Прием на работу на предприятие призывника. Налоговый и бухгалтерский учет. Лица, подлежащие воинскому учету

Для всех мужчин трудоспособного возраста одним из главных документов наряду с паспортом и трудовой книжкой является военный билет.

Он входит во все обязательные перечни документов, в том числе и тот, что установлен для граждан при . Но несмотря на его обязательность в некоторых случаях возможен прием на работу без военного билета. Рассмотрим все правила приема сотрудников мужского пола на работу и разберемся, в каких случаях отсутствие военного билета не будет считаться нарушаться трудового законодательства.

Военнообязанными в Российской Федерации считаются все мужчины, которые . Данный термин может относиться и к женщинам, если они выбрали профессию военнослужащего добровольно, получили определенную специальность и звание, а также работают в воинских частях или находятся в запасе.

Военнообязанным может стать только тот гражданин, который уже отметил свое 18-летие. Обязанности по отношению к защите родины возникают у мужчин при достижении совершеннолетия, а исчерпывают себя при пересечении определенного возрастного рубежа или при постановке вердикта о его непригодности к службе.

Обязанными быть призванными к защите страны в случае возникновения необходимости считаются:

  1. Проходящие срочную службу в армии или службу .
  2. Находящиеся в увольнительном режиме.
  3. Еще не призванные по разным причинам граждане, которые имеют установленную для службы годность.
  4. Уволенные в запас, но не достигшие предельного возраста.
  5. Окончившие военные кафедры различных учебных заведений.
  6. Освобожденные от призыва в армию, но являющиеся годными для армейской службы.

Освобождение от призыва полностью или в виде временной отсрочки выдается следующим категориям:

  1. Учащиеся в высших учебных заведениях.
  2. Ученые.
  3. Проходящие обучение на военных кафедрах.
  4. Имеющие судимость.
  5. Занимающиеся воспитанием несовершеннолетнего ребенка в одиночку.
  6. Имеющие на руках нетрудоспособных и тяжелобольных членов семьи.
  7. Те, у кого есть задолженности по кредитам или иным платежам, при условии, что выплаты присуждены в судебном порядке.

Освобождение для многих категорий является лишь временной мерой, однако стоит учитывать, что призыв имеет ограниченные возрастные сроки – граждане старше 27 лет в армию не забираются.

По возрасту от воинской обязанности освобождаются лица, достигшие:

  1. В 50 лет при получении звания старшего прапорщика.
  2. 55 лет – капитаны и лейтенанты.
  3. 60 лет все звания от майоров до подполковников.
  4. В 65 лет все вышестоящие после подполковника звания.

Не стоит путать освобождение от обязательств перед родиной с выходом на пенсию.

Необходимость учета военнообязанных лиц

Организация и ведение учета военнообязанных лиц на предприятиях регламентируется Положением о воинском учете, которое утверждено Постановлением Правительства РФ N 719 в 2006 году.

В каждой организации должно быть назначено лицо, отвечающее за ведение учета.

По правилам при наличии сотрудников, подлежащих такому учету в количестве менее пятисот человек, ответственное лицо назначается в размере одной единицы и может совмещать данный вид деятельности с иными обязанностями. А вот при превышении полутысячи, но при условии, что таких учетных сотрудников не более двух тысяч, необходимо обязательно выделять отдельного работника для систематизации данных. Далее количество ответственных увеличивается на дополнительную единицу с прибавлением каждых последующих трех тысяч сотрудников.

Обязанность работодателей вести строгий учет всех обязанных граждан позволяет получать оперативную информацию о нахождении того или иного гражданина и иметь возможность призвать его на сборы или службу в любое удобное время. Постоянное контролирование документации воинского учета позволяет своевременно выявлять неточности, нарушения, фальсификации. При возникновении мельчайших нюансов или дополнительных вопросах работник направляется в военный комиссариат.

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя весьма обширны при ведении учета своих сотрудников. При приеме нового работника сведения о наличии у него воинских обязательств выясняются в первую очередь.

Затем на основании полученных сведений производятся такие действия:

  1. Заполняется личная карточка нового работника. В ней указываются все личные сведения, которые касаются образования, семьи, места жительства, другие сведения.
  2. При изменениях обстоятельств в личной жизни, образовании, профессии в карточку вносят соответствующую запись.
  3. Карточки военнообязанных хранят отдельно от иных работников.
  4. Уполномоченный работник обязан своевременно оповещать граждан о мобилизационных призывах, необходимости подготовки к очередному посещению комиссариата, разъяснять возникающие вопросы, информировать об ответственности за несоблюдение правил учета.

По отношению к комиссариатам кадровые работники обязаны:

  1. Своевременно уведомлять их о приеме граждан данной категории на работу или об их .
  2. Заявлять об обнаруженных ошибках, несоответствиях, фальсификациях или иных проблемах с военным билетом.
  3. Предоставлять информацию об изменениях личных сведений о сотруднике.

Срок любого информирования – две недели с момента получения соответствующей информации.

Военкоматы могут запрашивать ежегодно также сведения о молодых парнях в возрасте 15, 16 и 17 лет. Такие запросы заполняются в осенние периоды.

Нужен ли военный билет при трудоустройстве

Нужен ли военный билет при трудоустройстве? Ответ можно найти в статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации.

Перечисляет обязательный перечень документов, которые работодатель обязан официально требовать при оформлении нового работника в штат организации. В пункте 5 статьи установлено обязательность предоставления военного билета для всех военнообязанных лиц. Этот пункт обязателен и исключению не подлежит.

Следует понимать, что если мужчина уже достиг 18 лет, то он обязан иметь военный билет на руках. Документ выдается даже в том случае, если гражданин освобожден от воинской службы. В этом случае в документе стоит отметка о соответствующем решении.

Трудоустройство без военного билета возможно для следующих категорий работников:

  1. Женщины.
  2. Несовершеннолетние.
  3. Мужчины, достигшие 50-летнего рубежа. Из данной группы есть исключения, если, например, звание предполагает увеличение возраста.
  4. . Они не могут призываться под флаги РФ, а соответственно их учет не является необходимым.

Отсутствие военного билета может быть заменено справкой временного образца, например, о его утере. Вообще в ТК РФ нет четких указаний об обязательности отказа гражданам, не предъявившим документ.

Ответственность за прием без военного билета

Ответственности за прием на работу гражданина без военного билета в законодательстве не предусмотрено.

Работодатель не может отказать в приеме, опираясь именно на данный аргумент. А вот последствия не уведомления о приеме такого работника действительно существуют.

Как говорилось ранее, все сведения о приеме работников данной категории, должны передаваться в военкоматы в течение двух недель. Если такое условие не соблюдается, то административная ответственность налагается непосредственно на работника, отвечающего за предоставление информации. Штраф может быть назначен в сумме от 300 до 1000 рублей.

При отсутствии военного билета соискатель направляется в военкомат для получения приписного удостоверения. Такой вариант позволит избежать проблем и административной ответственности.

Вам это будет интересно

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2019 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что говорит закон: обязателен ли военный билет при приеме на работу

При принятии решения о приеме на работу претендента без соответствующих документов (если нет военного билета при приеме на работу) юридическое лицо обязано руководствоваться следующими источниками права:

  1. ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  2. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
  3. Приказ министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663».
  4. ( , ).

Документами воинского учета являются:

  1. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу, так называемое приписное свидетельство, или, кратко, приписной, выдается гражданам РФ, первоначально поставленным на воинский учет, под личную подпись.
  2. Военный билет выдается всем мужчинам, а также другим военнообязанным лицам: пребывающим в запасе, прошедшим альтернативную гражданскую службу, женщинам, имеющим военно-учетные специальности (связь, медицина и т. п.).

Не обязаны состоять на воинском учете граждане, постоянно проживающие за пределами РФ.

В паспортах граждан РФ производятся отметки об их отношении к воинской обязанности по образцам, установленным МО РФ.

Если у работника нет военного билета, что делать? Правовой анализ указанных источников права и существующей практики показывает, что в настоящее время существуют противоположные по своей сути позиции о том, нужен ли военный билет для устройства на работу.

Работодателю придется докладывать обо всех гражданах, принятых на работу и подлежащих учету в военкомате, и принимать необходимые меры к постановке их на учет. В случае трудоустройства без военного билета, если сотрудник не хочет самостоятельно становиться на учет, работодатель также обязан сообщить об этом факте в военкомат. Помимо этого, в обязанности работодателя входят ответы на соответствующие запросы военкоматов, которые нужно давать в течение двух недель.

В соответствии с редакцией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, которая вступила в силу с 17.02.2019, граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства, по месту пребывания или по месту их фактического проживания (поправки внесены Федеральным законом от 06.02.2019 № 8-ФЗ). То есть неважно, есть у гражданина регистрация или ее нет, он обязан обратиться в местный военкомат и встать на учет, если он переехал в другой регион и проживает там более 3 месяцев.

Кроме того, поправки предусматривают новые обязанности для работодателей. В частности, если кадровик обнаружит отсутствие военного билета при приеме на работу, то он должен:

  • направить в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять;
  • вручить гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абз. 1 и 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Представители Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 уточнили, что форму направления граждан в военный комиссариат для постановки на воинский учет можно взять из совместного Приказа министра обороны РФ, МВД РФ и ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197 (Приложение № 3). Выглядит эта форма следующим образом:

Оборотная сторона

Напомним, что ответственное лицо работодателя, не предоставившего в военкомат сведения о приеме на работу военнообязанных граждан, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 . Штраф по ней составляет от 300 до 1000 рублей.

Отказ в заключении контракта

Поскольку военный билет обязателен при приеме на работу, то если соискатель не хочет предоставлять этот документ, наниматель имеет право отказаться от заключения трудового договора. Судебная практика подтверждает право такой позиции на существование. Оснований для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 , при этом не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ , военнообязанные и лица, подлежащие призыву, при трудоустройстве обязаны предъявить документы воинского учета. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ , наниматель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Отсутствие у работодателя соответствующих документов о сотрудниках потенциально может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 . Поэтому если у сотрудника нет военного билета, что делать — руководитель организации должен решить самостоятельно: отказаться от специалиста или принять его.

Оформление на работу без военного билета

Часто кадровики спрашивают: если у сотрудника нет военного билета, можем ли принять на работу такого человека? Ээто не запрещено. Если вы знаете, что нет военного билета, это не повод отказать в приеме на работу. Но при заключении трудового договора работодателю следует:

  1. Объяснить, нужен ли военный билет для работы конкретному работнику, и почему.
  2. Получить в день приема письменное объяснение от соискателя, по каким причинам он не предоставил документы воинского учета. Возможно, он просто не знал, требуется ли военный билет при устройстве на работу или еще не оформил его, если, например, получил гражданство РФ недавно. Также не исключено, что у человека имеется временный военный билет для устройства на работу, который выдают взамен обычного документа, если последний утрачен, испорчен, нуждается в замене по иным причинам.
  3. Сообщить кандидату о том, что сведения о трудоустройстве без соответствующих документов будут переданы в военкомат.
  4. Проинформировать военкомат о заключении трудового договора с гражданином, не имеющим соответствующих документов.

Исходя из действующего законодательства и судебной практики, однозначного ответа на вопрос, можно ли принимать на работу без военного билета (2019), не существует. Во многом это зависит от состояния воинского учета в организации и позиции конкретного работодателя по вопросу: обязательно ли нужен военный билет для устройства на работу.

Кого запрещено брать на работу без военного билета

В некоторых случаях вопрос, можно ли принять на работу мужчину без военного билета, не стоит. Потому что, в соответствии с ст. 65 Трудовым кодексом РФ , военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета.

  • лица, входящие в группу военнообязанных. Призывной возраст — 18-27 лет. Возникает вопрос: нужен ли военный билет при устройстве на работу после 27 лет;
  • соискатели мужского пола от 27 лет. Призывной возраст прошел, но гражданин может быть призван в случае необходимости. Нужен ли военный билет при приеме на работу после 27 лет? Да;
  • резерв. Это граждане в возрасте от 50-65 лет, имеющие звание, предполагающее нахождение в резерве. Нужен ли военный билет при устройстве на работу после 50 лет? Да, для военного контингента.

Если организация не сообщит в военный комиссариат о приеме на работу сотрудника призывного возраста, не предъявившего военный билет, то она нарушит законодательство (). В этом случае может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или приостановлена деятельность организации на срок до 90 суток.

Какие страницы военного билета надо посмотреть

Вот перечень сведений, на которые необходимо обратить внимание в военном билете:

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т. д.;
  • отметка о запасе и военных сборах;
  • антропометрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • серия и номер военного билета, № в/части, где проходила служба.

Отметим, что если организация ведет личные дела на своих работников, то информация или копии документов, которые там находятся, не должны быть избыточными. Иными словами, если копия военного билета нужна именно для работы отдела кадров по какой-либо причине, то хранить копию надо. Если эти сведения нужны исключительно при приеме на работу, то информации в личной карточке Т-2 будет достаточно.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Документы воинского учёта часто запрашиваются сотрудниками кадрового отдела предприятий, учреждений и организаций при нового работника.

Следует отметить, что эти документы (военный билет для уволенных в запас или приписное удостоверение для лиц, подлежащих призыву) относятся к обязательным для предъявления, хотя их и не всегда желает предъявлять работник, претендующий на вакантное место.

Согласно Положению под номером 719, разработанному Министерством обороны, каждая организация или предприятие обязаны вести учёт сотрудников, которые являются военнообязанными гражданами РФ.

Необходимость вести такой учёт и является основанием для запроса упомянутых документов . О необходимости предъявлять специальные военные лицам, находящимся в призывном возрасте, прямо говорит 65-я статья Трудового кодекса.

Если сотрудник отказывается предъявить приписное удостоверение или военный билет, работодатель имеет законное право отказать ему в приёме на работу. Но при этом отсутствие документа не может указываться в качестве причины отказа (данный момент обозначен в нескольких судебных решениях, например, Вилюйского районного суда, принятого в декабре 2011 года под номером 2-959/2011).

То есть, если работодатель решит принять сотрудника на вакантное место без соответствующего военного документа, он может это сделать.

Но при этом с него не снимается ответственность перед военным комиссариатом согласно КоАП (статья номер 21.4, часть третья). А сотрудники кадрового отдела обязаны уведомить местный военный комитет о допущенном нарушении. На эту обязанность прямо указывает упомянутое Положение Министерства обороны.

Кроме того, за не предъявление военных документов работодатель не имеет права применять .

Поэтому, если допускается такой компромисс при приёме сотрудника на работу, необходимо ещё до подписания выяснить причину отсутствия документов. И затем порекомендовать восстановить их для предъявления по месту работы. Например, работник мог потерять документы, и в этом нет никакого злого умысла. Для восстановления ему необходимо обратиться в военный комитет по месту постоянной прописки и получить дубликат билета или удостоверения. И только после этого работодатель может заключать трудовой контракт, не допуская должностного нарушения.

Законодательный парадокс заключается в отсутствии военного билета или удостоверения в перечне обязательных для принятия на работу документов для всех категорий работников (перечень утверждён отдельным Постановлением правительства и отображён в 65-й статье ТК), что и даёт повод некоторым работодателям (например, занятым предпринимательской деятельностью) принять сотрудника без воинских документов.

Наказание за нарушения

В Положении об учёте военнообязанных граждан прямо указывается на сроки уведомления местного военного комитета (в пункте номер 32). Работодатель в течение четырнадцати дней с момента направляет необходимые сведения в военный комитет.

За этот же срок положено уведомить о допущенных руководителем нарушениях.

Согласно КоАп (статья номер 21.4) налагаются на руководство организации или предприятия. Руководители выплачивают штраф в размере от трёх до десяти минимальных размеров оплаты труда (), установленных правительством в текущем году. С января 2016 года один МРОТ - это сумма в размере 6 204 рублей.

На каких работах билет обязателен?

Некоторые профессии требуют особой физической подготовки и прохождения службы в вооружённых силах. Например, такие требования выдвигаются для пожарных, спасателей, . Также многие государственные учреждения и организации требуют прохождения срочной службы в армии, а военные документы обязательно предъявляются при приёме на работу.

Теоретически не предъявлять их могут лица, возраст которых больше призывного максимума в 28 лет (для рядовых) или в 50 лет (для офицеров). А предъявление обязательно для граждан в возрасте от 18 лет.

Но по факту нахождение в запасе не освобождает от необходимости предъявления военных документов в большинстве случаев трудоустройства (например, человек не является годным к службе, в его военный билет поставлена специальная отметка, а затем он выдан на руки и предъявляется по месту требования).

Также на факт негодности к службе указывает специальная отметка в паспорте.

А поскольку этот документ всегда предоставляется работником при заключении трудового контракта, и, учитывая перечень документов в 65-й статье ТК, не предъявление военных документов не может считаться нарушением для лиц, не подлежащих призыву.

Единственная причина для их предоставления - это получение полных сведений о работнике (работодатель должен быть уверен, что этот работник не является военнообязанным; также он должен отправить сведения о работнике в местный военкомат).

Где и как получить военные документы?

Военные билеты выдаются только при определённых обстоятельствах:

  • гражданин признан негодным к прохождению военной службы, например, ;
  • гражданин прошёл срочную службу;
  • гражданином было окончено военное учебное заведение.

Если мужчина не был призван до 27 лет, он автоматически причисляется к запасникам (ФЗ номер 53, 52-я статья, пункт первый). С этого момента он также может получить военный документ на руки.

Для этого необходимо явиться в местный военный комитет и получить направление на медицинский осмотр. После чего пишется объяснительная (если причины не связаны с отсрочкой), и предоставляется пакет документов, необходимый для оформления билета.

Он формируется:

  • из паспорта;
  • из ксерокопии его второй, третьей и пятой страницы;
  • из фотографии для билета размером три на четыре сантиметра (без уголка для печати);
  • из водительского удостоверения, если таковое имеется;
  • из документов о полученном образовании.

После чего комиссия принимает решение о зачислении в запас. Билет выдаётся в течение десяти дней с момента принятия решения согласно Приказу Министерства обороны под номером 400, изданному в октябре 2007 года.

Лица, подлежащие призыву, вместо военного билета предъявляют по месту требования только приписные удостоверения.

Ответ: Отсутствие у гражданина, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства. Поэтому организация могла принять на работу гражданина без военного билета, если его деловые качества соответствовали вакантной должности на момент трудоустройства.

При этом работодатель в течение двух недель должен сообщить в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятии такого работника на работу.

За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу гражданах в установленный срок предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание в виде выговора к данному работнику.

Неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета, если оно является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу.

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:

А) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных (п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение)).

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях (п. п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее — Закон N 53-ФЗ)):

— проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания (пп. "а" п. 30 Положения);

— информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения).

Сведения о принятых на работу гражданах нужно направлять в военкомат в течение двух недель (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ; пп. "б" п. 32 Положения).

Административная ответственность наступает за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Сумма штрафа составляет от трехсот до одной тысячи рублей (п. 54 Положения).

Таким образом, руководитель или другое ответственное лицо за военно-учетную работу может быть привлечен к ответственности за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятом работнике.

Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ).

Под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств работника (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, так как такое нарушение не связано с его деловыми качествами (см., например, Определение Московского областного суда от 17.03.2011 по делу N 33-3688, Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.08.2012 по делу N 33-1999/2012).

Таким образом, прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета при трудоустройстве, представляется возможным.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе выговор (ч. 1 ст. 192 ТК РФ). При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Под неисполнением или ненадлежащим исполнением по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей понимается нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п. (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей (см. судебную практику: Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 15.01.2013 по делу N 33-13153).

Соответственно, для применения дисциплинарного взыскания работодателю необходимо установить: требования о представлении какого именно документа нарушил работник, связаны ли противоправные действия работника непосредственно с его трудовыми обязанностями, были ли у работника, совершившего нарушение, уважительные причины.

Возможность исполнения работником трудовых обязанностей не поставлена в зависимость от факта представления документов воинского учета.

Требование представить документы воинского учета при трудоустройстве установлено ст. 65 ТК РФ, то есть до заключения трудового договора, трудовые же отношения, а соответственно, и трудовые обязанности работника возникают лишь с момента его заключения (ст. 16 ТК РФ).

Поэтому представление работником документов воинского учета не относится непосредственно к трудовым обязанностям работника.

Таким образом, непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание к данному работнику.

Однако напомним, что неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

В организацию был принят работник без военного билета. Со дня принятия прошло уже два месяца, военный билет он так и не принес. Можно ли к данному работнику применить дисциплинарное взыскание в виде выговора? Имела ли право организация принять работника без военного билета? Какая за это предусмотрена ответственность?

В настоящее время почти в каждой организации работают военнообязанные сотрудники. В этой статье мы рассмотрим какие сведения работодатель имеет право требовать от военнообязанного работника, что нужно учесть при заключении трудового договора с военнообязанным, а также ответственность, которая предусмотрена при приеме на работу военнообязанного, не предъявившего документы воинского учета.

Прием на работу

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.; далее - Положение о воинском учете) лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, - для граждан, пребывающих в запасе.

Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.

Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении. За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Кроме того, работодатель будет нести ответственность за нарушение требований трудового законодательства, которая предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны:

  • по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности пунктом 3 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
  • представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. 32 и 34 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (п. 32 Положения о воинском учете);
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете);
  • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (п. 32 Положения о воинской учете). За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Учет граждан, состоящих на воинском учете

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете.

Словарик

Воинский учет - это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Для учета военнообязанных в организации должны быть оформлены следующие документы:

  • приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан;
  • картотека личных карточек (формы № Т-2 и Т-2ГС (МС), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) на сотрудников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе;
  • справочная информация (стенды открытого доступа) об обязанностях работников по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и др.

Согласно п. 14 Положения о воинском учете воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

Мужского пола, пребывающие в запасе;

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

Успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.).

В организациях на каждого нового сотрудника в отделе кадров заводят личную карточку (форма № Т-2). В разделе II «Сведения о воинском учете» указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника (пример 1–3).

Личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций, сдаются в архив и хранятся в нем в течение 75 лет.

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления. В обязанности работодателя по осуществлению воинского учета входит хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках.

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете (см. таблицу).

ТАБЛИЦА

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях

В случае отсутствия военно-учетного работника (по причине болезни или отпуска) руководитель должен назначить другого ответственного за учет работника, которому по акту передают все документы, в том числе бланки специального учета (журнал проверок состояния воинского учета) и личные карточки (форма № Т-2).

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, организация несет сама.

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»