Принципы современной государственной службы закреплены в. Государственная и муниципальная служба. Запреты, связанные с государственной службой

Понятия, принципы и виды государственной службы

Легальное истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

Говоря о понятии «государственный служащий», мы отмечаем, что это лицо, занимающее должность в какой-либо государственной организации, и за вознаграждение выполняющее определенную работу непроизводственного характера, связанную с осуществлением государственных функций. К принципам государственной службы можно отнести:

а) равное право граждан РК на государственную службу и ее прохождение;

б) ответственность государственных служащих;

в) действие государственных служащих на основе соблюдения законности и в рамках законоустановленных полномочий;

г) выполнение обязанностей государственной службы как трудовой деятельности;

д) расстановка (подбор) кадров государственных служащих по деловым, моральным качествам.

Право граждан на доступ к государственной службе закреплено в Конституции РК. Анализируя виды государственной службы, мы выделяем, что это широкое понятие, оно охватывает большое количество должностей:

1. Не все государственные служащие выполняют функции, связанные с государственным управлением и руководством (учителя, врачи и т.д.).

2. В зависимости от положения организации, в которой работает государственный служащий:

а) служащие государственных организаций, учреждений, предприятий;

б) служащие государственного аппарата.

3. По характеру труда (т.е. по старшинству должности).

4. По юридическим свойствам должностей (по характеру служебных полномочий).

Внутренняя структура государственного органа представляет собой систему различных по своему характеру, значению и уровню должностей, включённых в утверждённый штат должностей. Государственные должности - это учреждённая в установленном порядке государственная организация (путём принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объём полномочий занимающего её лица и содержится за счёт финансовых средств государственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего, занимающего данную должность её техническое обеспечение, установленные льготы и привилегии и пр.).

Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью. Она принадлежит государственной администрации. Назначение государственным, органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей - с другой.

Государственная должность - структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей».

Закон установил следующую классификацию государственных должностей.

В состав должностей государственных служащих входят политические и административные должности государственных служащих.

К политическим должностям относятся должности, занимаемые политическими государственными служащими:

1) назначаемыми Президентом Республики Казахстан, их заместители;

2) назначаемыми и избираемыми палатами Парламента Республики Казахстан и Председателями палат Парламента, их заместители;

3) являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией;

4) возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители.

5) Для административных государственных служащих устанавливаются категории. Категории должностей и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом республики по представлению уполномоченного органа.

Для политических государственных служащих категории должностей не устанавливаются.

Главный специалист Катон-Карагайского районного суда ВКО Ережепова Д.Б.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Государственная служба - сложный, комплексный и многогранный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы и устои. Это - неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности и один из ведущих институтов административного права.

Повышение роли и значения государственной службы имеет объективный характер, обусловлено теми коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, которые осуществляются в России в настоящее время. Возрастание авторитета государственной службы, paзвитие и совершенствование законодательства о ней обусловили большой научный, учебный и практический интерес к ней, в частности к исследованию проблематики, связанной с государственной службой.

Изменились подход, методика и методология анализа проблем государственной службы: от догматического, партийно-коммунистического подхода обозначился переход к современному, цивилизованному исследованию и освещению этой проблематики. Прежде всего отброшен как дефективный и консервативный былой «основополагающий» принцип государственной службы, отражающий господство административно-командной системы и являющийся по существу отделимой составной частью. Это так называемый принцип подбора кадров, работников, служащих по политическим и деловым признакам, который на практике означал отказ от принципов профессионализма и компетентности, подмену этих и других демократических и цивилизованных основ «принципами» партийной (к КПСС) принадлежности, партийным угодничеством, волокитой и бюрократизмом, другими отрицательными явлениями, поразившими все участки государственно-служебной деятельности.

Переход к новым прогрессивным методам и началам функционирования цивилизованной и профессиональной государственной службы -- процесс сложный и длительный требующий немалого времени, воспитания и перевоспитания кадров в соответствии с новыми условиями и требованиями. В такой реальной обстановке формируется и функционирует постепенно набирающая силу и размах новая российская государственная служба.

Несмотря на то, что проблема «государственной службы» уже давно находится в центре внимания ученых, нельзя сказать, что все аспекты ее исследованы с достаточной полнотой. По многим вопросам до сих пор нет единого мнения, ведутся горячие споры.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы курсовой работы и необходимости ее изучения.

Исследованием правового института «государственная служба» занимались и занимаются многие видные ученые, такие как В.М. Лазарев, Ю.М. Козлов, Ю.А. Тихомиров, В.М. Манохин, Г.В. Атаманчук, Ю.Н. Старилов и многие другие. Их монографические исследования послужили теоретической основой настоящей работы. Практической основой послужил действующий нормативный материал и судебная практика.

Целью курсовой работы является рассмотрение основ государственной службы в РФ. Непосредственными задами работы является изучение понятия и видов государственной службы, рассмотрение общей характеристики принципов государственной службы, исследование системы принципов государственной службы.

Цель работы и ее задачи решались путем использования следующих методов: сравнительного метода, метода логического анализа и синтеза, изучения и обобщения нормативных актов и научной литературы по избранной теме и др. государственный служба система принцип

Курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения. Первая глава посвящена общей характеристике института государственной службы в российском праве; вторая - принципам государственной службы.

1. Институт государственной службы в российском праве

1.1 Понятие государственной службы

Понять сущность и выявить основные черты государственной службы невозможно без предварительного определения видов общественно полезной деятельности людей, которая может осуществляться в следующих формах:

производство товаров, материальных ценностей, предоставление услуг,

создание нематериальных благ (духовных ценностей): написание книг, статей, съемки фильма и др.,

социально-культурная деятельность (образование, здравоохранение и т.д.),

государственная служба, функционирующая практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, т.е. таких, как: а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения); б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, финансами); в) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией),

служба в общественных объединениях, негосударственных, религиозных, международных, иностранных организациях;

общественная деятельность в целях удовлетворения индивидуального интереса в различных сферах жизни общества на безвозмездной основе.

Таким образом, одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба, которая состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечения самого управления, социально-культурном обслуживании людей. Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996. С.128.

Особым видом службы (и, следовательно, видом общественно полезной деятельности) является государственная служба. В учебниках по административному праву государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. При таком подходе к определению государственной службы выделяются, с одной стороны, задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой - трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач. Таким образом, как подчеркивает В.М. Манохин, понятие, основные черты, задачи и функции государственной службы можно определить лишь раскрывая взаимосвязи и взаимозависимость государственной службы с задачами, функциями, формами деятельности государства. Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1996. С.5.

Наряду с государственной службой функционирует муниципальная служба, т. е. деятельность работников (служащих) муниципальных учреждений по осуществлению задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

В целом под государственной службой может пониматься любая работа, выполненная в государственных органах учреждениях и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих. Такой подход к названной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей и управляющие административно-обслуживающие функции.

В. М. Манохин определял в 1966 г. государственную службу таким образом: « Это одна из сторон (или частей деятельности... государства по организации и правовому регулированию работы личного состава государственных органов и других государственных организаций и деятельность этого личного состава -- государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач государства... ».

Естественно, что серьезно изменились взгляды на многие институты и явления в сфере административного права и государственную службу как ее институт. Эти изменения обусловлены теми коренными политическими и социально-экономическими преобразованиями, которые осуществляются в России в современный период и будут продолжены в дальнейшем развитии нашего государства и общества. Они, конечно, оказывают серьезное влияние на все развитие административно-правовых институтов, явлений и структур, в том числе на статус и функциональную характеристику государственной службы. Поэтому появились самые различные варианты понятия и определения государственной службы, в каждом из которых делается акцент на какой-то определенной, специфической стороне этого сложного социально-правового и административно-правового института Алехин А.П., Кармолицкий Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. В 2 ч. М., 1995. Ч. 2. С. 76. .

Все чаще в научной литературе и в публицистических изданиях проводится мысль: государственная служба -- это служение государству, гражданскому обществу, народу, всем его слоям и социальным группам.

Такой подход характерен для определений, сформулированных Б.М. Лазаревым, Ю.Н. Стариловым, Г.В. Атаманчуком, Н.М. Казанцевым, В.М. Манохиным.

Н.М. Казанцев, например, дает следующее определение государственной службы РФ: «Это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Российской Федерации либо государственных органов субъектов Российской Федерации, осуществляемая посредством исполнения должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности государственной службы Российской Федерации, отнесенные к категории "Б" и "В" в соответствии с Реестром государственных должностей государственной службы Российской Федерации».

А. П. Коренев различает государственную службу в широком и узком смыслах. В первом случае такая служба понимается как трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных обязанностей в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, во втором случае -- как выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти.

Следует отметить, что исчерпывающее формулирование понятия «государственная служба» еще не завершено, хотя в данный процесс внесли свой вклад многие видные ученые.

При общей характеристике государственной службы вначале рассмотрим наиболее принципиальные положения, содержащиеся в Конституции РФ Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // Российская газета. №237. 25.12.1993. , в Федеральном законе от 27.05.03г. (ред. от 06.07.06) «О системе государственной службы Российской Федерации» Российская газета. №104. 31.05.2003. .

В Конституции РФ выделяются два принципиальных положения: первое -- это принцип равнодоступности граждан к государственной службе; второе -- отнесение к ведению Российской Федерации вопросов федеральной государственной службы. Это исходные, концептуальные догмы всей концепции государственной службы.

Федеральный закон о системе государственной службы конкретизирует общие положения, однако, во многом сохраняет качества правовой и теоретической первоосновы дальнейшего углубленного регулирования других вопросов проблематики государственной службы.

Под государственной службой в Федеральном законе о системе государственной службы понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

1.2 Виды государственной службы

Наличие разновидностей государственной службы обусловлено действием принципа федерализма и принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с ним государственная служба включает в себя:

* федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

* государственную службу субъектов РФ, находящихся в их ведении.

Различают также другие виды государственной службы. Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и т. д. Правовое регулирование этих и других специализированных видов государственной службы характеризуется системностью, охватывая службу в органах всех уровней или службу в соответствующих отраслях (сферах) в целом. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., 1996. С.58.

В специальной литературе государственная служба подразделяется на два вида:

* гражданскую (например, служба в государственных органах РФ и ее субъектах, в администрации области);

* милитаризованную (например, военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных органах, железнодорожных войсках).

Статья 2 Федерального закона о системе государственной службы устанавливает, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Гражданская служба может быть:

* общефункциональной -- это осуществление общих, традиционных, «стандартных» для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации области, ее отделах и департаментах, в министерствах, государственных комитетах и т. д.):

* специальной -- это реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала (например, судейская, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте, деятельность государственного нотариуса).

Гражданская и милитаризованная служба могут включать в себя различные подвиды этих служб, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации специальных функций и особой внутриотраслевой компетенции. Милитаризованная служба (военная, милицейская, полицейская и т. д.) имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение этих видов государственной службы и соответствующих государственных служащих. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Под ред. Охотского Е.В. Ростов н/Д, 1998. С.35.

Для милитаризованной службы характерны следующие отличительные от гражданской службы признаки: профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка; поступление на государственную службу милитаризованного характера осуществляется лицами, достигшими, как правило, восемнадцатилетнего возраста; наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностных функций милитаризованных служащих; эти служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы; наличие установленного в специальных административно-правовых нормативных актах особого правового статуса милитаризованных служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т. д.); особый порядок привлечения к правовой ответственности (особенно административной и материальной).

В количественном отношении среди служащих ведущее место занимают государственные и муниципальные служащие. Необходимость создания государственной и муниципальной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребности в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.

2. Принципы государственной службы

2.1 Общая характеристика принципов государственной службы

Принципы государственной службы -- это концептуальные начала и догмы, положения и устои, на которых основана вся система государственной службы в России.

Ю. Н. Старилов полагает, что вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы не только Российской Федерации, но и других стран мира. Термин «принципы государственной службы» указывает на основополагающие черты, существенные характеристики, важнейшee содержание и значение самой государственной службы, а также на главнейшие юридические положения в структуре одноименного правового института. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. М., 1996. С. 83.

Анализируя принципы государственной службы, необходимо выделить следующие вопросы:

* понятие принципов государственной службы;

* законодательное закрепление этих принципов;

Современный законодатель не дает определения принципов государственной службы, хотя и перечисляет их в различных законодательных и иных нормативных актах. Таким образом, в настоящее время можно говорить именно о правовых принципах государственной службы.

