При строительстве каких объектов осуществляется государственный надзор. Проверки инспекторами строительных объектов. К чему нужно быть готовыми. Последствия проверок. Когда ждать проверяющих

Приветствую, друзья! Я являюсь сотрудником государственного строительного надзора в своем регионе. Для некоторых читателей это возможно окажется неожиданностью, но об этом я уже как то писал на блоге раньше. И сегодня я хочу вам рассказать что такое государственный строительный надзор.

Государственный строительный надзор (коротко ГСН) — это способ осуществления независимого контроля со стороны государства за процессом строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе.

ГСН подразделяется на федеральный и региональный. Федеральный в основном это служба Ростехнадзора, а региональный это инспекции ГСН определенного региона, области.

Чем регламентируется

Осуществление надзора установлено в статье 54 Градостроительного кодекса РФ. В данной статье указан в каких случаях проводится надзор, предмет надзора, кто уполномочен проводить и порядок осуществления.

А уже в постановлении №54 Правительства РФ от 01 февраля 2006 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» расписан более подробно сам порядок осуществления надзора.

Также есть РД 11-04-2006, который регулирует порядок проведения проверок при осуществлении ГСН и выдаче заключения о соответствии.

И не забываем про административные регламенты. У каждого комитета ГСН разработан регламент о порядке осуществления надзора. Вот например наш. .

Предмет ГСН

Что непосредственно проверяют службы ГСН установлено в ч. 2 ст. 54 ГрК РФ:

В каких случаях осуществляется надзор

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства проектная документация которых подлежит экспертизе согласно ст. 49 ГрК РФ.

То есть если ваш проект подлежит обязательной экспертизе, то соответственно при строительстве, либо реконструкции ваш объект подлежит надзору.

Извещение о начале строительства

Если вы уже убедились, что при строительстве вашего объекта необходимо осуществление государственного строительного надзора, то вам согласно ч. 5 ст. 52 ГрК РФ необходимо за семь дней до начала работ подать в инспекцию ГСН извещение о начале строительства.

После подачи извещения его регистрируют и заводят дело на объект. Ему присваивают номер и назначают ответственных лиц, которые непосредственно будут выезжать на объект.

Данные ответственные лица в течении 7 рабочих дней составляют программу проверок, утверждают ее и выдают застройщику, либо техническому заказчику. А заказчик в свою очередь должен передать ее лицу, осуществляющему строительство. Лучше под роспись.

Извещение о завершении работ, подлежащих проверке

Следующий шаг это вовремя представлять в службу ГСН извещение о завершении работ, подлежащих проверке. Какие работы подлежат проверке указано в программе проверок, который вам выдали ранее.

Данное извещение подает лицо, осуществляющее строительство, предварительно получив согласование застройщика, либо технического заказчика.

Конечно, данный документ необходимо подавать в случаях когда сроки завершения работ, подлежащих проверке не совпадают с датами указанными в программе проверок. Но скажу вам прямо, данные сроки практически никогда не совпадают. А отсутствие извещения это повод для штрафов по ст. 9.5 КоАП РФ.

Извещение об окончании строительства

После поступления данного документа специалисты ГСН (раньше было ГАСН) в течении 7 рабочих дней проводят итоговую выездную проверку. По результатам которой выдают акт итоговой проверки либо без замечаний, либо с замечаниями. В первом случае вы можете подавать заявление на выдачу заключения о соответствии, а во втором случае получаете предписание об устранении нарушений с установленными сроками для устранения.

Извещение об устранении нарушений

В случае если вам выдали предписание, а вы его устранили, то необходимо об этом известить путем подачи в управление ГСН документа установленного образца. Он подается для того, чтобы специалисты ГСН провели проверку устранения. Хотя они могут ее провести и без поступления извещения. Но все же его необходимо подавать так как отсутствие данного документа это повод для выдачи отказа в выдаче заключения о соответствии.

Извещение о возникновении аварийной ситуации

Такие ситуации на стройке не редкость и если они у вас возникли, то об этом также необходимо известить государственный строительный надзор.

Заключение о соответствии

Но если у вас все построено, вы получили акт итоговой проверки без замечаний, то самое время подать заявление на выдачу заключения о соответствии построенного объекта.

Его вам выдадут в течении 10 рабочих дней со дня подачи заявления. На практике гораздо быстрее.

Что это за документ такой и как его получить написано в статье « ».

Как проводятся проверки

С момента поступления извещений, либо истечения сроков исполнения предписания сотрудник ГСН готовит приказ о проверке. После этот приказ регистрируется на портале «Единый реестр проверок», который курирует прокуратура.

Также направляется уведомление о дате, времени и месте проверки в орган СРО, в котором состоит лицо, подлежащее проверке.

При определенных случаях процедура может немного отличаться.

В назначенную дату и время на объект приходят ответственные специалисты для проверки выполненных работ. Про предмет проверки я писал выше.

Сроки проведения проверки указываются в приказе и они должны соответствовать срокам указанным в программе проверок.

По результатам проверки составляется акт проверки, который вручается проверяемому лицу. В зависимости от наличия нарушений выдается предписание и назначаются штрафы.

Следует отметить, что проверку можно провести только в присутствии уполномоченного представителя проверяемого лица. В определенных случаях можно и в его отсутствии, но таких случаев очень мало.

Адреса региональных инспекций, департаментов государственного строительного надзора РФ

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О государственном строительном надзоре в Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 (Российская газета, N 41, 27.02.2008);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 16.03.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 48 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2011);
(Российская газета, N 93, 29.04.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 13.02.2012, ст.864);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.05.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2016, N 0001201611220020);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.10.2017, N 0001201710300014) (вступило в силу с 1 января 2018 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.02.2018, N 0001201802140007);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.03.2018, N 0001201803020025);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.02.2019, N 0001201902190013).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Действие постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294 не распространяется на осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, извещение о начале строительства, реконструкции которых получено органом регионального государственного строительного надзора до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294 (1 января 2018 года) - пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294 .

____________________________________________________________________


Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.

2. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, являются:
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции объектов, указанных в , за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных ядерных организаций;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 387 .

Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора.
(Пункт в редакции .

2_1. Государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, осуществляемыми на территории г.Москвы, в части уникальных объектов, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего постановления, осуществляется уполномоченным на это органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 ; в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2018 года N 152 .

2_2. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
(Пункт дополнительно включен с 13 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 387)

3. Установить, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации.

4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 ..

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 февраля 2006 года N 54

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации.

При осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
(Абзац дополнительно включен с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80)

Комментарий к пункту 1

2. Государственный строительный надзор осуществляется:

а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со либо является модифицированной проектной документацией;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1159 ; в редакции, введенной в действие с 10 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2018 года N 205 .

б) при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 .

Комментарий к пункту 2

3. Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 .

Комментарий к пункту 3

4. Предметом государственного строительного надзора является проверка:

а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
(Подпункт дополнен с 29 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 318 ; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

б) наличия разрешения на строительство;

в) выполнения требований частей 2 , и 3_1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2018 года N 205 .
(Пункт 4 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 .

Комментарий к пункту 4

4_1. В случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее нормы и правила).
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 318 ; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 610 .

5. Государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 ; в редакции, введенной в действие с 13 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 387 .

Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации , государственный экологический надзор.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 ; дополнен с 29 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 318 ; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 ; в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 .

6. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5_1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации , за исключением объектов федеральных ядерных организаций.
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 ; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 ; в редакции, введенной в действие с 13 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 387 .

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.
(Абзац дополнительно включен с 13 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 387)

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы регионального государственного строительного надзора), осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294 .

При организации регионального государственного строительного надзора применяется риск-ориентированный подход.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

Комментарий к пунктам 5-7

8. Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
(Абзац дополнен с 29 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 318 ; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 48 .

Комментарий к пункту 8

8_1. В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" .

Присвоение категории риска строящемуся, реконструируемому объекту капитального строительства осуществляется органом регионального государственного строительного надзора после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии с критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора согласно приложению с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора и отражается в программе проверок.
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

Комментарий к пункту 8_1

8_2. Орган регионального государственного строительного надзора ведет реестр объектов капитального строительства, в отношении строительства, реконструкции которых осуществляется региональный государственный строительный надзор, и размещает информацию о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства и присвоенных им категориях риска в информационных системах регионального государственного строительного надзора и (или) на официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". На официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;

б) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;

в) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя-застройщика;

г) категория риска объекта капитального строительства.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

9. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Формы документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора, устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 ; в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 года N 152 .

Комментарий к пункту 9

10. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение:
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 204 ; в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

в) Подпункт утратил силу с 21 февраля 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 ..

Комментарий к пункту 10

11. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации , обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Комментарий к пункту 11

12. Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 80 .

12_1. При осуществлении регионального государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом следующего количества проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства для соответствующей категории риска строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства:

в) для категории умеренного риска - не более 7 проверок.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

12_2. В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более объектов капитального строительства, относящихся к разным категориям риска, категории риска определяются отдельно в отношении каждого объекта капитального строительства.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

12_3. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12_1 настоящего Положения, может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:

а) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);

б) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);

в) строительства, реконструкции объекта капитального строительства, общая площадь которого превышает 20000 кв. метров.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

12_4. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12_1 настоящего Положения, может быть увеличено соответственно в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория высокого риска, - до 24 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория значительного риска, - до 20 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория умеренного риска, - до 14 проверок в случаях:

а) привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в течение одного календарного года 3 и более раза к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные , 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях ;

б) нарушения сроков строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных проектом организации строительства в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, более чем на 6 месяцев или его консервации, приостановления строительства.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294)

12_5. Решение об увеличении количества проверок в случаях, предусмотренных пунктами 12_3 и 12_4 настоящего Положения, оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года

  • Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА, СНОСА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ) (введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
  • Глава 6.2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ (введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
  • Глава 6.3. ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ В ЦЕЛЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ НАЕМНЫХ ДОМОВ (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
  • Глава 6.4. СНОС ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
  • Глава 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Глава 9. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И СЕВАСТОПОЛЕ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
  • Статья 54 РФ. Государственный строительный надзор

    //=ShareLine::widget()?>

    1. Государственный строительный надзор осуществляется при:

    1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

    (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 368-ФЗ , от 03.08.2018 N 342-ФЗ )

    2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

    (часть 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

    1.1. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 , подпунктом "б" или "в" пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

    (часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

    2. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка:

    1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

    (в ред. Федеральных законов от 23.11.2009 N 261-ФЗ , от 18.07.2011 N 243-ФЗ , от 03.08.2018 N 340-ФЗ )

    2) наличия разрешения на строительство;

    (п. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

    (часть 2 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

    3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

    (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ , от 18.07.2011 N 242-ФЗ , от 18.07.2011 N 243-ФЗ )

    3.1. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

    (часть 3.1 введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 16.05.2008 N 75-ФЗ , от 18.07.2011 N 242-ФЗ , от 18.07.2011 N 243-ФЗ , от 03.08.2018 N 321-ФЗ )

    3.2. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

    (часть 3.2 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 188-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

    4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.

    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ , от 18.07.2011 N 243-ФЗ )

    5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:

    1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

    2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:

    а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;

    б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;

    (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

    КонсультантПлюс: примечание.

    Ст. 54 распространяется на договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если госрегистрация первого договора осуществляется после 01.01.2014. (ФЗ от 30.12.2012 N 294-ФЗ).

    в) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

    (пп. "в" введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 294-ФЗ)

    (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

    а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора;

    б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

    в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

    4) выездная проверка по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, может быть проведена органом государственного строительного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

    5) предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, не требуется;

    6) в приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.

    (часть 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

    6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ , от 18.07.2011 N 243-ФЗ )

    6.1. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.

    (часть 6.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

    6.2. В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

    (часть 6.2 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

    (часть 6.3 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

    7. Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

    КонсультантПлюс: примечание.

    До 01.03.2020 не требуется получать (представлять) разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию (ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в ред. от 28.02.2018)).

    Выполняемые строительными компаниями работы должны соответствовать требованиям технических регламентов и проектной документации. При проведении государственного строительного надзора выявляются и пресекаются допускаемые застройщиком нарушения. О том, как проводятся проверки, - в нашей статье.
    Какие объекты подлежат проверке

    Государственный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (подп. 1 п. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

    Государственная экспертиза проектной документации, согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, не проводится, в частности:
    - для жилых домов, высотой менее трех этажей (индивидуальных или блочных);
    - для отдельно стоящих зданий высотой не более двух этажей и площадью не более 1500 квадратных метров, не предназначенных для жилья и производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов);
    - для объектов, не требующих получения разрешения на строительство.

    Следовательно, на указанных объектах (при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) государственный строительный надзор не проводится.

    В то же время следует отметить, что не контролируется строительство индивидуальных жилых домов, высота которых не превышает трех этажей, только в том случае если они возводятся не по типовой проектной документации или ее модификации. Такое уточнение в подпункт «а» пункта 2 Положения, утвержденного постановлением № 54, внесено определением Верховного суда РФ от 8 июля 2008 г. № КАС08-309.

    Контролирующие органы

    В зависимости от статуса проверяемого объекта государственный строительный надзор осуществляется либо уполномоченными федеральными органами (Росатомом, Минобороны России), либо региональными органами исполнительной власти.

    Так, федеральные органы проверяют ведение строительных работ на атомных объектах, линиях связи, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, опасных и особо опасных, а также технически сложных и уникальных объектах, на объектах военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ и т. д. (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 54). Все другие объекты контролируют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Порядок проведения проверок

    Для всех уполномоченных органов (как федеральных, так и региональных) приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 утвержден единый порядок проведения проверок. Расскажем о нем подробнее. Контроль ведется с даты получения органом государственного строительного надзора извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства установленным требованиям.

    Осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами законодательством не предусмотрено (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1216).

    Форма контроля - проверки. Они проводятся должностными лицами органа госстройнадзора на основании соответствующего распоряжения (приказа).

    Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое уполномоченным органом.

    КОГДА ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ

    Проверки осуществляются в соответствии с программой проверок, а также в следующих случаях:
    - при получении извещения от застройщика (заказчика) о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
    - при получении извещений от застройщика (заказчика) о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
    - при обращениях граждан и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления и др.

    ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ

    Получив извещение о начале работ, контролирующий орган в течение семи рабочих дней должен разработать программу проведения проверок по данному объекту. В ней указываются следующие сведения:
    - наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства;
    - предмет и примерная дата проведения каждой проверки;
    - ориентировочные затраты времени на проведение каждой проверки;
    - иные сведения, необходимые для проведения проверок.

    Программа составляется в двух экземплярах: первый остается в деле органа госстройнадзора, второй - направляется (вручается) застройщику или заказчику.

    ЧТО ПРОВЕРЯЮТ

    Предметом контроля является соответствие выполняемых строительных работ установленным требованиям и проектной документации.

    При строительстве проверяют соблюдение требований по подготовке земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

    При реконструкции - соблюдение требований по подготовке объекта для реконструкции, выполнению работ по усилению или монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.

    При капитальном ремонте - соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта для ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования.

    КАК ПРОВЕРЯЮТ

    Полномочия проверяющих определены в пункте 24 Положения, утвержденного постановлением № 54.

    Основные права - это беспрепятственный доступ к объектам во время исполнения служебных обязанностей и совершение необходимых для проведения проверки действий.

    Так, в ходе проверки должностное лицо:
    - рассматривает представленные компанией, ведущей строительство, документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов или изделий;
    - проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов;
    - оформляет результаты проведенной проверки;
    - осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.

    Оформление результатов проверок

    Проверки, проводимые в процессе выполнения строительных работ, в случае обнаружения нарушений заканчиваются составлением акта, который является основанием для выдачи организации предписания об их устранении.

    В акте указываются: вид нарушения, ссылка на документы (нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию), требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. В порядке, установленном определенном законодательством РФ, работы могут быть приостановлены на указанный срок (п. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ). Акт и предписание выписываются в двух экземплярах. К акту прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры всех этих документов остаются в деле органа государственного строительного надзора.

    В отсутствие нарушений результаты проверки заносятся проверяющим в общий или специальный журнал.

    Порядок устранения нарушений

    Об устранении нарушений компания обязана известить орган госстройнадзора. Если строительная организация не устранит в установленный срок предписание, она может быть привлечена к административной ответственности.

    Пример тому постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2008 г. № КА-А40/139-08. Главгосстройнадзор Московской области вынес в отношении строительной организации предписание о необходимости представления в установленный срок сертификатов соответствия и паспорта на применяемые при выполнении отделочных работ на объекте строительных материалов - дверных блоков, мраморных плит, изделий для облицовки парадной лестницы и др. В установленный срок организация не представила требуемые документы.

    По факту неисполнения предписания Главгосстройнадзор Московской области составил протокол и обратился в суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности. Рассматривая заявленное требование, судьи признали доказанным факт невыполнения в установленный срок предписания административного органа, в связи с чем организация была привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. Но есть и примеры судебных решений, в которых арбитры поддерживают организации.

    Так, Управлением госстройнадзора департамента градостроительства администрации Приморского края была проведена проверка строительства жилого дома.

    По ее результатам составлен акт, которым установлен факт проведения строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения государственной экспертизы проекта. Кроме того, на объекте отсутствовал информационный щит. Управлением госстройнадзора было вынесено предписание, которым организации предлагалось устранить допущенные нарушения. По мнению чиновников, предписание не исполнено в установленный срок. Поэтому был составлен протокол по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Материалы проверки и заявление департамента о привлечении организации к административной ответственности были направлены в арбитражный суд.

    Однако судьи с чиновниками госстройнадзора не согласились. Дело в том, что в соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, уже получившей положительное заключение госэкспертизы и применяемой повторно. А проект строящегося дома полностью повторял уже введенный в эксплуатацию аналогичный объект.

    Кроме того, организацией принимались меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки. Так, согласно договору был сделан заказ на изготовление информационного щита установленного образца.

    При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что организация принимала все зависящие от нее меры, направленные на выполнение предписаний департамента по результатам проверки.

    Итоговые проверки

    После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка. Она назначается в течение семи рабочих дней после получения от застройщика или заказчика извещения об окончании строительства (реконструкции, капитального ремонта).

    При проведении проверки соблюдается общий порядок, но с учетом следующих особенностей:
    - визуально осматривается весь объект (в полном объеме);
    - проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.

    О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НУЖНО СООБЩИТЬ

    Если для планируемых работ предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный орган извещение о начале таких работ (п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

    Кроме того, обязательно требуется сообщать об изменении сроков окончания работ и о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

    Для многих строительных компаний практические вопросы строительного надзора и контроля возникают в момент проверок. Но, как правило, на этой стадии возникает уже проблема административной ответственности, а иногда даже уголовной. Поэтому в серии статей мы подробно остановимся на ряде практических вопросов. Начнем с особенностей организации строительного надзора.

    Одна из проблем строительного надзора - это перманентное изменение законодательства, регулирующего строительную отрасль. Проектирование объекта начинается в одних нормативно-правовых реалиях, а ввод объекта в совершенно иных, с изменившимися требованиями к безопасности, качеству работ и материалов, надежности.

    Разграничение полномочий

    В 2011 году при осуществлении государственного строительного надзора произошло разграничение полномочий между федеральными надзорными органами и региональными. Появились федеральный государственный строительный надзор и государственный строительный надзор, последний осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 53 Градостроительного кодекса РФ).

    В ведении федерального государственного надзора находятся особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, весь перечень которых определен в ст. 48.1. Градостроительного кодекса РФ. Все остальные объекты капитального строительства и реконструкции, соответствующие категориям, прописанным в ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, относятся к региональному государственному строительному надзору.

    Предмет, объект и субъект надзора

    Предметом деятельности государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ и результатов этих работ при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе проектной документации и проверке наличия разрешения на строительство.

    Кроме того, государственный строительный надзор проводит проверку соблюдения требований, указанных в частях 2 и 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Из нее следует, что предметом проверки также является наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, свидетельства СРО о допуске к таким видам работ. Что касается федерального государственного надзора, то предмет их надзора несколько шире. Они в дополнение к вышеперечисленному проверяют соблюдение саморегулируемыми организациями требований градостроительного надзора.

    Объект деятельности государственного строительного надзора - это виды проверяемых работ: строительство и реконструкция объектов капитального строительства.

    Субъектами государственного строительного надзора являются застройщик, технический заказчик и лицо, осуществляющее строительство. Определение застройщика и технического заказчика дано в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в пунктах 16 и 22, а понятие «лицо, осуществляющее строительство» определено в третьем пункте ст. 52 (там же). При этом лицом, осуществляющим строительством, может выступать сам застройщик или привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. То есть в том случае, если застройщик является просто владельцем земельного участка и у него нет свидетельства допуска СРО на выполнение строительного контроля или на выполнение строительных работ, то он заключает договор с техническим заказчиком.

    Таким образом, у технического заказчика должно быть свидетельство о допуске СРО на выполнение организации строительства и выполнение строительного контроля в обязательном порядке. Только в этом случае технический заказчик имеет право заключать договор от имени застройщика с лицом, осуществляющим строительство.

    На практике при проведении государственного строительного надзора мы сталкиваемся с такой проблемой: субъекты проверки пытаются оправдать нарушения тем, что они произошли по вине субподрядных организаций. Дело в том, что по гражданскому законодательству и по градостроительному законодательству ответственность перед заказчиком и контролирующими органами всегда несет генеральный подрядчик, то есть лицо, осуществляющее строительство. В случае если застройщик заключил прямой договор на выполнение определенного вида строительных работ с так называемой субподрядной организацией, но при этом не имеет свидетельство о допуске СРО к проведению строительства и проведению строительного контроля, то ответственность за все нарушения будет нести он.

    Положение о техническом заказчике появилось в Градостроительном кодексе РФ в 2011 году. До этого существовало понятие «застройщик-заказчик». Появление посредника между застройщиком и лицом, осуществляющим строительство, которым выступает технический заказчик, обусловлено необходимостью наличия у застройщика профессиональных компетенций. В формальном смысле это выражается наличием указанных выше допусков СРО. В частности, при строительстве объектов социальной сферы, которое финансируется из федерального и регионального бюджетов, наличие профессионального технического заказчика необходимо. Потому что те же детские сады, школы, являясь застройщиками, вряд ли могут быть членами строительных СРО.

    Ограничения на осуществление надзорной деятельности определены в федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с некоторыми особенностями, характерными для госстройнадзора, установленными частью 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.

    Особенности государственного строительного надзора

    Региональный государственный строительный надзор ограничен проверками при осуществлении хозяйствующими субъектами строительства и реконструкции объектов капитального строительства. При этом проведение проверок регламентируется Постановлением Правительства РФ № 54 от 1 февраля 2006 года «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» и утвержденным Ростехнадзором РД 11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных реконструированных, отремонтированных объектов, капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно правовых актов и проектной документации», а также региональными нормативно-правовыми актами.

    Особенности организации проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора определены в части 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ. Можно выделить основные моменты:

    Проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

    Проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, а также обращений и заявлений граждан и иных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, информации из СМИ и т.д.;

    Проверки проводятся в соответствии с программами проверок, разрабатываемых органом государственного строительного надзора и согласованными с субъектами надзора.

    Начало государственного строительного надзора

    Государственный строительный надзор начианется с извещения о начале строительства, которое должно быть направлено в региональный надзорный орган субъектами надзора с приложением документов, указанных в части 2 ст. 52 Градостроительного кодекса, а именно:

    Проектной документации в полном объеме;

    Положительного заключения по проектной документации;

    Общего и специальных журналов ведения работ.

    Извещение направляется в инспекцию за семь дней до начала строительства. Государственным надзорным органом разрабатывается программа проверок в двух экземплярах, один из которых вручается представителю лица, осуществляющего строительство или застройщика, или заказчика под роспись. Программа проверок согласовывается с субъектами надзора.

    Дальнейшая работа по проведению государственного строительного надзора осуществляется на основании программы и извещений об окончании определенных этапов строительства, которые к нам поступают от лица, осуществляющего строительство.

    Многие субъекты надзора нарушают сроки подачи извещений о начале строительства. Это влечет за собой административную ответственность. Возможно, что нарушители руководствуются тем, что, скрывая от надзорных органов строительство без разрешения, им легче оплатить штраф за несвоевременное извещение, чем за отсутствие разрешения на строительство. Однако в ряде случаев отсутствие государственного надзора может повлечь за собой обязательное проведение строительно-технической экспертизы.

    Подробнее мы остановимся на практических вопросах государственного строительного надзора и строительного контроля в следующих номерах журнала «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда».