Применение полицией физической силы. Основания и порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Применение физической силы сотрудниками

Применением физической силы сотрудниками полиции являются действия служащих, не сопровождающиеся и спецсредств, направленные на отдельных лиц или имущество. Они заключаются в нарушении неприкосновенности субъектов, ограничении свободы их передвижения или распоряжения предметами. Такие действия совершаются для прекращения противоправного поведения или бездействия указанных лиц, а также для принуждения исполнения законных требований служащих. Далее рассмотрим порядок применения сотрудниками полиции физической силы.

Общие сведения

Применение сотрудниками полиции физической силы представляет собой специфическое принудительное воздействие. Оно основывается на использовании мускульных индивидуальных возможностей служащих. При этом полицейский вступает в непосредственный физический контакт с объектом этого воздействия. Им может быть человек, предмет, животное, механизм и пр.

Применение физической силы сотрудником полиции может сопровождаться причинением вреда здоровью, боли, смерти, повреждением или разрушением имущества, временным изъятием предметов.

Нормативная база

Условия применения физической силы сотрудниками полиции закреплены в ФЗ № 3, ст. 20.

Согласно норме, служащий вправе оказать воздействие в составе подразделения или лично, если несиловые методы не позволяют обеспечить исполнение обязанностей, возложенных на него.

Согласно статье 20, применение физической силы допускается для:

  • нарушений и уголовных посягательств.
  • Задержания лиц, совершивших противоправные действия, и доставления их в служебное помещение подразделения ОВД, муниципального органа и пр.
  • Преодоления сопротивления законным требованиям служащего.

Перечень случаев применения сотрудником полиции физической силы является закрытым. В локальных нормативных документах (инструкциях, положениях, распоряжениях и пр.) их содержание может конкретизироваться в зависимости от той или иной ситуации.

Необходимо отметить, что ФЗ "О полиции" не устанавливает ограничений на применение силы по субъектному составу.

Пресечение правонарушений и преступлений

Это первое основание для применения физической силы сотрудником полиции. Воздействие в этом случае осуществляется на лицо, совершающее активные противоправные действия.

Если субъект находится в состоянии незаконного бездействия, то сотрудник полиции имеет право использовать силу для преодоления противодействия или для задержания.

Доставление виновного в служебное помещение

Применение физической силы сотрудником полиции направлено в этом случае на беспрепятственный привод субъекта в место разбирательства. Им может быть, к примеру, дежурная часть, участковый пункт ОВД.

Доставление как мера принуждения может применяться к лицам, совершившим преступление или административный проступок.

Задержание

Оно предполагает действия служащего, направленные на захват гражданина, совершившего противоправный поступок. Задержание предшествует доставлению. Применение силы обеспечивает в таких случаях ограничение движений виновного, предотвращение его побега и совершение иных незаконных действий.

Преодоление противодействия

Предусмотренные в ФЗ № 3 права сотрудников полиции реализуются в целях исполнения обязанностей, на них возложенных. Так, служащий для пресечения противоправного поведения может выдвинуть гражданину определенные требования. Применение силы обуславливается в таких ситуациях бездействием лица. Оно выражается в неисполнении законных требований служащего. Необходимость применить силу возникает, к примеру, в случае отказа гражданина:

  • Обеспечить доступ к другим лицам, предметам или документам.
  • Проследовать в служебное помещение ОВД, остановиться или покинуть определенное место.
  • Обеспечить беспрепятственный доступ на территорию, объект, в транспортное средство и пр.

Неповиновение может выражаться в форме, указывающей на явное неуважение к должностным лицам, обеспечивающим общественный порядок.

Общие правила

Законом закреплен перечень действий, которые служащий может совершить при наступлении соответствующих условий. В ст. 20 ФЗ "О полиции" закреплены конкретные ситуации, в которых допускается применение силы. Однако необходимо знать, как правильно это делать.

Во избежание негативных последствий (как для самого служащего, так и для окружающих) разработан порядок совершения необходимых действий, направленных на пресечение противоправного поведения.

Служащий совершает 3 вида действий: до применения силы, во время физического контакта с субъектом (объектом) и после него. Последовательность и необходимость в их осуществлении на каждом этапе зависит от обстановки, которая складывается на месте во время пресечения деяния, и последствий (в том числе вероятных).

Предупреждение

Перед применением физической силы сотрудник полиции сообщает гражданам о том, что он является служащим правоохранительных органов и о своих требованиях. Таким образом, он предоставляет лицам время для их выполнения. Если задержание производится оперативной группой, предупреждение делает любой из ее членов.

Сообщение о требованиях и применении силы в случае их невыполнения должно быть озвучено громко и четко.

Следует отметить, что правом сотрудника полиции является совершение действий без предупреждения, если промедление может вызвать негативные последствия. Это допускается в частности в случае, когда существует реальная угроза жизни служащего или окружающих граждан.

Предписания

При применении силы полицейский обязан руководствоваться следующим:

  • Действовать необходимо с учетом сложившейся обстановки, степени и характера опасности граждан, в отношении которых будут применяться принудительные меры. Немаловажное значение имеет и оценка уровня сопротивления, оказываемого лицами.
  • Служащий должен стремиться минимизировать любой ущерб. Действия полицейского должны быть соразмерны действиям/бездействиям гражданина. Кроме этого, при применении силы необходимо стараться не причинять ущерб имуществу и не создавать опасность для жизни окружающих.
  • Если субъект получил телесные повреждения от действий служащего, ему необходимо оказать первую помощь и предпринять меры по предоставлению квалифицированной медпомощи в сжатые сроки.

Действия служащего после применения силы

Полицейский обязан сообщить родственникам гражданина, получившего телесные повреждения, о том, что он был задержан. Это необходимо сделать в максимально короткие сроки, не позднее суток с момента пресечения противоправного поведения.

В течение 24 ч. прокурор уведомляется о каждом случае гибели или ранения лица при применении полицейским силы. При этом место происшествия служащий по возможности должен сохранить без изменений.

В течение суток полицейский сообщает своему непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего подразделения ОВД о причинении материального или физического вреда лицу при исполнении им своих обязанностей. Обстоятельства происшествия должны быть отражены в рапорте в полном объеме.

Находясь в составе оперативной группы служащий при применении силы обязан руководствоваться положениями федерального закона, приказами и распоряжениями непосредственного руководителя подразделения.

Ответственность сотрудника полиции

Как правило, решение о применении силы служащий принимает самостоятельно. Соответственно, он в полной мере отвечает за возможные последствия своих действий.

В случае превышения своих полномочий при применении силы служащий может быть привлечен к ответственности, предусмотренной в законодательстве. В зависимости от характера действий и тяжести последствий ему могут вменяться дисциплинарные, гражданско-правовые, материальные или уголовные санкции.

Противоправное применение силы служащим при исполнении им своих обязанностей квалифицируется как превышение полномочий только в тех случаях, когда его действия не были вызваны крайней необходимостью или необходимой обороной, и не было предпосылок для принудительного

Кроме уголовного наказания, в отношении служащего может быть возбуждено исковое производство и предъявлены требования о компенсации имущественного и морального вреда гражданину, получившему телесные повреждения.

За нарушения предписаний, закрепленных в федеральном законе, локальных актах ОВД, служащий несет дисциплинарную ответственность. Самой строгой санкцией является увольнение из ОВД.

Ограничения

Законодательство предусматривает ряд случаев, при которых физическая сила применяться не может. Соответствующие действия запрещены в отношении женщин, имеющих явные признаки беременности, граждан-инвалидов, а также малолетних. Исключение составляют ситуации, когда указанные субъекты оказывают вооруженное сопротивление, совершают групповое или иное нападение, угрожающее здоровью/жизни окружающих или непосредственно сотрудников полиции.

