Правительство разрешит стимулировать чиновников за счет сокращения штатов. Минфин РФ разработал проекты о стимулировании госслужащих за счет сокращения штата  Повысят ли зарплаты госслужащим
Система материального стимулирования участников проектной деятельности должна заработать уже с третьего квартала 2017 года.
Об этом «Газете.Ru» рассказали в департаменте проектной деятельности правительства.
До этого момента должен разработать методрекомендации, а федеральные органы власти, участвующие в реализации приоритетных проектов и программ, — учесть их в ведомственных порядках выплаты премий.
Подходы к созданию системы материального и нематериального стимулирования для федеральных госслужащих, которые участвуют в реализации приоритетных проектов и программ федерального и ведомственного уровней, был одобрен на заседании президиума совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам 22 марта 2017 года.
Так, согласно одобренным предложениям, выплачивать премии участникам реализации приоритетных проектов и программ предлагается из предусмотренного бюджетом премиального фонда за выполнение особо важных и сложных заданий. Премия каждого участника проекта будет зависеть от его проектной роли, уровня занятости в реализации приоритетного проекта или программы, и от проектных и персональных показателей эффективности.
К проектным показателям эффективности должны относиться: достижение целей и результатов проекта, реализация проекта в запланированные сроки и в рамках запланированного бюджета. К персональным показателям эффективности должны относиться: прохождение контрольных точек в запланированные сроки, показатели качества результатов по каждой контрольной точкам проекта и соблюдение методов проектного управления.
Опыт и практику применения создаваемой системы стимулирования необходимо учесть при подготовке комплексных изменений в законодательство в части реформирования системы оплаты труда госслужащих. Кроме того, президиум утвердил требования к участникам проектной деятельности в части их квалификации в сфере проектного управления. Так, каждый участник проектной деятельности должен будет подтвердить соответствие требованиям к уровню квалификации в сфере проектного управления и свои знания в части организации проектной деятельности в органах государственной власти в Российской Федерации.
Соответствующие профили требований сформированы для руководителя проекта или программы, старшего должностного лица проекта или программы, руководителя рабочего органа проекта или программы, администратора проекта или программы и участника проекта или программы. В зависимости от проектной роли участник должен пройти базовую или углубленную программу «Управления проектами в органах власти» Центра проектного менеджмента ; при наличии действующего международного сертификата в области управления проектами вместо углубленной программы можно пройти базовую, в которой раскрываются вопросы организации проектной деятельности в органах государственной власти в Российской Федерации. Также будут оцениваться персональные и управленческие компетенции, включая в том числе лидерство, принятие управленческих решений, командное взаимодействие, гибкость и готовность к изменениям.
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в » госслужащие, участвующие в реализации приоритетных и ведомственных проектов и программ в роли старшего должностного лица, руководителя проекта или руководителя рабочего органа проекта, должны пройти сертификацию до 1 июля 2017 года; сертификация администраторов и участников проекта начнется с 1 июня. До 1 июня с.г. Минтруд России должен внести изменения в соответствующие действующие методические и нормативные правовые акты.
В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты
Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.
Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).
Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, ежегодно выделявшее более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95–97 млрд руб.
С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей - и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.
Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих - проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), - соответственно президент.
Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.
Что входит в понятие материального стимулирования
Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.
Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате - ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда - квартальными и годовыми.
Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», - говорит он.
По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15–17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20–30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.
РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.
Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.
Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015–2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектованности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.
По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат - у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.
Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия
Об утверждении Положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с последующими изменениями), Законом Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» (с последующими изменениями) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия.
Исполняющая обязанности Министра
по делам юстиции и региональной
безопасности Республики Хакасия Е. Кудинова
Приложение
к приказу Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия
от _________ № _____
Положение о материальном стимулировании
государственных гражданских служащих Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с последующими изменениями), Законом Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» (с последующими изменениями), в целях стимулирования добросовестного исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими Министрства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия (далее - гражданский служащий), создания условий для развития активности и инициативы гражданских служащих, повышения их трудовой и исполнительской дисциплины, усиления социальной защищенности и определяет порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи и единовременного поощрения.
2. Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному
окладу за особые условия гражданской службы
2.1. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается в пределах фонда оплаты труда в размере, установленном Законом Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия».
2.2. К особым условиям гражданской службы относятся:
профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
опыт работы по специальности и замещаемой должности;
компетентность при выполнении наиболее важных, сложных и ответственных работ;
качественное выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (большой объем, систематическое выполнение срочных и неотложных поручений, а также работ, требующих повышенного внимания).
2.3. Решение об установлении конкретного размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы гражданским служащим принимается Министром по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия и оформляется приказом.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается в следующих размерах:
2.4. Выплата гражданским служащим ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы производится одновременно с выплатой им окладов денежного содержания за соответствующий месяц.
3. Порядок выплаты премии за выполнение
особо важных и сложных заданий
3.1. Премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия, исполнения должностного регламента за счет средств фонда оплаты труда.
3.2. Решение о выплате премии и ее размере принимается Министром по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия по представлению руководителей структурных подразделений Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия и оформляется приказом.
При принятии решения о выплате гражданскому служащему премии за выполнение особо важных и сложных заданий и определении ее размера учитывается:
внедрение новых технологий, реализация масштабных проектов, повышающих эффективность деятельности Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия, Правительства Республики Хакасия;
внедрение в работу эффективных форм и методов труда;
выполнение в оперативном режиме большого объема внеплановой работы.
3.3. Размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплачиваемой государственному гражданскому служащему, максимальными размерами не ограничивается.
4. Порядок выплаты материальной помощи
4.1. Материальная помощь выплачивается гражданским служащим один раз в год в размере одного оклада денежного содержания. Материальная помощь выплачивается по личному заявлению гражданского служащего в течение календарного года независимо от его ухода в ежегодный основной оплачиваемый отпуск, а при отсутствии заявления - одновременно с денежным содержанием в декабре текущего года.
4.2. При наличии экономии по фонду оплаты труда гражданским служащим дополнительно может выплачиваться материальная помощь сверх одного оклада денежного содержания:
в связи с бракосочетанием;
в связи с рождением ребенка;
в связи со смертью близких родственников (родителей, супругов, детей, родных братьев и сестер);
в случае тяжелого материального положения гражданского служащего в связи с утратой или повреждением имущества в результате пожара, другого стихийного бедствия;
в связи с тяжелой болезнью гражданского служащего, более одного месяца, подтвержденной непрерывным листком нетрудоспособности;
в связи со смертью гражданского служащего (выплачивается одному из близких родственников по поданному им заявлению на основании приказа Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия).
4.3. Материальная помощь сверх одного оклада денежного содержания выплачивается гражданскому служащему по его заявлению при наличии подтверждающих документов и на основании приказа Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия.
5. Порядок выплаты единовременного поощрения
5.1. В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с последующими изменениями), статьей 56 Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» (с последующими изменениями) за безупречную и эффективную гражданскую службу гражданским служащим выплачивается:
а) в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет:
при стаже государственной службы от 15 до 20 лет - единовременное поощрение в размере месячного денежного содержания;
при стаже государственной службы от 20 до 25 лет - единовременное поощрение в размере двукратного месячного денежного содержания;
при стаже государственной службы 25 лет и более - единовременное поощрение в размере трехкратного месячного денежного содержания;
б) при объявлении благодарности - единовременное поощрение в размере должностного оклада;
в) при награждении Почетной грамотой государственного органа Республики Хакасия - единовременное поощрение в размере должностного оклада;
г) при наличии экономии по фонду оплаты труда государственным служащим выплачивается единовременное поощрение за успешное и добросовестное выполнение своих должностных обязанностей, в связи с юбилейными датами, праздничными днями и (или) профессиональными праздниками.
5.2. Решение о выплате единовременного поощрения гражданскому служащему принимается Министром по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия и оформляется приказом.
Выплата гражданскому служащему единовременного поощрения производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия.
6. Заключительные положения
На оклад денежного содержания, ежемесячные и иные дополнительные выплаты начисляется районный коэффициент, процентная надбавка за стаж работы в Республике Хакасия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.03.2007 N 41 (ред. от 08.10.2018) "Об утверждении Порядка выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента"
ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ ЗА ОСОБЫЕ
УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, ПРЕМИЙ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ
ОСОБО ВАЖНЫХ И СЛОЖНЫХ ЗАДАНИЙ, ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ВЫПЛАТЫ
ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЕЖЕГОДНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА
И МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ
АППАРАТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ,
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И СИСТЕМЫ
СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА
Судебная практика и законодательство - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.03.2007 N 41 (ред. от 08.10.2018) "Об утверждении Порядка выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента"
2. Управлению делами (Миряшев С.В.) в установленном порядке учесть дополнения, вносимые в Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, утвержденный приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 27 марта 2007 г. N 41.
В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты
Фото: Алексей Филиппов / ТАСС
Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.
Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).
Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.
С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.
Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.
Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.
Что входит в понятие материального стимулирования
Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.
Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.
Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.
По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.
РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.
Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.
Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектованности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.
По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.
При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв