Приказ 7 мвд экспертной деятельности. Экспертиза мвд россии. С изменениями и дополнениями от

Проводимая масштабная реформа МВД в России в 2018 году сократит штатную численность полицейских, передаст часть функций другим организациям и ведомствам, а также ужесточит дисциплину сотрудников. Первые шаги уже сделаны в некоторых регионах страны.

Реформа полиции – чего ждать

Самые серьезные изменения, которые принесет реформа полиции, коснутся так называемых «несиловых» функций. Ожидаются изменения в системе медицинского обслуживания полицейских – непрофильные функции министерства будут переданы другим ведомствам. Соответствующие предложения в проект «Повышение обороноспособности и безопасности государства» на 2018-2024 годы уже подготовила межведомственная рабочая группа, созданная при аппарате Совета безопасности.

Общие сведения о преступности (январь-июль 2017 года)

В планах рабочей группы упразднение ведомственных поликлиник, больниц и санаториев. Ожидается, что они будут либо переданы Министерству здравоохранения, либо проданы. Полицейские же будут обслуживаться через систему добровольного медицинского страхования. Авторы изменений ссылаются на то, что в среде силовиков распространено мнение о давлении на медицинский персонал для уменьшения количества обнаружений профессиональных заболеваний. Если сотрудники МВД будут обслуживаться в обычных поликлиниках, то данное предположение не сможет иметь никаких обоснований. В настоящее время ежегодные затраты на медицинское обслуживание полицейских составляют около 25 млрд рублей. По подсчетам авторов инициативы, переход на ДМС будет стоить не дороже.

Помимо медицинской сферы, изменения затронут экспертно-криминалистическое подразделение МВД – законодатели подумывают над их передачей в ведомство федеральных государственных унитарных предприятий. Кроме того, гражданскими служащими станут:

  • кадровики;
  • психологи;
  • финансисты;
  • бухгалтеры.

Также планируется передача обязанностей по выдаче паспортов и водительских удостоверений гражданским ведомствам – Росреестру, Минюсту или иным организациям.

Сокращения полицейских

Штатные сотрудники министерства уже попали под сокращение – в первую очередь подразделения по борьбе с экстремизмом. При этом увольнения коснулись не только регионов, но и центрального аппарата ведомства. Так, как передают СМИ, сотрудники ГУПЭ МВД переехали в главное здание министерства из кабинетов на Садовой-Спасской улице. Помимо уменьшения штатного расписания, реформы коснутся и управления по противодействию экстремизму.

Ранее информагентства опубликовали информацию, согласно которой, функции по оперативно-розыскной деятельности в части противодействия терроризму и экстремизму будут возложены на Росгвардию. Само министерство пока воздерживается от официальных комментариев.

Еще одним признаком глобальной реформы, эксперты называют увольнение заместителя министра юстиции РФ Сергея Герасимова. Высокопоставленный чиновник отправлен в отставку приказом президента. Указ был опубликован на официальном портале правовой информации 21 августа 2017 года.

Герасимова называли одним из «идеологов реформы полиции». Зимой он направил письмо в Конституционный суд России с призывом сохранить уголовную ответственность за нарушения во время митингов. Чиновник заявил, что данную меру наказания необходимо применять к тем лицам, которые неоднократно совершали административные правонарушения.

С наступлением 2018 года в Министерстве внутренних дел снова грядут перемены. Нововведения повлекут за собой сокращение штата, изменение должностных обязанностей и компетенций сотрудников и ужесточение дисциплинарных требований.

Реформа системы МВД в текущем году преследует следующие цели:

  • безопасность страны во время проведения Чемпионата мира по футболу;
  • сокращение численности сотрудников;
  • реализация государственной и миграционной политики;
  • сокращение преступности;
  • усиление контроля над оборотом наркотиков.

Штатные сокращения и упразднения

Президент лимитировал штат отдела внутренних дел и уменьшил ее на 10000 человек. Данный Указ появился на портале правовой информации 31.12.2017 года. Согласно документу, с начала текущего года численность штата ведомства, финансируемая из бюджета, не должна превышать 894 871 человека. Это требование не распространяется на охрану и обслуживающий персонал. Так:

  • сотрудников органов внутренних дел должно быть не более 746859;
  • федеральных гражданских госслужащих – 17199;
  • прочих работников – 130813.

Реструктуризация, по большей части, касается ГИБДД. В рамках нововведений планировалась ликвидация ГИБДД, посредством слияния с ДПС, сокращение штата вневедомственной охраны и патрульной службы.

Следует отметить, что под сокращение не попадут сотрудники, занимающиеся совершением регистрационных действий и проведением экзаменов на право управления ТС. А те, кому повезло меньше, смогут продолжить службу, но уже в других подразделениях МВД.

Однако в МВД России планы об упразднении ГИБДД не подтверждают. Реформация коснется Госавтоинспекции лишь путем реорганизации работы ведомства. Ожидается сокращение части нынешних функций инспекции и повышение эффективности работы за счет сохранения числа сотрудников.

В планах ведомства максимально освободить сотрудников Госавтоинспекции от бумажной работы: сведение к минимуму административных дел, отмена выездов на ДТП, упразднение групп разбора. Функции ГИБДД ограничатся только составлением протоколов об административных правонарушениях в электронном виде.

Главными целями реформации ГИБДД в 2019 году являются:

  • создание новой высокоэффективной структуры;
  • полное истребление коррупции;
  • сокращение расходов бюджета;
  • упразднение целого ряда руководящих должностей;
  • обеспечение порядка на дорогах;
  • увеличение автопарка за счет объединения двух структур;
  • подтверждение уровня квалификации каждого сотрудника.

Однако многие эксперты считают, что слияние двух структур: ГИБДД и ДПС, отрицательно скажется на будущих результатах, так как связано с потерей квалифицированных специалистов и опытных сотрудников. Более того, их специфика работы весьма различается, сотрудники ДПС даже не обязаны знать правила дорожного движения, а обучение повлечет за собой дополнительные финансовые затраты.

В настоящее время, продолжается сокращение работников отдела по борьбе с экстремизмом не только на региональном, но и на центральном уровнях: часть их обязанностей, а именно – предупреждение и противодействие терроризму, теперь будет выполнять Росгрвардия.

На рассмотрении находится проект передачи экспертно-криминалистического подразделения МВД в ведомство федеральных государственных унитарных предприятий. Этот вопрос еще не решен, ответ на него станет известен лишь после окончательного принятия масштабной реформы.

Реформация коснулась и государственных служащих МВД. С текущего года работники бухгалтерии, психологи, кадровики и финансисты станут гражданскими служащими.

Изменение полномочий

Более того, сотрудникам полиции сократят число обязанностей. Теперь выдача паспортов и водительских удостоверений станет прерогативой Росреестра и Министерства юстиции.

В конце 2019 года ожидается переход полномочий службы пожарной безопасности к Министерству внутренних дел. А обязанности Министерства чрезвычайных ситуаций возьмут на себя МВД и министерство обороны. Также для осуществления эффективного ведомственного контроля планируется создание управленческого подразделения Министерства государственной безопасности (МГБ).

Перемены касаются и руководящих должностей. По приказу президента, опубликованному еще в августе прошлого года, снят с должности и отправлен в отставку замминистра юстиции Российской Федерации – Сергей Герасимов. К слову, он был инициатором сохранения уголовной ответственности за нарушение правопорядка во время официальных митингов и ужесточения наказаний для лиц, неоднократно совершивших административные правонарушения.

