Практические задания по профилактике пожара. Методическая разработка на тему: Практическая работа: Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видо

Знак пожарной безопасности – это цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектови средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов.
Знаки безопасности предназначены для регулирования поведения человека с целью предотвращения пожара, определения ориентиров при выполнении им определённых действий при возникновении пожара или иных чрезвычайных ситуаций и для обеспечения безопасности на производстве.
Назначение знаковпожарной безопасности состоит в обеспечении однозначного понимания определенных требований, касающихся безопасности, сохранения жизни и здоровья людей, снижения материального ущерба, без применения слов или с их минимальным количеством.
Применение таких знаков является обязательным для организаций независимо от формы собственности на всей территории Российской Федерации.Эффективность применения знаков безопасности напрямую зависит от того, насколько правильно они размещены, четко выполнены и освещены.
1. Понятие о знаках пожарной безопасности и их использование.
Пожарная безопасность является неотъемлемой частью обеспечения нормальных условий жизни и труда человека. Знаки безопасности предназначены для привлечения вниманияработающих к непосредственной опасности, предупреждения о возможной опасности, предписания и разрешения определённых действий с целью обеспечения безопасности, а также для необходимой информации. Но они не заменяют необходимых мероприятий по безопасности труда и средств защиты работающих.
Виды, размеры и цвета знаков пожарной безопасности регламентируются документом НПБ 160-97 (Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования) и ГОСТ Р 12.2.143-2002 (Системы фотолюминесцентные эвакуационные). Кроме того, в процессе выбора и установки знаков пожарной безопасности следует руководствоваться действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности.
При выборе мест их установки необходимо соблюдать ряд требований. Знак должен бытьхорошо виден, его восприятию не должны мешать цвет окружающего фона или посторонние предметы. Расстояние между одноименными знаками, указывающими местонахождение эвакуационного выхода или пожарно-технического инвентаря, не должно превышать 60 метров. Знак должен располагаться в непосредственной близости от объекта, к которому он относится.
Знаки могут быть изготовлены из металла, пластика,силикатного или органического стекла, самоклеящейся полимерной пленки, самоклеящейся бумаги, картона и некоторых других материалов. Самыми распространенными и доступными являются знаки, изготовленные на основе самоклеящейся полимерной пленки.
Так же в зависимости от применяемых материалов знаки могут быть несветящиеся, световозвращающие, фотолюминесцентные и с внутренним освещением поверхности знака(подсветкой).
Необходимо отметить, что использование знаков пожарной безопасности поможет избежать пожара или свести ущерб от огня к минимуму только в комплексе с такими мерами, как обучение персонала основам пожаробезопасного поведения и оснащение помещений пожарной сигнализацией, а при необходимости - и системой автоматического...

Практическая работа

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Расчетно-практическая работа № 1 по

БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(для специальностей РМ)

Новосибирск 2012 г

Цель работы: Используя противопожарные нормы проектирования ознакомиться с методикой оценки пожаробезопасности зданий и рабочих помещений.

Порядок выполнения

Часть I. ОЦЕНКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА.

1. Ознакомиться с общими сведениями. Сделать выписки.

2. Определить расчётное время эвакуации из рабочего помещения и здания, сравнить полученные результаты с нормативным временем эвакуации и сделать вывод о соответствии строительного проекта требованиям пожаробезопасности.

Часть II. ПОЖАР В РАБОЧЕМ ПОМЕЩЕНИИ.

1. Определить расчётное время эвакуации из рабочего помещения по задымлённости.

2. Сравнить полученный результат с нормативным временем эвакуации из рабочего помещения и расчётным временем эвакуации из помещения, полученным в первой части задания.

Часть III. ВЫВОД.

Сделать общий вывод о пожаробезопасности здания и рабочего помещения. В случае несоответствия нормативным требованиям пожаробезопасности предложить мероприятия по реконструкции строительного проекта и организации работ в рабочем помещении.

Часть I.ОЦЕНКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В соответствии с нормативными документами, в области пожаробезопасности применяются следующие определения и классификация.

Здания и части зданий по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы:

Ф1 – гостиницы, жилые дома, детские дошкольные учреждения и т.п., при условии их круглосуточного использования;

Ф2 – зрелищные и культурно-просветительные учреждения (театры, музеи, библиотеки и др.);

Ф3 – предприятия по обслуживанию населения (предприятия торговли, общественного питания, поликлиники и др.);

Ф4 – учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления;

Ф5 – производственные и складские здания.