Не допускается использовать силу при пресечении незаконных митингов, собраний, демонстраций, пикетирования, шествий ненасильственного характера, не нарушающих общественный порядок, нормальное функционирование транспортной инфраструктуры, предприятий и средств связи.

Профпригодность

Все сотрудники полиции должны проходить периодическое обучение, подготовку и проверку своей квалификации. Содержание программ по повышению профпригодности определяется МВД.

Служащие должны знать правила поведения в условиях, связанных с применением силы, порядок действий, ограничения, пределы крайней необходимости и обороны.

Служащие, не прошедшие проверку на профпригодность, проходят аттестацию на соответствие должности. До принятия решения по ее итогам такие сотрудники отстраняются от исполнения обязанностей.

Крайняя необходимость

Под ней следует понимать ситуацию, когда полицейский причиняет ущерб интересам другого лица с целью устранения угрожающей ему или иным гражданам опасности. Применение силы при крайней необходимости допускается в случае, когда иными способами устранить угрозу не представляется возможным.

При совершении действий в таких ситуациях служащий должен адекватно оценивать обстановку. Применение силы должно соответствовать характеру и степени угрозы, исходящей от другого субъекта. Превышение пределов необходимости квалифицируется как уголовное деяние, если было совершено умышленно.

Стоит сказать, что в отличие от состояния необходимой обороны, в которой служащий может нанести больший вред, при крайней необходимости не допускается даже равный ущерб. В противном случае действия полицейского могут быть расценены как умышленные.

Необходимая оборона

Как устанавливает 18 статья ФЗ № 3, служащий подразделения ОВД вправе применить физическую силу в порядке и случаях, закрепленных законодательством. В состоянии служащий при отсутствии у него оружия или спецсредств может использовать любой подручный предмет.

При применении силы особое значение имеют уголовно-правовые нормы. Однако на практике многие служащие руководствуются исключительно ФЗ № 3, а также локальными актами, изданными структурами МВД.

При пресечении преступлений служащие действуют в условиях, исключающих преступность поведения. Профессиональная деятельность полицейских далеко не всегда может быть спланирована, поскольку обстановка может измениться в любой момент. Следовательно, всегда существует вероятность возникновения нежелательных последствий.

Учитывая это, в уголовном законе должны закрепляться четкие пределы реализации служащими ОВД их полномочий. Эти рамки позволяют существенно минимизировать риск совершения полицейскими противоправных действий. Для этого, в свою очередь, необходимо привести в соответствие отдельные положения ФЗ № 3, локальные правовые документы, изданные структурами МВД, с уголовно-правовыми нормами.

Заключение

Применение силы считается одной из принудительных мер, которые может использовать полицейский при реализации своих должностных полномочий. Разумеется, всегда служащий должен действовать, руководствуясь нормами права. Только в исключительных случаях возможен выход за пределы законодательных предписаний.

Следует понимать, что действующие нормы обеспечивают защиту интересов всех граждан, в том числе совершающих противоправные действия. Осознанное превышение служащим своих полномочий повлечет негативные последствия для него вплоть до уголовной ответственности.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Сотрудник ОВД должен знать и руководствоваться в процессе служебно-оперативной деятельности статьями Уголовного кодекса: ст.37,38 и 39,для того чтобы, решая свои служебные задачи, сотрудник не перешел границу закона, за которое он понесет наказание.

« Статья 37. Необходимая оборона»

1.Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру опасности посягательства.

3. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

С учетом изменений, внесенных в статью, каждый гражданин имеет право на защиту пи угрозе его жизни и здоровью, может защищаться любым способом и причинить нападающему любой вред (вплоть до убийства).

Однако эти действия будут правомерны только в том случае, когда не будут допущены превышения пределов необходимой обороны. Для этого необходимо знать основные условия правомерности необходимой обороны.

Первое условие-это наличие опасности жизни и вашему здоровью, ваших близких или даже незнакомых лиц, которых вы решили защитить.

Второе условие- нападение должно быть явным. То есть, оно уже началось (нападающий наносит удар) или должно начаться - нападающий идет на вас с ножом или каким-то подручным предметом; замахивается для нанесения удара рукой или ногой; пытается вас захватить; принимает боевую стойку или угрожает словами с явными намерениями воплотить свою угрозу в действие. В этих случаях вы имеете право на самооборону, и ваши действия будут правомерны. Если же нападающий успел вас ударить, или вырвать у вас сумку, телефон и убегает, а вы догоняете его и наносите ему тяжкие телесные повреждения, то ваши действия будут не правомерны. Они будут квалифицироваться как превышение необходимой обороны, так как в данном случае угроза вашей жизни и здоровью отсутствует.

В таких случаях вы должны задержать правонарушителя и доставить его в правоохранительные органы.

« Статья 38. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступления»

1. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

2. Превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причинения явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. такое превышение влечет за собой ответственность только в случаях умышленного превышения вреда.

Третье условие правомерности необходимой обороны – ваши защитные действия должны быть соизмеримы с действиями нападающего и явно не превышать их.

Например, на вас нападает хилый подросток или человек с явными признаками инвалидности, а вы - спортсмен, или просто явно с физически более сильный человек, бьете его рукой или ногой и наносите тяжкие телесные повреждения - это будет явным превышением необходимой обороны.

Если же этот подросток нападает на вас с ножом или каким-то подручным средством (камнем, бутылкой и т.д.) или их несколько вы можете защищаться любым способом и причинять нападающему любой вред.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 04 декабря 2007 г. № №29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Текст] / Под ред. Т.Я. Хабриевой, В.Л. Мутко. – М.: Советский спорт, 2010. – 400 с.

2. Приказ МВД России от 29.06.2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

3. Приказ МВД России от 13.11.2012 г. №1025 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

4. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России – М.: ЦОКР МВД России, 2007.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329 ФЗ « О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: - М.: «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4539 от 8 декабря 2007 г.

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ - правомочное применение должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации физической силы в целях пресечения, правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления, пресечения неповиновения законным распоряжениям или требованиям, воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к определенным объектам, иных действий, препятствующих выполнению возложенных на этих должностных лиц обязанностей, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения обязанностей. См. т.ж. .

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ" в других словарях:

    ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ - правомочное применение должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации физической силы в целях пресечения, правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления, пресечения неповиновения законным… … Юридическая энциклопедия

    Применение физической силы - (англ application of physical strehght) в РФ право сотрудников милиции применять физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений … Энциклопедия права

    Применение физической силы - (англ application of physical strehght) в РФ право сотрудников милиции применять физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления… … Большой юридический словарь

    ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПРИМЕНЕНИЕ - ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ … Юридическая энциклопедия

    - (см. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Применение специальных средств при охране ГГ - правомерное использование военнослужащими ПС РФ специальных средств (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной… … Пограничный словарь

    Вооруженные Силы Украины Украина Збройні Сили України … Википедия

    Вооружённые силы Республики Казахстан … Википедия

    Канадские вооружённые силы Canadian Forces, Forces canadiennes В нынешнем виде с 1968 Отделения морское, сухопутное и воздушное командование Штаб квартира NDHQ, Оттава … Википедия

Книги

  • Потенциометрия. Физико-химические основы и применения. Учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию , Белюстин Анатолий Александрович. Потенциометрия - измерение электродвижущей силы (ЭДС) равновесной разности потенциалов между электродами гальванической ячейки. Потенциометрия включает в себя рН-метрию, ионометрию с…
  • Боже, спаси Францию! Наблюдая за парижанами , Стефан Кларк. В ваших руках мировой бестселлер - ироничный и остроумный роман-травелог о годе жизни 27-летнего британца Пола Уэста в Париже. Приехав в Вечный город по контракту для открытия сети английских…

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Для решения серьезных и ответственных задач по исполнению уголовного наказания, обеспечения правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персо­нала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений сотрудники уголовно-исполнительной системы используют различные предоставленные им Законом "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" меры принуждения. Среди них важное место занимает право применения физической силы. Статья 29 указанного закона устанавливает, что "сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право приме­нять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для за­держания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их закон­ных требований".

