Правомерное поведение и правонарушение. учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) на тему. Правомерное поведение Правомерное поведение обществознание

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ 10 класс 01.03.16

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической .

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания oграничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный. часто поверхностный xaрактер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в yмeнии гpaмoтнo при менять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научногo правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля)? выпускника неюридического вуза?)

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы цeннocтей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и oxранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные цeннocти: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, ее правовая и социальная защищенность, а также ценности пу6лuчного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества. В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает цeннocти, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные eгo социальные группы и классы.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определенных целей и в утверждении определенных ценностей.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это, прежде вceгo, уровень знания права каждым из нас, уважительное oтнoшение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на нeгo. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от нeвepнoгo и недопустимого.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и дoстижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для тoгo, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция право вой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры oxвaтывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

Определяющее значение прав и свобод человека и гражданина вправовой организации общества;
- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
- правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
- активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего). Для нeгo х

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
- правомерное поведение полезно для общества, не противоречит eгo интересам и целям. В связи с этим выдeляют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее coциально допустимые явления, как неучастие граждан в гoлосовании или супружеские разводы;

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, нeдееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
- правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (мaccoвoгo нарушения правовых норм) общество перестало бы нopмально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для тoгo чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от г лавного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно eгo поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно гoворить о eгo сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их г лубокого и вcecтopoннeгo осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с нeдостаточно развитыми право вой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления тaкогo поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже cooтвeтcтвует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано стpaхом перед наказанием. (Вспомните, кoгo называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие при меры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде вceгo, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, , нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психоло?ических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальnых предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и coзнанием людей. Требования общественной жизни, выpaженные в качестве юридических норм, сами по себе не стaнут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие caмoгo права на общественные oтнoшения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая гpaмoтность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Выcoкий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру вceгo общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Конспект урока по обществознанию

10 класс

Составитель:

учитель истории и обществознания

Калинина Татьяна Андреевна

Тема урока:

«Правомерное поведение»

Цели урока:

    Раскрыть понятие правового поведения;

    Выделить основные признаки правового поведения;

    Рассмотреть состав правового поведения;

    Выявить цели правового поведения.

Задачи урока:

Образовательные:

    формирование представления у обучающихся о правовом воспитании;

    формирование представления о признаках правового поведения;

    формирование собственного взгляда о правовом поведении и его структуре.

Воспитательные:

    формирование у обучающихся научного мировоззрения о правовом воспитании;

    формирование навыков и умений работать в коллективе.

Развивающие:

    развитие у обучающихся познавательного интереса к обществознанию и праву, в частности;

    развитие у обучающихся творческих способностей;

    развитие чувства воображения.

Тип урока:

Комбинированный

Ход урока

Понятие правомерного поведения.

Правомерное поведение как один из основных видов правового поведения в научной и учебной литературе понимается в целом единообразно, хотя ему даются самые разные определения: от кратких до более или менее пространных. Не вдаваясь в их анализ, отметим, что главным для правомерного поведения, и это отмечается практически во всех определениях, является его соответствие нормам позитивного права. Учитывая данный момент, дадим следующее определение правомерному поведению: правомерное поведение – это охраняемое государством социально полезное осознанное поведение людей, соответствующее нормам позитивного права.

Правомерное поведение как вид правового поведения имеет все те признаки, которые присущи правовому поведению. Некоторые из них получили отражение и в предложенном определении. В то же время в данном определении отражены и те признаки, которые присущи только правомерному поведению. В целом, исходя из предложенного определения, можно выделить следующие основные признаки правомерного поведения.

Во-первых, правомерное поведение, как и любое правовое поведение, является поведением людей – индивидов или их коллективов.

Во-вторых, правомерное поведение, как и любое правовое поведение, – это поведение, которое выражено вовне в форме конкретных физических действий или бездействия.

В-третьих, правомерное поведение, как и любое правовое поведение, – это сознательно-волевое, осознанное поведение людей.

В-четвертых, правомерное поведение – это социально полезное поведение людей . Если правовое поведение является социально значимым и может быть либо социально полезным, либо социально вредным, то правомерное поведение всегда является социально полезным. Надо заметить, что в литературе данный признак не всегда безоговорочно признается. В частности, отмечается, что поскольку правомерное поведение может быть необходимым, желательным и социально допустимым, то едва ли последнюю разновидность правомерного поведения можно считать социально полезным поведением. Так, например, говоря о правомерном поведении, А. Ф. Черданцев отмечает: «Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы – поведение правомерное, однако не общественно полезное». Разумеется, правомерное поведение не всегда приносит прямую пользу обществу, но коль скоро общество допускает такие виды поведения, как неучастие в выборах, частые браки и разводы и т. д., то их надо все-таки при-знавать социально полезными, поскольку они не причиняют вреда обществу. Как отмечает В. В. Оксамытный, «обществу, общественным интересам должно служить и быть на пользу все, что осуществляется в рамках возможного и дозволенного законом, поскольку тем самым закрепляются приоритеты правового государства». Еще определеннее по этому поводу высказывается Р. А. Рома-шов. «Применительно к социально допустимому поведению, – пишет он, – его полезность определяется безвредностью».

В-пятых, это поведение, соответствующее нормам позитивного права . Данный признак выражает саму суть правомерного поведения, в связи с чем некоторые авторы, определяя правомерное поведение, ограничиваются в основном только этим признаком. Например, М. Н. Марченко пишет: «Правомерное поведение можно определить как такое поведение людей, которое в полной мере согласуется со всеми требованиями норм права» . Действительно, если неправомерное поведение нарушает нормы позитивного права, то правомерное поведение всегда согласуется с ними, соответствует им.

В-шестых, это поведение, которое обеспечивается, охраняется государством. Как уже отмечалось, любое правовое поведение подконтрольно государству. Подконтрольность правомерного поведения состоит в том, что государство обеспечивает его, берет под свою защиту, поскольку государство заинтересовано именно в правомерном поведении.

Состав правомерного поведения.

Теперь рассмотрим состав правомерного поведения. Состав правомерного поведения это совокупность элементов, которые в своем единстве образуют (составляют) правомерное поведение . В составе правомерного поведения можно выделить четыре элемента: объект, субъект, объективную сторону и субъективную сторону, хотя некоторые авторы ограничиваются только объективной и субъективной сторонами.

Объект правомерного поведения – это то, на что направлено правомерное поведение. Как представляется, это различные материальные и нематериальные блага.

Субъектом правомерного поведения является право- и дееспособное лицо (индивиды или их коллективы), совершающее правомерные поступки.

Объективная сторона правомерного поведения характеризуется внешним проявлением правомерного поведения и выражается в правомерном действии или правомерном бездействии, а также социально полезном результате.

Субъективную сторону правомерного поведения составляют, прежде всего, психическое и духовное состояние лица, его отношение к существующим нормам права и к своему поведению, правовая оценка им своей собственной деятельности. Кроме того, к субъективной стороне правомерного поведения принято относить также цели и мотивы поведения.

Виды правомерного поведения .

Существуют различные виды правомерного поведения, которые можно выделить по следующим основаниям: по отраслевой принадлежности, по формам реализации права, по степени социальной полезности, по субъектам, по объективной стороне, по субъективной стороне.

По отраслевой принадлежности правомерное поведение можно подразделить на конституционно-правовое, административно-правовое, гражданско-правовое и т. д.

По формам реализации права, поскольку реализация права осуществляется посредством правомерного поведения, могут быть выделены такие виды правомерного поведения, как соблюдение права, исполнение права, использование права и применение права.

По степени социальной полезности правомерное поведение подразделяется на поведение необходимое, желательное и социально допустимое. Необходимое поведение обладает наибольшей социальной полезностью. Оно затрагивает жизненно важные устои общества и связано с исполнением различных обязанностей в интересах государства и общества (защита отечества, служба в армии, уплата налогов и т. д.). Желательное поведение обладает менее высокой социальной полезностью, нежели необходимое поведение, но тоже благоприятно влияет на развитие общества. Вследствие этого государство по возможности оказывает стимулирующее воздействие на данный вид правомерного поведения (поощряет научное и художественное творчество, производительный труд, развитие спорта и т. д.). Социально допустимое поведение обычно не приносит ощутимой пользы государству и обществу, но не считается и социально вредным поведением, поскольку дозволяется нормами позитивного права (например, забастовки).

По субъектам правомерное поведение можно подразделить на индивидуальное (совершается отдельными индивидами) и коллективное (совершается группой лиц или организацией).

По объективной стороне, т. е. в зависимости от внешнего проявления, правомерное поведение подразделяется на правомерные действия (активное поведение) и правомерное бездействие (пассивное поведение). Правомерные действия, с учетом волевой направленности, в свою очередь, можно подразделить на юридические акты и юридические поступки.

По субъективной стороне (преимущественно с учетом целей и мотивов поведения) правомерное поведение, как представляется, можно подразделить на маргинальное, конформистское, привычное и социально-активное. На этой классификации мы остановимся подробнее, поскольку она является основной и позволяет более содержательно охарактеризовать правомерное поведение.

Маргинальное поведение (от лат. «;line-height: 150%"> Конформистское поведение (от лат. «conformis» – подобный, сходный; согласный, сообразный) – это поведение, носящее приспособленческий, конъюнктурный характер, и связано с подражанием другим. Оно присуще лицам, которые не имеют четкой гражданской позиции и приспосабливаются к окружающим, подражают им, пытаясь заслужить их доверие или, наоборот, боясь утратить его. Это люди, которые во многом лишены индивидуальности и не имеют собственного «Я». Ведут они себя правомерно только лишь потому, что так поступают другие.

Привычное поведение (его называют также традиционным, обычным, положительным, стереотипным ) – это поведение, которое сформировалось в силу привычки действовать в соответствии с законом. Такое поведение формируется под воздействием сложившихся устоев, традиций, семейного и иного воспитания, собственного опыта, убеждения в необходимости поступать так, а не иначе. Для многих людей (в Российской Федерации – это примерно одна треть граждан) привычное поведение является естественным, само собой разумеющимся образом жизни. Вместе с тем привычное поведение имеет и негативную сторону, связанную с его определенным консерватизмом. У человека по привычке может сохраняться потребность в совершении каких-либо действий, хотя необходимость в них объективно может уже исчезнуть. Особенно это характерно для переломных ситуаций в обществе при проведении радикальных реформ, пугающих многих своей новизной и непривычностью.

Социально-активное поведение – это глубоко осознанное, целеустремленное поведение, связанное с уважительным отношением к праву и закону. Социально-активное поведение представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения и является самой предпочтительной его разновидностью. Оно присуще людям, обладающим четкой гражданской позицией, высокой правовой культурой, высоким уровнем правосознания, глубокой убежденностью в необходимости подчиняться требованиям права, предъявляющим строгие требования как к своему поведению, так и к поведению других. Такие люди воспринимают нормы права как необходимые и целесообразные правила поведения, выражающие их собственные взгляды, потребности и устремления.

В ряде учебников по теории государства в данной классификации выделяются и некоторые другие виды правомерного поведения. Например, одни авторы выделяют дополнительно социально пассивное и нигилистическое поведение , другие – законопослушное поведение . Думается, однако, что достаточных оснований для выделения подобных видов правомерного поведения в рассматриваемой классификации нет. Так, социально пассивное поведение перекликается с маргинальным и конформистским поведением. Нигилистическое поведение может проявлять себя как правомерное (в частности, как маргинальное или конформистское) или как неправомерное поведение. Законопослушное поведение вообще может трактоваться как правомерное поведение в целом.

Вопросы:

    Что понимается под правовым поведением?

    Существует ли различие между правовым и юридически значимым поведением?

    По каким основаниям можно классифицировать правовое поведение, и какие его виды можно при этом выделить?

цель: Обеспечить усвоение понятий и общей характеристики правомерного и неправомерного поведения. Раскрыть причины правонарушений, цели и основания юридической ответственности. Развивать критическое мышление, умение анализировать жизненные ситуации. Формировать навыки правомерного поведения. Способность воспитания правовой культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 10 классе

Учитель Степанова Марина Олеговна, г. Симферополь

Тема: Правомерное поведение и правонарушение.

Цель : обеспечить усвоение понятий и общей характеристики правомерного и неправомерного поведения. Раскрыть причины правонарушений, цели и основания юридической ответственности. Развивать критическое мышление, умение анализировать жизненные ситуации. Формировать навыки правомерного поведения. Способность воспитания правовой культуры.

Задачи урока : 1.Формирование основ правовых знаний. Развитие понимания правонарушения, как общественно опасного противоправного деяния. Развитие способности оценивать свои действия и действия окружающих с точки зрения права.

2 .Формирование навыков работы с информацией, умение правильно организовывать информационный процесс.

3 . Воспитание негативного отношения к противоправному поведению представления о неотвратимости наказания за совершение правонарушений.

Основные понятия : правомерное поведение, правонарушение.

Метод проведения : Беседа с элементами мозговой атаки.

Оборудование : Конституция РФ, выставка тематической литературы, записанный эпиграф к уроку: «В беду падают, как в пропасть, внезапно, а к преступлению сходят по ступенькам» - А.А. Бестужев-Марлинский.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель, приветствуя класс. Я рада видеть вас на уроке правоведения. Хочу напомнить - 45 минут - это не только вопросы - ответы - отметка в дневнике. Это 45 минут из вашей жизни. Проведите их содержательно, с пользой для себя и творчески.

II. Проверка знаний и умений .

1) Заполнить таблицу «Систематизация законодательства».

2) Выполните задание. Дано: право, закон, законодательство. Вставьте соответствующее слово:

Система... является внешним проявлением..., то есть... - это внешние проявление....

3) Укажите верное уравнение:

1. Законы = подзаконные акты + нормативные акты.

2. Подзаконные акты = законы = нормативные акты.

3. Нормативные акты = законы - подзаконные акты.

4) Решите кроссворд. Слова на букву «3»:

1) нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу;

2) документ, предшествующий принятию закона;

3) система всех нормативно - правовых актов государства.

(выполнить на доске)

5) Прокомментируйте афоризмы:

1. «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» - Цицерон.

2. «Душа государства - закон, поскольку, как тело, лишенное души, гибнет, так и государство, если в нем нет закона - разрушается» - Демосфен.

6. Фронтальный опрос.

Повторим понятия: закон - это...;

верховенство закона - это...;

законодательство - это...;

законодательная власть - это...;

законодательная инициатива - это...;

Вопросы:

1) назовите законодательный орган в РФ

2) согласны ли вы с суждением: «В гражданском обществе человек абсолютно независим от других людей, общества в целом»?

Аргументируйте

Подведение итогов опроса, оценивание итогов.

III. Изучение нового материала .

Учитель: Ежедневно мы смотрим телепередачи, читаем периодические издания: «В городе обезврежена банда, разбойничавшая более двух лет», «Кровавый металл», «Смерть в Нирване», «Криминальный профессионализм» ... (название статей зачитывается из газетных подборок). Доминирует (как вчера, позавчера, еще будет долго) одна тема: закон, право, правовое государство. И, пожалуй, один из проблемных вопросов - правомерное поведение и правонарушение.

Давай задумаемся, как соприкасается право с конкретной жизнью?

Почему человек совершает преступление, несмотря на тяжесть установленного наказания?

Чем объяснить, что преступной среде есть люди случайные и те, кто живет только на средства, добытые преступным путем?

Почему среди них есть выходцы из бедных слоев населения и люди «благородного» происхождения?

Об этом - тема сегодня: «Правомерное поведение и правонарушение». Цели урока (кратко назвать).

В связи со сложностью поставленных вопросов, я приглашаю вас быть не просто слушателями, а соавторами урока, помогая мне в исследовании проблемы.

Мы уже обратили внимание на огромный печатный материал, который затрагивает поступки людей и возмущает все общество. Как правило, эти события оцениваются с морально-этической точки зрения - что полезно или вредно для общества.

Право рассматривает события или поведение человека с позиции, соответствует ли оно положению действующего законодательства или нет.

Давайте подумаем над определением понятий «правомерное поведение» и «правонарушение» (при необходимости учитель корректирует, записываем в рабочих тетрадях).

Учитель: Как вы считаете: правонарушение - явление нового времени, или всякому обществу присущее, не зависящее от государственного устройства? (вспомним историю: Древний Рим, Библия, «Русская правда», Законы XII таблиц (451 - 450 гг. до н.э.)).

Характерно и то, что каждая эпоха имела свое представление о правонарушениях (в XVI в. торговля наркотиками не считалась преступлением, зато любые высказывания против господствующей католической религии вело «еретиков» на костер). Исходя из чтения газет, просмотра телепередач, жизненных наблюдений, как вы полагаете, в чем причина правонарушений?

1) Опишите реальную ситуацию, где представлено правонарушение. - 1 минута.

2) Какие социальные нормы нарушены:

A. Учащийся 9-го класса Андрей В. не уступил место в троллейбусе женщине с маленьким ребенком на руках;

Б. Вступающие в брак М. и К. пренебрегли просьбой родителей перед регистрацией брака соблюсти церемонию сватания невесты;

B. Рабочий овощной базы А. совершил хищение нескольких ящиков овощей.

3) Учащиеся 9-го класса Иванов, Петров, Сидоров, сидя у своего дома вечером, увидели незнакомого парня, их ровесника. Иванов предложил «проучить» «чужого», чтоб не приходил на их территорию. Петров колебался, Иванов настаивал, Сидоров отказался.

Ваши действия в данной ситуации? Как бы вы решили проблему?

(Может быть шутка ослабит напряжение; толково аргументировать - решит исход ситуации).

4) Начертим таблицу и по мере изучения материала заполним ее.

Правонарушения

Виды:

Проступки (гражданские, админ., дисциплинарные) Преступления (уголовные правонарушения)

Признаки:

Виновное, противозаконное поведение, посягающее на интересы общества, личности, государства, влекущие за собой применение мер общественного воздействия или государственного принуждения

Элементы:

Субъект - лицо, способное нести юридическую отвественность.

Объект - материальные и нематериальные блага, в отношении которых совершено виновное противоправное действие или бездействие. Объективная сторона - противоправное действие, вредность или опасность.

Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к своему противоправному действию

Учитель: Итак, вывод: с точки зрения права, правонарушение - это... (проявление произвола, пренебрежение к правилам, принятым и установленным государством для поддержания социального порядка и обеспечения прав граждан).

С социальной точки зрения правонарушение - поступок, наносящий вред интересам отдельных граждан или юридических лиц, или интересам всего общества.

Что, по-вашему, является основанием для привлечения лица, совершившего правонарушение, к ответственности?

Но при совершение действия (бездействия) проявляется психическое отношение к осуществлению этих действий (бездействий) и их последствиям. Это психическое отношение - вина лица в противоправном поступке - признак правонарушения (запись в таблице).

Вина в совершение действия правонарушения может быть умышленной или неосторожной (подумаем над примерами):

1) ученик 9-го класса после уроков решил выяснить отношение с одноклассником, толкнул его.

Последний, падая, ударился головой о ступеньку получил сотрясение мозга;

2) ученик бежал по лестнице, на повороте сбил другого. От удара головой получил сотрясение мозга.

Проанализируйте ситуации.

Кроме совершения противоправного действия (бездействия), основанием для привлечения лица к ответственности необходим субъект (работаем с учебником «Обществознание.» под ред Л.Н. Боголюбова)

Что такое юридическая ответственность?

Назовите виды юридической ответственности?

Положения об ответственности содержатся и в Конституции РФ:

Закрепляет личный характер ответственности.

А кто отвечает, если противоправное действие совершено несовершеннолетним?

- «презумпция невиновности»

Как вы это объясните?

Ответственность должна основываться только на законе.

Какой вывод можем сделать в отношении ответственности за противоправное поведение?

Представьте, что вы - супер существо из какой-то далекой планетной системы и ваш звездочет приближается к Земле. Показания ваших Энергетических зондов свидетельствует о том, что эта планета слишком молода и не обладает высокоразвитой цивилизацией.

Все живые существа окружены жизненной аурой, которую способны улавливать другие живые существа. Приблизившись к Земле, вы настраиваетесь на ее ауру. Вас поражает ее жизненная сила. Существами на этой планете движет невероятное желание выжить. Но вот корабль подлетает к Земле ближе, и вы начинаете ощущать странную беспокойную вибрацию - этакий космический аналог неприятного запаха. Это означает, что некоторые из наиболее высокоразвитых обитателей планеты одержимы также огромным желанием повелевать. Аура планеты дышит трагедией. Неделю спустя заканчивается ваше исследование бело-голубого шара и результаты его подвергают вас в уныние. Существа, населяющие ваш родной дом, очень благоразумны, благожелательны, поступки их всегда осознаны и мотивированы. Конфликтных ситуаций здесь практически не бывает. Однако жизнь обитателей этой планеты перебывает в состоянии непрерывного кризиса. Многие ее существа достигли высокой степени интеллектуального развития, и это объясняет технические достижения земной цивилизации. Но даже они не смогли повиноваться воле разума. Они знают, что такое здравы смысл, но относятся к нему с недоверием. Слишком много времени тратят на то, чтобы учиться на собственном опыте. К тому же жизнь этих созданий так коротка (менее столетия) ... Едва они начинают постигать высшую премудрость жизни, как их способности угасают.

Но еще большее беспокойство вы ощутили, ознакомившись с историческими источниками и узнав о присущей человечеству жестокости. Оказалось, вся человеческая история состоит из войн, революций, кровавых боен. Значительное количество лидеров не испытывает никаких социальных обязательств по отношению к своим соплеменникам и тратит все силы на их преследование и уничтожение.

Вы - в роли супер существа с неограниченными возможностями. В ваших силах сделать все, чтобы положительно повлиять на жизнь человеческих существ, поднять их на более высокую ступень развития сознания.

Итак, что бы вы сделали, чтобы изменить к лучшему их теперешнее состояние?

Вношу несколько предложений.

К примеру, вы, будучи всемогущим, видите, что одной из наиболее важных проблем человечества является преступная деятельность, которой занимаются гангстеры, наживаясь на продаже наркотиков и сбывая их террористам. Тем, в свою очередь, ничего не стоит взорвать самолет, полный нив чем не повинных пассажиров. Существуют также убийцы, которые выбирают жертву случайно, в основном женщин или детей, мучают и убивают их. Их аура имеет кроваво-красный оттенок. Они страдают от «личных проблем», которые так же легко ощутимы физически, как и запах тела.

Итак, перед вами поставлена проблема. Дана вводная информация. За вами - анализ, выдвижение аналогий, на ваш взгляд, решение проблемы.

Время - 5 минут. Выдвигают предложения.

Учитель систематизирует.

1. Как «супер существо» вы должны осознавать, что упрощенный подход к делу - уничтожение всех «дегенератов» - это проявление все той же преступной потребности убивать, от которой вы хотите освободить человечество.

2. Если вы считаете, что массовое уничтожение преступников не способно повысить интеллектуальный уровень человечества, как вида, то возможно, вы согласитесь с тем, что нам следует подумать о менее радикальных мерах. Например, рассмотрим социальные условия, которые продолжают преступность. (Причины экономического характера; социальные причины; обстоятельства семейного характера; причины личного характера; несовершенство действующего законодательства и т.д.)

Вывод: ожидаемый положительный результат даст только совместимое, совокупное решение экономических, социальных, нравственных, воспитательных, межнациональных, правоохранительных проблем. Для этого надо время и усилия всего общества.

IV. Рефлексия Выполнить задание 3 к параграфу (с.217).

V. Домашние задание : Параграф 19, 20, подготовить развернутый план

Во все времена члены общества старались создать модель поведения человека, которое бы не противоречила основным нормам права.

Предпосылки правомерного поведения

Однако такие идеи не всегда воплощались в реальности, так как воспитать в человеке образцы правомерного поведения было весьма сложным. Правомерное поведение индивида и общества в целом может быть достигнуто благодаря двум составляющим элементам – правовой культуре и правовому сознанию.

Правовосознание

Правосознание представляет собой отношение человеку к праву, к юридической практике, а также к действующему законодательству. Правосознание предполагает, что каждый человек обязан знать суть действующего права, понимать необходимость принятия и выполнения законов.

Также высокий уровень правового сознания предусматривает возможную критику проектов нормативно - правовых актов, неодобрение принятых законов.

Правосознание включает в себя такие структурные элементы: правовую идеологию, знание права, правовую психологию, а также анализ поведенческих установок.

Знание права представляет собой необходимость человека знать основные положения Конституции, конституционных законов и отраслевых кодексов. Правосознание человека может быть ограничено его житейскими представлениями либо личным жизненным опытом.

Правовая культура

Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры. В современном обществознании различают два вида правовой культуры: правовая культура личности и общества.

Правовая культура личности – это уровень знания правовой системы определенным индивидом, а также его уважительное отношение к институту права. Правовая культура личности очень тесно связана с понятием правосознания.

Это понятие включает в себя не только систему правовых знаний, но и личные предпочтения и убеждения индивида, которые позволяют сделать правильный вывод о том, какое поведение является допустимым, а какое недопустимым.

В основе понятия «правовая культура» лежит три обязательства человека: знание юридических норм, соблюдение свобод и прав других людей, выполнение обязательств, предусмотренных нормами права.

Правовая культура общества – это реально достигнутый уровень правосознания общественности, а также ее правовая активность.

Правовая культура общества проявляется в деятельности судебных и правоохранительных органов, а также должностных лиц. Именно по уровню эффективности их работы можно судить о том, настолько в обществе развита правовая культура.

В современной юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

  • правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
  • правомерное поведение полезно для общества, не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее социально допустимые явления, как неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы;
  • правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
  • правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с недостаточно развитыми правовой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления такого поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием. (Вспомните, кого называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие примеры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде всего, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы, нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие самого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.