Протокол об административном правонарушении кем составляется. Каков порядок составления протокола об административном правонарушении? Название вида и принадлежность к системам и подсистемам документации

Административное или уголовное дело возбуждают после того, как составили протокол об административном правонарушении. Его принято составлять тогда, когда наличие такового нарушения обнаружено должностными лицами.

Исключениями могут являться те случаи, которые предусматривает ст. 28.4 (дело возбуждалось прокурором), а еще ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП (предупреждения, фиксации на камеру).

Протокол об административном правонарушении: общие сведения

  1. место и точная дата того, где он составлялся;
  2. указание должностей, ФИО лица, которым административный протокол составлялся;
  3. данные о нарушителе;
  4. ФИО, прописка свидетелей, пострадавших и т.д;
  5. временной отрезок и само место нарушения;
  6. статья закона субъекта РФ, КоАП, по которой предусматривают ответственность;
  7. пояснения лиц, выступающих свидетелями или проходящих по делу;
  8. любая иная важная информация.

Тем лицам, против которых , подробно разъясняют список их прав и обязанностей во время заполнения протокола. Это также протоколируется. Эти лица обязаны быть ознакомлены с протоколом об административном правонарушение, в списке их прав имеется возможность писать объяснения и вносить дополнения. Копия административного протокола вручается лицу, подпадающему под инициирование начала делопроизводства. Еще её вручают пострадавшей стороне.

Чем отличается протокол от постановления об административном правонарушении ГИБДД?

Протокол об административном правонарушении

Протокол подписывает то лицо, которое занималось составлением. Также подпись ставит физ. лицо или представитель по делу со стороны юр. лица. Допускается возможность отказа от того, чтобы подписать протокол теми лицами или их представителями, относительно которых данное дело возбудили. Это фиксируют в протоколе.

Учтите, что факт отказа подписать протокол об административном правонарушение просто документируется, а дело все равно получает ход.

Составляют административный протокол сразу после того момента, как выявили нарушение. В том случае, если нужно выяснить больше данных о физ. лице, которое является нарушителем, или же иных обстоятельств, тогда АП составляют в период не позже 2-х суток с того времени, как выявили нарушение. Если идет административное расследование, то составляют протокол в самом его конце.

При совершении нарушения могут ограничиться предупреждением или назначением штрафа. АП в этой ситуации не составляют. Уполномоченное на такие действия лицо выносит постановление. Происходит это на том месте, где совершено нарушение.

Постановление об административном правонарушении

То есть протокол составляется в случае оспаривания наличия события административного правонарушения, а постановление когда гражданин признает свою вину. Постановлением выносится наказание, которое можно обжаловать, в протоколе лишь описываются доказательства правонарушения. То есть, если водитель признает свою вину, то имеет право сразу выписать постановление об административном правонарушение. Обжаловать постановление можно в течение 10 дней. Протокол должен быть рассмотрен на комиссии ГИБДД, при этом в ней должен участвовать тот человек на кого составлен протокол.

Копию постановления об административном правонарушение выдают под расписку тому лицу, относительно которого его выносят. Такая же копия выдается и потерпевшему. Это делают по его просьбе.

Составляться АП начинает тогда, когда оспаривается сам факт события нарушения, админ. наказание и т.д.

Если правонарушение заснято камерой, то административный протокол не составляется. Постановление по делу принято выносить без участия лица, которое совершило нарушение.

Копию постановления, в таком случае, обычно направляют заказным письмом («письма счастья»). Срок отправки составляет не более 3-х суток с того момента, когда постановление вынесли.

Видео: Хитрости ГИБДД. Разница между протоколом и постановлением.

Особенности составления и заполнения протокола об административном правонарушение инспектором ГИБДД

1. Если инспектор ГИБДД предлагает сесть в машину ДПС

Если поступило предложение сесть в машину ДПС для оформления протокола, то именно Вы принимаете решение ответить согласием либо отказом. Нет такого нормативно-правового акта, который бы обязывал Вас принудительно садиться в машину ДПС для того, чтобы приступить к началу процесса оформления АП.

2. Свидетели

Когда в Вашей машине находится еще и пассажир, то ему тоже будет лучше выйти. Это существенно уменьшает риск попыток для совершения любого «развода» и часто помогает избежать наказания за действительно совершенное незначительное правонарушение. К исключениям, само собой, относятся тяжкие правонарушения: вождение нетрезвыми, серьезное ДТП и т.д.

Наличие свидетеля заставляет инспектора ГИБДД тщательно обдумывать каждое свое слово или действие. Если Вы уже находитесь в машине ДПС, то можно дать возможность свидетелю полностью и без препятствий послушать Вашу беседу. Инспектор может попросить посторонних удалиться, но Вам следует заявить, что именно этот человек Ваш свидетель.

Также можно ссылаться и акцентировать внимание на указе о «Гарантиях прав гражданина на информацию» из соответствующего подраздела про «Диктофоны, видеокамеры и фотоаппараты». Обязательно включите звукозапись, если имеете при себе аппарат с подобной функцией и такую возможность.

3. Задержки с оформлением административного протокола

Протоколирование должно начаться незамедлительно. К этому обязывает ст.28.5 КоАП. Задержка является уже административным нарушением инспектора ГИБДД согласно ст. 12.35 КоАП. Если имеет место затягивание процесса без оснований, то предложите инспектору взяться уже за составление протокола задержания. Так Вы прямо намекнете, что инспектор не имеет повода для Вашего задержания.

4. Ознакомление с протоколом

Выданный на руки протокол читайте с предельным вниманием и спокойствием. Знайте, что инспектор будет пытаться Вас поторопить, а в некоторых ситуациях попытается даже выхватить документ из рук. Стоит напомнить инспектору о том, что Вы наделены правом вписать свои объяснения, а подобные действия инспектора можно толковать как нарушение против Вас.

  • в подпункте «объяснения лица» лучше вписывать: «Не согласен»;
  • если нет составленных схем и другого рисунка, то укажите «Схема не была составлена». Это исключает факт последующего добавления к протоколу схемы самим инспектором ГИБДД, который может сделать запись «Водитель ТС отказался подписывать АП». Если схема составлялась, но есть только один экземпляр, тогда указывайте: «Копия схемы мне не выдавалась»;
  • Перед тем, как подписать схему, указывайте: «Не согласен». Её составляют весьма приблизительно, нет нужных замеров, привязки к местности и т.п. Ваше несогласие с этим вполне логично.

5. Не вписали свидетелей в протокол об административном правонарушении

Когда с Вами пассажиры, значит, у Вас появляются и свидетели. Если свидетелей отказываются вносить в АП, настаивайте на вписании. Инспектор может отказываться, мотивировать отказ тем, что эти лица заинтересованные и т.д.

В таком случае, в пояснении к протоколу об административном правонарушении пропишите: « Настоятельно прошу учесть тот факт, что ИДПС ответил отказом на просьбу внести свидетелей (ля) в данный протокол. Возможно, что он испугался того, что свидетели правдиво все расскажут. Не нашел иной причины для отказа». Если же свидетелей рядом нет, стоит ставить «Z» в этой графе, чтобы свидетели не нашлись «случайным» образом.

6. Подаем ходатайство

Видео: Как подать ходатайство при составление административного протокола ГИБДД?

Помните, что имеете право подать ходатайство относительно того, чтобы дело рассматривалось там, где зарегистрировано ТС, а еще по месту Вашего проживания. Ходатайство будет лучше подать пере тем как подписать протокол об административном правонарушение. Имейте под рукой собственные готовые бланки ходатайства и будьте готовы к подобным ситуациям. Так вы сможете выиграть дополнительное время и спокойно разобраться в ситуации, прибегнуть к помощи и придерживаться рекомендаций адвоката.

Если же Вы знаете то, о чем писать и уже на месте пишете объяснения, но в протоколе мало свободного места, тогда Вы можете использовать отдельный листок. В протоколе есть графа «объяснения лица». В ней нужно написать, что эти пояснения Вы приложили к протоколу и на отдельном листе бумаги. Делать записи на таком отдельном листе бумаги лучше «под копирку», которую Вы приготовили заранее. Она всегда должна быть рядом в легкодоступном месте у Вас в автомобиле.

Следующим шагом будет найти в протоколе то место, где Вам необходимо расписаться в том, что инспектор ГИБДД провел разъяснения Ваших обязанностей и разъяснил также права. Если же он или уклонился от разъяснений, или поступило предложение ознакомиться с ними там, где они расписаны на оборотной стороне в протоколе, тогда вместо подписания ставите прочерки или слово: «Нет».

К протоколу подобным образом можно прикладывать любую другую важную и необходимую документацию. Главное то, что нужно фиксировать это в протоколе.

7. Получаем копию протокола

Завершающим этапом следует предложение от инспектора ГИБДД подписать протокол. Перед подписью необходимо уточнить возможность забрать его копию. Если инспектор ответит отрицательно, то следует уточнить причину и ссылаться на то, что протокол об административном правонарушении уже составили и инспектор уже подписал.

Инспектор ГИБДД, который расположился в машине ДПС, не имеет права составлять протокол. Если Вы были остановлены одним инспектором в тот самый момент времени, когда второй занимался протоколированием нарушения другого водителя, то получается, что он физически не мог наблюдать то нарушение, за которое Вас останавливали. Стоит сделать для всех акцент на этом факте. Это очень важный момент.

Протокол обадминистративном правонарушении является процессуальным документом, служащимоснованием для возбуждения производства по делу об административномправонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершениясоответствующего нарушения.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28. 2Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – Кодекс) в протоколе об административном правонарушении указываютсяследующие сведения:

Дата и место его составления;

Должность, фамилия и инициалы лица составившего протокол;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело обадминистративном правонарушении;

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительствасвидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Статья Кодексаили закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административнуюответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица илизаконного представителя юридического лица, в отношении которых возбужденодело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол составляетсяпрактически во всех случаях совершения правонарушений. Кодексом установленыисключения из этого общего правила. Во - первых, дела онекоторых категориях административных правонарушений возбуждаются прокурором, который выносит соответствующие постановления (ст. 28. 4 Кодекса). Во - вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказаниев виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальноеоформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (ст. 28. 6 Кодекса). В - третьих. Федеральным законом от 24. 07. 2007 N 210 - ФЗ в ст. 28. 6Кодекса введена часть 3, которая устанавливает, что протокол не составляетсяпри выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих вавтоматическом режиме специальных технических средств или средств фото - икиносъемки, видеозаписи.

В протокол заносятсясведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно кфизическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксироватьдату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16 - летнего возраста, а к лицамв возрасте от 16 до 18 лет применяются мерывоздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите правнесовершеннолетних.

В протоколе об административномправонарушении указываются фамилии. имена, отчества, адреса потерпевших исвидетелей в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличиесвидетелей не является обязательным условием при составлении протокола.

Подробное описаниесобытия совершенного правонарушения необходимо для его правильнойквалификации, т. е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи законасубъекта Российской Федерации, которой предусмотрена административная ответственность заподобные действия (бездействие).

В протоколе указывается статья Особеннойчасти Кодекса или статья закона субъектаРоссийской Федерации, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Этокасается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.

Важной гарантиейполноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законномупредставителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможностьознакомления с протоколом. При этом указанныелица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержаниюпротокола, которые затем прилагаются кпротоколу в качестве материалов дела.

После составленияпротокола об административном правонарушении его копия вручается подрасписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которыхвозбуждено дело, а также потерпевшему.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФот 24 марта 2005 г. N5 «О некоторых вопросах, возникающих усудов при применении Кодекса Российской Федерацииоб административных правонарушениях» разъясняется, какие недостатки протоколаследует считать существенными или несущественными.

К существеннымнедостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28. 2 Кодекса, а также отсутствиеиных сведений в зависимости от их значимостидля данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на которомведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся:

Те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу;

Составление протокола в отсутствие лица, в отношениикоторого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или этипричины были признаны неуважительными.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9957 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

Задать вопрос


Срок давности для составлении протокола об административном правонарушении

Скажите пожалуйста есть ли для составления протокола о ? У меня эпизодически лошадь гуляет по деревне без присмотра - срывается с привязи или убегает с выпаса. В один человек когда её видит жалуется в администрацию, в 2014 году администрация фиксировала 2 раза лошадку на фотоаппарат. Неделю назад поступила письменная жалоба и они приехали составили протокол о административном правонарушении в котором нет конкретной даты нарушения (в день составления протокола о нарушении лошадь была в стойле) и нет никакой фиксации, кроме показаний одной свидетельницы которая подтверждает что лошадь эпизодически гуляет без присмотра по деревне. Получается что зафиксировано должным образом только нарушение в 2014 году, тогда не истёк ли срок давности для составления протокола? Или достаточно заявления гражданина что видел лошадь без конкретной даты например неделю назад и на этом основании в любой момент администрация без фиксации правонарушения может составить протокол. Да и вчера административная комиссия на основании этого протокола впяла 3000 штрафа. Буду благодарен за ответ...

Ответы юристов

Евгений (24.05.2016 в 12:01:13)

Здравствуйте, Андрей!

Вот выдержки их КоАП РФ по Вашему вопросу

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о , в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Вероятно, Ваши права на ознакомление с материалами дела и приведение своих доводов и доказательств могли быть не соблюдены

Олег Эдуардович (24.05.2016 в 12:05:13)

Добрый день.

Конечно протокол не может быть составлен таким образом. Вот что говорит об этом закон:

КоАП РФ, Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Поэтому, по данному протоколу наказание Вам не грозит.

Если нужна более подробная консультация или помощь в этом вопросе, обращайтесь на мою эл. почту или позвоните, контакты указаны ниже. Буду рад помочь.

Фесенко Нина Викторовна (24.05.2016 в 12:13:21)

Добрый день, Андрей.

Согласно статье 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется сразу же после выявления совершения административного правонарушения, в случае если потребуется дополнительные выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице то протокол составляется в течение 2 суток после выявления совершения административного правонарушения.

Но дело в том что согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 09.12.2003 N 10964/03, в котором суд сделал вывод о том, что несоблюдение инспекцией предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не является достаточным основанием для признания недействительным вынесенного на его основании постановления. Само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 Кодекса.

Согласно ст. 28.2 ч. 2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства СВИДЕТЕЛЕЙ и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Статья 28.2 КоАП РФ не предусматривает обжалование протокола об административном правонарушении.Таким образом, обжалование протокола об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством невозможно, т.к. действия по составлению протокола не влекут каких-либо негативных последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности на такое лицо протоколом не возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 2 статьи 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу.

Рассматриваются содержание и порядок составления протокола об административном правонарушении; анализируются нарушения, допущенные при его составлении, и правовые последствия указанных нарушений.

Протокол об административном правонарушении является основным документом предшествующей подготовки к рассмотрению дела стадии административного процесса, который должен содержать сведения, позволяющие рассмотреть дело об административном правонарушении. Поэтому содержанию протокола об административном правонарушении уделяется пристальное внимание как органом или должностным лицом, рассматривающим дело по существу, так и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, его защитником. Особое значение указанного протокола связано с тем, что при наличии в нем существенных недостатков дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено по существу либо производство по делу подлежит прекращению в ходе рассмотрения по существу или в процессе обжалования, опротестования.


Остановимся детально на процессе составления протокола об административном правонарушении и требованиях, предъявляемых к его содержанию.

С учетом того, какой перечень сведений, необходимых для рассмотрения дела, известен должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, на момент выявления правонарушения, законодателем предусмотрены следующие сроки составления протокола:

  1. известны все данные, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, - протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения;
  1. отсутствует информация о некоторых обстоятельствах дела либо сведения о физическом лице или сведения о юридическом лице, совершившем административное правонарушение, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, - протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения.

К сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, с учетом письма ГТК РФ от 17.05.2002 N 01-06/19136 "О применении статей 28.5, 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" можно отнести следующие:

  • - информация о некоторых обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу документа, имеющего значение для правильного разрешения дела);
  • - сведения о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место работы и должность, место жительства, паспортные данные, размер его зарплаты или иного заработка, пенсии или стипендии - указанные сведения в случае признания лица виновным в совершении административного правонарушения в ходе рассмотрения дела позволят своевременно исполнить о назначении административного наказания). Особое внимание следует уделить правильности написания сведений об иностранном физическом лице - информация, указанная на русском языке в доверенностях, документах, заполняемых им при въезде на территорию Российской Федерации, может не соответствовать фамилии и имени, указанным в иностранном паспорте, или быть искаженной в связи с незнанием особенностей произношения иностранных фамилий и имен. В иностранных паспортах обычно отсутствует информация об отчестве лица, которое уточняется непосредственно у нарушителя, при этом в протоколе об административном правонарушении данные об отчестве правонарушителя, полученные исключительно в ходе беседы с ним и ничем документально не подтвержденные, указывать оснований нет. Представляется целесообразным указывать в протоколе об административном правонарушении установочные сведения о совершившем правонарушение иностранном физическом лице (фамилия, имя, место жительства) как на русском языке, так и рядом в скобках на иностранном языке, на котором заполнен паспорт лица (буквами латинского алфавита);
  • - данные о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, ОГРН, полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных), сведения о руководителе, организационно-правовая форма юридического лица);
  • - сведения о статусе лица, в отношении которого возбуждается дело (является ли субъект юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Указанные положения актуальны при привлечении к ответственности иностранных лиц, осуществляющих коммерческую деятельность. При составлении протокола об административном правонарушении в отношении их целесообразно в тексте указывать наименование лица и адрес как на русском языке, так и на иностранном языке, на котором заполнены регистрационные документы (буквами латинского алфавита). Следует помнить, что неправильное установление субъекта административного правонарушения влечет прекращение производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения;
  1. отсутствует информация о некоторых обстоятельствах дела, либо сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо сведения о свидетелях, которые возможно получить путем осуществления процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат, существует необходимость в производстве экспертизы - протокол составляется по окончании административного расследования.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которые должны быть достоверны, соответствовать имеющимся в деле материалам (копии паспорта и т.д.) и позволять идентифицировать лицо. Также в протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства имеющихся свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отсутствие указанных данных является существенным недостатком протокола. Также существенным недостатком протокола является отсутствие в нем иных сведений, имеющих значение для данного дела об административном правонарушении (например, отсутствие сведений о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также информации о предоставлении указанному лицу переводчика при составлении протокола и т.п.).
Соответственно, перед составлением протокола об административном правонарушении в отношении иностранного лица представляется целесообразным получить от иностранного гражданина или законного представителя иностранного юридического лица собственноручно написанное и подписанное им объяснение об обстоятельствах правонарушения на языке, которым он владеет. В случае, если лицо находится за пределами Российской Федерации, указанную информацию можно получить от них с использованием факсимильных средств связи или электронной почты. При привлечении к административной ответственности иностранного юридического лица желательно получить письмо на официальном бланке, скрепленное оттиском печати юридического лица при ее наличии. Указанное объяснение или письмо, написанное на русском языке, будет подтверждением того, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, владеет языком, на котором ведется производство по делу (особенно, если лицо укажет, что русским языком владеет и согласится на осуществление переписки с ним на русском языке).

Если же от иностранного лица получены лишь подписи в графах протокола об административном правонарушении о разъяснении ему процессуальных прав и обязанностей и о том, что составленный на русском языке протокол им прочитан, то в ходе обжалования постановления по делу об административном правонарушении о признании его виновным существует вероятность того, что иностранное лицо укажет, что русским языком оно не владеет и подписи в протоколе об административном правонарушении оно поставило по указанию должностного лица, составившего протокол. Доказательством того, что иностранное лицо владеет русским языком, могут, например, быть документы, свидетельствующие о его обучении в высших и средних учебных заведениях на территории Российской Федерации, наличие у него ранее российского гражданства и т.д.

Если до составления протокола об административном правонарушении у должностного лица отсутствуют сведения о том, что нарушитель владеет языком, на котором ведется производство по делу, то следует заблаговременно позаботиться о переводе уведомлений о необходимости явки к должностному лицу для участия в составлении протокола об административном правонарушении на родной язык иностранного лица. В случае, если установить, какой язык является для него родным, не представляется возможным, то уведомление направляется на официальном языке государства, чьим гражданином является нарушитель. Если нарушителем является лицо без гражданства, следует проверить у него наличие предыдущего гражданства, установить адрес его проживания на территории иностранного государства. Исходя из полученных сведений определить язык, на котором будет осуществляться общение с лицом.

Не являются существенными такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу (например, протокол об административном правонарушении содержит сведения об экспертизе, проведенной с нарушением установленного порядка, в ходе рассмотрения должностное лицо, рассматривающее дело, вправе назначить повторную экспертизу), а также несоблюдение установленных сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения должностному лицу, поскольку эти сроки не являются пресекательными (пресекательным является срок давности привлечения к административной ответственности, истечение которого влечет прекращение возбужденного производства по делу), либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Сложившаяся практика показывает, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и при отсутствии доказательств его надлежащего извещения о дате, времени и месте его составления является грубым нарушением процессуальных прав лица, влекущим в ходе рассмотрения дела прекращение по нему производства, так, при его составлении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть разъяснены их процессуальные права и обязанности, о чем указанные лица проставляют свои подписи в протоколе.

При проведении административного расследования в случае получения от лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ходатайства с просьбой перенести дату составления протокола об административном правонарушении в связи с невозможностью прибытия к должностному лицу и дать объяснения по существу нарушения в связи с болезнью, командировкой (т.е. по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами), представляется целесообразным перенести срок составления протокола на более позднюю дату в пределах срока проведения административного расследования. В противном случае судебные органы в ходе рассмотрения жалобы лица на вынесенное по делу об административном правонарушении признают отказ в удовлетворении ходатайства лица как существенное нарушение административным органом порядка привлечения лица к административной ответственности, т.к. у него отсутствовала возможность реализовать свое на защиту в полном объеме.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в при рассмотрении дел об административных правонарушениях" существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности служат основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа. При установлении в процессе рассмотрения дела факта составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суды в обязательном порядке устанавливают, было ли указанное лицо надлежащим образом извещено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым был составлен протокол, известило ли оно административный орган о невозможности явки, являются ли причины отсутствия при составлении протокола уважительными. Подобные положения содержатся и в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Необходимо помнить и о том, что протокол об административном правонарушении обязательно должен быть подписан должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (в случае отказа последних от подписи отметка об этом делается в протоколе, при этом факт отказа лучше оформить в присутствии понятых (при их наличии), которые и распишутся в протоколе). Также в случае отказа лица от дачи объяснений при составлении протокола об административном правонарушении, в случае отказа в получении копии данного протокола указанные факты целесообразно отразить в протоколе в присутствии понятых.

В случае отсутствия подписи должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, он не может быть признан надлежащим документом по административному делу, т.к. указанное нарушение носит существенный характер.
Должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело, при подготовке к рассмотрению в случае выявления существенных недостатков протокола об административном правонарушении возвращает его в орган или должностному лицу, составившему протокол. Возвращение протокола не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу. В случае выявления существенных недостатков протокола об административном правонарушении в ходе рассмотрения арбитражными судами выносятся решения об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности; в ходе обжалования арбитражными судами выносятся решения о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления административного органа полностью или в части либо об изменении решения (например, при отсутствии подписи должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении; при отсутствии в протоколе об административном правонарушении события вменяемого лицу административного правонарушения; при отсутствии в протоколе об административном правонарушении сведений, позволяющих установить субъекта административной ответственности).

Если по делу проводилось административное расследование, то путем составления протокола об административном правонарушении по иной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чем указанная в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, можно изменить квалификацию совершенного лицом правонарушения; при этом должны быть соблюдены полномочия должностного лица на составление протокола об административном правонарушении. Переквалификация возможна и на стадии рассмотрения дела.

Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В соответствии с КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4 КоАП РФ); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание назначается без составления протокола: в случаях, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или штрафа (ст.28.6 КоАП РФ).

В соответствии с действующим административным законодательством сотрудники органов внутренних дел (полиции) имеют право составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с действующим административным законодательст­вом РФ полномочия сотрудников органов внутренних дел, в части состав­ления протокола об административном правонарушении определяются ст. 28.3 и ст. 23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и нормативными правовыми актами.

Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным должностным лицом немедленно после выявления указанным лицом административного правонарушения; по итогам рассмотре­ния информации по проверке обоснованности информации, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в от­ношении которых возбуждается дело об административном правонаруше­нии. В этом случае протокол об административном правонарушении со­ставляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

После того как лицо, задержанное за совершенное административное правонарушение, доставлено в отдел внутренних дел, сотрудник полиции при наличии законных оснований составляет протокол об административном правонарушении. Так как правонарушитель имеет право получить копию протокола об административном правонарушении, протокол должен составляться в двух, а иногда и в трех экземплярах (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ), так как копия протокола об ад­министративном правонарушения может быть вручена не только правонарушителю, но и потерпевшему.

Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу . Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.

В ст.28.5 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении:

а) протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч.1 ст.28.5 КоАП РФ);

б) в течение двух суток (ч.2 ст.28.5 КоАП РФ) – основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

в) по окончанию административного расследования: в течение месяца; в течение двух месяцев; в течение шести месяцев (ч.5 ст.28.7 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении ч.1 с.28.8 КоАП РФ). Если совершение административного правонарушения влечет административный арест, административное выдворение либо административное приостановление деятельности (при применении временного запрета деятельности), то протокол о таком правонарушениипередается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч.2 и 4 ст.28.8 КоАП РФ).

В протоколе об административном правонарушении указываются:

1. Дата и место его составления .

Примечание: необходимо различать дату совершения правонарушения и дату составления протокола об административном правонарушении.

2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол .

3. Сведения о правонарушителе (лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении).

Примечание: указываются: фамилия, имя, отчество; дата (число, месяц, год) рождения; место рождения; место жительства (регистрации по месту жительства или пребывания); место работы или учебы (полное наименование без сокращения и желательно указывать юридический адрес организации и номер рабочего телефона); должность, если не работает, то указать - временно не работающий и как давно, если безработный, то стоит ли на учете в центре занятости и как давно; размер дохода (указывается размер заработной платы, стипендии и иной доход) в рублях (указывается цифрами и прописью); семейное положение лица (женат, холост, замужем и т.д.); количество лиц на иждивении (дети, родители, жена и т.д.)

4. Проверка лица, совершившего административное правонарушение :

· данные лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении - проверяется по картотеке информационного центра УВД субъекта РФ (например: ИЦ МВД по УР):

· устанавливается наличие судимости или привлечение к административной ответственности (делается отметка о наличии судимости или производится запись «к ответственности не привлекался»);

· ставится подпись должностного лица, производившегопроверку.

5. Сведения о документе, удостоверяющем личность правонаруши­теля (наименование документа, серия, номер, дата и место выдачи).

6. Место, время совершения и событие административного правонару­шения .

Точно указать расположение места совершения админи­стративного правонарушения (например, у подъезда № I дома № 34 по ул. Гайдара г. Ижевска; у центрального входа в магазине «Ромашка», расположенного в доме № 125 по пр. Ломоносова, г. Ижевска);

Время совершения административного правонарушения (указы­ваются часы и минуты, например - в 21 час 15 минут);

Раскрывается сущность правонарушения, то есть описываются противоправные действия, которые совершил правонарушитель.

7. Указывается пункт, часть и номер статьи КоАП или другого закона, предусматривающего ад­министративную ответственность , например - ст. 20.1 КоАП РФ «Мел­кое хулиганство», ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ "Распитие алкогольной и спир­тосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах», ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».

8. Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших , если имеются свидетели и потерпевшие, разъясняются их права и обязанности под роспись об ознакомлении

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонаруше­нии, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Примечание: ст. 25.1. КоАП РФ «Лицо, в отношении которого ведется, производство по делу обадминистративном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии КоАП РФ.

9. Объяснение физического лица или законного представителя юри­дического лица, в отношении которых возбуждено дело .

Правонарушитель может дать свои объяснения по поводу совер­шенного правонарушении (это его право, а не обязанность). После дачи объяснений в протоколе об административном правонарушении, лицо, давшее его, скрепляет объяснение своей подписью. Однако возможно, что объяснение может быть оформлено на отдельном листе, оформлено в виде объяснения и приобщено к протоколу (ст. 26.3 КоАП РФ).

Примечание: не следует фиксировать в протоколе объяснения, данные в состоянии алкогольного опьянения, т.к. записанные в протоколе объяснения отрицаются лицом, со слов которого они были написаны.

10. Перечень документов, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении (рапорт, объяснение, определение и т.п.)

11. Подписи лиц, участвующих при составлении протокола об административном правонарушении : (правонарушителя, свидетелей, потерпевших, понятых, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении).

При отказе правонарушителя подписать протокол, дать объяснения, делается соответствующая отметка и заверяется отказ подписью понятых и сотрудника полиции, составившего протокол.

Указанные лица вправе давать объяснения и замечания по содержа­нию протокола.

Физическому лицу или законному представителю юридического липа, в отношении которых составляется протокол об администра­тивном правонарушении, а такжепотерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонару­шении. При отказе получить копию протокола об административном пра­вонарушении об этом делается запись (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Права и обязанности лиц, участвующих в административном процессе указаны в Кодексе об административных правонарушениях.

Данным лицам разъясняются их права и обязанности под роспись.

Протокол об административном правонарушении - не только акт возбуждения производства дела об административном правонарушении. Этот процессуальный документ имеет важное доказательственное значе­ние при условии, что он правильно составлен. Поэтому в протоколе долж­ны объективно отражаться сведения, имеющие значение для рассмотрения дела по существу.

Наиболее распространенные ошибки при составлении протокола об административном правонарушении:

· Нарушается часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ. Участникам производства по делу не разъясняются или разъясняются не в полном объеме права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. О разъяснении прав и обязанностей не производится запись в протоколе.

· Аналогичные нарушения части 3 статьи 28.2 КоАП РФ имеются при указании свидетелей и понятых. В протоколе не указываются их фамилия, имя, отчество, год рождения, место регистрации, не разъясняются права и обязанности.

· В протоколах не содержится необходимых данных (времени составления протокола, времени совершения правонарушения, не раскрывается полностью состав правонарушения (объективная и субъективная сторона) и др.).

· В протоколах не указываются сведения о том, привлекались ли ранее лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении к ответственности. При установлении повторности совершения административного правонарушения не используются данныеинформационных центров органов внутренних дел.

· В протоколах отсутствуют подписи должностных лиц.

· Отсутствуют подписи лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего в графе времени и месте рассмотрения дела, получения копии протокола, отсутствует отметка «от копии настоящего протокола отказался».

· Не всегда вносятся данные о проведении досмотра, изъятия, доставлении и о наличии телесных повреждений (графа «иные сведения, необходимые для разрешения дела», «о доставлении»), не указываются составленные и прилагаемые документы в разделе «к протоколу прилагается».

· Не следует фиксировать в протоколе объяснения на­рушителя, данные им в состоянии опьянения, так как записанные в протоколе объяснения отрицаются лицом, со слов которого они были записаны.

· Лица, совершившие административные правонарушения, иногда со­общают о себе неверные сведения (см. требования ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ). Принятие их без документального подтверждения приводит к тому, что нарушители иногда уклоняются от административной ответственности.

· Недопустимо в протоколе делать записи, не отражающие обстоя­тельств совершения проступка (например, такие, как «сквернословил», «вел себя вызывающе при большом стечении людей», «Приставал на улице к гражданам», «при задержании оказал неповиновение сотруднику полиции»). Положение в некоторых случаях осложняется тем, что в дело, кроме протокола, не приобщаются другие материалы.