Данная мера принуждения применяется только в тех случаях, когда меры убеждения и сделанные предупреждения не привели к прекращению правонарушения. Без предупреждения физическая сила применяется только в том случае, если промедление в ее примене­нии создает непосредственную опасность жизни или здоровью персо­нала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда предупреждение в создавшейся обстановке является неу­местным либо невозможным.

Важной особенностью применения физической силы является то, что ее можно применить в любой обстановке, внезапно и, сообразу­ясь с действиями правонарушителя, правильно дозировать. Особую роль ее применение приобретает в условиях, когда применять ору­жие нельзя или оно отсутствует (при несении службы инспекторами отдела безопасности).

Правильное и результативное применение боевых приемов борь­бы требует от сотрудников уголовно-исполнительной системы умело­го владения ими, твердого знания правовых основ и тактики приме­нения приемов.

В зависимости от предназначения и характера воздействия на правонарушителя все боевые приемы борьбы можно разделить на две основные группы - приемы защиты и приемы нападения. К первой группе относятся: приемы защиты от ударов, приемы обезоружива­ния, освобождения от захватов и обхватов и др. Ко второй - уда­ры, броски, приемы боя без оружия, удушение, связывание, задер­жание и конвоирование. Кроме того, имеется большое количество болевых приемов (рычаг руки внутрь, наружу, загиб руки за спину и др.), которые используются как во время защиты, так и для на­падения. В рукопашной схватке, как правило, приемы защиты и на­падения применяются в комплексе.

Многие боевые приемы борьбы дают возможность преодолеть фи­зическое сопротивление нарушителя и заставить подчиниться предъ­явленным требованиям, не причиняя ему серьезных телесных повреж­дений. Вместе с тем отдельные приемы (удары рукой в область го­ловы и шеи, ногой в жизненно важные центры, броски) могут при­вести к тяжким последствиям, нанести травмы и увечья. Поэтому каждый сотрудник уголовно-исполнительной системы должен твердо знать когда, в каких ситуациях и какие приемы следует проводить, строго соблюдать правовые основы их применения.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы, применяющий бое­вые приемы борьбы, не должен при этом превышать пределы необхо­димой обороны. Часть 2 ст. 37 УК РФ гласит, что «защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняю­щегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого наси­лия, является правомерной, если при этом не было допущено превы­шение пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства».

Например, если осужденный в ответ на законное требование инспектора по надзору оттолкнул последнего, а инспектор нанес нарушителю удар ребром ладони по шее, причинив ему без необходи­мости тяжкое телесное повреждение, такие действия инспектора бу­дут неправомерными. В данном случае защита явно не соответствует характеру нападения и превышен предел необходимой обороны.

При вооруженном нападении преступника не признаются законом правомерными действия сотрудника уголовно-исполнительной систе­мы, повлекшие тяжкие последствия для нападающего в случае, если они были совершены уже после того, как нападение было предотвра­щено или окончено и миновала необходимость в ответных действиях.

Например, при попытке преступника нанести удар железным штырем младшему инспектору последний обезоружил и задержал напа­дающего. Уже после задержания второй младший инспектор (службу они несли в паре) нанес нарушителю отобранным штырем удар по голове, что привело к увечью. В данном случае действия младшего инспектора, нанесшего удар, явно неправомерны, выступают как акт самочинной расправы, а поэтому он несет за них ответственность как за умышленное преступление.

Неправомерно также нанесение осужденному (нарушителю) удара в случае, если он отказывается выполнить требования наряда по надзору, однако никаких нападающих действий против них не произ­водит. В данной ситуации наряд должен заставить осужденного сле­довать в указанном направлении, применив один из приемов конвои­рования силой. Если же осужденный пытается, ухватившись за что-либо (ограду, ручку двери), воспрепятствовать конвоированию, следует с помощью болевого приема разорвать захват и заставить осужденного выполнить предъявленные требования.

В то же время необходимо помнить, что «не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия» (ч. 1 ст. 37 УК РФ). Сущностью части 1 этой статьи является то, что при возникновении указанных обстоятельств (наличие нападения, сопряженного с наси­лием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия) допускается причинение любого вреда посягающему, то есть здесь нет пределов необходимой обороны.

Для достижения эффективных результатов по применению физи­ческой силы весьма важно знать тактику ее применения. Сотрудник. применяющий физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, или находящийся в готовности к их применению, обязан:

Внимательно следить за поведением преступника (нарушителя), быть готовым к немедленным действиям;

Знать ухищрения, применяемые преступниками; помнить, что наиболее часто они совершают нападения в нетрезвом состоянии, в момент обнаружения их на месте преступления или совершением ка­ких-либо незаконных действий, на одиночных сотрудников (персо­нал), в уединенных и темных местах, узких проходах. Нападение нередко готовят заранее и всячески маскируют, стараются напасть внезапно и по возможности сзади. Из всех видов оружия чаще при­меняют колюще-режущее;

При отражении нападения преступника или его задержании действовать смело и решительно, приемы проводить энергично, при срыве одного приема немедленно переходить на другой. Не отпус­кать и не ослаблять захвата до тех пор, пока преступник не будет задержан или связан;

Не допускать захватов преступником своей одежды и тулови­ща, попав в захват сразу же освобождаться от него;

Максимально использовать свое даже минимальное преиму­щество, а также ошибки и слабые стороны противника, неудобные положения, занимаемые им.

При несении службы в ИУ младшие инспекторы в целях соблю­дения мер безопасности, свои обязанности, как правило, выполняют попарно. Это обеспечивает их постоянную взаимную страховку от возможного внезапного нападения осужденных. Основными ситуация­ми, в которых один из младших инспекторов обязан прикрывать действия своего товарища, можно считать:

Осмотр помещений с осужденными;

Открывание дверей камер в ШИЗО И ПКТ;

Обыск осужденных, особенно когда имеются предположения о наличии у обыскиваемого оружия;

Задержание и сопровождение нарушителя к оперативному де­журному ИУ или в ШИЗО.

Нападение осужденных инспекторы отражают совместно, исполь­зуя приемы взаимной помощи и выручки. Такое взаимодействие осо­бенно важно при попытке преступников применить оружие. Если силы нападающих преступников значительно превосходят силы наряда, последние должны придерживаться следующей тактики: по возможнос­ти занять позицию, при которой их тыл был бы надежно прикрыт от преступника стеной или забором. Маневрируя и помогая друг другу, не давать преступникам приблизиться и произвести захват, для че­го использовать прежде всего удары ногами в колени, промежность, живот.

В случае совершения осужденным нападения следует как можно дальше отскочить от него и подать сигнал тревоги. Главное в этот момент - не допустить нападающего к себе, не дать ему захватить одежду или оружие. Для отражения нападения наиболее целесообраз­но использовать удару ногами.

При захвате осужденным кобуры необходимо резко поднять ее двумя руками дульной частью вверх, препятствуя вытаскиванию пис­толета. Одновременно нанести удар локтем в голову, а носком ноги - по голени (коленом в промежность) и, захватив руку преступника за запястье и локоть, сорвать захват и провести загиб руки за спину.

Задержание убегающего осужденного (нарушителя) производится сбиванием его на землю одним из следующих способов: когда сот­рудник догоняет бегущего - зацепом стопы за голень, толчком в спину, наступанием на пятку; когда преступник бежит навстречу – подножкой.

Таким образом, правовыми основаниями применения физической силы являются ст. 29 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и ст. 37 УК РФ, а тактика ее применения разнообразна и зависит от конкретно возникшей ситуа­ции.

Порядок и случаи применения специальных средств: палки резиновой, наручников, газового оружия, служебных собак, средств разрушения преград, светозвуковых средств отвлекающего воздействия, водометов и бронемашин.

При пресечении преступных проявлений сотрудникам уголовно-исполнительной системы нередко приходится действовать в обс­тановке реальной опасности, в целях защиты жизни и здоровья лич­ного состава учреждений, а также лише­ния возможности преступников вести активные действия в Министерстве Юстиции Рос­сийской Федерации разработаны и успешно применяются специальные средства принудительного воздействия на преступников.

В качестве специальных средств применяются: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, принудительной оста­новки транспорта, водометы и бронемашины.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право при­менять специальные средства и газовое оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об учреж­дениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Сотрудники уголовно-исполнительной системы в соответствии со ст.30 вышеназванного закона имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1. Для отражения нападения на работников уголовно-исполни­тельной системы, осужденных, заключенных и других граждан.

2. Для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также заде­ржания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу

3. Для освобождения заложников, захваченных зданий, соору­жений, помещений и транспортных средств;

4. При конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

5. Для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказание.

Следует подчеркнуть, что специальные средства применяются только в тех случаях, когда использованы и не дали желаемых ре­зультатов ненасильственные способы предупреждения воздействия на правонарушителей. Более того, что важно для обеспечения закон­ности данного принуждения, для каждого специального средства в отдельности определяются основания и порядок его применения.

Резиновые палки применяются в случаях, предусмотренных выше пунктами 1. 2; наручники - п.п. 2, 4, причем при отсутствии на­ручников сотруднику уголовно-исполнительной системы разрешено использовать подручные средства связывания; светозвуковые средства отвлекающего воздействия - п.п. 1, 3. 5; средства разрушения преград - п. п. 3, 5; водометы и бронемашины - п. п. 2. 3, 5 и только по указанию начальника или заместителя начальника учреж­дения, исполняющего наказания, следственного изолятора с после­дующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения; служебные собаки и газовое оружие - п.п. 1-3, 5.

Виды специальных средств и газового оружия, а также интен­сивность их применения определяются с учетом складывающейся обс­тановки, характера правонарушений и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводить­ся к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам.

Учитывая возникновение самых различных ситуаций, в которых могут потребоваться решительные действия сотрудников уголовно-исполнительной системы. Закон установил, что в состоянии не­обходимой обороны или крайней необходимости сотрудники уголовно-исполнительной системы при отсутствии специальных средств и оружия вправе использовать любые подручные средства.

Закон запретил применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случа­ях, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

Вышеназванными Правилами применения специальных средств введен порядок, при котором сотрудники уголовно-исполнительной системы вооружаются специальными средствами не по собственному усмотрению, а по разрешению либо оперативного дежурного ИУ (в отношении средств индивидуальной защиты, резиновых палок, наруч­ников, аэрозольных упаковок слезоточивого газа "Черемуха"), либо начальника или заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора (в отношении всех остальных специальных средств).

Круг должностных лиц УИС, которым предоставлено право ре­шать вопрос о применении специальных средств, строго ограничен. Как правило, такое решение принимается руководителем специальной операции. Сотрудники уголовно-исполнительной системы, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно с последу­ющим рапортом непосредственному начальнику..

Таким образом, знание правовых основ, тактико-технических характеристик и возможностей средств индивидуальной защиты и специальных средств принудительного воздействия на преступников, способов их применения в специальных операциях, является частью профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, которая позволит им в экстремальных условиях успешно использовать эти средства, быстро и без потерь производить пре­сечение уголовных проявлений, задержание правонарушителей.