Право и ее роль в жизни общества. Понятие права. Его социальное назначение. Взаимосвязь права и государства. Юридические или правовые нормы

Тема урока: «Роль права в жизни человека, общества, государства»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о роли права в жизни общества и государства; способствовать формированию правовой культуры, закрепить умения работать с источниками; воспитывать активную гражданскую позицию; формировать гражданские качества личности, делающих её политически активной в современном обществе, и выстраивать свою жизнь на основе нормативно- правовой основы РФ

а) образовательные:

Объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;

Объяснить, что не бывает прав без обязанностей;

Понимать, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства.

Занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.

б) развивающие:

Способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий;

Умение работать с документами;

Развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;

Развивать умение делать выводы

в) воспитательные:

Содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;

Воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;

Осознавать потребность общества в таком регуляторе общественной жизни как право.

Ход урока

I . Вводная часть.

1. Организационный момент.

2. Актуализация работы.

Диалог двух учащихся. Звучит запись первого крика ребенка. У доски стоят два ученика и ведут диалог.

Человек родился?

Человек родился.

Человек!

Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны.

Человек растет. Общается с окружающим его обществом.

А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.

А для чего люди придумывают социальные нормы?

Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.

Но ведь эти правила выполнять необязательно, поэтому они не всегда наводят порядок.

Да, но некоторые правила обязательны и за то, что их не выполняют, приходится отвечать. Эти правила возведены в законы, которые охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Но как, же узнать, в каком случае, какой закон защищает наши права?

Давайте представим такую ситуацию. И взрослые, и дети постоянно что-то должны. Дети обязаны ходить в школу, делать домашние задания, выполнять различную работу на уроке. Взрослым людям нужно ходить на работу, заботиться о детях. Зачем всё это нужно, если мы хотим жить свободно? Представим полную свободу в обществе. Вы идёте по улице, кому-то понравилась ваша сумка. Её отбирают. Вы приходите на приём к врачу, а он говорит, что сегодня у него нет желания работать. В поезде, на котором вы едете, проводница не даёт вам постельное бельё, не объясняя причину. Ваш подарок от родителей (велосипед) брат отдал своему другу. Как вы думаете, к чему это приведёт?

- Хотели ли бы вы жить в таком обществе? Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод?

Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству? Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела обществознания – Право, которое как раз и поможет Вам защитить себя в нашей непростой жизни.

Запишем тему нашего урока: Право, его роль в жизни общества и государства

Определите цели урока

Верно, мы должны рассмотреть разные значения понятия права, определить его место в жизни общества и государства

Начать наше общение я предлагаю с постановки проблемы: «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

Я предлагаю вам высказать сейчас своё мнение, а в конце нашего занятия мы ещё раз обсудим этот вопрос, но уже опираясь на услышанное в ходе урока.

II . Основная часть. Изучение нового материала.

1. Рассмотреть содержание понятия «право»

В любом обществе должен существовать порядок. На чем же он базируется? На определенных нормах, правилах поведения, И неважно, говорим ли мы о древнейшем обществе охотников и собирателей, либо о современном постиндустриальном обществе. В нем обязательно работают социальные регуляторы, которые и определяют поведение каждого из нас. Как вы думаете, что это за социальные регуляторы (обычаи, традиции, религия, мораль, законы).

Правильно, поведение в обществе регулируется разными социальными нормами, которые действуют в обществе в целом или в ее отдельной сфере: в экономике, политике. Но один из этих регуляторов отличается коренным образом. Это – право. Оно получило свое название от латинского слова « justitia» (правда, справедливость). Понималось это слово в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. Однако слово право может иметь разный смысл.

- Что же такое Право? Попробуйте сформулировать его определения

1) возможность поступать тем или иным образом: право на что-то;

2) совокупность правил поведения, принятых в государстве и обязательных для выполнения

- А для кого приняты эти нормы? (для граждан, для чиновников, для органов управления)

Т.е., право определяет, не только правила поведения, но и правила управления обществом, государством, создается единый, равный для всех порядок.

Перечисленные права можно поделить на две группы. Как думаете, какие? Почему?

Правильно. Одна группа прав дана человеку от рождения, эти права необходимы для нормального развития, называются естественными. они выражены в Декларации прав человека, принятой ООН. Другие права зависят от формы государства и их принимает само государство. Такое право называется позитивным.

Одним из прав, действующих в нашем обществе является право на свободу слова. Что это означает?

Действительно, это означает, что вы можете выражать свое мнение по любой теме. А если вы оскорбите человека, выражая свое мнение о нем? Вы нарушаете его право, а именно честь и достоинство.

- Что же должно лежать в основе права? (справедливость, мера)

Но стоит следующая проблема: как определить меру справедливости ? Давайте размышлять. – Что такое мера? (Мера – это то, что отвечает на вопрос: сколько, какое количество, какой размер и т.д.)

- Как определить меру прав человека ? Получается, надо ограничить свободу человека? Право точно указывает, сколько свободы дано человеку

Т.о., подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей, которые, в свою очередь должны уважать ваши права. Право определяет, что человеку можно делать, а что нельзя, от чего он должен быть защищен и за что сам несет ответственность.

Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве права (абсолютно обязательном повелительном требовании). Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами. Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право - это, прежде всего, ответственность.

Прочитайте отрывок из документа Е.Н.Трубецкого с. 73 и ответьте на вопрос: что служит границей внешней свободы отдельного лица? (в соответствии с требованиями добра).

Понятие «добро» является сутью морали. Значит, мораль и право есть слова-синонимы или нет? - В чем состоит отличие права от морали?

Подводя итог, можем сделать вывод о том, что право определяет определенные права и обязанности, принятые в государстве, определяемые мерой свободы, справедливости и ответственности.

2. История возникновения права. Работа с документами.

- Как и когда возникло право?

- Считаете ли вы, что право возникло с появлением человека? В частности было ли право в первобытном обществе?

Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались первобытные люди в своей жизни? Обычаями и традициями. А они в свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями. Например, вы знаете, почему люди при отъезде в далекую страну набирают в мешочек горсть родной земли. А это связано с тем, что древние славяне почитали землю и даже не делали весной заборов – берегли ее. С тех времен и сохранился ритуал целовать землю, клясться землей и хранить горсть земли.

Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране (ведь в каждом месте были свои особенности). В итоге появились письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем и своды законов. (Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право - важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. В древние времена законам придавали божественный характер.

Одним из первых записанных правил являются законы царя Хаммурапи, созданные в начале 2 тыс. дон.э. На Руси первый письменный судебник «Русская правда» появился в XI веке. Давайте, ребята рассмотрим отрывки из названных сводов законов.

- Перед Вами статьи из законов Хаммурапи и Русской правды

Законы Хаммурапи . Я - ц а р ь м о г у ч и й сред и ц а р е й, м о и слов а п р е в о с х о д н ы, м о я мудрость бесподобна. П о п о в е л е н и ю Ш а м а ш а, в е л и к о г о судьи небе с и з е м л и, д а воссияет м о е п р а в о в с т р а н е, п о слову М а р д у к а, м о е г о в л а д ы к и, д а н е найдет м о й п а м я т н и к н и к о г о, к т о б ы удалил е г о.

196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему (самому).

197. Если он сломает кость у свободного, то должно сломать кость ему.

202. Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения,

то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.

203. Если свободный ударит по щеке свободного одинакового поло­

жения, то обязан уплатить мину серебра.

Русская правда.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

Определите общие черты законов и различия (Общее и различие: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения. Например, за убийство холопа 5 гривен, а за убийство старосты 12 гривен. Также необходимо отметить, что Хаммурапи утверждает, что законы его имеют божественное происхождение и они вечны).

- Сейчас для нас эти законы кажутся неправдоподобными. Однако они действительно существовали.

Чем ближе к современности, тем важнее становилась роль права. Прежде многие государи рассуждали так: «Государство - это я», феодалы творили произвол и не соблюдали часто даже существующие законы, крепостные во многом вообще не попадали под юридическую защиту. В XVIII-XIX веках постепенно жизнь многих стран стала регулироваться Конституцией (о ней мы поговорим на будущих уроках) и ей подобными документами. Значит, власть была введена в определённые рамки, нарушать которые ей стало трудно. Закон вводит жизнь в управляемое русло. Твёрдые законы - это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий. Чем лучше законы, чем больше областей они регулируют, тем более мирные способы разрешения конфликтов, тем способнее общество к развитию. Другими словами без права невозможно регулировать жизнь общества и государства.

3. Определить признаки нормы права.

А теперь давайте откроем 72 страницу учебника и найдем определение нормы права. Выпишите это определение себе в тетради. Право – это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

Как видите, в основе права – совокупность правовых норм.

Что же собой представляет правовая норма? Найдите на с. 75 определение правой нормы и ее отличительные особенности

Норма права - это охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

Отличительные особенности:

Закрепленность в законе (или других нормативных актах0

Общеобязательность

Обеспеченность силой государства

Что значит общеобязательное?

Будет ли работать система, если каждая из норм права не будет обязательной для всех?

А кто должен обеспечить эту обязательность (Государство).

Каким образом? (Государство устанавливает, обеспечивает и гарантирует их выполнение и наказывает за их невыполнение)

4. Дать общую характеристику законам.

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает или закрепляет ее в официальном письменном документе. Такие документы называют нормативно-правовыми актами. Из чего же складывается система законодательства? Рассмотрите схему с. 74.(Конституция, законы, подзаконные акты).

Почему схема имеет ступенчатую форму?

Конституция – фундамент всех законов страны. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают высшей юридической силой чем подзаконные акты. Они принимаются Федеральным собранием или всем народом (путем референдума), делятся на основной (Конституция) и обыкновенные. Подзаконные акты зависят от того кто их издает: Указы (президент), постановления (правительство), приказы, распоряжения (министерства) и т.д.

Почему лестница имеет единое основание?

5. Главное предназначение права выражены в их функциях.

Функции права:

А) регулятивная: регулирует общественные отношения, устанавливая модель поведения их участников.

Б) охранительная: защищает, охраняет интересы людей, устанавливает юридическую ответственность.

III . Проверка усвоения материала

1. Признаки права. Упражнение « Реконструкция правового источника»

А теперь подробнее остановимся на современном праве. А именно современном праве России. Скажите ребята, а каким вы представляете право сейчас? Какими признаками вы наделите право? Для этого закончите предложения . Работа со слайдом. С некоторыми признаками Вы уже познакомились. Поэтому Вам будет нетрудно справиться со своей задачей.

1. Право выражено в …………нормативно-правовых актах. Правило, записанное в любом законе, и есть право.

2. Право принимается………государственными органами, уполномоченными лицами в особом порядке в процессе правотворческой деятельности.

3. За нарушение права всегда наступает…….юридическая ответственность.

4. Право регулирует только конкретные………..поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.

5. Право не……вечно. Оно создается………. Людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.

2. А теперь давайте снова вернёмся к вопросу, который мы обсуждали в начале нашего урока. Изменилось ли ваше мнение по вопросу о том, что «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

3. Скажите, какова же роль права в обществе и государстве?
4. Согласны ли вы с высказыванием У. Шекспира Сущность закона – человеколюбие

Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку.

Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Что узнали нового?

Что вызвало затруднение?

IV . Подведение итогов урока.

Право играет одну из важнейших ролей в жизни человека и общества. Всё, что прописано в правовых источниках является основой для организации жизни и деятельности любого гражданского общества. Необходимо чётко осознавать всю важность соблюдения законов, т.к. это является незыблемым фундаментом для любого государственного устройства.

Не случайно символом нашего урока была древнегреческая богиня правосудия - Фемида. Фемида иносказательно означает теперь закон, а ее весы – символизируют правосудие. Ведь весы - древний символ справедливости и меры. Как вы думаете, что означает повязка на глазах? (Беспристрастие)

Что означает меч? Меч Фемиды – обоюдоострый, он не только карает, но и предупреждает. Держит его богиня в правой руке, что означает сторону действия"правого дела" и силы. Что означают символы - змея, книга, - подумать дома.

V . Д/з. п.8, с.69-70, 72-75 . Думаю, что каждый из вас в ходе работы на уроке сделал для себя определённые выводы. Домашнее задание будет носить творческий характер и вам предстоит написать эссе на тему: «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (Вл. Соловьёв, философ).

Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.

Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.

Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом.

Государство достигает своих целей путем реализации внутренних и внешних функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена.

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы.

Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.

На уроке мы рассмотрим понятие права и его роль в жизни общества. Вы узнаете, какие признаки отличают право от других социальных норм, какие функции оно выполняет в процессе регуляции общественных отношений, а также в чем проявляется взаимосвязь права с государством.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Право и его роль в жизни общества

В объективном смысле право - это совокупность правовых норм, обеспеченных принудительной силой государства.
В субъективном смысле право - это правомочия конкретного лица, официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации (например, право на жизнь, свободу, собственность).
В общем под правом следует пониматьсистему общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой.

Признаки права:
1. Общеобязательность означает, что право является единственной системой социальных норм, исполнение которых обязательно на территории данного государства для всего населения.
2. Формальная определенность права заключается в том, что правовые нормы устанавливаются государством в официальных нормативно-правовых актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями (корпоративные нормы), либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, обычаи, традиции).
3. Обеспеченность принудительной силой государства означает, что реализация норм права охраняется принудительной силой государства. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, органы власти применяют к нарушителям меры государственного принуждения. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность соблюдения требований правовых норм.
4. Системность состоит в том, что совокупность правовых норм образует систему права, которая складывается в любом государстве. Система права характеризуется внутренней согласованностью и взаимодействием составляющих ее элементов (норм, институтов и отраслей права). Другими словами, право - это нормативная система, в той или иной форме исходящая от государства и связанная с ним.

Рис. 2. Судейский молоток - символ Суда и Закона ()

В обществе действуют и другие нормативные системы, например обычаи или мораль. При этом в конкретном обществе может сложиться несколько различных систем морали (если это многонациональное или многоконфессиональное общество), но правовая система всегда одна. Право применяет равный масштаб к разным людям, исходит из принципа равноправия, то есть формального равенства людей (это означает предоставление равных правовых возможностей и наложение равной ответственности перед законом).
Право оценивает только поведение людей, только их поступки, выраженные вовне, оно не дает оценку мыслям и чувствам людей, что делает мораль. Поэтому возможны расхождения между правовой и моральной оценкой поведения человека, когда с точки зрения права действие является законным, а мораль видит в данном поступке моральную ущербность (например, брак из корыстных побуждений).
Право, как и все остальные социальные регуляторы, выполняет в обществе определенные функции.
Функции права подразделяются на две группы:
-1. общесоциальные;
-2. специальные (юридические).
Общесоциальные функции выполняют все социальные нормы, все нормативные системы общества. К ним относятся:
1. воспитательная - социализация человека, приобщение его к жизни в обществе;
2. социального контроля - право контролирует поведение человека, определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений;
3. ценностно-ориентировочная - все социальные нормы ориентируют человека, как вести себя в обществе;
4. культурно-историческая - в праве находят выражение все духовные ценности, культурные традиции народа и общества, право передает их из одного поколения в другое.
Специальные (юридические) функции права:
1. регулятивная - право устанавливает в обществе определенные правила поведения, направленные на упорядочение связей между людьми;
2. охранительная - право защищает наиболее важные общественные отношения от посягательств, обеспечивает их стабильность и устанавливает санкции за различные правонарушения;
3. также можно выделить политическую функцию - право выступает формой, в которую облекаются все политические процессы в государстве (реформы, выборы органов власти и др.). Право обеспечивает наиболее полную реализацию принимаемых государством решений и гарантирует устойчивость государственной власти.
Итак, роль права в жизни общества состоит в том, что оно выступает государственным регулятором типовых общественных отношений и в демократическом государстве обеспечивает свободное развитие личности, а также организованность и порядок в обществе.

Рис. 3. Арестованный бывший президент Мубарак ()

Право, как и государство, - это продукт развития общества на определенном этапе исторического процесса. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:
1. право не может развиваться и функционировать без государства, так как государство - это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения. Только государственные органы принимают общеобязательные для всего населения государства решения, облеченные в форму правовых норм, исполнение которых обеспечено его принудительной силой;
2. государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно возможность государственного принуждения в случае нарушения нормы права отличает правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе;
3. Не только право нуждается в государстве, но и государство - в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право. Без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму, что исключает произвол государственных органов по отношению к гражданам. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. - М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012.

Домашнее задание

1. Составьте таблицу «Право и мораль - сходства и различия».

И общества - это непростая тема. Чтобы получить полноценный и развёрнутый ответ, здесь необходимо ознакомиться с многотомными трудами. Но сделать небольшую выборку наиболее весомых постулатов можно и в рамках небольшой статьи.

Общая информация

Говоря про роль права в жизни человека, общества, государства и всей планеты, следует отметить, что оно находит своё проявление в регулятивных и охранительных функциях.

Первый аспект можно наблюдать в экономических, семейных, торговых и иных отношениях. Роль государства в данном случае заключается в том, что оно занимается установлением общих для всех участников прав и обязанностей. Охранительные функции - это защита от посягательства на жизнь и здоровье людей, их имущество, а в случае, если это негативное событие произошло, то устанавливает ответственность за убийство, кражу, нанесение вреда и за иные опасные деяния. Очень велика роль права в жизни общества. следит за тем, чтобы все предписания исполнялись. А в планетарном масштабе страны следят каждая за собой и другими.

Историческое развитие

Но не стоит забывать, что роль государства и права в жизни общества в первую очередь была направлена на защиту господствующего класса на протяжении длительного времени. Но даже тогда была определённая защита, пускай даже и только среди равных людей (тут можно вспомнить об эпохах рабства и феодализма). Но уже тогда существовали ограничения для отдельных представителей властвующего класса. Так, давайте рассмотрим ситуацию рабовладельческого Рима: тогда раб был только «вещью» для своего господина, но тем не менее последний не имел права лишать первого жизни безнаказанно. Если говорить про роль права в жизни общества кратко, то следует отметить, что оно является системой ограничений, что действуют в интересах всего общества. Даже в ушедшие эпохи благодаря этому сохранялось само общество. Правда, тут вопрос в качестве. В полной мере весь потенциал права может быть реализован только при действительно демократическом государстве, где место и роль права в жизни общества - в фундаменте построения социума.

Как определить реальное положение дел?

Место и роль права в жизни общества позволяют говорить о достигнутом социуме показателе культуры. То, насколько полезны установленные порядки, их помощь в удовлетворении прогрессивных личных и общественных интересов и потребностей и говорит нам о достижении балансового положения, когда уровень угнетения отдельных элементов стремится к минимуму. права в жизни общества заключается в том, что оно позволяет упорядочить стабилизировать их и развивать в дальнейшем. Причем направление выбирается согласно интересам социума. Иными словами, все экономические, политические и другие изменения будут осуществляться только и исключительно посредством действующего права.

Особенности понимания

Если недооценить роль государства и права в жизни общества, не понимать его значение и важность, то этим можно нанести значительный вред.

При этом следует отметить, что преувеличение его значения тоже негативно сказывается. Иными словами - право важно, но его возможности не безграничны. Давайте рассмотрим небольшой пример для понимания границ. Такие проблемы, как алкоголизм, пьянство, наркоманию и так далее решить одними правовыми запретами не получится. Почему? Дело в том, что это не юридическая проблема. Для успешного решения любой из вышеперечисленных проблем необходимо использовать полноценный комплекс социальных, экономических, социальных и правовых мер. И осуществляться они должны обществом совместно с государством. Да, нельзя взять и перебросить выполнение определённых задач на одно правительство и органы местной власти. Следует трудиться над решением определённых проблем и самостоятельно.

Понятие права

Как говорил Эпикур, людям нужны даже самые глупые законы, ибо при их отсутствии человечество просто себя бы пожрало. Специфика русского языка привела к тому, что существует два варианта толкования самого слова «право». В одном случае его могут использовать для обозначения системы правил поведения и взаимоотношений. В других - по отношению к конкретному индивиду, то есть Понятия являются взаимосвязанными и действуют так, чтобы увеличиваться общую эффективность, успешно реализовывая эффект синергии. Давайте рассмотрим небольшой пример. Наша общественная деятельность регулируется законодательством. То есть, доказывая свою точку зрения, мы не можем убивать не согласных с нами людей, избивать их и так далее. И одновременно сложно представить, чтобы существовали определённые нормы процессов выбора друзей, кого любить, как проводить время, какие книги читать и тому подобное. Следует понимать, что существует разное понятие права. Роль права в жизни общества во многом зависит от того, с какой точки зрения мы рассматриваем определённую конкретную ситуацию.

Важность и значение

Думаем, уже написанного достаточно, чтобы иметь представление про роль права в жизни общества.

Эссе, написанное нами, даёт ответы на большое количество вопросов, и некоторые из них хочется раскрыть ещё. Если спросить случайного человека, где он используется право, то, вероятнее всего, он скажет, что оно занимается регулирование важных общественных отношений. И это будет верно. Но это неполный ответ. Во многом это зависит от существующего государственного строя. Причем складывается обратная ситуация. Так, если право регулирует множество сфер со значительной детализацией - то это значит, что властвует тоталитаризм. Если оно ограничено сугубо действительно нужными областями - то, вероятнее всего, рассматриваемый объект является демократическим государством. То есть, необходимо соблюдать определённый баланс. Да, уверенность в каждом действии - это хорошо. Но если право как система норм и ценностей будет проникать в каждую сферу, то мы сами не успеем заметить, как окажемся за стеной с колючей проволокой и будет дружно маршировать в одной колонне.

Сферы права

Они различаются по уровню регуляции.

Мы будем рассматривать от наиболее к наименее «прописанным» сферам общественной жизни.

  1. Политическая . В эту сферу включено всё, что связано с управлением социума. Так, регулируется программа развития общества, деятельность партий, общественных объединений, государственных органов, взаимоотношения между нациями и различными группами и тому подобное. Этот аспект является весьма тщательно прописанным с точки зрения права.
  2. Экономическая . Она занимается производством, обменом и потреблением благ, созданных человеком. Благодаря тому, что экономика способна проводить саморегулирование, право здесь присутствует в меньшей степени, и, как правило, направлено на предоставление равных возможностей.

Продолжение списка

  1. Социальная . Эта сфера занимается удовлетворением существующих насущных потребностей отдельного индивида. В качестве примера здесь можно привести питание, одежду, проживание, работу и тому подобное. Так, право не регулирует, что нам надевать (хотя это ещё в какой стране посмотреть), но следит за тем, чтобы продаваемая продукция была не вредной для здоровья. Также в рамках социальной сферы осуществляется поддержание людей, которые не могут прокормить себя. К таковым следует отнести детей, студентов, пенсионеров, инвалидов, безработных, переселенцев, беженцев и так далее. Им для облегчения жизни выдаются небольшие пособия.
  2. Духовная . Сюда включена наука, культура, образование, самопознание, нравственность, этикет и иные продукты высоких планов. В качестве примера слабой регуляции можно привести только установление стандартов определённой части сферы и размеры его финансирования, особенности деятельности центров обучения и тому подобное.

Заключение

Вот и подходит к логическому завершению наша небольшая статья. Необходимо отметить, что тема чрезвычайно интересная, ей следовало бы посвятить больше времени. Здесь существует большое количество специфических особенностей. Так, больше всего правом регулируется но в качестве основы жизни общества выступает экономика. Если люди бедны, то никакие референдумы и свободные выборы не позволят решить имеющиеся проблемы и повысить их благосостояние. При этом, если деньги будут идти не на науку и образование, а на пенсии и пособия, то под вопрос можно поставить перспективу развития самого государства. И задача права (в идеале) - создание оптимальных условий для развития. Конечно, это может негативно сказаться сейчас, но чем-то нужно жертвовать, чтобы получить определённые преференции в будущем.

Всякое человеческое общество, будь то небольшая группа людей или целое государство, нуждается в четкой организации деятельности. Еще в глубокой древности люди осознали огромные преимущества порядка и разрушительную силу беспорядка, безвластия. Регуляторами общественной жизни в то время являлись обычаи, родоплеменные традиции, нормы морали и религиозные табу, сформировавшиеся в результате накапливаемого жизненного опыта, совместной деятельности. Эти нормы поведения передавались из уст в уста, от одного поколения к другому; в современной науке они называются «обычное право», т. е. целая система родоплеменных обычаев. Нарушение подобных норм каралось весьма сурово, вплоть до изгнания из рода.

С усложнением экономической жизни и социальной структуры общества появляется государство. Человечество не смогло обойтись без государства как инструмента управления обществом. Одних обычаев и традиций оказалось недостаточно для регулирования социальных и экономических отношений в обществе, необходима была более действенная, оперативная сила, каковой и явилось право.

Мудрость, здравый смысл, стремление к порядку привели к созданию норм права (общеобязательных правил поведения), зафиксированных письменно. Например, Салическая Правда у франков и Русская Правда у восточных славян возникли в период становления раннефеодальных государств у этих народов и закрепили прежде всего в письменной форме нормы обычного права, а также отразили в себе процессы социального и имущественного расслоения, процесс формирования государства.

П р а в о – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Слово «право» имеет еще одно значение – личная возможность действовать, вступать в определенные отношения с другими людьми. Например, право на труд, на социальное обеспечение, право на образование, право на свободу слова и т. д.

Право как система норм характеризуется следующими признаками:

1) общеобязательность – требования права обязательны для исполнения всеми, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;

3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях);

4) многократность применения – нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Значение права в жизни человека и общества огромно. Являясь универсальным регулятором общественных отношений, оно закрепляет основы существующего строя.

Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

Право побуждает людей совершать активные положительные действия и способствует, таким образом, развитию общества.

Право является критерием правомерного и неправомерного поведения людей и является основанием для применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности.

Право неразрывно связано с государством, только в результате его активной деятельности, нормы права становятся общеобязательными и формально определенными. Право как система норм поведения постоянно совершенствуется в соответствии с особенностями эпохи и, как показывает исторический опыт, становится гуманнее, демократичнее