Проект геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений полезных ископаемых. Принципы изучения недр и стадии геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые Геологическое изучение недр

В полном объёме недра Земли недоступны для наблюдения и изучения. Поэтому они исследуются выборочным путем посредством сети пространственно разобщенных точек наблюдений в естественных обнажениях, горных выработках, буровых скважинах. От густоты сети наблюдений зависит полнота и достоверность информации по геологическому строению, прогнозным ресурсам, запасам сырья изучаемого рудного района, рудного узла, рудного поля или месторождения.

Геологоразведочный процесс в конечном итоге всегда направлен на выявление и оценку ресурсов, затем запасов залегающих в недрах полезных ископаемых. Министерством природных ресурсов Российской Федерации определяется последовательность и полнота геологического изучения недр с целью обеспечения рационального использования, воспроизводства и охраны минерально-сырьевых ресурсов страны. В основу прогнозирования, поисков и разведки любого месторождения заложены единые подходы и принципы. А.Б. Каждан в основу методологического подхода к изучению недр определил такие положения: 1) принцип последовательных приближений, 2) принцип аналогии, 3) принцип выборочной детализации наблюдений.

По принципу последовательных приближений изучение недр осуществляется от общего к частному. При прогнозе, поисках и разведке полезных ископаемых изучение начинается с выделения крупных рудоносных площадей - минерагенических провинций, минерагенических зон, рудных районов и отбраковки заведомо безрудных территорий. После этого производится более детальное изучение выявленных рудоносных площадей с последовательным выделением наиболее продуктивных структур и участков, отвечающих рангам рудных узлов и рудных полей. Завершается процесс обнаружением, оценкой и разведкой месторождений полезных ископаемых с подсчетом прогнозных ресурсов и запасов минерального сырья. Дастся геолого-экономическая оценка значимости запасов. Реализация принципа последовательных приближений происходит путём разделения общего геологоразведочного процесса на этапы и стадии, которые и обеспечивают последовательные приближения в познании месторождений как конечных продуктов общего процесса геологических исследований.

Принцип аналогии базируется на сходстве условий залегания, строения, состава и масштаба месторождений, сформированных в близких геологических условиях. Общими свойствами обладают формационные и геолого-промышленные типы месторождений полезных ископаемых. Степень подобия рудных объектов всегда выше у близко расположенных объектов. Ещё большим подобием обладают рудные залежи конкретного рудного поля и месторождения, особенно смежные участки их. С позиции принципа аналогии необходимо создавать аналоги - эталоны объектов для решения прогнозно-минерагенических, поисковых и разведочных задач. Такие проблемы решают разрабатываемые методы и приемы моделирования рудоносных площадей и рудных месторождений.

Принцип выборочной детализации предусматривает сочетание геологоразведочных работ в объеме всего объекта исследований с выборочными, более детальными работами на отдельных участках. Важно правильно выбрать эталонные участки и обеспечить рациональное сочетание общих и детализационных работ и оптимальную степень геологических наблюдений. Участки детализационных работ, как эталоны-аналоги, должны быть представительными для изучаемого объема недр. При выполнении поисков опережающие детализационные работы проводятся на рудопроявлениях, геофизических и геохимических аномалиях, а при разведке - на типичных участках месторождений, рудных зон или залежей. На эксплуатируемых объектах в качестве эталонов-аналогов выступают типовые отработанные участки месторождений.

В.М. Крейтер основными положениями разведочных работ считал: 1) принцип полноты исследования, 2) принцип последовательных приближений, 3) принцип равномерности (равной достоверности), 4) принцип наименьших трудовых и материальных затрат, принцип наименьших затрат времени.

Принцип полноты исследования основан на необходимости относительно полного и всестороннего изучения всех участков объекта. Он включает такие требования: 1) оконтуривание всего месторождения, всех составляющих его залежей полезного ископаемого, 2) полное пересечение полезного ископаемого или рудной зоны разведочными выработками, 3) полное и всестороннее изучение качества полезного ископаемого и сопутствующих минеральных скоплений; 4) использование всех данных для выяснения гидрогеологических, инженерно-геологических, горнотехнических особенностей месторождения.

Принцип последовательных приближений по содержанию аналогичен таковому А.Б. Каждана.

Принцип равной достоверности вытекает из требования равномерного изучения всего разведуемого месторождения. Он основан на следующих положениях:

1) равномерного изучения разведочными выработками всего месторождения или его участков при одной стадии работ; 2) равномерное распределение пунктов опробования в отдельной выработке или участке месторождения; 3) применение на разных участках объекта одинаковых или близких разведочных средств, дающих соизмеримые результаты; 4) применение равнозначных и равноточных методов изучения вещества.

Принцип наименьших трудовых и материальных затрат предполагает, что количество разведочных выработок, количество проб и объемы всех видов исследований должны быть минимальными, но достаточными для решения поставленных задач разведки. Этот принцип предостерегает исследователей от возможности "переразведки" месторождения, т.е. от избыточности информации.

Принцип наименьших затрат времени выражает необходимость проводить разведку месторождения в кратчайшие сроки, не нарушая других принципов разведочных работ. Только в особых случаях допускается проведение разведочных работ с некоторыми отступлениями от других принципов разведки.

Современные требования экономики страны требуют от геологов проведения всего геологоразведочного процесса от обнаружения месторождения до его полного исследования с подсчетом запасов сырья и передачи его в эксплуатацию в период от 7 до 10 лет. В этом случае геологоразведочные работы оказываются наиболее эффективными.

  • Геологическое изучение недр - проведение поисковых, разведочных и специальных работ и исследований, осуществляемых в целях получения информации о геологическом строении недр, выявления и оценки запасов полезных ископаемых, характеристик процессов, происходящих в геологической среде и т.п.

Связанные понятия

Нарушения в сфере правил охраны и использования недр состоят в затоплении, обводнении или пожаре на горнодобывающих объектах, что в результате приводит к снижению качества полезных ископаемых. Нарушения проявляются также в сбросах сточных вод, размещении отходов производства, загрязнении недр, накоплении промышленных отходов в местах источников питьевого или промышленного водоснабжения. Неизвлечение попутных компонентов, несоблюдение условий лицензии на добычу полезных ископаемых, непроведение полного геологического изучения недр перед строительством также являются нарушениями. Все виды нарушений в сфере горных работ приводят к потерям полезных ископаемых, ухудшению состояния земли, росту затрат на добычу полезных ископаемых и т. п.

Связанные понятия (продолжение)

Нефтегазогеологическое районирование - разделение осадочных бассейнов на нефтегазоносные объекты (территории) разного масштаба, от нефтегазоносных провинций до месторождений и залежей нефти и газа. Основывается на комплексе геологических показателей, определяющих время и условия генерации, миграции, аккумуляции и сохранности скоплений углеводородов.

Проведя с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение актуальных вопросов законодательного обеспечения геологического изучения недр России, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Общая характеристика проблемы.