Медицинское обслуживание

Изменения коснутся и медицинского обслуживания МВД. Теперь лечением сотрудников полиции будет заниматься не Министерство МВД, а профильные ведомства. Полицейских переведут на систему добровольного медицинского страхования. Причиной такого решения послужило большое количество жалоб персонала медицинских учреждений, относящихся к числу ведомственных, на давление со стороны силовиков для уменьшения количества обнаруженных профзаболеваний. Чтобы исключить всяческие подозрения по этому поводу, было принято решение – перевести сотрудников полиции на обслуживание в медучреждениях, находящихся в подчинении Министерства здравоохранения.

По мнению экспертов, такие изменения не увеличат финансовые расходы на обслуживание МВД.

Что касается учреждений здравоохранения, относившихся к ведению МВД, — их передадут профильному Министерству, либо продадут.


В регионах:

В некоторых регионах страны начали реформацию еще до начала 2019 года, например, Ставропольский край, в котором главное изменение коснулось именно внутренней дисциплины. Служащим рекомендовали не посещать места, занимающиеся розничной торговлей алкоголем, в том числе бары и клубы, запретили кредитоваться в микрофинансовых организациях, а руководителям отделов поручили следить за условиями жизни своих подчиненных.

Изменения не коснутся:

  • порядка приема на службу;
  • возраста вступления в ряды сотрудников полиции;
  • системы взысканий и поощрений, применяемых к полицейским.

Очевидна масштабность новой реформы, но говорить об ее эффективности пока рано. По итогам проделанной работы ожидается внесение поправок, учитывая рекомендации МВД, а также качественные и статистические показатели деятельности.

Численность сотрудников МВД

Министерство внутренних дел Российской Федерации Уровень управления 2013 2014 2015 2016
Всего должностей в соответствии со штатным расписанием январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь Изм.за год
Российская Федерация Региональный 2 492 656 301 655 910 719 137 9,6%
Центральный федеральный округ Региональный 646 169 050 166 676 179 698 7,8%
Московская область в старых границах Региональный 55 2 764 2 583 2 612 1,1%
Белгородская область Региональный 35 5 193 5 327 5 884 10,5%
Брянская область Региональный 56 5 935 5 827 6 402 9,9%
Владимирская область Региональный 21 6 007 5 972 6 783 13,6%
Воронежская область Региональный 77 8 829 8 223 8 850 7,6%
Ивановская область Региональный 29 4 885 4 803 5 151 7,2%
Калужская область Региональный 8 4 337 4 291 4 619 7,6%
Костромская область Региональный 19 4 499 4 252 3 965 -6,7%
Курская область Региональный 34 5 758 5 585 6 053 8,4%
Липецкая область Региональный 43 5 414 5 122 5 360 4,6%
Московская область Региональный 95 25 196 26 106 28 605 9,6%
Орловская область Региональный 16 4 056 3 861 4 373 13,3%
Рязанская область Региональный 32 5 202 4 882 5 286 8,3%
Смоленская область Региональный 45 4 265 4 222 4 713 11,6%
Тамбовская область Региональный 51 5 504 5 164 6 018 16,5%
Тверская область Региональный 30 5 253 5 147 5 549 7,8%
Тульская область Региональный 22 7 067 6 693 7 148 6,8%
Ярославская область Региональный 28 6 876 6 199 6 885 11,1%
Москва Региональный 5 54 774 55 000 58 054 5,6%
Северо-Западный федеральный округ Региональный 272 63 073 61 261 67 704 10,5%
Республика Карелия Региональный 23 3 961 3 811 4 280 12,3%
Республика Коми Региональный 40 5 228 5 169 5 699 10,3%
Архангельская область Региональный 37 6 112 5 818 6 593 13,3%
Ненецкий автономный округ Региональный 328 328 357 8,8%
Архангельская область (без автономного округа) Региональный 37 5 784 5 490 6 236 13,6%
Вологодская область Региональный 24 7 069 6 755 7 228 7,0%
Калининградская область Региональный 0 3 976 3 970 4 692 18,2%
Ленинградская область Региональный 135
Мурманская область Региональный 29 4 475 4 319 4 939 14,4%
Новгородская область Региональный 16 4 019 3 885 4 067 4,7%
Псковская область Региональный 23 3 557 3 387 3 810 12,5%
Санкт-Петербург Региональный 80 24 676 24 147 26 261 8,8%
Южный федеральный округ (с 29.07.2016) Региональный 74 145
Республика Адыгея Региональный 2 438 2 430 2 604 7,2%
Республика Калмыкия Региональный 16 1 944 1 863 1 937 4,0%
Республика Крым Региональный 7 225 7 640 5,7%
Краснодарский край Региональный 31 25 700 24 477 27 890 13,9%
Астраханская область Региональный 4 854 4 700 5 330 13,4%
Волгоградская область Региональный 36 10 248 9 974 10 732 7,6%
Ростовская область Региональный 11 13 908 13 699 16 114 17,6%
Севастополь Региональный 1 666 1 898 13,9%
Южный федеральный округ (с 2010 года) Региональный 94 59 092 57 143
Северо-Кавказский федеральный округ Региональный 85 50 391 54 566 57 537 5,4%
Республика Дагестан Региональный 15 112 14 213 13 809 -2,8%
Республика Ингушетия Региональный 12 3 224 3 051 3 329 9,1%
Кабардино-Балкарская Республика Региональный 13 5 041 4 773 4 867 2,0%
Карачаево-Черкесская Республика Региональный 2 846 2 757 2 934 6,4%
Республика Северная Осетия - Алания Региональный 2 6 607 5 902 6 995 18,5%
Чеченская Республика Региональный 13 3 849 10 858 11 416 5,1%
Ставропольский край Региональный 45 13 712 13 012 14 187 9,0%
Приволжский федеральный округ Региональный 571 126 592 121 739 133 017 9,3%
Республика Башкортостан Региональный 37 14 511 13 849 15 176 9,6%
Республика Марий Эл Региональный 6 2 879 2 803 3 073 9,6%
Республика Мордовия Региональный 22 3 981 3 824 4 474 17,0%
Республика Татарстан Региональный 46 15 209 14 782 15 722 6,4%
Удмуртская Республика Региональный 34 5 893 5 786 6 233 7,7%
Чувашская Республика Региональный 12 5 016 4 883 5 206 6,6%
Пермский край Региональный 60 14 351 13 486 14 446 7,1%
Кировская область Региональный 43 6 089 5 928 6 631 11,9%
Нижегородская область Региональный 67 14 660 13 867 14 954 7,8%
Оренбургская область Региональный 100 8 883 8 342 9 441 13,2%
Пензенская область Региональный 33 5 782 5 344 5 876 10,0%
Самарская область Региональный 54 13 729 13 818 14 956 8,2%
Саратовская область Региональный 37 10 947 10 440 11 891 13,9%
Ульяновская область Региональный 20 4 662 4 587 4 938 7,7%
Уральский федеральный округ Региональный 180 60 666 56 886 63 526 11,7%
Курганская область Региональный 71 4 670 4 655 5 064 8,8%
Свердловская область Региональный 29 21 443 19 708 21 906 11,2%
Тюменская область Региональный 44 18 815 18 082 20 732 14,7%
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Региональный 8 346 8 233 9 124 10,8%
Ямало-Ненецкий автономный округ Региональный 3 613 3 482 3 838 10,2%
Тюменская область (без автономных округов) Региональный 44 6 856 6 367 7 770 22,0%
Челябинская область Региональный 36 15 738 14 441 15 824 9,6%
Сибирский федеральный округ Региональный 430 88 406 89 751 100 248 11,7%
Республика Алтай Региональный 23 1 450 1 446 1 598 10,5%
Республика Бурятия Региональный 29 4 420 4 389 4 833 10,1%
Республика Тыва Региональный 13 1 956 1 874 1 898 1,3%
Республика Хакасия Региональный 2 816 2 589 2 939 13,5%
Алтайский край Региональный 46 11 176 11 319 12 160 7,4%
Забайкальский край Региональный 40 5 511 5 384 6 427 19,4%
Красноярский край Региональный 40 14 792 14 481 16 007 10,5%
Иркутская область Региональный 76 11 114 11 039 12 969 17,5%
Кемеровская область Региональный 82 13 064 13 013 14 203 9,1%
Новосибирская область Региональный 27 12 402 10 755 12 109 12,6%
Омская область Региональный 16 9 426 9 064 10 039 10,8%
Томская область Региональный 38 279 4 398 5 066 15,2%
Дальневосточный федеральный округ Региональный 214 39 031 38 997 43 262 10,9%
Республика Саха (Якутия) Региональный 21 4 926 5 044 5 912 17,2%
Камчатский край Региональный 5 2 498 2 508 2 585 3,1%
Приморский край Региональный 84 12 232 11 628 12 944 11,3%
Хабаровский край Региональный 42 9 677 8 232 8 778 6,6%
Амурская область Региональный 15 4 643 4 511 5 390 19,5%
Магаданская область Региональный 19 1 650 1 709 1 749 2,3%
Сахалинская область Региональный 13 1 417 3 469 3 923 13,1%
Еврейская автономная область Региональный 15 1 346 1 284 1 293 0,7%
Чукотский автономный округ Региональный 642 612 688 12,4%
Крымский федеральный округ Региональный 8 891