Здания и сооружения по огнестойкости подразделяются на пять степеней. Степень огнестойкости определяется пределами огнестойкости основных строительных конструкций и пределами распространения огня по этим конструкциям. Например, минимальные пределы огнестойкости несущих стен и колонн, в зависимости от степени огнестойкости зданий, следующие:

I степень огнестойкости – 2,5 часа;

II и III степень огнестойкости – 2 часа;

IV степень огнестойкости – 0,5 часа;

V степень огнестойкости – время не нормируется.

Производственные здания и сооружения по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются на шесть категорий:



Эвакуация при пожаре представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

Спасение при пожаре представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.

Выходы являются эвакуационными , если они ведут:

а) из помещений 1-го этажа наружу:

Непосредственно;

Через коридор;

Через вестибюль (фойе);

Через лестничную клетку;

Через коридор и вестибюль (фойе);

Через коридор и лестничную клетку.

б) из помещений любого этажа, кроме первого:

Непосредственно в лестничную клетку;

В коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку;

В холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку.

в) в соседнее помещение, обеспеченное выходом.

Не менее 2-х эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий следующей классификации:

Ф1.1 (детские сады);

Ф3.3 (вокзалы);

Ф4.1 (школы);

Ф4.2 (высшие учебные заведения).

Для зданий других классов, наличие двух эвакуационных выходов зависит от объёма помещений, количества людей и других факторов.

2. ВЫЧИСЛЕНИЕ РАСЧЁТНОГО ВРЕМЕНИ ЭВАКУАЦИИ

а) расчётное время эвакуации (t р) из рабочих помещений и зданий определяется как суммарное время движения людского потока на отдельных участках пути по формуле:

t р = t 1 + t 2 + t 3 + … + t i , (1)

где t 1 – время движения от самого удалённого рабочего места до двери помещения (в соответствии с рисунком, это расстояние примем равным диагонали помещения L п);

t 2 - время прохождения дверного проёма помещения;

t 3 – время движения по коридору от двери помещения до лестничного марша;

t 4 – время движения по лестничному маршу;

t 5 – время движения по коридору первого этажа до выходной двери из здания;

t 6 – время прохождения дверного проёма из здания.

Примерная схема эвакуации людей представлена на рисунке ниже.

Рабочее помещение L п Лестница
Расстояние по коридору (L к1)
Эвакуационный коридор
Дверь
Расстояние по коридору (L к2) Коридор 1-го этажа

Рис. Схема оцениваемого эвакуационного маршрута

б) время движения людского потока на отдельных участках вычисляется по формуле:

t i = L i /V i , (2)

где L i – длина отдельных участков эвакуационного пути, м (табл. 7);

V i – скорость движения людского потока на отдельных участках пути, м/мин.

в) скорость движения людского потока (V i) зависит от плотности людского потока (D i) на отдельных участках пути и выбирается из табл. 2.

г) плотность людского потока (D i) вычисляется для каждого участка эвакуационного пути по формуле:

D i = (N * f)/(L i * d i), (3)

где N - число людей (табл. 7);

f - средняя площадь горизонтальной проекции человека (принять f = 0,1 м 2);

d i - ширина i-го участка эвакуационного пути, м (табл. 7). Для вычислении плотности людского потока при эвакуации из рабочего помещения, d i принять равным половине ширины этого помещения.

д) время прохождения дверного проёма приближённо можно рассчитать по формуле:

t д.п. = N/(d д.п. * q д..п.), (4)

где d д.п. – ширина дверного проёма, м (табл. 7);

q д.п. – пропускная способность 1 м ширины дверного проёма (принимается равной 50 чел./(м * мин) для дверей шириной менее 1,6 м и 60 чел./(м * мин) для дверей шириной 1,6 м и более).

3. НОРМАТИВНОЕ ВРЕМЯ ЭВАКУАЦИИ

1. Нормативное время эвакуации из помещений общественных зданий (кинотеатры, столовые, универмаги и др.) устанавливается (нормируется) в зависимости от степени огнестойкости здания и объёма помещения (табл. 3). Нормативное время эвакуации из общественных зданий устанавливается (нормируется) в зависимости от степени огнестойкости здания (табл. 5).

2. При нормировании времени эвакуации для производственных зданий промышленных предприятий учитывается степень огнестойкости здания, категория производства и этажность здания (табл. 6). Нормативное время эвакуации из рабочих помещений производственных зданий зависит также и от объёма помещения (табл. 4).

Таблица 2

Зависимость скорости движения от плотности людского потока

Таблица 3

Нормативное время эвакуации из помещений общественных зданий (t п.о.з.)

Таблица 4

Нормативное время эвакуации из помещений производственных зданий (t п.п.з.)

Таблица 5

Нормативное время эвакуации из общественных зданий (t о.з.)

Часть II.ПОЖАР В РАБОЧЕМ ПОМЕЩЕНИИ

Условие задачи . В рабочем помещении, облицованном древесноволокнистыми плитами (или имеющем перегородки из них), произошло возгорание. Площадь пожара, при горении облицовочных плит, приведена в исходных данных (табл. 7). Рассчитать время (t д), необходимое для эвакуации людей из горящего помещения с учётом задымлённости.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЁТНОГО ВРЕМЕНИ ЭВАКУАЦИИ

ИЗ РАБОЧЕГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ЗАДЫМЛЁННОСТИ (t д)

а) расчётное время эвакуации по задымлённости получим по формуле:

t д = (К осл * К г * W п)/(V д * S п.г.), (5)

где К осл – допустимый коэффициент ослабления света (принять К осл = 0,1);

К г – коэффициент условий газообмена;

W п - объём рабочего помещения, м 3 (табл. 7);

V д - скорость дымообразования с единицы площади горения, м 3 /(м 2 * мин);

S п.г. - площадь поверхности горения, м 2 .

б) в свою очередь коэффициент условий газообмена вычисляется по формуле:

К г = S о /S п, (6)

где S о - площадь отверстий (проёмов) в ограждающих стенах помещения, м 2 (табл. 7);

S п - площадь пола помещения, м 2 (вычислить по исходным данным).

в) скорость дымообразования получим по формуле:

V д = К д * V г, (7)

где К д - коэффициент состава продуктов горения (для древесноволокнистых плит равен 0,03 м 3 /кг);

V г - массовая скорость горения (для древесноволокнистых плит принимается равной 10 кг/(м 2 * мин)).

г) площадь поверхности горения можно получить по формуле:

S п.г. = S п.п. * К п.г. , (8)

где S п.п. - предполагаемая площадь пожара, м 2 (табл. 7);

К п.г. – коэффициент поверхности горения (для разлившихся жидкостей и облицовочных плит К п.г. = 1).

2. ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА

Сравните расчётное время эвакуации по задымлённости из рабочего помещения, полученное по формуле (5) с расчётным временем эвакуации людей из рабочего помещения, полученным по формуле (1) и с нормативным временем эвакуации из рабочего помещения (табл. 3 или 4).

Часть III.ВЫВОД

Анализируя результаты, полученные в первой и второй частях работы, сформулируйте окончательный вывод о соответствии строительного проекта нормам пожарной безопасности. При необходимости отразите письменно Ваши предложения.

Таблица 7

Исходные данные к задаче

Наименование исходных параметров Величина параметров по вариантам
ЗДАНИЕ: производственное (П); общественное (О). П - - О П - - О П - - О П - - О П - П -
Категория помещения (здания) А - В2 - Б - В3 - В1 Б
Степень огнестойкости I IV II I II V IV III III IV
РАБОЧЕЕ ПОМЕЩЕНИЕ: обозначение наименования помещения (для табл. 3); длина, м; ширина, м; объём (W п), тыс. м 3 ; площадь отверстий в стенах, м 2 - 0,4 * * * 2,5 - 25,1 * * 3,0 - 1,4 * 9,8 - 31,0 * * 0,2 - 0,7 - 1,5
Количество людей (N), чел.
ШИРИНА ДВЕРЕЙ (d д.п.): из рабочего помещения, м; из здания, м. 1,4 1,8 2,8 3,0 4,2 4,2 2,2 1,8 1,5 2,2 3,5 2,0 1,6 1,4 1,2 2,4 1,4 1,5 2,8 1,6
КОРИДОРЫ: суммарная длина (L к), м; при одной ширине (d к), м. 3,0 2,8 4,0 2,5 3,2 2,0 2,2 2,0 1,5 2,2
ЛЕСТНИЦЫ: суммарная длина (L л), м; при одной ширине (d л), м. 2,0 2,2 3,0 2,4 1,8 1,5 2,0 1,4 1,5 1,8
Площадь пожара (S п.п.), м 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Мучин П.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: СГГА, 2003. - 276 с.;

2. Мучин П.В. Охрана труда: Учебное пособие. - Новосибирск: СГГА, 2003. - 120 с.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации - № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.

4. СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений.

5. СНиП 2.09.02-85 * . Производственные здания.

6. СНиП II-2-80. Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений.


В учебных целях ориентируйтесь на нормативное время эвакуации из производственных зданий.






Министерство образования Республики Башкортостан

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ


СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНА «Экономические аспекты обеспечения пожарной безопасности»
специальность 280703 «Пожарная безопасность»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Уфа 2013 г.


Стр.

Предисловие

3

Практическая работа № 1 «Работа с нормативными документами»

5

Практическая работа № 2 «Расчет показателей использования основных производственных средств объектов защиты пожарной безопасности»

8

Практическая работа № 3 «Экономическая эффективность капитальных вложений систем пожарной безопасности»

14

Практическая работа № 4 «Расчет показателей использования оборотных фондов и оборотных средств систем пожарной безопасности»

20

Практическая работа № 5 «Формы и системы оплаты труда»

23

Практическая работа № 6 «Определение прямого ущерба от пожаров. Определение косвенного ущерба от пожаров»

Практическая работа № 7 «Расчет экономического эффекта от внедрения автоматической пожарной сигнализации на складе готовой продукции»

Практическая работа № 8 «Определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»

Практическая работа № 9 «Расчет экономического эффекта от создания и использования рекомендаций по ППЗ объекта»

Практическая работа № 10 «Системы страховой ответственности»


27
36

39
45
51

ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические указания для выполнения практических (лабораторных) работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Государственного образовательной учреждения среднего профессионального образования «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» по специальности СПО 090303 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной, заочной и заочной с элементами дистанционных технологий формы обучения.

Методические указания созданы в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, необходимо внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе необходимо выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе необходимо выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по МДК и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи.
Правила выполнения лабораторных работ

1. Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к выполнению практической работы.

2. После проведения практической работы студент должен представить отчет о проделанной работе.

3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в журнале практических работ на листах формата А4 с одной стороны листа.
Оценку по практической работе студент получает, если:


  • студентом работа выполнена в полном объеме;

  • студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

  • отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы;

  • студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше.
Зачет по выполнению практических работ студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой практических работ после сдачи журнала с отчетами по работам и оценкам.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Практическая работа № 1

«Работа с нормативными документами »
Учебная цель:

1. Знать действующие законодательные акты, ведомственные стандарты и организационно-распорядительные документы

2. Уметь применять на практике законодательные и нормативные акты, в том числе вносимые в них изменения и дополнения.

Студент должен

уметь:

знать:


  1. Учебно-методическая литература:

  • Современная экономика. Общедоступный учебный курс/ под ред. Проф.О.В. Мамедова – Ростов-на-Дону, Феникс, 2011;

  • Экономика предприятия, учебник для вузов/ под ред. Проф.В.Я Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.

  1. Справочная литература:

  • Рыночная экономика. Словарь/ под общ. Ред. Г.Я. Кипермана – М., Республика, 2010.

  1. Лабораторное оборудование и инструменты:

  1. Калькулятор – простой.

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности». Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». ФГУ ВНИИПО МЧС РФ

  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях

  3. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

  4. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности»

  5. Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организация Государственной противопожарной службы МВД РФ»

  6. Приказ МВД РФ«Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федерации»

  7. Приказ МВД РФ «Об утверждении нормативных правовых актов в области организации деятельности государственной противопожарной службы»

  8. Приказ МВД РФ «Об информационно-пропагандистской работе

  9. Приказ ГПС МВД РФ «Об утверждении нормативных правовых
актов Системы сертификации продукции, услуг в области пожарной безопасности

  1. ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования»

  2. НПБ 01-93 «Порядок разработки и утверждения нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

  3. НПБ 02-93 «Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

  4. НПБ 03-93 «Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

  5. НПБ 04-93 «Порядок государственного пожарного надзора за строительством объектов иностранными фирмами на территории Российской Федерации». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

  6. НПБ 05-93 «Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

  7. НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятий. Общие требования». Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы.

  8. ППБ 01-93 «правила пожарной безопасности в Российской Федерации». Сборник нормативных документов.

Задания для практического занятия:


  1. Изучить документ об обеспечении пожарной безопасности в РФ и организации ГПС.

  2. Изучить документ об условиях оплаты труда работников ГПС МЧС России.

  3. Описать в каком документе изложены порядок и условия выплаты доплат, премий и оказание материальной помощи работникам ГПС, содержащимся за счет средств федерального бюджета.

  1. Указать в каком документе изложен порядок рассмотрения и согласования градостроительной и проектно-сметной документации

  2. Дать характеристику документа о порядке присвоения пожарным ГПС МЧС России классов квалификации.

  3. Дать характеристику нормативной документации, которая применялась при изучении материала и подготовки к практическим работам.

Контрольные вопросы

1. Какие федеральные законы применяются при изучении курса пожарной безопасности

2.Какие приказы о пожарной безопасности вы знаете?
Порядок выполнения отчета по практической работе


  1. Ознакомиться с теоретическим материалом по практической работе.

  2. Записать краткий конспект теоретической части.

  3. Выполнить предложенное задание согласно варианту по списку группы.

  4. Продемонстрировать результаты выполнения предложенных заданий преподавателю.

  5. Ответить на контрольные вопросы.

  6. Записать выводы о проделанной работе.
Практическая работа № 2

«Расчет показателей использования основных производственных средств объектов защиты пожарной безопасности»
Учебная цель:

1. Овладеть навыками в экономических расчетах и их анализа.

2. Научится отыскивать пути улучшения использования

производственныхфондов объединения.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

Анализировать социально-экономическую эффективность проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации пожаров;

Определять размер прямого и/или косвенного ущерба от пожара;

Разрабатывать экономически обоснованные мероприятия по защите от пожаров людей и имущества, определять капитальные затраты и текущие расходы на обеспечение пожарной безопасности;

знать:

Функции и роль системы обеспечения пожарной безопасности для создания и сохранения национального богатства страны;

Понятие и виды экономического ущерба от пожаров;

Значение и сущность страхования от пожаров;

Методы оценки экономической эффективности использования техники и пожарно-профилактических мероприятий;

Основы финансового и материально-технического обеспечения пожарной охраны;

Основы организации и планирования материально-технического снабжения и вещевого довольствия работников пожарной охраны;

Основы государственного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью.
Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

Современная экономика. Общедоступный учебный курс/ под ред. Проф.О.В. Мамедова – Ростов-на-Дону, Феникс, 2011;

Экономика предприятия, учебник для вузов/ под ред. Проф.В.Я Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.
2. Справочная литература:

Рфночная экономика. Словарь/ под общ. Ред. Г.Я. Кипермана – М., Ресублика, 2010.
3. Лабораторное оборудование и инструменты:

Калькулятор – простой.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Производственные фонды состоят из основных и оборотных средств.

Среднегодовая стоимость основных средств определяется по формуле (руб.):

,

где Сн - стоимость основных средств на начало планового года, руб.;

Св - стоимость основных средств, вводимых в плановом году, руб.;

М - число месяцев функционирования основных средств, вводимых в плановом

году (начиная с первого числа месяца, следующего за сроком ввода объекта);

Свыб. - стоимость основных средств, выбывающих в плановом году, руб.;

М 1 - число месяцев функционирования основных средств, выбывающих в

плановом году (начиная с первого числа месяца, следующего за сроком выбытия объекта).

Амортизацией называется денежное возмещение износа основных средств. Расчет амортизации выполняется с помощью следующей формулы:

гдеФ 1 - стоимость основных средств на начало года, руб.,

Ф вв - стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию, руб.,

Ф выв - стоимость основных средств, выведенных из эксплуатации, руб.,

n l - количество месяцев работы основных средств с момента ввода их в эксплуатацию до конца года;

п 2 - количество месяцев с момента вывода основных средств из эксплуатации до конца года; .

На - норма амортизации, %

Физический износ основных средств определяется по формуле:

где Ск.р. – стоимость капитального ремонта основных средств, руб.;

Сп – первоначальная стоимость основных средств, руб.
Моральный износ основных средств определяется по формуле:

где Св – восстановительная стоимость основных средств, руб.
Общий износ основных средств определяется по формуле:

Амортизация основных средств определяется по формулам:

1) для основной группы основных средств (руб.)

где Соф – среднегодовая стоимость основных средств (фондов), руб.;

На - годовая норма амортизации, руб.
2) для автомобильного транспорта (руб.)

где П- пробег автомобиля, км;

На- годовая норма амортизации на 1000 км пробега, руб.
3) износ нематериальных активов (руб.)