1. Геологическое изучение недр является общегосударственной задачей, имеет многоцелевое назначение, относится к наукоемкой сфере деятельности, производственная часть которой осуществляется, как правило, в экстремальных условиях предприятиями и организациями государственной, частной и смешанной формах собственности.

2. Минерально-сырьевой комплекс (МСК) в период рыночных реформ и в настоящее время является основным источником средств и базой для внедрения инновационных технологий, благодаря высокой обеспеченности разведанными запасами нефти, газа, металлов, минеральных удобрений, а также значительным поисковым заделом, созданными геологами в предшествующие десятилетия. Первичным звеном МСК является геологическая служба. Геологическое изучение недр для целей МСК включает: научное геологическое прогнозирование, поиски, оценку (предварительную разведку), разведку, эксплуатационную разведку и доразведку месторождений полезных ископаемых.

3. Работы и исследования геологического характера являются неотъемлемой частью строительного и оборонно-промышленного комплексов, водообеспечения населения и промышленности, подземного захоронения опасных отходов, прогноза землетрясений и мониторинга состояния подземного пространства.

4. Основой для постановки прогнозно- поисково-оценочных, разведочных и других работ служит систематизированная база данных о геологическом строении и состоянии недр, пополняемая и обновляемая в процессе разномасштабного государственного геологического картографирования и других работ общегеологического характера.

5. Обладание собственной современной геологической службой: квалифицированными кадрами, новейшими технологиями прогнозирования, поисков и разведки полезных ископаемых, производственными и научными мощностями - является важнейшим признаком развитости страны, ее сырьевой независимости и не меньшим богатством, чем обладание крупными запасами ресурсов недр.

6. Важнейшей результативной составляющей геологического изучения недр является воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) – поиски и разведка месторождений полезных ископаемых для обеспечения МСК запасами, подготовленными для промышленной разработки (добычи и переработки).

Кратное падение объемов геологоразведочных работ, начавшиеся в 1992 году привело к системному кризису отечественной геологоразведки, усиливающемуся не смотря на рост объемов финансирования в последние годы. В критическом состоянии находятся остатки производственного, кадрового, научного, технического и технологического потенциала, рассредоточенного по мелким и средним предприятиям и частично сконцентрированном в некоторых крупных добывающих компаниях. Геологическая отрасль России фактически утратила способность к самовосстановлению, которое возможно лишь при активном вмешательстве государства.

Резко снизилось качество геологоразведочных работ и достоверность запасов. Срываются сроки подготовки сырьевой базы для заполнения нефтью трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» , возникли проблемы с размещением федерального заказа. Слабо пополняется геологическая информация, лежащая в основе защиты национальных интересов на континентальном шельфе, в Мировом океане, в Арктике и Антарктике. Практически прекращен сбор и обобщение геологических данных о сырьевых базах других стран. Несбалансированны цели, задачи, система управления и организационная структура отрасли. Все это создает реальные угрозы сырьевой и экономической безопасности.

Интересы экономического развития и национальной безопасности России требуют возрождения отечественной геологической службы.

Правовое обеспечение геологического изучения недр России включает в настоящее время следующие основные федеральные законы и нормативные правовые акты: Закон Российской Федерации «О недрах» (1992 г.); Положение о порядке лицензирования пользования недрами (1992 г.); Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» (1995 г.); Земельный кодекс Российской Федерации (2002 г.); Налоговый кодекс Российской Федерации (1998 г.); Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации; Законы субъектов Российской Федерации; Нормативные акты Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию.

Главным правовым актом является Закон РФ «О недрах» (статья 36.1):

«Статья 36.1. Государственное геологическое изучение недр

В Российской Федерации осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование территории Российской Федерации и ее континентального шельфа; поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами; мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов; сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.

Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр.

Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.».

К сожалению, в Законе не определена обязанность государства обеспечить опережающее геологическое изучение недр и прирост запасов полезных ископаемых, подготовленных для промышленной разработки, а также ответственность правительства и уполномоченных министерств и ведомств за неудовлетворительное состояние в первичном звене МСК.

Не указаны обязанности государства за выполнение определенных стадий геологического изучения недр, и соответствующих источников финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств недропользователей, как и ответственность заказчиков и исполнителей работ за своевременность и качество, прежде всего, достоверность выявленных и разведанных запасов полезных ископаемых.

Отсутствие в законодательстве указанных требований не позволяет выделять требуемые средства федерального бюджета на ВМСБ, в результате чего МПР России вынуждено сокращать количество объектов и стадий, финансируемых за счет государства. Таким образом, самая рискованная стадия поисков с вероятностью открытия месторождений от 10% до 30% возложена на недропользователей. При этом инвестор-недропользователь в случае открытия новых залежей или месторождения не имеет гарантий на их дальнейшее использование с целью разведки и добычи полезных ископаемых, а также не имеет права переуступить (продать) результаты своего труда (право разведки и добычи) другому пользователю недр (горнодобывающей компании).

Состояние и возможности минерально-сырьевой базы.

Созданная в советский период МСБ по масштабам и комплексу полезных ископаемых полностью покрывала потребности народного хозяйства на долгосрочную перспективу. Такая МСБ была создана благодаря эффективной системе управления геологоразведочной отраслью, использующей значительный научно-производственный потенциал.

Текущее обеспечение добывающих компаний разведанными запасами находится на удовлетворительном уровне, перспективное – на низком. Вместе с тем, Россия располагает достаточно крупным сырьевым потенциалом большинства полезных ископаемых, достаточным для обеспечения потребностей страны на ближайшие 50 лет и более длительную перспективу. Однако объемы геологоразведочных работ, необходимые для поддержания добычи, запасов и ресурсов крайне недостаточны.

Объявленные в 2005-2007 гг. приросты запасов по нефти, газу, золоту превысили объемы добычи. Однако значительная часть прироста получена путем пересчета коэффициента извлечения нефти, а также путем снижения бортового содержания золота. При этом объемы поисково-разведочного бурения на нефть и газ, подтверждающие прирост запасов, в последние 5 лет остаются на уровне 1,0-1,4 млн. метров, что в 5 раз меньше уровня 1990 г., а по рудным полезным ископаемым - в 10 раз меньше. За 15 лет нарушена сбалансированность МСБ, полностью истощен поисковый задел прошлых лет по нефти, газу, благородным и цветным металлам, резко ослаблено общегеологическое (картографическое) изучение суши и шельфа.

Вместе с тем, потенциал российских недр в мировом измерении соответствует совокупной доле суши и шельфа России (17%), а по различным видам сырья укладывается в интервал от 8,5% до 34%. В расчете на душу населения наша обеспеченность в 5 раз выше среднемирового уровня (еще выше, например, в Канаде и Австралии).

Главной проблемой МСК страны является не истощение ресурсного потенциала недр, а резкий спад геологоразведочных работ.

