Проект порошкового пожаротушения подземной автостоянки. Водяное пожаротушение на подземных автостоянках. Мероприятия по пожарной безопасности автостоянок

Согласно требованиям СП 5.13130-2009, все автостоянки должны быть оборудованы системой пожаротушения . Один из наиболее надежных способов – тушение тонкораспыленной водой. Однако он является одним из самых дорогостоящих и трудоёмких в монтаже. Поэтому чаще всего используется порошковое пожаротушение. Цена за оборудование и монтаж значительно меньше, а эффективность немногим уступает водяному пожаротушению.

В качестве средств, распыляющих порошок на зону горения, используют модули порошкового пожаротушения. Модуль порошкового пожаротушения (МПП) - устройство, в корпусе которого совмещены функции хранения и подачи огнетушащего порошка при воздействии исполнительного импульса на пусковой элемент.

Автоматические модули порошкового пожаротушения могут иметь режима пуска:

  • электрический;
  • термохимический (самосрабатывание);
  • механический;
  • комбинация вышеперечисленных методов.

Одним из больших преимуществ модулей порошкового пожаротушения является их функция самосрабатывания . Выглядит это следующим образом: при достижении поблизости от модуля температуры порядка 80 градусов происходит детонация пускателя, и баллон с порошком разрывается, распыляя огнетушащее средство под модулем.

В представленном типовом решении система порошкового пожаротушения паркинга выполнена с учётом норм пожарной безопасности и строительных норм и правил. Необходимо отметить, что решение соответствует обновленным требованиям СП 5.13130-2009 в области применения негорючего кабеля для линий связи, а также контроль целостности линий связи питания световых табло «Выход» и звуковых оповещателей. Пожарная инспекция особенно часто обращает внимание именно на эти два момента.

Ключевые преимущества данного решения:

  • Полное соответствие всем нормам пожарной безопасности. Проектное решение соответствует всем требованиям МЧС по Санкт-Петербургу.
  • Высокая огнетушащая способность порошка.
  • Мгновенная детонация и быстрое тушение пожара.
  • Возможность нормальной эксплуатации установки в зимнее и холодное время года (в отличие от водяного пожаротушения, которое может замерзнуть в трубах, что приведет к большим последствиям и выходу из строя всей системы).
  • Надёжность производителя.

Вкратце о составе порошкового пожаротушения для паркинга (расчет выполнен для паркинга, рассчитанного на 50 машиномест и имеющего встроенный пост охраны с круглосуточным дежурством):

  • Прибор управления пожаротушением С2000-АСПТ– 1 шт.
  • Контрольно-пусковой блок С2000-КПБ – 2 шт.
  • Тепловой пожарный извещатель ИП 103-5/3 – 110 шт.
  • Ручной пожарный извещатель ИПР-3СУ – 9 шт.
  • Звуковая сирена «ТОН-1-С-24» - 10 шт.
  • Датчик охранный магнито-контактный ИО-102-14 – 2 шт.
  • Световое табло КОП-25 «Выход» - 2 шт.
  • Световое табло КОП-25 «Автоматика отключена» - 2 шт.
  • Световое табло КОП-25 «Порошок, уходи!» - 2 шт.
  • Световое табло КОП-25 «Порошок, не входи!» - 2 шт.
  • Модуль порошкового пожаротушения МПП «Буран 8У» - 20 шт.

Для построения системы пожарной сигнализации и оповещения необходимо использовать только негорючий кабель , например, КПСЭнг(А)-FRLS 1х2х0,75 или аналогичный по характеристикам.

Электропитание установки рекомендуется выполнять с отдельного автоматического выключателя на 5А. Вся проводка должна выполняться только закрытым способом в штробах, кабель-каналах, гофрированной трубе или за подвесным потолком. Не рекомендуется закладывать кабель в стяжке пола, поскольку дальнейшее обслуживание или замена кабеля будет практически невозможна.

Принцип действия установки порошкового пожаротушения в паркинге.

Основное управление системой происходит при помощи прибора С2000-АСПТ .

Прибор приемно-контрольный и управления автоматическими средствами пожаротушения и оповещателями С2000-АСПТ предназначен для автономной или централизованной (в составе системы «Орион») противопожарной защиты объектов промышленного и гражданского назначения по одной зоне порошкового, аэрозольного или газового пожаротушения.

Прибор позволяет осуществлять:

Контроль состояния трех шлейфов пожарной сигнализации, цепи датчиков состояния дверей, цепи датчиков ручного пуска, цепи контроля выхода огнетушащего вещества (ОТВ), цепи исправности оборудования установки пожаротушения;
Контроль исправности цепей запуска на обрыв и короткое замыкание;
Настраиваемая временная задержка перед запуском средств пожаротушения, по отдельности для каждого режима, для автоматического запуска, для дистанционного (ручного) запуска;
Передача служебных и тревожных сообщений на сетевой контроллер (пульты «С2000», «С2000М», «С2000-КС», АРМ «Орион»);
Дистанционный запуск средств пожаротушения по команде от сетевого контроллера;
Ручной запуск средств пожаротушения от датчиков ручного запуска;
Ручной (с панели прибора) или дистанционный (командой от сетевого контроллера) сброс пожарной тревоги и режима запуска средств пожаротушения;
Автоматический запуск средств пожаротушения при срабатывании двух пожарных извещателей в одном либо в двух шлейфах сигнализации;
Включение звукового и светового пожарного оповещения (сирена, световые табло);
Контроль исправности цепей оповещателей на обрыв и короткое замыкание в выключенном и во включенном состоянии;
Управление технологическим оборудованием по любой из 22 внутренних программ управления (задвижки системы вентиляции в помещении и др.);
Блокировка автоматического пуска при открытии дверей в защищаемое помещение;
Включение (отключение) режима автоматического запуска при помощи электронных ключей Dallas Touch Memory;
Управление контрольно-пусковыми блоками «С2000-КПБ» (до 16 шт.);
Ограничение доступа к органам ручного управления на передней панели прибора (IV уровня доступа);
Механический замок на верхней крышке прибора;
Контроль вскрытия корпуса прибора;
Резервное электропитание от встроенной аккумуляторной батареи;
Контроль сетевого и резервного электропитания, отключение резервного питания при разряде аккумулятора;
Возможность тестирования и развитая диагностика работоспособности прибора с отображением состояния узлов прибора на 27 индикаторах;
Возможность индивидуального отключения зон или выходов прибора по желанию пользователя.

Кроме того, С2000-АСПТ полностью соответствует требованиям Европейского стандарта EN54-2 .

Пусковые цепи на модули порошкового пожаротушения подключаются к пусковым устройствам С2000-КПБ. Всего типовым решением предусмотрено 8 зон пожаротушения. Для каждой из зон предусмотрен ручной пуск дистанционно с поста охраны.

В качестве извещателей для обнаружения признаков пожара используются тепловые максимальные извещатели ИП 103-3/5. Тепловые извещатели позволяют значительно снизить риск случайного срабатывания системы из-за повышенной запыленности помещений, а также вследствие образования выхлопных газов от автомобилей, которые также могут привести к ложному срабатыванию.

В качестве модулей порошкового пожаротушения выбраны модули МПП «Буран 8У» . МПП используется в системах противопожарной защиты (автоматических установках порошкового пожаротушения), монтируемых в производственных, складских, бытовых и других помещениях. Модуль состоит из стального корпуса, заполненного порошком, газогенерирующего элемента с электрическим активатором, расположенных в корпусе, двух фланцев (верхнего и нижнего), разрывной мембраны и выпускного насадка. Разрывная мембрана плотно прижата к нижнему фланцу, к которому жестко крепится выпускной насадок. Верхний фланец служит для крепления газогенерирующего элемента с электрическим активатором и скобы крепления.

Модуль приводится в действие от импульса тока, который может вырабатываться:

Приборами приемно-контрольными пожарными и управления;
- кнопкой ручного пуска;
- автономными сигнально-пусковыми устройствами.

Срабатывание модуля осуществляется следующим образом: при подаче импульса тока на активатор происходит запуск газогенерирующего элемента с интенсивным газовыделением, что приводит к нарастанию давления внутри корпуса модуля, разрушению мембраны и выбросу огнетушащего порошка в зону горения.

Ориентировочная стоимость типового решения порошкового пожаротушения для паркинга (расчет выполнен для паркинга, рассчитанного на 50 машиномест и имеющего встроенный пост охраны с круглосуточным дежурством) на оборудовании ТД "Болид", включая оборудование, а также все монтажные и пуско-наладочные работы, будет составлять 280.000 руб. Срок выполнения проекта при условии предоставления полного фронта работ – 15 рабочих дней.

Мы готовы выполнить для вас также проект по порошковому пожаротушению паркинга . Стоимость рабочей документации ориентировочно будет составлять 45.000 руб. При заказе проект + монтаж оформление исполнительной документации – бесплатно !

В №2-2016 научно-технического журнала «Пожарная безопасность »
вышла статья главного специалиста по системам пожаротушения
проектно-конструкторского отдела ООО «ТЕХНОС -М+» Сергея Макарова
«Применение установок пожаротушения тонкораспыленной
водой для защиты подземной автостоянки»

На сегодняшний день стоянка это важный инфраструктурный элемент любого объекта – крупного магазина, административно-офисное здание, многоквартирный жилой дом. От вместительности парковки и других её характеристик в большой степени зависит стоимость этих объектов. Многие застройщики, чтобы добавить своим объектам конкурентные преимущества, существенно перевыполняют требования этих нормативов. При значительной стоимости земли в городской черте такую возможность чаще всего предоставляет устройство подземной парковки.

Плюсы подземных стоянок очевидны. Во-первых, подземные гаражи экономят территорию, поскольку могут быть размещены под существующими зданиями, дорогами и озеленением. Во-вторых, подземные стоянки, по сравнению с надземными, позволяют улучшить экологическую обстановку: выброс выхлопных газов производится через вентиляцию и в приземном слое их концентрация получается ниже. В третьих, возможно добиться существенного снижения потребления энергии на поддержание комфортной температуры внутри стоянки, т.к. температура воздуха под землёй круглогодично постоянна, и составляет 8-13°С.

Без сомнения, стоимость строительства подземных гаражей в полтора – два раза дороже, чем надземных. Но если учитывать возможность максимального использования площади под основную застройку: офисную, торговую, жилую – доходность которой гораздо выше, размещение под землей автомобильной парковки уже не выглядит экономически необоснованным. Поэтому подземная стоянка очень часто является оптимальным вариантом при застройке в центральной части города. Особенно актуален, а часто это единственно возможный вариант, подземный паркинг при строительстве в исторической части города.

Увеличение количества автомобилей, это сложившаяся тенденция. Рост числа личных автомобилей непременно вызовет и рост потребности в местах для парковки.

Кроме того, вместе с постоянным увеличением автомобильного парка страны и особенно автомобилей со значительным сроком эксплуатации, возрастает и число пожаров, связанных с автомобильным транспортом. Согласно статистике, за 2012 год во время пожаров было уничтожено 6050 и повреждено 17512 единиц автотракторной техники (АТТ) На следующий год число уничтоженных единиц АТТ составило уже 7980, а поврежденных – 22703. По данным МЧС РФ в 2014 году при пожарах число уничтоженных и поврежденных автотракторной техники возросло до 8372 и 22880 единиц соответственно.

Наиболее частые причины пожаров:

  • неисправности в электрической и топливной системах (искрение, протечки горюче-смазочных материалов, короткое замыкание и т.д.) – произошли из-за указанных неисправностей более 50% пожаров (общее число пожаров 657 за период 2001-2003 гг.),;
  • неосторожное обращение с огнем (18,5 %).
  • поджоги составляют около 12 % от общего числа пожаров на АТС.

Анализируя причины пожаров в АТС можно сделать вывод, что пожары, во-первых характеризуются своей быстротечностью. Это связано с тем, что при изготовлении и эксплуатации автомобилей применяется большое количество горюче-смазочных материалов (ГСМ), резинотехнических изделий, облицовочных, обивочных и изоляционных материалов.

