Приватизация: как это было и к чему привело. Приватизация в россии

Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику. Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы, земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант - коллективов).

Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.

В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение. Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство. Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.

Ваучерная приватизация

Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы. Второй - заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.

По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.

Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.

Что происходило на самом деле

Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами. Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали. Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами. В других - в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.

Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки. Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду. Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.

Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях. В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу. Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.

Результаты

Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.

Благодаря варварской приватизации более 70% государственной собственности было продано за бесценок и переделено между «приближенными». Сейчас она приносит новым владельцам огромные доходы. На этой основе и сформировался процветающий тогда и сейчас класс олигархов. Другим негативным последствием безграмотной приватизации стал резкий спад производства и новый кризис в экономике.

В 90-ые годы много потеряло не только государство в общем, но и каждый россиянин в частности. Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Многие российские граждане считают приватизацию нечестной и готовы к пересмотру ее результатов.

Приватизация в России: причины, пути, последствия

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с "государственной" на "частную".

Приватизация была нужна в России: во-первых, для ликвидации фактической монополии государственной собственности. Во-вторых, для передачи в негосударственную собственность нерентабельных производств, лежащих тяжелым бременем на бюджетах всех уровней (в тех случаях, когда такая передача была экономически и социально оправданна). В-третьих, для создания экономического фундамента изменившегося в стране политического режима.

Старт приватизации был дан несвоевременно, в условиях, когда в стране наблюдался и наблюдается до сих пор ярко выраженный экономический, политический, социальный и духовный кризис. Проведение приватизации эффективно только в условиях стабильности в экономике и обществе.

Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность.

Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:

  • § обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • § демонополизация производства;
  • § балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • § перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • § развитие фондового рынка.

Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

  • - сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
  • - введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).

Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

Второй этап приватизации начался в 1995 г. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 "Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года". Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.

При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества. По факту же, страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму. Ряд стратегических целей приватизации не был достигнут. На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

В федеральный бюджет поступило в 1992 г. 0,04 млрд р. Предоставление отсрочки платежа и рассрочки до трех лет, широко используемое в тот период, и значительные темпы инфляции (около 1300 % в 1992 г.) дает основание считать, что средства от приватизации в формировании доходов бюджетов составили несущественную долю.

В результате отсутствия профессионализма и неприменения опыта других стран произошло резкое снижение валового внутреннего продукта, продолжавшееся в течение ряда лет, резко перестроилась сама структура экономики и производства, а также увеличилось социальное неравенство. Социальное неравенство выражалось разрывом минимальной и максимальной заработной платы, способом получения денег и получением на данные средства необходимых благ.

Не менее негативными оказались последствия приватизации для наемных работников: рост безработицы, бесправие на производстве, деградация рабочей силы в профессиональном, физическом и нравственном плане и т.п. приватизация экономический демонополизация

Негативные последствия приватизации были приумножены такими действиями правительства, которые превратили ее в страну преимущественно сырьевой, а не современной индустриальной экономики. Это, помимо всего прочего, привело к росту ее зависимости от иностранного капитала и Запада в целом.

5) Существовали ли альтернативные пути и средства проведения приватизации (сравнение опыта России, стран СНГ и Восточной Европы)?

В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала, прежде всего, глубокой перестройки отношений собственности.

В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в странах СНГ, Восточной Европы и др., охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где

проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на различных этапах экономического и политического развития, что существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций:

  • 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий;
  • 2) введение чековой (или купонной) системы;
  • 3) низкая доходность приватизации;
  • 4) аукционная продажа малых объектов.

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий:

многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы

приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики.

Если принимать во внимание опыт иностранных государств, в том числе и Восточной Европы, то для России следовало бы применять следующую модель:

  • - акции может купить практически любой человек данной страны;
  • - приватизация должна проводиться гласно и удовлетворять экономические потребности всех групп населения;
  • - государство от продажи должно получить реальные денежные средства, которые пойдут на развитее экономики;
  • - соблюдение и контроль законов;
  • - системное повышение конкурентоспособности предприятий.

На практике эти идеи не были учтены, главным была скорейшая приватизация. В результате чего и произошли те негативные изменения в структуре экономике страны, о которых было сказано ранее (снижение ВВП, увеличение социального неравенства и др.)

Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев. Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущее страны.

6) Возможен ли пересмотр итогов приватизации в России? В какую сторону (частичная либо полная национализация, банкротство и т.д.)?

В то же время оценки экспертами итогов приватизации 90-х гг неоднозначны. Вероятно, и плюсы, и минусы текущей экономической ситуации в России являются следствием того периода.