Состояние и возможности геологической отрасли.

Российская геологоразведка, как отрасль промышленности, уже не существует. Если в 1990 г. численность 78 крупных геологических организаций на территории РСФСР составляла 480 тысяч человек, в том числе 176 тысяч специалистов, 560 докторов и 1630 кандидатов наук, то современная геологическая служба состоит из 112 тысяч человек в 1015 предприятиях, представленных следующими группами:

Специализированные подразделения в составе ряда крупных и средних добывающих компаний (около 20 тысяч человек в 25 компаниях);

Частные, мелкие и крупные предприятия горно-геологического профиля, частично участвующие в выполнении государственного заказа (около 60 тысяч человек в 780 предприятиях);

Предприятия смешанной формы собственности, в том числе иностранные, образованные как пионерные подразделения будущих добывающих компаний (около 6 тысяч человек в 75-80 предприятиях);

Государственные предприятия и учреждения, АО и НИИ, участвующие в выполнении государственного заказа и заказов частных компаний (около 25 тысяч человек в 130 предприятиях).

В 1992 г., накануне приватизации, в геологоразведочной отрасли было 32 НИИ, 10 заводов, 38 центральных и 450 полевых лабораторий, 1200 буровых установок на нефть и газ и 4200 на другие виды полезных ископаемых.

В связи с упразднением государственной и отраслевой отчетности полные сведения о технической и технологической вооруженности в настоящее время отсутствуют. По различным данным в 2007 г. на ГРР было задействовано не более 200 буровых установок нефтяного ряда и не более 700 - на другие полезные ископаемые. Большинство оставшихся буровых станков в ближайшие годы подлежат списанию. Станочный парк пополняется в основном импортом.

В плачевном состоянии находятся технические средства, ремонтные мощности и лаборатории предприятий, выполняющих общегеологические работы и поисковые работы на твердые полезные ископаемые, а также работы по федеральному заказу.

Обостряется проблема кадров; все отраслевые учебно-курсовые комбинаты по подготовке квалифицированных рабочих упразднены. Средний возраст работающих на полевых работах 45-50 лет, что на 10-15 лет выше прежнего. Растет число работающих пенсионеров (до 25-30%). Реальная обстановка в поисковой геологии такова, что без принятия радикальных мер через 5 – 7 лет работать в этом секторе отрасли будет уже некому.

За последние годы Росимущество в государственном секторе геологической службы ликвидировало 39 предприятий, реорганизовало 35, перепрофилировало 3, приватизировало или включило в программу приватизации - 89 предприятий. В ведении Роснедра осталось всего 26 предприятий и учреждений, остальные находятся в введении Росимущества. Единая структура архивации и хранения геологической информации «Росгеолфонд» раздроблена, территориальные подразделения выведены и включены в структуры других органов власти. Обращения руководства Роснедра и МПР России в Правительство РФ о необходимости сохранения геологических предприятий и передачи их в ведение Федерального агентства по недропользованию остаются не решенными.

В геологии остались считанные научные коллективы, способные генерировать новые знания о недрах планеты; практически прекратились НИОКР в области новой буровой и горнодобывающей техники, геофизической аппаратуры, приборов, программного обеспечения.

Таким образом, имеющиеся производственные мощности недостаточны для выполнения требуемых объемов геологоразведочных работ, а существующая организационная структура и ее полномочия не соответствуют задачам комплексного геологического изучения недр.

Кризисное положение геологоразведочной отрасли обусловлено следующими основными причинами:

1) отсутствие законодательно закрепленной ответственности Правительства РФ за состояние геологической изученности территории и шельфа государства, восполнение минерально-сырьевой базы путем ежегодного прироста разведанных и оцененных запасов, а также прогнозных ресурсов полезных ископаемых, обновление и пополнение информационной базы о состоянии недр России;

2) отсутствие законодательно закрепленной ответственности недропользователей за полноту и качество геологического изучения и использование распределенного фонда недр;

3) отсутствие правовых и экономических условий реализации продукции геологического изучения недр в рыночных условиях;

4) ускоренная приватизация предприятий МСК в отрыве от связанных с ними геологоразведочных предприятий;

5) принудительная приватизация-ликвидация геологоразведочных предприятий;

6) выделение по целевому назначению в 90-х годах не более 50% средств фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и ликвидация в 2001 г. целевых отчислений на ВМСБ;

7) Отсутствие рыночных механизмов и систем поощрения открытий новых месторождений полезных ископаемых;

8) сокращение полномочий субъектов Российской Федерации в геологическом изучении недр;

9) снижение степени государственного регулирования ВМСБ и деятельности геологической службы;

10) завышенная оценка обеспеченности экономики России разведанными запасами полезных ископаемых;

11) неполное соответствие системы Госзаказа задачам геологического изучения недр и расширения ВМСБ.

Геологоразведочные организации в России не имеют правовых условий для реализации своей продукции – переуступки права на разработку открытых ими запасов полезных ископаемых, в связи с чем в России нет самостоятельных компаний, специализирующихся на поисках новых месторождений.

Геологическая отрасль практически была подготовлена к приватизации благодаря экономическому эксперименту, проведенному в 1987-1989 гг.. Согласно Закону РФ «О недрах» детальная разведка была отнесена к стадии разработки и выполняющие ее 30% мощностей геологии должны были войти в состав формируемых добычных компаний. Около 50% геологических предприятий, проводящих поиски и оценку (предварительную разведку) подлежали приватизации и объединению в несколько крупных холдингов. Около 20% мощностей должны были остаться в составе государственной геологической службы в виде научно-производственных специализированных объединений, выполняющих общефедеральные работы. Данная программа реорганизации геологической службы не была принята.

В нарушение Закона РФ «О недрах» Минфин 50-70% геологических денег направлял на другие цели. Последовательно были упразднены: целевой бюджетный фонд - с 2001 г., отчисления на ВМСБ - с 2002 г., Федеральная целевая программа ВМСБ – с 2003 г., подпрограмма ВМСБ – с 2004 г..

В частности, по нефти ставка отчислений на ВМСБ составляла 10%. При упразднении отчислений 5% (половина) вошла в состав налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а другие 5% были оставлены нефтяным компаниям для самостоятельного финансирования ГРР. Фактически последние годы компании вкладывают в ГРР из 5% всего 1,0 – 1,5%., а государство из 5%, получаемых через НДПИ, возвращает на геологию всего 0,4 – 0,5%.

В связи с недостаточным финансированием самая ответственная и высокорисковая часть геологоразведочного процесса – открытие месторождения фактически полностью перекладывается на недропользователя, получившего поисковую лицензию.

Сформированная в результате административной реформы 2004 г. федеральная структура управления привела к рассредоточению функций управления по пяти ведомствам (МПР России, Роснедра, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росимущество), увеличению в 4 раза количества территориальных органов, повышению коррупционности и ослаблению регулирующей роли государства.