где Сна – стоимость нематериальных активов, руб.;

где Н- норма износа нематериальных активов, %;

t - срок службы нематериальных активов, год.
Натуральные показатели использования основных средств определяются по следующим формулам:

1) коэффициент экстенсивного использования основных средств:

где tф и tн – фактическое время работы основных средств и по норме, графику, ч.
2) коэффициент интенсивного использования основных средств:

где Вф и Вн – объем продукции, выполненный фактически и по норме, руб.
3) коэффициент интегрального использования основных средств

4) коэффициент сменности

где Тф - фактическое число отработанных часов всем оборудованием за все установленные смены, ч.;

Т м - максимально возможное число отработанных часов по установленному графику всем оборудованием за одну смену, ч.
Стоимостные показатели использования основных средств определяются по следующим формулам:

1) фондоотдача
2) фондоемкость
3) фондовооруженность

4) производительность труда

где Р - численность работников, чел.

В разделе "Государственная система обеспечения безопасности населения" изучаются чрезвычайные ситуации техногенного характера(пожары в быту и на промышленных предприятиях, правила пожарной безопасности), эвакуация населения в условиях ЧС, аварийно - спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС. В ходе практической работы студенты закрепляют изученный ранее материал, изучают назначение, устройства и принципы действия первичных средств тушения пожаров, правила пожарной безопасности и эвакуации при угрозе пожара в учебном заведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ УСЛУГ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практическая работа

с обучающимися ГБПОУ БТПТСУ по учебной дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Разработчик:

Кривоносова Л.Л., преподаватель -

Организатор ОБЖ ГБПОУ БТПТСУ

г. Брянск

Дата:

Место проведения: кабинет ОБЖ.

Количество часов: 1 час.

Тип учебного занятия: самостоятельная практическая работа;

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Цель учебного занятия:

Образовательные : изучить виды ЧС, техногенные ЧС (пожары в быту, аварии на транспорте), правила противопожарной безопасности, средства, способы борьбы с пожарами, усвоить правила соблюдения пожарной безопасности, правила пожарной безопасности в помещениях, познакомить с планом эвакуации при пожаре, изучить действия населения при ЧС при пожаре в помещениях согласно заданному алгоритму (плану эвакуации).

Развивающие: развитие навыков работы с алгоритмом (планом эвакуации); развитие познавательных интересов.

Воспитательные: воспитание внимания, усидчивости, умения работать в группе.

воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет

усвоения новых понятий.

Задачи учебного занятия:

  • научиться определять виды ЧС;
  • знать правила противопожарной безопасности;
  • знать основные правила поведения при пожаре;
  • познакомиться с методами, средствами, способами борьбы с пожарами;
  • познакомиться с потенциальными опасностями техногенного происхождения, характерными для региона проживания;
  • рассмотреть правила действий, которые нужно выполнять при пожаре в помещении;
  • научиться пользоваться алгоритмом действий (планом эвакуации) при пожаре по сигналу оповещения в техникуме;
  • научиться работать с наглядным материалом, оформлять записи, схемы в тетрадях, бланки отчетов о проделанной практической работе.
  • (2-ой урок) по теме: «Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности. Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре».

Преподаватель : (раздает инструкции по выполнению практической работы ,

Бланки отчетов,

при необходимости определяет варианты заданий (В- 1 (нечетные), В-2 (четные))

В ходе беседы и представляет презентацию: «Первичные средства пожаротушения, правила их применения. Правила безопасного поведения при пожаре»

объясняет: правила пожарной безопасности, знакомит с видами первичных средств пожаротушения, изучает последовательность действий при использовании различных видов огнетушителей; последовательность действий при эвакуации в случае пожара.

Обучающиеся выполняют по инструкции практическую работу.

ОБЖ Тема: Практической работы.

Общая характеристика опасных ЧС техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Цель работы:

Получить представление

  • о пожаро- и взрывоопасных объектах;

О правилах пожарной безопасности.

Познакомиться:

  • со способами тушения пожаров;
  • с правилами эвакуации по сигналам оповещения при пожаре;

С правилами использования видов огнетушителей для тушения возгораний.

Научиться:

- защищать себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного, техногенного характера;

Классифицировать чрезвычайные ситуации;

1 этап: ()

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство

2. Указать устройство

Задание 2 (уровень В):

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;

Задание 3 (уровень С):

2 этап: ()

Задание 4

Проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре.

Цель экскурсии - ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре.

Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.

  • план эвакуации;

Задание 5

(дополнительное задание) Тестовый контроль.

Вывод по практической работе.

Обучающиеся заполняют бланк-отчета и сдают его в конце занятия.

9. Домашнее задание (записано на доске).

Составить:

Инструкцию по ликвидации пожара в квартире;

План эвакуации из своей квартиры;

План эвакуации из населенного пункта, расположенного вблизи источника ЧС – лесного пожара.