Самая распространенная причина воспламенения ГСМ - перегрев ГСМ поступающим извне теплом. Перегрев может возникнуть при попадании на нагретые детали двигателя и его систем, отопителей, провода, нагретые токами перегрузки или токами короткого замыкания топлива или смазочных материалов. Возможны вспышка паро-воздушной смеси от открытого пламени и воспламенение топлива при нарушении правил пользования предпусковым подогревателем, сварочных работах вблизи топливного бака или топливопроводов, пламени спички, непотушенной сигареты

Кроме повышенной насыщенности легкогорючими материалами АТС, другим фактором, способствующим быстрому развитию пожара, является отсутствие конструктивных препятствий такому характеру протекания процесса горения, т.е. отсутствие каких-либо противопожарных преград между, салоном и моторным отсеком или салоном и багажным отделением. Дополнительно, следует учитывать и то, что интенсификация горения, до быстрого полного охвата автотранспортного средства огнём, может происходить и за счет моментального распространения пламени по поверхности топлива, вытекающего при нарушении герметичности топливной системы.

При очаге возгорания в моторном отсеке легкового автомобиля, находящегося на стоянке, пламя распространяется в объем салона через 8-10 минут. Полностью салон загорается через дополнительные 1-2 минуты. Потом автомобиль горит. Затем горит вытекающее топливо, которое вытекает из-за нарушения герметичности топливной системы. При возгорании в салоне автомобиля с открытыми окнами, остекление разрушается примерно через 6 минут.

В связи с относительно небольшими размерами автомобилей, высокой динамикой развития пожаров в АТС и, в случае если не принять активные меры по ограничению и ликвидации горения в начальной стадии развитие площади возгорания может произойти лавинообразно за счет возгорания соседних автомобилей.

Поэтому необходимость установки систем обеспечения пожарной безопасности на автостоянках и паркингах вполне обоснована, поскольку речь идет о повышенной пожарной опасности объектов как для людей, так и для материальных ценностей. Нормативы по проектированию данных систем для перечисленных объектов установлены в СНиП 21-02-99, СП 5.13130.2009, СП 1.13130.2009 и ряде других документов. Обязательность же установки системы автоматического пожаротушения автостоянок закрытого типа (подземных и надземных паркингов выше 2-х этажей) обозначена в частности в Постановлении Правительства РФ «О противопожарном режиме в РФ».

Автоматическое пожаротушение, согласно требованиям СП133.13130.2012 в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в автостоянках закрытого типа:

  • подземных независимо от этажности;
  • надземных при двух этажах и более;
  • одноэтажных надземных I, II и III степеней огнестойкости площадью 7000 м2 и более, IV степени огнестойкости класса С0 площадью 3600 м2 и более, класса С1 - 2000 м2 и более, классов С2, С3 - 1000 м2 и более; при хранении автомобилей в этих зданиях в обособленных боксах (выделенных в соответствии с 6.2.2) - при количестве боксов более 5;
  • встроенных в здания другого назначения, за исключением указанных в СП 5.13130 ;
  • в помещениях для хранения автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов;
  • расположенных под мостами;
  • механизированных автостоянках;
  • пристраиваемых к зданиям другого назначения или встраиваемых в эти здания вместимостью не более 10 машино-мест.

В зависимости от характеристик объектов пожаротушения в соответствии с СП 5.13130.2009 для системы пожаротушения может быть выбран один из приведенных ниже типов огнетушащего вещества:

  • Автостоянки открытого типа (наземные автостоянки и паркинги): газовая или порошковая система пожаротушения .
  • Автостоянки закрытого типа (подземные паркинги и наземные автостоянки) при температуре в них выше нуля – тонкораспылительные, порошковые, водные системы пожаротушения.Механизированные автостоянки: водные системы пожаротушения .

Предприятие «Технос-М+» готово предложить оборудование, собственного производства, для нескольких типов систем пожаротушения парковок:

  • модули газового пожаротушения «Атака»;
  • модули пожаротушения тонкораспыленной водой МУПТВ «Атака-4»;
  • Установка пожаротушения тонкораспыленной водой агрегатного типа УПТРВ-Н-В-Атака.

Принцип пожаротушения тонкораспыленной водой

Тонкораспыленная вода (ТРВ) это – эффективное и экономичное средство тушения пожаров. Благодаря использованию в качестве огнетушащего вещества воды, подаваемой под высоким давлением, и получению капель величиной не более 100-150 микрон создается мелкодисперсный туман, который быстро насыщает защищаемый объем помещения, сокращая при этом концентрацию кислорода, значительно увеличивая эффективность пожаротушения при использовании минимального количества воды.

Кроме того, при испарении воды в зоне горения образуется пар, который на время препятствует газообмену продуктов горения с кислородом, а также участвует в снижении концентрации кислорода вблизи зоны горения.

Водяной туман, обладая высокой теплоемкостью и большой суммарной активной площадью поверхностей капель, резко снижает температуру в зоне пожара, прекращая химическую реакцию горения. Быстрое распыление и высокий охлаждающий эффект водяного тумана позволяют эвакуировать людей, находящихся в помещении, даже во время работы системы пожаротушения. Таким образом, вода, помимо охлаждения, реализует еще два механизма тушения: изоляцию и разбавление.

Преимущества модульных систем ТРВ:

  • безопасно, в качестве ОТВ используется пресная вода
  • низкая инерционность установки;
  • высокая дымоосаждающая способность, способствующая безопасной эвакуации людей;
  • минимальный расход воды;
  • тушение без причинения ущерба объекту защиты;
  • возможность тушения оборудования под напряжением;
  • пролонгированное действие - водяной туман стоит в помещении еще несколько минут после сработки системы, предотвращая повторные возгорания;
  • автономность от водопитающих сетей

Сравнение модульных установок ТРВ и традиционных спринклерных систем

Модульные установки ТРВ

Традиционные спринклерные системы

Средний расход воды, л/с·м 2

Время работы системы, мин.

не менее 60

Удельный объём воды на единицу площади за время работы системы л/м 2

Трубопроводные системы

Подводящие и распределительные трубопроводы.

Диаметры трубопроводов от 15мм до 32мм

Магистральные, подводящие и распределительные трубопроводы. Диаметры от 20мм до 108мм и выше

Зависимость от повода воды

Отсутствует

Необходимо 2 ввода от кольца городского водоснабжения

Инерционность, с

Не более 180

Площадь, защищаемая одним распылителем, м 2

Электрическая мощность, необходимая для работы системы, кВт

Площадь станции пожаротушения, м 2

Нет необходимости предусматривать специальное помещение

от 5 и выше

Области применения пожаротушения тонкораспыленной водой:

  • Ø Жилые помещения (гостиницы, общежития, индивидуальные дома).
  • Ø Публичные помещения и объекты культуры (театры, кинотеатры, стадионы, рестораны).
  • Ø Производственные помещения.
  • Ø Складские помещения.
  • Ø Архивы.
  • Ø Подземные автостоянки и объекты транспорта.

МУПТВ не должны применяться для тушения пожаров класса Д по ГОСТ 27331, а также химически активных веществ и материалов, в том числе:

Взрывоопасных при взаимодействии с водой (алюминийорганические соединения, щелочные металлы);

Разлагающихся при взаимодействии с водой с выделением горючих газов (литийорганические соединения, азид свинца, гидриды алюминия, цинка, магния);

Взаимодействующих с водой с сильным экзотермическим эффектом (серная кислота, хлорид титана, термит);

Самовозгорающихся веществ (гидросульфат натрия).

Типовые схемы распределительных трубопроводов

    Здание кирпичное с внутренним каркасом шага колонн 7,2х6,6 м и 7,2х 6,0 м. Ширина проездов – 6,2 м. Рампа въезда-выезда монолитная. Кладка стен выполнена кирпичом с облицовкой красным лицевым керамическим кирпичом. Класс функциональной пожароопасности – Ф5.2. Степень огнестойкости - II. Категория по взрывопожарной и пожарной опасности – В. В здании отсутствуют помещения категории А по взрывоопасной и пожарной опасности по НПБ105-03. Кроме того, в соответствии с требованиям СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализации зданий» здания оборудуются противопожарным водопроводом с сетью применения пожарных кранов. С целью повышения уровня противопожарной защиты помещений и тушения возможных очагов горения на объекте также используются первичные средства пожаротушения - огнетушители. Класс возможного пожара в этом помещениях гаражного комплекса – В1 (горение жидких веществ, нерастворимых в воде (бензин, нефтепродукты). Исходя из характеристик корпуса, вида пожарной нагрузки и особенностей развития очага горения, проектом предусмотрена защита помещения с помощью автоматической системы пожарной сигнализации и пожаротушения. Она предназначена для автоматического выявления пожароопасной ситуации, формирования сигналов пожарной опасности, выдачи информации о наличии и месте возникновения пожароопасной ситуации, локальное включение модулей порошкового пожаротушения, подачи сигнала оповещения людей о пожаре и сигнала управления автоматикой. Проектируемая АУПП построена на основе ППКОП «ЗОНД-СИ» и включает себя комплекс технических средств состоящих из: пульта контроля и управления (далее ПКУ), прибора приемно-контрольного «ЗОНД-СИ» (далее ППКОП), модулей ШС (МШС8) на 8 направлений, релейных модулей МР8 на 8 направлений, включения модулей порошкового пожаротушения Тунгус-6, бесперебойного источника питания, дымовых пожарных извещателей, тепловых пожарных извещателей и ручных пожарных извещателей. В соответствии с СНиП 21-02-99* п. 6.32 для своевременного оповещения людей проектом предусмотрено проектирование системы оповещения и управление эвакуацией СОУЭ 3-го типа на базе блока речевого оповещения «Орфей». С целью раннего обнаружения пожара все этажи корпуса оборудуются АУПП, независимо от их назначения, с обеспечением круглосуточной работы пожарных извещателей, кроме помещений с мокрыми процессами (санузлов, моек, лестничных клеток). Во всех защищаемых боксах хранения автомобилей запроектированы извещатели, реагирующие на увеличение температуры окружающего воздуха. В состав системы АУПП входят:
  • приборы приемо-контрольные пожарной и охранной сигнализации и порошкового пожаротушения «ЗОНД-СИ»;
  • модуль шлейфовый сигнальный МШС8;
  • релейный модуль МР8;
  • бесперебойный источник питания постоянного тока ББП-20;
  • извещатели пожарные дымовые ИП212-41М (U пит. = 7,0…30В; I пот.деж. = 0,05мА) ;
  • извещатели пожарные тепловые ИП103-4/1 «МАК-1» с нормально замкнутыми контактами (Т сраб. = 64…76°С; I коммут. = 150мА; U коммут. = 30,0В);
  • извещатели пожарные ручные ИПР513-2 «Агат» (U пит. = 9…28В; I пот.деж. = 0,1мА);
  • световые указатели КОП-20 (U пит. = 10 …40В; I потр.св. = 20мА);
  • блок речевого оповещения БРО «Орфей» для трансляции предварительно записанных речевых сообщений в системах пожарной сигнализации;
  • звуковые оповещатели Орфей МА исп.1 – модуль акустический настенный.

Стояки автомобилей под землей - весьма опасное место, когда речь идет о пожарах. Поэтому очень важно, чтобы возгорание было оперативно замечено, локализовано и устранено. Все это позволяют сделать автоматические системы водяного пожаротушения, которая наша компания устанавливает на объектов различного масштаба, в том числе - на подземных автостоянках. Наши специалисты выполняют это в формате “под ключ”, то есть, они:

· проектируют систему, исходя из параметров вашего объекта;

· подбирают оптимальный вариант оборудования и его распределения;

· производят расчет всего проекта;

· занимаются монтажом на объекте и сдают вам результат своей работы.

Все это позволяет комплексно решать задачу в одной компании, не занимаясь поиском исполнителей для каждого этапа работы. Это будет удобно вам, поскольку значительно сэкономит время, а нам позволит максимально качественно выполнить свою работу.

Какие могут быть сложности в проекте

Почему нельзя назвать проектирование пожаротушения на подземной автостоянке простым? Во-первых, нужно учитывать возможное расположение машин на территории, поскольку они в первую очередь требуют защиты и от огня, и от чрезмерного воздействия воды. Во-вторых, важно просчитать возможное расположение людей и способы их ограждения от огня. Все это требует внимательного изучения объекта, на которое способны только опытные специалисты.

