Правила езды в жилой зоне. Движение во дворах и жилых зонах. За что штрафуют водителей во дворе

Сотрудники ГИБДД редко заглядывают в жилые дворы.

Потому на данных территориях водители не с такой строгостью соблюдают основные требования.

Из-за этого и забывается правильный движения на территории.

Забывают и о том, какая должна быть скорость движения в жилой зоне.

Навигация по статье

Дворовая территория и жилая зона. О различиях между ними

Пункт 17.4 стал неотъемлемым элементом дорожных правил. В нём написано, что примерно одинаковый набор требований предъявляется к дворовым территориям и жилым зонам. Но в данном случае идентичность понятий не подразумевается.

У каждой из этих зон свои собственные знаки для обозначения. Понятие «дворовая зона» в тексте ПДД вообще не расшифровывается.

Собственно, жилые зоны сами могут относиться к дворовым территориям. И в обратную сторону правило тоже действует.

Жилая зона

Можно перечислить несколько правил, которые стали основными.

  • Другим участникам движения уступают дорогу те, кто выезжает из дворовых территорий, либо приравненных к ним жилых зон.
  • Недопустимо создание сквозных проездов на этих объектов.
  • Учебной езде на таких территориях не место.
  • Запрещается в таких местах оставлять , пока их двигатели ещё работают.
  • У пешеходов есть право на движение не только по тротуарам, но и по всей проезжей части. Их наделяют всеми преимуществами. Но это не даёт права по намеренному созданию препятствий.
  • 20 километров в час – максимальная скорость движения в жилой зоне.

Как быть с парковкой во дворе

Жилых зон вместе с обычными дорогами касаются примерно одни и те же правила. Но добавляется несколько специальных пунктов.

  • Наличие грузовиков во дворах вообще недопустимо.
  • Заведённый движок – под запретом.

Кажется, что очень сложно отделить временную остановку от стоянки. Но в правилах есть точные ограничения по данному . Стоянка – это когда автомобиль останавливается более чем на пять минут, но не находится под нагрузкой, в него никто не садится.

Те же правила действуют и для прохладного времени года. Если двигатель работает более пяти минут без нагрузки, то это будет прямым нарушением правил ПДД.

Типы грузовых автомобилей с общей массой больше, чем в 3,5 тонны, парковаться во дворах не могут. Такие транспортные средства относятся к категории С.

Возможные штрафы за нарушения в жилых зонах


Размер определяется скоростью водителя, ставшей превышением установленных норм.

Обычно водители платят от 100 рублей до нескольких тысяч.

Максимальное наказание – лишение прав сроком до полугода.

ГИБДД выпускает специальные таблицы, где описаны все возможные скорости вместе с наказаниями.

» Въезд запрещен» — обычно этот знак выглядит как кирпич белого цвета, заключенный в красный круг.

Часто рядом с такими знаками дежурят сотрудники Дпс. И именно в таких местах водителей останавливают чаще всего. Какие наказания предусмотрены за такое нарушение:

  • 500 рублей, если водитель проезжает знак при въезде с прилегающей территории, либо при выезде с неё. В данном случае знаки относятся не ко дворам, а к окружающей магистрали. И их нельзя оставлять без внимания.
  • А вот при проезде под знаком на территории стоянки никаких наказаний последовать не должно. Такие изображения носят информационный характер. И становятся рекомендацией, а не указанием.

Дополнительные правила поведения в жилых зонах

Сквозное движение на автомобильном в жилых зонах осуществлять запрещено. То же касается и учебной езды.

Грузовой транспорт может въезжать во дворы только в том случае, если это необходимо для обслуживания какого-либо учреждения. Ассенизаторы и мусоровозы тоже могут находиться во дворах на протяжении длительного времени.

Инвалиды могут пользоваться расширенными правами при проезде через жилую зону. Им разрешается находиться здесь на любом виде транспортных средств. Но только в случае, если они не создают пробки, препятствия для движения других участников.

О требованиях ПДД к стоянкам внутри дворов


За въезд грузового транспорта во двор без соответствующих на то оснований предусмотрен серьёзный , доходящий до 1500 рублей.

Он возрастает до трёх тысяч, если речь о городе федерального назначения.

Это касается и такого понятия, скорость движения в жилой зоне, обозначенной дорожным знаком.

Те же полторы тысячи рублей придётся заплатить тем, кто стоит во дворе дольше пяти минут с включенным двигателем, но без нагрузки.

В Москве и Питере штраф равен 3 тысячам.

Запрещается организовывать парковку на тротуарах и других зонах, предназначенных для движения пешеходов. Исключение из правила –зоны, для обозначения которых используются специальные дорожные знаки.

Какие ещё нарушения в жилых зонах могут привести к выплате штрафа:

  • Заграждение проездов. Ведь из-за этого внутрь может не попасть экстренный , другие автомобили. Размер штрафов зависит от того, какая статья кодекса административных правонарушений применима в том или ином случае. Давно перестали быть редкостью ситуации, когда машины просто загораживают проезд из двора, либо внутрь. Для решения вопроса жители должны написать заявление в адрес ГИБДД. Хорошо, если есть возможность указать государственные номера автомобилей, нарушивших правила. Во дворе установят специальный дорожный знак, если ответ сотрудников полиции будет положительным.
  • Создание и оборудование парковочного места без согласования с другими. Только специальные службы имеют право устанавливать ограждения для автомобилей. За это нарушение штраф уже больше, в данном случае он равен 5 тысячам рублей.
  • Нахождение на расстоянии меньше пяти метров до мусорных контейнеров.

В каком порядке накладывается ответственность за нарушения

Заинтересованные лица должны сами вызвать сотрудников полиции, чтобы нарушившего правила привлекли к ответственности. Инспекторы часто объезжают дворы, чтобы самостоятельно выявить факты нарушения существующих правил. Именно они и составляют протоколы с информацией по административному правонарушению.

Работники управляющей компании тоже могут вызывать эвакуаторы, если транспорт мешает выполнению ремонтных , либо уборке. Во всяком случае, если устные и письменные уведомления не оказывают никакого действия.

О прилегающей территории

Название прилегающей носит та территория, которая соседствует с дорогой или другими объектами. Прилегающие территории не предназначены для высокой скорости. К этой группе относятся и дворы.

Многие думают, что, раз во дворах имеются проезжие части, то есть и дорога, к которой применяются общие правила. Это ошибочное мнение. В 17 разделе ПДД указаны признаки, которыми обладают именно жилые зоны.

  • Проезжая часть
  • Знак 5.21 и 5.22
  • Тротуары

О правилах для мотоциклистов

Для мототранспорта набор правил такой же, что и для других его разновидностей. Немного иначе решаются лишь вопросы, касающиеся эвакуации, а так же начисления штрафов за нарушения.

Задерживают любые мотоциклы, поддерживающие максимальную скорость от 50 километров в час, с объёмом двигателя от 50 см3. Инспекторам обязательно надо показать документ, который подтверждает право собственности на мотоцикл. Обычно это договор продажи и покупки, либо счета-фактуры.

Первым наказанием станут предупреждения, либо 500-800 рублёвый штраф. При повторном нарушении водителю придётся заплатить уже 5 тысяч. Либо лишиться на срок от 1 до 3 месяцев.

В 2014 году было введено ещё одно дополнительное правило, касающееся нарушений правил по парковке. Согласно этому дополнению, автовладелец не сможет выехать за пределы страны, если у него накопились штрафы на сумму до 10 тысяч рублей. Его остановят на таможне при попытке сделать это.

Проблемы часто возникают из-за того, что нарушители не знают о сумме накопившихся штрафов. Это происходит, когда не приходит письменное уведомление.

Водители мотоциклов должны использовать пешеходную зону только для парковки. Передвижение по ней с работающими моторами строго запрещено. Важно учитывать и такой , как удобство для пешеходов.

Некоторые требования к грузовикам

Водители грузовиков должны соблюдать предельную осторожность, даже если они вынуждены передвигаться по территории жилой зоны. Особое внимание – на изображения знаков с разметкой на дорожном полотне.

Если грузовик весит больше трёх тонн – значит, парковаться он может только в специальном месте. Для обозначения которого используют свои знаки, разметку.

Размер штрафов за парковку в настоящее время зависит от категории, к которой относится сам населённый пункт. В кодексе с административными правонарушениями поправка появилась не так давно.

Например, в Москве и Санкт-Петербурге, которые относятся к землям федерального значения, штрафы всегда будут в два, а то и в три раза выше.

Если сравнить с движением, когда двигатель , парковке на тротуарах присваивается статус более серьёзного правонарушения.

Подробнее о движении в жилых зонах, представлено на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Особенного внимания от водителя требует проезд в жилой зоне. Ведь именно там чаще всего происходят ДТП. Как правильно проезжать на территории действия знака «Жилая зона», ПДД, которые действуют здесь, узнайте из нашей статьи.

Читайте в этой статье

Обозначение жилой зоны знаком

Территория, на которой располагаются предназначенные для жилья строения, здания бытового назначения, школы, больницы, иные непромышленные объекты, называется жилой зоной. От других участков населенного пункта она отделяется символом 5.21. О том, что эта территория закончилась, свидетельствует табличка 5.22.

Знак «Жилая зона» в ПДД есть потому, что здесь работают особые правила движения. Они записаны в пункте 17 правового документа и не только в этом разделе.

Особенности проезда

Территорию, ограниченную символами 5.21 и 5.22, нельзя использовать как обычную дорогу. В правилах сказано, что сквозное движение через нее запрещено. Это отнюдь не означает, что попавший туда автомобилист не сможет выбраться обратно на трассу. Просто проезд жилой зоны по ПДД имеет свои особенности:

  • при необходимости пересечь ее следует на короткое время остановиться, а затем следовать дальше, тогда повода наказать водителя не возникнет;
  • скорость ТС должна быть безопасной не только для автомобилиста, но и других участников движения, которые могут оказаться на этой территории;
  • приоритет машины, пересекающей жилую зону, полностью утрачивается на выезде с нее.

В больших городах водители нередко используют путь через дворы во избежание попадания в затор на дороге. Это противоречит правилам, ведь в таком случае осуществляется сквозной проезд. Но если выполнить его с соблюдением перечисленных условий, возможно, удастся избежать наказания.

В движении по жилой зоне нельзя участвовать тем, кто занимается в автошколе, стремясь получить водительские права. Учебная езда по этой территории запрещена.

Скорость движения

Движение в жилых зонах ПДД делают скорее исключением, чем обычным действием. Все же эта территория предназначена в основном не для автомобилей и иных видов транспорта. Правила здесь устанавливаются такие, чтобы удобство для людей сохранялось на максимально возможном уровне. Поэтому скорость в жилой зоне ПДД требуют снижать до безопасного значения. Условие содержится в пункте 10.2 Правил:

В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

При таком режиме автомобиль сможет быстро затормозить, если появится такая необходимость.

Парковка, стоянка

Особые условия в жилой и дворовой зонах существуют при необходимости оставить там машину на продолжительное время. Знак 5.21 охраняет прежде всего права и удобства обитателей находящихся рядом домов или посетителей учреждений. Но правила не лишают их и автомобилистов. Парковка в жилой зоне ПДД разрешается с соблюдением следующих принципов:

  • машина не должна блокировать подъезд к входным дверям, в том числе аварийному выходу, для людей и автомобилей экстренных служб, принадлежащего учреждениям транспорта;
  • ее нельзя ставить на тротуаре и газоне;
  • расстояние от припаркованного авто до мусорного бака должно быть не меньше 5 м;
  • машина не может препятствовать въезду и выезду с территории других авто, а также мешать покинуть ее пешеходам;
  • нельзя парковаться близко к окнам здания.

Стоянка в жилой зоне ПДД разрешается, только если речь о легковых автомобилях или грузовиках массой до 3,5 т. Более тяжелые машины оставлять здесь нельзя, если нет соответствующей разметки или специально отведенных для них мест на парковке, разграниченных знаком.

Еще один существенный запрет касается включения во время стоянки двигателя. Сам термин означает, что машина прекратила движение более чем на 5 минут, при этом действие выполняется не ради высадки или посадки людей, погрузки (разгрузки) имущества. Так что если водитель прогревает двигатель во дворе или под знаком 5.21 дольше указанного времени, он нарушает ПДД.