Произошедшие за последние пять лет изменения нормативно-правового регулирования в области борьбы с преступностью, введение в действие новых Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, принятие Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», безусловно, нашли свое отражение и в организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Характер правовых норм, установленных Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и УПК РФ, потребовал более четкого организационного разделения субъектов судебно- экспертной деятельности и участников уголовного судопроизводства, выполняющих функцию обвинения. Сегодня активное использование криминалистических средств и методов становится одной из наиболее результативных форм борьбы с преступностью. В России ежегодно свидетелями выступают около 10 миллионов человек. Из этого количества примерно четверть подвергается угрозам и насилию и меняет свои показания. Это одна из причин, заставляющая постоянно искать пути повышения более эффективного использования вещественных доказательств в расследовании преступлений. В результате на протяжении последних лет отмечается устойчивое увеличение объемов экспертно-криминалистической работы, повышение ее результативности. Экспертами ЭКП ОВД ежегодно выполняется около 80% криминалистических экспертиз по уголовным делам, находящимся в производстве правоохранительных органов. Практически все осмотры мест происшествия по тяжким преступлениям против личности проводятся с участием экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел Российской Федерации. Применение криминалистических средств и методов на сегодняшний день способствует созданию объективной доказательственной базы по более чем 2/3 (более 70%) всех раскрытых преступлений. Одна из основных задач ЭКП ОВД — это эффективное применение криминалистических средств и методов при производстве следственных действий, важнейшим из которых является осмотр места происшествия. За последние 5 лет повысился уровень криминалистического обеспечения осмотров мест происшествий, сохранились положительные тенденции их результативности. Указанный период характеризуется ростом участия специалистов ЭКП в осмотрах мест происшествий на 25%. Благодаря тесному взаимодействию со следственными и оперативно- розыскными подразделениями полнее стали использоваться изъятые при осмотрах следы и другие вещественные доказательства. Положительные тенденции по результативности участия специалистов- криминалистов в осмотрах мест происшествий повлияли на увеличение количества проводимых экспертиз и исследований. Так, количество выполненных экспертиз с 1998 года по настоящее время возросло на 50%, исследований по оперативным материалам — на 80%. Как уже отмечалось, рост числа зарегистрированных преступлений за последние годы, повышение требований нового УПК РФ к порядку формирования доказательственной базы, активизация усилий по укреплению взаимодействия служб и подразделений обусловили увеличение объемов работы ЭКП ОВД России практически по всем направлениям экспертной деятельности. Указанные проблемы были рассмотрены на коллегии МВД России от 24 декабря 2002 года № 5 км/2 «О состоянии и мерах по повышению эффективности деятельности экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью». В рамках реализации решений данной коллегии ЭКЦ МВД России осуществлен комплекс организационных мероприятий, в том числе и по упорядочению и переработке нормативно-правовой базы, регламентирующей экспертно-криминалистическую деятельностьРешение Коллегии МВД России от 24 декабря 2002 г. № 5 км/2 «О состоянии и мерах по повышению эффективности деятельности экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью», утв. приказом МВД России № 79 от 4 февраля 2003 г.. Проведена реорганизация ЭКП ОВД России, сформированы экспертно-криминалистические центры при МВД, ГУВД, УВД 85 субъектов Федерации, 20 УВДТ, УВД (ОВД) на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях. Утверждены новые нормы положенности ЭКП ОВД и новые должностные оклады начальствующего состава экспертно-криминалистических центров в соответствии с приказами МВД России № 1120-02 г., № 366-03 г., № 985-03 г. Переработаны системы учета и оценки деятельности ЭКП ОВД, формы статистической отчетности ЭКП, периодичность и порядок ее выдачи в ЭКЦ МВД России и ОВД субъектов Российской Федерации. Введение в практику ЭКП новых и совершенствование имеющихся направлений экспертных исследований способствуют неуклонному возрастанию значения результатов экспертиз в раскрытии и расследовании преступлений. В настоящее время в ЭКЦ при МВД, ГУВД, УВД выполняются разнообразные виды экспертиз — криминалистические, взрывотехнические, генотипоскопические, фоноскопические, геммологические, пожарно-технические, бухгалтерские, экспертизы в сфере компьютерных технологий и т.д., что позволяет службам, задействованным в раскрытии и расследовании преступлений, иметь научно обоснованную и аргументированную поддержку в формировании следственных версий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, установлении истины по уголовному делу. Наряду со ставшими традиционными криминалистическими экспертизами, которые проводятся практически в каждом МВД, ГУВД, УВД, в последние годы появляются и развиваются новые виды экспертиз, потребность в которых вызвана меняющимся характером преступности, увеличением числа таких преступлений, как похищение людей, терроризм, вымогательство, криминальные взрывы, подделка и изготовление вредных для здоровья продуктов питания, в области компьютерных технологий. В первую очередь, это — взрывотехнические, фоноскопические, одорологические, генетические, компьютерно-технические экспертизы, исследования контрафактной продукции и ряд других. Сегодня в органах внутренних дел выполняется 24 вида экспертиз, из них 17 относятся к специальным, годовые объемы работ по которым постоянно растут. Так, в Центре и практически во всех ЭКЦ системы внутренних дел выполняются физико-химические, пищевые и автотехнические экспертизы, в 66 региональных центрах — взрыво- и пожарно-технические, в 47 — биологические, в 17 — организованы лаборатории по производству генотипоскопических экспертиз, общеизвестных как ДНК-экспертизы, в 4 — отделения исследования запаховых следов. Кроме того, в 58 регионах созданы медико-криминалистические группы для идентификации неопознанных трупов. Сейчас на различных стадиях формирования находятся подразделения судебно-экономических экспертиз, способные проводить исследования по всем направлениям, включая производство судебно-бухгалтерских, налоговых, финансово-аналитических и финансово- кредитных экспертиз. Необходимо отметить, что, несмотря на развитие специальных видов экспертных исследований, использование традиционных видов экспертиз в обозримом будущем не потеряет свою актуальность. Об этом свидетельствуют статистические данные. Так, установлению причастности лица к совершению преступлений способствовали результаты почти 70 процентов выполненных традиционных криминалистических экспертиз. При этом нагрузка на одного эксперта составила более ста экспертиз. По результатам только дактилоскопической экспертизы в минувшем году дана информация о возможной причастности к совершению преступлений более 30 тыс. лиц, по 14,5 тыс. преступлений уголовные дела направлены в суд. Например, именно с помощью дактилоскопической экспертизы удалось раскрыть «громкое» убийство бывшего депутата Государственной Думы Сергея Юшенкова. Решающее место в комплексе антитеррористических мероприятий имеет использование возможностей взрывотехнических, фоноскопических, баллистических, дактилоскопических экспертиз, а также экспертно-криминалистических учетов, картотек и коллекций ЭКП ОВД России. В ЭКП 74 МВД, УВД субъектов Российской Федерации имеются 160 специалистов-взрывотехников, прошедших специальную подготовку. В настоящее время в Центре создана и пополняется коллекция образцов взрывотехнических устройств, содержащая порядка 3 тыс. объектов; подготовлены учебные пособия и методические рекомендации, в том числе по расчету поражающих факторов взрыва, исследованиям ВВ и ВУ как промышленного, так и самодельного изготовления. По заданию и при непосредственном участии специалистов Центра разработана и принята на вооружение органов внутренних дел передвижная взрывотехническая лаборатория, укомплектованная всем необходимым для качественного осмотра и исследования места взрыва. При раскрытии и расследовании преступлений террористического характера результативно используются записи телефонных переговоров, заявлений террористов, членов организованных преступных групп. Сегодня стало реальным создание фонотеки голосов террористов, вымогателей, похитителей людей и других категорий преступников. Расширяется спектр, совершенствуются технологии автоматизированных систем ведения картотек следов и объектов, изъятых с мест нераскрытых преступлений. Ежегодно результаты проверок по экспертно-криминалистическим учетам способствуют раскрытию и расследованию полумиллиона преступлений. В результате проверок следов и объектов в 2003 г. по экспертно- криминалистическим учетам получена розыскная информация по более чем 400 тыс. преступлений. В последние годы хорошие результаты по установлению лиц, совершивших тяжкие преступления, дает внедрение в экспертную практику автоматизированных программных комплексов. Так, развитие автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем (АДИС) в настоящее время выходит на уровень создания региональных и межрегиональных комплексов с объемами баз данных в несколько миллионов дактилокарт. С начала 2000 г. АДИС «Дельта-С» с объемом банка данных около 2 млн. дактилокарт находится в совместной эксплуатации ГУВД г. Москвы и ГУВД Московской области. В результате по 1000 уголовным делам на сегодняшний день идентифицированы лица, причастные к совершению преступлений, установлена личность более 1500 неопознанных трупов. В ЭКП МВД, ГУВД, УВД действуют порядка 400 таких систем, в составе которых функционируют более 980 компьютеров. В 2001 г. на базе ГУ ЭКЦ МВД России началось формирование централизованной дактилоскопической картотеки следов рук, изъятых с мест нераскрытых особо тяжких и тяжких преступлений межрегионального и серийного характера (ЦДС). Основной целью создания ЦДС является повышение эффективности использования дактилоскопических учетов ЭКП ОВД России для раскрытия и расследования межрегиональных и серийных преступлений, прежде всего по таким видам, как терроризм, хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, организация преступного сообщества, убийства и т.п. На 1.04.2004 г. массив содержал информацию в виде 8000 карточек. Целенаправленная работа осуществляется Центром в рамках борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, а также в раскрытии преступлений, совершенных с его применением. Продолжается формирование всероссийского банка данных экспериментального отстрела производимого в Российской Федерации и закупаемого за рубежом нарезного огнестрельного оружия. По состоянию на 1.04.2004 г. на учет ФПГТ поставлены пули и гильзы, стреляные из 976 779 единиц служебного и гражданского оружия с нарезным стволом. Основными задачами, решаемыми Центром, являются совершенствование правового регулирования и организационно-методическое руководство всеми ЭКЦ, а также организация, проведение и координация прикладных научных исследований. Как уже отмечалось, получают развитие новые виды экспертиз, в том числе и ДНК-анализа и компьютерно-технических, как в Центре, так и на местах. Проведение такого рода исследований требует высокой профессиональной подготовки, а в ряде случаев — детального научного подхода. Научные исследования ведутся по трем направлениям: разработка основ деятельности экспертно-криминалистический подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в борьбе с преступностью, разработка и совершенствование методик криминалистических исследований, а также разработка информационного и компьютерного обеспечения применения экспертно-криминалистических методов и средств. Кроме того, немалый практический интерес представляют ведущиеся в НИЛ ЭКЦ работы по криминалистическому исследованию героина, комплексному экспертно-криминалистическому исследованию фальсифицированной табачной и алкогольной продукции, изучению возможности повышения доказательственной значимости результатов ДНК-анализа при раскрытии и расследовании преступлений, а также по системе подготовки собак-детекторов запаховых следов человека. Сегодня в подразделениях Центра трудятся четыре доктора наук, шестнадцать кандидатов наук, еще четырнадцать сотрудников учатся в адъюнктуре. В прошлом году в Центре проводились научные исследования в соответствии с рабочими программами и календарными планами по 14 (15 в АППГ) темам плана НИР-2004 г.: из них 8 тем — переходящих из плана НИР-2003 г. и 6 — вновь открытых в 2004 г. Всего на сегодняшний день в экспертно-криминалистических подразделениях в системе МВД России трудятся свыше 14 тыс. человек. Кадры для ЭКП ОВД готовят Московский и Санкт-Петербургский университеты МВД России, Волгоградская и Нижегородская академии МВД России, Саратовский юридический институт МВД России, а также другие ведомственные вузы. В настоящее время проводится кардинальная реструктуризация центральных исполнительных органов государственной власти, в том числе она коснулась МВД России и соответственно нашей службы. В этой связи необходимо отметить, что в последние 15-20 лет по инициативе отдельных ученых и руководителей Министерства юстиции поднимается на самом высоком уровне вопрос создания единой государственной экспертной службы при Минюсте. Иными словами, это ведомство претендует на монополию проведения всех видов экспертиз. ЭКЦ МВД России не поддерживает данную позицию по следующим причинам. Экспертная служба МВД России, существующая уже 85 лет, насчитывает более 14 тыс. специалистов. Для сравнения: в Минюсте России таковых — 1,5 тыс. плюс 1 тыс. внештатных частнопрактикующих экспертов, делающих экспертизу на платной основе; в Комитете по Госнаркоконтролю России насчитывается 2-2,5 тыс. специалистов. Объем работ экспертных подразделений органов внутренних дел превышает объем работы экспертных учреждений системы юстиции не только по абсолютной величине (причем на порядок), но и по нагрузке на одного эксперта. При значительно меньших сроках производства экспертиз обеспечивается должное качество их производства. В МВД России создана и совершенствуется система профессиональной подготовки экспертов. Три высших учебных заведения МВД России осуществляют подготовку экспертных кадров для органов внутренних дел по специальности «Судебная экспертиза», чего нет ни в одном правоохранительном ведомстве, имеющем экспертные учреждения. Нет их и в Минюсте России. В настоящее время все экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (независимо от ведомственной принадлежности их инициатора) в экспертных подразделениях органов внутренних дел проводятся на безвозмездной основе. В экспертных учреждениях системы юстиции под предлогом высокой нагрузки производство экспертиз нередко поручается внештатным экспертам и осуществляется на платной основе. Это обстоятельство приводит к тому, что все чаще судьи, следователи прокуратуры и других ведомств назначают экспертизы не в учреждения системы юстиции, а в экспертные подразделения органов внутренних дел. За последний год выполнено более 100 тыс. таких экспертиз. Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел созданы во всех субъектах Российской Федерации и представлены в 85% городских и районных ОВД. При этом 72% личного состава работают именно в городском и районном звене. Минюст России не обладает такой сетью экспертных учреждений. Создание аналогичной сети, объем и количество требуемой штатной численности экспертного состава и материально-техническое обеспечение их деятельности, включая помещения, оборудование, расходные материалы, потребуют колоссальных затрат из федерального бюджета. Следует учитывать, что штатная численность и основная часть технических средств экспертных подразделений органов внутренних дел не могут быть переданы подразделениям Минюста и останутся в органах внутренних дел для ведения экспертно-криминалистических учетов, участия в осмотрах мест происшествий, других следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях. Кроме того, представляется, что сосредоточение функции производства судебных экспертиз в рамках одной, пусть и «государственной», службы поставит под сомнение реализацию основных принципов уголовного процесса, а именно, принципов состязательности и равноправия сторон судопроизводства. Это исключит возможность выбора экспертного учреждения. Повторные экспертизы будут назначаться все в ту же единственную «государственную» службу, при этом возникает опасность распространения корпоративных подходов к оценке спорных заключений экспертов. В настоящее время экспертные системы развиваются с учетом задач и направлений деятельности своих ведомств, многообразие которых обеспечивает активное совершенствование практически всего спектра экспертных средств и методов. Аналогичные ведомственные системы успешно действуют в составе правоохранительных органов ведущих зарубежных стран. Такой подход полностью согласуется с положениями ст. 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем формирование единой политики в области развития государственной судебно-экспертной деятельности, укрепление взаимодействия государственных судебных учреждений в решении имеющихся проблем организации производства судебных экспертиз, совершенствовании экспертных методик представляются актуальными. На наш взгляд, эти вопросы могут и должны находить свои решения в работе Межведомственного координационно-методического совета, созданного 6 лет назад, членами которого являются руководители и ведущие ученые всех государственных экспертных учреждений страны, Генеральной прокуратуры и Верховного Суда Российской Федерации. На сегодняшний день эффективность деятельности экспертных подразделений определяется не столько принадлежностью к тому или иному ведомству, сколько уровнем квалификации специалистов и финансированием этой сферы. Сегодня на суде нередко выступают со своими заключениями эксперты и МВД России, и ФСБ России, и Минюста России, что говорит об объективности и состязательности самого процесса выявления истины. Здесь будет уместно упомянуть, что в мировой судебно-криминалистической практике фактически ни в одной развитой стране мира нет аналога Единой экспертно-криминалистической службе. Наоборот, во многих государствах Европы и Америки созданы по пять шесть ведомств, которые имеют своих экспертов. И это правильная, востребованная жизнью практика. В рамках международного сотрудничества осуществляется активное взаимодействие с ведущими европейскими криминалистическими учреждениями. Это и обмен интересующей информацией по различным направлениям криминалистики, это и организация совместных семинаров и стажировок специалистов для обмена опытом работы, ознакомление со структурой и организацией деятельности зарубежных коллег, а также передовыми методами производства криминалистических экспертиз и исследований. В рамках созданной в 1993 г. Европейской сети криминалистических учреждений (ЕСКУ), объединившей усилия ведущих криминалистических учреждений стран Европейского сообщества, ЭКЦ МВД России в 1994 г. был принят в состав ЕСКУ на равных с другими странами правах. Это позволяет нам принимать непосредственное участие в деятельности рабочих групп и комитетов ЕСКУ по исследованиям ДНК-анализа, наркотических веществ, лакокрасочных покрытий автомобилей, судебному анализу речи и звука, новым криминалистическим информационным технологиям. Такое взаимодействие дает возможность поддерживать экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел на соответствующем мировому научно-методическом уровне, экономить силы и средства при разработке новых методик проведения исследований, получать необходимую информацию по наиболее актуальным проблемам криминалистики на безвозмездной основе, а также осуществлять исследования вещественных доказательств, в том числе и по конкретным уголовным делам, на базе лучших европейских криминалистических лабораторий при отсутствии методических или технических возможностей в России. Автор: В. В. Мартынов — начальник Экспертно-криминалистического центра МВД России, кандидат технических наук.

