Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания. Надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении органами дознания. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительн

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Орган дознания как объекта прокурорского надзора

1.1. Понятие органа дознания

1.2. Различие между органами дознания и лицом, производящим дознание

1.3. Предмет и задачи прокурорского надзора за органами дознания и предварительного следствия

РАЗДЕЛ 2. Прокурор и его полномочия при осуществлении надзора за деятельностью органов дознания

2.1 По делам когда предварительное следствие обязательно

2.2 По делам когда предварительное следствие не обязательно

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Прежде всего, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами, должностными лицами, осуществляющими дознание. Именно этому виду ее деятельности и посвящена данная дипломная работа.

Дипломная работа состоит из введения, двух частей и заключения. В первой ее части освещено понятие органов дознания, как объект прокурорского надзора. Во второй части рассмотрена законность действий, а также полномочия прокурора при осуществлении надзора за органами дознания.

Надзор за единообразным и точным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура является тем - государственным органом в стране, который выполняет эти функции.

Под прокурорским надзором понимается осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов государственными и общественными образованиями путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности как социального явления.

Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более того. Поэтому исполнение закона, то есть действие органов исполнительной власти, является непременным условием соблюдения законов.

Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор. Это также является составным элементом понятия законности.

Целью моей дипломной работы является раскрытие принципов осуществления прокурорского надзора за органами дознания. Рассмотрение проблем при осуществлении прокурорского надзора и анализ деятельности органов дознания, а также полномочия прокурора в данной отрасли прокурорского надзора.

РАЗДЕЛ 1. ОРГАН ДОЗНАНИЯ, КАК ОБЪЕКТ ПРОКУРОРСКРГО НАДЗОРА.

1.1.Понятие органа дознания и их полномочия.

К органам дознания относят: “милицию; командиров воинских частей; соединений и начальников воинских учреждений (по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнение служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения); Федеральную службу безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; начальников исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториев (по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений); органы Государственного пожарного надзора (по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил); органы пограничной охраны (по делам о нарушениях государственной границы); капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным к ее ведению, таможенные органы РФ - по делам о преступлениях, отнесенных законом к их ведению (ст. 188, 189, 193, 194 УК РФ).”

Из этого перечня органов дознания видно, что дознание осуществляется различными органами и связано с основными функциями этого органа.

На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом

мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК).

Устанавливая обязанности органа дознания, закон имел в виду прежде всего милицию как постоянно действующий орган дознания.

Оперативно-розыскная деятельность, имея важное значение для успешного осуществления уголовно-процессуальной деятельности, в понятие дознания как процессуальной деятельности не входит.

Основная обязанность милиции при производстве

дознания состоит в выполнении неотложных следственных действий в целях обеспечения необходимых условий для производства предварительного следствия по делам, по которым предварительное следствие обязательно и в расследовании в полном объеме в форме дознания по делам, не требующим предварительного следствия.

В соответствии с законом РФ “О милиции” от 18 апреля 1991г. предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно предварительно следствие, возлагается на криминальную милицию. Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, возлагается на милицию общественной безопасности - местную милицию. Милиция осуществляет досудебную подготовку материалов в протокольной форме по делам, не требующим предварительного расследования (ст. 119, 127 УПК).

1.2. Различие между органом дознания

и лицом, производящим дознание.

Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.

Орган дознания представляет его руководитель – начальник отдела дознания, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Выполняет непосредственную организацию работы специализированных подразделений.

Основными задачами специализированных подразделений дознания являются:

· обеспечение личной безопасности граждан и защита собственности от противоправных посягательств путем предупреждения и раскрытия преступлений, по делам по которым предварительное следствие не обязательно.

· Производство дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

· Осуществление протокольной формы досудебной подготовки материалов.

· Организация контроля и принятие мер по обеспечению законности при производстве дознания.

Будучи самостоятельным субъектом процесса, лицо, производящее дознание тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и правосознанием.

Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором.

Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания.

“Наиболее важные действия и решения совершаются и принимаются органом дознания. Орган дознания вправе возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении, задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, приостановить или прекратить производство по делу.”

В круг обязанностей органа дознания входит выявление причин и условий, способствовавшие совершению преступлений и принятие необходимых мер к их устранению (ст. 21, 21 п. 1 УПК). Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются: постановления о передаче заявления или сообщения о преступлении по подследственности или подсудности; о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела; о производстве выемки, обыска, освидетельствования; о наложении ареста на имущество; о привлечении в качестве обвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о приводе обвиняемого или свидетеля; об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого меры пресечения; о направлении обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; об этапировании; о продлении срока дознания или срока содержания под стражей и т.д.

В отличие от следователя на орган дознания и лицо, производящие дознание, не распространяются правила ч. 2 ст. 127 УПК. Все указания прокурора для них обязательны. При несогласии с ними орган дознания вправе обжаловать эти указания, не приостанавливая их выполнение.

1.3. Предмет и задачи прокурорского надзора за органами дознания.

“Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия.”

Согласно ч. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ) прокурор осуществляет государственное уголовное преследование. Эта функция корреспондирует с функцией надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания (за соблюдением законности при предварительном расследовании уголовных дел).

В связи с изменениями, внесенными в УПК РФ, сочетание названных функций предполагает, что прокурор осуществляет надзорную деятельность до момента, когда им будет утверждено обвинительное заключение, и осуществляет уголовное преследование, когда он направляет уголовное дело в суд для судебного разбирательства с целью изобличения в содеянном лица, совершившего преступление. Это означает, что до тех пор, пока речь идет о надзоре за процессуальной деятельностью следователя (органа предварительного следствия) в досудебном судопроизводстве (а не о надзоре за процессуальной деятельностью органа дознания, дознавателя), прокурор не несет ответственности за качество расследования уголовного дела, т.е. за действия следователя во время самого расследования. Наше утверждение основывается на том, что в нынешней редакции ст. 37 УПК отсутствуют полномочия, которые имел прокурор для постоянного надзора за процессуальной деятельностью следователя: направлять расследование, участвовать в производстве следственных действий, давать письменные указания в процессе предварительного следствия и т. д. Сохранены лишь полномочия прокурора по выявлению нарушений федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, вынесении мотивированного постановления в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, праве требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Сохранено также эксклюзивное право прокурора отменять постановление следователя о возбуждении уголовного дела. Все названные полномочия позволяют прокурору в той или иной мере обеспечить надзор за соблюдением законности в процессуальной деятельности следователя по расследованию уголовного дела. Теперь прокурор не должен давать согласие на возбуждение уголовного дела, решать вопрос о поддержании ходатайства следователя о получении санкции суда на заключение подозреваемого (обвиняемого) под стражу, избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения, залога, некоторых других следственных действий, обеспечивающих процессуальное принуждение (получение такого согласия прокурора по-прежнему необходимо дознавателю при решении судьей вопроса об избрании меры пресечения: заключение под стражу, домашний арест, залог, производстве некоторых других следственных действий, носящих характер процессуального принуждения и требующих решения суда). Прокурор не имеет права направлять предварительное следствие, участвовать в расследовании, давать письменные указания следователю во время расследования уголовного дела Друкаров И.Л. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания в свете изменений в Уголовно-процессуальном кодексе РФ от 5 и 6 июня 2007 г.// Российская газета. - 2008. - №36.

Здесь можно вести речь о надзорной деятельности прокурора, но не об уголовном преследовании. Однако после утверждения обвинительного заключения и направления уголовного дела в суд прокурор реализует свою функцию уголовного преследования и несет ответственность за обоснованность и законность предания обвиняемого лица суду. Такое соотношение полномочий позволяет прокурору быть полностью объективным при рассмотрении материалов уголовного дела при принятии законного, обоснованного и справедливого решения об уголовном преследовании путем утверждения обвинительного заключения и направления уголовного дела в суд. Но вместе с тем оно лишает прокурора возможности реально влиять на своевременное устранение нарушений законности в процессе расследования уголовного дела, в результате не обеспечивает необходимую защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства (особенно потерпевших) и государства и общества в целом.

Обязанность непосредственно и постоянно следить за тем, как ведется предварительное следствие, со всей полнотой возложена на руководителя следственного органа, которому в соответствии со ст. 39 УПК РФ предоставлены достаточно широкие права для осуществления контроля за деятельностью следователей. Полномочия, которыми наделен прокурор для осуществления надзора, не требуют (и не позволяют), чтобы он дублировал контроль руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа может проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, вправе в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ (т.е. приняв дело к своему производству), возбудить уголовное дело, давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого, меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения, изымать уголовное дело у одного следователя и передавать другому с обязательным указанием оснований такого решения, создавать следственную группу, изменять ее состав, продлевать срок расследования, отстранять следователя от расследования при нарушении им требований УПК РФ, утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу.

На руководителе следственного органа лежит прямая обязанность своевременно принимать необходимые меры для обеспечения полноценного расследования. Эта обязанность означает, что при неудовлетворительном контроле за предварительным следствием он несет ответственность в полном объеме.

Возбуждении уголовного дела, предъявлении обвинения, приостановлении или прекращении уголовного дела), вынесенных следователем, или жалоб и заявлений граждан, чьи интересы оказались нарушенными.

