Право международных договоров. Толкование международных договоров

Российская Федерация является государством, готовым к сотрудничеству с международным сообществом. Именно поэтому любые договоры мирового характера должны составлять неотъемлемую часть российской правовой системы. Такое правило закрепляет статья 15 государственной Конституции. Общепризнанные принципы и нормы международного права признаются выше национальных актов, а потому и приоритет должен отдаваться мировым правилам. Об основных нормах межгосударственного характера будет рассказано в нашей статье.

Нормы международного права

Общепризнанной международной нормой называют определенное правило поведения, которое признается и принимается сообществом различных государств. Такое правило носит юридически обязательный характер.

На данный момент не принято ни одного нормативного акта, который содержал бы в себе исчерпывающий перечень общепризнанных норм и принципов международного права. Существуют лишь отдельные правила, содержащиеся в резолюциях и уставах ООН, решениях межнациональных судов и т.д.

Российская Федерация признает мировые нормы и принципы в качестве приоритетных. Однако сами международные акты не считаются в нашей стране источниками национального права. Это, скорее, внутригосударственные регуляторы общественных отношений, которым не должны противоречить отечественные законы и подзаконные акты.

Императивные и диспозитивные нормы

Общепризнанные принципы и нормы международного права предполагают формирование гражданских обязанностей и прав, обеспечиваемых юридическими механизмами. Спецификой таких норм является отсутствие санкций. Это означает, что мировое сообщество закрепляет лишь диспозицию - определенное правило поведения, а санкцию, то есть наказание за неисполнение правила, устанавливает отдельная страна самостоятельно. Каким образом должны устанавливаться санкции, и есть ли здесь определенные критерии? Означает ли отсутствие санкции диспозитивный характер международных норм и принципов? У юристов расходятся мнения на этот счет.

Известно, что национальные нормы появились раньше, чем международные. Можно верить в теорию общественного договора, но не стоит отрицать тот факт, что те же нормы ООН были сформированы из разных национальных правил. Сегодня общепризнанные нормы и принципы международного права развиваются с согласия представителей различных стран. В то же время само мировое сообщество значительно содействует развитию региональных систем. Получается некая взаимосвязь: интеграционные процессы помогают в развитии региональным, а регионализм модернизируется за счет качественной работы интеграционной системы. Можно ли в данном случае говорить об императивности норм, принимаемых мировым сообществом? Ответ кроется в юридической силе международных договоров. С точки зрения национального права, отечественные нормы должны соответствовать мировым. А это значит, что международные правила императивны, то есть общеобязательны. С другой стороны, никто не запрещает отдельному государству выйти из мирового сообщества - например, из ООН или Совета Европы. В этом случае все международные нормы будут для такой страны ничтожны.

Таким образом, общепризнанные нормы и принципы международного права не могут быть обязательными для всех без исключения государств. Тем не менее речь идет о важнейших правилах и установках, которые желательно соблюдать всем странам мира. Что это за установки, почему они так важны? Об этом далее.

Мирное разрешение споров

Между различными странами нередко возникают споры и разногласия. Ведутся переговоры, устанавливаются правила. В случае нарушения правил отдельные страны могут налагать друг на друга санкции. Все эти действия входят в категорию споров. Статья 2 Устава ООН гласит, что все межгосударственные споры должны разрешаться только мирным путем, и никак иначе.

Представители власти различных государств могут иметь какие-то интересы и амбиции. Но очень важно, чтобы действия власти не нарушали свобод, интересов, а главное, безопасности населения. В мире должна торжествовать справедливость, а поддерживать ее можно только мирными действиями.

Таким образом, мирное разрешение споров является общепризнанной нормой и принципом международного права. Закрепляемый в Уставе ООН, этот принцип конкретизируется в Декларации ОБСЕ 1970 года. Европейский Совет безопасности постановил, что государства должны предпринимать все усилия, чтобы справедливое решение было принято в максимально короткий срок. Воздержание от способов, содержащих угрозы и насилие, является приоритетной обязанностью каждой страны.

Отсутствие угроз и насилия

Межгосударственный принцип о мирном разрешении споров конкретизируется в норме ООН о неприменении угроз и насильственных деяний. Территориальная неприкосновенность и политическая независимость любой страны не должна никоим образом нарушаться. Какие бы внутригосударственные конфликты ни происходили внутри одной страны, ни одно другое государство не имеет права тревожить целостность своего соседа.

Следует отметить, что значение общепризнанных норм и принципов международного права нередко распространяется на все существующие государства, а не только на страны-члены ООН. Принцип неприменения угроз и силовых методов как раз попадает под такую категорию.

Применение силы, согласно международному акту, возможно лишь в случае самообороны. При этом другие страны должны зафиксировать, что насилие действительно имеет место в качестве защитительной меры. Так, некоторые государства путают понятие самообороны с превентивной методикой - когда есть конфликт, а потому "бить надо первым". Безусловно, подобные меры недопустимы, ибо противоречат предыдущей норме - о мирном разрешении споров.

Совет Безопасности ООН допускает вооруженные меры в качестве оборонительных, но лишь те, которые дозволены международным сообществом. Уполномочивается применять морские, сухопутные или воздушные силы, если они окажутся нужными для восстановления безопасности и порядка. Также в принцип неприменения силы включен ряд правил, среди которых следует выделить:

  • запрет на оккупацию территории другого государства в нарушение международных норм;
  • подстрекательства к ведению гражданской войны или осуществлению террористических актов в других странах;
  • создание, содержание или поощрение вооруженных банд, наемников и прочих формирований, целью которых является вторжение на территорию другой страны;
  • запрет на репрессиальные акты, связанные с применением силовых методов.

Таким образом, в Уставе ООН довольно четко раскрыт принцип неприменения силы. Это же правило закрепляется в российской Конституции. Общепризнанные нормы и принципы международного права, ратифицированные отечественным законодательством, обязательны для исполнения как обычными гражданами, так и представителями власти.

Мирное сотрудничество

В нашем мире существует немалое количество проблем. Техногенные и экологические катастрофы, терроризм и радикализм, расизм, гомофобия, шовинизм, бессмысленные войны - все это признается и осуждается международным сообществом. Первое, что необходимо для качественного разрешения всех существующих проблем - это мирное сотрудничество разных стран. Формы и объемы общественных взаимосвязей зависят только от специфики решаемого вопроса. Государства могут вести переговоры, брать на себя некоторые обязательства - но все это они должны делать мирно.

Мировые сообщества, вроде ООН, НАТО или ОБСЕ, тщательно следят за ведением переговоров между разными странами. В случае возникновения конфликтов организации призывают к миру и соблюдению банальных этических правил. Если же сотрудничество перерастает в конфликт, то международные организации ищут виновника, после чего применяют в отношении него санкционные меры воздействия.

Таким образом, мирное сотрудничество государств являются основополагающим элементом в прогрессивном развитии всей планеты. Наш мир будет идти вперед лишь в том случае, если каждая отдельная народность или этнос будет спокойно, бесконфликтно решать возникающие проблемы и трудности. А возможно это лишь с признанием особой роли общепризнанных принципов и норм международного права.

Принцип равноправия

Любая страна может выбрать такой путь и такую форму развития, какую она пожелает. Подобный принцип закреплен в статье 1 Устава ООН. Ни одно другое государство не должно мешать своему соседу в развитии. В противном случае произойдет нарушение права на самоопределение.

Также в статье 1 указан принцип равноправия. Он означает, что все страны равны между собой. Ни одно государство не имеет права взять на себя роль "мирового гегемона". Все народы должны поддерживать дружеские отношения, основанные на уважении и мирном сотрудничестве.

Почему принципы равноправия и самоопределения находятся в Уставе ООН в одном ряду? Ответ на этот вопрос предоставляет Заключительный акт ОБСЕ, в котором декларируется, что все страны равны в своем стремлении к совершенствованию.

Бывает, что поведение отдельных государств противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Примеры нарушения равноправия наблюдались в мировой истории нередко. В большинстве случаев заканчивались они не самым благополучным образом. Следует отметить, что все принципы, закрепленные в Уставе ООН, были выработаны на основе многовекового исторического опыта. Государства, не желающие руководствоваться международными правилами, делают первый шаг к саморазрушению.

Суверенность и нерушимость границ

Нетрудно догадаться, что все общепризнанные принципы и нормы международного права являются взаимосвязанными между собой. Каждая страна должна признавать равноправие всех государств, важность мирного сотрудничества и суверенность чужих территорий.

Зачастую даже неизвестно, насколько важную роль может играть для страны тот или иной участок земли. Если какое-то государство посягает на чужую территорию, то это может закончиться очень плачевно: пострадавшая страна либо впадет в кризис, либо и вовсе будет близка к экономической катастрофе. Именно поэтому все страны мира должны признавать нерушимость своих и чужих границ. А способствует этому понятие суверенитета - независимости государств от каких-либо внешних факторов.

Как соотносится суверенитет с необходимостью признавать международные правовые нормы? Нет ли тут парадокса? Ответит на этот вопрос не так уж и просто, но можно привести в пример Российскую Федерацию: наше государство формально признает мировые нормы, но они в то же время не являются источниками отечественной правовой системы.

Применение общепризнанных принципов и норм международного права является невероятно важным для любого государства. Социальная, экономическая, политическая и даже духовная сферы приобретут совершенно новое развитие, если национальный закон будет подчиняться межгосударственному.

Выполнение правовых обязательств

Государства, ведущие сотрудничество друг с другом, должны своевременно, качественно и добросовестно исполнять все взятые на себя обязательства. Это важнейший принцип, означающий справедливость и уважение различных стран. Согласно статье 2 Устава ООН, все члены международной организации обязаны выполнять принятые на себя полномочия и обязанности. Подобное правило распространяется и на остальные государства.

История рассматриваемого принципа берет свое начало еще в 1648 году, когда страны-участники тридцатилетней войны приняли решение подписать Вестфальский мир. Тогда все члены собрались за круглым столом как участники, наделенные равными правами.

Уважение прав человека

Все перечисленные выше принципы и нормы имеют только одну конкретную цель: защиту свобод, интересов и прав любого живущего на земле человека. Эта же цель является основополагающей в межнациональной юридической системе, указывающей на особое место общепризнанных принципов и норм международного права.

В Преамбуле Устава ООН говорится о вере в человеческие права, о равноправии мужчин и женщин, уважении к основным свободам, отрицании дискриминации и т.д. Каждое государство должно заботиться о своих людях. Следить за этим должны межгосударственные организации.

Значение норм международного права

О значении межгосударственных норм можно говорить с двух позиций: национальной и мировой. В первом случае речь пойдет о важности общепризнанных норм и принципов международного частного права, а во втором - о развитии интеграционной мировой системы.

Сразу стоит разобраться с вопросом о том, что представляет собой международное частное право. Это совокупность норм национального законодательства, которое осложняется иностранными элементами - то есть межгосударственными нормами. Так, в качестве примера можно взять уголовное право. Общепризнанные принципы и нормы международного характера диктуют, что в уголовной сфере запрещено применение пыток, подкуп членов судебного процесса, непредоставление защиты и т.д. Соблюдение всех этих принципов поможет содержать уголовную систему в актуальном, а потому качественном развитии. Так же это работает и с любой другой юридической сферой.

С точки зрения мирового сообщества, такого как ООН, использование международных норм тоже является немаловажным. Чем больше стран будут придерживаться общепринятых норм и принципов, тем более качественно и эффективно произойдет развитие всей мировой системы права.

Конституция РФ 1993 г. впервые включила международно-правовые нормы в правовую систему государства. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Международные договоры РФ, объявленные частью правовой системы, могут применяться соответствующими компетентными органами. Это такие международные договоры, в отношении которых РФ выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"*(30) международным договором Российской Федерации является международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также от его конкретного наименования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).



В настоящее время Российская Федерация является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций. В качестве примера можно назвать Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция), 1971 г. Рамсар, Иран (Российская Федерация стала участницей с 1977 г.), Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Париж, Франция (Российская Федерация стала участницей в 1988 г.), Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), 1973 г., Вашингтон, США (Конвенция подписана от имени Правительства СССР 29 марта 1974 г., вступила в силу для СССР 8 декабря 1976 г.), Соглашение об охране белых медведей, 1973 г., Осло, Норвегия (Российская Федерация стала участницей в 1976 г.), Конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ), 1974 г., Хельсинки, Финляндия (Российская Федерация стала участницей в 1980 г.), Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Женева, Швейцария (Российская Федерация стала участницей в 1983 г.), Венскую конвенцию по охране озонового слоя, 1985 г., Вена, Австрия (Российская Федерация стала участницей в 1988 г.), Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, 1989 г., Базель, Швейцария (Российская Федерация стала участницей с 1990 г.), Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., Эспо, Финляндия (Российская Федерация стала участницей с 1991 г.), Конвенцию по морскому праву, 1982 г., Монтего Бей, Ямайка (Российская Федерация стала участницей с 1982 г.), Рамочную Конвенцию ООН об изменении климата, 1992 г., Нью-Йорк, США (Российская Федерация стала участницей с 1994 г.), Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, 1992, Хельсинки, Финляндия (Российская Федерация стала участницей с 1992 г.)*(31).

В июне 1992 г. на "Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР)" в Рио-де-Жанейро получила признание концепция устойчивого развития человечества, основные положения которой были изложены в документе под названием "Программа действий. Повестка дня на XXI век" ("Agenda 21"). Программа включала 40 глав. Ее подписали представители 170 стран. Впервые человечество на самом высоком уровне поставило перед собой грандиозную задачу корректировки хозяйственной деятельности с учетом интересов будущих поколений - сохранения для них природных ресурсов и благоприятного климата на Земле*(32). В дополнение к "Программе действий" Конференция по охране окружающей среды и развитию приняла заранее подготовленные "Конвенцию о биологическом разнообразии", "Рамочную конвенцию ООН об изменении климата" и "Заявление о принципах в отношении лесов". Для Российской Федерации эти документы стали программными на все последующие годы.

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных Конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации"*(33) международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. К другим договорам применимо общее правило, установленное ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, по которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Конституция установила соотношение закона и международного договора Российской Федерации, причем только на случай их противоречия. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 31 октября 1995 г.*(34) разъяснил, что речь идет о международном договоре, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"*(35) установил соотношение закона и международного договора в случае их согласованности, т.е. при отсутствии противоречия. В силу ч. 2 ст. 5 этого Федерального закона положения официально опубликованных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты, т.е. наряду с международным договором Российской Федерации применяется соответствующий внутригосударственный правовой акт.

По этому поводу А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин полагают:

Во-первых, что действие ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации в части примата международных договоров над внутригосударственным законодательством не распространяется на саму Конституцию, т.е. международные договоры могут обладать приоритетом только в отношении законов и не могут иметь преимущества над конституционными нормами;

Во вторых, что касается норм международного права, то примат признается лишь за теми из них, которые касаются прав и свобод человека, поскольку они поставлены самой Конституцией на тот же уровень, что и положения Основного закона (ч. 1 ст. 17)*(36).

Несомненно данная правовая позиция заслуживает внимания. Однако, если международные договоры обладают приоритетом только в отношении законов, получается, что иные нормативные правовые акты к этому не причастны. Отдавая в ч. 4 ст. 15 приоритет международным договорам перед законом, Конституция выше определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, законы, иные нормативные правовые акты, включая Конституцию Российской Федерации и Конституции или Уставы субъектов в ее составе, не должны противоречить международным договорам Российской Федерации.

Кроме того, Конституция Российской Федерации к элементам российского законодательства отнесла также общепризнанные принципы и нормы международного права. Речь идет о принципах и нормах, содержащихся в международных документах, которые не ратифицированы Российской Федерацией, но в силу их признания мировым сообществом стали одним из источников отечественного права. Конституция Российской Федерации не определяет, какие именно принципы и нормы являются "общепризнанными". В международном праве также отсутствует перечень таких принципов и норм. Дело в том, что целый ряд принципов и норм по разным причинам объективного и субъективного характера не нашел отражения в конвенциях, которые были бы признаны большинством государств. Например, один из важнейших принципов "непричинение серьезного ущерба окружающей среде за пределами национальной юрисдикции" действует и обязывает все государства международного сообщества лишь потому, что он является принципом международного обычного права*(37). Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, по господствующему мнению, представляют собой совокупность норм международного права, имеющих основополагающее значение. При этом в литературе указывается, что, собственно, общих принципов экологического права, признанных цивилизованными нациями, как таковых пока что не существует, но для охраны окружающей среды широко используются те принципы, применение которых апробировано мировым сообществом в других областях. Среди них принцип свободного распоряжения народов своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права, с введением одновременно запрета на лишение народа принадлежащих ему средств существования; принцип свободы передвижения и выбора места проживания в пределах каждого государства и т.п. Здесь же следует подчеркнуть, что ряд специалистов в области международного права считает, что один общий принцип все же имеет место. Речь идет о принципе абсолютной ответственности за ущерб, в том числе экологический, причиненный источником повышенной опасности*(38).

Являясь разновидностью юридической ответственности, ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды представляет собой сложное и многогранное явление. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды закреплена в различных нормативных правовых актах. Непосредственные вопросы юридической ответственности закрепляются в национальном праве, но некоторые международные документы содержат общепринятые стандарты. Такие международные акты Российской Федерацией ратифицированы.

Особую актуальность на сегодняшний день приобретают следующие документы на международном уровне:

1. Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.). Конвенция подписана от имени Правительства СССР 29 марта 1974 г., вступила в силу для СССР 8 декабря 1976 г. Целями этой Конвенции является охрана отдельных видов, находящихся под угрозой исчезновения, от переэксплуатации, ввод системы таможенного контроля. Основные положения: осуществление лицензирования за торговыми операциями; проведение исследований по состоянию популяций охраняемых видов; создание сети национальных контрольных органов; взаимодействие правоохранительных органов, таможенных служб, неправительственных организаций и частных лиц; контроль за выполнением Конвенции, классификация видов, разработка процедурных правил. Административная практика показывает, что уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил пользования объектами животного мира, в настоящее время принимают все более угрожающий характер, что наносит весьма ощутимый ущерб флоре и фауне. Работа по выявлению, пресечению подобных административных правонарушений весьма затруднительна. Не хватает законодательной базы, специалистов, финансирования, опыта взаимодействия природоохранных структур с другими органами, что позволяет говорить об отсутствии налаженной системы такой работы, в ходе которой возникают многочисленные вопросы о судьбе обнаруженных незаконных сетях, рыболовных снастях, животных, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами и т.д. Только в 2003 году было принято Постановление Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 304 "Об утверждении правил использования конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 г. Во исполнение этого постановления были приняты соответствующие приказы: приказ Государственного комитета РФ по рыболовству от 6 ноября 2003 г. N 387 "Об утверждении порядка выдачи и формы разрешений, удостоверяющих законность приобретения конфискованных образцов СИТЕС в отношении осетровых видов рыб", приказ Министерства природных ресурсов РФ от 1 августа 2003 г. N 691"Об утверждении порядка выдачи и формы разрешений, удостоверяющих законность приобретения конфискованных образцов СИТЕС".

2. Декларация ООН в Рио-де-Жанейро. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проведя встречу в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1972 года, провозгласила 27 принципов. Согласно 10 принципу "должен быть обеспечен эффективный доступ к юридическим и административным механизмам, включая возмещение ущерба и возможность судебной защиты". Согласно 11 принципу "государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды".

3. Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья. Включает преамбулу, принципы общественной политики, элементы стратегии, приоритеты, путь к достижению поставленных целей. Согласно п. 11 Принципам общественной политики "следует применять принцип, согласно которому любой общественный и частный орган, виновный в причинении ущерба или могущий причинить ущерб окружающей среде, несет финансовую ответственность (принцип, в соответствии с которым виновный за загрязнение оплачивает проведение необходимых мер восстановительного или превентивного характера) и др.

Толкование норм международного права как части права страны представляет весьма сложную проблему, обладающую немалой спецификой и приобретающей все большее практическое значение. В международных отношениях государства и международные органы, включая судебные, выясняют смысл нормы как элемента международно-правовой системы. Органы государства толкуют международную норму с тем, чтобы она могла быть применена как часть национальной правовой системы.

Таким образом, в наше время большое значение приобрело толкование государством норм международного права для его национальной правовой системы, а с другой стороны, нормы внутреннего права стали чаще использоваться при толковании норм международного права. Объясняется это общей тенденцией к сближению международного и внутреннего права, углублением их взаимодействия. Значение отмеченных моментов подчеркивается в судебной практике и литературе. Н.А. Ушаков в главе о толковании норм международного права пишет: "....В необходимых случаях международное право отсылает к праву внутригосударственному, а последнее - к обязательствам государства в силу международного права"*(1853).

В результате растущего числа законов, связанных с международным правом, они все чаще используются при толковании международных договоров соответствующих государств. При толковании Соглашения о морском разграничении между Данией и Норвегией Международный Суд сослался на соответствующие законы этих стран. Суд также определил, что внутригосударственная действительность указа, в частности, то, что он мог быть принят с превышением полномочий, не имеет значения для определения позиции государства*(1854).

Общие нормы должны применяться в условиях существенно различных национальных правовых систем, и толкование призвано обеспечить их совместимость. Проанализировав практику органов государства, главным образом судов, известный итальянский юрист Б. Конфорти пришел к выводу, что ей присущи два вида односторонности. Политическая односторонность, в силу которой суды руководствуются националистическими моментами, и юридическая односторонность, при которой принимают во внимание лишь свое внутреннее право*(1855). Суды прибегают к ограничительному толкованию норм международного права, полагая, что они ограничивают суверенитет государства. В результате международные нормы приобретают неодинаковое содержание в разных правовых системах.

Особо ощутимо все это, когда речь идет о нормах относительно прав человека или о положениях конвенций, унифицирующих частное право. Этим объясняется наличие следующего положения в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.: "При толковании настоящей Конвенции надлежит учитывать ее международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в ее применении и соблюдению добросовестности в международной торговле" (п. 1 ст. 7).

О том, насколько это положение важно, свидетельствует судебная практика. Так, при рассмотрении дела Саломона в 1967 г. британский суд Королевской скамьи коснулся вопроса о возможности использования конвенции для толкования закона в случае, если никаких ссылок на конвенцию в законе нет. Суд заключил: "Если условия законодательства ясны и не вызывают сомнений, то они должны приводиться в действие независимо от того, является ли это выполнением договорных обязательств Ее Величества или нет, поскольку суверенная власть королевы в парламенте простирается и на нарушение договоров..."*(1856)

С учетом того что законодательные и судебные органы государства не всегда подготовлены к должному учету предписаний международного права и тем более к толкованию его норм, существенное значение приобретает толкование, осуществляемое компетентными органами исполнительной власти.

Договоры представляют собой источник международного права и потому должны толковаться в соответствии с этим правом даже в случае применения их постановлений внутри страны. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ 2003 г. "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" говорится: "Разъяснить судам, что толкование международных договоров должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров..." Особое внимание обращается на то, что при толковании наряду с контекстом договора должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его содержания. Неправильное применение судом договора может являться "основанием к отмене или изменению судебного акта". Подчеркивается, что неправильное применение может иметь место, "когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права".

Разъяснение правильное, но нуждается в дополнительных комментариях. Дело в том, что Венская конвенция устанавливает лишь основные нормы о толковании. В значительной мере многие вопросы толкования определяются нормами обычного права и практикой. Довольно трудно представить себе, каким образом суды будут знакомиться с последующей практикой сторон. Наконец, следовало бы указать, что толкование договоров должно осуществляться с учетом того, что они являются частью системы права России и должны толковаться как ее часть.

Следовательно, принципиальное положение состоит в том, что международные принципы и правила толкования также являются частью права страны и в этом качестве обязательны для всех органов государства. В случае если они расходятся с правилами толкования, принятыми в национальной правовой системе, они пользуются приоритетом применения.

Вместе с тем при применении международных норм внутри государства их толкование должно осуществляться в соответствии с принципами и нормами национальной правовой системы. Признание приоритета за связью рассматриваемых норм с международным правом нашло выражение в Федеральном законе о международных договорах: "Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом" (п. 1 ст. 1).

Представляется, что в свете этого положения толкование следует начинать с выяснения содержания и юридических параметров нормы в свете международного права. Кроме того, международный договор может устанавливать особые правила заключения, выполнения и прекращения. В таких случаях его приоритет основан на правиле специального закона.

Тот факт, что Конституция указана после общепризнанных норм и договоров, ни в коей мере не означает ограничения ее статуса в правовой системе страны. Сохраняет свое значение общий принцип - Конституция "имеет высшую юридическую силу". Законы и иные правовые акты, включая те, что содержат международные нормы, не должны противоречить Конституции (см. ч. 1 ст. 15). Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, то необходимо предварительно внести в Конституцию соответствующие поправки (ст. 22 Закона о международных договорах РФ).

Согласно Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ - составная часть ее правовой системы. Если договором установлены иные правила, чем законом, то применяются правила договора (ч. 4 ст. 15). Конституционный Суд подтвердил, что последнее положение относится и к общепризнанным принципам и нормам международного права.

Прежде всего следует учитывать, что Конституция установила не общий приоритет норм международного права, а приоритет применения. Общий приоритет означал бы, что в случае противоречия международной норме закон прекращает свое действие. Приоритет применения означает, что в случае противоречия в данном конкретном случае применяется международная норма, но это не лишает закон юридической силы, и он применяется в иных случаях.

В ряде законов РФ, включая Закон о международных договорах 1995 г., говорится, что договоры действуют, применяются в России непосредственно. Это ни в коей мере не следует понимать буквально. Закон о международных договорах проливает определенный свет на понятие "непосредственное действие". Под этим понимается тот случай, когда для осуществления договора не требуется издания внутригосударственных актов (п. 2 ст. 5).

Международные нормы применяются как "составная часть правовой системы" страны, т.е. обретают внутригосударственное действие, лишь став частью этой правовой системы. Строго говоря, в правовую систему страны включаются не нормы международного права с присущими им характеристиками и механизмом действия, а содержащиеся в них правила. Они действуют как часть правовой системы страны, как часть внутреннего права в соответствии с его целями и принципами, а также в установленном им порядке. С учетом этого осуществляется и толкование международных норм в правовой системе страны.

Вместе с тем, будучи включенными в правовую систему страны, международные нормы не утрачивают свою связь с международным правом и в этом плане представляют специфическую часть права страны. При их толковании используются принципы и правила толкования, присущие международному праву.

Конституция определяет компетенцию органов в области толкования международных норм. Главная роль в толковании норм в сфере международных отношений принадлежит исполнительной власти. В России Президент является гарантом Конституции и представляет государство в международных отношениях. В результате на нем лежит главная ответственность за обеспечение реализации международных норм. Поэтому даваемое им толкование обязательно для всех органов исполнительной власти.

Что же касается судебной власти, то она с должным уважением относится к актам толкования Президента, но юридически ими не связана и играет главную роль в толковании международных норм в целях применения их как части права страны. Принятое судом толкование может быть пересмотрено вышестоящим судом в общем порядке. Толкование Верховного Суда обязательно для всех иных судов государства.

При толковании норм международного права суды нередко обращаются за консультацией к исполнительной власти, прежде всего к ведомству иностранных дел. В США Верховный Суд придает большое значение толкованию договоров исполнительной властью и часто обращается к ней с просьбой дать заключение*(1857).

При ратификации, одобрении договора парламент может изложить свое понимание тех или иных его положений. Это толкование обязательно для исполнительной и судебной властей. Если парламент в дальнейшем излагает свое понимание вступившего в силу договора, то оно не является юридически обязательным.

При обсуждении вопросов, возникших в связи с Договором по ПРО, Сенат США принял решение, в котором, в частности, говорилось: "Соединенные Штаты будут толковать Договор в соответствии с общим пониманием Договора, разделявшимся Президентом и Сенатом во время, когда Сенат дал свой совет и согласие на ратификацию"*(1858).

Важная роль в толковании международных норм принадлежит парламенту при издании законодательства, призванного обеспечить их осуществление. Содержащееся в таком законодательстве толкование обязательно для всех органов государства, включая суды.

Из сказанного ранее видно, насколько существенное значение имеет толкование в процессе как создания, так и осуществления норм международного права. По мере усложнения международных отношений и международного права усложняются и задачи толкования. Решение их требует основательных знаний не только в области права, но и в области политики, экономики и др. Существенное значение имеет и общая наука о толковании - герменевтика. Углубление системного характера международного права придает особое значение систематическому толкованию, а это требует использования общей теории систем. Все это вносит немало нового в уже известные способы толкования. Существенное значение приобрело иерархическое толкование, т.е. толкование с учетом иерархии норм в системе. Оно представляет собой разновидность специально-юридического толкования.

Иерархическое толкование имеет особое значение для обеспечения эффективности главного содержания международного права, воплощенного в его основных принципах, которым придана высшая юридическая сила. Толкование осуществляется с учетом прежде всего основных принципов. Иерархия международно-правовых норм не ограничивается принципами. Своеобразной, если можно так выразиться - "временной, иерархии" посвящена ст. 30 Венских конвенций. В ней указаны правила применения договоров, заключенных в разное время. По мере роста числа договоров и усложнения их системы растущее значение приобретает проблема иерархии договорных норм во взаимоотношениях одних и тех же субъектов: соотношение договоров на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях. Еще более сложной является эта проблема, когда речь идет о договорах с разными субъектами.

Характерная черта современного международного права - интенсивный рост числа как многосторонних, так и региональных и двусторонних норм. Как никогда настоятельной и вместе с тем сложной стала проблема обеспечения их согласованного действия. При этом следует учитывать, что возможности согласования норм на стадии их формирования весьма ограничены в силу интенсивности правотворческого процесса. В результате значительную долю согласования приходится производить на стадии осуществления норм. Главная роль здесь принадлежит толкованию как средству координации взаимодействия норм.

Новым явлением представляется рост роли неправовых, прежде всего политических, норм в регулировании международных отношений. Это ставит перед толкованием новые задачи по учету такого рода норм.

Углубляется взаимодействие международного права с правовыми системами государств. Последние становятся все более важным инструментом реализации норм международного права. С другой стороны, международное право создает необходимые условия для нормального функционирования правовых систем государств. В результате приходится все чаще решать сложные вопросы толкования норм одной системы в свете другой. О значении этих вопросов свидетельствует уже тот факт, что им уделяется внимание в конституциях государств.

Усложнение стоящих перед толкованием международного права задач диктует необходимость использования новейших технических достижений. Это связано, в частности, с тем, что рост числа субъектов, расширение их связей обусловили многократное расширение практики, которой принадлежит все более важная роль в развитии общего, обычного права. В результате возникла необходимость своевременного обобщения мировой практики. Сделать это можно лишь с помощью современных технических средств, прежде всего компьютеров.

Решить эту задачу под силу лишь небольшому числу государств, да и то в ограниченной степени. Поэтому назрела необходимость создать в рамках ООН соответствующий орган. Его деятельность способна сыграть существенную роль не только в выяснении содержания норм международного права, но также в определении тенденций его развития и определенном упорядочении этого процесса.

Ни для кого не секрет, что Россия является одним из активных участников международных экономических и культурных связей и сотрудничества. Благодаря этому развиваются отношения с иностранными гражданами в различных правовых сферах, в том числе и в гражданском праве. В силу этого обстоятельства Россия, как и другие государства, вынуждена включать в свое законодательство немало норм относящихся к такого рода отношениям. Эти нормы определяют: гражданско-правовой статус иностранных граждан и юридических лиц, права иностранцев на оказавшееся в РФ имущество, порядок совершения и содержания внешнеэкономических сделок, применение гражданско правовых последствий причинения вреда иностранцам и т.д. Отношения, которые складываются с участием иностранных граждан, регулируются не только общими нормами гражданского законодательства, но и теми нормами, которые специально рассчитаны на отношения «осложненные участием иностранного элемента». Именно поэтому большую роль в урегулировании таких отношений играет международное право. Указания по этому поводу содержаться в КРФ. Согласно п.4ст.15 КРФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Это же положение подтверждено и ГК в п. ст.7. Особое место среди международных актов занимают многосторонние международные договоры, т.е. конвенции, которые имеют прямое отношение к регулированию гражданских отношений. Прежде всего, следует отметить Венскую конвенцию. Это конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Она состоит из 101 статьи. Эти статьи посвящены порядку заключения соответствующих договоров, правам и обязанностям контрагентов, средствам правовой защиты, применяемым при нарушении данных прав или обязанностей, обеспечению поставок товаров и др. Помимо данной конвенции Россия является участником и других аналогичных актов. Таких как: конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов, Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа, конвенции из области патентного права и ряд других конвенций, в том числе Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве. Вступившие в силу на территории РФ международные договоры должны быть опубликованы в «Российской газете» При разрешении коллизии между международным договором и российским законодательством ГК предусматривает следующее: согласно п.2 ст.7 « если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора». Соответствующая норма о приоритете международного договора применяется не только к гражданским правоотношениям, но и любой отрасли права. Это положение нашло свое закрепление в п.4ст.15 КРФ. В п. ст.7 ГК закреплен принцип непосредственного применения международных договоров к гражданским правоотношениям, если только из самого характера международного договора не вытекает, что для его применения необходимо издание внутригосударственного акта. Для гражданского законодательства особое значение имеет международный - правовой принцип уважения прав человека и его основных свобод, закрепленный во Всеобщей Декларации прав человека. Которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Многие положения универсальных международных договоров нашли свое отражение и в нашем законодательстве, в том числе и гражданском законодательстве. Так, например, в главе 30 ГК « Купля - продажа» широко использованы нормы Венской конвенции ООН о договорах купли продажи товаров. Обычно международные договоры применяются к регулируемым ими отношениям непосредственно т. к они являются частью правовой системы РФ. Международные договоры имеют приоритет не только перед нормами гражданского законодательства, но и пред правилами правовых актов, которые определены в п.6 ст.3 ГК РФ. Международные договоры хоть и находятся в рамках единой правовой системы РФ, но они имеют практически самостоятельный правовой блок с практически важными юридическими особенностями. Это выражается в - первых, в особом порядке официальной публикации международных договоров и их изменений, во-вторых, в особенностях их токования, которое выражается в том, что должны быть учтены правила международного толкования, содержащиеся в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.. При применении международных договоров должны учитываться практика их применения и понимание этих договоров другими государствами.

  • Вопрос 7. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
  • Вопрос 8. Имплементация норм международнаго права.
  • Вопрос 19. Международная правосубъектность государства.
  • Вопрос 20. Государственный суверенитет
  • Вопрос 21
  • Вопрос 22
  • Вопрос 23
  • Вопрос 24 Понятие населения в международном праве
  • Вопрос 25. Правовой статус граждан госу-ва.
  • Вопрос 26.Правовой статус иностранцев. Правовой статус беженцев и лиц без гражданства.
  • Вопрос 27. Признание в международном праве
  • Формы и виды признания
  • Вопрос 29 Правопреемство в международном праве
  • Вопрос 30 Правопреемство государств в отношении международных договоров
  • Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов
  • Вопрос 31. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср
  • Вопрос 32.Мирные средства как единственно правомерный способ разрешения споров и разногласий между государствами
  • Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
  • Вопрос33. Согласительные и судебные средства разрешения международных споров. Решение споров международными организациями. Международная примирительная процедура
  • Международные третейские суды (арбитраж)
  • Международная судебная процедура
  • Разрешение споров в международных организациях
  • Понятие и виды международных договоров
  • Вопрос 35.Стадии заключения международных договоров. Оговорки к международным дог-м.
  • Вопрос 36.Действие межд.Договоров. Основания недействительности. Толкование.
  • Органы внешних сношений государств
  • Вопрос 38.Дипломатические представительства
  • Вопрос 39.Дипломатические привилегии и иммунитеты
  • Вопрос 40.Консульские представительства
  • Вопрос 42. Правосубъектность межд. Организаций. Членство в межд. Организациях.
  • Вопрос 43. Понятие и виды органов международных организаций. Компетенция международных организаций.
  • Вопрос 44. История создания оон. Устав оон как договор особого значения и рода. Цели и принципы Устава оон.
  • Вопрос 5. Нормы международного права. Толкование норм международного права

    Нормы м.п. – правила поведения субъектов международных отношений, признаваемые ими в качестве обязательных.

    В основе любой нормы м.п. лежит коллективное волеизъявление по меньшей мере двух государств. Норма м.п. регулирует лишь те отношения между участниками МО, которые признали, что она распространяет своё действие и на них, грешных. Условия, определяющие начало и прекращение действия нормы м.п. определяется её создателями. Как и прочие правовые нормы, норма м.п. состоит из гипотезы (указание на условия, при которых она применяется), диспозиции (определение поведения участников МО, которым норма адресована, при возникновении соотв. ситуации) и санкции (указание на меру ответственности участника МО, поведение которого не соответствует описанному в диспозиции). В письменных источниках м.п. содержатся, в основном гипотезы и диспозиции. Санкции же обычно отражаются в м-п обычаях и носят неопределённый характер. Чаще всего санкция предусматривается соглашением между государством-правонарушителем и пострадавшим. Иногда пострадавшие государства принуждают правонарушителя к ответственности (например, Германия).

    Нормы междунар. права тесно взаимосвязаны. Подчас осуществление одной из них обусловлено осуществлением другой. Допустим, каждое государство имеет право оказать военную помощь пострадавшему от нападения. Жертва нападения имеет право эту помощь попросить. Так вот, если она не попросит, другие государства по собственной инициативе не в праве помогать.

    Действие норм м.п. отнюдь не всегда означает их практическое применение. Обычно нормы начинают применяться, как только наступает некий юридический факт. Нампример, нормы по обращению с военнопленными применяются только при наличии воор. конфликта. Иногда же нормы м.п. применяются и когда нет юридических фактов. Например, норма «неприкосновенность помещений диппредставительства» предполагает определённые усилия для её осуществления.

    Содержание норм международного права составляют международно-правовые обязательства, сиречь урегулированные нормами м.п. отношения между участниками межгос. отношений. Таковые обязательства бывают простыми и сложными. Простые состоят из одной обязанности одной стороны и соответствующего права другой стороны. Не трудно догадаться, что, в основном, м-п обязательства – сложные, т.е. подразумевают целый букет взаимных прав и обязанностей. М.-п. обязательства бывают двусторонними и многосторонними. Среди последних встречаются и обязательства ЭРГО ОМНЭС, то есть, в отношении ВСЕХ членов МО. Например, обязательство неприменения силой и угрозы силой и все прочие подобные обязательства. Формулируются м.-п. обязательства предписательным, дозволительным или запретительным методом. Причём все эти предписание в м.п. не исходят от какой-либо власти.

    Нормы м.п. подразделяют. По кругу участников выделяют общепризнанные, признанные группой участников МО и двусторонние. В зависимости от источников: договорные, обычные и нормы, содержащиеся в резолюциях междунар. организаций. Также выделяют императивные нормы (ЮС КОГЕНС) и диспозитивные (ЮС ДИСПОЗИТИВУМ). От первых норм отступать нельзя ни при каком разе. От диспозитивных же норм, каких в нашем мире большинство, отступать можно по договорённости. Нормы м.п. также бывают общими и конкретными. Общие закрепляют какое-либо широкое обязательство, предполагающее принятие конкретных норм. Пытливый ум может также выделить регулятивные и охранительные нормы м.п. Первые определяют необходимое или возможное поведение участников МО. Охранительные предусматривают использование мер принуждения. Также можно выделить материальные и процедурные (процессуальные) нормы. Первые относятся к самому существу МО, вторые регулируют порядок осуществления официальных контактов для решения проблем.

    И прочая, и прочая.

    Толкование (быдлотолкование)

    В самом этом международном праве правила толкования описаны в Венских конвенциях о праве междунар. договоров 1969 и 1980 годов, а также в Декларации об основных принципах международного права 1970 года. Как нетрудно догадаться, эти документы отражают толкование соответственно междунар. договоров и основных Принципов. Но практика показывает, что эти правила применимы и к обычным нормам и вообще ко всему.

    Толковаться должны только те договоры, которые соответствуют м.п., соблюдабтся и применяются. Для грамотного толкования должен быть учтён контекст договора, последующая практика применения договора. Нормы м.п., применяемые в отношениях между участникми.

    Кто же толкует? Нормы общего международного права, которые в большинстве своём обычные, если они не кодифицированы толкует ООН и Генассамблея. Если акт принимается консенсусом, то это считается аутентичным толкованием. Если нормы касаются ситуаций угрозы международному миру, нарушений мира и актов агрессии, то их толкует Совбез. Международные договоры же толкуют их участники.

    Что же такое толкование, и каким оно бывает? Ну, тут вообще мрак, так что прошу почтеннейшую публику не судить меня строго. Относительно межд. договора можно сказать, что толкование договора есть уяснение подлинного намерения участников договора и действительного смысла его положений с целью наиболее полной их реализации. На счёт того, каким может быть толкование в интернетах есть более 200000 мнений. Приведу некоторые. Итак первая классификация: а) грамматическое - словам придаются те значения и смысл, в какомони были использованы участниками договора; юридическим терминам придается то значение, которое им придается в международно-правовых актах и в некоторых случаях - в правовых системах участников договора; б) логическое - намерение участников договора выясняется путем сопоставления различных статей договора либо составляющих его частей (преамбулы, приложения и т.д.); в) телеологическое - анализ положений договора с точки зрения целей, которые преследовались его участниками; г) систематическое - уяснение содержания договора путем сопоставления его и сравнения с другим договором, заключенным между его участниками; д) распространительное и ограничительное - реальный смысл юридического акта сопоставляется со словесным его выражением; е) историческое - толкование договора основывается на исторических условиях, приведших к его заключению. Воооот. Теперь вторая классификация: Основных подхода три - объективистский, субъективистский и функционалистский.

    Объективисты, они же текстуалисты, видят главное в установлении значения текста путем его анализа. Они не отрицают значения воли сторон, но лишь той, что нашла закрепление в тексте. Юридическое значение имеет лишь текст, принятый сторонами. В обязанности толкующего не входит установление соответствия текста воле сторон. Во главу угла ставятся четкость и стабильность нормы. Считается, что содержание нормы остается неизменным. Толкование не может менять содержание нормы в угоду меняющимся обстоятельствам.

    Субъективисты видят главную задачу в выяснении намерений сторон, которые не всегда выражены в тексте полностью. Поэтому большое значение придается иным, помимо текста, средствам толкования, и прежде всего подготовительным материалам. Решающее значение придается воле сторон в момент создания нормы.

    Функционалисты, или телеологи, полагают, что норма отклоняется от первоначальной воли сторон и продолжает самостоятельную жизнь. Она служит своим целям, выполняет определенные функции и именно в таком плане и должна толковаться. Главная задача - установить цель нормы, независимо от того, воплощена она в тексте, в подготовительных материалах или в последующей практике. Толкование призвано содействовать реализации цели. Некоторые представители этого направления вообще отрицают прямое отношение намерения сторон к содержанию нормы. Полагают, что и цель нормы не является неизменной; нормативное содержание следует толковать в соответствии с той целью, которую преследует норма в момент толкования. (Это был Лукашук, лупить его)