Предрейсовые медосмотры водителей в учеба. Медосмотр водителей по новым правилам (Авдеева И.). Предрейсовый медосмотр водителей

Время чтения: 6 минут

Допуск к вождению транспортного средства выдается только при наличии особой справки установленной формы о прохождении медицинского осмотра. Это касается как начинающих водителей, так и тех, кто занимается вождением профессионально. Как в нынешнем году осуществляется медкомиссия для водителей и в чем состоят недавние изменения порядка проведения медицинского освидетельствования?

Цель прохождения медкомиссии

Большинству водителей медосмотр кажется бессмысленным мероприятием, которое лишь отнимает время и деньги. Однако разобравшись, почему законодательство РФ предписывает водителю пройти медицинскую комиссию и получить медсправку, будет легче согласиться с целесообразностью этой меры.

Водительская комиссия позволяет выявить причины, по которым определенные лица не могут быть допущены к управлению ТС. По ее итогам граждане, состояние здоровья которых представляет потенциальную опасность для остальных участников движения, просто не могут садиться за руль. Это позволяет другим водителям чувствовать себя безопаснее на дорогах, а уровень ДТП значительно снижается.

В ст. 4 Приказа Минздрава РФ от 15.06.2015 № 344-н объясняется, и как происходит получение справки по форме, установленной законодательством. Это происходит при:

  • получении водительского удостоверения (ВУ);
  • замене ВУ по истечении срока действия (в России этот срок составляет 10 лет);
  • возврате изъятого судом ВУ с истекшим сроком действия;
  • открытии очередной водительской категории;
  • трудоустройстве в качестве водителя.

Нужно отметить, что от профессионалов требуется не только медсправка для работы водителем, но и регулярное переосвидетельствование.

Законодательная база

Все нюансы прохождения медицинского освидетельствования регулируются следующими нормативными актами:

  1. Федеральный закон № 437 от 28.12.2013 (оговаривает порядок и правила прохождения комиссии).
  2. Инструкция по приему экзаменационных аттестаций ПДД.
  3. Приказ № 302-Н Минздравсоцразвития от 12.04.2014 (перечень условий, по которым водитель не допускается к управлению ТС).
  4. Ст. 23 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 в ред. от 03.07.2016 (перечень медицинских мероприятий для обеспечения безопасности дорожного движения).

Как следует из указанных документов, наличие справки, подтверждающей удовлетворительные результаты медкомиссии, - одно из главных условий определения пригодности гражданина к управлению автотранспортным средством.

Необходимость на предприятии

Российское законодательство предъявляет особые требования к водителям-профессионалам. Обязательны регулярные медицинские осмотры и освидетельствования работников автотранспортного предприятия. За любые нарушения порядка проведения этих мероприятий предусматриваются штрафные санкции.

Согласно п 4. вышеупомянутого ФЗ и п.1 ст. 213 ТК РФ, обязательный периодический медосмотр водителей на предприятии проходят все, кто занимает эту должность, независимо от расстояний, преодолеваемых во время работы, и типа ТС.

Следует отметить, что это требование распространяется не только на АТП с многочисленным штатом работников, но и на индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно занимаются перевозками.

Если обычную медкомиссию оплачивают водители (и кандидаты в них), то, в соответствии с ч. 7 ст. 213 ТК РФ, медицинское освидетельствование водителей на предприятии финансируется из средств работодателя.

Новое в законодательстве

Весной 2016 года начали действовать некоторые изменения. Для того чтобы не стать невольным нарушителем закона, следует выяснить, в чем заключается суть новой медкомиссии для водителей в 2019 году.

11.03.2016 в Министерстве юстиции РФ был официально зарегистрирован приказ Минздрава РФ № 344-н от 15.06.2015 , касающийся проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей/кандидатов в водители ТС. Согласно этому документу:

  • начинает действовать новый порядок проведения медкомиссии;
  • упраздняется предыдущий порядок;
  • вводятся новые правила разных видов опьянения.
  • Новый приказ регулирует процесс осуществления освидетельствования при обмене водительских прав их действия, а также права на управление ТС. Медсправка больше не потребуется при восстановлении утерянного документа и . С июля 2016 лицензированные медучреждения начали использовать новую форму водительской справки 003 В/У.

    Сравнение с прежними нормами

    Новые правила содержат более жесткие требования в отношении проведения в 2019 году медицинского освидетельствования водителей транспортных средств на наличие в организме алкоголя или наркотиков. Зато нормы прохождения медкомиссии при получении или замене ВУ стали значительно проще. Например, из перечня врачей, к которым нужно обратиться, были исключены:

    • отоларинголог;
    • хирург;
    • гинеколог;
    • невролог.

    Заключение невролога теперь потребуется исключительно в случае, если терапевт обнаружит основания для этого. Аналогичное условие действует и в отношении ЭЭГ (). Нарколог и психиатр больше не имеют права требовать от водителей ЭЭГ и заключение психолога.

    Нужно подчеркнуть, что на упрощение процедуры могут рассчитывать только водители легковых авто и мотоциклов. Для соискателей категории С и выше перечень необходимых специалистов сохраняется.

    Как пройти медкомиссию «по-новому»

    При обращении в учреждение, уполномоченное для проведения подобного рода осмотров, будущие водители должны предъявить лишь свой гражданский паспорт (иногородние прилагают документ о временной регистрации). Во время «перекомиссии» любители предоставляют свое ВУ, а профессионалы приносят еще и заключение, выданное при предыдущем осмотре.

    Справка оформляется и подписывается терапевтом. Этот врач анализирует заключения осмотров других специалистов и результаты назначенных ими обследований.

    Поскольку внедренная мера привела к снижению показателей травматизма, в 70-х годах медицинское освидетельствование водителей перед выездом стало практиковаться во всех крупных автохозяйствах. Например, благодаря проведению регулярных осмотров на транспортных предприятиях столицы в 1978 году количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, снизилось почти на 58%.

    В то время медицинское освидетельствование водителей перед рейсом могли проводить обученные инспекторы. Однако с 1999 года оно было поручено исключительно медработникам, получившим соответствующую подготовку.

    В наши дни обязанность организовать предрейсовое медицинское освидетельствование водителей возлагается на каждое юрлицо и ИП (ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Это правило не распространяется лишь на экстренные службы (полицию и Госавтоинспекцию, скорую помощь, газовиков, МЧС, пожарных и пр.).

    Основанием для отстранения работника от управления ТС служат:

    • симптомы заболевания;
    • изменение нормальной частоты сердечных сокращений и артериального давления;
    • признаки опьянения.

    Результаты осмотра фиксируются в журнале. Если медработник не обнаруживает отклонений, он ставит штамп в путевом листе, где указываются сведения о времени прохождения освидетельствования, а также ФИО сотрудника, ответственного за проведение процедуры.

    Пройдите социологический опрос!

    Где нужно проходить

    Право выдавать справки о прохождении медкомиссии имеют государственные и частные медицинские учреждения, получившие лицензию на проведение подобного рода мероприятий. Хотя водитель может пройти медосмотр в любом из них, обращаться к наркологу и психиатру следует исключительно в государственные учреждения по месту постоянной или временной регистрации.

    Стоимость услуг колеблется в зависимости от типа учреждения и места жительства. Нарколог и психиатр принимают только в районных отдельных диспансерах. Прием каждого из этих специалистов обойдется в 350–1000 рублей.

    Если соискатель планирует открывать несколько категорий одновременно или в течение ближайшего года, он должен заявить об этом еще до начала осмотров. Благодаря этому не придется платить за комиссию еще раз.

    Хотя бы у одного из указанных в справке врачей или не соглашается сдать анализы, терапевт не может оформить его справку. Также, согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, медицинское заключение не может быть выдано при наличии серьезных отклонений в физическом и психическом состоянии обследуемого:

    • хронические эндокринные заболевания;
    • серьезные глазные болезни;
    • патологии конечностей;
    • регулярные припадки/потеря сознания;
    • задержка физического или умственного развития;
    • опасные для общества психические заболевания;
    • алкоголизм;
    • наркозависимость;
    • порок сердца.

    Наличие перечисленных отклонений у водителя может представлять опасность для него самого, его пассажиров, а также других автомобилистов и пешеходов.

    Водительская медкомиссия в Орехово-Зуево: Видео

Регулирование деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих, является одной из серьезных задач законодателя. Пожалуй, самой широко контролируемой можно назвать деятельность по управлению транспортными средствами. Здесь важно не только обеспечить своевременное выявление нарушений, но и механизм пресечения. Одной из существенных мер в этой сфере является обязательность прохождения водителями медицинских осмотров. О них и пойдет речь.

Ранее вопросы организации медицинских осмотров уже освещались в наших публикациях. Но вступивший в силу 1 мая 2015 г. новый Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, далее — Порядок) внес некоторые изменения в процедуру прохождения медосмотров водителей. Одни поправки являются техническими и просто приводят формулировки подзаконного акта в соответствие с определениями ТК РФ. Другие, напротив, серьезно корректируют ранее действовавший порядок. Рассмотрим основные изменения, тем более что требования к организации медицинских осмотров являются обязательными для любых компаний, эксплуатирующих транспортные средства (как для собственных нужд, так и в целях оказания услуг).

Примечание. См. статью «Как не допустить ошибок, проводя медосмотры» на с. 38 журнала N 3, 2015.

Для кого обязателен осмотр

Обязанность проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, как и прежде, следует из ст. ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Порядок эту обязанность не изменяет и не отменяет, но дополнительно уточняет три важных момента.
1. Проведение медицинских осмотров водителей обязательно для любого лица, эксплуатирующего транспортные средства, в т.ч. для предпринимателей, самостоятельно управляющих транспортными средствами. Такой вывод следует из п.

4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Это уточнение действительно необходимо, ведь зачастую предприниматели, не оказывающие услуги по перевозке, пытались оспаривать необходимость проведения медицинских осмотров. Однако в судебной практике последних лет прослеживается четкая направленность требований — эксплуатация автомобиля при осуществлении предпринимательской деятельности возможна только с обязательным прохождением медосмотров (см., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 N А33-10328/2014).
2.

Систематические медицинские осмотры водителей подразделяются на:
— предрейсовые, предсменные, проводящиеся до начала рабочего дня. Они обязательны абсолютно для всех водителей;
— послерейсовые, послесменные. Эти осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) и обязательны только для тех, кто перевозит пассажиров или опасные грузы.
3. Цель проведения медицинских осмотров — выявить признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний (в том числе алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения) и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. Для предрейсовых осмотров обязательна также проверка наличия остаточных явлений опьянения. Отметим, что прежними документами такое требование не устанавливалось, и это вызывало вопросы о возможности отстранения водителя от работы. При послерейсовых осмотрах медработники дополнительно проверяют наличие признаков профессионального заболевания, травмы или отравления.

Кто проводит осмотр

По ранее действовавшему порядку организация проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей могла осуществляться следующими способами (п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 2 к Письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»)):
— медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат и состоящими в трудовых отношениях с организацией, эксплуатирующей транспортные средства. В этом случае лицензия не требовалась ни компании, ни самому медработнику, если он проводил медосмотры только для нужд своей организации;
— на основании договора, заключенного со сторонней фирмой, имеющей лицензию на право проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров. Это могли быть как специализированная медицинская организация, так и крупное транспортное предприятие, получившее лицензию исключительно на данный вид медицинской деятельности;
— на основании лицензии на осуществление данных видов деятельности, полученной организацией самостоятельно. Ее получение, вопреки возможным представлениям, не так уж и сложно, особенно если речь идет о компании, в штате которой уже есть медицинский работник. Правовой основой лицензирования служит Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, далее — Положение о лицензировании медицинской деятельности). Кроме того, такая лицензия дает право проводить медосмотры работников сторонних организаций на основании заключенных договоров.
Порядок серьезно корректирует данные правила. Пункт 8 этого документа прямо устанавливает, что даже при наличии в штате организации медработника получение лицензии на осуществление такого вида медицинской деятельности, как предрейсовые и послерейсовые осмотры, является обязательным. Возможно, при закреплении этого правила Минздрав России опирался на позицию ВС РФ, ранее отраженную в Постановлении от 15.08.2014 N 18-АД14-29. Судьи указали, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании медицинской деятельности осмотры являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию. Довод о том, что деятельность по проведению предрейсовых осмотров осуществляется для своих нужд, а не для извлечения прибыли, судьи сочли несостоятельным.
Требование о наличии лицензии может серьезно затруднить работу небольших организаций, для которых получение собственной лицензии (предполагающей наличие оборудованного медицинского кабинета) не всегда финансово оправдано. А обращение к услугам фирмы, имеющей лицензию, не всегда удобно даже исходя, например, из ее территориальной удаленности.

Проведение осмотра

Порядок непосредственно осмотра водителей в целом остался прежним. Он проводится в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления и пульса;
2) выявление признаков опьянения и его остаточных явлений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
— количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе;
— определение наличия психоактивных веществ в моче (при наличии признаков опьянения и отсутствии алкоголя в выдыхаемом воздухе).
При положительных результатах медицинского осмотра (отсутствии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей) на путевом листе ставится отметка «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» (либо «прошел послерейсовый медицинский осмотр») и ставится подпись медработника.
Дополнительно Порядок устанавливает обязательное занесение результатов проводимых осмотров в специальные журналы регистрации. Кроме того, в отличие от ранее действовавших правил, п. 18 Порядка прямо обязывает медицинского работника сообщить о результатах проведенных осмотров работодателю. Для случаев, когда медосмотр проводит не штатный работник, а сторонняя организация, в договоре с ней желательно определить порядок и временные интервалы такого сообщения. Иначе работодатель, своевременно не получивший информацию о недопущении отдельного сотрудника к управлению транспортным средством, не сможет оперативно отстранить его от работы и обеспечить замену другим сотрудником. А это особенно важно для компаний, отправляющих транспортные средства в рейс по расписанию.

Последствия выявления нарушений

В отличие от прежних правил, когда любой сертифицированный медработник мог не допустить сотрудника к исполнению трудовых обязанностей, Порядок устанавливает иные правила.
Если осмотр проводил медицинский работник, имеющий среднее профессиональное образование, и по результатам осмотра он выявил нарушения в состоянии здоровья обследуемого, то самостоятельное заключение о наличии признаков воздействия вредных (опасных) производственных факторов (в том числе опьянения или его остаточных признаков) он принимать не вправе. Такой медработник должен лишь выдать направление в медицинскую организацию, которая и окажет работнику первичную медико-санитарную помощь, и, при подтверждении, оформит заключение о наличии признаков, препятствующих выполнению трудовых обязанностей.
А вот медицинский работник с высшим образованием может самостоятельно вынести заключение о наличии признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (или об остаточных признаках опьянения). Такого заключения будет достаточно, чтобы работодатель принял решение об отстранении от работы (ст. 76 ТК РФ) и о привлечении к дисциплинарной ответственности. При выявлении признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов работнику выдается справка. В дальнейшем она предъявляется в медицинскую организацию.

Ответственность

В настоящее время ответственность за нарушения, связанные с проведением предрейсовых и послерейсовых осмотров, может наступить по нескольким статьям КоАП РФ (в зависимости от конкретной ситуации):
— ст. 12.32 КоАП РФ — за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. Штраф для должностного лица составит 20 000 руб., для компании — до 100 000 руб. Ответственным за такой допуск будет именно работодатель (его должностные лица), а не медицинский работник. Объясняется это тем, что медработник самостоятельное решение о допуске к управлению транспортным средством не принимает. Рассмотрение дел о данных правонарушениях отнесено к компетенции органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ);
— ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ — за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения медицинского осмотра.

Эта норма также применяется именно к работодателю и его должностным лицам. Причем штраф составляет 15 000 — 25 000 руб. для должностных лиц, 110 000 — 130 000 руб. для компаний. Составлять протоколы и привлекать к ответственности за данные нарушения имеют право специалисты трудовых инспекций;
— ст. 11.32 КоАП РФ — за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. К ответственности может быть привлечено именно то лицо, которое (от имени которого) непосредственно проводится медосмотр. Когда работодатель проводит медицинский осмотр собственными силами, то к ответственности будет привлечен именно он. Если же осмотр проводит сторонняя организация на основании договора, то к ответственности будет привлекаться она. Максимальная сумма штрафа для должностных лиц составляет 3000 руб., для компаний — 50 000 руб. Проверяют соблюдение соответствующих требований и составляют протоколы об административных нарушениях органы надзора в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) — п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ;
— ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При отсутствии медицинских осмотров водителей к ответственности может быть привлечен специальный субъект — перевозчик, который работает на основании лицензии. За нарушение условий, предусмотренных этой лицензией, ему грозит штраф от 30 000 до 40 000 руб. Нарушителей привлекают к ответственности органы Ространснадзора.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей

Обновлено: 06.04.2018 08:15

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей , трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр . И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ.

К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии.

Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

В целом, организация предрейсовых медосмотров - задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия - поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации, тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен ». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

  1. Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
  2. Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
  3. Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.

Российское законодательство, регулирующее правила безопасности труда, периодически претерпевает различные изменения и дополнения, направленные на улучшение ситуации в этой сфере. Не являются исключением и правила, касающиеся безопасности труда водителей. Эта категория трудящихся является особой, т.к. их должностные обязанности связаны с эксплуатацией транспортных средств - источников повышенной опасности. Для достижения целей безопасности труда для этой категории работников и в целях снижения опасности в сфере дорожного движения проводятся предрейсовые медосмотры водителей. В 2017 году нововведения в законодательстве, регулирующем правила проведения предрейсовых осмотров, отсутствуют. Однако ранее (в 2015 году) нормативная база, регулирующая соответствующий вопрос, подверглась значительным изменениям. Рассмотрим нормативную базу, регулирующую правила проведения предрейсовых осмотров.

Нормативная база, регулирующая предрейсовые медосмотры водителей

Правила проведения предрейсовых осмотров водителей регулируются:

  • Порядком, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н .

В нормы указанных НПА, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей, в 2017 году нововведения не вносились.

Медосмотр перед рейсом необходим для выявления возможных фактов наличия состояний и заболеваний, негативно влияющих на выполнение должностных обязанностей, связанных с управлением транспортным средством (в т.ч. состояний алкогольного и наркотического опьянения).

Проведение предрейсового осмотра водителей

В 2017 году, равно как и в году предыдущем, проходить предрейсовый осмотр обязаны все лица, исполняющие должностные обязанности шофера. Исключение составляют лишь экстренные службы.

Необходимость организовать проведение предрейсового осмотра является прерогативой работодателя и осуществляется за его счет.

Обязательные предрейсовые осмотры водителей проводятся:

  • либо медицинским персоналом, не находящимся в штате работодателя;
  • либо медицинским персоналом, введенным в штат.

Обязательным требованием для наличия права на проведение такого осмотра является обладание соответствующей лицензией.

В ходе осмотра осуществляются:

  • выявление наличия жалоб у водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение температуры, артериального давления, пульса;
  • проверка на наличие состояния опьянения.

Предрейсовый осмотр завершается вынесением заключения:

  • о выявлении признаков, не позволяющих водителю выполнять свои должностные обязанности;
  • об отсутствии указанных признаков.

Соответствующие результаты осмотра отражаются в журнале регистрации медицинских осмотров и доводятся до сведения работодателя.

Заключение с выводом о выявлении признаков, не позволяющих водителю выполнять свои должностные обязанности, должно сопровождаться отстранением водителя от работы на основании ч. 1 ст. 76 ТК РФ .

Ответственность за нарушение обязанности проведения предрейсового осмотра

Ответственность в 2017 году по сравнению с предыдущим годом также изменений не претерпела.

Обязательный журнал послерейсового медицинского осмотра водителей, образец 2017 размещен далее, составляется в конце каждой смены в целях наблюдения за состоянием здоровья лиц, имеющим доступ к управлению транспортными средствами. В чем состоит сущность таких мероприятий? Кто назначается ответственным лицом за их организацию? В каком порядке заполняется документ в 2017 году? Поговорим обо всех нюансах подробнее.

Управление любым транспортом требует усиленного внимания, готовности к повышенным физическим и психологическим нагрузкам, и, как следствие, крепкого здоровья. Именно по этим причинам законодательство РФ предъявляет усиленные требования к контролю состояния организма водителя, который обязан проходить различные виды осмотров, включая предварительные, периодические, после- и предрейсовые.

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие выполнение медосмотров для водителей:

  1. Закон по безопасности ДД (дорожного движения) № 196-ФЗ от 10.12.95 г.
  2. Статьи 212-213 ТК РФ.
  3. Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г., утверждающий Порядок осуществления медосмотров различного назначения – предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных.

Организацией медосмотров на соответствие персонала норме занимается предприятие-работодатель, а если освидетельствуемое лицо уклоняется от участия в таких мероприятиях, допуск на работу закрывается. Порядок действий при проведении осмотров регламентируется Законом № 196-ФЗ от 10.12.95 г. с актуальными изменениями. Согласно п. 2 стат. 23 обязательный послерейсовый медосмотр осуществляется в течение всей продолжительности занятости водителя, вне зависимости от его стажа работы, если деятельность по перевозке связана с транспортировкой пассажиров или грузов, признанных опасными.

В данном случае под перевозкой людей-пассажиров подразумевается перевозка других граждан помимо водителя, включая сотрудников организации-перевозчика. Таким образом, на прочих водителей, не занимающихся транспортировкой людей или опасных грузов, подобное требование о выполнении регулярных послерейсовых осмотров не распространяется. Оказанием услуг по осмотрам занимаются специальные аккредитованные медучтреждения, получившие лицензию на этот вид деятельности. Предварительно необходимо заключить договор с ЛПУ на услуги по медосмотру.

Обратите внимание! Помимо обязанности спланировать, организовать выполнение и последующий контроль работодатель должен оплатить сотрудникам дни, потраченные на прохождение осмотров в размере среднего заработка и по принятой в компании системе оплаты труда.

Согласно разъяснениям Минздрава в Письме № 2510/9468-03-32 от 21.08.03 г. организовать прохождение медосмотров можно различными способами по выбору работодателя. Это прием по трудовому договору в штат предприятия медицинского работника. Или заключение договора на услуги с медучреждением (обязательно приложите копию лицензии для экономического обоснования расходов компании). Либо по п. 8 Приказа № 835н перевозчик может самостоятельно оформить соответствующий код ОКВЭД на выполнение осмотров, получить разрешительную лицензию и проводить освидетельствование водителей собственными силами (также требуется наличие медицинской единицы в штате предприятия).

Какие действия выполняет медработник во время осмотра водителей:

  1. Проводит сбор анамнеза – собирает данные о текущем самочувствии, жалобах и недомоганиях, проверяет состояние здоровья на момент осмотра. Для этого измеряется давление, температура тела, выполняется визуальный осмотр внешнего вида, кожных покровов и т.д.
  2. Особое внимание уделяется измерению артериального давления. Если показатели оказываются вне пределов нормы, исследование повторяется: только полученный дважды результат (с промежуточным интервалом в 20 мин.) может служить основанием для отказа в выходе на работу.
  3. Выявляются признаки алкогольного, наркотического и токсикологического опьянения. При необходимости используется лабораторная и/или инструментальная диагностика с замером количества выдыхаемого человеком алкоголя. Если же выявляются признаки опьянения, а результат оказывается отрицательным, возможно дополнительное исследование мочи на содержание соответствующих веществ.

По полученным результатам медсотрудник выносит заключение о наличии/отсутствии противопоказаний и дальнейшем допуске/отстранении от выполнения рабочих обязанностей.

Важно! Норма о необходимости выполнения послерейсовых осмотров касается и предпринимателей при управлении ими транспортом (п. 3 Приказа № 835н).

Послерейсовый медицинский осмотр водителей – изменения 2017

С введением в действие Приказа № 835н послерейсовый медосмотр водителей обязателен, как и ранее, в случае управления транспортным средством отдельными категориями работников, утвержденных законодательством РФ. При этом участие в такой процедуре обязательно для всех лиц, самостоятельно эксплуатирующих автомобили, включая ИП (п. 4 стат. 23 Закона 196-ФЗ). Регулярные медосмотры перед сменой, рейсом обязательны для всех водителей, а систематическое участие в осмотрах после смены/рейса требуется только для граждан, перевозящих людей (опасные грузы).

Окончательно определена и конечная цель медицинских мероприятий – установление факта опьянения или заболевания, который служит основанием для отстранения сотрудника от работы. Алгоритм действий медработника во время осмотра не поменялся. Но отстранить водителя от работы при выявлении противопоказаний вправе только медработник с высшим образованием. Если же уровень образования соответствует средне-профессиональному, такой специалист должен направить пациента в медучреждение, где решается вопрос об оказании помощи и оформляется заключение с оценкой состояния водителя (п. 13 Приказа 835н).

Журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – образец

Полученные результаты заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – скачать бланк можно здесь. Этот документ является обязательным (п. 14 Приказа 835н) и составляется в бумажном или электронном формате. Если регистр ведется по старинке «на бумаге» требуется прошивка и нумерация всех страниц с последующим заверением печатью компании и подписью руководителя. Если документ формируется в электронном виде, следует заверить его с помощью ЭЦП.

Что за данные отражаются в журнале? Это информация о месте и времени выполнения осмотра; ФИО, пол, дата рождения пациента; результаты проведенных обследований и исследований; итоговое заключение; подписи ответственного медсотрудника и работника-пациента. При успешном прохождении послерейсового осмотра в путевом листе делается соответствующая отметка, означающая допуск на работу. Если в допуске отказано, водитель получает справку для обращения в медучреждение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Регулирование деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих, является одной из серьезных задач законодателя. Пожалуй, самой широко контролируемой можно назвать деятельность по управлению транспортными средствами. Здесь важно не только обеспечить своевременное выявление нарушений, но и механизм пресечения. Одной из существенных мер в этой сфере является обязательность прохождения водителями медицинских осмотров. О них и пойдет речь.

Ранее вопросы организации медицинских осмотров уже освещались в наших публикациях. Но вступивший в силу 1 мая 2015 г. новый Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, далее - Порядок) внес некоторые изменения в процедуру прохождения медосмотров водителей. Одни поправки являются техническими и просто приводят формулировки подзаконного акта в соответствие с определениями ТК РФ. Другие, напротив, серьезно корректируют ранее действовавший порядок. Рассмотрим основные изменения, тем более что требования к организации медицинских осмотров являются обязательными для любых компаний, эксплуатирующих транспортные средства (как для собственных нужд, так и в целях оказания услуг).

Примечание. См. статью "Как не допустить ошибок, проводя медосмотры" на с. 38 журнала N 3, 2015.

Для кого обязателен осмотр

Обязанность проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, как и прежде, следует из ст. ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Порядок эту обязанность не изменяет и не отменяет, но дополнительно уточняет три важных момента.
1. Проведение медицинских осмотров водителей обязательно для любого лица, эксплуатирующего транспортные средства, в т.ч. для предпринимателей, самостоятельно управляющих транспортными средствами. Такой вывод следует из п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Это уточнение действительно необходимо, ведь зачастую предприниматели, не оказывающие услуги по перевозке, пытались оспаривать необходимость проведения медицинских осмотров. Однако в судебной практике последних лет прослеживается четкая направленность требований - эксплуатация автомобиля при осуществлении предпринимательской деятельности возможна только с обязательным прохождением медосмотров (см., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 N А33-10328/2014).
2. Систематические медицинские осмотры водителей подразделяются на:
- предрейсовые, предсменные, проводящиеся до начала рабочего дня. Они обязательны абсолютно для всех водителей;
- послерейсовые, послесменные. Эти осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) и обязательны только для тех, кто перевозит пассажиров или опасные грузы.
3. Цель проведения медицинских осмотров - выявить признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний (в том числе алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения) и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. Для предрейсовых осмотров обязательна также проверка наличия остаточных явлений опьянения. Отметим, что прежними документами такое требование не устанавливалось, и это вызывало вопросы о возможности отстранения водителя от работы. При послерейсовых осмотрах медработники дополнительно проверяют наличие признаков профессионального заболевания, травмы или отравления.

Кто проводит осмотр

По ранее действовавшему порядку организация проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей могла осуществляться следующими способами (п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 2 к Письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств")):
- медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат и состоящими в трудовых отношениях с организацией, эксплуатирующей транспортные средства. В этом случае лицензия не требовалась ни компании, ни самому медработнику, если он проводил медосмотры только для нужд своей организации;
- на основании договора, заключенного со сторонней фирмой, имеющей лицензию на право проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров. Это могли быть как специализированная медицинская организация, так и крупное транспортное предприятие, получившее лицензию исключительно на данный вид медицинской деятельности;
- на основании лицензии на осуществление данных видов деятельности, полученной организацией самостоятельно. Ее получение, вопреки возможным представлениям, не так уж и сложно, особенно если речь идет о компании, в штате которой уже есть медицинский работник. Правовой основой лицензирования служит Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности). Кроме того, такая лицензия дает право проводить медосмотры работников сторонних организаций на основании заключенных договоров.
Порядок серьезно корректирует данные правила. Пункт 8 этого документа прямо устанавливает, что даже при наличии в штате организации медработника получение лицензии на осуществление такого вида медицинской деятельности, как предрейсовые и послерейсовые осмотры, является обязательным. Возможно, при закреплении этого правила Минздрав России опирался на позицию ВС РФ, ранее отраженную в Постановлении от 15.08.2014 N 18-АД14-29. Судьи указали, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании медицинской деятельности осмотры являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию. Довод о том, что деятельность по проведению предрейсовых осмотров осуществляется для своих нужд, а не для извлечения прибыли, судьи сочли несостоятельным.
Требование о наличии лицензии может серьезно затруднить работу небольших организаций, для которых получение собственной лицензии (предполагающей наличие оборудованного медицинского кабинета) не всегда финансово оправдано. А обращение к услугам фирмы, имеющей лицензию, не всегда удобно даже исходя, например, из ее территориальной удаленности.

Проведение осмотра

Порядок непосредственно осмотра водителей в целом остался прежним. Он проводится в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления и пульса;
2) выявление признаков опьянения и его остаточных явлений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
- количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе;
- определение наличия психоактивных веществ в моче (при наличии признаков опьянения и отсутствии алкоголя в выдыхаемом воздухе).
При положительных результатах медицинского осмотра (отсутствии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей) на путевом листе ставится отметка "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" (либо "прошел послерейсовый медицинский осмотр") и ставится подпись медработника.
Дополнительно Порядок устанавливает обязательное занесение результатов проводимых осмотров в специальные журналы регистрации. Кроме того, в отличие от ранее действовавших правил, п. 18 Порядка прямо обязывает медицинского работника сообщить о результатах проведенных осмотров работодателю. Для случаев, когда медосмотр проводит не штатный работник, а сторонняя организация, в договоре с ней желательно определить порядок и временные интервалы такого сообщения. Иначе работодатель, своевременно не получивший информацию о недопущении отдельного сотрудника к управлению транспортным средством, не сможет оперативно отстранить его от работы и обеспечить замену другим сотрудником. А это особенно важно для компаний, отправляющих транспортные средства в рейс по расписанию.

Последствия выявления нарушений

В отличие от прежних правил, когда любой сертифицированный медработник мог не допустить сотрудника к исполнению трудовых обязанностей, Порядок устанавливает иные правила.
Если осмотр проводил медицинский работник, имеющий среднее профессиональное образование, и по результатам осмотра он выявил нарушения в состоянии здоровья обследуемого, то самостоятельное заключение о наличии признаков воздействия вредных (опасных) производственных факторов (в том числе опьянения или его остаточных признаков) он принимать не вправе. Такой медработник должен лишь выдать направление в медицинскую организацию, которая и окажет работнику первичную медико-санитарную помощь, и, при подтверждении, оформит заключение о наличии признаков, препятствующих выполнению трудовых обязанностей.
А вот медицинский работник с высшим образованием может самостоятельно вынести заключение о наличии признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (или об остаточных признаках опьянения). Такого заключения будет достаточно, чтобы работодатель принял решение об отстранении от работы (ст. 76 ТК РФ) и о привлечении к дисциплинарной ответственности. При выявлении признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов работнику выдается справка. В дальнейшем она предъявляется в медицинскую организацию.

Ответственность

В настоящее время ответственность за нарушения, связанные с проведением предрейсовых и послерейсовых осмотров, может наступить по нескольким статьям КоАП РФ (в зависимости от конкретной ситуации):
- ст. 12.32 КоАП РФ - за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. Штраф для должностного лица составит 20 000 руб., для компании - до 100 000 руб. Ответственным за такой допуск будет именно работодатель (его должностные лица), а не медицинский работник. Объясняется это тем, что медработник самостоятельное решение о допуске к управлению транспортным средством не принимает. Рассмотрение дел о данных правонарушениях отнесено к компетенции органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ);
- ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ - за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения медицинского осмотра. Эта норма также применяется именно к работодателю и его должностным лицам. Причем штраф составляет 15 000 - 25 000 руб. для должностных лиц, 110 000 - 130 000 руб. для компаний. Составлять протоколы и привлекать к ответственности за данные нарушения имеют право специалисты трудовых инспекций;
- ст. 11.32 КоАП РФ - за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. К ответственности может быть привлечено именно то лицо, которое (от имени которого) непосредственно проводится медосмотр. Когда работодатель проводит медицинский осмотр собственными силами, то к ответственности будет привлечен именно он. Если же осмотр проводит сторонняя организация на основании договора, то к ответственности будет привлекаться она. Максимальная сумма штрафа для должностных лиц составляет 3000 руб., для компаний - 50 000 руб. Проверяют соблюдение соответствующих требований и составляют протоколы об административных нарушениях органы надзора в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) - п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ;
- ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При отсутствии медицинских осмотров водителей к ответственности может быть привлечен специальный субъект - перевозчик, который работает на основании лицензии. За нарушение условий, предусмотренных этой лицензией, ему грозит штраф от 30 000 до 40 000 руб. Нарушителей привлекают к ответственности органы Ространснадзора.