К сказанному следует добавить, что в прежней редакции ч. 1 ст. 146 УПК РФ полномочием прокурора являлось право возбуждения уголовных дел или согласие на возбуждение уголовного дела. Обнаружив после соответствующей проверки, что в действиях того или иного лица имеются признаки преступления, прокурор мог возбудить уголовное дело или уголовное преследование, дать согласие на такое возбуждение. В случаях, когда в действиях лица, привлекаемого к уголовной ответственности, прокурор не усматривал события или состава преступного деяния, а также в других случаях, установленных законом, он мог не давать согласия на возбуждение уголовного дела или уголовного преследования. Такое право прокурора позволяло ему своевременно вмешиваться и эффективно влиять на результаты борьбы с каждым преступлением, а значит, и с преступностью в целом. Это же право позволяло ему предупреждать нарушения закона, не допускать нарушений прав граждан путем незаконного привлечения их к уголовной ответственности.

Ныне на основании ч. 1 ст. 146 УПК РФ орган до-знания, дознаватель или следователь самостоятельно возбуждают уголовное дело. Копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в течение 24 часов после получения материалов вынести мотивированное постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела.

Законодатель не указал в перечне полномочий прокурора, перечисленных в ч. 2 ст. 37 УПК РФ, такое право, как проверка материалов уголовного дела, хотя это право необходимо ему для реализации полномочия об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных при расследовании. Без ознакомления с материалами уголовного дела названное полномочие не может эффективно выполняться.

Нам представляется, что такое полномочие прокурора, хотя оно и не указано в законе, вытекает из других полномочий, которыми он наделен для надзора за процессуальной деятельностью предварительного следствия и органов дознания. И это получило отражение в Приказе Генерального прокурора №136 от 6 сентября 2007 г., согласно которому прокуроры могут предлагать руководителям следственных органов предоставлять уголовные дела для изучения. Но было бы правомерным, если такое полномочие было указано в законе (УПК РФ). Думается, указание названного полномочия (право требовать уголовное дело, право его проверять) предполагало и обязанность прокурора вести регулярный контроль в отношении нарушений законности при расследовании уголовных дел. Такой контроль в основном предотвращал бы нарушения закона, необъективность, неполноту расследования, невыяснение обстоятельств, смягчающих наказание, сокращал сроки расследования Друкаров И.Л. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания в свете изменений в Уголовно-процессуальном кодексе РФ от 5 и 6 июня 2007 г.// Российская газета. - 2008. - №36.

Интересным является решение законодателя о действиях прокурора при обнаружении незаконности или необоснованности отказа следователя в возбуждении уголовного дела. В этом случае прокурор сам не может отменить постановление, а направляет мотивированное постановление с соответствующими материалами руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В результате получилось, что, с одной стороны, прокурор является лицом, осуществляющим от имени государства уголовное преследование, а с другой - он лишен права напрямую осуществить это уголовное преследование в стадии проверки обоснованности принятия решения следователем о невозбуждении уголовного дела.

В ч. 2 ст. 37 УПК РФ дан перечень полномочий прокурора. В числе прочих прокурор вправе давать письменные указания дознавателю о направлении расследования и производстве следственных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение ходатайства об избрании меры пресечения, ее отмене и изменении, производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании решения суда, передавать уголовное дело от одного следователя другому в соответствии с правилами ст. 151 УПК РФ, изымать любое дело и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с указанием оснований передачи.

Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу, направленному ему следователем или дознавателем (органом дознания) после окончания расследования. Он имеет исключительное право и обязанность направить дело в суд с утвержденным обвинительным заключением или обвинительным актом, если собраны необходимые доказательства, подтверждающие обвинение. Это право прокурора создает необходимые предпосылки для рассмотрения дела судом и установления виновности лица, обвиняемого в совершении преступления.

Прокурор также вправе вернуть дело для дополни-тельного расследования с письменными указаниями об изменении объема обвинения, квалификации обвинения, пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта, устранения выявленных недостатков. Вместе с тем, если прокурор обнаружит при рассмотрении материалов дела отсутствие признаков события или состава преступления, а также по другим основаниям, он не имеет права прекратить уголовное дело, направленное следователем для утверждения обвинительного заключения. Сейчас на основании ч. 1 ст. 213 УПК РФ по делам, расследованным следователем, уголовное дело может быть прекращено только по постановлению следователя. В то же время по делам дознавателя (органа дознания), направленным с обвинительным актом, прокурор может прекратить уголовное дело на основании ст. 24-28 УПК РФ Друкаров И.Л. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания в свете изменений в Уголовно-процессуальном кодексе РФ от 5 и 6 июня 2007 г.// Российская газета. - 2008. - №36.

