организации противопожарной безопасности. Учитывая эти комментарии, а также основываясь на общепринятой практике, составляется Акт пожарной проверки. Как правило, его составление занимает 2-3 дня, после чего пожарный инспектор предъявляет его руководителю проверяемого юр. лица или ИП под подпись.

В Акте пожарной проверки содержится:

  • информация о составителе (инспектор) и проверяемой фирме, дате проведения проверки;
  • описание текущего пожарно-технического состояния проверенного помещения;
  • перечень выявленных нарушений с апелляцией к действующим нормам противопожарной безопасности;
  • меры воздействия на нарушителя, возложенная на него ответственность;
  • объяснения ответственных за выявленные нарушения лиц;
  • отметки об ознакомлении проверяемого лица (или его представителя) с актом, а также о согласии или несогласии с его содержанием и информацией о нарушениях;
  • в случае выявления серьезных нарушений, к акту прикладываются протоколы, составленные в ходе проверки на ответственных за противопожарную безопасность лиц.

Если вы не согласны с содержанием Акта пожарной проверки, в нем не зафиксированы ваши объяснения, вы считаете нарушения или меры воздействия необоснованными, то обязательно в форме акта указывайте «Не согласен» и подробно аргументируйте свою позицию.

Из существующей практики можно утверждать, что проверка пожарной безопасности дело серьезное, но редко приводящее к серьезной ответственности в случае первоначального обнаружения несерьезных нарушений. В большинстве случаев пожарный инспектор ограничивается предупреждением и составляет соответствующее предписание с рекомендациями по устранению нарушения, а также с указанием сроков проверки соблюдения этих предписаний. Если же вы злостно нарушаете противопожарные нормы, либо не соблюдаете предписания пожарных инспекторов, то вам не избежать административной ответственности, а в крайних случаях - и возбуждения уголовного дела.

Видео по теме

После довольно трагических случаев, связанных с крупными пожарами по причине несоблюдения высшего руководства фирм обязательных правил пожарной безопасности, законодательство России было серьезно ужесточено. Разобраться во всех нюансах, нормативных предписаний и законодательных требований не подготовленному человеку просто невозможно, а еще более сложно - правильно организовать рабочий процесс предприятия при соблюдении всех установленных законодательством требований обеспечения пожарной защищенности.

Перечень проводимой проверки

При обращении юридического лица, специалисты немедленно отправляются на объект, где проводят следующие работы:

  • Проводится тщательный аудит общего состояния пожарной безопасности;
  • Проверка состояния технической и нормативной документации ;
  • Осмотр поточного технического состояния всей системы обеспечения пожарной безопасности.

Далее, производится комплекс работ с пакетом документов распорядительного и организационного характера. В частности, осуществляется проверка всех приказов о соблюдении нормативных требований обеспечения надлежащего уровня пожарной безопасности, анализируется на предмет ошибок журнал отработки планов эвакуации рабочего персонала, а также учета средств ликвидации очагов возгорания. По завершении всего комплекса работ составляется результат, в виде заключения о выполнении на объекте всех требований и нормативов Правил Пожарной Безопасности, а также необходимые рекомендации по устранению последних.

Как проводится пожарный аудит?

Первоначальная экспертиза здания на предмет повышенного риска возникновения пожара проводится еще на стадии проектировки объекта. Причин тому достаточно, например, превышение минимально допустимого расстояния между двумя зданиями, применение при строительных работах материалов и смеси, которые не соответствуют требуемому классу огнестойкости , неправильная планировка водопроводной системы, электрической проводки, а также входов и выходов из помещений. Производится аудит безопасности в отношении следующего пакета документов:

  • Генеральная проекция объекта;
  • Инженерно-технические решения;
  • Архитектурная доля;
  • Технологическая часть.

При нарушении как минимум одного из выше перечисленных факторов, специалисты пожарной инспекции попросту не выдадут владельцу разрешительного документа. Не говоря уже о том, что устранение подобных «неисправностей» может повлечь за собой значительный объем денежных средств.

Возможные претензии специалиста пожарной инспекции при уже эксплуатируемом объекте:

  • Работоспособность используемой сигнализационной системы предупреждения пожара ;
  • Соблюдения рабочим персоналом основных правил пожаробезопасности. Например, курение не в установленных местах;
  • Правильность подключения электрического оборудования;
  • Планировка помещения и внутренняя отделка;
  • Оснащенность объекта требуемым «арсеналом» систем автоматического пожаротушения ;
  • Уровень нагрузки на электросеть, а также текущее техническое состояние проводки;
  • Наличие решеток на окнах.

Помимо всего выше указанного, дополнительно проверяется правильность оформленной документации, имеющей непосредственное отношение к пожарной безопасности объекта.

Аудит безопасности: штрафные санкции за несоблюдение нормативов

В случае обнаружения на проверяемом объекте нарушений в области обеспечения пожарной безопасности, должностное лицо, проводившее проверку, возбуждает и рассматривает дело о привлечении руководства фирмы (которой принадлежат проверенные объекты) к административной ответственности.

Статья 2.4 Кодекса России относительно несоблюдения установленных требований административного характера лицами, производящих свою деятельность без открытия юридического лица, несут ответственность, как должностные лица, если законодательством не было установлено иного.