Все же из основных путей пересмотра итогов приватизации выделяют три:

1. Вариант радикальный - "отобрать и поделить" - под таким названием проходят кампании "Другой России" Эдуарда Лимонова. "Конфискация, департация, национализация, - поясняет свою позицию Лимонов. - Бизнесмены, которые будут строить дороги, дешевые квартиры, нужны, то есть мелкий и средний бизнес, остальные - нет. Все должно вернуться в национальный бюджет - всему населению". Подобного взгляда придерживаются троцкисты, такие как, например, Российское Социалистическое Движение, членом которого был недавний фигурант политических скандалов Константин Лебедев.

Другую вариацию радикального пути - "отобрать и обобществить" - предлагают анархисты. В данном случае не сохраняется государство и, соответственно, нацбюджет - все переходит в руки народа непосредственно. "Мы за полное обобществление всей крупной собственности в руках самоуправляющихся трудовых коллективов. При этом института частной собственности и, следовательно, акционерных обществ не будет совсем", - пояснил представитель организации либертатных коммунистов "Автономное действие" Евгений Бузев.

2. Второй - увеличение доли государства в приватизированных компаниях, в том числе путем объявления ряда отраслей стратегическими. За такой путь высказался Александр Казаков, политолог, директор Центра либерально-консервативной политики им. П. Столыпина и П. Струве. Он отметил, что данные меры нужны в случае необходимости экономической мобилизации, например, при угрозе войны. "Тогда не должно быть приватизированных ж/д дорог, внутренних водных путей, авиационных узлов".

Борис Кагарлицкий также выступает за национализацию, отмечая, что сейчас мы пытаемся в рамках частной рыночной экономики использовать экономические структуры и мощности, которые к этому не предназначены. "Вся сырьевая, транспортная, научная инфраструктура, значительная часть машиностроения, оборонный комплекс должны быть национализированы", - считает эксперт.

3. Вариант более мягкий - единовременный налог с крупных собственников, именно его в свое время предлагал Путин и его же продвигает "Яблоко". В данном случае компании и их собственники сохраняются, просто однажды делятся с бюджетом частью своего капитала.

В этом же русле мыслит политолог Станислав Белковский. Он предлагает обогатившимся на приватизации заплатить некую разницу между текущей рыночной ценою приватизированных предприятий и той стоимостью, за которую они их приобретали. "Это распространенная в мире практика налога на неоправданное обогащение. На этом казна заработала бы несколько десятков миллиардов долларов и, главное, общество примирилось бы с приватизацией", - рассказывает эксперт.

Если говорить о том, возможен ли пересмотр итогов приватизации в России, то здесь однозначно можно сказать только то, что массовый пересмотр итогов приватизации не будет проведен. Об этом заявил глава российского государства Владимир Путин и добавил, что не исключено, что отдельные случаи приватизации могут быть расследованы правоохранительными органами.

Таким образом, приватизация 90-х смогла осчастливить лишь небольшую горстку наиболее предприимчивых россиян, и пересмотр ее итогов был бы, действительно, большим событием для политической и экономической системы России. При этом не факт, что с положительным исходом.

Список литературы

  • 1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. - М.: Юстицинформ, 1992;
  • 2. Приватизация в России в 1990-е гг.: сущность, причины, цели, этапы, ошибки проведения, результаты - История России от Средневековья до наших дней, интернет-ресурс www.allinhistory.ru
  • 3. Пересмотр итогов приватизации: и пусть никто не уйдет обиженным, статья Ожигиной Анастасии, интернет-ресурс http://www.finam.ru/

Приватизация представляет из себя процесс перехода государственной собственности в частную. Ее начало было положено в России в 1991 г. В законодательных актах, посвященных правовым аспектам приватизации в России, были закреплены следующие цели данного процесса:

Обеспечение равноправия различных форм собственности;
- демонополизация производственных объектов;
- балансировка доходов социальных групп населения;
- создание эффективного собственников, перераспределение доходов и имущества;
- формирование и развитие фондового рынка в России.

Ключевые цели приватизации в России не были достигнуты - не произошло серьезной реструктуризации экономики и не возник институт эффективной собственности, а большая часть ресурсов была сконцентрирована у узкого круга лиц.

В числе способов проведения приватизации определялись конкурсная предприятий и активов, продажа предприятий посредством , продажа пакетов акций (долей компаний), выкуп имущества предприятий.

Этапы приватизации в России

Приватизация в России проводилась в два этапа. В их числе - ваучерная приватизация (1992-1994 гг.) и приватизация (1995-1997 гг.). Можно сказать, что процесс приватизации осуществляется и . Правда, проходит он не столь активными темпами, как в 1990-х годах.