Правовое установление принципов государственной службы обусловливает функционирование государственных органов, деятельность государственных служащих (персонала), устойчивость регулирования государственно-служебных отношений, а также обоснование тенденций развития законодательства о государственной службе. Изучение принципов государственной службы дает ответ на вопросы: что является главным в институте государственной службы, что постоянно сопутствует системе государственно-служебных отношений, без чего не могут существовать различные институты комплексного правового института государственной службы. Основное значение принципов государственной службы заключается в том, что они определяют «юридическую службу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы.

Принципы государственной службы обусловлены существованием принципов функционирования государственного управления (последнее понимается здесь в широком смысле), которое осуществляется в большей мере такими субъектами права, как государственные служащие.

Подвергая критике систему принципов государственной службы советского периода, необходимо учитывать, что государственное устройство, государственное управление основополагающие институты и элементы политической правовой системы (в том числе правовые основы государственного управления) были неразрывно связаны с господствовавшим тогда политическим режимом. В силу этого ряд указанных принципов являл прямую противоположность принципам, установленным в системе публичной (государственной) службы многих развитых в экономико-правовом смысле стран. Принципы советской государственной службы, как сама государственная служба, представляли собой глубоко идеологизированные институты.

Но дело не только в декларированности, а в том, что в самом деле декларируемый на практике демократизм государственной службы беззастенчиво подменялся одиозной административно-командной системой и в вопросах организации, и деятельности указанной службы. Вместо демократических и цивилизованных начал и положений в процессе создания и функционирования данной службы безраздельно господствовал пресловутый «принцип подбора и расстановки кадров» по политическим, партийным признакам и требованиям, что в реальной ситуации означало решение этих вопросов, подчас даже полутехнических, по указке КПСС, ее разветвленных организаций и ячеек в центре и на местах.

Такая порочная практика нанесла непоправимый вред делу государственной службы, воспитанию кадров, всему аппарату государственного управления, привела к забвению и отбрасыванию профессионализма и компетентности, других демократических и цивилизованных начал.

В период с 1990 г. и до конца 1993 г. взгляды на теорию принципов государственной службы претерпевали изменения. До выхода Положения о федеральной государственной службе Указ Президента РФ от 22.12.93г. №2267 «Об утверждении положения о федеральной государственной службе» // Российская газета. №236. 24.12.1993 (утратил силу). -- первого опыта нормативного установления современных принципов государственной службы -- ученые-юристы по-разному характеризовали системы и виды этих принципов. Иногда подчеркивалась нецелесообразность слишком широкого использования этого понятия, указывались принципы государственной службы с выделением при этом наиболее общих категорий;

Демократизм (полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества; общедоступность государственной и муниципальной службы; сменяемость служащих как одно из проявлений политической демократии; подотчетность и ответственность служащих);

Профессионализм (компетентность работника; систематическое, регулярное выполнение функций, операций, стабильность служебных отношений; регулярное получение оплаты за свой труд; ответственность за деятельность);

Социально-правовая защита служащих.

В науке под принципами понимаются исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства, принципы кладутся в основу формирования и функционирования государственных органов (представительной, исполнительной и власти).

Принципы государственной службы -- это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы. Принципы государственной службы должны объективно отражать сущность государственной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности государственных служащих, закрепляют их в нормах, входящие правовой институт государственной службы.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других иконах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, консультациях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ -- республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Они реализуются государственными служащими посредством их практических действий. Кроме того, принципы государственной службы, установленные в рамочном Федеральном законе о системе государственной службы, являются моделью («эталоном») для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

2.2 Система принципов государственной службы

К основным нормативным актам, устанавливающим принципы государственной службы РФ, можно отнести Конституцию РФ, Федеральный закон о системе государственной службы, Федеральный закон от 27.07.04г. (ред. от 02.02.06) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Российская газета. №162. 31.07.2004.

Данные нормативные акты дают развернутый перечень принципов государственной службы в Российской Федерации. Они отражают качественно новый подход законодателя к вопросу о теоретико-правовых аспектах построения государственной службы в Российской Федерации.

В целом они, можно без преувеличения сказать, отличаются новизной, новаторским подходом к самой проблеме и отражают складывающуюся современную концепцию государственной службы в стране.

Рассмотрим общую характеристику системы принципов государственной службы. Государственная служба основана на следующих принципах:

1. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, дoлжностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечения их прав.

Данный фундаментальный принцип прямо опирается на Конституцию РФ и вытекает из нее, поскольку установлено (ст. 15, ч. I): «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и принимается на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

При анализе данного принципа в литературе отмечается, что в рамках действия принципа верховенства законов важное значение приобретает и принцип соразмерности в государственном управлении, т. е. соответствия применяемых в управлении средств, способов и методов задачам и целям управления. Это означает, что применяемые меры должны реально соотноситься с поставленной целью -- тогда для достижения управленческой цели можно выбрать оптимальную процедуру и наиболее эффективные правовые средства.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

В осуществлении данного принципа воедино соединены конституционно-правовой и административно-правовой аспекты.

Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, которая есть сочетание взаимных прав и обязанностей.

Права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно, т.е. если человек руководствуется ими, то его поведение считается правомерным и, таким образом, кроме конституционного установления не требуется дополнительного подтверждения их действия и необходимости реального их обеспечения со стороны государственных органов и государственных служащих. Вместе с тем правомерность поведения, непосредственно определяемая конституционными правами и свободами, не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны, поскольку в ряде случаев предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов (ст. 24, 25, 29, 36, 37, 39 Конституции РФ и др.).

Сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для активного участия самого населения в государственном управлении и в организации такой деятельности государственного аппарата, которая гарантировала бы права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и во всех других сферах жизни Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. С.24.

3. Принцип федерализма, обеспечивающего единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

В сущности, это в чистом виде конституционный принцип и закреплен он в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Наиболее существенным фактором и критерием, позволяющим констатировать наличие и реализацию единства системы государственной власти, является, конечно, положения ст. 10 и 11 Конституции РФ, в них закреплено осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что коренным образом отличает статус каждого из государственных органов по сравнению с ранее существовавшим (т. е. по сравнению с прежними конституциями) и создает реальную политико-правовую основу для утверждения принципа единства системы государственной власти, которое обеспечено самостоятельностью каждой из ее ветвей; далее, органы законодательной, исполнительной и судебной власти -- суть органы государственной власти, что лишает каждую из трех ветвей определенной специфики, особенностей в характере задач, функций, построении, формах и методах деятельности, существенно важных для обеспечения государственной службы в них, в частности в органах исполнительной власти.