Основным программным документом должна бы стать Стратегия развития минерально-сырьевой базы и геологической отрасли, вытекающая из долгосрочной Стратегии социально-экономического развития государства. Однако таких документов пока нет.

В 2003 г. Правительством РФ одобрены «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», которые недостаточно отвечают стратегическим интересам России и должны быть пересмотрены. Тем не менее, этот документ был положен в основу «Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья», поддержанной Правительством РФ в 2004 г, утвержденной МПР России в 2005 г и дополненной в 2006 г.

Действующий Федеральный закон № 94 от 21 июля 2005 г.
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не учитывает вероятностную природу геологических услуг, необходимости коррекции видов и объемов геолого-геофизических и буровых работ в зависимости от полученных результатов. Это привело к тому, что главной целью стало не открытие новых месторождений, а выполнение видов и объемов работ.

Конкурсный порядок Госзаказа для НИОКР стимулирует конкурсантов добиваться победы путем снижения стоимости заказа, а затем в рамках этой стоимости подгонять под нее проект и его некачественное выполнение. Расширяется практика сговоров, когда победителем конкурса становятся неизвестные ООО, которые затем нанимают специалистов ФГУП для выполнения НИР по трудовым соглашениям за многократно меньшую плату.

Обязательным условием развития геологоразведочного бизнеса является свободный доступ к геологической информации, право геологической компании на основании заявки получить беспрепятственно поисковую лицензию на интересующий ее участок, право на свободную продажу своего открытия или предварительных результатов работ, освобождение поисковой стадии от кабальных налогов и платежей за пользование недрами. Поисковые процесс – это широкое поле для малого бизнеса и индивидуального творчества. Как показывает опыт Канады именно малые (юниорные) компании стоят в основе 60% геологических открытий.

Необоснованно взимание так называемых «исторических» затрат на геологоразведку при оформлении открытия месторождения, так как в составе НДПИ присутствуют 50% бывших отчислений на ВМСБ, суть которых и заключалась в ежегодной компенсации государственных затрат на геологию.

Вызывает вопросы использование различных видов разовых платежей, поступающих в федеральный бюджет. Фактически эти средства изымаются из инвестиционного процесса; в 2005 - 2007 гг. через систему ранних платежей из сферы недропользования в бюджет ежегодно поступало около 2,0 - 2,5 млрд. долл., и такой же суммы не хватало для воспроизводства МСБ и поддержания геологической науки.

Совершенно необъяснима плата от 10 тыс. руб. и более за каждый просмотренный геологический отчет, в том числе со студентов, аспирантов, научных сотрудников и авторов этих отчетов. Плата за пользование геологической информацией должна быть отменена и заменена оплатой услуг по ее размножению и доставке, как это практикуется в других странах мира.

В целях законодательного обеспечения геологического изучения недр России в интересах развития экономики и обеспечения национальной безопасности участники парламентских слушаний р е к о м е н д у ю т:

Правительству Российской Федерации:

1. Разработать и принять на правительственном уровне Национальную стратегию (программу) геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации на период о 2030 года, и обеспечить ее реализацию.

2. Разработать и внести в Государственную Думу либо проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»\. либо проект федерального закона «О геологическом изучении недр» для введения правовых норм:

2.1. Об определении правовой (законодательной) ответственности и уровней непосредственного участия государства в решении двух задач:

Общегеологического изучения недр для государственных нужд;

Воспроизводства минерально-сырьевой базы;

2.2. О статусе участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения, разграничении единого государственного фонда недр на указанные участки недр и распределении полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по распоряжению участками недр на соответствующих территориях;

2.3. О приоритетном праве пользователя недр, выполняющего разведку и разработку месторождения полезных ископаемых, на геологическое изучение прилегающих и близко расположенных участков недр, которые могут содержать другие части того же месторождения полезного ископаемого;

2.4. О возможности заявочного порядка предоставления участков недр для геологического изучения, в том числе в случаях подачи заявок от нескольких претендентов на один и тот же участок недр (или его часть).

2.5. Об условиях, обеспечивающих создание и функционирование малых (юниорных) геолого-поисковых и геологоразведочных организаций, в том числе:

О доступности информации, находящейся в государственных фондах геологической информации;

О защите прав на результаты интеллектуальной деятельности при открытии и разведке месторождений полезных ископаемых;

О гарантии права на дальнейшее пользование недрами в случае открытия месторождения полезных ископаемых, профинансированного за счет средств пользователя недр;

О возможности уступки (продажи) геологической организации, открывшей месторождение полезных ископаемых за счет собственных средств, права на разведку и добычу полезных ископаемых другому пользователю недр – горнодобывающей компании.

3. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации с целью введения правовых норм:

3.1. О направлении фиксированной части доходов федерального бюджета от налога на добычу полезных ископаемых (не менее 30%) на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы;

3.2. О стимулировании горнодобывающих компаний финансировать работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы в суммах, соответствующих оставленной этим компаниям части отмененных целевых отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

3.3. О нулевой ставке налога на добавленную стоимость для геологоразведочных работ;

3.4. Об освобождении федерального органа управления государственным фондом недр (Роснедра) от непрофильной деятельности (обязанности) по администрированию 6 видов платежей за права пользования недрами.

4. Рассмотреть вопрос о передаче всех полномочий по реализации Национальной стратегии (программы) геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы одному федеральному ведомству или о создании Государственного Комитета по геологии и использованию недр, принимая во внимание необходимость:

4.1. Прекращения приватизации предприятий геологического профиля, контролируемых государством, и передаче их в ведение федерального органа управления государственным фондом недр;

4.2. Создания на базе геологических организаций, находящихся в государственной собственности, укрупненных научно-производственных структур (Центров), способных выполнять задачи, возложенные на государство;

4.3. Технического и технологического перевооружения созданных научно-производственных структур государственной геологической службы, укрепления их кадрового состава и решения ряда социальных проблем;

4.4. Объединения Федерального фонда геологической информации и территориальных фондов геологической информации в единую систему государственных фондов геологической информации России., обеспечивающую как сбор, хранение и систематизацию фондовой информации, так и централизованный учет геологической информации, находящейся в геологических организациях;

4.5. Восстановления функции государственного геологического контроля эффективности использования финансов, в том числе средств государственного бюджета, правильностью применяемых методик, видов и объемов работ, выполнения показателей по приросту запасов;

4.6. Организации постоянного мониторинга правового обеспечения пользования недрами и разработки проектов законодательных и нормативных правовых актов по вопросам пользования недрами путем наделении соответствующими полномочиями подведомственных организаций или созданием специализированного института.