Особенностями ваучерной приватизации стали оперативность процесса, а также внедрение бесплатных приватизационных (ваучеров). Всего за 1994 г. было приватизировано 2/3 всех торговых предприятий и работающих в сфере бытовых услуг.

Основным недостатком ваучерного способа приватизации стала его низкая доходность для бюджета, который пополнился в 1992 г. на 0,04 млрд р. Большая часть этих денег обесценилась в результате инфляции.

Ваучеры раздавались в 1992 г. за символическую плату. Их номинальная составляла 10 тыс. р. Ваучеры были выпущена на совокупную сумму в 1400 млрд р., что составляло оценочную стоимость всего имущества в РФ.

По оценкам главы ГКИ А.Б. Чубайса ваучер соответствовал по стоимости двум машинам «Волга». Рыночная стоимость акций, которые можно было приобрести за ваучеры, зависела от компании и региона. Так, в Нижегородской области ваучер можно было обменять на 2000 акций «Газпрома», в Московской области - на 700 акций.

Второй этап приватизации, который получил название , начался в 1995 г. и продолжается и сегодня. Он акцентировал внимание на переходе от безвозмездной передачи госсобственности к ее продаже по рыночным ценам. По заявленным целям приватизации она должна была обеспечить рост эффективности предприятий.

На практике второй этап приватизации также стал провальным, т.к. в бюджет было собрано около 7.3 трлн р. Большая часть этих средств была получена на залоговых аукционах. Результатом также стало резкое ВВП, увеличилось социальное неравенство и произошло расслоение социальных слоев.

Согласно Конституции, в России признается и охраняется несколько видов собственности. Однако так было далеко не всегда. До начала 90-х гг. прошлого века все недвижимое имущество и средства производства находились в собственности у единственного субъекта - государства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С переходом к современной модели экономики были разработаны правовые механизмы передачи госсобственности в частное владение. Одним из них и выступает приватизация государственного и муниципального имущества.

Что это такое?

Большинство граждан, далеких от сферы государственного управления, хорошо знакомы только с одним аспектом приватизации: передачей квартир на безвозмездной основе.

Любой гражданин, зарегистрированный в , выделенном ему из государственного или муниципального фонда, вправе перевести его в частную собственность свою и своей семьи, прописанной там же.

Сделать это можно только один раз, а в дальнейшем использовать для улучшения условий возмездные сделки. Сроки бесплатной приватизации жилья несколько раз сдвигались, но с 2019 г. она объявлена бессрочной.

Однако получить в частное владение можно не только . Законом предусмотрена приватизация государственного имущества и в других областях.

Предметом передачи гражданам или организации может стать предприятие, культурный или природный объект и пр.

Их передача осуществляется как бесплатно, так и за деньги, в том числе путем проведения аукциона. Исключением является лишь та недвижимость, которая в силу закона может находиться лишь в государственной собственности. Это различные стратегические объекты и земли, изъятые из оборота, например, ООПТ.

С точки зрения юриста приватизация представляет собой отдельный правовой институт, одновременно регулируемый нормами частного права. Ст. 217 ГК РФ содержит прямую отсылку к положениям специального закона, детально регламентирующего прекращение права собственности государством или муниципальным образованием и переход его к частному лицу.

Этим же нормативным документом определяется и возмездность или безвозмездность приватизации в каждом конкретном случае.

Действие Федерального закона

Таким образом, закон распространяется на предприятия, или имущественные комплексы, которые подлежат передаче в частную собственность из государственной или муниципальной.

Решать, что и когда именно будет передано, может только собственник имущества — РФ, один из ее субъектов или муниципальное образование. Ежегодно Правительством утверждаются прогнозные планы, где определяются основные направления и указывается перечень объектов, доступных для приватизации. Реализацией плана руководят органы исполнительной власти и специально создаваемые ими юридические лица.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизация - особое основание для приобретения права собственности. В зависимости от объекта, принято выделять три ее направления:

  • жилищную, бесплатную для граждан;
  • земельную, которая может быть, как бесплатной, так и возмездной;
  • предприятий и организаций, всегда возмездную, доступную как для граждан, так и для юридических лиц, в том числе и самих передаваемых предприятий.

Способы

Законом установлено несколько способов передачи госсобственности в частное владение:

  • акционирование, то есть преобразование в АО существующего предприятия, с выпуском свободно обращающихся ценных бумаг;
  • преобразование без акционирования, путем создания ООО;
  • продажа имущества на аукционе, свободном или закрытом;
  • продажа принадлежащих государству акций того или иного предприятия, полностью или частично;
  • конкурсная продажа долей в ООО, акций или объектов культурного наследия, историко-культурных памятников;
  • продажа принадлежащих государству акций за пределами страны;
  • продажа акций по итогам доверительного управления;
  • внесение имущества в уставный капитал АО в качестве вклада.

Если аукцион, на котором предполагалось продать госимущество не состоялся, то приватизация проводится путем публичного предложения имущества или торгов без установления начальной цены.

Все используемые ранее способы передачи предприятий, в том числе, ваучеры и специальные ваучерные фонды с принятием нового закона утратили свою силу и стали достоянием истории.

Порядок оформления

Приватизация проводится в три основных этапа:

  1. Планирование. Составлению прогнозного плана предшествует тщательный экономический анализ. Компетентные органы, с привлечением экспертов, определяют какое именно имущество должно быть передано в частную собственность. Свои соображения по этому поводу вправе предлагать также сами предприятия и граждане. Планы субъектов и муниципальных образований представляются в правительство не позднее апреля, предшествующего приватизации года.
  2. Подготовка к приватизации. На этом этапе выбирается способ, которым будет проводится передача имущества. Перечень допустимых путей невелик, но выбор каждый раз зависит от конкретного предприятия и экономической ситуации. Закон не предполагает последовательного использования различных методов, пока один из них не «сработает». Условия приватизации фиксируются соответствующим нормативным актом.
  3. Собственно, приватизация, то есть проведение торгов, выпуск и размещение акций и пр. Переход права обязательно регистрируется. До завершения госрегистрации приватизация не считается состоявшейся.

Почему разрешено?

Экономика, основанная на единоличной собственности государства, потерпела закономерный крах, отразившийся в конце прошлого века на всех жителях страны.

Именно этот факт вызвал необходимость признания различных форм собственности и передачи части имущества в частные руки для создания рыночной конкуренции. Приватизация позволила провести этот процесс в короткий срок.

События, происходившие в России в начале 90-х годов, повлекли за собой перемены, коснувшиеся изменения прав на собственность. В стране началась приватизация государственного и муниципального имущества.

Приватизация означает переход собственности, принадлежащей государству, в частные руки, за некоторую плату или безвозмездно. Приватизация в России шла полным ходом. Ее основная законодательная база определялась Были организованы специальные комитеты, которые занимались подготовкой необходимых документов и оценкой собственности, а также организацией аукционов. Фонды имущества осуществляли продажу организаций и их акций.

В России проходили, основываясь на принципах равенства каждого покупателя и абсолютной прозрачности этого процесса. Все это было вынужденной мерой при переходе на рыночную экономику. В это время широкое распространение в стране получили акционерные общества. При такой форме преобразования предприятия, его работники получали первоочередные льготы на приватизацию собственности. Акции распределялись между ними на бесплатной основе.

В 1992 получила свое распространение ваучерная приватизация в России. Каждому гражданину страны выдавали бесплатный купон, который давал право приобрести часть собственности любого предприятия. Эта мера позволила сохранить принцип равноправия между разными социальными слоями общества. Каждый гражданин получил возможность купить часть собственности на равных условиях. Вторым плюсом бесплатной раздачи ваучеров стало ускорение процесса приватизации государственной и Эта модель приватизации применялась не только в России, но и в Румынии, Польше и Чехословакии.

Льготная приватизация в России предусматривала предоставление скидок некоторым категориям граждан. Имело место и возвращение собственности владельцам и их наследникам, которые были незаконно лишены ее в прежние годы. Этот процесс получил название реприватизации.

Иногда, изначально происходила формальная приватизация, которая предусматривала перевод собственности в частные руки. При этом не происходило существенных изменений в структуре предприятия, в ее основных фондах. Это была подготовка для осуществления материальной приватизации.

Реальная приватизация в России проходила путем продажи в частные руки. Этот процесс осуществлялся при помощи аукционов и проходил в открытой форме или с ограниченным числом инвесторов. Такой метод позволял привлечь большое число потенциальных инвесторов. Выбор их осуществлялся не только по показателям цены. Множество других факторов имело приоритетное значение. Например, значительный приток капитала был решающим фактором.

При продаже объекта государственной и муниципальной собственности посредством аукциона, главным критерием была предложенная стоимость. Другие факторы не имели большого значения. Предприятие продавалось по своей реальной рыночной цене, что на данном этапе было очень важно. Кроме того, такая форма продажи позволила уменьшить число случаев коррупции. В то время другие породили бы массовое взяточничество, связанное с продажей.
Факты прямой продажи непосредственно конкретному инвестору имели место. Делалось это с учетом важности данного инвестора. При таком способе необходимо было правильно определить реальную стоимость собственности.

Приватизация в России прошла стремительными темпами. В ее организации были свои плюсы и минусы. Только сейчас можно реально определить ее масштабы и выявить все неточности.