Таким образом, можно констатировать тесное переплетение конституционно-правовых и административно-правовых аспектов при характеристике принципа единства системы государственной власти.

Вторая часть принципа посвящена проблеме разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Это очень важные для функционирования государственной службы положения -- правовые нормы, которые закреплены в Конституции РФ, в Федеративном договоре, иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М., 1999. С. 36. .

Особенно важны и ценны в интересующем нас плане не столько Федеративный договор как сложный и комплексный правовой источник наряду с конституционным и административного права, но и принятые договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

Соответственно ветвям власти выделяются три основные функции государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), и каждая из них должна самостоятельно исполняться соответствующим органом государственной власти, а следовательно, соответствующей государственной службой и государственными служащими.

Каждый вид государственной службы, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают и уравновешивают друг друга. На уровне представительной государственной власти в систему государственных должностей государственной службы входят те из них, которые учреждаются для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих должности в аппарате палат Федерального Собрания РФ, органов представительной власти субъектов РФ и т. д. Исполнительная власть реализуется государственными служащими на государственных должностях, учреждаемых для непосредственного обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и т. д. В аппарат Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ функции государственной службы осуществляются лицами, занимающими должности, которые учреждаются для непосредственного обеспечения выполнения полномочий судей всех судов.

Анализируя принцип разделения государственной власти, следует помнить и о независимости каждой из ветвей государственной власти. Особенно важно рассмотреть некоторые аспекты самостоятельности исполнительной власти. Статья 10 Конституции РФ определяет, что органы исполнительной власти, а также органы законодательной и судебной властей самостоятельны. Это значит, что представительные органы власти России и ее субъектов уполномочены заниматься законодательством и не должны подменять исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Часть 4 ст. 32 Конституции РФ определяет государственную службу как институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Согласно этому положению граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Данная конституционная норма соответствует ст. 25 (п. "с") Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Международный пакт от 16.12.66г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. №12. 1994. , в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Каламкарян Р.А. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации (По материалам «круглого стола») // Государство и право. 2000. №11. С.24.

Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие, установленным законом требованиям.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституций РФ и Федеральным законом, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность и способности которых отвечают требованиям соответствующей государственной должности.

6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ.

В литературе отмечается и другое название данного принципа -- принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих. В системе государственной службы должны работать механизмы контроля за деятельностью чиновников, ибо контроль, по сути, одна из основных функций государственного управления. Надзорные органы должны также обеспечивать законность в деятельности государственных служащих Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. М., 2003. С.265. .

Этот принцип определяет следующие важнейшие положения: во-первых, принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения обязательны для выполнения нижестоящими государственными служащими; во-вторых, эти решения должны быть законными, т. е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции, полномочий; в-третьих, они не должны противоречить законам.

Данный принцип призван обеспечивать нормальную деятельность государственных органов (государственной администрации), с учетом того, что весь государственный аппарат построен на традиционных принципах организации управления: иерархичность в построении структуры государственной администрации государственных органов; разделение компетенции государственных органов и полномочий государственных служащих, четкое определение их в национальных законах, положениях и инструкциях; фиксирование полномочий, прав, обязанностей и ответственности государственных служащих; взаимосвязь отраслевого и межотраслевого начал в государственном управлении, а также территориальных факторов; сочетание коллегиальности и единоначалия; построение системы управления при сочетании линейных и функциональных начал.

Российское законодательство под обязанностью исполнять приказы и распоряжения вышестоящих руководителей рассматривает обязанность государственных служащих выполнять все устные или письменные приказы (распоряжения) начальников, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных. Все распоряжения государственные служащие выполняют под свою личную ответственность. В случае сомнений в правомерности полученного для выполнения приказа государственный служащий обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом начальнику. Если начальник подтверждает приказ или распоряжение в письменной форме, государственный служащий обязан его выполнить, за исключением заведомо незаконного.

Такая правовая конструкция, по мнению некоторых авторов, представляется крайне неудачной для российской специфики. Так, по мнению П. Левина, в стране низок уровень правовой грамотности государственного аппарата, не вполне устоялась структура административных органов, отсутствуют действенные механизмы контроля над повседневной деятельностью государственных органов, нормотворческая деятельность их характеризуется лавинообразностью и хаотичностью (только Государственный Таможенный комитет России в год издает по 600 - 900 приказов). Федеральные законы не в полной мере регулируют общественные отношения, а в ряде случаев даже противоречат Конституции и международным договорам.

В таких условиях государственный служащий оказывается перед нелегким выбором: с одной стороны - противоречивое и непоследовательное законодательство, а с другой - приказ начальника, обладающего как организационно - финансовой (отпуска, премии), так и дисциплинарной властью. Как показывает практика, при выявлении незаконных действий со стороны государственных органов к ответственности привлекается не только руководитель, письменно отдавший незаконный приказ, но и непосредственный исполнитель Левин П. Обязательность приказов для государственных служащих // Законность. 2000. №10. С. 37. .

На сегодня нет универсального метода оценки приказов исполнителем, однако, в данном случае представляется необходимым согласовывать принцип обязательности решений как базовый принцип государственной службы с принципом законности как основополагающим принципом российской правовой системы.

Тем не менее, несмотря на отмеченные недостатки данного принципа, отсутствие принципа обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями, может породить в системе управления хаос, безответственность чиновников, злоупотребления по службе и т. п.

7. Принцип единства основных требований, пpeдъявляемых к государственной службе.

Этот принцип означает: едиными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственной службе, так и к государственному служащему; к организации государственной службы, к поступлению на государственную службу, квалифицированные требования к служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей, проведению аттестации государственных служащих, применению к ним мер дисциплинарной ответственности, повышению квалификации, конкурсу и т. д. Законодатель, устанавливая, например, принцип равного доступа на государственную службу, определяет единые требования, касающиеся способностей и профессиональной подготовки служащих. К служащим, замещающим государственные должности государственной службы, применяются следующие квалификационные требования: уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стаж и опыт работы по специальности; уровень знаний Конституции РФ, федеральных законов, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе, обеспечивает государственному служащему равные возможности для осуществления должностных данностей, способствует качественному исполнению служащим своих функций.