Пешеход в дворовой зоне

Территория, ограниченная знаками 5.21 и 5.22, организована прежде всего для жителей домов или посетителей учреждений, находящихся на ней. Пешеход в жилой зоне ПДД наделяется преимуществом. Оно записано в пункте 17.1 и состоит в том, что люди могут ходить здесь не только по тротуарам, но и по проезжей части. А водители всех видов транспорта обязаны пропускать их, уступая дорогу.

Правда, и для пешеходов есть некоторые ограничения. ПДД в жилых зонах и дворах требуют от них не становиться необоснованным препятствием для автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Если люди решили постоять на узком проезде, чтобы побеседовать, они нарушают правила, будучи помехой транспорту.

Выезд и проезд по жилой зоне

Свои особенности имеет такое действие, как оставление автомобилем территории, выделяемой знаками 5.21, 5.22. В ПДД выезд из жилой зоны регламентируется подразделом 17.3. В соответствии с ним автомобиль, покидающий ее, должен пропустить все другие ТС. При этом неважно, едут ли они по обычной дороге (не подпадающей под влияние символа 5.21) мимо или направляются на территорию, с которой машина выезжает.

Вид транспорта, имеющего в данном случае приоритет, тоже не имеет значения. Это может быть велосипед или гужевая повозка, все равно у них есть преимущество. Пешеходы, входящие в жилую зону или пересекающие выезд из нее, тоже могут пройти первыми. Покидающий территорию автомобиль обязан им уступить.

Разница между жилой и дворовой зонами

В правилах термин «дворовая территория» не разъясняется. Но он упоминается в подразделе 17.4 правового документа. Там сказано, что все требования к действиям участников движения в области влияния знаков 5.21. и 5.22 распространяются и на дворы. Хотя там эти символы обычно не устанавливают.

Вообще знаки 5.21 и 5.22 можно увидеть достаточно редко. А необходимость соблюдать правила пункта 17 возникает на каждом шагу. Потому что для ПДД жилая зона, дворовая не имеют существенных различий.

Штрафы

У нарушившего правила во дворе есть шанс быть наказанным по нескольким статьям КоАП:

  • За превышение скорости по 12.9. Размер штрафа – от 500 р. до 5000 р. в зависимости от того, на сколько она была больше. Можно также лишиться прав на год.
  • За парковку на газоне по части 1 статьи 12.19. Здесь придется отдать 500 р.
  • За парковку на тротуаре по пункту 3 того же закона. Штраф уже 1000 р.
  • За неправильную стоянку на проезжей части, создающую помехи другим ТС, по части 4 статьи 12.19. Придется отдать 2000 р.
  • За то, что не уступил проезд при выезде с территории, по части 3 статьи 12.14. Штраф составит 500 р.
  • За игнорирование приоритета велосипедиста или пешехода по статье 12.18. Нарушитель лишится 1500-2500 р.

Сотрудники ГИБДД во дворах обычно не дежурят. Но нарушение могут зафиксировать жильцы дома и пожаловаться в инспекцию на автомобилиста.

Жилая зона в ПДД выделяется таким образом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность ее постоянным обитателям или посетителям. И эти правила нередко становятся причиной конфликтов, так как не все водители выполняют их. Штрафы за большинство нарушений невелики. Но если игнорирование ПДД станет причиной аварии, водителя назовут виновным в ней с вероятностью в 99,9%.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о правилах проезда по жилой зоне:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

Движение по дворовым территориям и жилым зонам вызывает в кругу водителей немало вопросов. Например, как разъезжаться между собой, кто пользуется преимуществом в проезде пересечений, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и прочие вопросы.

Причем, среди них есть вопросы, которые волнуют пешеходов не меньше, чем водителей. Например, в «Движение в жилых зонах» есть строки: «В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств ». И возникает вопрос: что считать необоснованными помехами? Об этом чуть позднее.

Начнем с того, что официального определения термину «двор» или «дворовая территория» в ПДД нет. Более-менее внятное значение этих терминов можно найти в документах муниципальных образований. Но их множество, все они отличаются и имеют свои особенности.

Тем не менее, нетрудно сформировать, так сказать, общее определение, которое будет соответствовать представлению об этом «предмете».

Дворовая территория — это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и прочим учреждениям.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами .

Таким образом, становится понятно, что дворы (дворовые территории) и жилые массивы относятся к прилегающей территории, и на этой территории действуют .

Отличие жилой зоны от дворовой территории минимально. Жилая зона – это тот же жилой массив, та же самая дворовая (прилегающая) территория, въезды и выезды которой обозначены знаками и . Жилая зона может иметь свою сеть улиц местного значения.

Правила движения в жилой зоне указаны в . Требования этого раздела распространяются также и на дворовые территории. Но изучив этот очень небольшой раздел, многие спорные вопросы, возникающие в конфликтных ситуациях, остаются открытыми. Попробуем разобраться.

Скорость движения в жилой зоне

На вопрос, с какой максимальной скоростью разрешается движение в жилых зонах и во дворах ответ дает :

«В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч ».

Скорость в жилой зоне ограничена 20 км/час. С учетом ненаказуемого превышения скорости до 20 км/ч. фактическая скорость движения в жилой зоне не покажется слишком маленькой. Выбирая скоростной режим во дворах, нужно помнить, что пешеходы в этих условиях движения (в жилых зонах и на дворовых территориях) имеют приоритет.

Приоритет пешехода

Это требование безоговорочное, но мир, как говорится, не без добрых людей. Нередко коллеги по дороге проявляют соучастие, и уступают дорогу (пропускают на выезд), таким образом, облегчая выезд на дорогу нуждающемуся.

В таких случаях, выезжая со двора на дорогу, действовать нужно очень внимательно. Рекомендую ознакомиться с дорожными случаями в статьях и .

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей

Еще по теме из раздела:

Самые читаемые разделы сайта

10 комментариев

  1. Ольга

    Добрый день, прошу проконсультировать. При въезде во двор и движении автомобиля (для последующей парковки) по узкой дороге, расположенной вдоль жилого дома в жилой зоне, автомобиль натыкается на стоящий автомобиль со включенным двигателем.

    Кто должен уступить? Автомобиль, въезжающий для дальнейшей парковки, или автомобиль, стоящий на дороге, и имеющий возможность сдать назад на два корпуса, и пропустить на парковку?

  2. Сергей Д.

    Здравствуйте Ольга.

    Обстоятельства, подобные вашим, выходят за рамки ПДД. В этой ситуации никто никому и ничего не должен.

    В общих случаях встречного разъезда (), уступить должен автомобиль, на чьей стороне имеется препятствие. Но на узкой дороге при равных правах единственный рациональный метод – договориться. Каким образом это сделать – уже другой вопрос.

    Наиболее действенный способ – диалог «на равных». Как вариант – выйти и объяснить свое пожелание.

    Много раз замечал, когда водителям понятны намерения друг друга, и никто из них не выпендривается, то разногласий, обычно, не возникает, и они очень быстро находят какое-то решение.

  3. Маргарита

    Добрый день! Помогите разобраться в ситуации, при движении автомобиля во дворе со скоростью около 10 км в час пешеходом был создан опасный момент, женщина выгуливающая собаку на поводке резко сменила траекторию движения и начала метаться по полосе, даже после подачи звукового сигнала приближающийся автомобиль она проигнорировала. Пришлось прибегнуть к экстренному торможению в непосредственной близости от неё. Видеорегистратор все это заснял. Если бы наезд произошёл, можно ли было бы доказать невиновность?

  4. Сергей Д.

    Здравствуйте Маргарита.

    Добрый день! Подскажите, сосед ставит свою машину прямо перед дверью подъезда и выйти с детской коляской просто невозможно. Я знаю, что согласно СП «Градостроительство...» минимальное расстояние от окон жилого дома до парковки 10м (машина стоит в 2х метрах от окон).

    Пробовали вызывать ГИБДД, но те говорят, что это прилегающая территория, а на прилегающей территории стоянка машин допускается в любом месте, если не создает помех для движения других машин. Помехи данная машина для других машин не создает, но препятствует путям движения пешеходов с колясками. Можно ли как-то наказать данного водителя?

  5. Сергей Д.

    Здравствуйте Олег.

    Сначала есть смысл попробовать договориться, чтобы сосед соблюдал интересы не только свои, но и других жильцов подъезда.

    Дело касается нарушения санитарных норм, а эти вопросы рассматривают пожарная инспекция, инженерная служба района, санитарная инспекция, экологическая служба. ГИБДД станет разбираться только в случае нарушения водителем ПДД.

    Доброго Дня. Возле дома из парадной в 10 метрах проходит дорога она же тротуар по которой осуществляют движение и авто и пешеходы. Ведя двух детей в садик мне увеличением оборотов двигателя а потом просигналила машина с сзади, дабы я её пропустил. Но безопасное место было для меня и детей через 10-15 метров между припаркованными машинами и парадной, что я сделал. И попросил объяснить водителя для каких целей он подает сигнал, ведь он нарушает пункт 17 и препятствует моему движению.

    После длительного общения как юридического аспекта, так и человеческого, мы разошлись полюбовно. Но осадок остался. С человеческой можно было прижать с детьми куда нибудь раньше, родитель выбирает безопасность, и по возможности уступает транспорту. Разве не так. А с юридической В соответствии с пунктом 17.1, в жилой зоне пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами.

  6. Сергей Д.

    Здравствуйте Александр.

    К сожалению, взаимное уважение в обществе «хромает». Этому есть рациональное объяснение, но сейчас не об этом.

    Автомобилем управляют разные люди. Вот, вы пообщались, и друг друга поняли. В другом случае более безопасным может стать вариант быстро прижаться с детьми там, где придется, чтобы избежать последствий чужого неадекватного поступка.

    С юридической стороны пешеход во дворе имеет преимущество перед водителем, но здравый смысл подсказывает, что иногда выгоднее пропустить автомобиль вперед, тем более, если рядом с вами дети.

    Использовать свой приоритет целесообразно в том случае, когда есть уверенность что вам уступают дорогу. В противном случае, в последствии, можно будет долго выяснять, кто был прав.

    пункт 8.9).

    Это правило часто не выполняется. Либо оно просто игнорируется, либо из-за конструктивной особенности участка оно не выполнимо в принципе.

    По этой причине, чтобы избежать дтп, свое законное преимущество в процессе движения по жилой зоне целесообразно использовать только тогда, когда есть уверенность, что вам уступают дорогу.

    Ну и общее правило: приоритет у того, кто уже движется, по отношению к другому, кто только начинает движение ().

Знать назначение дорожных знаков необходимо не только водителям, но и пешеходам, поскольку они тоже являются участниками дорожного движения. Нужно усвоить не только указатели пешеходного перехода, значение разных цветов светофора, но и знак «Жилая зона». Он имеет важное значение для организации дорожного и пешеходного движения в спальных кварталах и территориях, на которых расположены социальная и коммунальная застройки, служащие местом жизнедеятельности граждан.

Как выглядит знак «Жилая зона» и что означает

Знак представляет собой прямоугольник синего цвета, где в левом верхнем углу изображён автомобиль, в правом верхнем углу располагается схематичное изображение дома, а под ними - пешехода и игры в мяч («Жилая зона» 5.21). Его назначение - информировать водителя об особом порядке осуществления дорожного движения вблизи расположения домов, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, коммунальных построек и объектов. Сегодня далеко не все жилые территории обозначены соответствующими дорожными указателями.

На территории знака преимущество имеют пешеходы, перемещение которых разрешается не только по тротуарам, но и по проезжей части

Преимущества

Преимущества установки 5.21, прежде всего, заключаются в напоминании водителям о необходимости соблюдать запреты и ограничения, связанные с дорожным перемещением на территории действия указателя. Того, кто не соблюдает требования и запреты, которые предполагает 5.21, наказывают штрафами. Это предупредительная мера для профилактики совершения нарушений ПДД. В настоящее время актуальность этого дорожного указателя не уменьшается, а напротив, поступательно увеличивается. Все ещё на слуху резонансные случаи нарушений водителями правил дорожного движения, повлёкшие угрозу детским жизням и здоровью. Знак призван ещё раз напомнить водителям о необходимости соблюдать особый режим движения в зоне его действия.

Где устанавливается

Знак «Жилая зона» 5.21 обозначает въезд в жилую территорию, а «Конец жилой зоны» 5.22 (перечёркнутый) - выезд. Соответственно, 5.21 располагается при въезде в территорию жилой застройки с постройками социального и коммунального назначения, а 5.22 - при выезде из этой зоны. Несмотря на то что большинство подобных территорий не отмечены данным указателем, на их территории действует особый порядок организации и осуществления дорожного движения. К жилой зоне могут быть отнесены территории жилой застройки, а также прилежащая спортивная, социальная и другая инфраструктура, растительность, детские площадки, сады, парки, скверы, аллеи и т.д.

При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения

ПДД

В первую очередь, 5.21 предоставляет преимущества использования дорожной инфраструктурой пешеходам: им разрешено свободно перемещаться как по тротуарам и пешеходным дорожкам, так и по проезжей части. В связи с этим для автомобилистов действует ряд следующих запретов на осуществление:

  • сквозного движения;
  • маневрирования;
  • учебной езды.

Зона действия

Зоной действия формально считается пространство, ограниченное с одной стороны указателями 5.21 и 5.22 - с другой. Вместе с тем, как уже сказано ранее, не все жилые территории отмечены знаком. Тем не менее, для перемещения в них определён аналогичный порядок. Таким образом, отсутствие знака на территории расположения частной жилой застройки и социальных учреждений не является основанием для несоблюдения особого режима дорожного движения, предполагающего ряд запретов и ограничений.

«Жилая зона - специально обустроенная территория, где действуют особые требования ПДД. Въезды и выезды обозначены соответственно знаками 5.21 и 5.22» (Градостроительный Кодекс РФ)

Если на дворовой и придомовой территории не установлены 5.21 и 5.22, то обычно имеется указатель с ограничением скорости 3.29 до 20 или 5 км/ч

Скорость и порядок движения

К скорости и порядку езды внутри ограниченной территории установлены требования:

  • скорость не должна превышать 20 км/час;
  • запрещено пересекать сплошную линию разметки при выезде из границ жилой территории.

Остановка и парковка

Касательно остановок и парковок внутри жилой территории действуют следующие ограничения и требования:

  • запрещается стоянка более 5 минут с невыключенным двигателем;
  • запрещается стоянка грузовиков вне специально отведённых мест, за исключением транспорта специального назначения, в том числе коммунальных служб;
  • при въезде и выезде необходимо остановиться, чтобы пропустить движущийся по главной дороге транспорт.

Как самостоятельно установить, получить разрешение на установку

Причин для установки дорожного указателя может быть несколько:

  • привычка водителей объезжать пробки и затор через частный сектор;
  • прецеденты, являющиеся причиной необходимости обезопасить территорию;
  • противодействие стихийным стоянкам грузовых и коммерческих автомобилей;
  • защита детей от злоумышленников.

Так или иначе, главная причина, объединяющая решение множества задач, - обеспечение своей безопасности, детей и пожилых людей, проживающих в границах территории.

Автомобилист должен знать, что на ограниченной территории продолжает сохранять актуальность та же система штрафов, что и дорогах общего пользования

При соблюдении требований к месту размещения указателя он может быть установлен инициативной группой граждан или гражданином самостоятельно, но придётся соблюсти обязательные условия.

Во-первых, решение об установке принимается на уровне органов местного самоуправления. Для установки дорожного указателя требуется в установленном порядке подать соответствующее заявление. Требование к нему общие:

  • наличие на заявлении наименования государственного органа или должностного лица, которому оно подаётся;
  • наличие подписи, даты и контактной информации для осуществления обратной связи;
  • описание сути проблемы, предложения;
  • приложение в случае необходимости относящихся к сути дела соответствующих материалов.

Заявление может быть подано в бумажном или электронном виде. В качестве заявителя могут выступать:

  • гражданин;
  • общественная организация;
  • группа граждан (например, все жители территории, в которой необходимо установить дорожный указатель).

Следует отметить, что рассмотрение обращений граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления регламентировано соответствующим федеральным законом (Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), предельный срок для рассмотрения ограничен 30 днями.

Во-вторых, в функции ГИБДД входит согласование решения с администрацией или же представление мотивированной позиции в пользу решения не устанавливать знак. По этой причине потребуется дополнительное время для рассмотрения ситуации и принятия по ней решения полномочными представителями ГИБДД.

Знак 5.21 создаёт приоритет для пешеходного перемещения над движением автотранспорта. Кроме того, его действие всесторонне направлено на обеспечение безопасной и комфортной жизни пешеходов, проживающих и осуществляющих свою деятельность на территории действия указателя. Кроме ограничений движения, он предполагает ряд мер, направленных на ограничение временной стоянки и опасного для пешеходов маневрирования и дорожного движения. Хотя не все территории оборудованы им, в них, тем не менее, действует особый режим организации дорожного движения. Чтобы самостоятельно установить упомянутые знаки (5.21 и 5.22), которые призваны запрещать превышение скорости, необходимо обратиться с личным или коллективным заявлением в орган местного самоуправления и получить согласование ГИБДД.

Пересекая место установки знака 5.21 «Жилая зона», водитель въезжает в зону с особым режимом движения.

С этого момента водитель обязан выполнять все требования Раздела 17 Правил.

Конец жилой зоны обозначают соответствующим отбойным знаком 5.22.

Кроме того, Правила приравнивают к жилым зонам все дворовые территории. И здесь знаки допускается не устанавливать.

Правила рассчитывают, что водители в состоянии отличить двор от улицы.

Требования Раздела 17 Правил дорожного движения.

1. В жилых зонах движение пешеходов разрешается не только по тротуарам, но и по всей ширине проезжей части!

Тем более что порой пешеходам и ходить-то негде, кроме как по проезжей части.

2. В жилых зонах пешеходам не просто разрешено ходить по всей ширине проезжей части. В жилых зонах пешеходы наделены приоритетом в движении!

И, например, сейчас водитель не вправе сердиться на пешехода за то, что он пересекает проезжую часть в месте, где нет пешеходного перехода.

Более того, двигаясь в жилой зоне, водитель должен быть готов к такому поведению пешеходов и должен быть готов уступать им дорогу.

3. В жилых зонах максимальная разрешенная скорость движения – 20 км/час!

Правда, об этом сказано не в 17-том разделе Правил, а в 10-том:

Правила. Радел 10. Пункт 10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

4. В жилых зонах запрещена стоянка с работающим двигателем!

Имейте в виду! Когда вы во дворе греете двигатель своего автомобиля, вы нарушаете Правила дорожного движения!

И штраф за такое нарушение, между прочим – 1500 рублей (в Москве и Питере – 3000 рублей).

5. В жилых зонах запрещается сквозное движение.

За перекрёстком знак «Жилая зона». Правила разрешают въезжать в жилую зону только тем, кому именно сюда и надо.

Если конечный пункт вашего маршрута находится за пределами этой жилой зоны, и вы намерены двигаться к нему без остановки, в этом случае Правила «предлагают» вам объехать эту зону (справа или слева), а не двигаться транзитом сквозь неё.

Да, в общем-то, это в ваших же интересах. Чем «тащиться» через жилую зону со скоростью 20 км/ч, лучше уж объехать её со скоростью 60 км/час.

6. В жилых зонах запрещена учебная езда!

Это требование перекочевало к нам из прошлого века. Тогда ещё можно было учится ездить на машине без всякого инструктора.

А сегодня – только с инструктором.

А инструктор с вами ни в какой двор не поедет, у него есть утверждённый маршрут, и он с него не свернёт.

Тем не менее в Билетах про это по-прежнему спрашивают:

7. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

Поведение водителя, выезжающего из жилой зоны должно быть таким же, как и при выезде из двора. И это вполне естественно и логично. Выезжая из жилой зоны (где скорость 20 км/час, и по проезжей части ходят пешеходы), вы попадаете в зону с совсем другим режимом движения. К этому надо подготовиться и для начала, как минимум, необходимо всем уступить дорогу.