Согласно требованиям части первой статьи 20.4 КоАП России «О нарушениях действующих нормативов пожарной защищенности, при исключении ситуаций, установленных в статьях 11.16 и 8.32 настоящего Кодекса и частями три и восемь настоящей статьи», установлены следующие штрафные санкции:

  • Предприятие: от ста пятидесяти до двухсот тысяч российских рублей;
  • Должностное лицо: от шести до пятнадцати тысяч российских рублей.

При нарушении требований, установленных частью третьей статьи 20.4 КоАП Российской Федерации:

  • Компания обязана оплатить виру от ста пятидесяти до двухсот тысяч российских рублей;
  • На должностное лицо накладывается взыскание в размере от шести до пятнадцати тысяч российских рублей.

Помимо указанных штрафных санкций, в отношении проверяемой компании может быть применено право административной остановки хозяйственной деятельности (часть первая статьи 20.4, а также часть четыре статьи 14.1 КоАП России). Например, в случае обнаружения широкого спектра нарушений пожарной безопасности, способные при аварийной ситуации нанести существенный вред здоровью находящихся внутри здания людям.

Независимое пожарное обследование объектов

Благодаря проведению пожарного обследования объектов независимыми специализированными фирмами, органы государственного надзора могут снять объект с контроля сроком на тридцать шесть месяцев так как все пункты будут устранены совместно с нашей компанией (пункт двадцать пять Приказа МЧС от первого октября 2007 года «Административный регламент ГПН»), при положительном заключении специалистов. Также, положительная оценка независимых экспертных компаний позволяет избежать наложения штрафных санкций размере одного миллиона рублей, а также приостановки возможности использования объекта на три месяца.

Мы проводим аудит безопасности аналогичный пожарному инспектору и выдаем подробный список всех нарушений с обоснованием пунктов.

Каждый объект защиты подлежит проверке органами надзорной деятельности в области пожарной безопасности (Пожарного надзора) согласно плану проверок, который размещен на официальном сайте прокуратуры Вашего региона.

Обследование объекта и выдача заключения о соответствии (несоответствии) требованиям пожарной безопасности. Разработка плана мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ содержит результаты проведения обследования, выводы о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, а в случае невыполнения - рекомендации о принятии мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности (План мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности).

Для того чтобы вовремя выявить нарушения требований пожарной безопасности и избежать огромных штрафов, необходимо провести комплексное обследование объекта и устранить все нарушения до прихода пожарного инспектора.

В этом Вам помогут специалисты ООО «РосТехПроект».

Даже вновь возведенные суперсовременные здания, спроектированные и построенные с учетом последних достижений науки и техники, при приемке в эксплуатацию оказываются не полностью соответствующими требованиям ПБ. Если же рассматривать здания, эксплуатация которых началась несколько десятков лет назад, то итог еще хуже.

Что же делать в подобных случаях? Приказ МЧС России от 01.10.2007 № 517 указывает на то, что рассмотренные результаты независимой оценки рисков обобщаются, то есть делается заключение по пожарной безопасности. В заключении по пожарной безопасности раскрываются все выявленные нарушения, и делается вывод о том, как данный объект защиты привести в соответствие обязательным требованиям пожарной безопасности. При этом учитывают два основных аспекта:

Первый аспект - к обязательным требованиям относятся не все требования пожарной безопасности и расчеты пожарных рисков способны обосновать допустимые отступления от рекомендательных требований.

Второй аспект - наличие нарушений. В этом случае разрабатывается аргументированный план-график по их устранению и прикладывается к заключению о противопожарном состоянии объекта. Выполнение плана-графика контролируется организацией, которая осуществляла независимую оценку рисков на объекте.

17 июня вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2011 N120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности». В КоАП РФ законом вносятся существенные изменения в части усиления ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, поэтому заключение по ПБ – важная часть .

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

1. Консультация и выезд специалиста с целью осмотра объекта и определения объёма работ.

2. Анализ нормативно-правовых актов по пожарной безопасности, устанавливающих требования ПБ в отношении обследуемого объекта.

3. Анализ документов по ранее проведённым проверкам и обследованиям пожарной безопасности объекта (акты, протоколы, предписания).

4. Пожарно-техническое обследование объекта:

  • проверка разрешительных документов на осуществление основной деятельности объекта;
  • проверка разработки и выполнения организационно-распорядительных документов по обеспечению противопожарной безопасности объекта, (приказов, инструкций) определяющих;
  • проверка содержания территории объекта;
  • проверка содержания производственных зданий, сооружений и технологических установок;
  • проверка первичных средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты;
  • проверка обьёмно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, техническое исполнение технологических установок;
  • проверка эвакуационных путей и выходов;
  • проверка системы отопления, аварийной и противодымной вентиляции для удаления дыма при пожаре;
  • проверка конструктивного исполнения электроустановок;
  • проверка наружного водоснабжения и внутреннего противопожарного провода;
  • проверка стационарных и автоматических систем тушения пожара и сигнализации, организационных и технических средств оповещения людей о пожаре в его начальной стадии;
  • проверка нормирования численности объектов пожарных частей, добровольных противопожарных формирований, служб объекта и готовности их к тушению пожаров и ликвидации, связанных с ними, аварий;

5. Проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз.

6.Подготовка и оформление письменного ЗАКЛЮЧЕНИЯ о состоянии пожарной безопасности объекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ содержит результаты проведения обследования, выводы о выполнении условий соответствия объекта защиты, а в случае невыполнения - рекомендации о принятии мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям ПБ (План мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности).

Ответственность за нарушения

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ

1. Нарушение требований ПБ, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. И т.д.