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

Что касается государственных служащих, то их профессионализм предполагает прежде всего знание (наличие образования) особенностей соответствующей управляемой сферы: врач -- системы управления здравоохранением, юрист -- правовой службы в любой отрасли управления и т. д. Государственные (муниципальные) служащие обязаны иметь также определенную подготовку в области теории управления, конституционного, административного и других отраслей права, которые напрямую относятся к сфере их профессиональной деятельности.

Рассматриваемый принцип заключается, во-первых, в том, что государственный служащий исполняет должностные обязанности на профессиональной основе, т. е. выполняет основную работу, за которую он получает денежное содержание (должностной оклад, заработную плату). Поскольку государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, то у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной службе предусматривается наличие одной специальности соответствующего профессионального образования. Профессионализм государственного служащего призван обеспечивать стабильность государственной службы, качественное выполнение функций, постоянную его готовность к сложным заданиям возможность улучшения своих профессиональных качеств и т. п. Во-вторых, государственный служащий должен быть компетентным сотрудником, т. е. качественно осуществлять свои полномочия.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих характеризуется следующими общими признаками:

Компетентность государственных служащих -- знание ими дела, наличие необходимого профессионального образования, навыки в работе, изучение и основание передового опыта;

Систематическое качественное выполнение служащими различных операций, принятие решений, стабильность служебных отношений, ощущение устойчивости служебной деятельности, пользы и качественности выполняемой работы,

Сменяемость работников аппарата, что обеспечивает динамизм в системе государственной службы, приток в нее новых идей, совершенствование методов управления, более тесную связь с населением, пресечение застоя, консерватизма, бюрократизма, снижения чувства ответственности;

Сочетание сменяемости управленческого персонала с устойчивостью квалифицированных, добросовестных, инициативных работников, своевременным повышением их в должности либо перемещением на иные ответственные участки управленческой деятельности с учетом желания, квалификации и имеющегося опыта; сочетание в аппарате государственных органов государственных служащих и специалистов, передающих им свой опыт и навыки.

9. Принцип гласности в осуществлении государственной службы, ее открытость и доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

Государственная служба призвана организовываться, осуществляться на принципе гласности. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть открыты важнейшие стороны деятельности государственных служащих.

Суть этого принципа заключается прежде всего в участии граждан России в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Пункт 1 ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Непосредственное участие граждан в управлении выражается в индивидуальных (выражение своего мнения при проведении референдумов, реализация права на принесение жалобы), коллективных (участие в митингах, забастовках и др.) формах, а также в деятельности общественных объединений, выполняющих отдельные функции государственного управления.

Принцип гласности в осуществлении государственной службы обусловлен, с одной стороны, положением о необходимости участия граждан в управлении государством и обществом, а с другой -- «потребностью в постоянном учете мнения граждан при решении государственных задач». Для обеспечения гласности в системе государственной службы необходимо создать механизм учета мнения граждан; сформировать правовые условия безопасности граждан в случае критики ими государственных органов, должностных лиц управленческих структур; обеспечить гласность в процессе осуществления государственными служащими своих полномочий и компетенции государственных органов через средства массовой информации. Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. №4. С. 26.

Решению этих проблем призваны способствовать конституционные положения и правовые нормы.

10. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение ли6o ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Этот принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением ответственности, решения, которые разрабатываются и принимаются государственными служащими, должны отвечать требованиям целесообразности, законности, соответствия требованиям правовых актов управления. Некомпетентные решения, принимаемые государственными служащими, могут причинить ущерб общественным отношениям, поэтому подготовке и принятию таких решений нужно придавать особое значение. За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, а равно несоблюдение установленных законодательными актами о государственной службе ограничений, связанных с государственной службой, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания. Иногда полагают, что данный принцип вытекает из более общего принципа организации управления -- ответственности государственного аппарата, его функциональных работников за допущенные по их вине негативные последствия их деятельности.

Этот принцип означает, что причинение материального и иного ущерба юридическим (независимо от форм собственности) и физическим лицам в результате злоупотреблений, бюрократизма, недобросовестности, самонадеянности, небрежности должностных лиц и других функциональных работников органов государственного управления (и местного самоуправления) должно повлечь не только дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законом, но и материальную ответственность перед соответствующим органом государственного управления (возместившим ущерб в регрессивном порядке) либо непосредственно перед самими юридическими и физическими лицами.

11. Принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.

Государственная служба внепартийна, она не должна быть подвержена каким-либо идеологическим, партийным влияниям. Все это означает запрет отбора кадров для государственной службы по политическим признакам, партийной принадлежности и идеологическим взглядам, а также то, что в государственных органах не могут образовываться структуры и ячейки политических партий, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Что касается взаимоотношений религии и ее объединений с государственными структурами, в том числе с государственной службой, то принципиальное решение этого вопроса содержится в ст. 14 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация -- светское государство. Религиозные объединения отделены от государственных органов и структур, в том числе от государственной службы, в которой не могут создаваться какие-либо организационные формы религиозных объединений. Существующие же вне государственных формирований многочисленные религиозные мнения не могут вмешиваться в дела государства и в функции и деятельность государственных служащих.

12. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц или принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Принцип стабильности государственной службы проявляется в поддержании управления государственной службы на уровне, позволяющем ей качественно осуществлять функции государства; это постоянство государственно-служебных отношений обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления, учебой, проведением занятий переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих и т. д.

Подобные документы

    Изучение сущности современной системы государственной службы, государственного управления, а также тех принципов, которые стоят в основе функционирования института государственной службы, которая объединяет всех работающих лиц органов публичной власти.

    реферат , добавлен 26.09.2010

    История становления и развития государственной службы в Российской Федерации. Анализ зарубежного опыта правового регулирования государственной службы. Исследование правового статуса госслужащего. Изучение особенностей прохождения государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Конституционно-правовые основы государственной службы. Понятие государственной службы в Российской Федерации, принципы государственной службы и классификация. Правовое обеспечение государственной службы. Права и обязанности государственных служащих.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2009

    Теоретический анализ понятия, видов и принципов государственной службы в Республике Казахстан. Характеристика преступлений против интересов государственной службы. Состав, квалификация и виды преступлений против интересов государственной собственности.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Определение понятия, характеристика видов и анализ принципов построения государственной службы. Исследование историко-правовых аспектов развития государственной службы и необходимость создания табеля о рангах. Государственная служба на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2011

    Теоретические и нормативные определения понятия "государственная служба". Место института государственной службы в правовой системе РФ. Виды государственной службы, их хараткеристика. Принципы построения и функционирования системы государственной службы.

    реферат , добавлен 02.09.2014

    Становление и развитие института государственной службы в России. Понятие и содержание системы государственной службы, ее принципы, функции и правовое регулирование. Институт государственной службы как регулятор административной деятельности чиновников.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2012

    Понятие и принципы государственной службы. Классификация и правовое положение государственных служащих. Поступление на административную государственную службу. Комплектование должностей государственной службы. Задачи и функции государственной власти.

    реферат , добавлен 20.10.2008

    Система государственной службы Российской Федерации. Нормативно-правовая основа государственной службы. Статус, основные права и обязанности государственного служащего. Правовая природа ограничений, связанных с прохождением государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Государственная служба как основной институт административного права. Понятие, правовые основы, принципы государственной службы России. Характеристика видов государственной службы. Причины, служащие основанием для реформирования государственной службы.

В ст. 5 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» провозглашено:

Государственная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8) профессионализма и компетентности государственных служащих;

9) гласности в осуществлении государственной службы;

10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Внимательное изучение текста статьи позволяет сделать вывод о том, что она детализирует три основных принципа государственной службы:

Законность (п. 1, 2, 3, 6, 7);

Демократизм (п. 4, 6, 9);

Профессионализм (п. 8, 10, 11, 12).

Законность и демократизм– общие принципы организации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно проявляются в организации государственной службы. А профессионализм – это ее специфический принцип.

Анализ всего массива правовых актов, образующих институт государственной службы, позволяет сделать вывод о том, что еще одним основным и специальным принципом государственной службы можно считать принцип социально-правовой защищенности служащих.

Все принципы службы являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти – эффективности.

Принцип законности означает признание:

а) верховенства Конституции, федеральных законов над иными правовыми актами;

б) обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц;

в) приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государственный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты.

Можно назвать такие направления реализации идеи законности: служащий должен добиваться выполнения законов гражданами и организациями, он должен сам соблюдать законы, его права должны быть защищены.

Важнейшие проявления принципа демократизма:

а) полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества, государства. Служащий действует в «чужих» интересах. При возникновении конфликта личных и публичных интересов он обязан руководствоваться последними;

б) общедоступность государственной службы. Ст. 32 Конституции гласит: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Из этого правила есть ряд исключений, которые не искажают, а наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с наличием гражданства, владением государственным языком, с возрастом поступления на службу, совместной службой родственников, совместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать должности. Специальные ограничения обусловлены спецификой отдельных должностей. В их числе: установление более высокого возраста для занятия должности, предельного возраста и срока пребывания на ней, требований определенного стажа, образования, здоровья. Так, на службу в милицию принимаются лица, достигшие 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие среднее образование;

в) гласность в осуществлении государственной службы. Она связана с реализацией ст. 29 Конституции, закрепляющей право каждого свободно искать, получать информацию любым законным способом, гарантирующей свободу массовой информации; статьи 42, провозглашающей право гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, с конституционными запретами вводить цензуру, скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. Гласность должна быть и в отношениях с различными организациями, и в рамках самого государственного аппарата. Законодательством закреплено и право служащих получать информацию, необходимую для работы, знакомиться с личными делами и т. д.;

г) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Это важнейшее проявление демократизма всей государственной деятельности, всего государственного механизма. Оно создает условия для повышения эффективности работы государственных служащих, усиления защиты их прав.

Таким образом, демократизм проявляется в содержании службы (забота о правах и свободах граждан, общем благе), в ее народности и в формах ее осуществления (разделение труда, гласность, общедоступность).

Исполнять обязанности врача или учителя необходимо на профессиональной основе, то есть постоянно, в течение определенного времени, в рамках определенного коллектива и за регулярно получаемое вознаграждение. Профессионализма требует и административная деятельность. Во-первых, для нее нужна компетентность, а она тем выше, чем больше знания и опыт работника. Профессионализм стимулирует приобретение знаний, их повышение, накапливание опыта работы. Во-вторых, осуществление исполнительной власти требует организаторских способностей. Обществу выгодно, чтобы лица, обладающие такими качествами, использовали их для решения общих дел, развивали их. В-третьих, оперативный, повседневный, созидательный характер административной власти предполагает, что ею должны заниматься непрерывно, уделяя ей значительное время, а значит, за плату, профессионально. В-четвертых, административная деятельность требует высокой четкости, дисциплинированности, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов. Профессиональные начала позволяют обеспечить более высокий уровень дисциплины, так как служащий за работу получает заработную плату, с нею связывает карьеру и др.

Принцип профессионализма государственной службы предполагает:

а) компетентность работников, то есть знание ими дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повышения квалификации. Кстати, у военнослужащих, работников милиции физическая и служебная подготовка проводятся в обязательном порядке в рабочее время. Одна из основных обязанностей служащего – поддерживать уровень своей квалификации;

б) систематическое, регулярное выполнение функций, операций, оформление, решение дел, стабильность служебных отношений. Это позволяет работнику глубже познать стоящие перед ним проблемы, людей, овладеть необходимыми навыками, методами руководства; к тому же ощущение устойчивости психологически раскрепощает служащего и благоприятно влияет на профессиональную деятельность. Отсутствие же гарантий, как известно, вызывает неуверенность, которая в свою очередь порождает приверженность к существующему в организации порядку вещей, снижает инициативу, принципиальность;

в) регулярное получение оплаты за свой труд не ниже заранее обусловленных размеров;

г) политическую нейтральность. Служащий должен действовать в соответствии с правовыми актами, но не партийными установками; вопросы партийности не должны иметь большого значения при подборе кадров; служебное положение нельзя использовать в интересах политических партий, в государственных органах нельзя создавать партийные организации.

Нужно учитывать, что «практически все развитые в экономико-правовом отношении государства всегда стремятся формировать государственный аппарат так, чтобы он и его служащие были бы свободны от политического влияния; каких-либо партий, движений»*

д) лояльность государственного служащего. Независимо от партийных и иных пристрастий он должен держаться в рамках законности, служебного долга, быть корректным, внимательным с людьми, как положено относиться ко всем, кто зависит от него, обращается к нему;

е) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, за качество подготавливаемых и принимаемых решений. За свою деятельность служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную, материальную ответственность. А политические лидеры могут быть субъектами политической ответственности (отрешение от должности, выражение недоверия, отставка).

Важнейшее средство обеспечения профессионализма – номенклатура – отлаженная система подбора и выдвижения кадров. Правильно организованная – она необходимый элемент профессиональной службы. Без цивилизованной, контролируемой, законопослушной, ответственной номенклатуры демократия, как система власти невозможна.

* См.: Бребан Г. Французское административное право. М., 1988. С. 325–327.

Заботу о социальной, правовой защите служащих, их экономическом обеспечении тоже можно рассматривать как средство повышения профессионализма, а значит, и эффективности службы. Защита служащих, их обеспечение осуществляются с учетом качества, стажа, важности работы. Значение, которое придается в последние годы этому аспекту службы, объем соответствующего правового массива позволяют говорить о специальном принципе государственной службы: социально-правовой защиты служащих.

Реализация этого принципа означает прежде всего создание необходимых условий для нормальной деятельности, принятие мер к устранению препятствий осуществления служебных обязанностей. Государственный служащий не должен нести юридической ответственности перед гражданами за ненадлежащее выполнение своей работы*.

В науке различают четыре вида ориентации служащих: на характер работы, условия работы, вознаграждение, карьеру.

На практике эти ориентации сочетаются в различных пропорциях. Выбирая работу, определяя свое отношение к ней, гражданин оценивает ее с названных позиций, отдавая предпочтение некоторым из них. А государство обязано использовать эти ориентации, чтобы создать стимулы для добросовестной, полезной для общества работы служащих.

Социальная и правовая защищенность служащих предполагает:

а) повышение престижа их труда. Госаппарат необходим, и его служащие должны не стыдиться, а гордиться своей принадлежностью к категории «государственных слуг»;

б) достаточно высокую, регулярно выплачиваемую, заработную плату, размеры которой должны повышаться вместе с ростом квалификации, с увеличением стажа, снижением реальной стоимости рубля, развитием экономики;

в) создание нормальных условий труда: обеспечение хорошо отапливаемыми, освещенными помещениями, транспортом; телефонизация, компьютеризация, правильная организация труда и т. д.;

г) государственное страхование, гарантированное высокое пенсионное обеспечение;

д) обеспечение служебной перспективы. Общество заинтересовано в том, чтобы служащие работали лучше. Значит, их нужно заинтересовать, стимулировать повышение ими знаний, накопление опыта, появление инициативы, добросовестное выполнение обязанностей, развитие чувства ответственности. Служебная перспектива реализуется такими путями:

* За имущественный вред, причиненный служебными действиями, ответственность несет организация. Меры уголовной, административной, дисциплинарной ответственности налагаются государственными органами.

Стабильностью служебных отношений;

Повышением уровня квалификации, что влечет за собой увеличение заработной платы, повышение в звании, категории, предоставление льгот за длительную службу и т. д.;

Продвижением по службе (перевод на более высокую должность в этой же организации или в другой).

В условиях правильной организации работы государственной администрации карьера (продвижение по службе) работника прежде всего зависит от его добросовестности, квалификации, идейной зрелости и личных качеств. В таких условиях стремление делать карьеру так же нормально, как стремление стать мастером спорта, доктором наук, хорошим художником, музыкантом и т. д., поскольку при этом гражданин старается работать лучше, повышать свою квалификацию, то есть делает очень нужную и для себя, и для общества работу. А карьеризм расцветает там, где не объективные обстоятельства (соответствие качества работника более высокой должности), а субъективное мнение вышестоящих должностных лиц является решающим.

К сожалению, идея служебной перспективы не везде осуществляется последовательно. Заслуживают поддержки мероприятия по введению рангов, званий, категорий, разрядов для всех служащих государственных и муниципальных организаций и установлению окладов в зависимости от них. Необходимо совершенствовать системы оплаты труда специалистов с тем, чтобы они могли повышать свой заработок, не только двигаясь «вверх» по служебной лестнице, но и оставаясь на своем рабочем месте по мере роста знаний, стажа и отдачи (профессионального роста).

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Государственная служба в системе государственного управления
    • Природа и сущность государственной службы
    • Цели, задачи и функции государственной службы
    • Принципы государственной службы
  • Государственная служба России в историко-правовом аспекте
    • Становление и развитие государственного управления и государственной службы в Киевской Руси и Московском государстве
    • Государственная (статская) служба Российской империи XVIII - начало XX вв.
    • Развитие государственного управления и государственной службы в советский период (1917 -1991 гг.)
    • Государственная служба в постсоветской России
  • Виды государственной службы Российской Федерации
    • Система государственной службы Российской Федерации
    • Военная служба Российской Федерации
    • Правоохранительная служба Российской Федерации
    • Государственная гражданская служба
  • Правовое регулирование государственной службы Российской Федерации
    • Федеральные нормативные правовые акты
    • Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы
    • Правовая характеристика должности государственной гражданской службы
    • Квалификационные требования к служебным должностям
    • Категории, группы и реестры должностей
    • Классные чины гражданской службы
    • Должностной регламент
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Технология отбора лиц на гражданскую службу
    • Технология прохождения гражданской службы
    • Основания и последствия прекращения гражданской службы
  • Правовой статус государственного гражданского служащего
    • Определение понятия «гражданский служащий»
    • Классификация государственных служащих
    • Права и обязанности государственных гражданских служащих
    • Ограничения и запреты, связанные с государственной службой
  • Юридическая ответственность государственных служащих
    • Юридическая ответственность государственных служащих: понятие, принципы, классификация
    • Виды ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Сущность и особенности региональной государственной службы
    • Государственная гражданская служба Республики Татарстан
  • Кадровая политика на государственной службе: основные понятия и виды
    • Предмет и субъекты кадровой политики
    • Кадровые мероприятия
  • Формирование кадрового состава государственной гражданской службы
    • Принципы формирования кадрового состава государственной гражданской службы
    • Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих
    • Кадровый резерв на государственной гражданской службе
  • Зарубежный опыт организации государственной службы
    • «Закрытая» модель государственной гражданской службы
    • «Открытая» модель государственной гражданской службы
  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Муниципальная служба: понятие, цели, задачи, функции и основные принципы
    • Понятие муниципальной службы
    • Цель, задачи и функции муниципальной службы
    • Принципы муниципальной службы
  • Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации
    • Правовое регулирование муниципальной службы на федеральном уровне
    • Правовое регулирование муниципальной службы на региональном уровне
    • Система муниципальных правовых актов, регулирующая правоотношения в сфере муниципальной службы
  • Должности муниципальной службы: классификация, реестр, квалификационные требования
    • Должности муниципальной службы: понятие и классификация
    • Квалификационные требования к служебным должностям и требования к кандидатам на должность главы местной администрации
  • Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения
    • Порядок поступления и конкурс на замещение должности муниципальной службы
    • Прохождение муниципальной службы
    • Основания и порядок прекращения муниципальной службы
  • Правовое положение муниципального служащего
    • Определение понятия «муниципальный служащий»
    • Основные права и обязанности муниципального служащего
    • Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Ответственность муниципального служащего
    • Гарантии муниципального служащего
  • Кадровая работа в муниципальном образовании

Принципы государственной службы

В принципах государственной службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной службой к государственной службе и государственным служащим. В них реализуются представления законодателя о правовом, социальном, федеративном, демократическом характере Российского государства. Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь эти принципы, а государственные служащие, в свою очередь, обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Принципы государственной службы регулируют следующий круг правоотношений: между государственным служащим и государством, между государственным служащим и гражданами, между лицами, органами и организациями государственной службы разных уровней и видов.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Таким образом, принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

К конституционным принципам государственной службы относятся:

  • принцип федерализма;
  • принцип законности;
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип равного доступа к государственной службе.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализма означает, что государственная служба представляет собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных органов. Федерализм применительно к государственной службе имеет несколько аспектов: нормативный, организационный, функциональный, финансовый.

Нормативный аспект - конституционное и законодательное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Организационный аспект - соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

Функциональный аспект самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы.

Финансовый аспект - соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).

Принцип законности означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противоречия разрешаются в пользу Конституции РФ и федерального закона.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина означает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и область применения законов. Недопустима дискриминации граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что каждый гражданин РФ должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.

Организационно-функциональные принципы государственной службы включают следующие принципы:

  • принцип единства правовых и организационных основ государственной службы;
  • принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;
  • принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю;
  • принцип профессионализма и компетентности государственных служащих;
  • принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы . Взаимосвязь этих двух видов публичной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской и муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы, единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.По своей сути принцип открытости государственной службы предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей для получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих, осуществления общественного контроля за организацией и функционированием государственной службы. Данный принцип немыслим без гарантий защиты граждан, критикующих деятельность государственных служащих, и без обеспечения средствам массовой информации возможностей для освещения вопросов организации и функционирования государственной службы.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предполагает:

профессионализм государственных служащих, т.е. исполнение ими своей должности в качестве основного занятия;

  • компетентность, т.е. знание порученной службы, опыт работы;
  • квалифицированность, т.е. соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы;
  • ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность . Государственные служащие находятся под защитой государства. Защита государственных служащих гарантируется от неправомерного вмешательства как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юридических лиц. В развитие этого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных действий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание профсоюзов, а также внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства.

В научных источниках называется и ряд других принципов, таких как: служение государству и обществу, субординация и единоначалие,

стабильность и обновление кадров государственной службы, эффективность государственной службы и др. Однако, не будучи зафиксированными в тексте законов, они не имеют статуса принципов правового регулирования отношений государственной службы, а являются элементами научного правосознания либо принципами морали.

Система гос. службы.

В систему гос. службы входят:

1. Гос. гражданская служба:

· Федеральная гос. гражданская служба;

· Гос. гражданская служба в субъектах РФ.

2. Военная служба;

3. Правоохранительная

Гос. гражданская служба – это осуществление служебной деятельности, которая направлена на обеспечение полномочий гос. органов, осуществляющих позитивную гос. управленческую деятельность для решения экономических, соц.-культурных задач.

(Изучить самостоятельно отличительные признаки военной и правоохранительной службы.)

Найти: комментарии к ФЗ «О системе гос. службы РФ» и ФЗ от 27 июля 2004 г «О гос. гражданской службе РФ» Москва изд. «Ракс» 2005 г.

ФЗ «О системе гос. службы» устанавливает так называемые общие принципы организации и функционирования системы гос. службы, т.е. речь идёт о принципах, которые в обязательном порядке должны быть положены в основу каждого вида гос. службы (гражданской службы; военной службы; правоохранительной службы). С другой стороны законодательство о каждом виде гос. службы устанавливает собственный перечень принципов. Например: принципов гражданской службы (см. ст.4 ФЗ «О гос. гражданской службы РФ»).

Задание к экзамену. Прочитать: административный регламент исполнения гос. функции по гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: утверждён Приказом Министерства юстиции от 14 сент. 2004 №293. Административный регламент МВД РФ исполнение гос. функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: утверждено Приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. №185. Административный регламент исполнение гос. функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов: утверждено приказом Министерства юстиции от 27 декабря 2006 г. №384. Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой гос. услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ: утверждено приказом ФМС РФ от 20 сентября 2007 г. №208. Административный регламент предоставления гос. услуги по содействию самозанятости безработных граждан: утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 г. № 281н. По два административных регламента «сверху и снизу» изучить.

Традиционно все принципы гос. службы можно разделить на 2 большие группы:

I. Конституционные принципы:

1) Принцип верховенства Конституции РФ и ФЗ над иными нормативными правовыми актами, над должностными инструкциями при исполнении гос. служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2) Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания, соблюдения и защиты.



3) Принцип единства системы гос. власти, принцип разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами (принцип федерализма).

4) Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

5) Принцип равного доступа граждан к гос. службе. В соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

II. Организационно-функциональные принципы:

1) Принцип обязательности для гос. служащих решений, принятых вышестоящими гос. органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством.

2) Принцип единства основных требований, которые предъявляются к гос. службе.

3) Принцип профессионализма и компетентности гос. служащих.

4) Принцип гласности в осуществлении гос. службы. Гласность – это открытость или транспарентность (ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности гос. органов и органов МСУ» 2009 г.).

5) Принцип ответственности гос. служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

6) Принцип стабильности гос. службы.

7) Принцип взаимосвязи гос. и муниципальной службы.

8) Принцип защиты гос. служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, как гос. органов и должностных лиц, так и ф.л. и ю.л.

Самостоятельно изучить вопрос об адм.-правовом статусе гос. служащего.

(на семинар: Тема №6. Посмотреть Указ Президента «О системе и структуре органов исполнительной власти» распечатать положение о каком-либо органе, его структуре)