5. В соответствии с главными целями государственного геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы уточнить направления работ, в том числе:

5.1. Ввести в Федеральные целевые программы, государственные заказы и лицензионные соглашения на пользование недрами как основной показатель – выполнение работ в физических показателях и достижение конечного результата;

5.2. Установить порядок размещения государственного заказа на геологоразведочные работы в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом вероятностной природы процесса, его стадийности и зависимости последующих работ от ранее полученных результатов;

5.3. Для размещения государственного заказа на геологическое изучение недр закрепить право единого поставщика геологоразведочных услуг за соответствующим федеральным органом и подведомственными ему реформированными геологоразведочными предприятиями;

5.4. Установить порядок регулярного (ежегодного) пересмотра расценок на выполнение геологоразведочных работ федерального заказа с учетом инфляции и удорожания используемых материалов и услуг.

6. Разработать государственную научно-техническую политику технико-технологического обеспечения геологоразведочных работ, направленную на совершенствование отечественного геологоразведочного оборудования, методов и аппаратуры, на ограничение использования импортной техники и технологий и создание совместных предприятий по изготовлению и применению современных технических средств.

7. Разработать технические регламенты (стандарты, нормы, правила) сервисных услуг для геологоразведочных и горнодобывающих организаций, отвечающих требованиям российской классификации запасов полезных ископаемых и представления результатов в государственные фонды геологической информации.

8. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 25 января 2002 г. № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах» в части отмены необоснованно высокой платы за пользование геологической информацией и приведение ее в соответствие с затратами на копирование и выдачу открытой информации.

9. Внести изменения в приказ МПР России от 15 марта 2005 г. № 62 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации» (в ред. Приказа МПР РФ от 29.08.2005 № 238) в части приведения в соответствие с законом РФ «О недрах»

Федеральному Собранию Российской Федерации:

10. Разработать, согласовать и ввести в законодательство Российской Федерации правовые нормы, устанавливающие обязанность федеральных органов исполнительной власти обеспечивать государственное геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также ответственность должностных лиц за выполнение соответствующих государственных программ и недропользователей за полноту и качество (достоверность) выполненных работ.

11. Проекты федеральных законов, предусматривающих совершенствование законодательства о недрах, считать особо важными, приоритетными и рассматривать в первоочередном порядке.

Все геологоразведочные работы, проводимые на территории Российской Федерации, независимо от источников их финансирования, осуществляются в соответствии с «Долгосрочной государственной программой изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерально-сырьевой базы1», утвержденной приказом МПР России от 6 июня 2005 № 160. Ее положения были актуализированы в 2008 г. (приказ Минприроды России от 16 июля 2008 № 151).

Целью Долгосрочной программы является обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы России для удовлетворения потребностей (включая экспортные) экономики страны в сырьевых ресурсах, а также защита ее геополитических интересов. Срок реализации программы –2005-2010 гг. и до 2020 г2.

Законодательные основы геологического изучения недр закреплены в Законе РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах»3. Согласно пункту 1 ст. 6которого региональное геологическое изучение относится к одному из видов недропользования и включает в себя региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.

Как видно из приведенного определения, данный вид недропользования осуществляется на уровне субъектов РФ и включает в себя различные типы работ (норма содержит их открытый перечень). Основным условием осуществления такой деятельности является отсутствие существенного нарушения целостности недр.

Пункт второй указанной статьи относит к недропользованию так же геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

1 Ресурсное обеспечение мероприятий, заложенных в ДГП, осуществляется за счет средств федерального бюджета, принимающего на себя риски ранних стадий геологоразведочных работ, и внебюджетных средств (собственных и заемных средств недропользователей), которые направляются на получение прироста запасовна объектах, выявленных с использованием федеральных средств. В незначительных объемах геологоразведочные работы финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2011 г. финансирование работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет всех источников финансирования составило 224,7 млрд руб. Из федерального бюджета на эти цели было выделено 20 млрд руб. (почти 9% суммарных инвестиций). Затраты недропользователей составили 204,5 млрд руб., или более 91% затраченных средств. Доля бюджетов субъектов Российской Федерации, как и в предыдущие годы, оказалась незначительной – 172,6 млн руб. (Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2011 году». М.: МПР России 2004. С. 279).

2 См. подробнее: Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2011году». М.: МПР России 2004. С. 279- 306.

3 СЗ РФ. 1995.№ 10. Ст. 823.

Данный вид недропользования, является частным случаем геологического изучения недр, проводимым для конкретных определенных законом целей. Он обособлен от других типов геологического изучения недр, вероятнее всего из-за своего высокого экономического значения.

В свою очередь, законодательные основы государственного геологического изучения недропределены в статье 36.1 Закона «О недрах».В ней указаны основные направления такой деятельности, к ним относятся:

a) геологическое картирование территории Российской Федерации и ее континентального шельфа;

b) поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами;

c) мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов;

d) сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы;

e) другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.

Таким образом, в статье закреплен открытый перечень работ, проводимых в рамках государственного геологического изучения недр.

В абзаце 2 рассматриваемой статьи указан субъект организации данной деятельности-федеральный орган управления государственным фондом недр. Таким органом являются «Роснедра». Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 293, данное Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Согласно пункту 2 рассматриваемого Положения Федеральное агентство по недропользованию находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Указанное Агентство организует государственное геологическое изучение недр (п. 5.2.1. Положения), экспертизу проектов геологического изучения недр (п. 5.2.1. Положения).

Таким образом, согласно Закону «О Недрах» в Российской Федерации существует три вида геологического изучения недр.При этом государственное геологическое изучение недр (по своей сути это геологическое изучение недр, проводимое на федеральном уровне)находится в Разделе IV«Государственноерегулирование отношений недропользования», наряду с управлением, надзором и мониторингом.

Далее представляется целесообразным более подробно рассмотреть понятийный аппарат, используемыйв данной сфере. Отметим, что в горном законодательстве применяется широкий спектр специальных понятий.Оно насыщено не только юридическими, но и естественнонаучными терминами, уяснение которых необходимо для полного и глубокого исследования каждого отдельного вопроса, в том числе касающегося и геологического изучения недр.

К основным понятиям относятся:геолого-геофизические работы, геологическая съемка, инженерно- геологические изыскания, научно-исследовательские работы, палеонтологические работы, прогнозирование землетрясений, исследование вулканической деятельности, режим подземных вод,геологическое картирование, геологическая карта, территория РФ, континентальный шельф, месторождение полезных ископаемых, государственная программа, мониторинг состояние недр, минерально-сырьевая база.

1) Геолого-геофизические работы – проведение геологических исследований или их комплекса с использованием различных геофизических методов.

Геофизические методы основаны на изучении физических полей (гравитационного, магнитного, электрического, упругих колебаний, термических, ядерных излучений). Измерения параметров этих полей ведутся на поверхности Земли (суши и моря), в воздухе и под землѐй (в скважинах и шахтах). Получаемая информация используется для определения местонахождения геологических структур, рудных тел и т.п. и их основных характеристик. Это позволяет выбрать наиболее правильное направление дорогостоящих буровых и горных работ и тем самым повысить их эффективность4.

2) Научно-исследовательские работы - работы научного характера, связанные с проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов5.

3) Инженерно-геологические изыскания - проводятся с целью разработки технически обоснованных и экономически целесообразных решений при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов с учѐтом требований по рациональному использованию геологической среды. Инженерно-геологические изыскания являются составной частью инженерных изысканий, которые обеспечивают взаимную увязку проектных решений с геологическими условиями местности и предшествуют всем видам строительства (в том числе шахт, карьеров, нефте- и газопромыслов и др.)6.

4См.: http://slovari.yandex.ru/геофизические%20работы/БСЭ/Геофизические%20методы%20разведки/ (22.08.2014).

5См.: http://research_activities.academic.ru/779/Научно-исследовательская_работа (22.08.2014).


4) Палеонтологические работы – работы по исследованию развития живой природы в геологическом прошлом.

5) Прогнозирование землетрясений – определение или уточнение места или района вероятного землетрясения, интервалов времени и энергии или магнитуды, в пределах которых ожидается землетрясение7.

6) Исследование вулканической деятельности - изучение процессов и причин образования вулканов, их развития, строения и состав продуктов извержений (лавы, газы и др.), закономерностей размещения вулканов на земной поверхности, изменения характера их деятельности во времени. Данными вопросами занимается наука - вулканология8.

7) Режим подземных вод - кратковременные, сезонные, многолетние и вековые изменения уровней и напора, расходов, химического и газового составов, температуры и других качественных и количественных показателей параметров подземных вод. Факторами, определяющими режим подземных вод, являются: геологическое строение, геоморфологическая обстановка, гидрометеорологические условия, биосфера и деятельность человека9.

8) Геологическая съемка - метод изучения геологического строения территории и выявления ее перспектив в отношении полезных ископаемых. Включает изучение и нанесение на карту естественных выходов горных пород, горных выработок и скважин с отбором образцов пород, минералов и окаменелостей. Геологическая съемка сопровождается шлиховыми и геохимическими поисками. В результате геологической съемки составляется геологическая карта10.

9) Геологическое картирование, геологическая карта. В рассматриваемом контексте, данное понятие, вероятнее всего использовалось Законодателем как синоним «геологической съемки». Геологические карты, отображают геологическое строение какого-либо участка верхней части земной коры. Представляют собой результат геологической съѐмки. Могут быть составлены также на основании обработки материалов, накопленных при геологических исследованиях. Геологические карты позволяют делать заключения о строении и развитии земной коры, закономерностях распространения полезных ископаемых; служат основой при проектировании поисковых и разведочных работ, проведении инженерно-геологических изысканий, строительных работ, изысканий по водоснабжению и мелиорации11.

Следует отметить, что для обеспечения единообразия терминологии Закона «О недрах» следовало бы использовать более полное понятие «геологическая съемка», которое включает в себя, как составную часть, и геологическое картирование.

10) Территория РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

11) Континентальный шельф. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»12. Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

12 ) Месторождение полезных ископаемых - это скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования. Месторождения могут заключать газовые (горючие газы углеводородного состава и негорючие газы - гелий, неон, аргон, криптон), жидкие (нефть и подземные воды) и твѐрдые (ценные элементы, кристаллы, минералы, горные породы) полезные ископаемые. По промышленному использованию месторождения разделяются на рудные (или металлические), нерудные (или неметаллические), горючие (или каустобиолиты) и гидроминеральные13.

6См.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog/2114/Инженерно (22.08.2014).

7См.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2176/Прогнозирование (22.08.2014).

8См.: http://slovari.yandex.ru/вулканология/БСЭ/Вулканология/ (22.08.2014).

9См.: http://enc-dic.com/geology/Rezhim-podzemnh-vod-11875.html (22.08.2014).

10См.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/100386 (22.08.2014).

11См.: http://slovari.yandex.ru/Геологическая%20съемка/БСЭ/Геологические%20карты/ (22.08.2014).

12СЗ РФ.1995.№ 49. Ст. 4694.

13) Государственная программа. Данный термин можно определить как систему мероприятий и инструментов государственной политики, направленных на обеспечение достижения определенных целей в какой либо сфере в конкретный промежуток времени.

14) Мониторинг состояние недр. В соответствии с частью 1 ст. 36.2 Закона «О недрах», он является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Согласно ст.63 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»14, государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Основаниями возникновения права пользования участками недр для геологического изучения недр согласно ст.10.1 Закона «О недрах» являются:

1) решение Правительства Российской Федерации, принятое: а) по результатам аукциона;

б) для геологического изучения недр, осуществляемого по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, на участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов

2) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

3) решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для геологического изучения недр, осуществляемого по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения;

4) принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о:

предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;

5) государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»15.

Порядок рассмотрения заявок на проведение геологического изучения недр на предоставляемом в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории РФ и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ, закреплен в «Положении о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 8 Января 2009 № 416.

13См.: http://slovari.yandex.ru/месторождение/БЭС/Месторождение полезного ископаемого (15.08.2014).

14СЗ РФ. 2002.№ 2. Ст. 133.

15СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

Пункт 3 рассматриваемого «Положения» устанавливает закрытый перечень субъектов, которые могут осуществлять недропользование, в том числе и геологическое изучение на указанных участках недр.

К ним относятся:

А) юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем 5 лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц (для участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф);

Б) юридическим лицам - собственникам Единой системы газоснабжения или юридическим лицам - собственникам региональной системы газоснабжения (для участков недр федерального значения, содержащих газ).

В свою очередь, «Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)» утвержден приказом МПР России от 15 марта 2005 г.№ 6117.Например, согласно пункту 2.1. указанного «Положения» Для получения права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет государственных средств подается заявка, которая должна содержать следующие документы и сведения:

1) наименование и организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица, планирующего получение права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет государственных средств;

2) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя, планирующего получение права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет государственных средств;

3) заключенный в установленном порядке государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению для государственных нужд.

Обратим внимание, что данный перечень сведений является исчерпывающим.

Для получения права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителя необходимо предоставить более широкий перечень документов и сведений – 12 наименований, в том числе: данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами; данные о технических, технологических и кадровых возможностях заявителя; программа геологического изучения участка недр с указанием видов, объемов, сроков проведения работ, ожидаемых результатов геологического изучения, в том числе по приросту запасов полезных ископаемых.

Согласно статьи 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

В соответствие с пунктом 6.2 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», введенного в действие постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 № 3314-118, лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых.

Поскольку осуществление геологического изучения недр не возможно без использования различных природных объектов, то данному вопросу уделяется внимание в различных актах российского законодательства. Согласно статье 25.1 Закона «О недрах»земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом «О недрах».

16 СЗ РФ. 2009.№ 3. Ст. 405.

17Росс. Газ.№ 98. 2005.

18«Ведомости СНД и ВС РФ». 1992. № 33. Ст. 1917.

Например, вопросам использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр ровно, как и для разработки месторождений полезных ископаемых, посвящена ст.43 ЛК РФ. Согласно части 2 которой для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 рассматриваемой статьи, устанавливающей что на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.

Порядок предоставления пользователям недр участков континентального шельфа, в том числи и для геологического изучения недр, регулируется ст.7 Федерального закона от 30 ноября 1995 г.№187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Согласно пункту 9 ч. 3 ст. 11 ВК РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для проведения геологического изучения.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 30 ЗК РФ Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

Подводя итог изложенному, обратим внимание на то, что поскольку геологическое изучение недр относится к одному из видов недропользования, на него распространяются и ограничения, предусмотренные законодательством для получения лицензий на использование недр.Такая ситуация, по мнению некоторых экспертов, поставила заслон перед системным геологическим изучением недр, познанием строения и состава земной коры, выявлением истории еѐ формирования, изучением современных геодинамических процессов, составлением геологических карт19. С одной стороны с этим высказыванием можно согласиться, так как изучение не всегда связано с каким-либо существенным воздействием на объект исследования плюс ко всему лицензионный механизм в данной сфере по сути не предусматривает проведения геологического изучения направленного на дальнюю перспективу, например на создание фонда резервных месторождений. Но с другой стороны строгий контроль государства необходим, поскольку деятельность, осуществляемая в сфере использования и изучения недр может привести к серьезным последствиям, как для экологии, так и для экономической безопасности страны.

Выходом здесь может являться принятие специального закона, регулирующего геологическое изучение недр, с помощью которого можно было бы разграничить геологическое изучение и классические виды недропользования, закрепить особый порядок получения разрешений на осуществление такой деятельности, установить пределы ответственности, урегулировать вопросы управления в данной сфере (возможно создание специального органа управления) и т.п., что, несомненно, положительным образом повлияло бы на воспроизводство минерально-сырьевой базы и на общее изучение недр, в том числе направленное на цели, не связанные с добычей полезных ископаемых.

19См.: Л.В. Оганесян. «Проблемы геологического изучения недр России» //«Промышленные ведомости» № 3-4. 2010.

Список законодательных и иных нормативных актов

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. №237.

2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах»// СЗ РФ. 1995.№ 10. Ст. 823.

3. Федерального закона от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ.1995.№ 49. Ст. 4694.

4. Федеральный закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002.№ 2. Ст.133.

5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013.№ 14. Ст. 1652.

6. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

7. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

8. Земельный кодек Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ.2001. № 44. Ст. 4147.

Недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовому регулированию подлежит разнообразная деятельность, связанная с использованием недр и содержащихся в них минеральных ресурсов, в том числе: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне); строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых; использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т. п. для захоронения или временного хранения отходов, и др.[ ...]

Недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов. Правила их охраны регламентируются горным и геологическим законодательством страны. Нарушения состоят в затоплении, обводнении или пожаре, когда в результате снижается качество полезных ископаемых, в сбросе сточных вод, размещении отходов производства, загрязнении недр, накоплении промышленных отходов в местах источников питьевого или промышленного водоснабжения. Сюда же относятся неизвлечение попутных компонентов, несоблюдение условий лицензии на добычу полезных ископаемых, непроведение полного геологического изучения недр перед строительством. Застройка площадей разрешается только при отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком застройки.[ ...]

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР - в его задачи входит: геологическое картирование территории РФ и ее континентального шельфа, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с гос. программами, наблюдение за состоянием недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с Г. и. н.[ ...]

Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых.[ ...]

Пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания:, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр, отчисления на ВМСБ не осуществляют.[ ...]

За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр, взимается плата. При этом размер платы и порядок ее взимания определяется Правительством России. При заключении соглашения о разделе продукции размер платы и порядок ее взимания устанавливаются соглашением.[ ...]

Лицензией с правом геологического изучения недр и добычи углеводородов владеет ОАО «Архангел ьскгеолдобыча».[ ...]

Органы государственного геологического контроля проверяют направление, методику, комплексность и качество работ по геологическому изучению недр.[ ...]

Наблюдение за состоянием недр и происходящих в них процессов, осуществляемое при геологическом изучении недр, играет важную роль в сохранении экологического благополучия горнодобывающего региона.[ ...]

Геолого-гидрогеологическая изученность территории специализированного полигона достаточна для пользования недрами в целях подземного захоронения жидких промышленных отходов Оренбургского газохимического комплекса. Поэтому не требуется проведения дополнительных работ по геологическому изучению недр для организации новых участков подземного захоронения жидких отходов в пределах специализированного полигона.[ ...]

Отношения, возникающие в процессе геологического изучения недр, регулируются Законом о недрах.[ ...]

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением недр, использованием и охраной недр территории РФ, континентального шельфа РФ, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.[ ...]

Лицензия устанавливает право проведения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.[ ...]

Одной из основных задач МПР является организация гос. геологического изучения недр территории и континентального шельфа РФ, дна Мирового океана, недр Антарктиды, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы,рационального использования и охраны недр.[ ...]

Во исполнение ФЗ от 03.03.95 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О недрах» (ст.44 ч.б) и постановления Правительства РФ от 30.12.93 г. № 1350 «О порядке финансирования геологоразведочных работ» Госналогслужба РФ и Минфин РФ доводят для руководства размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, направляемых в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации и передаваемых горнодобывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр (письмо Госналогслужбы РФ № ПБ-6-04/200 и Минфина РФ № 7-09-03 от 21.03.96 г. «О размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 1996 год»). По предприятиям, неперечисленным в приложении к настоящему письму, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в полном объеме производятся в федеральный бюджет о ставкам, установленным ФЗ от 30.12.95 г. «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от стоимости первого товарного продукта, полученного или реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.[ ...]

Кроме того, в понятие О. н. входит ведение гос. учета и гос. регистрации работ по геологическому изучению недр; гос. экспертиза запасов полезных ископаемых; государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственный баланс запасов полезных ископаемых. Предусматриваются условия застройки площадей залегания полезных ископаемых, условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых.[ ...]

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществляются пользователями недр, добывающими все виды полезных ископаемых, разведанные за счет государственных средств. Эти отчисления также носят налоговую форму. Они устанавливаются по единым ставкам для всех пользователей недр, добывающих соответствующий вид минерального сырья, в процентах от налогооблагаемой базы, т.е. от чистой выручки (стоимость добытого сырья, т.е. первого товарного продукта за вычетом НДС и акцизов). Процентная доля может меняться в соответствии с вносимыми в законодательство изменениями. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются элементом издержек производства горнодобывающих предприятий и включаются в себестоимость их продукции. Отчисления направляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ и используются для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. С этой целью в составе бюджетов утверждаются соответствующие федеральные и региональные государственные программы.[ ...]

Отчисления на воспроизводство МСБ должны использоваться по целевому назначению, то есть на геологическое изучение недр и обеспечение хотя бы простого воспроизводства добытых запасов полезных ископаемых. Тяжелое финансовое положение недропользователей зачастую заставляет использовать средства на воспроизводство МСБ, включаемые в себестоимость и оставляемые предприятиям, на нецелевое расходование, к примеру на капитальные вложения (инвестирование) в глубокое бурение на нефть и газ и т.п.[ ...]

Минерально-сырьевые ресурсы. Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов ведется на различных стадиях их освоения. Геологическое изучение недр, учет состояния и движения запасов полезных ископаемых входят в компетенцию органов Министерства природных ресурсов РФ. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор России. Последний представляет собой специализированный контрольный орган, который осуществляет наряду с надзором за состоянием безопасности работ в промышленности надзор за соблюдением порядка пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья.[ ...]

Предложения по объемам отчислений, направляемых в бюджеты различных уровней для использования: на финансирование работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, разрабатываются МПР России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минэкономики России и Минтопэнерго России.[ ...]

Владелец лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанных с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии, но с согласованием условий их проведения с органами государственного санитарного, горного надзора и государственного экологического контроля.[ ...]

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают гос. программы геологического изучения недр, воспроизводство минерально-сырьевой базы и рационального использования Н., по представлению федерального органа управления гос.[ ...]

Часть О. на в. м.-с. б. поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр, восстановления и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды.[ ...]

Прогнозные ресурсы практически всех видов минерального сырья в целом по стране весьма значительны, но реализация их требует систематических инвестиций в геологическое изучение недр.[ ...]

Контроль за использованием средств (отчислений), направляемых из бюджета субъектов Российской Федерации на целевое финансирование работ в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также за использованием отчислений, оставляемых добывающим организациям и предприятиям, самостоятельно осуществляющим геологоразведочные работы, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами МПР России. В случае выявления нецелевого использования организациями и предприятиями отчислений на ВМСБ они изымаются и направляются в бюджет.[ ...]

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР МЕСТОРОЖДЕНИЙ - государственный кадастр месторождений и проявления полезных ископаемых - ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях; предусматривается Законом о недрах.[ ...]

Недропользование осуществляется в соответствии с лицензией. В соответствии с лицензией на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. Горный отвод также предоставляется для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения, статус горного отвода не придается.[ ...]

Могут также представлять интерес такие соглашения: в рамках ВТО, как Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПс) (если исходить из тою, что информация: в области геологического изучения недр и водных ресурсов является интеллектуальной собственностью).[ ...]

В отличие от промышленных запасов степень вовлечения прогнозных ресурсов углеводородов в недропользование на большей части территории России весьма невелика. Так, по всей территории Западной Сибири 76,5% текущих прогнозных ресурсов нефти и 70,5% газа относятся к нераспределенному фонду недр, на Европейском Севере - 76,5 и 81,6% соответственно, в одном из крупнейших нефтегазодобывающих регионах России - Урало-Поволжье, эти проценты ниже - 46,5 и 46,0%. Почти весь объем прогнозных ресурсов углеводородов в Восточно-Сибирском и Дальневосточном регионах, Центральных районах России и на акваториях (за исключением шельфа о.Сахалин) не вовлечен в процесс пользования недрами. Здесь в крайне ограниченных объемах проводятся поисковые работы в рамках лицензий на геологическое изучение недр. В целом по Российской Федерации 81,5% прогнозных ресурсов нефти и 89,7% газа представляют собой резерв для расширения лицензионного фонда недр на средне- и долгосрочную перспективу, что позволяет с уверенностью прогнозировать наращивание запасов углеводородного сырья.[ ...]

Предоставление лицензий на недропользование осуществляется также через государственную систему лицензирования, организационное обеспечение которой возлагается на Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные подразделения . Лицензии на недропользование являются документами, удостоверяющими право их владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью и в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных требований и условий. В лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты. Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Пользователь недр имеет исключительное право в границах выделенного участка осуществлять деятельность в соответствии с предоставленной лицензией. Деятельность других лиц, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия владельца лицензии, закрепляемого в договоре между ним и другими лицами. При предоставлении лицензии на недра устанавливается площадь выделенного участка с ограничением или без ограничения его по глубине, которое может устанавливаться в метрах, исчисляемых от поверхности, или привязываться к определенному геологическому контакту (литологическому, возрастному, тектоническому и другим). В границах одного и того же участка недр могут проводиться работы по геологическому изучению недр по нескольким лицензиям, как однотипным, так и разным по своему целевому назначению. Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками. Получение земельных участков во временное пользование или их изъятие осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и ее субъектов.[ ...]

Кроме того, ст. 10.7 Ко АП РФ устанавливает ответственность за сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; ст. 10.13 - за нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений. В ряде других случаев нарушение правил оборота экологической информации является признаком объективной стороны состава правонарушения (например, ч. 2 ст. 10.11). Статья 8.11 предусматривает ответственность за нарушение специфических правил сбора информации при проведении работ по геологическому изучению недр, а также за утрату носителей такой информации, т. е. геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна. Статья 237 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информации. Если эти деяния совершены лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, или главой органа местного самоуправления, если в результате этих деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, предусматриваются более суровые меры уголовной ответственности.[ ...]

По состоянию на 01.01.97 г по территории России в Государственном балансе запасов учтено 2458 месторождений, из них 1660 нефтяных, 217 нефтегазовых и газонефтяных, 373 газовых и газоконденсатных и 208 нефтегазоконденсатных. Лицензиями охвачено 85,5% (1800 месторождений) запасов углеводородного сырья промышленных категорий (А+В+С,), в том числе 100% разрабатываемых и 80% подготовленных к разработке. На все эти месторождения выданы лицензии - или на добычу нефти, газа, конденсата, или совмещенные. Наименьшая доля выданных лицензий (49%) приходится на группу разведываемых месторождений (здесь и дальше по тексту разведываемые месторождения, на которые выданы лицензии на геологическое изучение недр сроком на 5 лет, отнесены к нераспределенному фонду недр).[ ...]

Отчисления: на ВМСБ относятся к федеральным налогам и имеют строго целевое назначение - финансирование геологоразведочных работ. Цель их сбора - обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Отчисления направляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 635 «Об основных направлениях налоговой реформы Российской Федерации». Часть отчислений, из направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, по представлению территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации может передаваться добывающим организациям и предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. Основанием для распределения: отчислений, направляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе передаваемых добывающим организациям и предприятиям, являются соответственно федеральная и территориальные государственные программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.[ ...]

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит специальную главу с перечнем административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды. Посягательства классифицируются по видам природных ресурсов. В области землепользования административные взыскания налагаются за бесхозяйственное использование земель, порчу сельскохозяйственных и других земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства, уничтожение межевых знаков. В области горных отношений административная ответственность наступает в случаях нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр.