Правовые нормы: определение, признаки, виды. Правовые нормы и их системы

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Понятие, признаки и структура нормы права

Норма права выступает разновидностью социальных норм, первичным элементом механизма правового регулирования. К основным формально-юридическим признакам нормы права относятся: непосредственная связь норм права с государством, выражение государственной води, строгая формальная определенность, многократность или длительность действия правовых норм, охрана их государством.

Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм, но они также обладают специфическими свойствами. В переводе с латинского «норма» означает правило, предписание, образец. «Норма права - это идеальный образец отношений, следование которому на практике приводит к построению необходимых для жизни отношений в реальности». Правовая норма является правилом для определенного отношения. Непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о должном поведении, норма права выступает коммуникативным средством передачи информации о вариантах допустимого и разрешаемого поведения.

В своей основе норма права является микромоделью механизма правового регулирования. Нормы права традиционно выражаются через систему источников права, особенно через систему нормативных правовых актов. Нормы права могут выражаться не только через систему нормативных правовых актов, но и через прецеденты (судебные или административные), нормативные договоры, правовые обычаи и другие источники права. В основе содержания правовой нормы заключено нормативное предписание в соответствии с принципами правового регулирования определенных отношений. Главное свойство понятия нормы права - это регулятивное и охранительное воздействие на общественные отношения.

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и охраняется принудительной силой государственной власти.

Норма права имеет следующие признаки:

  • общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения);
  • формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах - законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);
  • государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия - стимулированием и принуждением);
  • предоставительно-обязывающий характер (норма права - двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);
  • микросистемность (норма права - системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).

Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Эта структура показывает, из каких частей состоит норма права и как эти части между собой взаимосвязаны. Структура нормы права является ее логико-смысловой конструкцией, состоящей из определенных элементов. М.Н. Марченко определяет структуру нормы права как «ее внутреннее строение, ее внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов». Норма права не только формулирует правило поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также на последствия их несоблюдения. В соответствии с этим любая норма права обладает определенным строением, организацией или структурой.

Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Эти элементы формируют логическое содержание нормы, и лишь их единство образует норму права.

Элементы структуры юридической нормы могут быть различных видов. Каждый из этих элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль (без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна). Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Некоторые авторы считают, что норма права состоит не из трех, а из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Элементы структуры юридической нормы могут выступать основой для классификации норм права.

1. Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, при которых возникают права и обязанности. Гипотеза содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых норма права вступает в действие (время, место, субъектный состав и др.). Другими словами, гипотеза (основание, предположение) включает в себя юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого можно определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие конкретной нормы права.

Гипотезы классифицируются по следующим основаниям.

  • По характеру содержании или в зависимости от точности изложения условий, гипотезы могут быть общими (абстрактными) и конкретными. Первые определяют условия применения норм права общими, родовыми признаками, охватывают все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них. Вторые определяют условия применения нормы частными специальными признаками, охватывают только конкретные случаи, указанные в норме права.
  • По степени определенности , т.е. в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.

Абсолютно-определенные гипотезы четко называют те факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания.

Относительно-определенные гипотезы имеют место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо случаем или условием (ограничительные условия действия нормы).

Абсолютно неопределенные гипотезы не включают в себя определений фактов, обусловливающих ее применение. Определение фактов, подпадающих под действие юридической нормы, предоставляется правоприменительным органам.

По объему гипотезы делятся на простые и сложные.

Простые гипотезы содержат указание на одно условие действия

нормы права. Сложные (составные) гипотезы предоставляют перечень обстоятельств, каждое из которых в отдельности или все вместе служат основанием для реализации нормы права.

  • В зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы подразделяются на односторонние и двусторонние.

Односторонние гипотезы в качестве основания применения нормы предусматривают только правомерные или неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму.

Двусторонние гипотезы включают в себя как правомерные, так и неправомерные обстоятельства. При этом предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера поведения.

2. Диспозиция - это элемент нормы права, указывающий на само правило поведения (права и обязанности участников отношений). Диспозиция (расположение в определенном порядке по отношению друг к другу) и является собственно нормой, выступает основной регулирующей частью нормы, ее «ядром» или «сердцевиной», «стержнем». Она определяет модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиции норм права также очень разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

  • По степени определенности содержащихся в нормах правил поведения диспозиции подразделяются на абстрактные и конкретные.

Абстрактные диспозиции предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя деталей.

Конкретные диспозиции перечисляют предписываемые или запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя места ни для какого усмотрения. Нормы с данными диспозициями неудачны в техническом отношении, не обеспечивают беспробельности закона и обусловливают его громоздкость.

  • По способу изложения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные.

Простые диспозиции содержат лишь указание на само правило поведения, не раскрывая его признаков, так как они достаточно очевидны. Этот вид диспозиций охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их содержании и смысле. Например, простая диспозиция в уголовном праве содержит, как правило, указание на вид преступления (кража, разбой, вымогательство и др.).

Описательные диспозиции подробно характеризуют правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки, они включают в себя не только, например, наименование деяния, но и перечень его основных признаков (например, уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере).

Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или неправомерного поведения содержат отсылку на другую норму того же нормативного акта, в котором дается описание определенного правила поведения.

Бланкетные диспозиции не описывают признаков деяния, устанавливают правило поведения в самой общей форме. Например, бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет их разъяснение и установление специально уполномоченным органам. Разъяснение и конкретизация предписания бланкетной диспозиции содержатся в иных правовых актах, к которым и отсылает субъект реализации нормы. Иными словами, бланкетные диспозиции делают отсылку на другую норму другого нормативного акта. Они устанавливают в основном нормы ответственности.

  • По юридической направленности диспозиции бывают: предоставительно-обязывающими, обязывающими, управомочивающими, запрещающими, рекомендательными, ограничительными и закрепительными.

Предоставительно-обязывающие диспозиции содержат двусторонние правила поведения.

Обязывающие диспозиции указывают на характер поведения обязанного лица.

Управомочивающие (дозволительные) диспозиции содержат указание на вид и меру возможного поведения.

Запрещающие диспозиции содержат запрет на совершение противоправных действий.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности субъектов права.

3. Санкции - это элемент правовой нормы, определяющий меру государственною взыскания или положительной оценки деяния, которая применяется к нарушителю прав и обязанностей или к лицу, исполнившему предписания, с особой степенью заслуги или перевыполнения по критериям, предусмотренным диспозицией. Санкция (строжайшее постановление) есть мера ответственности в отрицательном или положительном смысле. Последствия для субъекта, реализующего диспозицию, могут быть как неблагоприятными, негативными (меры наказания), так и позитивными (меры поощрения).

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям.

  • По степени определенности различают абсолютно-определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные санкции.

Абсолютно-определенные санкции имеют точно фиксированные выражения и не могут быть изменены правоприменительным органом. Этот вид санкций наименее распространен, поскольку ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать все обстоятельства правонарушения и личности правонарушителя.

Относительно-определенные санкции содержат в себе границы верхнего и нижнего пределов наказания (поощрения), в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер.

Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний (поощрений), предоставляя правоохранительным органам право выбора (лишение свободы или штраф и др.).

Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний (поощрений) различного рода и возможность их сложения (соединения). Например, лишение свободы может сочетаться с лишением специального права или права занимать определенные должности и др.

Комбинированные санкции представляют собой сочетание относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

  • По отраслевой принадлежности санкции могут быть уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарно-правовыми, гражданско-правовыми, налоговыми, таможенными и др.
  • По характеру последствий различают негативные, позитивные, правовосстановительные и правоотрицающие санкции.

Негативные санкции (карательные, штрафные) являются только мерами наказания (содержатся в нормах, устанавливающих ответственность правонарушителя в различных отраслях законодательства, прежде всего в уголовном и административном).

Позитивные санкции предусматривают стимулирующие меры или меры поощрения (например, за хорошую работу и деятельность в трудовых отношениях, в служебных отношениях).

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление состояния, существовавшего до нарушения права. К подобным санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности и др.

Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение предписаний нормы права. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений (например, признание сделки недействительной, а с точки зрения недействительности различают сделки оспоримые и ничтожные).

Правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, так как правовые последствия не возникают независимо от того, стремилось или нет к этому конкретное лицо. Основанием к подобному правоотрицанию является несоблюдение участниками отношений необходимых правовых форм, отсутствие некоторых юридических фактов (например, отсутствует специальная правоспособность для заключения некоторых видов сделок, нет необходимого состава сторон, правосубъектности, свободы воли и пр.), необходимых для наступления определенных позитивно-правовых последствий.

  • По направленности неблагоприятных последствий санкции, как правило, делятся на личные и имущественные.

Личные санкции выражаются в том, что правовое воздействие направлено непосредственно на личность правонарушителя (лишение, ограничение свободы, права занимать определенную должность, заниматься определенным видом деятельности, лишение специального права, награды, классного чина, дисквалификация).

Имущественные санкции связаны с нанесением определенного имущественного ущерба правонарушителю, т.е. связаны для него с различными материальными потерями (штраф, запрет на осуществление сделок в области вещных или обязательственных отношений, арест денежных средств, возмещение ущерба или материальная ответственность).

Понятие нормы нрава. Признаки нормы права. Логическая структура правовой нормы. Норма права и статья нормативного правового акта. Классификация правовых норм.

НОРМЫ ПРАВА

Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Этим, в частности, норма права отличается от индивидуального распоряжения, отданному конкретному адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки :

1) норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение);
2) распространяется на персонально неопределенный круг лиц;
3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;
4) одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.

Общий характер правовой нормы означает, что она устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов. Такое свойство нормы права определяется также термином "нормативность."

Общий характер правовой нормы обеспечивается таким ее качеством, как абстрактность . Она представляет собой оптимальную модель возможного или должного поведения в типичной жизненной ситуации. И в силу этого норма права, как любая модель, не воспроизводит частные, второстепенные стороны регулируемой ей жизненной ситуации, а фиксирует лишь ее наиболее существенные, важные черты и признаки.

Норма права может обладать, в зависимости от ее содержания, предмета и роли в регулировании общественных отношений, большей или меньшей степенью абстрактности.

Норма права носит предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что предоставляя в регулируемом отношении одному лицу право действовать определенным образом, она в то же время в то же время возлагает обязанность на другое лицо либо действовать определенным образом, либо воздерживаться от действий.

Здесь воплощается основной принцип регулирования - каждому праву должна соответствовать обязанность.

Общеобязательность правовой нормы выражается в том, что она обеспечивается возможностью применения мер государственного воздействия по отношению к лицам, нарушившим ее предписания.

Правовую норму отличает и такое качество, как формальная определенность . Это означает, что каждая правовая норма имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.

Все эти качества позволяют правовой норме быть эффективным и результативным средством регулирования общественных отношений.

Под структурой правовой нормы понимают ее внутреннее строение, наличие в ней неразрывно связанных друг с другом и предполагающих одна другую составных частей.

Для обеспечения четкости и определенности в регулирования общественных отношений и всякая правовая норма по смыслу и по содержанию должна ответить на три вопроса:

1) На какую типичную жизненную ситуацию она рассчитана, каковы существенные признаки этой ситуации;

2) Какие права и обязанности предусмотрены для лиц, которые могу оказаться в данной ситуации;

3) Какие меры государственного воздействия могут быть применены к лицам, вышедшим за пределы прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.

Без ясного и четкого ответа на эти вопросы невозможно правильно уяснить смысл правовой нормы, правильно ей пользоваться.

В соответствии с поставленными вопросами в логической структуре правовой нормы выделяют гипотезу ("если"), диспозицию ("то) и санкцию ("иначе").

Гипотеза - это указание на условия (фактические обстоятельства), при которых действует данная норма. Она также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ей прав и обязанностей.

Диспозиция - это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе. Это ядро правовой нормы. В нем изложены мера возможного и должного поведения (права и обязанности) сторон.

Санкция - это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции.

Структура правовой нормы и формы ее изложения в текстах, статьях нормативных правовых актов.

Норма права не тождественна статье нормативного правового акта. Норма - это правило, а статья нормативного правового акта лишь форма изложения мысли законодателя. Законодатель, используя различные формы словесного выражения правовой нормы, исходит из соображений удобства, экономии, убедительности. Ведь нормативные правовые акты должны быть достаточно простыми, понятными и доступными для восприятия, компактными - без длиннот и повторений. Кроме того, не все записанные в нормативном правовом акте положения являются нормами права, непосредственно регулирующими общественные отношения. Хотя эти положения и носят нормативный, официальный характер. Например, во многих нормативных правовых актах выделяются преамбулы, формулируются принципы и цели регулирования, даются определения используемых терминов и т.п.

Поэтому структура нормы права, как правило, не совпадает со структурой отдельной статьи нормативного правового акта . Более того, структурные элементы отдельной правовой нормы чрезвычайно редко излагаются в одной статье нормативного правового акта. Выделить структурные элементы правовой нормы можно лишь путем применения всех приемов и способов толкования текста нормативного правового акта или совокупности таких актов, взятых в системе.

Чаще всего структурные элементы правовой нормы излагаются в различных частях нормативного правового акта. Иногда гипотеза вообще не дается в силу ее очевидности, либо дается общая для ряда статей (например, описание признаков договора займа дается в одной статье, а в других статьях только различные варианты соответствующих диспозиций). В статье может излагаться только описание меры возможного поведения (право), а обязанность подразумеваться, и наоборот. В статьях уголовных кодексов обычно слиты гипотеза и диспозиция в одной формулировке (описание признаков преступления - гипотеза, и подразумеваемый ей запрет совершать подобные преступления - диспозиция). Иногда структурные элементы правовой нормы излагаются в статьях различных нормативных правовых актов. В этом случае, чтобы облегчить пользователю поиск различных элементов правовой нормы, законодатель прибегает к отсылочным предписаниям.

Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по таким существенным признакам, которые определяют специфическую роль и назначение каждого вида норм в регулировании общественных отношений. Причем, одна и та же норма может быть отнесена к различным вида в зависимости от основания классификации.

Так, по способу воздействия на поведение лиц , по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные).

Обязывающие нормы предписывают определенные активные положительные действия, связанные с исполнением обязанностей.

Запрещающие нормы предписывают воздерживаться от какого-либо действия.

Уполномочивающие (диспозитивные) нормы наделяют субъектов определенной свободой распоряжаться предоставленными им правами, пользоваться или не пользоваться ими. Либо выбирать из нескольких вариантов предоставляемых возможностей. Такие нормы не предписывают определенных действий или воздержание от действий, а содержат лишь дозволение совершать определенные поступки.

Подвариантом уполномочивающей (диспозитивной) нормы является восполнительная норма . Такая норма предоставляет возможность сторонам определить свои права и обязанности путем соглашения между ними, но указывает определенный, безоговорочный вариант их прав и обязанностей, который становится обязательным при отсутствии соглашения между ними, либо если стороны при заключении соглашения упустили некоторые существенные элементы соглашения.

По характеру самого правого предписания нормы могут подразделяться на императивные (категорические) и диспозитивные .

Императивные нормы предписывают строго определенные действия (бездействие) , точно очерчивают права и обязанности и не допускают отступлений от них по воле сторон. В этой форме выступают запрещающие и в значительной мере обязывающие нормы.

Диспозитивно излагаются уполномочивающие нормы и частично обязывающие.

По их роли в правовом регулировании правовые предписания могут быть разделены на конституирующие (нормы специального действия), регулятивные и правоохранительные .

Конституирующие нормы сами непосредственно общественных отношений не регулируют. Они либо закрепляют направленность регулирования, либо закрепляют понятийный аппарат, либо выполняют функции управления.

К этому виду норм, в частности, относятся: нормы -принципы (общие и отраслевые); дефинитивные нормы; отсылочные и бланкетные; коллизионные нормы.

Норма-принцип устанавливает общие или отраслевые начала регулирования, его направленность. Например, закрепление принципа народовластия, принципа презумпции невиновности.

Дефинитивная норма дает нормативное определение понятий, используемых в законодательстве. Например, определение понятия договора купли-продажи, займа, трудового договора (контракта).

Отсылочная норма указывает на части и статьи нормативных актов (номера и названия), связанные предметом регулирования.

Бланкетная норма (от слова бланк, незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного правового акта.

Коллизионная норма указывает на то, какой закон должен быть применен к данному отношению, если речь идет о выборе между законами разных государств или между законами разных государственных образований на территории одного государства (например, федерации). Особенность коллизионной нормы с точки зрения ее структуры в том, что она состоит из двух элементов - объема (гипотеза) и привязки (указание на то, какой закон должен быть применен в данном случае). В практике международных отношений сложились следующие типовые привязки:

а) личный закон (закон местожительства, гражданства);
б) закон местонахождения вещи;
в) закон места заключения договора, совершения действия, деликта;
г) закон местонахождения суда, в котором рассматривается дело;
д) закон, которому по обоюдному согласию стороны решили подчиниться.

Регулятивные нормы - это нормы прямого, непосредственного действия. Это в основном нормы гражданского, семейного, трудового права.

Правоохранительные нормы - это такие нормы, которые вступают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы . Это в основном нормы уголовного, административного права.

Выделяют также нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения. Порождают, изменяют или отменяют субъективные права и обязанности.

Нормы процессуальные предназначены для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе процедур рассмотрения вопросов по применению права. Например, они регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса.

По объему и сфере действия нормы права могут подразделяться на нормы общего действия (действующие на территории всей страны, распространяющиеся на все население), местные (действующие на части территории, например, в субъекте федерации), локальные (отражающие местные особенности и имеющие особый субъектный состав, например, коллективный договор на отдельном предприятии), исключительные (действующие в определенном месте и для определенной категории субъектов и заменяющие для них действие общих норм. Например, законы о чрезвычайном или военном положении).

Всякая научно обоснованная классификация правовых норм дает возможность лучше понять их природу и назначение в жизни общества, место в правовой системе в целом, способствует профессиональному овладению нормативно-правовым материалом, охране прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1994.

Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993.

Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994.

Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1995.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.

Лифшиц Р. З. Теория права. М., 1995.

Каждый человек современного общества, проживающий на территории какого-либо государства, наделен определенными правами и обязанностями, а также несет ответственность в случае нарушения законов этой страны. Именно поэтому он осуществляет всю свою повседневную деятельность согласно установленным нормам. И для него крайне важно знать законы своего государства, разбираться в их тонкостях, структуре, видах и степени ответственности в случае их нарушения. Следовательно, необходимо понимать, что такое норма права, понятие, признаки, структура ее.

В совокупности нормы права образуют институты (подинституты), а те, в свою очередь - отрасли. Но и сам этот элемент подразделяется на определенные звенья. Структура нормы права кратко - это ее строение. Каковы же ее виды, особенности и специфические черты, изложено далее по тексту.

Норма права всегда обращена к определенной категории лиц, оказавшихся в указанных ею ситуациях, и рассчитана на неизвестное заранее количество типичных случаев. Действие ее длится непрерывно.

От договоров или распоряжений индивидуального характера норма права отличается тем, что носит общий характер. Так, например, следует отличать НП, которая предусматривает наказание по УК РФ за убийство человека, от приговора, вынесенного какому-либо гражданину по данной статье. Приговор в данном случае является исполнением данной правовой нормы и носит разовый характер.

Таким образом, к специфическим чертам НП относятся:

  • Общая обязательность. Данное предписание должны соблюдать все без исключения граждане, к которым она обращена. То есть если норма права обращена к медработникам, например, то промышленные рабочие соблюдать ее не должны, а вот трудящиеся медицинских учреждений, оказавшиеся в условиях, прописанных в данном правовом положении, обязаны.
  • Связь с государством. Нормы права устанавливаются и регулируются компетентными органами власти. Их исполнение также контролируется посредством мер принуждения со стороны государства. В отличие, например, от норм морали, за нарушение НП специальные организации (суд, ОВД, прокуратура) могут возложить на человека, нарушившего их, определенные санкции (штрафы, взятие под стражу, назначение принудительных работ и т. д.).
  • Формальная определенность. Норма - это формальное правило, которое четко закреплено законодательством, даны конкретные формулировки ее самой и обязанностей, ответственности лиц, которые должны ее соблюдать.

Виды нормы права

Помочь разобраться в том, что такое норма права, понятие, признаки, структура данного определения, поможет знание видов данного юридического аспекта.

В зависимости от того, каковы по характеру правила поведения, которые содержатся в них, НП можно разделить на:

  1. Управомочивающие - дающие гражданину права и возможности выбирать. То есть человек может совершить какое-либо действие или же воздержаться от этого. Например, заключенный вправе отправлять письма и телеграммы в любом количестве за свой счет, но может и не делать этого, впрочем.
  2. Обязывающие - устанавливающие человеку обязательные действия. Например, каждый предприниматель обязан при регистрации заплатить госпошлину.
  3. Запрещающие - это нормы, определяющие запрет на что-либо. Например, в РФ существует табу на пропаганду гомосексуализма среди детей.

В зависимости от функций, которые выполняют нормы, они делятся на:

  1. Правоустановительные - прописывающие основные принципы.
  2. Правоохранительные - устанавливающие ответственность за нарушение закона. Подразумевают под собой санкционую систему.
  3. Регулятивные - регулирующие отношения между субъектами, устанавливающие их права и обязанности.

Исходя из степени определенности предписания, нормы права делятся на:

  1. Диспозитивные - не устанавливающие категорических правил. Например, при приобретении жилья покупатель обязан заплатить всю стоимость, если субъекты не установили иное договором (рассрочку).
  2. Императивные - напротив, определяют точное, неизменное правило. Например, никто не может быть подвергнут дискриминации по различным признакам согласно Конституции РФ.

Также НП можно подразделить по юридической силе (международные законы, законы страны, подзаконные акты), по отраслям права (нормы административного права, уголовного, семейного и т. д.), исходя из места действия (федеральные, региональные, местные). Классификация может быть проведена и по другим признакам.

Норма права - это звено системы законов, ее элемент. Следует также отметить, что все данные предписания действуют в тесной взаимосвязи между собой. Особенно это просматривается между правоустановительными и правоохранительными видами.

Когда рассматривается, что такое в целом норма права, понятие и структура ее обязательно должны быть изучены для общего понимания всей темы. Поэтому перейдем к рассмотрению строения (структуры) нормы права.

Структура

В общем понимании слова структура - этовнутреннее устройство, состав, пространственная конструкция чего-либо.

Структура нормы права - это же упорядоченность элементов, из которых она состоит, и отображение того, как они взаимодействуют между собой. Части НП даже могут превращаться друг в друга, соединяться и выступать единым фронтом.

Если рассматривать классическую модель строения, то элементами структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция. В этом строении части связаны между собой не в иерархическом порядке, а на синтетическом уровне, то есть все они равны между собой, и при потере хотя бы одной из них вся норма права разрушается.

Но не все НП имеют данное строение. Например, предписания Конституции зачастую обладают только диспозицией и гипотезой (регулятивные нормы), а иногда состоят только из одного из этих элементов (нормы-принципы). Структура нормы уголовного права может быть двухзвенной, включать в себя только диспозицию и санкцию. Это характерно для правоохранительных законов.

Как видно, структура и виды норм права тесно связаны между собой. Одни предписания включают в себя все три составные части, другие - только несколько.

В целом структура норм выполняет несколько функций:

  • отображает волю государственного органа в виде его властного вердикта, принятого закона;
  • устанавливает степень ответственности за невыполнение или несоблюдение общепринятых правил;
  • является критерием оценки человеческого поведения, с ее помощью решаются споры правового характера.

После того как рассмотрено, что такое норма права, понятие и структура ее в общих чертах, необходимо подробно разобраться в ее строении.

Классический вариант структуры нормы права

Структура нормы права может быть классической (гипотеза, диспозиция и санкция) и двухзвенной (предложение и распоряжение).

Сторонники первой теории являются приверженцами того, что правило поведения неразрывно с гранью его применения, а та, в свою очередь, - со средством защиты от нарушения этого предписания.

Данную модель можно характеризовать как систему " если..., то..., иначе". Так, гражданин государства обязан жить по законам собственной страны, во избежание наказания за их нарушение. При этом стоит отметить, что статья кодекса и норма права - это не одно и то же. В первую может входить сразу несколько НП.

Таким образом, выше было изложено, какова структура нормы права в традиционном ее понимании. Рассмотрим все звенья строения по отдельности.

Гипотеза

Структура нормы права состоит из трех элементов, как было отмечено ранее. Первый из них - гипотеза.

Это указание на ситуацию, условия, при возникновении которых возникает диспозиция (второе звено структуры). Она включает в себя прямое указание на факты юридического характера, влияющие на развитие или прекращение правоотношений. Например, если владелец имущества умирает, то его родственники получают наследство, или в случае сдачи в аренду жилья арендодатель приобретает плату согласно договору. В первом случае гипотезой является смерть человека, а во втором - сдача квартиры в аренду.

В гипотезе также присутствует обозначение лиц, на которых направлено данное предписание, а также может устанавливаться время, место и другие особенности события.

Виды гипотез

Логическая структура нормы права может включать в себя один из видов гипотез. Например, она может быть как абстрактной, так и конкретной. В первом случае гипотеза определяет участников и событие по общим признакам, а во втором - по частным. При этом первый вариант наиболее часто встречается в праве и является более продуктивным. Использование же конкретных гипотез ведет к неуклонному росту количества норм права, тем самым запутывая граждан. И с ее применением законодатель часто упускает другие частные случаи из виду.

В зависимости от степени сложности, данное звено структуры может быть сложным или простым. Простая гипотеза устанавливает одно условие, сложная - несколько сразу. При этом одной из разновидностей сложной гипотезы является альтернативная. В данном случае условия человеку выдвигаются или одни, или другие (одно из предложенных). Правило поведения в данной ситуации меняется от сложившихся условий.

Такие элементы структуры нормы права, как абсолютно определенная гипотеза, относительно определенная и абсолютно неопределенная, могут быть выделены исходя из степени своей определенности. Абсолютно неопределенный вид - это случай, когда норма не включает в себя четких формулировок, а предоставляет это право на усмотрение органа власти. Относительно определенная - это гипотеза, в которой законодатель не полностью ограничивает применение юр. нормы, а обуславливает это сдерживанием каких-либо условий, в отличие от абсолютно определенной, где четко и без других вариантов прописана норма.

Бывают гипотезы двухсторонние и односторонние. Первые из них называют только правомерные или запрещенные обстоятельства. А вторые включают в себя как правомерные, так и неправомерные действия, которые приводят в исполнение данную норму. При этом предполагается различное решение, выносимое по данной НП, в зависимости от данных обстоятельств. Например, в случае неявки в зал заседания определенных лиц, надлежащим образом извещенных о судебном процессе (месте его проведения и времени), по уважительным причинам, слушанье откладывается. Если эти же лица не были информированы по данному поводу, то заседание суда также переносится. А в случае их повторной неявки иск останется нерассмотренным.

Диспозиция

Второе звено, из которого состоитструктура нормы права, - это диспозиция. Это возможные и (или) обязательные для исполнения правила поведения, которые должны быть выполнены при возникновении тех или иных условий (гипотезы).

В этой части нормы права закрепляются права и обязанности участников отношений. А также разного рода запреты, поощрения или рекомендации, благодаря которым формируется поведение сторон.

В правоохранительных нормах диспозиция представляет собой описание действий, которые запрещены и посягают на охраняемые общественные отношения.

Виды диспозиций

В зависимости от сложности, можно выделить такие элементы структуры нормы права, как простая диспозиция и составная (сложная). Первый вид указывает единственное действие, которое необходимо выполнить при той или иной гипотезе, второй - несколько сразу.

Исходя из метода изложения, диспозиция может быть альтернативной, прямой или бланкетной. Прямая дает четкие указания на действия, альтернативная позволяет варьировать в зависимости от ситуации, а бланкетная отсылает к другим статьям закона или другим нормативно-правовым актам.

Как и гипотезы, диспозиции можно подразделить на абстрактные и конкретные. Первые - это перечисление предписаний, разрешенных или запрещенных деяний. А конкретная диспозиция - это четко сформулированные правила, права и обязанности сторон отношений. В законодательстве большее количество абстрактных диспозиций, чем конкретных, так как вторые все-таки не могут обеспечить бесперебойное соблюдение закона. Они слишком громоздки и технически неудачны в целом.

По форме выражения данные части структуры делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. Значение этих видов элементов такое же, как у норм права (обязывающих, управомочивающих и запрещающих), которые изложены выше.

В случае если диспозиция нарушена, в действие вступает третье звено строения НП - санкция.

Санкция

Структура нормы права включает в себя и такой элемент, как санкция, которая представляет собой указания и меры воздействия на человека, нарушившего закон, со стороны государственного аппарата. Санкция неразрывно связана с диспозицией, так как в случае нарушения изложенных в диспозиции правил наступает ответственность человека в виде неблагоприятных последствий.

Логическая структура нормы права предполагает наличие одной или нескольких видов санкций, применяемых как по отдельности, так и в совокупности, в соответствии с нарушением.

Виды санкций

Виды санкций, как правило, различаются в соответствии с тем, к какой отрасли относится норма права. В Уголовном кодексе часто встречаются лишение свободы, штрафы денежного и имущественного характера, а также лишение возможности заниматься тем или иным видом деятельности. Вменяются данные наказания судом. В административном же праве чаще встречаются просто денежные штрафы и принудительные работы общественного характера. В этом случае санкции применяются административными органами и судом к лицам. В Налоговом кодексе - пени.

Также этот элемент НП можно классифицировать по степени неблагоприятных последствий на карательные и возместительные. К первым относятся штрафы, лишение свободы и другие наказания уголовные и административные. А ко вторым, например, санкции трудового характера или финансового.

А по степени определенности данное звено бывает альтернативным и кумулятивным. При альтернативной санкции могут быть объединены несколько видов наказаний в одной норме, при этом выбор остается за компетентным органом власти. Например, срок лишения свободы от полугода до двух лет или выплата штрафа. А кумулятивные включают в себя наказания разного рода, которые гос. орган вправе объединить.

В отличие от двух первых элементов нормы, санкция наиболее динамична, она меняется в соответствии с постоянно преобразующейся реальностью. То есть законодатель зачастую изменяет формы и размеры штрафов, так как предыдущие становятся неэффективными. Например, ежегодно происходит увеличение взысканий за нарушение правил дорожного движения. Связано это с тем, что с инфляцией деньги обесцениваются, и человеку ничего не стоит совершить правонарушение и заплатить указанную сумму государству, это для него становится неощутимо. Следовательно, законодатель должен повысить ставки.

Таким образом, были рассмотрены все элементы строения, структура нормы права. Примеры можно бесконечно приводить из различных отраслей законодательства. Но не все юристы-правоведы считают, что норма состоит из трех частей. Существует и другое мнение.

Двухзвенная структура

При двухзвенной системе в структуру нормы права входят два элемента: гипотеза (предложение) и диспозиция (распоряжение). Приверженцы данной модели появились еще в дореволюционный период. Тогда некоторые юристы предполагали, что норма состоит их определенных условий, при которых будет выполнено правило, и из формулировки самого этого закона. Каждая НП, согласно данной теории, может быть обусловлена тезисом: "если..., то".

Но другие ученые-правоведы считали, что по доброй воле человек не станет выполнять прописанные правила. Поэтому для их осуществления просто необходимо третье звено - санкция. При этом некоторые юристы просто не считали санкцию элементом структуры нормы права, они выделяли ее как самостоятельную величину, называя средством принуждения.

Что же касается современных правоведов (сторонников двухзвенной стуктуры), то они предполагают, что норма состоит из гипотезы и диспозиции или же из диспозиции и санкции.

Структура нормы административного права, уголовного, семейного или любого другого в целом не отличаются друг от друга. Различие можно заметить только между НП в отдельности (наличие двух или трех звеньев), при этом неважно, из какой они отрасли.

Итак, исходя из полученной информации о том, что такое НП,структура нормы права, примеры ее, можно сделать выводы:

  • Она является неотъемлемой, основной частью любого закона и права в целом.
  • Понимание ее строения очень важно как для обычного гражданина, так как он применяет данные предписания в своей повседневной жизни регулярно, так и для законодателя, который, принимая законы, должен обязательно брать во внимание необходимость и внутреннее содержание каждого звена в отдельности. Хотя структура правовой нормы в обыденной жизни рассматривается только при решении спорных ситуаций.
  • Рассмотренное строение является идеальной конструкцией, регулирующей правовые отношения между физическими и юридическими лицами. Структура возникла в результате стремления людей создать инструменты для освоения и познания правовой реальности.

Правовые нормы

Основу механизма правового регулирования составляют нормы права. Нормативность права является одним из определяющих признаков, свойств права. Право представляет собой, прежде всего систему его норм, то есть общих правил, образцов, моделей правомерного поведения. Эти правила распространяются на все случаи и на всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию

Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу.

Характер всеобщности отличает право от других норм социального регулирования (морали, религии и т.п.).

Нормативность права носит общеобязательный характер , что также выделяет право из других норм социального поведения.

Право с помощью правовых норм реализует потребность общества в утверждении нормативных начал во всех сферах общественной жизни.

Материю права, наряду с правовыми нормами и на их основе, образуют права, обязанности субъектов права, индивидуальные акты, санкции, правовостановительные меры и другие явления правовой действительности. Но это не может принизить значение юридических норм, нормативности права.


Определение юридической нормы


Представляется, что данное определение может создать впечатление об ограничении источников права только нормативными правовыми актами, исходящими от государства, и исключение других источников права (правовых обычаев, нормативных договоров и т.д.). Поэтому представляется более удачным определением определение авторов учебника "Общая теория права и государства" под редакцией В.В. Лазарева:

"Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать донам правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.


Данное определение также содержит указание на связь правовой нормы с государством через его установление или его санкционирование, что подразумевает не только нормативные правовые акты государства, но и другие источники права, санкционированные государством.

Дефиницию нормы права можно сформулировать более кратко и емко, включив в нее самые главные признаки:

Норма, права - это общеобязательное и охраняемое государством правила поведения, регулирующее общественные отношения с целью их упорядочения в интересах общества.

Признаки правовых норм

Юридические (правовые) нормы, обладая качествами норм социального регулирования, имеют свои, специфические признаки, выделяющие их из системы других социальных норм.

1. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, представляющие ценность для общества, его социальных групп, личности, и выражающие идеи справедливости, свободы, равенства, гуманизма.

2. Нормы права закрепляют типичные, часто повторяющиеся социальные процессы, имеющие ценность для общества.

3. Нормы права представляют собой модель идеального поведения субъектов права, исходя из интересов всего общества.

4. Общеобязательный характер норм права означает неукоснительное их соблюдение субъектами права, к которым норма права адресуется.

5. Охраняемость, обеспеченность нормы права со стороны государства, включая и государственное принуждение.

Виды (классификация) правовых норм

Правовые нормы весьма разнообразны и их принято классифицировать, то есть подразделять на различные виды по ряду оснований. Научная обоснованная классификация дает возможность систематизировать огромный массив правовых норм, построив стройную систему права. Правильность и полнота классификации зависят от выбора ее оснований. Общепринято выделять четыре основания классификации правовых норм. По функциям норм в механизме правового регулирования выделяются:

Исходные нормы - отправные, первичные, учредительные. Они определяют исходные начала правового регулирования общественных отношений: цепи, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляют правовые категории и понятия.

Они обладают высокой степенью абстрагирования и получают свое логическое развитие и конкретизацию в иных нормах права. Однако они могут обладать прямым действием и применяются при обосновании выбора правового акта, а также для подтверждения решения и т.д.

Виды исходных норм.

Ö Нормы-начала – это предписания, закрепляющие основы конституционного строя государства, например, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ. Нормы получают дальнейшее развитие в других исходных правовых нормах, закрепляющих экономическую, социальную и другие направления государственной политики, и, прежде всего в нормах-принципах.

Ö Нормы-принципы – это правовые нормы, выражающие и закрепляющие принципы права, например, принцип равенства в ст. 19 Конституции РФ.

Ö Определительно-установочные нормы – это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, их предмет, формы и средства правового регулирования.

Ö Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий, понятий, например, хозяйственного преступления и наказания в уголовном праве, трудового договора – в трудовом, что вносит ясность в законодательство и облегчает его применение.

Ö Нормы-правила поведения – это нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права, обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Нормы-правила, в свою очередь, подразделяются на регулятивные и охранительные, а также общие и специальные.

По отраслевой принадлежности, предмету правового регулирования нормы принято делить на нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права. По методу правового регулирования правовые нормы принято разделять на:

Ö Императивные нормы, строго обязательны, не допускающие никаких отступлений;

Ö Диспозитивные , предписывающие варианты поведения, предоставляющие право выбора в пределах закона;

По форме выражения предписания нормы принято делить на:

Ö Управомачивающие - нормы дозволения, предоставляющие субъектам право на совершение определенных действии;

Ö Обязывающие нормы права закрепляют обязанность совершения определенных действий субъектами права;

Ö Запрещающие нормы права предписывают не совершать определенные действия, которые признаются законодателем правонарушением, поэтому за их совершение устанавливается юридическая ответственность.

В научной литературе выделяются и другие основания классификации правовых норм, например, по субъектам правотворчества, по сфере действия правовых норм, кругу лиц, юридической силе. Представляется, что указанные основания более целесообразно применять в классификации нормативно- правовых актов, поэтому они рассмотрены нами в предыдущей теме.

Структура правовых норм

Правовые нормы имеют свою внутреннюю структуру.

Структура нормы права - это способ внутренней взаимосвязи ее элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза по своему строению бывает простой, сложной, альтернативной.


Гипотезы по наличию или отсутствию фактов, с которыми увязывается применение правовой нормы, бывают положительные или отрицательные .

Примером положительной гипотезы , которая указывает на наличие факта, являются ст. 420 ГК РФ, которая признает договором наличие соглашения двух или нескольких лиц.

Диспозиция правовой нормы бывает простой, описательной и ссылочной.

Например, ст. 59 Конституции РФ гласит: "Защита ячества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации", но не указывает, как ее осуществлять


Например, часть 2 ст-105 УК РФ содержит свыше десяти способов совершения умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах.


Например, часть 2 ст. 59 Конституции РФ указывает, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом, то есть, ссылается на другой правовой акт.

Бланкетная диспозиция является разновидностью ссылочной диспозиции. Бланкетная диспозиция отсылает к правилам, инструкциям, техническим правилам и т.п.

Примером таких диспозиций являются диспозиции ст. 340, 341, 342, 344 УК РФ, устанавливающих ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, пограничной службы, караульной и внутренней служб.

Санкции подразделяются по форме изложения мер ответственности на абсолютно-определенные , относительно-определенные и альтернативные .


Санкции по своему характеру подразделяются на меры защиты нарушенных прав, .меры ответственности и меры предупредительного воздействия .

Санкции могут предусматривать и другие неблагоприятные последствия.

Соотношение текста правовой нормы с текстом закона или другого нормативного акта

1. Норма права и статья закона совпадают – в одной статье закона или другого нормативного акта изложены все три ее элемента (гипотеза, диспозиция, санкция) это наиболее распространенная форма для норм-правил .

2. В одну статью закона или другого нормативного акта включены несколько правовых норм .

3. Одна правовая норма рассматривается в нескольких статьях закона или другого нормативного акта. Например, ст. 1 КЗОТ РФ определяет, что данный кодекс регулирует трудовые отношения всех работников, ст. 15 определяет стороны и основное содержание трудовых отношений, ст. 18 устанавливает порядок заключения трудового договора (контракта), а ст. 33 (п. п. 3,4,7,8) устанавливает основания увольнения работников, в том числе и как наказание за нарушения трудовой дисциплины. Ст.127 КЗОТ обязывает работника соблюдать трудовую дисциплину, а ст. 135 устанавливает санкции за ее нарушение.

Таким образом, нормы права, как модели, правила поведения субъектов права, имеют всеобщий и обязательный характер, охраняются государством, устанавливают определенные методы, способы правового регулирования, составляя тем самым основу механизма правового регулирования общественных отношении. Они имеют свою внутреннюю структуру и классифицируются по различным основаниям.

РИС. Kurs1

Нормативно правовые акты и литература

1. Конституция Российской Федерации. 1993.

2. Гражданский, уголовный Кодексы РФ, Кодекс законов о труде РФ.

3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

4. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. М., 1981, 1982, т.1, гл.17 с.288-303; т.2 гл.21-23.

5. Алексеев С.С. Теория права. М., Бек. 1995. Гл.4. с.87-98; гл.8. с.209-239.

6. Архипов С.Н. Понятие и юридическая природа локальных норм права. /Правоведение. 1987. №1.

7. Баранов В.М. Истинность норм советского права: Саратов. 1989

8. Бабай А.Н. Вязов А.Л. Карпенкин Ю.Б. Теория права в определениях и схемах. Хабаровск, ВШ МВД, 1994.с.16-19,41-44.

9. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. Хабаровск, ХВИ ФПС.1997.

10. Нормы советского права. Проблемы теории/ под ред. Байтин М.М. и Бабаева В.К. Саратов, СГУ, 1987.

11. Кудрявцев В.Н. Юридические нормы и фактическое поведение// Сов. гос. и право. 1980.№2.

13. Общая теория права. Курс лекций./ под ред. Бабаева В.К., Н.-Новгород, ВШ МВД, 193. Лекция 12.

14. Общая теория права и государства. Учебник/под ред. В.В.Лазарева. М.,1944,с.118-121.

15. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., Наука, 1982.

16. . Язык закона/ под ред. Пиголкина А.С. М., 1990.

См. ст. 344 УК РФ об ответственности за нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования.

См. ст. 341 УК РФ об ответственности за нарушение правил пограничной службы, содержащую три правовых нормы.

общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой закрепления Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. Элементы Н. п. - гипотеза, диспозиция, санкция. В зависимости от отраслей права различают: административно-, гражданско-, уголовно-правовые Н. п., нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОРМА ПРАВА

общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Государственно-правовая теория и практика выработали большое разнообразие представлений о норме права.

Среди важнейших черт и особенностей Н.п. следует особо указать следующие.

а) Общий характер Н.п. не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненные ситуации, при которых возникает необходимость или потребность ее применения. Она является критерием определения правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Степень общности Н.п. довольно часто бывает различна. В РФ, например, наиболее общий характер имеют федеральные конституционные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам РФ, а некоторые из них - также к иностранцам плицам без гражданства.

6) Выраженность в Н.п. государственной воли. Воля господствующего слоя. группы или класса для того. чтобы воплотиться в Н.п., стать их реальным содержанием, должна в обязательном порядке пройти через нормотворческий механизм, с неизбежностью трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве соответствует интересам власть предержащих слоев, групп или классов и направлена на строго целевую в социальном плане регламентацию поведения всех участников правоотношений.

в) Предоставительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, Н.п. устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные правомочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с этим правомочием юридические обязанности. Для одной стороны Н.п. указывает на охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой - на обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность). Например, предоставляя гражданам РФ конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, государство в то же время возлагает на свои органы соответствующие юридические обязанности.

г) Системность и иерархичность по отношению друг к другу, а также строгая формальная определенность. Каждая Н.п. существует не сама по себе, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. В отличие от иных социальных норм (норм морали) правовые нормы образуют иерархию, которая обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Иерархия эта складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих или обычных законах и в подзаконных актах.

д) Специфический признак норм права - их охрана и обеспеченность государственным принуждением. Речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем воздействии на правонарушителя. Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-уголовные, административно-правовые и иные меры. Основной целью их применения (обусловленной характером правонарушения) могут выступать: наказание правонарушителя, возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, выполнение обязательств.

Говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следует полагать, что Н.п. реализуются лишь в силу существования угрозы государственного принуждения. Огромную роль в этом процессе играют меры воспитательного характера, авторитет государства и права, меры убеждения.

Н.п. можно классифицировать по нескольким основаниям. Всякая Н.п. предписывает лицам определенную форму поведения. В связи с таким подходом Н.п. можно разделить на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие - это Н.п., предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Запрещающие юридические нормы указывают на недопустимость каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них. Уполномочивающие Н.п. предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.

По форме предписания Н.п. разделяются на императивные и диспозитивные. Императивные (категорические) Н.п. содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются. Пример - норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них.

В зависимости от целевого назначения Н.п. делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные Н.п. - предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Охранительные Н.п. регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения (нормы процессуального права).

Н.п. можно классифицировать и в зависимости от отраслей права. Различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые Н.п., нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права. Эта классификация базируется на предмете и методе правового регулирования.

В зависимости от субъекта, издавшего нормы, различают: законодательные, подзаконные и делегированные (изданные общественной организацией по поручению государственного органа) Н.п. По времени действия Н.п. подразделяются на: постоянные (действуют до их официальной отмены) и временные (действуют только в пределах определенного промежутка времени).

По кругу лиц, на которых распространяется действие Н.п., они делятся на общие и специальные. К первым относятся Н.п., распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым - действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.).

По степени определенности различают Н.п. бланкетные и отсылочные. Бланкетные Н.п. представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Отсылочные Н.п. непосредственно указывают на другие Н.п. как на условие своего действия.

Отличное определение

Неполное определение ↓