1.Федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр МВД РФ»

Осуществляет централизованное организационно-методическое руководство экспертными учреждениями.

Основные направления деятельности:

Организационно-методическое руководство ЭКЦ в системе МВД РФ.

Осуществление экспертно-криминалистической деятельности производства повторных экспертиз по уголовным делам, экспертиз, требующих применения уникальной аппаратуры или новых экспертных методик.

Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз и экспертных исследований в экспертно-криминалистических подразделениях.

Организация ведения экспертно-криминалистических учетов в системе МВД РФ.

Оснащение экспертных подразделений современными техническими средствами, используемыми при экспертно-криминалистической деятельности.

Организация проведения стажировок и семинаров сотрудников экспертных подразделений, научно-практических конференций по актуальным проблемам теории и практики судебной экспертизы.

Участие в подготовке проектов нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Проведение особенно сложных экспертиз, а также экспертиз по многоэпизодным уголовным делам.

Круг экспертиз и исследований, выполняемых экспертами и сотрудниками ЭКЦ, чрезвычайно широк - это экспертизы практически всех распространенных родов и видов , в том числе традиционной криминалистической экспертизы. При ЭКЦ работает экспертно-квалификационная комиссия , рассматривающая качество подготовки эксперта. Также действует методический ученый совет , рассматривающий наиболее важные вопросы научной и практической деятельности экспертной службы.

2. ЭКЦ МВД по субъекту РФ

3. Экспертные службы на местах полиции

Система судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции

1. Российский федеральный центр судебной экспертизы.

Является головным экспертным учреждением. Здесь осуществляются научные разработки, создаются новые методики исследования вещественных доказательств, а также проводятся судебные экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов экспертиз. РЦФСЭ, как правило, производит либо повторные и особо сложные экспертизы, либо первичные экспертизы для судебных и следственных органов Москвы, Московской, Брянской, Тверской и Смоленской областей.

2. Межрегиональные лаборатории судебных экспертиз и центральные ЛСЭ

3. Филиалы ЛСЭ и экспертные группы

Для каждого учреждения Министерства юстиции установлена своя область обслуживания .

Одно из важных направлений деятельности учреждений Министерства юстиции - подготовка научных судебно-экспертных кадров.

Главным направлением всех экспертных учреждений Министерства юстиции является проведение судебных экспертиз по заданиям судов, ОВД, органов безопасности, таможенных, налоговых органов, нотариата, органов социальной защиты.

Система судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений

1. Российский центр судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения и социального развития

Создан для научной разработки современных методов судебно-медицинской экспертизы живых лиц, трупов, вещественных доказательств, судебно-химического анализа, а также для выполнения особо сложных судебно-медицинских экспертиз по заданию правоохранительных органов РФ. На РЦСМЭ возложено научно-методическое обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации экспертов.