10. Подведение итогов:

Преподаватель : отвечает на вопросы студентов, выставляет оценки за учебное занятие, сообщает, что оценки за практическую работу будут выставлены к следующему учебному занятию..

При наличии времени демонстрируется видеофильм 3 : «Правила и порядок эвакуации по сигналу ГО, «Пожар»».

Преподаватель : предлагает обучающимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке (предлагает заполнить карточки самооценки).

Инструкция по выполнению

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ОБЖ № 3

Тема: Общая характеристика опасных ЧС природного и техногенного характера. Правила пожарной безопасности.

Изучение последовательности действий при использовании различных видов огнетушителей. Изучение правил эвакуации при пожаре.

Цель :

получить представление :

  • о стихийных бедствиях природного характера.
  • о причинах аварий и катастроф на объектах экономики;
  • о пожаро- и взрывоопасных объектах.
  • о правилах пожарной безопасности
    знать :

Потенциальные опасности природного, техногенного происхождения, характерные для региона проживания;

  • причины их возникновения, о протекании и возможных последствиях;
  • способы тушения пожаров;
  • правила эвакуации по сигналам оповещения;
  • правила использования видов огнетушителей для тушения возгораний.
    уметь:

- защитить себя и окружающих в случае стихийного бедствия природного
характера.

Классифицировать чрезвычайные ситуации.

Пользоваться простейшими средствами пожаротушения.

Литература:

1.ОБЖ: учебник для НПО и среднего профессионального образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 6-е – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 317 с.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл., 11кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений Под ред. Смирнова А.Т., Хренников Б.О. –

5-ое издание, перераб. – М. «Просвещение», 2013.

Вопросы для самоконтроля:

Характеристика и классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические, лесные пожары), техногенные (авария на транспорте и объектах экономики).

Аварийные ситуации на транспорте:

Аварии на радиационно опасных объектах.

Аварии на пожаро – и взрывоопасных объектах.

Аварии и пожары на транспорте: на железнодорожном транспорте, на автомобильном транспорте, на воздушном транспорте, на водном транспорте. Аварии и пожары в метро.

Изучение первичных средств пожаротушения. Правила использования огнетушителей для тушения возгораний:

Углекислотные ОУ-2, ОУ-5 (используются для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением до 380 В, различных веществ, горючих материалов и жидкостей, возгораний на автомашинах. Продолжительность действия - 25-40 сек).

Последовательность действий при использовании углекислотных огнетушителей:

  1. Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку.
  2. Правой направьте струю огнетушителя в сторону
    очага возгорания.
  3. Вращая маховичок вентиля против часовой стрелки,
    пустить струю углекислоты на огонь.
  4. В момент работы огнетушителя ни в коем случае не
    беритесь рукой за раструб, т.к. температура здесь резко понижается и можно обморозить кожу.

Устройство углекислого огнетушителя:

1- баллон; 2 - сифонная трубка; 3- рукоятка; 4 - предохранитель;

5 - вентиль; 6 - маховичок; 7 - раструб.

Устройство порошкового огнетушителя:

Порошковые ОП-Т «Момент», ОП-2 (используются для тушения горючих газов и жидкостей, зажигательных веществ, электроустановок и проводов под напряжением. Продолжительность действия – 40сек.).

Принцип действия порошкового огнетушителя:

Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу-насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха .

Последовательность действий при использовании порошковых огнетушителей:

1.Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку

2. Откройте вентиль газового баллончика

Пенных ОВП-5, ОВП-10, ОХП-10, ОХВП-10 (используются для тушения загораний различных материалов и разлитых горючих жидкостей на небольших площадях. Запрещено их применять для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением. Продолжительность действия - 40-70 секунд).

Последовательность действий при использовании пенных огнетушителей:

  1. Поднесите огнетушитель к очагу горения на возможно близкое расстояние.
  2. Прочистите шпилькой отверстие спрыска.
  3. Отбросьте вверх до отказа ручку запорного устройства.
  4. Левой рукой возьмитесь за днище огнетушителя, правой рукой - за боковую
    ручку, переверните огнетушитель спрыском вниз и направьте струю пены в
    огонь.
  5. Если пена не пошла, переверните огнетушитель спрыском вверх, несколько раз
    встряхните его и вновь переверните спрыском вниз.

Ход работы:

1 этап: (применения теоретических знаний )

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2. Порошкового огнетушителя ОП-2;
  3. Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С):

Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

2 этап: (практическое применение знаний )

Вывод:

Приложение 1

Бланк отчета

Пр. раб. № 3

Ф.И.О . _____ ______ __ Гр . _________

Тема:

Цель работы:

1 этап: (применения теоретических знаний )

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;
  2. Порошкового огнетушителя ОП-2;
  3. Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С). Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

1. Ситуация : Возгорание в квартире

Ваши действия:

2. Ситуация : Запах дыма (гари) на лестничной площадке

Ваши действия:

3. Ситуация : Загорелся телевизор (любой другой электроприбор )

Ваши действия:

4. Ситуация : Загорелась одежда на человеке Ваши действия:

2 этап: (практическое применение знаний )

Задание 4. Изучите организацию работы по противопожарной безопасности в образовательном учреждении.

Для выполнения данного задания проводится экскурсия по образовательному учреждению (после сигнала «Пожар!»). Определяется, как выполняется обучающимися алгоритм действия (план эвакуации) при пожаре;

Цель экскурсии - ознакомление с местами расположения первичных средств пожаротушения и отработка модели поведения при пожаре. Во время экскурсии необходимо внимательно рассмотреть план эвакуации студентов и персонала образовательного учреждения (во время пожара на это не будет времени), изучить маршрут эвакуации от кабинета безопасности жизнедеятельности до аварийного выхода, пройти по этому маршруту и запомнить его.

Обучающимся следует обратить внимание на следующие моменты:

  • вид огнетушителя и правила приведения его в действие;
  • место расположения пожарного крана (при наличии), ближайшего к учебному
    кабинету ОБЖ, и его комплектацию;
  • место расположения пожарного щита (при наличии) и его комплектацию;
  • порядок действия в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
  • план эвакуации;
  • места расположения эвакуационных выходов.

Задание 5. Внимательно прочитайте утверждения, оцените их правильность и разместите их в соответствующие графы таблицы («Правильно» или «Неправильно»).

При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал к заданию 3.

  1. При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.
  2. Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.
  1. Загоревшиеся компьютер или телевизор нельзя тушить водой.
  2. Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.
  3. Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.
  4. Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.
  5. Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидать
    комнату.
  6. Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.

9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.

  1. Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возгоранию компьютера или телевизора.
  2. При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить электричество.
  3. При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет дыма, свою фамилию, номер своего телефона.
  4. Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.
  5. При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задохнуться от дыма.

Вывод :

Самооценка.

Я могу объяснить, как …

Использовал(а) определения понятий, термины, чтобы не ошибиться в названии изученной темы, раздела, в формулировке целей и задач

Игра «Четвертый лишний»

Вопросы и задания

1. Найдите «четвертый лишний» предмет, который может стать причиной пожара.

Кипятильник, расческа, шкатулка, кастрюля.

Ковёр, телевизор , картина, стол

Стакан, зажигалка , ложка, одеяло

Фен , ваза, карандаш, колечко

Спичка , ведро, ранец, кукла.

2. Какие из этих веществ и предметов можно применить при тушении пожаров?

Вода, песок, огнетушитель, бензин, масло, спирт.

3. Найдите «четвертый лишний» предмет, который не может стать причиной пожара.

Спички, зажигалка, свеча, подушка.

Утюг, телевизор, ведро , пылесос.

Стиральная машина, электрокофемолка, фломастер , свеча.

Знаете ли вы правила пожарной безопасности?

Вопросы и задания

1. Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»?

2. Можно ли тушить горящий бензин водой? Почему?

3. Почему возникают лесные пожары?

4. Почему говорят: «От копеечной свечи Москва сгорела»?

5. Почему нельзя тушить водой включенный в сеть телевизор?

6. Почему во время пожара нужно стараться передвигаться нагнувшись?

7. Почему при пожаре нужно дышать через мокрую ткань?

8. По какому номеру нужно звонить при пожаре?

9. Каких качеств требует работа пожарного?

10. Где следует хранить горючие жидкости?

11. Где нужно хранить спички и зажигалки?

12. Почему новогоднюю елку нельзя ставить у дверей?

13. Почему елку нельзя ставить на толстом ковре?

14. Почему нельзя украшать елку восковыми свечами и зажигать их?

15. Почему во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери?

16. Как поступить, если дым попадает в квартиру с лестничной клетки?

17. Почему в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры?

18. Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожаров?

19. Какие признаки говорят о неисправной электропроводке? Сломанных электроприборов?

20. Составьте короткий рассказ со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода.

21. Можно ли во время пожара пользоваться лифтом? Обоснуйте свой ответ.

22. Чем можно погасить бензин или керосин?

23. Что делать, если в сковороде загорелось масло?

24. Почему нельзя завешивать заднюю стенку телевизора?