Прием на работу беженца год. Трудоустройство беженцев: как получить разрешение на работу. Срок предоставления ВУ и его продление

Нестабильная ситуация в собственном государстве побуждает многих иностранцев бросать дом и искать крышу над головой в чужой стране. Такие люди становятся самой незащищенной частью населения, поскольку у них нет практически ничего, что нужно для нормальной жизни, и обеспечить их всем необходимым становится задачей принимающего государства.

Приезжая в Россию, иностранцы могут выбрать один из вариантов легализации своего нахождения в стране:

  • Получить временное убежище в России и пользоваться всеми социальными правами наравне с россиянами.
  • Стать обладателем статуса беженца, который выдается на 3 года и позволяет пользоваться многими льготами, включая получение материальной помощи и пенсии.
  • Получить политическое убежище.
  • в течение 3 месяцев - именно столько могут оставаться в России иностранцы.
  • Подать заявление на , а в дальнейшем стать обладателем .
  • Присоединиться к программе переселения и в последствии вступить в .
  • Получить или , позволяющие легально трудоустроиться в РФ.

Подробно остановимся на первых трех вариантах. Об остальных информация доступна в соответствующих материалах.

Временное убежище

Этот статус впервые введен еще в 1993 году и его появление никак не связано с событиями на Украине, вопреки распространенному мнению. Раньше правом на получение этого статуса пользовались гораздо меньше иностранцев, это были преимущественно вынужденные переселенцы из зон боевых действий различных стран.

Временное убежище (ВУ) - право иностранцев на временное нахождение в России, которое можно получить в двух случаях:

  1. Иностранец имеет основания для получения статуса беженца, но предпочитает ходатайствовать о предоставлении ВУ.
  2. У иностранца отсутствует право на получение статуса беженца, но его депортация за пределы РФ по гуманным причинам не производится. Такими причинами считаются:
    • тяжелое состояние здоровья заявителя и невозможность оказания помощи в стране его проживания. Стоит иметь в виду, что поводом для предоставления ВУ является не наличие у заявителя тяжелой формы какого-либо заболевания, а именно невозможность получить медицинскую помощь в своей стране.
    • в стране проживания заявителя существует реальная угроза для его жизни: военные конфликты, голод, эпидемии.

Например, к гуманным побуждениям можно отнести предоставление ВУ всем, кто уклоняется от мобилизации, не желая сражаться на стороне ВС Украины.

Чтобы получить убежище, иностранец должен обратиться в ФМС (переименована в ГУВМ МВД) и предоставить документы:

  1. Заполненное заявление о предоставлении ВУ (шаблон заполнения можно или найти на сайте gosuslugi.ru ). Указываются все члены семьи, прибывшие вместе с заявителем.
  2. Национальный паспорт.
  3. Дактилоскопическая карта.
  4. Документ, подтверждающий родственные связи (при въезде в РФ с семьей).
  5. 4 стандартные фотографии.

На время рассмотрения заявления выдается справка, которая подтверждает права иностранца и его семьи на нахождение в РФ. Само заявление рассматривается не дольше 3 месяцев. После подачи документов в течение 10 дней иностранец и члены его семьи обязаны пройти медицинское освидетельствование, по результатам которого выдается сертификат (2 экземпляра). Один экземпляр остается в медицинском учреждении, второй - передается на руки иностранцу. Сертификат действует один год со дня выдачи.

По результатам проверки ФМС выносит заключение. При положительном решении иностранец получает свидетельство о предоставлении временного убежища, которое становится его удостоверением личности в РФ. Этот документ можно предъявлять при устройстве на работу или, например, в ЗАГС для регистрации брака.

Национальный паспорт иностранца передается на хранение органам ФМС. Именно этот факт вызывает наибольшие сложности и заставляет некоторых иностранцев отказываться от получения статуса. Ведь выезд из РФ становится невозможным, более того, если иностранец все-таки пересечет границу РФ хотя бы на один день, он лишится права на ВУ - таковы миграционные правила.

Трудоустройство

Иностранец, получивший ВУ, вправе трудоустроиться в РФ без получения разрешения на работу и патента. Вместо паспорта предъявляется выданное свидетельство о ВУ, трудовая книжка, диплом об образовании, СНИЛС, ИНН. При приеме на работу в компании, деятельность которых связана со сферой образования, воспитания и развития детей, организации их отдыха, оздоровления и лечения, будущий сотрудник должен предоставить справку об отсутствии судимости. За этим документом следует обращаться в органы внутренних дел.

Права иностранцев, получивших ВУ

На иностранцев и членов их семей, получивших ВУ, распространяются права, установленные ФЗ «О беженцах» (base.garant.ru/10105682/ ), кроме предоставления единовременного пособия:

  • Иностранец, получивший ВУ, имеет право на получение услуг переводчика;
  • Вправе рассчитывать на помощь в приобретении проездных билетов и компенсацию провоза багажа;
  • Пользоваться бесплатными медуслугами по полису обязательного медицинского страхования;
  • Проходить обучение в образовательных учреждениях;
  • Рассчитывать на содействие в профессиональном обучении или трудоустройстве.

Существует и материальная помощь, но ее размер устанавливается индивидуально каждым регионом. Так, к примеру,в Хабаровском крае, эта сумма составляет 5000 рублей на каждого члена семьи. Для получения материальной помощи иностранцы должны обратиться с соответствующим прошением в органы социальной защиты.

В целом, иностранцы имеют социальные гарантии наравне с россиянами: на легальных основаниях они становятся обладателями медицинских полисов и могут посещать поликлиники, получают возможность устраивать детей в детские сады и школы, а также трудиться в российских компаниях без оформления дополнительных документов.

Срок предоставления ВУ и его продление

ВУ предоставляется на один год. В дальнейшем этот срок может продлеваться еще на 12 месяцев до тех пор, пока сохраняется причина предоставления ВУ. К примеру, украинцы, получившие этот статус, должны будут покинуть пределы РФ после окончания войны в их стране.

Для продления ВУ подается письменное заявление в ФМС не позже чем за 1 месяц до окончания срока действия уже выданного свидетельства.

Утрата и лишение права на ВУ

  1. Если иностранец хотя бы на один день покинет пределы России, то он лишится права на ВУ. По возвращению в РФ всю процедуру придется начинать сначала.
  2. Права на ВУ утрачивается иностранцами, получившими РВП в РФ или гражданство другой страны.
  3. Право на ВУ теряется после устранения обстоятельств, которые послужили поводом для предоставления ВУ.

Иностранец лишается права на ВУ, если совершит в РФ преступление, за которое будет осужден. Также ему придется покинуть пределы России, если он сообщил недостоверную информацию и предоставил фальшивые документы.

Предоставление ВУ гражданам Украины

В связи со сложной политической ситуацией на Украине, прошения граждан этой страны рассматривается по упрощенному порядку - в течение 3 дней. Для лиц из других стран этот срок составляет 3 месяца. Украинцы подают письменное заявление установленной формы, куда вписывают прибывших в ними родственников. Подле подачи заявления проходят дактилоскопию. Также органы ФМС обязаны направить заявителя на медосвидетельствование, по результатам которого выдается сертификат. Этот документ в дальнейшем заявитель передает в ФМС.

После принятия положительного решения в течение одного рабочего дня выдается свидетельство о предоставлении ВУ.

Что касается именно граждан Украины, то с августа 2015 года отменен льготный период пребывания украинцев в РФ. Раньше украинцы могли оставаться в РФ в течение 90 дней, причем каждый 3 месяца этот срок продлевался. Сейчас у граждан Украины есть всего 90 дней, чтобы легализовать свое нахождение в России. Это значит, что в течение указанного времени необходимо подать прошение на предоставление ВУ, если был выбран именно это вариант.

Статус беженца

Беженец - индивидуальный миграционный статус, присваиваемый иностранцу, который подвергается личным преследованиям и не может оставаться в своей стране. Распространено ошибочное представление, что беженцы - это люди, которые бегут от войны. Но эта категория граждан юридически не является беженцами, так как в данном случае отсутствует личностное преследование.

Поводом для получения статуса может стать и тот факт, что украинец принимал участие в военных действиях, сражаясь на стороне ополчения, и в данный момент существует угроза его личного преследования со стороны украинских властей. И напротив, как в случае с временным убежищем для украинцев: имеется угроза жизни иностранца, но отсутствуют факты именно личного преследования. Это, к примеру, все украинцы, которые в массовом порядке выезжают с территории своей страны. Угроза жизни есть - но отсутствуют личные преследования. Такие лица не смогут получить статус беженца, но вправе ходатайствовать о предоставлении ВУ (описано выше).

Чтобы оформить статус беженца, иностранец должен обратиться в ФМС и предоставить документы:

  • Прошение о признании беженцем, где указывается причина, по которой заявителю пришлось покинуть свою страну, и прикладываются документы, подтверждающие этот факт;
  • Стандартная фотография;
  • Национальный паспорт;
  • Опросный лист (заполняется при личном собеседовании с сотрудником ФМС);
  • Анкета;
  • Дактилоскопическая карта.

Если выносится положительное решение по ходатайству, то иностранцу присваивается статус беженца, который действует три года, и выдается удостоверение беженца. Национальный паспорт остается на хранении в ФМС.

Беженцы вправе рассчитывать на единовременное пособие и ряд социальный гарантий:

  1. Получение места в детском саду и школах вне очереди;
  2. Право на получение бесплатных медуслуг по полису обязательного медицинского страхования;
  3. Возможность трудоустройства без получения дополнительных разрешительных документов.

Видео: статус беженца или ВУ для украинцев?

Политическое убежище

Политическое убежище (ПУ) дает право иностранцам на проживание в России. Такого рода право могут получить лица, которые ищут спасения от реальной угрозы их жизни и здоровью за общественно-политическую деятельность в своей стране.

Для получения статуса иностранцы должны обратиться в ФМС и предоставить:

  • Ходатайство о предоставлении ПУ (шаблон заполнения можно скачать );
  • Две стандартные фотографии;
  • Национальный паспорт.

Ходатайство подается лично иностранцем в течение 7 дней после въезда в РФ или после наступления обстоятельств, не позволяющих ему вернуться на родину. Заявитель вправе предоставить любые документы, подтверждающие обоснованность его ходатайства.

После приема документов с иностранцем проводится индивидуальное собеседование и заполняется анкета, в которой излагаются обстоятельства, свидетельствующие о необходимости предоставления ПУ, а также биографические данные заявителя. После подачи документов заявитель в обязательном порядке проходит процедуру дактилоскопии.

После приема ходатайства заявитель получает справку, которая становится основным документом, подтверждающим законность нахождения иностранца в РФ.

Ходатайство рассматривается не дольше одного месяца. В случае подписания Президентом РФ прошения заявитель получает свидетельство о предоставлении политического убежища и ему в установленном порядке оформляется ВНЖ.

  1. Иностранцам прибывшим из стран, с которыми у РФ установлен безвизовый режим;
  2. Лицам с судимостью;
  3. Иностранцам, прибывших из третьей страны или имеющих гражданство третьей страны, где они не подвергаются преследованиям;
  4. Иностранцам, сообщившие ложные сведения.

Право на ПУ будет утрачено, если иностранец покинет Россию, получит российский паспорт или подданство другой страны.

Видео: репортаж о получении временного убежища в России

(Пока оценок нет)

Ниже читатели НужнаВиза.ру делятся своим опытом оформления. Поделитесь и своим!

Нажимая кнопку «Добавить комментарий», я соглашаюсь с сайта.

    Анатолий Сказал(а):

    подал документы на ВУ.дали СПРАВКУ.на работу по ней устроится не могу.патент взять тоже не имею права,т.к. в миграционной карте указана цель визита-частный. ВОПРОС: ЗА ЧТО 3 МЕСЯЦА ЖИТЬ???

    Мария Сказал(а):

    Всем привет.Читаю ваши коменты и в шоке…Мы с семьей приехали в 14 году,сразу сделали рвп,благо проблем с регистрацией не было,от бабушки осталась квартира в г.Оренбурге.Пришли в январе 17 года сдавать документы на внж,нам сказали,что уже времени не хватает,нужно ровно за 6 месяцев,до окончания рвп,а у нас не хватало 9 дней…но не переживайте мы обязательно что нибудь придумаем,это нам сказала начальник отдела фмс по мигрантам-милейшая женщина,спасибо ей огромное.Она говорит,что у них есть негласный приказ,украинцев(речь идет о Донецкой и Луганской об)нельзя даже предлогать выезжать за пределы РФ.Через месяц позвонили сказали придти,предложили сдать документы на ву,что мы и сделали,кстати все сделали за два дня,ждали медицину дольше 10 дней.Сказали что ву будет через 3 месяца,я спрасила,может ли быть такое,что нам откажут,инспектор сказала что нет,украинцам не отказываем-вы же наши….через 5 недель позвонили,пригласили получить ву.Регистрацию с рвп перенесли там же в фмсв паспорт ву.Так что все быстро,без проблем,криков и очередей.Все милые,добрые и отзывчивые,и все нам повторяют-ВЫ НАШИ….

    Инна Сказал(а):

    Живу в Брянской обл. Временное убежище оканчивается 05.07.2017г (3 года как я в РФ,с малолетней дочкой,она пошла здесь в школу)работу официально так и не нашла,как быть с РВП,если документы не принимают без трудоустройства? Я сама родилась и окончила школу в РФ (Брянской обл),хочу РВП оформить не получается,помогите,кто столкнулся с такой же проблемой!

    Юра Сказал(а):

    Деньги-то деньгами так знать бы кому и куда.. ведь деньги есть а тебе гоняют как мальчика, ведь тоже предложили выехать из страны а дома украинские войска, есть вероятность что не вернусь, да и съездить это как ведь живу в Магадане а это 10500 км в одну сторону а это финансы и время и никому нет дела до тебя в ФМС никто ничего не объясняет а что бы попасть в кабинет надо пару дней от сидеть в очереди с братским народом Узбекистана вот так вот начал суетится еще до нового года потом руки опустил и все ужасно устал от этих документов а еще надо жить работать и уведомить о своих доходах только когда всем этим заниматься 🙂

    Катя Сказал(а):

    Подскажите, в каком регионе в 2017 году все еще можно получить временное убежище? Хотела ехать в Краснодар к дальним родственникам, но там, я так понимаю, уже не дают ВУ(

Компания собирается принять на работу беженца с Украины. Как происходит прием на работу беженца? Есть ли какие-то отличия от правил приема на работу других иностранных граждан? Наши специалисты ответят на эти вопросы в статье.

Прием на работу иностранцев связан с бумажной волокитой

В общем случае, принимая на работу иностранца нужно иметь разрешительные документы. В частности, к ним относятся:

  • разрешение на привлечение и использование иностранных граждан;
  • разрешение на работу (патент);
  • приглашение на въезд (если иностранец находится за границей и в отношении его не действуют ограничения на въезд).

Однако для некоторых иностранных граждан сделано исключение. Для их трудоустройства все эти документы не требуются. К таким лицам, в частности, относятся беженцы. Таким образом, прием на работу беженцев с Украины (или из других стран) происходит по иному порядку, нежели прием на работу других категорий иностранцев.

Беженец – это не обычный иностранец

Несмотря на то, что беженцы являются иностранцами, на них общий порядок трудоустройства иностранных граждан не распространяется. Принять на работу беженца нужно по тем же правилам, что и россиян.

Главное, чтобы его статус был подтвержден удостоверением беженца, выданным ФМС (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1). Только при наличии такого документа можно принять иностранного гражданина на работу без лишних проволочек (подп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ).

ФМС известить придется

Несмотря на все преференции, данные иностранцам-беженцам, уведомить территориальный орган ФМС о заключении трудового договора с иностранным гражданином нужно обязательно. Это правило необходимо исполнять при приеме на работу, а также увольнении любых иностранцев, в том числе, беженцев (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ).

Беженцы – это иностранные граждане, которые уехали из своей страны или своего обычного местожительства по причине преследований по расовому, национальному, религиозному и т.п. признакам.

При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. ст. 65, 327.3 ТК РФ, должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:

  1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
  2. трудовую книжку, за исключением отдельных случаев (абз. 3 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
  3. страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ), за исключением некоторых случаев;
  4. документы воинского учета – только в случаях, установленных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 327.3 ТК РФ);
  5. документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
  6. справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такая справка представляется при поступлении на работу, к выполнению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом запрещено допускать лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
  7. договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, – при приеме на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина. Предъявлять данный документ не требуется, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ. Это следует из абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 10 ст. 13 Закона N 115-ФЗ;
  8. разрешение на работу или патент (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ) – при приеме на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (абз. 3 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
  9. разрешение на временное проживание в РФ – при приеме на работу временно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
  10. вид на жительство – при приеме на работу постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть установлены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

Организация планирует принять на работу беженцев из Украины, которые были вынуждены уехать из этой страны из-за военных действий. Какие документы они должны предъявить для подтверждения своего статуса беженца? Есть ли какие-либо особенности трудоустройства этой категории иностранных граждан? Нужно ли уведомлять ФМС России и службу занятости населения о приеме таких работников?

Получение иностранным гражданином статуса беженца

Основания и порядок признания лица беженцем на территории Российской Федерации, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 4528-1).

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона № 4528-1).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 4528-1 процедура признания лица беженцем предусматривает следующие этапы :

  1. Обращение лица с ходатайством о признании беженцем (например, в территориальный орган ФМС России по месту пребывания этого лица).
  2. Предварительное рассмотрение ходатайства.
  3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  4. Выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  5. Рассмотрение ходатайства по существу.
  6. Принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем.
  7. Выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании беженцем в письменной форме (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 4528-1):

  • в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если заявитель не находится на территории РФ;
  • в орган пограничного контроля ФСБ России в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при ее пересечении;
  • в органы пограничного контроля ФСБ России или в территориальный орган МВД России, ФМС России при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу в течение суток со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации;
  • в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 4528-1 сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей.

Порядок предоставления Федеральной миграционной службой и территориальными органами ФМС России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом № 4528-1 ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации определен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 19.08.2013 № 352.

Ходатайство вместе с прилагающимися к нему документами рассматривается территориальным органом ФМС России в срок от одного до трех месяцев.

Решение о признании беженцем на территории Российской Федерации, а также уведомление об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации направляются или вручаются заявителю в течение трех рабочих дней со дня принятия решения органом ФМС России (п. 4, 10 ст. 7 Федерального закона № 4528-1).

Таким образом, после рассмотрения всех документов лица, ходатайствующего о признании его беженцем на территории Российской Федерации, территориальный орган ФМС России принимает решение о признании его беженцем либо об отказе в этом признании. По результатам рассмотрения выдается соответственно удостоверение беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем .

Кстати

Форма удостоверения беженца, а также Положение об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца» (в ред. от 27.10.2012). Удостоверение беженца по установленной форме подтверждает полученный лицом (в том числе иностранным гражданином) статус беженца на территории Российской Федерации и является документом, удостоверяющим личность этого лица.

Необходимо учитывать, что согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона № 4528-1 при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России или в территориальном органе ФМС России по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем .

Кроме того, для выезда за пределы территории России и въезда в Россию беженцам оформляется проездной документ (ст. 8.1 Федерального закона № 4528-1).

Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение, в частности, содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, а также на работу по найму или предпринимательскую деятельность, на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Отметим, что на сайте ФМС Росси 25 июня 2014 г. специально для граждан Украины размещена подготовленная этим ведомством Памятка для желающих получить статус беженца или временное убежище на территории Российской Федерации .

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ БЕЖЕНЦЕВ

По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для привлечения визовых иностранцев), а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.17.2014) (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Однако указанный порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся беженцы (пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом данная льгота действует для упомянутой категории иностранных граждан до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца .

Беженцы были включены в перечень «льготных» категорий иностранных граждан Федеральным законом от 05.05.2014 № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”». Данный закон вступил в силу с 16 мая 2014 г.

Для граждан Украины установлен безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию, то есть они являются безвизовыми иностранцами. Таким образом, граждане Украины, официально получившие статус беженцев, могут не получать разрешение на работу для трудоустройства в российскую организацию . В остальном порядок приема на работу этой категории иностранцев не отличается от общего порядка для безвизовых иностранцев.

Чтобы принять на работу беженца из Украины необходимо:

1. Потребовать у иностранного работника документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, и миграционную карту по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 (в ред. от 06.05.2006).

Документы воинского учета гражданин Украины представлять не обязан, так как иностранцы не являются военнообязанными в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ).

Если у иностранного работника, подлежащего обязательному пенсионному страхованию, страховое свидетельство отсутствует, необходимо оформить его при заключении трудового договора (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

Кроме того, иностранный гражданин должен представить работодателю документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации. Таким документом для беженца является удостоверение беженца по установленной форме. Как уже было сказано выше, такое удостоверение является документом, удостоверяющим личность беженца.

2. До подписания трудового договора нужно ознакомить иностранного работника с действующими у работодателя Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

3. Заключить с иностранным работником трудовой договор (ст. 67 ТК РФ).

С иностранным работником можно заключить как срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 59 ТК РФ), так и трудовой договор на неопределенный срок (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 58 ТК РФ).

Оформить трудовой договор нужно письменно, включив в него сведения и обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством (ч. 1-2 ст. 57 ТК РФ). В трудовой договор также могут быть включены дополнительные условия, указанные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ (об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте, об испытании, о неразглашении коммерческой тайны и др.).

По общему правилу трудовой договор оформляется в двух экземплярах (по одному для обеих сторон), каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Работник расписывается на экземпляре работодателя за получение своего экземпляра трудового договора.

4. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) о приеме на работу составляется по унифицированной форме № Т-1 (Т-1а) или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.12.2013)).

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) (ч. 1-2 ст. 68 ТК РФ).

5. Оформить иностранному работнику трудовую книжку. Записи о работе у российского работодателя нужно делать в трудовую книжку российского образца (в том числе можно вести книжки, оформленные на территории бывшего СССР на бланках, действующих в России до настоящего времени). Если у работника трудовая книжка неустановленной формы (иностранного образца), нужно завести ему российскую трудовую книжку как работнику, поступающему на работу впервые (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).

Запись о приеме на работу в трудовую книжку вносится в порядке, предусмотренном п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 25.03.2013)).

6. Оформить на иностранного работника личную карточку по унифицированной форме № Т-2 или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Что касается вопроса об уведомлении миграционной службы и службы занятости населения о приеме на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца, необходимо учитывать следующее, что обязанность по уведомлению территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия :

  • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы («безвизовый» иностранец);
  • иностранный гражданин имеет разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами . При этом получать разрешение на работу им не нужно в силу прямого указания закона, значит, не соблюдается одно из двух указанных выше условий для возникновения у работодателя обязанности по уведомлению.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что при заключении трудового договора с гражданином Украины работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения о приеме такого работника на работу.

В заключение отметим, что в Государственную Думу внесен законопроект, направленный на обеспечение более эффективной защиты прав и интересов граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации . В числе защитных мер планируется законодательно закрепить особенности осуществления трудовой деятельности гражданами Украины на территории Российской Федерации в 2014 г. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривается возможность осуществления гражданами Украины трудовой деятельности на территории России без получения разрешения на работу Проект федерального закона № 556196-6 «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”».

Здравствуйте, Татьяна

Вам в первую очередь необходимо уведомить УФМС

В соответствии с ПриложениемN 4
к приказу Федеральной
миграционной службы
от 28 июня 2010 г. N 147

Порядок
представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина

1. Настоящий Порядок устанавливает последовательность действий при представлении организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации (далее - организация), уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина в территориальные органы ФМС России, в том числе порядок его заполнения, приема и сроков представления.
2. Организация в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства иностранного гражданина обязана уведомить об этом территориальный орган ФМС России.
3. Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются зачеркивания и исправления.
4. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.
5. Уведомление представляется организацией непосредственно в территориальный орган ФМС России или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.
6. Уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России регистрирует полученное уведомление с проставлением на нем регистрационного номера.

Форму уведомления для заполнения Вы можете найти пройдя по ссылке (http://base.garant.ru/12177712/#block_3000).

Ни налоговые органы, ни центр занятости о приеме иностранного работника уведомлять не нужно

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», N 115-ФЗ от 25.07.2002

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.(п. 8 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)