Законодатель упустил из виду ситуацию, когда прокурор, усмотрев необходимость прекращения дела, расследованного следователем, мог бы сам прекратить уголовное дело в целом или уголовное преследование в отношении отдельного лица. Напрашивается вопрос, чем вызвано такое ограничение полномочий прокурора при поступлении к нему дела, расследованного следователем и направленного ему для утверждения обвинительного заключения и направления его в суд? Необходимостью пресечь возможность прокурору злоупотребить своим положением - освободить виновное лицо от заслуженной уголовной ответственности? Но у следователя по УПК РФ (ст. 38 УПК) в прежней редакции оставалось право обжаловать сомнительное для него решение прокурора вышестоящему прокурору. Такое право по своим реальным возможностям равноценно нынешнему праву руководителя следственного органа обжаловать отказ прокурора в утверждении обвинительного заключения вышестоящему прокурору. В то же время не каждое прекращение уголовного дела прокурором могло быть «сомнительным» и вызывало необходимость его обжалования, тогда как каждый отказ в утверждении обвинительного заключения требует его обжалования вышестоящему прокурору или принятия собственного решения о прекращении уголовного дела.

Каков выход из создавшегося положения? Установить для прокурора право вынести мотивированное постановление о необходимости прекращения уголовного дела и его направлении в адрес руководителя следственного органа вряд ли приемлемо, так оно не решит главного вопроса об обоснованности принятого прокурором решения: не утверждать обвинительное заключение. Представляется, что было бы обоснованным внести соответствующие изменения в закон о праве прокурора собственным постановлением прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении отдельного лица.

Полномочие прокурора давать письменные указания в процессе расследования сохранено только в отношении дознавателя. Прокурор дает указания дознавателю о расследовании преступлений, совершении процессуальных действий (об избрании, изменении или отмене меры пресечения, объеме обвинения и квалификаций деяния и т. д.), розыске лиц, совершивших преступления, осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Он может изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, изымать у любого органа предварительного расследования и передавать дело следователю Следственного комитета при прокуратуре. Он также вправе предложить должностным лицам, осуществляющим дознание и предварительное следствие, дать объяснения по поводу обнаруженных нарушений законов. В случае необходимости и при наличии к тому оснований прокурор принимает меры для привлечения к ответственности в установленном порядке виновных в нарушении законов должностных лиц. По поводу выявленных нарушений прокурор вносит представления в компетентные органы дознания и следствия, а также осуществляет иные полномочия, установленные законом.

Эти полномочия позволяют ему в определенной мере влиять на результаты раскрытия и расследования преступлений, обеспечивать законность этого расследования; соблюдение законных прав и интересов участников уголовного процесса и других граждан. Но только, как было сказано выше, в определенной мере.

Сказанное предполагает необходимость скорректировать новое уголовно-процессуальное законодательство таким образом, чтобы был усилен контроль за соблюдением норм УПК РФ следователями, а это возможно только в том случае, если часть полномочий прокурора по осуществлению надзора за соблюдением процессуального законодательства следователями при расследовании уголовных дел была бы ему возвращена.

Понятие, задачи, предмет и объекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Статья 37 УПК России (далее — УПК) определила, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства дознания и предварительного следствия, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, в том числе властно-распорядительного характера, так, чтобы действия органов дознания, предварительного следствия и их должностных лиц соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.
является законность деятельности органов предварительного расследования на стадиях досудебного производства, т.е. с момента поступления сообщения о преступления в орган (должностному лицу), уполномоченному на проверку такого сообщения и принятия по ее результатам решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о направлении сообщения по подследственности или подсудности, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, обвинительного акта, постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия). Статья 29 Закона прокуратуре предмет данного направления надзора раскрывает как соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Предметом надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия определяются и задачи надзора, которые заключаются в том, чтобы:
. преступление не осталось нераскрытым;
. лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом;
. никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности и незаконному ограничению прав;
. соблюдалась установленная законом процессуальная форма возбуждения уголовного дела и расследования преступления;
. при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлении как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также отягчающих или смягчающих его ответственность обстоятельств;
. выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.
Объекты надзора . В настоящее время предварительное следствие осуществляется следователями: Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК). К органам дознания отнесены органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; органы Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (ч.1 ст. 40 УПК). Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК отдельными полномочиями органа дознания (возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий) наделены некоторые должностные лица, а именно: капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий, зимовок, станций и баз; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных учреждений. Таким образом, объектами надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия являются: начальники органов дознания, указанных в ч. I и 3 ст. 40 УПК, начальники подразделений дознания и дознаватели этих органов; следователи и руководители следственных органов.
Следует отметить неопределенность процессуальных полномочий таких органов дознания, как командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК эти должностные лица являются органами дознания и, следовательно, наделены полномочиями, указанными в части второй этой же правовой нормы. Между тем ст. 151 УПК, устанавливающая, в частности, последственность уголовных дел органам дознания, эти органы дознания (должностных лиц) вообще не упоминает. Тем самым возникает вопрос о содержании предмета прокурорского надзора по отношению к этим субъектам.
То же самое замечание относится к органам ФСБ России, СВР России и ФСИН России. Поскольку эти органы согласно ст. 13 Закона об ОРД наделены правом осуществления этой деятельности, то в соответствии с определением, содержащемся в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК, они являются органами дознания. Однако ст. 151 УПК подследственность уголовных дел этим органам не установила. Аналогичная неясность существует и в отношении органов ФСБ России. Согласно ст. 2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» к органам этой службы относятся: федеральный орган исполнительный орган в области обеспечения безопасности (ФСБ России), территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и иные органы безопасности. Ведомственным нормативными актами установлено, что оперативные подразделения ФСБ России, территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках и пограничных органов осуществляют ОРД и, следовательно, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК все они являются органами дознания. Между тем ст. 151 УПК установила подследственность уголовных дел только дознавателям пограничных органов. Наконец, не ясно, почему оперативные подразделения ФСИН России, наделенные Законом об ОРД правом осуществления такой деятельности, не наделены уголовно-процессуальным законом конкретной подследственностью и, следовательно, также не рассматриваются как орган дознания. Представляется, что законодателю необходимо уточнить редакцию п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК.

Организация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Организация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, регламентирована рядом нормативных актов. К их числу относятся: приказы Генерального прокурора Российской Федерации: от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»; от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»; от 6 сентября 2007 г. № 137 (в ред. приказа 28 декабря 2007 г. № 213) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»; от 12 июля 2010 г. № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»; от 3 июня 2013 г. № 262 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме» и некоторые другие.
Работа по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания организована: в аппарате Генеральной прокуратуры (включая аппарат Главной военной прокуратуры и управлений в федеральных округах), в прокуратурах субъектов Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах — по предметно-зональному принципу; в районных, городских и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах — в зависимости от количества поднадзорных органов, по предметно-зональному или зональному принципу.
Особое внимание прокурор обязан уделять законности и обоснованности принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, что прямо вытекает из назначения уголовного судопроизводства по защите прав и законных интересов потерпевших от преступлений.

Итак, прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие , является эффективным средством обеспечения законности в указанных специфических сферах правоохранительной деятельности.
Данная отрасль прокурорского надзора подразделяется на две достаточно самостоятельные подотрасли: а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД; 6) надзор за исполнением законов, органами осуществляющими дознание и предварительное следствие; самостоятельность указанных подотраслей обусловлена обособленностью целей, задач и правового регулирования ОРД и уголовно-процессуальной деятельности.
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, определяется обязанностью прокурора осуществлять надзор за соблюдением положений закона, регламентирующих названную деятельность, а в случае выявления нарушений — принимать меры в пределах своей компетенции по устранению нарушений, восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов иных субъектов правоотношений в области ОРД.
Целями данной подотрасли прокурорского надзора являются постоянное наблюдение за: выполнением в соответствии с законом органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных в их совершении лиц, розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывшихся от органов дознания, следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания; своевременным, комплексным и активным осуществлением оперативными подразделениями всего объема ОРМ, разрешенных Законом об ОРД; обеспечением надлежащего документирования результатов ОРД и использованию их в соответствии с требованиями закона.
Задачи подотрасли состоят в защите прав и свобод личности, обеспечении верховенства закона при проведении ОРД, обеспечении мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности, предупреждении и пресечении нарушений со стороны органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц, обеспечении законности деятельности компетентных государственных органов по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
Предметом рассматриваемой подотрасли прокурорского надзора являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРД, соблюдение установленного порядка выполнения ОРМ, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, в том числе о заведении и прекращении дел оперативного учета (далее — ДОУ), о проведении и прекращении конкретных ОРМ, об использовании результатов ОРД, о рассекречивании сведений, полученных при проведении ОРМ, о мерах правовой защиты сотрудников оперативно-розыскных подразделений и лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам, осуществляющим ОРД.
Сущность надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства дознания и предварительного следствия, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, в том числе властно-распорядительного характера, так, чтобы действия органов дознания, предварительного следствия и их должностных лиц соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.
Цели данной подотрасли надзора состоят в обеспечении посредством предоставленных процессуальных полномочий реализации назначения и принципов уголовного судопроизводства на его досудебных стадиях, соблюдении прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства, всесторонним, полном и объективном расследовании уголовных дел неуклонном соблюдении органами предварительного расследования процессуальной формы.
Предметом прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия является законность деятельности органов предварительного расследования на стадиях досудебного производства, то есть с момента поступления сообщения о преступления в орган (должностному лицу), уполномоченному на проверку такого сообщения и принятия по ее результатам решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о направлении сообщения по подследственности или подсудности, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, обвинительного акта, постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия). Статья 29 Закона прокуратуре предмет данного направления надзора раскрывает как соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Полномочия прокурора в целом позволяют достигнуть цели каждой подотрасли прокурорского надзора, вместе с тем их объем по отношению к следователю и руководителю следственного органа необходимо оптимизировать таким образом, чтобы обеспечить: во-первых, активное участие прокурора как стороны обвинения в формировании доказательственной базы по уголовному делу и, во-вторых, возможность незамедлительного устранения выявленного нарушения закона посредством отмены незаконного или необоснованного постановления следователя или руководителя следственного органа.

При определении полномочий прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия следует иметь в виду, что ст. 30 Закона о прокуратуре так же, как и применительно к надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, не содержит перечня полномочий, хотя и озаглавлена "полномочия прокурора". В этой статье Закона указывается, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определяются уголовно- процессуальным законодательством и другими федеральными законами.

В УПК полномочиям прокурора в досудебном производстве посвящен целый ряд статей, среди которых в первую очередь следует назвать ст. 37, а также ст. 7, 10, 11, 16, 17, 19, 20, 21, 25, 28, 38, 41, 67, 87, 88, 91, 96, 107, 108, 110, 114, 115, 124, 125, 146, 150, 151, 161, 214, 221, 222, 226. К другим федеральным законам, содержащим нормы об осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, следует отнести, например, Закон о прокуратуре, Федеральные законы от 15.07.1995 № 103-Φ3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 07.02.2011 № З-ФЗ "О полиции", "О Следственном комитете Российской Федерации", от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности". Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 7 УПК при производстве по уголовным делам не могут применяться федеральные законы, противоречащие УПК.

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания, содержащиеся в УПК, можно традиционно разделить на три группы:

  • полномочия, направленные на выявление нарушений закона;
  • полномочия, направленные на устранение нарушений закона;
  • полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона.

Характерной их чертой является то, что эти полномочия по отношению к органам дознания носят ярко выраженный властно-распорядительный характер.

Полномочиями прокурора в досудебном производстве в соответствии со ст. 37 УПК наделены прокуроры районов и городов, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания независимо от ведомственной подчиненности.

К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона , относятся:

  • 1) право (и обязанность) прокурора проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК);
  • 2) право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя (дознавателя) (ст. 124 УПК).

Значительный объем полномочий предоставлен прокурору в целях устранения нарушений закона . Это такие полномочия, как:

  • 1) право требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК);
  • 2) право давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК);
  • 3) право отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные и необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК);
  • 4) право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК);
  • 5) право возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК).

Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно менее допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставляемых прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона .

Специально в целях предупреждения нарушения закона установлены такие полномочия прокурора, как:

  • 1) дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК);
  • 2) участие в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста, о продлении срока содержания иод стражей, домашнего ареста, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК (п. 8 ст. 125 УПК);
  • 3) разрешение отвода, заявленного дознавателю, а также его самоотвода (и. 10 ч. 2 ст. 37 УПК);
  • 4) продление срока дознания (ч. 3–5 ст. 226 УПК);
  • 5) дача согласия дознавателю на прекращение уголовного дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (ст. 25, 28, 28.1 УПК).

В надзоре за законностью осуществления уголовно-процессуальной деятельности не используются полномочия, специально предусмотренные Законом о прокуратуре для предупреждения нарушений закона, которые применяются при осуществлении надзора за исполнением законов (общего надзора), например предостережение, закрепленное в ст. 25.1 Закона о прокуратуре. Несмотря на это, УПК дает прокурору немало возможностей для предупреждения нарушений закона. Недостаточность именно предупредительной направленности прокурорского надзора отмечается в ряде приказов и указаний Генпрокурора РФ как недостаток прокурорской деятельности по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия в ряде субъектов РФ.

В теории прокурорского надзора выделялись как полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона специально (предостережения, в определенной степени – представления), так и полномочия, при реализации которых предупреждение нарушений закона осуществляется одновременно с выявлением или устранением нарушений закона. К таким полномочиям относятся, в частности, проверки исполнения закона, а также меры, принимаемые прокурором для привлечения лиц, допустивших нарушение закона, к установленной законом ответственности. Последнее имеет предупредительное значение с целью недопущения впредь подобных нарушений иными должностными лицами органов дознания.

Своевременная проверка уголовного дела, находящегося в производстве дознавателя, позволяет выявить не только то, допускались ли им какие-либо нарушения прав участников процесса, но и насколько органами предварительного расследования выполняются обязанности, предусмотренные ст. 21 УПК. Проверка дел, находящихся в производстве, позволяет выявить, например, случаи, когда по уголовным делам следственные действия длительное время не проводятся, заявления и ходатайства участников уголовного судопроизводства не рассматриваются, необходимые процессуальные решения не принимаются. Во всех этих случаях прокурор должен принять соответствующие меры прокурорского реагирования в виде дачи письменных указаний дознавателю или направления требования начальнику органа дознания об устранении нарушений федерального законодательства.

Необходимо отметить, что целый ряд полномочий прокурора принадлежит ему как должностному лицу, осуществляющему от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Это право:

  • 1) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК);
  • 2) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК);
  • 3) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК);
  • 4) утверждать обвинительный акт по уголовному делу и направлять уголовное дело в суд (п. 14 ч. 2 ст. 37 УПК).

Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-Φ3 введено дознание в сокращенной форме. Такое дознание производится в том случае, когда уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений небольшой или средней тяжести, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК. Подозреваемый при этом должен признавать свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, не оспаривать квалификацию преступления, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела, и заявить ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме. Дознание в сокращенной форме не производится по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, лиц, в отношении которых могут применяться принудительные меры медицинского характера, лиц, относящихся к категориям, указанным в гл. 52 УПК (депутаты, судьи, следователи, прокуроры, адвокаты и др.), подозреваемых, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство. Не производится дознание в сокращенной форме и при возражениях со стороны потерпевшего. Главная особенность производства дознания в сокращенной форме заключается в процедуре доказывания.

Так, дознаватель вправе не признавать доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, защитником, потерпевшим или его представителем, не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении было получено объяснение, не назначать судебную экспертизу по вопросам, по которым в ходе доследственной проверки было получено заключение специалиста, не проводить других следственных действий с целью установления обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении (ст. 226.5 УПК).

Уголовные дела, по которым дознание производилось в сокращенной форме, рассматриваются в особом порядке, предусмотренном гл. 40 УПК. При постановлении обвинительного приговора назначаемое подсудимому наказание не может превышать

1/2 максимального срока или размера наиболее строгого наказания, назначаемого за данное преступление.

Прокурор должен проверить, соблюдены ли дознавателем требования закона о порядке и условиях производства дознания в сокращенной форме, а при отсутствии оснований для производства такого дознания отменить постановление дознавателя об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме.

При поступлении уголовного дела с обвинительным постановлением прокурор вправе утвердить обвинительное постановление и направить уголовное дело в суд либо направить уголовное дело для пересоставления обвинительного постановления, направить уголовное дело дознавателю для производства дознания в общем порядке, либо прекратить поступившее от дознавателя уголовное дело (ст. 226.8 УПК).

Приказ №137 от 06.09.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»

В целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений по данному направлению деятельности, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов всеми органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.

2. Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда.

3. Систематически, не реже одного раза в месяц проводить проверки исполнения требований федерального закона органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. При этом учитывать информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений.

На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора в данной сфере. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

4. Продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ при наличии данных, подтверждающих необходимость проведения документальной проверки или ревизии.

5. Обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении. В соответствии со ст. 148 УПК РФ, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий . При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний,

6. Безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, производились ли по делу следственные действия.

7. При решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения в соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК РФ проверять обоснованность и достаточность данных для принятия такого решения.

8. В прокуратурах завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел , о возбуждении уголовных дел и материалов к ним, поступивших от органов дознания.

9. Используя предусмотренные п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ полномочия, в необходимых случаях поручать производство дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

10. В пределах имеющихся полномочий в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, о получении и надлежащей фиксации доказательств, о производстве необходимых процессуальных действий, в том числе неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления.

11. В обязательном порядке проверять исполнение требований ст. 223.1 УПК РФо вручении подозреваемому копии уведомления о подозрении в совершении преступления и сроках проведения его допроса. Требовать незамедлительного направления прокурору копии соответствующего уведомления после его вынесения.

12. Обеспечивать надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.

Требовать от органов дознания, дознавателей направления прокурору в течение 12 часов письменного сообщения о задержании подозреваемого в порядке ч. 3 ст. 92 УПК РФ и копии соответствующего протокола.

В каждом случае проверять законность задержания подозреваемых в совершении преступления, в том числе наличие оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ, имея в виду, что их перечень является исчерпывающим, а также соблюдение порядка задержания , установленного ст. 92 УПК РФ, и срока составления протокола задержания не позднее 3 часов с момента фактического доставления подозреваемого в орган дознания .

Пресекать задержание лиц по подозрению в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК РФ немедленно своим постановлением освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше установленного срока.

При получении заявления задержанного о применении незаконных методов дознания проводить проверку всех доводов с принятием соответствующих мер прокурорского реагирования.

13. Не допускать направления в органы и подразделения дознания жалоб на действия и решения их должностных лиц, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ . По результатам рассмотрения каждой жалобы прокурору (заместителю прокурора) выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении, в необходимых случаях принимая меры прокурорского реагирования. О принятом по жалобе решении уведомлять заявителей, разъясняя порядок его обжалования.

14. Давать согласие дознавателям на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со ст. 224 УПК РФ лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных ст. 97, 99, 100, ч. ч. 1 - 3 ст. 108 УПК РФ.

С особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних , лиц пожилого возраста и других граждан, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств дела и данных о личности.

Учитывать, что мера пресечения в виде заключения под стражу для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применена лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, перечень которых является исчерпывающим, а к несовершеннолетним - не применяется.

15. Принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под страже й только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для сохранения этой меры пресечения. Учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до 6 месяцев в соответствии с ч. 4 ст. 224 УПК РФ осуществляется с согласия прокурора района, города или приравненного к нему прокурора ; от 6 до 12 месяцев в соответствии с ч. 2 ст. 109 УПК РФ - с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему прокурора только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

Требовать от дознавателей представления ходатайств о продлении срока содержания лица под стражей прокурорам субъектов Российской Федерации или приравненным к ним прокурорам не менее чем за 15 дней до истечения срока содержания под стражей.

В случае принятия решения об отказе в даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.

16. При решении вопроса в соответствии со ст. 165 УПК РФ о даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств о производстве следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения , тщательно проверять доводы, изложенные в ходатайстве. При несогласии с ним выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.

Обеспечить в каждом случае рассмотрения судом ходатайств дознавателей обязательное участие в судебном заседании прокурора.

В случае отказа суда в удовлетворении ходатайства, поддержанного прокурором, при наличии предусмотренных законом оснований принимать меры к своевременному обжалованию решения суда в кассационном и надзорном порядке.

Тщательно проверять законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения. При установлении фактов противоправного изъятия предметов, не имеющих отношения к расследуемому делу, принимать меры прокурорского реагирования.

17. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам.Отстранять дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела.

При наличии достаточных к тому оснований (в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК РФ.

18. В месячный срок с момента вынесения дознавателем постановления о приостановлении производства дознания проверять его законность и обоснованность.

Особое внимание обращать на факты повторного приостановления производства дознания по уголовным делам без производства необходимых следственных действий и принятия мер к раскрытию преступления. Отменяя незаконные постановления, одновременно решать вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц органа дознания.

В случае установления оснований, предусмотренных ст. 211 УПК РФ, в соответствии с ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ выносить постановление о возобновлении производства по уголовному делу.

19. Реализуя полномочия, предоставленные ст. 223 УПК РФ, требовать от дознавателей представлять ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток - за 10 дней, свыше 6 месяцев - за 15 дней.

Учитывать, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев - прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами и их заместителями только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

20. Ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования .

Давать согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.

Учитывать, что в остальных случаях согласия либо утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного дела не требуется.

Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.

Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, в соответствии со ст. 214 УПК РФ безотлагательно отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий. При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту.

21. При получении информации о поступлении в суд жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ на постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении производства, прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, незамедлительно истребовать от дознавателя материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, осуществлять их проверку. Устранять выявленные нарушения, в том числе отменять необоснованные, незаконные постановления дознавателя до рассмотрения жалобы в суде, о чем информировать суд.

Обеспечить обязательное участие прокурора в судебном рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ.

В случае несогласия с решением суда об удовлетворении жалобы своевременно принимать меры к его обжалованию , а при согласии - к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона.

22. При утверждении обвинительного акта изучать соответствие содержащихся в нем выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела. Давать оценку доказательствам в соответствии с ч. 1 ст. 88 УПК РФ. Выявив недопустимые доказательства, выносить мотивированное постановление об их исключении.

23. Не реже одного раза в квартал изучать практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц, которые задерживались по подозрению в совершении преступления либо которым в качестве меры пресечения избиралось заключение под стражу, а затем производство по делу было прекращено в стадии расследования или судом, и дел, по которым постановлены оправдательные приговоры. Выявлять причины оставления на свободе лиц, впоследствии совершивших новые преступления, скрывшихся от следствия и суда, взятых судом под стражу при вынесении приговора, а также анализировать случаи освобождения из-под стражи в зале суда лиц, в отношении которых такая мера пресечения избиралась при производстве дознания.

В течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности задержания, ареста лица, в отношении которого на досудебной стадии либо судом принято решение о прекращении дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также постановлен оправдательный приговор.

24. Учитывать, что по уголовным делам, дознание по которым проводится дознавателями центральных аппаратов МВД, МЧС, ФСБ, ФТС, ФСКН и ФССП России , указанные выше полномочия прокуроров реализуются Генеральным прокурором Российской Федерации либо его заместителями.

25. Военным прокурорам при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах руководствоваться положениями настоящего Приказа с целью обеспечения своевременного и законного разрешения сообщений о преступлениях, возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по ним до направления руководителю военного следственного органа, а также соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других граждан.

26. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам постоянно анализировать состояние работы в данной сфере, ежегодно обобщать соблюдение конституционных прав граждан при производстве дознания по уголовным делам, итоги анализа и обобщения использовать при планировании надзорной деятельности. О результатах исполнения настоящего Приказа сообщать в докладных записках об итогах работы прокуратуры за год.