Наши сотрудники знают все о возможных препятствиях для успешного пожаротушения на таких парковках, расположенных под землей. Поэтому они смогут оперативно составить проект системы и обеспечить его успешную работу на случай чрезвычайной ситуации. Как владелец такой автостоянки, вы можете быть уверены в гарантии пожаробезопасности для всех ваших клиентов, которые оставляют у вас машины на короткий или на длительный срок. Надежные системы всегда вовремя сработают, а работа наших специалистов будет оправдана, особенно, когда вам не придется в дальнейшем что-либо самостоятельно ремонтировать, поскольку наша компания предлагает и последующее обслуживание установленного оборудования.

Автостоянки и паркинги обязательно должны быть оснащены системами пожаротушения ввиду их повышенной пожароопасности. Нормы проектирования этих объектов представлены в Техническом регламенте (№ 123-Ф3), строительных нормах и правилах, а также сводах правил, утвержденных на государственном уровне:

  • СНиП № 21-02-99;
  • СП № 5.13130.2009;
  • СП № 1.13130.2009.

Правила противопожарного режима Российской Федерации содержат также информацию о том, что установка систем автоматического пожаротушения обязательна для закрытых автомобильных стоянок.

Как определяется пожароопасность автостоянки

Все автостоянки относят к классу Ф 5.2 по функциональной пожарной опасности (Технический регламент № 123-Ф3). Однако в каждом конкретном случае необходимо также категорирование автостоянок по пожарной опасности. Проводят специальный анализ и расчеты на основании известных параметров:

  • количество машиномест;
  • размер территории;
  • вид топлива охраняемых автомобилей (газ, бензин, дизель);
  • защищенность от факторов внешней среды (крытый или открытый паркинг);
  • наличие системы вентиляции.

В результате для каждой стоянки получают единственно верную категорию взрывопожароопасности (от А до Д).

В зависимости от установленной категории объекта, на нем проектируют определенный тип автоматической установки пожаротушения по виду и способу подачи огнетушащего вещества (ОТВ), а также исполняют другие требования, описанные в Техрегламенте.

Виды пожаротушения для автостоянок

Для автомобильных стоянок можно проектировать системы пожаротушения (ПТ) с различными ОТВ. Это будет зависеть от нескольких параметров:

  • тип автостоянки – открытый / закрытый;
  • температура в помещении;
  • наличие механизированных устройств для транспортировки авто.

Таким образом, возможна установка следующих типов пожаротушащих установок:

  1. Газовая или порошковая система – для открытых стоянок (наземных автостоянок, паркингов).
  2. Тонкораспылительные, порошковые, водные системы – для закрытых стоянок (подземных паркингов, наземных автостоянок), если температура в помещении не опускается ниже 0°С.
  3. Только водные системы ПТ проектируют для механизированных автостоянок.

Особенности организации пожаротушения на автостоянках

Автоматические установки ПТ предусматривают для всех подземных и механизированных автостоянок, а также для надземных, если они:

  • имеют больше одного этажа;
  • являются частью другого здания;
  • располагаются под мостом.

Для небольших подземных паркингов с количество машиномест менее 25 допускается не проектировать систему ПТ.

Что касается расхода ОТВ при пожаротушении, в нормативах указано, что расход должен приниматься увеличенным в 2 раза, если автостоянка имеет 2 уровня для хранения авто. Также для многоуровневых стоянок водяные оросители предусматривают для каждого уровня.

Монтаж оборудования для пожаротушения проводится после обследования объекта, в зависимости от его конструктивных решений, объема помещения, температурного режима. Важно не забывать о регулярном и качественном техническом обслуживании пожаротушащих устройств и механизмов, как залоге долгой и эффективной работы всей системы ПТ.

Мероприятия по пожарной безопасности автостоянок

Кроме системы пожаротушения для автостоянок и паркингов также предусматривают иные решения и мероприятия, обеспечивающие их пожарную безопасность:

  • установку системы оповещения и управления эвакуацией;
  • установку системы дымоудаления;
  • установку ручных извещателей;
  • огнезащиту конструкций;
  • обустройство специальных мест для курения;
  • оборудование пожарной сигнализацией, кроме случаев, когда на объекте организовано круглосуточное дежурство.

Только комплексный подход к оснащению автостоянок системами пожарной безопасности гарантирует эффективную защиту объектов от пожара.