Приказ о здравоохранении 323. Оформление согласия пациента на медицинское вмешательство

Тема № 1. Характеристика правовых актов, регулирующих порядок оказания стоматологической помощи.

План.

1. Общая характеристика Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323.

2.Право на осуществление медицинской деятельности в России (Приложение 1).

3. Правовые основы частной медицины.

4. Правовой статус врача-стоматолога.

5. Права пациента.

6. Право пациента на информацию о состоянии здоровья.

7. Обязанность медицинского персонала сохранять профессиональную тайну при оказании стоматологической помощи.

8. Правовые аспекты согласия на медицинское вмешательство при оказании стоматологической помощи (Приложения 2,4).

9. Правовые аспекты отказа от стоматологической помощи (Приложения 3,5).

10. Общая характеристика Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.

11. Характеристика приказа Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях" от 07.12.2011 г. № 1496н.

12. Ограничения, налагаемые на медицинских работников при осуществлении профессиональной деятельности.

Общая характеристика Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323.



Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на КонституцииРоссийской Федерации и состоит из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

В данном законе используются следующие основные понятия:

1) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии;

12) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

13) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

14) заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

15) качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Принципы охраны здоровья:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Федеральный закон от N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года


Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Это основополагающий закон в сфере здравоохранения, который определяет организацию работы системы здравоохранения и системы оказания медицинской помощи Закон состоит из 14 глав и 101 статьи Закон: -Устанавливает правовые основы регулирования системы здравоохранения -Конкретизирует права граждан на охрану здоровья -Закрепляет дефинитный аппарат: в предыдущих законах отсутствовало определение ключевых понятий (медицинская помощь, здоровье, медицинская услуга и т.д.), что в юридической практике вызывало неоднозначность или двойное трактование. В законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ» дано определение всех ключевых понятий и терминов.


Право выбора пациентом медицинского учреждения и врача (за исключением неотложной помощи).Право выбора пациентом медицинского учреждения и врача (за исключением неотложной помощи). Единые для всех регионов стандарты лечения и требования к качеству медицинских услуг.Единые для всех регионов стандарты лечения и требования к качеству медицинских услуг. Недопустимость отказа в медицинской помощи.Недопустимость отказа в медицинской помощи. Дано понятие орфанных (редких) заболеваний, дорогостоящее медикаментозное лечение которых будет оплачиваться за счет региональных источников и федерального бюджета Дано понятие орфанных (редких) заболеваний, дорогостоящее медикаментозное лечение которых будет оплачиваться за счет региональных источников и федерального бюджета Вводится "неделя тишины" при прерывании беременности. Аборт может быть сделан не ранее семи дней после обращения женщины в медучреждение.Вводится "неделя тишины" при прерывании беременности. Аборт может быть сделан не ранее семи дней после обращения женщины в медучреждение. Закреплено право граждан на криоконсервацию и хранение половых клеток и тканей репродуктивных органов.Закреплено право граждан на криоконсервацию и хранение половых клеток и тканей репродуктивных органов. Узаконено и регламентировано суррогатное материнство.Узаконено и регламентировано суррогатное материнство. Основные новации закона


Глава 1. Общие положения. Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона - настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в РФ Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ Всего дано трактование 21 понятию. Например: здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма; Другие понятия: охрана здоровья граждан, медицинская помощь, медицинская услуга, медицинское вмешательство, профилактика, диагностика, лечение, пациент, медицинская деятельность, медицинская организация, фармацевтическая организация, медицинский работник, фармацевтический работник, лечащий врач, заболевание, основное заболевание, сопутствующее заболевание, тяжесть заболевания, качество медицинской помощи. Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья (перечислены другие нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения)


Глава 2. Основные принципы охраны здоровья Статья 4. Основные принципы охраны здоровья Статья 4. Основные принципы охраны здоровья Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья Статья 13. Соблюдение врачебной тайны Статья 13. Соблюдение врачебной тайны


1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. 1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. 2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. 3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи


Соблюдение врачебной тайны 1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием мед.помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. 2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. 3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений другим гражданам. 4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю; в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний при угрозе распространения инфекционных заболеваний по запросу органов дознания и следствия по запросу органов дознания и следствия в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему; в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему; в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов; в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов; в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания при обмене информацией между лечебными учреждениями при обмене информацией между лечебными учреждениями


Глава 3. Полномочия федеральных органов гос.власти, органов гос.власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья – организация и осуществление контроля за соответствием качества и безопасности медпомощи, мед изделий, продуктов лечебного питания, донорской крови.Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья – организация и осуществление контроля за соответствием качества и безопасности медпомощи, мед изделий, продуктов лечебного питания, донорской крови. Статья 15. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов Российской Федерации Статья 15. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов Российской Федерации Статья 16. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья – организация оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, развитие сети мед организаций региона Статья 16. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья – организация оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, развитие сети мед организаций региона Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья – организация оказания медпомощи только в случае делегирования полномочий органами госвласти субъекта Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья – организация оказания медпомощи только в случае делегирования полномочий органами госвласти субъекта Таким образом федеральным законом усилена ответственность органов госвласти за обеспечение охраны здоровья граждан и перенесен на уровень субъекта РФ основной объем полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную мед.помощь


Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья Статья 18. Право на охрану здоровья Статья 18. Право на охрану здоровья Статья 19. Право на медицинскую помощь Статья 19. Право на медицинскую помощь Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства Статья 21. Выбор врача и медицинской организации Статья 21. Выбор врача и медицинской организации Статья 22. Информация о состоянии здоровья Статья 22. Информация о состоянии здоровья Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья Статья 25. Права военнослужащих на охрану здоровья Статья 25. Права военнослужащих на охрану здоровья Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу на охрану здоровья Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу на охрану здоровья Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья


Право на медицинскую помощь. 1. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой госгарантий, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. 2. Пациент имеет право на: выбор врача и выбор медицинской организации выбор врача и выбор медицинской организации профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в санитарно-гигиенических условиях профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в санитарно-гигиенических условиях получение консультаций врачей-специалистов; получение консультаций врачей-специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья получение лечебного питания в случае нахождения в стационаре получение лечебного питания в случае нахождения в стационаре защиту сведений, составляющих врачебную тайну; защиту сведений, составляющих врачебную тайну; отказ от медицинского вмешательства; отказ от медицинского вмешательства; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты прав; допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты прав; допуск к нему священнослужителя, а при нахождении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов. допуск к нему священнослужителя, а при нахождении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов.


Медицинское вмешательство без согласия гражданина 1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители; 2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; 4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления); 5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно- психиатрической экспертизы. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья 1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. 2. Граждане обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих обязаны проходить медицинское обследование и лечение. 3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях. Данная статья не носит карательный характер, но впервые закрепляет принцип ответственного отношения граждан к своему здоровью


Глава 5. Организация охраны здоровья Статья 29. Организация охраны здоровья Статья 29. Организация охраны здоровья Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни Статья 31. Первая помощь Статья 31. Первая помощь Статья 32. Медицинская помощь Статья 32. Медицинская помощь Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь Статья 34. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь Статья 34. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь Статья 35. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь Статья 35. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь Статья 36. Паллиативная медицинская помощь Статья 36. Паллиативная медицинская помощь Статья 37. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи Статья 37. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи Статья 38. Медицинские изделия Статья 38. Медицинские изделия Статья 39. Лечебное питание Статья 39. Лечебное питание


Глава 5. Организация охраны здоровья (продолжение). Статья 40. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение Статья 40. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение Статья 41. Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях Статья 41. Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях Статья 42. Особенности организации оказания медицинской помощи населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций Статья 42. Особенности организации оказания медицинской помощи населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций Статья 43. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями Статья 43. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями Статья 44. Медицинская помощь гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями Статья 44. Медицинская помощь гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями Статья 45. Запрет эвтаназии Статья 45. Запрет эвтаназии Статья 46. Медицинские осмотры, диспансеризация Статья 46. Медицинские осмотры, диспансеризация Статья 47. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация Статья 47. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация Статья 48. Врачебная комиссия и консилиум врачей Статья 48. Врачебная комиссия и консилиум врачей Статья 49. Медицинские отходы Статья 49. Медицинские отходы Статья 50. Народная медицина Статья 50. Народная медицина


Новации 5 статьи 1. Определены виды (первичная медико – санитарная, специализированная, скорая и паллиативная), условия и формы (вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно) оказания медицинской помощи 2. Определены критерии высокотехнологичной помощи (включает в себя применение новых сложных и уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии) и порядок ее финансирования. Это позволит увеличить объемы помощи и решить спорные вопросы оплаты. 3. Впервые на законном уровне введено понятие медицинской эвакуации – комплекс мероприятий по транспортировке с применением лечебных мероприятий 4. Конкретизированы понятия медицинской реабилитации и санаторно- курортного лечения, их цели и предназначение. 5. Впервые введено понятие паллиативной помощи - комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.


Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи Порядок оказания медпомощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям и включает в себя: Порядок оказания медпомощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям и включает в себя: 1) этапы оказания медпомощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации, врача; 3) стандарт оснащения медицинской организации; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи. Стандарт медпомощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты и кратности применения: 1) медицинских услуг; 2) лекарственных препаратов (с указанием средних доз; 3) медицинских изделий, имплантируемых в организм; 4) компонентов крови; 5) видов лечебного питания; 6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).


Медицинская помощь гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями (впервые прописана в законе!!!) Медицинская помощь гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями (впервые прописана в законе!!!) 1. Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев на 100 тысяч населения. 2. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет". 3. В целях обеспечения граждан, страдающих орфанными заболеваниями, лекарственными препаратами осуществляется ведение Федерального регистра 4. Ведение Федерального регистра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 5. Органы госвласти субъектов осуществляют ведение регионального сегмента регистра и своевременное представление сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.


Запрет эвтаназии Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация 1. Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента. 2. Органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти. 3. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации (пересадки). 4. В Российской Федерации осуществляется учет донорских органов и тканей, а также лиц, нуждающихся в лечении методом трансплантации (пересадки) органов и тканей.


Народная медицина Народная медицина 1. Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний и умений по восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно- магического характера, а также совершение религиозных обрядов. 2. Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. 3. Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной некоммерческой организации. 4. Народная медицина не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. 5. Незаконное занятие народной медициной, а также причинение вреда жизни или здоровью при занятии народной медициной влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ.


Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья Статья 53. Рождение ребенка Статья 53. Рождение ребенка Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий Статья 56. Искусственное прерывание беременности Статья 56. Искусственное прерывание беременности Статья 57. Медицинская стерилизация Статья 57. Медицинская стерилизация


Применение репродуктивных технологий – данная статья существенное новшество закона!!! 1. Вспомогательные репродуктивные технологии – это методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсер-вированных половых клеток, эмбрионов, а также суррогатного материнства 2. При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом. 3. Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов 4. Быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование. 5. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая согласие на медицинское вмешательство. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.


1. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. 2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель. 3. Искусственное прерывание беременности проводится: 1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности: а) при сроке беременности четвертая - седьмая недели; б) при сроке беременности одиннадцатая - двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности; 2) не ранее семи дней (неделя тишины) с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая - десятая недели беременности. 4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности. 5. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней. Искусственное прерывание беременности


Глава 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование – впервые введена классификация экспертиз и выделено в отдельную структуру медицинское освидетельствование Статья 58. Медицинская экспертиза Статья 58. Медицинская экспертиза Статья 59. Экспертиза временной нетрудоспособности Статья 59. Экспертиза временной нетрудоспособности Статья 60. Медико-социальная экспертиза Статья 60. Медико-социальная экспертиза Статья 61. Военно-врачебная экспертиза Статья 61. Военно-врачебная экспертиза Статья 62. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы Статья 62. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы Статья 63. Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией Статья 63. Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи Статья 65. Медицинское освидетельствование Статья 65. Медицинское освидетельствование


Глава 8. Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека – впервые в законе четко прописаны нормы, устанавливающие момент смерти человека Статья 66. Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий Статья 66. Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий Статья 67. Проведение патолого- анатомических вскрытий Статья 67. Проведение патолого- анатомических вскрытий Статья 68. Использование тела, органов и тканей умершего человека Статья 68. Использование тела, органов и тканей умершего человека


Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий 1. Моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека). 2. Диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом. В составе консилиума должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении реанимации не менее пяти лет. В состав консилиума не включаются специалисты, участвующие в трансплантации 3. Биологическая смерть человека устанавливается на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений. 4. Реанимационные мероприятия прекращаются в случае признания их абсолютно бесперспективными, а именно: 1) при констатации смерти человека на основании смерти головного мозга; 2) при неэффективности реанимационных мероприятий, направленных на восстановление жизненно важных функций, в течение тридцати минут; 3) при отсутствии у новорожденного сердцебиения по истечении десяти минут с начала проведения реанимационных мероприятий. 5. Реанимационные мероприятия не проводятся: 1) при состоянии клинической смерти на фоне неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью; 2) при наличии признаков биологической смерти человека.


Проведение патолого-анатомических вскрытий - существенно расширены основания для проведения вскрытия По религиозным мотивам при наличии письменного заявления патолого- анатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев: 1) подозрения на насильственную смерть; 2) невозможности установления диагноза, приведшего к смерти 3) оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток; 4) подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов; 5) смерти: а) связанной с проведением диагностических, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови; б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него; в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли; г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы; д) беременных, рожениц и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно; 6) рождения мертвого ребенка; 7) необходимости судебно-медицинского исследования.


Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности Статья 70. Лечащий врач Статья 70. Лечащий врач Статья 71. Клятва врача Статья 71. Клятва врача Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников Статья 74. Ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности Статья 74. Ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности Статья 75. Урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности Статья 75. Урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками Статья 77. Особенности подготовки медицинских работников и фармацевтических работников Статья 77. Особенности подготовки медицинских работников и фармацевтических работников Статья 78. Права медицинских организаций Статья 78. Права медицинских организаций Статья 79. Обязанности медицинских организаций Статья 79. Обязанности медицинских организаций


Ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников Ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников Медицинские и фармацевтические работники не вправе: 1) принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, и принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компании, представителя компании; 2) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам; 3) заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий; 4) предоставлять пациентам недостоверную, неполную или искаженную информацию о наличии лекарственных препаратов, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену 5) осуществлять прием представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий 6) выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.


Глава 10. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Статья 80. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Статья 81. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Впервые в Российском законодательстве четко определены финансовые источники обеспечения здравоохранения, а также: -Конкретизированы требования к региональным программам госгарантий -В программу госгарантий включена паллиативная помощь


Глава 11. Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья Статья 82. Источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья Статья 82. Источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья Статья 83. Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения Статья 83. Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения Статья 84. Оплата медицинских услуг Статья 84. Оплата медицинских услуг Введено законодательное регулирование платных медицинских услуг: -Разграничен порядок и условия предоставления платной и бесплатной медицинской помощи -Установлен перечень услуг, которые не могут оказываться гражданам за плату


Не подлежат оплате за счет личных средств граждан: 1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛС, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания; 2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛС, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям; 3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов - по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям; 4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний; 5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков и стандартов медпомощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения организацией, оказывающей медпомощь; 6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.


Глава 12. Организация контроля в сфере охраны здоровья Статья 85. Контроль в сфере охраны здоровья Статья 85. Контроль в сфере охраны здоровья Статья 86. Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья Статья 86. Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья Статья 87. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности Статья 87. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности Статья 88. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности Статья 88. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности Статья 89. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности Статья 89. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности Статья 90. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности Статья 90. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности Статья 91. Информационные системы в сфере здравоохранения Статья 91. Информационные системы в сфере здравоохранения Статья 92. Ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности Статья 92. Ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности Статья 93. Сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг Статья 93. Сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг Статья 94. Сведения о лицах, которым оказываются медицинские услуги Статья 94. Сведения о лицах, которым оказываются медицинские услуги Статья 95. Государственный контроль за обращением медицинских изделий Статья 95. Государственный контроль за обращением медицинских изделий Статья 96. Мониторинг безопасности медицинских изделий Статья 96. Мониторинг безопасности медицинских изделий Статья 97. Медицинская статистика Статья 97. Медицинская статистика


Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья 1. Органы гос.власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством РФ. 2. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. 3. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. 4. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Глава 14. Заключительные положения Статья 99. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР и утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и Российской Федерации (их отдельных положений)Статья 99. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР и утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и Российской Федерации (их отдельных положений) Статья 100. Заключительные положения Статья 100. Заключительные положения Статья 101. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона Статья 101. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;

6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, - консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

3) в случае, указанном в пункте 6 части 9 настоящей статьи, - врачебной комиссией либо, если собрать врачебную комиссию невозможно, - консилиумом врачей или непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.

11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Охрана здоровья граждан — определение способов повышения качества жизни, которые формируются в следующих областях:

  • Правовая;
  • Политическая;
  • Медицинская;
  • Экономическая;
  • Научная;
  • Санитарно-гигиеническая.

Они созданы для сохранения, восстановления и повышения (психологического и физического) уровня здоровья каждого гражданина. Создаются способы для поддержания активности и приемлемого уровня здоровья человека. При необходимости, предоставляется оперативная медицинская помощь.

Настоящий Федеральный закон определяет отношения, которые возникают в области защиты уровня жизни жителей Российской Федерации.

Он регулирует :

  • Основы организационного, экономического и правового характера относительно охраны здоровья жителей;
  • Права и обязанности каждого человека, гражданина, отдельных слоев населения в области охраны здоровья, а также для предоставления гарантий подобных прав;
  • Ответственность и полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья;
  • Обязанности и права медицинских и других организаций, индивидуальных предпринимателей и тому подобное;
  • Обязанности и права фармацевтических и медицинских работников в соответствии с Федеральным законом.

Когда был принят?

Федеральный закон был принят Государственной думой 1 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации спустя 8 дней.

Действующее законодательство было создано на основании положений Конституции Российской Федерации. Оно состоит из настоящего Федерального закона в соответствии с другими нормативно правовыми актами.

Следует отметить, что согласованные нормы об охране здоровья не должны противоречить нормам действующего Федерального закона.

Подобное исследование назначается в случае :

  • Тяжелого заболевания;
  • Отравления, по причине которого была потеряна трудоспособность;
  • Долечивания в санаторно-курортных организациях;
  • Ухода за больным членом семьи;
  • Карантина и т.д.

Статья 61 Федерального закона

В ч 3 ст 61 ФЗ-323 были добавлены слова «и федеральными органами государственной власти».

Статья 78 Федерального закона

В п 3 — 3.1. ФЗ -323 были внесены изменения. Из пункта 3 были исключены слова «и листки нетрудоспособности».

Пункт 3.1 Федерального закона был дополнен. В нем говорится о том, что листки нетрудоспособности выдаются только в том порядке, который определен в соответствии с законодательством РФ и социальным страхованием в связи с материнством и на случай временной нетрудоспособности.

Скачать ФЗ-323

В 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» определены главные принципы, перечисленные ниже:

  • Все права граждан и государственные гарантии должны быть соблюдены;
  • Пациент имеет приоритет при оказании медицинских услуг;
  • Приоритет детей, если было обнаружено серьезное заболевание;
  • Защищенность граждан с социальной стороны;
  • Ответственность органов местного самоуправления и государственной власти;
  • Доступность и хороший уровень качества медицинской помощи;
  • Приоритет профилактики в области охраны здоровья;
  • Сохранение врачебной тайны.

Последнюю редакцию закона (ФЗ -323) с изменениями, поправками и дополнениями можете скачать по следующей .

Здравоохранение представляет собой наиважнейшую отрасль Российской Федерации. По сути, это совокупность социальных, медицинских, политических, санитарных и культурных мер, направляемых на непосредственную поддержку удовлетворительного состояния психического и физического здоровья граждан.

Как и любая другая отрасль, здравоохранение требует систематической государственной поддержки и мониторинга на федеральном уровне. Именно с этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 323. Но каковы основные положения данного нормативного акта? Когда вносились последние изменения в его актуальный регламент? Рассмотрим эти вопросы в статье.

Общие положения

Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 был принят Государственной Думой 1 ноября и одобрен на собрании Федерационного совета 9 ноября 2011 года. Рассматриваемый нормативный акт подписан Президентом Российской Федерации 21 ноября того же года.

Изучаемый 323 ФЗ об основах охраны здоровья граждан в РФ состоит из 14 глав, содержащих в себе 101 статью. Структура рассматриваемого нормативного акта такова:

  • Глава (далее - Гл.) 1 - Основные положения (ст. 1-3);
  • Гл. 2 - Принципы охраны здравоохранения (ст. 4-13);
  • Гл. 3 - Роль федеральных органов (ст. 14-17);
  • Гл. 4 - Обязанности и права граждан в сфере здравоохранения (ст. 18-28);
  • Гл. 5 - Организации, обеспечивающие охрану здоровья (ст. 29-50);
  • Гл. 6 - Проблемы репродукции и здоровья матери и ребёнка (ст. 51-56);
  • Гл. 7 - Принципы медэкспертизы (ст. 57-65);
  • Гл. 8 - Медицинские процедуры, относящиеся к биологической смерти человека (ст. 66-68);
  • Гл. 9 - Работники медицинских служб и предприятий (ст. 69-79.1);
  • Гл. 10 - Госгарантии в отношении охраны здоровья граждан (ст. 80-81);
  • Гл. 11 - Вопросы финансирования (ст. 82-84);
  • Гл. 12 - Контроль здравоохранительной деятельности (ст. 85-97);
  • Гл. 13 - Меры ответственности работников медицинской сферы (ст. 86);
  • Гл. 14 - Заключительные положения (ст. 87-101).

Как и любой другой нормативный акт, Федеральный закон №323-ФЗ регулярно претерпевает изменения, необходимые для поддержания его актуальности. Последние поправки в изучаемый документ внесены 29 июля 2017 года. Также в это время вносились коррективы в закон №220. подробности

Предмет регулирования и основные понятия закона

Общие положения изучаемого Федерального закона представлены в Главе 1 настоящего акта. Краткое содержание упомянутой части нормативного акта изложено ниже.

Статья 1 - описание предмета регулирования ФЗ-323, которым являются юридические и социальные взаимоотношения, возникающие в сфере здравоохранения. Под регламент текущего закона попадают следующие составляющие системы обеспечения и охраны физического и психического здоровья граждан:

  • Юридические, гражданские и организационные аспекты;
  • Обязанности и права граждан;
  • Ответственность и полномочия органов госбезопасности, а также региональной и государственной власти;
  • Нюансы работы медицинских учреждений, служб и их непосредственных сотрудников.

Статья 2 - указание основной терминологии, используемой в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Таковой является:

  • Здоровье - уровень физического и психического состояния человека;
  • Медицинское вмешательство - ряд манипуляций, направленных на улучшение состояния здоровья пациента;
  • Пациент - человек, которому требуется медицинская помощь;
  • Профилактика - мероприятия, предупреждающие зарождение и развитие болезненного состояния;
  • Диагностика - медицинское вмешательство, направленное на выявление дисфункций и патологий в организме пациента;
  • Фармацевтическая организация - предприятие, специализирующееся на выпуске и реализации лекарственных препаратов;
  • Медицинская организация — место, в котором пациенты проходят стационарное или амбулаторное лечение;
  • Лечащий врач - медработник, на которого возлагаются обязанности по предоставлению медицинских услуг определённым пациентам на основании сопутствующей документации;
  • Иные термины, представленные в рассматриваемой статье изучаемого нормативного акта.

Статья 3 - определение законодательной базы, на которой основывается Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан. В перечень нормативных актов, служащих основанием для ФЗ-323, входят следующие документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
  • Закон «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассматриваемый Федеральный закон является основным законодательным актом, регулирующим деятельность медицинских работников на территории современной России.

Последние изменения в законе об основах охраны здоровья граждан РФ

В каждый законодательный акт Российской Федерации регулярно вносятся изменения и исправления. Данная процедура проводится в целях обеспечения легитимности и актуальности важных нормативов и упразднения морально устаревших.

Последние поправки в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» внесены 29 июля 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основании статьи 37 указанного выше документа, в ФЗ-323 внесены следующие изменения:

  • В ст. 3 изучаемого Федерального закона появился пункт 9, указывающий на то, что в числе документальной базы для текущего акта теперь определяется и Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • В пункт 5 статьи 38 после фразы «международный медицинский кластер» добавлено уточнение, повествующее о возможности проведения ряда мероприятий на территориях инновационных научно-технологических центров.

Более ранние существенные поправки, вступившие в силу 1 января 2017 года, касаются процедуры обязательной регистрации лиц, страдающих тяжёлыми инфекционными заболеваниями (туберкулёз, сифилис и т. д.). Статья 43 изучаемого Федерального закона была дополнена пунктом 2.1, определяющим сведения, которые должна содержать регистрационная карта подобного больного, а именно:

  • ФИО пациента полностью;
  • СНИЛС и номер медстраховки;
  • Число, месяц и год рождения;
  • Паспортные реквизиты;
  • Диагноз и текущее состояние инфицированного больного;
  • Дата внесения данных в Медреестр;
  • Подпись лечащего врача и печать медучреждения.

В соответствии с нововведениями, внесёнными в действительный регламент изучаемого Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подобный гражданин не вправе утаивать информацию о своём заболевании от медперсонала, работодателей и лиц, проживающих с ним на территории одной жилплощади.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 323

С целью более подробного изучения нормативов 323 ФЗ об основах охраны здоровья граждан в РФ рекомендуется планомерно изучить каждую из его глав. Актуальный текст рассматриваемого Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступен по следующей