Причинная связь. Понятие, значение, условия установления. Теории причинно-следственной связи. Причинно-следственные связи

Вступление
Начнем немного с азов изучения. Все то, что описано, взято из анализа (аналитики) «Концепции общественной безопасности», программирования, истории, изучения бизнес процессов.
Причинно-следственная связь
Ни для кого не секрет, что такое причинно-следственная связь. В кратком описании причина – это основание, предлог для каких-нибудь действий, где действия в свою очередь и есть следствие (последствие).
Опять повторюсь: есть причина возникновения бедствия, а есть последствия это бедствия.
Так вот борясь со следствием, вы не достигните мирным путем решения причины возникновения бедствия, если последствия будут нарастать как снежный ком. Другими словами, людей много, а видят они решение причины по своему, постоянно спорят и ссорятся из-за этого.
Беда в том, что нет истинной причины разрешения конфликта, с которым были бы согласны обе стороны, а навязывание своей причины и есть ВОЙНА между людьми.
Если общество хочет освободиться от гнета, народ должен объединится, под единым началом (причиной-идеей).


Кстати в конституции РФ статья 13 написана очень и очень странно
«Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Т.е. дословно: «Никакая причина (основа) не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» - заставляет задуматься.
Если упор, делать только на проблемы общества, народ будет объединиться против следствия и будет терять время (силы и ум). Попытки бороться со следствием внутри государства, обречены на провал и по телевизору нам не говорят основы (идеи, причины) - потому что круглые сутки везде говорят о следствии, в итоге выльется все это в беспорядки и закончится гражданской войной (потому что люди сейчас понимают информацию т.е. формируют свой стереотип по разному, т.е. причинно-следственную связь, но многим стереотип формирует телевизор и приходящая неверная информация).
Считаю, что упор надо делать в основном не на конкретного человека во власти, а на изменение системы в целом, тогда и внутренние проблемы исчезнут сами собой. От того, что русский народ вырождается и сейчас хоть какая то часть его способна бороться за страну и понимать происходящее в стране, нужно делать упор на освещение людей по вопросам управления, а народу думать и принимать решение, по отношению к причине.
Причинно-следственная связь представлена на рисунке.

Истина состоит из принципов.
Одни из принципов (которые надо знать и представлять, что они означают) описаны в книге «Здоровье человека в нездоровом мире». Самый важный и первый принцип, который подчеркивает Болотов в своем интервью «Борис Болотов - 2005 - Медицина с позиции истины – 2» (можно найти в интернете). Он там рассказывает о том, как мы должны понимать причину и следствие (причинно – следственная связь).
Причина: это и есть человек
Следствие: это его тень.
Вот спрашивается, что можно сделать с тенью, что бы как то повлиять на причину? Можно попытаться эту тень распилить пилой, может эту тень помолотить кувалдой, а может полить на эту тень лекарством или применить народные методы воздействия (полить мочой например), это как то повлияет на ПРИЧИНУ? -Нет.
Все согласятся, что не повлияет. Причина и следствия связаны как негатив и позитив, наоборот, а теперь берем любой медицинский диагноз гипертония – это следствие, т.к. в слове гипертония нет причины, диабет и любой диагноз официальной медицины – это следствие, а о той медицине о которой я говорю в своей книге «Здоровье человека в нездоровом мире» - это диагнозы – причин, а не следствия. Вот когда ремонтируешь, какой то радиоприемник, так вот в инструкции написаны все причины, там нет следствия, а все причины:
Не светится экран – и тут же говорят, сгорел предохранитель или что то еще.
И так же в лечении человека, нужно сразу говорить, о причине и не определять диагноз (следствие), а искать первопричину (диагноз причин), а далее устранять эти причины.

ВАЖНО!!!
Любой человек, если хочет понять смысл того, что происходит вокруг него, постоянно мыслит и думает по принципу причинно-следственной связи, другими словами он так воспринимает окружающий мир, где в конечном итоге у него вырабатываются свои стереотипы (устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.), т.е. это и есть отношение человека к природе, к обществу, политике, науке, образу жизни, интересам и прочему. Что мы и называем МИРОВОЗЗРЕНИЕМ. Кстати первый приоритет по КОБ. Причины и следствия в целом составляют стереотип в отношении чего/кого либо. Следовательно множество стереотипов, это и есть мировоззрение.
Всегда какое то действие человека, это причина в его мышлении (чаще это происходит машинально).

Примеры причинно-следственной связи помогают преподавателю любой учебной дисциплины выстраивать логические цепочки между событием и его последствиями. Что они собой представляют? Это связи, с помощью которых можно одно явление считать причиной, а второе назвать его следствием.

Особенности обучения

В настоящее время основой для формирования глубоких знаний у подрастающего поколения является причинно-следственная связь. Примеры для детей, позволяющие понять значимость изучаемых битв и сражений, развития живых организмов, сути химических процессов подбирает учитель. Например, если смешать между собой кислоту и щелочь, они вступят в реакцию нейтрализации. Следствием будет образование в качестве продукта реакции воды, а причиной выступит смешивание растворов. На этом моменте учитель заостряет внимание, чтобы проиллюстрировать суть причинно-следственных связей.

Цели и задачи

В курсе любой учебной дисциплины, изучаемой в рамках школьной программы, перед педагогом поставлены следующие цели и задачи:

  • превратить образование в мотивированный и целеустремленный процесс;
  • продумать виды самостоятельного контроля, выстроить для каждого школьника индивидуальную образовательную траекторию;
  • использовать внутренние дополнительные резервы, а также методические приемы для повышения качества знаний.

Разнообразные примеры причинно-следственной связи, используемые преподавателем, помогают ему объединять активные и интерактивные методы, формы, технологии познавательной деятельности школьников на уроках биологии, истории, географии, физики.

Например, если толкнуть с горы сани, они покатятся вниз. Причиной явления будет сила толчка и действие земного притяжения, а следствием - движение саней с горы. Работая с различными учебными дисциплинами, учитель подбирает примеры связей типа "причина-следствие" для более качественного усвоения детьми предложенного материала.

Возможные приемы

Разнообразные примеры причинно-следственной связи способствуют углублению знаний, осознанию отдельных событий. Наглядность является основным приемом, используемым педагогом для установления вместе с воспитанниками логической цепочки, касающейся определенного явления или события.

Под наглядностью принято подразумевать такой вариант обучения, который предполагает формирование знаний на основе конкретных изображений. Для детей младших классов при объяснении сути природных явлений примеры причинно-следственной связи могут быть наглядно проиллюстрированы учителем с помощью понятных картинок. Например, из-за понижения температуры воздуха капельки воды превращаются в снежинки, поэтому на землю выпадает снег. Весь процесс может быть отображен на соответствующем плакате.

Наглядность может иметь различные формы. Среди способов изучения различных явлений и событий особое внимание уделяют просмотру тематических кинофильмов, картин.

Значение причинно-следственных связей

Почему так важна в образовательном процессе причинно-следственная связь? Примеры в психологии, касающиеся этого вопроса, поясняют значимость выявления связи между событием и его последствиями.

Это особенно актуально для активизации познавательной деятельности школьников. Например, после знакомства с фотографией Екатерины II, представленной в школьном учебнике истории, ребята находят связь между взглядом, надменным выражением лица императрицы и особенностями ее характера, который отражался в нюансах управления государством. То есть особенности нрава императрицы, психологические аспекты ее личности были причиной многих исторических решений, повлекших за собой определенные последствия. Безусловно, для выстраивания логической связи, осознания всех личностных характеристик исторического лица, побудительных причин его решений необходима квалифицированная консультация учителя.

По тому же алгоритму педагог действует, объясняя азы иных дисциплин. По мере изучения любого предмета, действия или явления учениками обнаруживается причинно-следственная связь. Примеры в истории, химии, физике, связанные с подобными действиями, найти достаточно легко. Любое взаимодействие органических или неорганических веществ, изучаемое на уроках, предполагает не только составление химических реакций, но и указание признаков их протекания. Например, при разложении перманганата калия происходит выделение кислорода. Это является причиной возгорания тлеющей лучинки, вносимой в колбу. Таким же образом причинно-следственные связи выделяются при изучении всех жизненных явлений.

Заключение

Школьник учится связывать строение и свойства веществ, понимать логику поступков исторических персон, опираясь на психологические аспекты, пробует находить между ними причинно-следственные звенья. Любой учитель, который по-настоящему любит свой предмет, старается включать в объяснение нового материала максимальное количество наглядных примеров.

Так, при рассмотрении вопросов, связанных с традициями и культурой русского народа, можно провести урок в краеведческом музее. Ребята, рассматривая живое свидетельство истории, познакомятся со своими историческими корнями, будут бережно относиться к традициям и обычаям предков, понимать глубинные причины исторического развития собственного этноса.

Логическая связь необходима для доказательства различных теорем на уроках алгебры и геометрии, рассмотрения особенностей химических и физических процессов, анализа и понимания исторических пластов, личностных психологических аспектов. Прежде чем приступать к установлению причинно-следственной связи, необходимо запастись определенной теоретической базой по анализируемому вопросу. Только в этом случае можно рассчитывать на желаемый результат.

Платон различает νους от ανάγκη, то есть намеренное действие ума по идее блага (то, что мы называем целесообразностью) от слепого и рокового действия вещественных элементов (то, что мы называем механической причинностью).

Новая философия

Новая философия по отношению к Причине характеризуется трояким стремлением:

  1. по возможности сузить круг прямого действия первой производящей Причины, не обращаясь к её единичным и непосредственным актам для объяснения определённых вещей и явлений в мире;
  2. устранить изыскание конечных Причин, или целей, из объяснений природы;
  3. исследовать происхождение и значение самого понятия Причины, в особенности Причины производящей.

В первом отношении замечательна попытка Декарта ограничить творчество Божие одним актом создания материи, из которой действительное мироздание объясняется уже всецело механическим путём, причём, однако, картезианский дуализм между духом и материей, душой и телом заставил некоторых представителей этой школы прибегать к Высшему существу для объяснения взаимной зависимости физических и психических явлений (см. Гейлинкс , Мальбранш , Окказионализм , Спиноза).

Во втором отношении во главе противников телеологии стоял Бэкон , выразивший сущность своей мысли в знаменитом афоризме, что конечные П. (в которых предполагалось узнавать намерения Божии относительно того или другого создания) «подобны девам, посвященным Богу: они бесплодны». В третьем отношении анализ П. производящей представляет три историко-философских момента, обозначаемые именами Юма, Канта и Мэн-де-Бирана. Исследуя понятие П. на почве наблюдаемых явлений, Юм пришёл к заключению, что этим понятием выражается только постоянная связь двух явлений, из которых одно неизменно предшествует другому; в таком взгляде просто отрицается самое понятие П., которое, однако, уже в общем сознании различается и противопоставляется простой временной последовательности: их смешение (post hoc = propter hoc) признается элементарной логической ошибкой, тогда как по Юму propter hoc всецело исчерпывается постоянно наблюдаемым post hoc. Юм при всем своём остроумии не мог убедительно опровергнуть бросающиеся в глаза возражения против его взгляда, каково, например, то, что научно признанная П. дня и ночи - суточное вращение Земли вокруг своей оси, заставляющее её попеременно обращаться к Солнцу той или другой стороной, - должна бы быть, по взгляду Юма, наблюдаемым явлением, постоянно предшествующим дню и ночи, тогда как на самом деле это вращение вовсе не есть наблюдаемое явление, а умственный вывод из астрономических данных, да и никакой последовательности или преемственности во времени между П. и следствием здесь не имеется, - так что более согласно с точкой зрения Юма было бы признавать причиной дня - предыдущую ночь, причиной ночи - предыдущий день. Вообще, рассуждение Юма несомненно доказывает, что на почве наблюдаемых явлений внешнего мира понятие причины не может быть найдено (см. Юм). Убедившись в этом и сознавая, вместе с тем, основное значение этого понятия для всякой науки, Кант начал свои критические исследования о природе нашего познания, в результате которых причинность вместе с другими основами нашей познавательной деятельности была признана априорным условием этой деятельности, или категорией чистого рассудка (см. Кант). Этим ограждалось общее самостоятельное значение причинной связи, но не определялась её собственная сущность.

Французский философ Мэн-де-Биран пытался подойти к ней на почве внутреннего психологического опыта. Понятие П., на его взгляд, дано в сознании волевого усилия, которым наше я открывает всякую свою деятельность; этот внутренне нам известный основной акт по аналогии приписывается и существам вне нас. Воззрение Мэна-де-Бирана в некоторых пунктах совпадает с идеями его немецких современников, Фихте и Шопенгауэра . Главный недостаток этого воззрения состоит в отсутствии доказательств того, что наша воля есть подлинная П. наших действий; с уверенностью утверждать можно здесь лишь то, что наша воля некоторым образом участвует в произведении некоторых из наших действий (именно тех, которые могут нам вменяться), или, другими словами, что подлинная П. наших действий в известных случаях связана с нашей волей; но этот несомненный факт ещё не даёт сам по себе никаких указаний ни на существо этой предполагаемой П., ни на характер её связи с нашей волей, ни на природу причинности как таковой.

Новейшая философия

Вообще, вся работа новейшей философской мысли по вопросу о причинности страдает двумя главными недостатками:

  • отделение П. производящей от трёх остальных видов причинности, допустимое и даже неизбежное как предварительный методологический прием, остается окончательной точкой зрения исследователя, вследствие чего и результаты исследования необходимо получают крайне схоластический характер и лишены действительного философского содержания и интереса;
  • связь между реальной причинностью и её истинным корнем в логическом законе, или принцип достаточного основания, остается окончательно не выясненной; отношение частных и единичных П. к универсальной П. всего существующего остается недостаточно определённым, вследствие чего все новейшие философемы, в которые входит понятие П., имеют или слишком общий и отвлеченный, или слишком отрывочный характер.

Выяснением и устранением этих недостатков обусловлена дальнейшая задача философии по данному вопросу.

Онтология причинной зависимости

В онтологическом смысле причину также можно понимать спецификой, отличающей одно из обстоятельств события изменения , позволяющей видеть данное обстоятельство побудившим (вызвавшим) само событие изменения. Альтернативой причины в таком случае служит следствие (последствие) - формат нечто присущего действительности именно как состоявшегося благодаря данному событию изменения.

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Причинно-следственная связь" в других словарях:

    причинно-следственная связь - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN casual effect … Справочник технического переводчика

    Причинность (причинно-следственная связь) - связь между причиной и следствием. Следствие, произведенное некоторой причиной, само становится причиной и порождает новое следствие и т. д., это и есть причинно следственная связь или то, что можно также назвать причинным рядом или причинной… … Начала современного естествознания

    Это объективно существующая связь между преступным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, наличие которой является обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности, если состав преступления по конструкции … Википедия

    Реакция определенной системы на результаты действия ее компонентов (ее в целом) в тех случаях, когда имеется причинно следственная зависимость между двумя переменными. Обратная связь необходимый элемент реализации гомеостаза, саморазвития… … Экологический словарь

    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - 1) процесс получения человеком информации о результатах его собственных речевых и неречевых действий; 2) причинно следственная детерминация взаимодействия участников образовательного процесса … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Коэффициент корреляции - (Correlation coefficient) Коэффициент корреляции это статистический показатель зависимости двух случайных величин Определение коэффициента корреляции, виды коэффициентов корреляции, свойства коэффициента корреляции, вычисление и применение… … Энциклопедия инвестора

    Общая химическая структура парабенов (пара гидроксибензоат) . R алкильный заместитель Парабены сложные эфиры консервантов в косметической, фармацевтической и пищевой промышле … Википедия

    Действующее вещество ›› Бикалутамид* (Bicalutamide*) Латинское название Bilumide АТХ: ›› L02BB03 Бикалутамид Фармакологические группы: Андрогены, антиандрогены ›› Противоопухолевые гормональные средства и антагонисты гормонов Нозологическая… … Словарь медицинских препаратов

    Действующее вещество ›› Бикалутамид* (Bicalutamide*) Латинское название Calumid АТХ: ›› L02BB03 Бикалутамид Фармакологическая группа: Противоопухолевые гормональные средства и антагонисты гормонов Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› C61… … Словарь медицинских препаратов


Внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится, называется причинностью. Причинность всеобща, так как нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не порождали бы тех или иных следствий.

Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причем оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех других случаях.

Уголовное дело возбуждается по факту обнаружения преступных последствий. Нужно установить, чьё действие (бездействие) вызвало преступные последствия.

Следователь пытается смоделировать возможные действия. То есть, нужно установить причинно-следственную связь.

Причинно-следственная связь - это связь между общественно-опасным деянием и наступившими преступными последствиями. Установление этой связи позволит доказать, чьи действия вызвали наступление преступного результата.

В уголовном праве причинная связь является конструктивным признаком объективной стороны преступлений, имеющих материальный состав. В связи с этим она признается необходимым и непременным условием уголовной ответственности за наступившие общественно опасные последствия.

На сегодняшний день используется теория необходимого причинения, которую разработал Пионтковский (с 30х годов 20 века). В основе - философские категории необходимости и случайности.

Причиной в уголовном праве выступает общественно-опасное деяние, а в качестве следствия - преступный результат.

Для правильного решения вопроса о причинной связи должен быть определен ряд обстоятельств, наличие которых позволяет признать, что общественно опасное деяние явилось причиной наступивших последствий. Одним из элементов причинной связи выступает достоверно установленное последствие. О причине мы может говорить только тогда, когда имеется результат, а пока его нет, ничто не может быть названо причиной.

Кроме того, необходимо установить факт совершения лицом, которому вменяются эти последствия, общественно опасного деяния, указанного в законе. Если последнее отсутствует, то вопрос о причинной связи не должен возникать и при фактически наступивших последствиях.

Согласно теории необходимого причинения, необходимо доказать три условия:

1) Что общественно-опасное деяние предшествовало преступному результату. Однако надо иметь в виду, что простая последовательность деяния и наступившего вреда, характеризующая временную зависимость, еще не свидетельствует о причинно-следственной связи между ними. Иначе говоря, „после этого“ не всегда значит „вследствие этого“.

2) Что общественно-опасное деяние было одним из необходимых условий наступления преступного результата. Мысленно из цепочки событий убирается деяние и выясняется, наступил бы преступный результат, если бы деяния не было.

3) Что наступивший результат является закономерным, внутренне присущим этому деянию. Нужно проанализировать, насколько преступный результат типичен для данного деяния. Наступившее последствие должно выступать результатом именно этого, а не какого-либо другого деяния.

Установление причинной связи обязательно не только при совершении деяния путем действия, но и при преступном бездействии.

Как известно, общественные отношения могут быть нарушены либо извне, либо изнутри. При бездействии имеет место последний способ, т.е. в этом случае бездействует субъект, включенный в систему общественных отношений в качестве обязательного элемента, который должен был действовать. Таким образом, причинная связь между бездействием и наступившим общественно опасным последствием имеет место, если на лице лежала юридическая обязанность совершить требуемое действие, существовала возможность как отрицательного, так и положительного исхода, совершение требуемого действия могло превратить возможность положительного исхода в действительность.

Причинность в неосторожных преступлениях характеризуется многофакторностью, т.е. множественностью причин и условий, что предопределяет вопрос о различной причиняющей роли каждого из них. Например, одно транспортное происшествие может порождаться в среднем более 250 факторами. В этом случае общей причиной будет выступать вся совокупность явлений, а частной причиной - отдельные факторы. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по неосторожности, как правило, состоит из ряда звеньев причинной цепи

Теории причинно-следственной связи

Вопросы причинной связи законодательством непосредственно не разрешаются. В теории уголовного права не сформулировано единой точки зрения на то, какие последствия могут быть вменены лицу, совершившему общественно опасное деяние.

Теории необходимого причинения предшествовало множество других. С 19 века уголовное право пыталось создать теорию причинно-следственной связи, которая была бы приемлема на практике. Основной вопрос был в том, что нужно доказать для установления причинно-следственной связи.

1) Теория эквивалентности (Колоколов, Сергиевский).

Согласно этой теории, деяние, которое мы хотим рассматривать как причину, должно во времени существовать раньше преступного результата. Поэтому необходимо точно установить время наступления последствий.

Существенный недостаток этой теории в том, что все события, которые предшествовали последствиям, можно рассматривать как эквивалентные, то есть причину можно искать бесконечно далеко.

2) Теория неравноценных условий (Бикмайер и Биндинг).

Теория была создана в противовес теории эквивалентности, так как та явно не удовлетворяла правоприменительной практике. Положения этой теории ориентировали судебные органы на чрезмерное расширение объективных оснований уголовной ответственности.

Эти учёные предложили все события, предшествующие последствиям, разделить на две группы:

Менее главные события.

Однако критериев разделения так и не было предложено. Эту теорию стали дорабатывать русские криминалисты.

3) Теория об изменении равновесия (Таганцев).

Было предложено все события разделить на три группы:

Явления, которые послужили материалом для нового явления;

Факторы, которые воздействовали на исходный материал и вызвали в нём изменения;

Условия и обстановка, в которых действуют эти факторы.

В качестве причины можно было рассматривать только вторую категорию. У этой теории главное достоинство - ограничение круга событий в качестве причины. Недостаток - внутреннее убеждение следователя и судьи.

4) Теория ближайшей причины.

Согласно этой теории, надо установить по каждой группе преступлений определённые границы времени.

Особые свойства организма потерпевшего не нарушают развитие причинно-следственной связи. Вопрос об уголовной ответственности решается с учётом вины.

Развитие причинно-следственной связи могут нарушать поведение третьих лиц, сил природы, вина потерпевшего.

Эти три фактора нарушают развитие причинно-следственной связи и переводят её в разряд случайной связи. Она выражает не характерные, не стойкие для данного процесса связи. Случайная связь не имеет уголовно-правового значения.

Значение причинной связи

Важность установления причинной связи определяется, прежде всего, тем, что она как признак объективной стороны состава преступления является одной из предпосылок уголовной ответственности. Неуделение достаточного внимания этому признаку со стороны следственных органов и суда делает невозможным успешное решение задач, стоящих перед уголовным правом.


Похожая информация.


Ведёт свой психотерапевтический разговор в терминах привычных для НЛП, читатели, незнакомые с НЛП-терминологией могут слегка запутаться.

Вот например, знаменитый НЛП-термин «Шкала времени (ось времени)». От НЛП-тренера вы постоянно будете слышать, как влияет на человека схема «Прошлое-настоящее-будущее».

И все эти рассуждения сводятся к простому - у большинства из нас отсутствует логика.

Конкретнее, мы с трудом прослеживаем причинно-следственные связи между: прошлым и настоящим, прошлым и будущим, а также - настоящим и будущим.

Как говорят НЛПисты, чаще всего мы используем неудачный опыт из прошлого как фундамент для того, чтобы «обогатить» свою Я-концепцию (или свою - идентичность) очередным штампом: «Не годен к тому-то и тому-то»...

И это вместо того, чтобы хладнокровно проследить причинно-следственную связь между тем, что ты делал в прошлом и что получил чуть позднее...

Итак, отсутствие причинно-следственной связи между событиями на оси времени - вот одна из основных причин наших неудач и плохого мнения о самих себе, мнения, основанного на неправильно сделанных выводах.

Этот тезис НЛП отлично иллюстрирует известный анекдот. Послушайте его и узнайте в героях этого анекдота своих знакомых, а быть может, и себя.

Обезьяна сидит на ветке и пилит её пилой. Мимо идёт слон и говорит так гнусаво, в хобот: «Обезьяна, ты что - дура? Ты же упадёшь».

На что обезьяна отвечает: «Иди себе, ушастый!»

Через какое-то время слон идёт обратно и видит: обезьяна лежит на земле, вокруг одни щепки, плачет и потирает свои ушибы.

Слон: «Ну вот, обезьяна, я же тебе говорил, что ты - упадёшь».

Обезьяна (с яростью) : «Иди - колдун!»

Итак, из опыта неудавшегося весёлого времяпрепровождения обезьяна вынесла только одну идею. Идею о том, что слон - глазлив.

Возможно (следуя своей логике) в следующий раз обезьяна станет пилить ветку, на которой сидит только в отсутствии свидетелей...

Но как мы с вами догадываемся, это не принесёт ей удачи.

То, что мы «понимаем» из вынесенного опыта, иногда бывает просто глупо, а иногда - трагично.

История с обезьяной - глупа.

А что бы сделало эту историю - трагичной?

А когда обезьяна сделала бы следующий вывод: «Я - неудачница».

Обезьяна из анекдота - существо жизнерадостное и цельное, и вряд ли сделает подобный вывод, упади она с ветки хоть десять раз. Для себя самой обезьяна - всегда хорошая, красивая и умная... Чего не скажешь о нас - людях хрупких, с тонкой душевной организацией и... таким же как у обезьяны отсутствием причинно-следственных связей на оси времени.

Сейчас я расскажу вам один пример - историю, взятую из реальной жизни. Послушайте её так же, как этот анекдот. В конце я хочу дать Вам задание: вспомнить подобную же историю из своей собственной жизни или жизни близких знакомых (с их согласия) и кратко пересказать её в комментариях. Никто не боится? Дело в том,что чем больше подобных историй мы с вами расскажем друг другу, тем реже мы сами и все, кто читает нас, будут мыслить, игнорируя правильные причинно-следственные связи.

Итак, история.

Несколько лет назад одна моя знакомая решила одновременно: заняться спортом (добавить в свою сидячую жизнь движения) и бросить курить - заодно.

(Ошибка первая: отказ от курения - это большой физический стресс для организма. Переход от сидячей жизни к спорту - стресс не меньший. Организм категорически нельзя «нагружать» одновременно двумя физическими стрессами!)

Поскольку моя знакомая слышала

(Ошибка вторая. «Слышала» - недостаточно. Нужно было проконсультироваться со специалистом, хотя бы собрать чуть больше информации)

слышала о том, что легче всего бросить курить - начав бегать по утрам на стадионе, она решила - бегать.

Два физических стресса было моей знакомой недостаточно и она решила нагрузить себя ещё и третьим стрессом. Будучи по природе то ли совой, то ли жаворонком (но уж точно - не жаворонком), моя знакомая решила определиться и бодро переучить себя на жаворонка, поэтому бегать выходила... не позже 5 часов утра - каждый день. (!)

(Соответственно, ошибка третья).

Поскольку бегать одной ей было скучно, она взяла к себе в компанию юношу, с которым и соревновалась в беге, придя на стадион.

(Ошибка четвёртая. Моя знакомая забыла о том,что нормативы для мужчин и женщин - разные).

С первого дня бега моя знакомая не выкурила ни одной сигареты - ей действительно не хотелось больше курить! Воодушевлённая результатом, она продолжала увеличивать физическую нагрузку, а заодно и физический стресс на организм. Правда, вместо сигарет она покупала теперь в день по нескольку банок пепси-колы и выпивала их залпом. Но пока что мою знакомую интересовала только проблема «бег и курение». На остальное она не обращала внимания.

Через несколько дней бега (даже не ходьбы трусцой!) она почувствовала боль в ногах. Но бегать - не перестала, а старалась пробежать через боль.

(Ошибка пятая).

Сначала у неё болели стопы, затем - колени. Через несколько дней (пробегав в общей сложности, неделю) она перестала ходить вообще. В трёх местах на обеих ногах обозначились сильные растяжения.

Теперь моя знакомая ковыляла только по своей собственной комнате, перевязанная эластичными бинтами.

От глупого сидения на тахте и отсутствия «спортивных эндорфинов» (а также от осознания собственной неудачи) у неё началась хандра и нытьё - и она закурила по новой...

Вот только один маленький нюанс - тяга к пепси-коле сама собой не прошла.

Итого, на выходе моя знакомая имела:

  • всё тот же сидячий образ жизни,
  • всё то же курение,
  • и две новости: растяжение связок,
  • и пепсикольную зависимость...

Какой же вывод сделала моя знакомая?

Вот наконец, мы подошли к самой главной её ошибке:

(Ошибка шестая)

Моя знакомая решила, что она:

  • идиотка,
  • рождена под несчастливой звездой, которая «чётко» обламывает все её светлые и амбициозные планы на корню, оставляя всё в той же навозной куче,
  • не способна спортивно бегать,
  • не способна бросить курить.

А ещё моя знакомая решила,что ОТКАЗ ОТ КУРЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ЛИШЬ ОДНУ СХЕМУ: ПЕРЕХОД НА ДРУГУЮ ТАКУЮ ЖЕ ВРЕДНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ.

Итак, провал, который был связан с

  • недостатком опыта,
  • недостатком здравого смысла,
  • недостатком информации,
  • недостатком умения любить и понимать себя и слушать свой организм.

Был интерпретирован как «отсутствие способности к спорту» и ещё много чего...

Прошло время и моя знакомая - изменилась к лучшему.

Какой же вывод из таких ситуаций делают все НЛП-тренеры?

Внимание: «Даже в самых тяжёлых и грустных опытах заложено сокровище - потенциал к изменениям, информация. Мы сами лишаем себя этого богатства, не оставляя себе надежд на перемены к лучшему, игнорируя информацию».

Так что: да здравствуют правильно понятые причинно-следственные связи!