2. Бюро судебно-медицинской экспертизы органов управления здравоохранением субъектов РФ

3. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Является ведущим звеном и научным центром судебной психиатрии.

4. Судебно-психиатрические экспертные комиссии

Основное звено системы судебно-психиатрических учреждений, которые организуются на правах структурных подразделений психиатрических учреждений общего профиля. Могут быть амбулаторными и стационарными.

Компетенции судебно-медицинской экспертизы:

1. Экспертиза трупов в случае насильственной смерти

2. Исследование трупов при подозрении на применение насилия

3. Экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых

4. Судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести причиненного здоровью вреда, возраста и пр.

5. Экспертиза вещественных доказательств

6. Экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел

7. Судебно-психиатрическая экспертиза

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

В целях совершенствования организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при реализации ими функции по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (не приводится).
2. Заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации - начальнику Следственного комитета при МВД России, начальникам департаментов МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальникам управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах организовать изучение утвержденного настоящим Приказом Наставления руководителями и сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений, органов предварительного следствия, подразделений дознания, криминальной милиции, милиции общественной безопасности и обеспечить выполнение его требований.
3. Считать утратившими силу пункты 1 - 4, 6 Приказа МВД России от 1 июня 1993 г. N 261 и приложения N 1, 3 - 6 к данному Приказу.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказов МВД РФ от 26.07.1995 N 284, 13.02.1997 N 90, от 31.03.1997 N 190, от 11.01.2009 N 7, с изм., внесенными Приказом МВД РФ от 17.07.1996 N 386)

В целях совершенствования организации работы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, повышения эффективности использования криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью приказываю:
1 - 4. Утратили силу. - Приказ МВД РФ от 11.01.2009 N 7.
5. Установить, что Приказы МВД СССР от 6 марта 1970 г. N 65, от 10 июня 1980 г. N 197, от 5 августа 1988 г. N 170, от 26 мая 1989 г. N 0101 и от 30 ноября 1989 г. N 300 в органах внутренних дел Российской Федерации не применяются.
6. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 11.01.2009 N 7.

Министр,
генерал-полковник
внутренней службы
В.ЕРИН

НАСТАВЛЕНИЕ
ПО РАБОТЕ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Утратило силу. - Приказ МВД РФ от 11.01.2009 N 7

Приказом МВД РФ от 11.01.2009 N 7 пункт 1, утверждающий Положение о производстве экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел, признан утратившим силу.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОИЗВОДСТВЕ ЭКСПЕРТИЗ В ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1. Общие положения

1.1. Экспертизы, производимые в экспертно-криминалистических подразделениях (управлениях, отделах, отделениях, группах) органов внутренних дел, служат задачам обеспечения выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, производства по делам об административных правонарушениях на основе строгого соблюдения законности.
1.2. Производство экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел регламентируется законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами МВД России, а также настоящим Положением.
1.3. В экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел проводятся следующие виды экспертиз: дактилоскопические, трасологические, почерковедческие, технического исследования документов, баллистические, холодного оружия, портретные (отождествления личности по признакам внешности), криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвоведческие, ботанические, автотехнические, пожарно-технические, взрывотехнические, видеофоноскопические, фототехнические, медико-криминалистической идентификации личности.
(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.1995 N 284)
1.4. Экспертизы выполняются в порядке очередности поступления материалов, кроме случаев, не терпящих отлагательств, и в срок, не превышающий 15 суток. Срок производства экспертизы может быть продлен руководителем экспертно-криминалистического подразделения по предварительному согласованию с лицом, назначившим экспертизу.
1.5. Срок производства экспертизы исчисляется со дня поступления материалов в экспертно-криминалистическое подразделение по день отправления заключения лицу, назначившему экспертизу, или уведомления об ее исполнении. При направлении запроса о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, течение срока производства экспертизы приостанавливается до их получения.

2. Обязанности и права эксперта
при производстве экспертиз

2.1. Обязанности и права эксперта экспертно-криминалистического подразделения органов внутренних дел, взаимоотношения между ним и следователем, лицом, производящим дознание, прокурором и судом, складывающиеся в процессе производства экспертиз, определяются законодательством Российской Федерации.
2.2. Помимо этого сотрудник экспертно-криминалистического подразделения, выступающий в качестве эксперта, обязан:
2.2.1. Принять к производству экспертизу, поручаемую ему руководителем экспертно-криминалистического подразделения.
2.2.2. Применить все рекомендованные методики и имеющиеся в его распоряжении технические средства для правильного и научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов.
2.2.3. Выявлять по материалам экспертиз условия, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений, и представлять в установленном порядке свои предложения по их устранению.
2.3. Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения, которому поручено производство экспертизы, имеет право:
2.3.1. Группировать и уточнять поставленные перед ним вопросы, не изменяя их смысла, а при необходимости обращаться к лицу, назначившему экспертизу, за разъяснением их содержания.
2.3.2. Обжаловать действия и решения руководителя экспертно-криминалистического подразделения, нарушающие права эксперта, в вышестоящее экспертно-криминалистическое подразделение или ЭКЦ МВД России.
2.4. Эксперт не вправе:
2.4.1. Решать правовые и иные вопросы, выходящие за пределы его специальных познаний.
2.4.2. Использовать для обоснования выводов сведения или материалы по данному делу, ставшие ему известными из непроцессуальных источников.
2.4.3. Самостоятельно отыскивать, изымать и использовать для производства экспертизы материалы, не представленные ему в установленном законом порядке.
2.4.4. Проводить исследование, способное вести к полному уничтожению объектов либо к изменению их внешнего вида или основных свойств, не согласовав этот вопрос с лицом, назначившим экспертизу.

3. Порядок производства экспертиз

3.1. Экспертизы проводятся сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений, имеющими свидетельства на право их производства.
3.2. Экспертизы выполняются по уголовным делам и делам об административных правонарушениях на основании постановления следователя, лица, производящего дознание, прокурора или определения суда.
3.3. Для производства повторной экспертизы в экспертно-криминалистическое подразделение, кроме постановления (определения) о назначении экспертизы и исследуемых материалов, должно быть представлено заключение первичной экспертизы или его копия.
3.4. ЭКЦ МВД России проводит для органов внутренних дел повторные, наиболее сложные экспертизы, требующие применения уникальной аппаратуры или разработки новых методик, а также экспертизы для подразделений центрального аппарата МВД России.
Направление материалов для производства экспертиз в ЭКЦ МВД России предварительно согласовывается с руководителями экспертно-криминалистических подразделений МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ).
3.5. Получив постановление (определение) о назначении экспертизы, руководитель экспертно-криминалистического подразделения поручает ее проведение одному или нескольким экспертам с учетом их специализации.
3.6. Производство экспертизы двум или более экспертам (комиссионная) поручается в случаях:
3.6.1. Прямого указания об этом в постановлении или определении о назначении экспертизы.
3.6.2. Необходимости исследования большого количества объектов.
3.6.3. Когда это будет признано целесообразным руководителем экспертно-криминалистического подразделения.
3.7. В случаях, когда для решения одного и того же вопроса необходимо применение специальных познаний из различных областей, назначается комплексная экспертиза, производство которой поручается одному или нескольким экспертам.
3.8. В процессе ознакомления с представленными на экспертизу материалами эксперт изучает целостность их упаковки, имеющиеся надписи, оттиски печатей, штампов. При установлении фактов повреждений упаковки, позволяющих извлечь содержащиеся в ней объекты, или признаков повторной упаковки об этом сообщается лицу, назначившему экспертизу, и отражается в акте, составляемом в двух экземплярах, который подписывается экспертом и руководителем экспертно-криминалистического подразделения. Первый экземпляр акта прилагается к заключению эксперта, второй - к его копии.
3.9. После вскрытия упаковки эксперт проводит сверку объектов с их перечнем в постановлении (определении) о назначении экспертизы, выясняет, достаточен ли для дачи заключения объем имеющихся в его распоряжении материалов.
В случае неполноты поступивших материалов эксперт сообщает лицу, назначившему экспертизу, о необходимости представления дополнительных материалов. Запрос делается устно или в письменной форме.
При получении отрицательного ответа эксперт проводит экспертизу по имеющимся материалам или возвращает их с указанием причин невозможности дачи заключения.
3.10. В целях сохранения следов и вещественных доказательств при исследовании в первую очередь применяются методики, не связанные с их видоизменением и расходованием. Эксперт в процессе исследования должен экономно расходовать материал вещественного доказательства. Полное его расходование допускается лишь в случаях, когда без этого невозможно решить поставленные перед экспертом вопросы.

4. Заключение эксперта

4.1. По результатам исследований эксперт составляет заключение по форме согласно Приложению. Каждая страница заключения подписывается экспертом.
4.2. Эксперт дает заключение от своего имени и несет за него личную ответственность.
При проведении комиссионной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследование в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты. Придя к общему мнению, эксперты составляют совместное заключение, которое подписывается всеми экспертами.
При производстве экспертизы экспертами различных специальностей (комплексная экспертиза) в заключении должно быть указано, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он лично установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт вправе подписать общее заключение или ту часть заключения, которая отражает ход и результаты проведенных им лично исследований. Общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании этого вывода. Если основанием окончательного вывода являются факты, установленные одним из экспертов (отдельными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении.
В случае разногласий между экспертами, выполнявшими комиссионную экспертизу, каждый из них дает отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия. Может быть дано совместное заключение части экспертов, пришедших к единому мнению.
4.3. Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
4.4. В вводной части указываются:
4.4.1. Номер и дата составления заключения.
4.4.2. Должность эксперта, наименование экспертно-криминалистического подразделения, фамилия, имя, отчество эксперта, образование, специальность, стаж экспертной работы.
4.4.3. Основания для производства экспертиз (постановление следователя, лица, производящего дознание, прокурора или определение суда).
4.4.4. Номер уголовного дела или дела об административном правонарушении, краткое изложение обстоятельств совершенного преступления или административного проступка, относящихся к предмету экспертизы.
4.4.5. Вид экспертизы.
4.4.6. Перечень объектов, представленных на экспертизу.
4.4.7. Перечень вопросов, поставленных перед экспертом.
4.4.8. При повторной экспертизе в вводной части заключения дополнительно указываются сведения об эксперте, проводившем первичную экспертизу, выводы первичной экспертизы, а также мотивы назначения повторной экспертизы.
4.5. В исследовательской части заключения излагается процесс исследования:
4.5.1. Краткое описание исследуемых объектов.
4.5.2. Примененные при исследовании криминалистические средства, методы и полученные результаты.
4.5.3. Проведенные эксперименты (их цель, содержание, условия, количество, устойчивость полученных результатов, использованные для их фиксации средства и методы).
4.5.4. Выявленные в результате исследования существенные признаки и свойства объектов.
4.5.5. Способы и приемы сравнительного исследования выявленных признаков, результаты оценки установленных между ними совпадений и различий.
4.6. Процесс исследования по решению каждого вопроса, поставленного перед экспертом, излагается в отдельном разделе. При решении двух или более связанных между собой вопросов или исследовании однородных объектов (при многообъектных экспертизах) процесс и результаты исследования описываются в одном разделе. При многообъектных экспертизах этот раздел может быть изложен с применением таблиц и иных унифицированных форм, обеспечивающих полноту описания процесса исследования.
4.7. Выводы эксперта формулируются на основе всестороннего, глубокого и объективного анализа и синтеза результатов, полученных при исследовании вещественных доказательств. При обосновании положительных выводов идентификационных экспертиз отмечается и наличие имеющихся различий, а также дается объяснение причин их существования.
В выводах в краткой, четкой, не допускающей различных толкований форме излагаются ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
4.8. Выводы могут быть:
4.8.1. Категорические (положительные или отрицательные).
4.8.2. Вероятные (положительные или отрицательные).
4.8.3. О невозможности решения вопроса.
4.9. Если эксперт дает вероятный вывод или приходит к выводу о невозможности решения вопроса, то в исследовательской части заключения он обязан изложить причины, по которым не представилось возможным решить вопрос в категорической форме либо пришлось отказаться от решения вопроса.
Если при производстве повторной экспертизы эксперт или группа экспертов приходит к противоположному выводу, в заключении излагаются причины несогласия с выводом первичной экспертизы.
4.10. К заключению эксперта прилагаются оставшиеся после исследования вещественные доказательства, образцы, а также фототаблицы, схемы, графики и другие иллюстративные материалы, подтверждающие выводы эксперта. В тексте исследовательской части заключения на них делаются ссылки. Каждое приложение сопровождается пояснительными надписями и подписывается экспертом.

5. Порядок хранения и возврата вещественных
доказательств

5.1. Вещественные доказательства хранятся в условиях, исключающих их утрату и порчу, в частности:
5.1.1. Драгоценные металлы и камни, изделия из них, государственные ценные бумаги, деньги хранятся в опечатываемом сейфе.
5.1.2. Наркотические, сильнодействующие средства, токсичные, легковоспламеняющиеся вещества хранятся отдельно от других вещественных доказательств в специальных опечатанных металлических шкафах. Доступ к ним разрешается только эксперту, которому поручено производство экспертизы.
5.2. Огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества хранятся в специально оборудованном помещении, имеющем прочные, обитые железом двери, неоткрывающиеся окна, исправные запоры и замки. Помещение должно быть оснащено необходимым противопожарным оборудованием и охранной сигнализацией. В проемах окон надежно закрепляются металлические решетки с ячейками не более 150 x 150 мм и диаметром прутка не менее 10 мм. Кроме решеток устанавливаются металлические сетки с ячейками не менее 15 x 15 мм и толщиной проволоки не менее 2,5 мм.
Огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества хранятся раздельно друг от друга в металлических шкафах.
5.3. Ведение учета поступления и использования огнестрельного оружия и боеприпасов, а также обеспечение соблюдения установленного порядка их хранения включается в функциональные обязанности одного из сотрудников экспертно-криминалистического подразделения.
5.4. Огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества выдаются по указанию руководителя экспертно-криминалистического подразделения лишь лицам, которым поручено исследование этих объектов.
Полученное огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества возвращаются экспертом в день выдачи независимо от окончания работы с ним.
Оставление оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на рабочих местах на месте перерывов в работе, а также вынос оружия из экспертно-криминалистического подразделения кроме как в места, предназначенные для экспериментальной стрельбы, запрещаются.
В случаях хищения или утраты оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других вещественных доказательств руководитель экспертно-криминалистического подразделения обязан немедленно сообщить об этом руководителю органа внутренних дел, а также лицу, назначившему экспертизу.
5.5. После составления заключения:
5.5.1. Вещественные доказательства и другие материалы вместе с заключением эксперта высылаются по почте или передаются с нарочным лицу, назначившему экспертизу, под расписку с обязательным указанием в журнале регистрации материалов, поступивших на экспертизу и исследование, номера документа, удостоверяющего личность получателя.
5.5.2. Оружие и боеприпасы, драгоценные металлы, камни и изделия из них, другие ценности, наркотические и сильнодействующие средства, ядовитые, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные вещества, громоздкие и хрупкие вещественные доказательства отправке по почте не подлежат, а возвращаются лицу, назначившему экспертизу, под расписку в журнале регистрации материалов, поступивших на экспертизу и исследование.
5.5.3. Скоропортящиеся пищевые продукты с согласия лица, назначившего экспертизу, уничтожаются. Об этом указывается в заключении эксперта, а также составляется соответствующий акт.
Все подлежащие возвращению предметы (вещественные доказательства, образцы) упаковываются и опечатываются печатью экспертно-криминалистического подразделения.
5.5.4. Лицо, назначившее экспертизу, обеспечивает транспортировку вещественных доказательств, если они не могут пересылаться по почте.
5.5.5. Передача вещественных доказательств для помещения в экспертно-криминалистические коллекции производится по решению суда, рассмотревшего уголовное дело. До принятия такого решения - по согласованию со следователем или лицом, производящим дознание. По требованию суда, следователя или лица, производящего дознание, они незамедлительно выдаются им.

6. Контроль за производством экспертиз

6.1. Контроль за производством экспертиз осуществляется руководителем экспертно-криминалистического подразделения. Он обязан:
6.1.1. Создавать необходимые условия для квалифицированного и своевременного производства экспертиз.
6.1.2. Контролировать сроки и качество выполнения экспертиз.
6.1.3. Знакомиться с методиками исследования вещественных доказательств, избранными экспертами, и давать рекомендации по более полному и эффективному использованию в процессе исследований криминалистических средств и методов.
6.1.4. В необходимых случаях организовывать консультации экспертов со специалистами экспертных и научно-исследовательских учреждений других министерств и ведомств.
6.1.5. Проверять заключения экспертов, обращая внимание на всесторонность и полноту исследований, обоснованность выводов, их соответствие поставленным вопросам, а также на качество иллюстративного материала.
6.1.6. Возвращать экспертам неправильно составленные, необоснованные или плохо оформленные заключения для устранения недостатков.
6.1.7. Организовывать периодическое письменное рецензирование заключений экспертов горрайлинорганов внутренних дел.
6.2. Руководитель экспертно-криминалистического подразделения имеет право:
6.2.1. По согласованию с лицом, назначившим экспертизу, передавать материалы для исполнения другому эксперту в случаях болезни или командировки эксперта, которому ранее поручалось производство экспертизы.
6.2.2. Приостанавливать по согласованию с лицом, назначившим экспертизу, течение срока производства экспертизы в случае экстренной необходимости проведения другой экспертизы.

7. Рецензирование заключений экспертов

7.1. Рецензирование заключений экспертов проводится в целях контроля за качеством исследований вещественных доказательств и совершенствования профессионального мастерства экспертов. Экспертно-криминалистические подразделения МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) проводят рецензирование заключений экспертов горрайлинорганов внутренних дел в соответствии с планами работы подразделений. Базовые отделы (отделения) обеспечивают рецензирование заключений экспертов лабораторий специальных исследований экспертно-криминалистических подразделений обслуживаемых органов внутренних дел.
7.2. Рецензирование заключений экспертов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) проводит ЭКЦ МВД России, а также по его заданиям - учебные заведения МВД России, осуществляющие подготовку экспертов-криминалистов.
7.3. Рецензирование поручается сотрудникам экспертно-криминалистических подразделений, имеющим стаж работы не менее 5 лет и право производства соответствующих видов экспертиз, как правило, при условии, что заключения этих сотрудников ранее рецензировались и были положительно оценены.
7.4. Материалы на рецензирование направляются по письменному запросу руководителя экспертно-криминалистического подразделения МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) либо по распоряжению ЭКЦ МВД России, в котором указывается, куда, к какому сроку, в каком количестве и по каким видам экспертиз представляются заключения на рецензирование.
Для рецензирования представляются копии заключений экспертов с фототаблицами, постановлений (определений) об их назначении по наиболее сложным (многообъектным, преимущественно идентификационным) экспертизам.
7.5. Рецензия должна отражать результаты всестороннего изучения заключения и содержать его оценку как по существу исследования, так и по форме. В рецензии:
7.5.1. Оценивается качество исследования, его полнота, правильность выбора методов и криминалистических средств, соблюдение последовательности и технических условий применения методов, умение эксперта выделять идентификационные признаки, полно, правильно их описывать и оценивать, качество и наглядность иллюстративных материалов, соответствие выводов вопросам поставленным перед экспертом, обоснованность выводов.
7.5.2. Даются рекомендации, направленные на устранение выявленных недостатков, повышение качества производства экспертных исследований и их оформления.
7.6. Рецензии составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется в подразделение, представившее материалы, второй - остается в экспертно-криминалистическом подразделении, в котором проводилось рецензирование.
Примечание. В учебных заведениях МВД России рецензии составляют в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры направляются вместе с материалами рецензирования в ЭКЦ МВД России.

7.7. Рецензии, поступившие в экспертно-криминалистическое подразделение, обсуждаются на служебных совещаниях или занятиях в системе служебной подготовки в целях устранения выявленных недостатков в проведении исследований и составлении заключений эксперта.

Приложение
к Положению
(в ред. Приказа МВД РФ от 13.02.1997 N 90)

МВД России

Министерство (управление, главное управление, отдел)
внутренних дел ________________________ республики (края, области,
города, автономной области, автономного округа).
Управление (отдел) внутренних дел на _________________________
транспорте.
Экспертно-криминалистическое управление (отдел, отделение,
группа)
адрес: ____________________________ телефоны: ________________

ПОДПИСКА

Мне (нам), ___________________________________________________

криминалистического подразделения, фамилия, имя, отчество)
в соответствии со ст. УПК _______________ разъяснены обязанности и
(N статьи)
права эксперта, предусмотренные ст. ____________ УПК _____________
(N статьи)
_________________________________________________________________.
Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения
по стате 307 УК Российской Федерации предупрежден(ы).

"__" __________ 199_ г. ______________
(подпись)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА

N ___ "__" __________ 199_ г.

Эксперт(ы) ___________________________________________________
(должность, наименование экспертно-
__________________________________________________________________
криминалистического подразделения, фамилия и инициалы,
_________________________________________________________________,
специальность)
имеющий(е) __________________ образование и стаж экспертной работы
_______ года (лет), на основании постановления (определения суда)
о назначении экспертизы, вынесенного "__" ______________ 199_ г.
__________________________________________________________________
(должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление,
__________________________________________________________________
определение суда)
по уголовному делу (делу об административном правонарушении)
N ___, возбужденному по __________________________________________
(состав преступления или административного
__________________________________________________________________
правонарушения, лицо, по обвинению которого возбуждено уголовное
__________________________________________________________________
дело или в отношении которого рассматривается дело
__________________________________________________________________
об административном правонарушении)
произвел __________________________________ экспертизу.
(вид экспертизы)

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

На экспертизу представлены:
Перед экспертом поставлены вопросы:

ИССЛЕДОВАНИЕ

Эксперт(ы) _________________ _________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ, ВЕДЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ, КАРТОТЕК, КОЛЛЕКЦИЙ И СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОНДОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Утратила силу. - Приказ МВД РФ от 11.01.2009 N 7

НОРМЫ
ВВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ВИДАМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Утратили силу. - Приказ МВД РФ от 11.01.2009 N 7

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ (ОТДЕЛЕ, ОТДЕЛЕНИИ) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ)