Пожарные суда разных стран. Пожарная техника на базе кораблей и судов. Назначение, общее устройство, тактико-технические характеристики пожарного поезда немецкое пожарное судно «ALFRIED KRUPP»

На водных объектах (озера, моря, океаны) и прибрежных зонах пожары случаются ничуть, ни реже, чем на суше. Тушение пожара в океане, и устранение его последствий для экологии предполагает использование специальных кораблей.

Такие суда не только участвуют в тушении непосредственно огненного очага, но и проводят профилактические работы на нефтегазодобывающих объектах в море. Участвуют в осуществлении эвакуации горящего судна и помогают в спасении пострадавших людей.

Тушение пожара на водном объекте осуществляется не только при помощи крупных кораблей, но и при помощи малогабаритных катеров.

Фото Пожарные корабли

Виды и характеристика

Все водные суда, включая катеры, могут быть мореходными, базовыми и речными. Существует ряд специфических характеристик, которым должны соответствовать все корабли.

К ним следует отнести:

  1. Ходность. Характеристика, при которой судно развивает и поддерживает необходимую скорость, заданную заранее.
  2. Непотопляемость. Заполнение водой даже нескольких отсеков судна не должно влиять на его работоспособность и равновесие судна.
  3. Автономность говорит о том, сколько времени судно сможет обходиться без дополнительного пополнения водой, материалами и провизией.
  4. Управляемость — способность корабля моментально реагировать на любое изменение в положении руля.
  5. Остойчивость, т.е. способность судна сохранять равновесие при воздействии внешних сил.

Корпус корабля, участвующего в тушении возгорания гладкопалубный и сделан из стали. Плавные очертания имеет и носовая часть корабля. Особенностью кораблей является то, что по его периметру существуют завесы воды, которые обеспечивают защиту корпуса от воздействия высоких температур при участии в тушении огня.

Тушение пожара с корабля требует от судна повышенной маневренности, которая обеспечивается подруливающими устройствами, ходовыми машинами двухвальными и установкой специальных водометов. Базовая комплектация пожарных кораблей обязательно включает в себя: насосы, системы орошения, корпус с надстройкой, водо — и пенные коммуникации, иловую установку.

Тушение пожара нефтепродуктов в море предполагает незамедлительную помощь, и для этого нужен особый корабль.

Является наиболее используемым на водных объектах. Это судно отличается быстроходностью, и эффективно при экстренной помощи на береговых объектах, судах в условиях пожара. Данный вид пожарного судна укомплектован необходимыми веществами в случаи горения нефтепродуктов.

Однако для решения всех задач по тушению пожаров использование пожарных кораблей не всегда является достаточным. В некоторых случаях тушение пожара пожарным катером является более эффективным. Первым пожарным маломерным судном, который был спущен на воду, был катер модели «UMC-1000». Его проект предполагал тушение пожара катером только на надводных объектах. Также катер из-за своих малых габаритов прекрасно применялся для спасения утопающих. Наиболее современной моделью пожарно-спасательных катеров с водометным движителем является КС-110-30. Относится он, согласно Речному Регистру РФ, к классу «Р», что означает место его применения — река.

Согласно отчету специалистов, данный катер иногда является единственной возможностью при тушении пожаров в городских районах с плотной застройкой, где пропускная способность дорог имеет ограничения. Также его используют при пожарах на гидросооружениях, небольших островах, лесных поселках.

Тушение пожара на воде предусматривает использование, в зависимости от площади очага, самых различных противопожарных судов.

Распространены такие модели как:

На данный момент судна для предотвращения возгораний становятся все более высокоэффективными и оснащаются современными техническими средствами.

Пожарное судно

Пожарное судно в действии

Пожарное судно - Корабль, катер, моторная лодка для выполнения задач, решаемых специализированными пожарными службами. . Основным назначением пожарных судов является оказание экстренной помощи плавсредствам, береговым объектам, морским буровым установкам и т. д. при пожаре. Повышенная маневренность, необходимая для подхода судна к горящему объекту обеспечивается мощными подруливающими устройствами, а на судах последних лет постройки - системами динамического позиционирования.

Классификация

Пожарные суда делятся на специализированные (имеют мощное пожарное оборудование, которое не позволяет их использовать не по назначению) и комбинированные (пожарные и портовые буксиры, имеющие пожарное оборудование, не снижающее их эффективности как буксировочных средств). В зависимости от района плавания делятся на речные и морские.

Средства пожаротушения

Основным средством пожаротушения на пожарном судне являются высокопроизводительные (до 10 000 м³/ч) насосы, подающие воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии. Насосы имеют привод от специальных или ходовых двигателей судна и устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии, что обеспечивает быстрое заполнение насосов самотеком. Лафетные стволы (2-8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке и обеспечивают длину струи до 200 м и высоту до 50 м. На некоторых судах имеются телескопические вышки и стрелы, так же оборудованные пожарными стволами. Кроме того, указанные вышки и стрелы используются для высадки аварийных партий к очагам пожара и снятия людей с горящих судов. Для тушения нефти и нефтепродуктов на танкерах, береговых складах и нефтебуровых установках применяются средства химического пожаротушения - пенообразующие вещества, диспергенты, устройства локализации нефтяного пятна. Для защиты от теплового воздействия по периметру судна проложены трубопроводы оросительной системы.

  • 1. Корпус судна и его элементы. Понятие о прочности. Теоретический чертёж судна и его назначение. Системы набора корпуса судна, основные продольные и поперечные балки набора.
  • 4Х тактный цикл дизеля. Индикаторная диаграмма.
  • 2Х тактный цикл дизеля. Индикаторная диаграмма.
  • 3. Основные электрические величины – электрический ток, напряжение, мощность
  • 1. Посадка и остойчивость судна, теоретические основы. Остойчивость, метацентрическая высота. Информация об остойчивости.
  • 2. Процессы газообмена 2-х и 4-х тактных дизельных двигателей. Понятие наддува. Импульсный газотурбинный и наддув при постоянном давлении. Коэффициент избытка воздуха.
  • 3. Генераторы судовой электростанции. Техническое обслуживание щеточного аппарата синхронного генератора.
  • 2. Принцип работы холодильной установки. Холодильные агенты и хладоносители.
  • 3. Техническое обслуживание кислотных аккумуляторных батарей (акб).
  • 4. Техническое обслуживание судовых помещений.
  • 1. Международная конвенция о грузовой марке 1966 года.
  • 3. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования. Техническое обслуживание распределительных устройств.
  • 4.Техническое обслуживание судовых систем.
  • 1.Категории затопленных отсеков. Влияние свободной поверхности на остойчивость на больших углах крена.
  • 2.Судовые паровые котлы: классификация, устройство водотрубных, огнетрубных, комбинированных и утилизационных котлов, устройства для сжигания топлива в котлах.
  • Процесс сгорания топлива
  • Подача воздуха
  • Сгорание топлива
  • 3. Средства, обеспечивающие распределение нагрузки при параллельной работе генераторов.
  • 4.Осмотр судна в доке и на плаву.
  • 1. Конструктивные меры противопожарной безопасности.
  • 2.Основные термодинамические процессы для идеальных газов.
  • 3.Судовые силовые трансформаторы.
  • 4.Техническое обслуживание дизелей и их отдельных сборочных единиц и деталей.
  • 1. Конвенция солас.
  • 2. Цикл Карно.
  • 3. Техническое обслуживание взрывозащищенного электрооборудования и сетей. Осмотры электрооборудования
  • 4.Очистки, осмотры и испытания котлов.
  • 1. Международный кодекс по спасательным средствам. Индивидуальные и коллективные спасательные средства.
  • 3. Аварийные дизель - генераторы и система их автоматического запуска.
  • 4.Техническое обслуживание элементов котла.
  • 1. Международная конвенция марпол по предотвращению загрязнения с судов. Судовые документы по пзм, сроки их действия, возобновление документов.
  • 2.Основные понятия о машинах и механизмах. Кинематическая пара, кинематическая цепь. Виды передач.
  • 3. Классификация полупроводниковых преобразователей электроэнергии.
  • 4.Техническое обслуживание вспомогательных механизмов и оборудования.
  • 2. Сопротивление материалов: виды деформаций, напряжений, нагрузок.
  • 3. Частотные преобразователи для управления асинхронными электродвигателями.
  • 4.Смазывание вспомогательных механизмов и оборудования, техническое обслуживание подшипников.
  • 1. Судовые системы, предназначенные для предотвращения возникновения или распространения пожара. Средства пожаротушения на судах и их классификация. Противопожарное снабжение.
  • 2.Детали машин: детали и узлы общего и специального назначения, виды соединений.
  • 3. Щитовые электроизмерительные приборы (эп). Подключение электроизмерительных приборов. Погрешность результата измерения.
  • 4.Техническое обслуживание холодильных установок. Удаление хладона. Наполнение системы хладоном и дозарядка.
  • 1. Классификация судовых помещений по назначению. Размещение помещений в основном корпусе судна.
  • 2. Основные неподвижные и подвижные детали судовых дизелей.
  • 3. Электрическое освещение – основное и аварийное. Судовые электронагревательные и отопительные приборы и устройства. Обслуживание и предъявляемые к ним требования.
  • 4. Система технического обслуживания судна. Общие требования по то судна. План-графики по то стс и к.
  • 1. Судовые документы, требуемые ктм рф. Судовые документы, выдаваемые рмрс России в соответствии с требованиями мк солас 74/88 с поправками. Мппсс-72 и регламента радиосвязи 1997 г.
  • 3. Режимы работы судовых электроприводов. Факторы, обеспечивающие нормальную работу судовых электрических машин. Защита электродвигателей в электроприводах.
  • 4. Надзор за судами в эксплуатации. Использование результатов в процессе технического надзора за судами.
  • 2. Работа дизеля в режимах и условиях, отличных от нормальных. Подготовка к манёврам и остановка дизельной установки.
  • 3. Приборы контроля и сигнализации. Датчики и индикаторы, применяемые в судовых системах. Аварийно-предупредительная сигнализация (апс).
  • 4. Виды и порядок прохождения инструктажа по технике безопасности.
  • 1. Мкуб - его цели и требования. Основные резолюции имо по внедрению мкуб.
  • International Management Code for the Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention (International Safety Management (ism) Code) » - мкуб
  • 2. Ввод дизеля в режим эксплуатационной нагрузки. Работа гд и обслуживающих его систем в сложных условиях.
  • 3. Средства автоматики и дистанционного управления. Готовность к действию и ввод в действие электрических систем автоматики. Основные требования к системам дау.
  • 4. Техника безопасности при обслуживании дизельных установок.
  • 1. Система управления безопасностью судоходной компании. Назначенное лицо. Национальные нормативные документы по внедрению мкуб.
  • 2. Контроль и регулировка параметров рабочего процесса судовых дизелей.
  • 3. Техническая документация по судовому электрооборудованию, виды технической документации. Электрические схемы и чертежи, их отличие друг от друга.
  • 4. Работа главной дизельной установки в аварийных условиях и во время обкатки.
  • 1. Международная конвенция марпол-73/78: правила регистрации операций с нефтью и нефтепродуктами. Ответственность и контроль.
  • 2.Подготовка котла к действию, обслуживание котла в действии, вывод котла из действия.
  • 3. Проверки работы адг, сети аварийного освещения, авральной и пожарной сигнализации, водонепроницаемых дверей; периодичность проверок.
  • 1. Кодекс торгового мореплавания рф. Устав службы на судах ммф. Дисциплинарный устав.
  • 2. Обслуживание котла на режимах, отличных от нормальных. Водный режим котла. Меры предосторожности при упуске воды из котла. Хранение бездействующего котла.
  • 3. Электробезопасность. Защита от поражения электрическим током, защитное заземление. Диэлектрические средства защиты, периодичность проверок их на электрическую прочность.
  • 4. Контроль технического состояния корпусных конструкций. Виды и методы неразрушающего контроля и диагностики технического состояния корпуса и конструкций судна.
  • 2.Типы насосов, входящих в состав судовых систем. Птэ насосов по типам.
  • 3. Функции элементов сар и назначение. Система дистанционного автоматического управления гд.
  • 4. Требования птэ по технической эксплуатации и обслуживанию машинных и котельных помещений. Предремонтная дефектация элементов корпуса судна, организация и этапы выполнения.
  • 1. «Наставление по предотвращению загрязнения с судов». Пломбирование клапанов на судне. Бункеровочные операции.
  • 2. Работа гд с выключенными цилиндрами. Регулировка параметров рабочего процесса гд.
  • 4. Взаимодействие должностных лиц в процессе ремонта. Доковый ремонт. Доковый ремонт
  • другие.

    Тушение этих материалов производится в основном водой, водными растворами, пеной.

    Пожары класса "В" - горение жидких веществ, их смесей и соединений. К этому классу

    веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски, растворители и другие

    горючие жидкости.

    Тушение таких пожаров производится в основном с помощью пены путем покрытия ее

    слоем поверхности горючей жидкости, отделяя ее, таким образом, от зоны горения и

    окислителя. Кроме того, пожары класса "В" можно тушить распыленной водой,

    порошками, углекислотой.

    Пожары класса "С" - горение газообразных веществ и материалов. К этому классу

    веществ относятся горючие газы, используемые на морских судах в качестве

    технологического снабжения, а также перевозимые морскими судами горючие газы в

    качестве груза (метан, водород, аммиак и др.). Тушение горючих газов производится

    компактными струями воды или с помощью огнетушащих порошков.

    Пожары класса "D" - возгорания, связанные со щелочными и подобными металлами и их

    соединениями при их контакте с водой. К таким веществам относятся натрий, калий,

    магний, титан, алюминий и др. Для тушения таких пожаров используют

    теплопоглощающие огнетушащие вещества, например, некоторые порошки, не

    вступающие в реакцию с горящими материалами.

    Пожары класса "Е" - горение, возникающее при воспламенении находящегося под

    напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок.

    Спринклерные системы (Функция обнаружения пожара).

    Автоматическая спринклерная система пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара устанавливается на судне так, чтобы защищать жилые помещения , камбузы и иные служебные помещения, за исключением помещений, которые не представляют значительной пожароопасности (пустые помещения, санитарные помещения и т.д.).

    Спринклерная система состоит из танка с водой для питания системы, насоса и системы

    трубопроводов. Система обеспечивает постоянное давление воды в трубопроводах. От основного трубопровода имеются ответвления во все защищенные системой помещения, снабженные головками распылителей. Головки распылителей снабжены стеклянными предохранителями, наполненными жидкостью. Эти предохранители рассчитаны на определенную температуру, при достижении которой они лопаются и открывают отверстие для распыления воды в помещение.

    Так как трубопроводы находятся под давлением, воды начинает распыляться, образуя

    парообразную завесу, способную погасить пламя.

    Спринклерная система разделена на секции покрытия судна. Каждая секция имеет собственную станцию управления, включающую клапана перекрытия. При срабатывании головки распыления в определенной секции, датчик давления определяет возникший перепад давления и подает сигнал на центральную панель индикации, которая находится на Мостике.

    Типовая панель индикации обеспечивает звуковой и визуальный сигнал (сирена и лампочка индикации). Лампочка указывает, в какой секции судна сработала система и тип сигнализации (перепад давления в системе в результате срабатывания головки распылителя либо перекрытие подачи воды в секцию изолирующим клапаном системы).

    При полном расходовании пресной воды в танке системы предусматривается автоматическое использование забортной воды. Как правило, спринклерная система используется как первоначальное автоматическое средство тушения

    пожара до прибытия судовых пожарных бригад. Использование морской воды в системе

    нежелательно, и по возможности секцию следует своевременно изолировать, чтобы остановить расход пресной воды. Прибывшие пожарные продолжат борьбу с пожаром иными имеющимися средствами.

    В случае использования в системе забортной морской воды, необходимо тщательно промыть всю систему трубопроводов пресной водой. Сработавшие головки распылителей должны быть заменены запасными (необходимый запас которых всегда должен иметься на судне).

    Главная пожарная система судна. Fire main System

    Такой системой на судне является система тушения пожаров забортной водой, состоящая из пожарных насосов и трубопроводов, пожарных гидрантов и рукавов с регулируемыми насадками.

    Система предназначена для использования забортной воды в качестве огнегасящего агента, используя эффект охлаждения (устранение элемента «Тепло» в Пожарном треугольнике).

    К сиситеме водотушения могут подключаться пеногенераторы, образующие пену высокократного расширения.

    Система состоит из пожарных насосов и трубопроводов, пожарных гидрантов и рукавов с

    регулируемыми насадками. Она покрывает всѐ пространство судна, все проходы, помещения, включая машинные отделения, открытые палубы.

    Диаметр пожарной магистрали и ее ответвлений должен быть достаточным для эффективного распределения воды при максимально требуемой подаче двух одновременно работающих

    пожарных насосов; однако на грузовых судах достаточно, чтобы такой диаметр обеспечивал подачу только 140 куб.м /ч.

    Максимальное давление в любом кране не должно превышать давления, при котором возможно эффективное управление пожарным рукавом.

    Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу по меньшей мере двух струй воды для борьбы с пожаром под необходимым давлением.

    Производительность насоса должна быть не менее 40% общей производительности пожарных насосов и в любом случае не менее 25 куб.м /ч.

    На грузовом судне нет необходимости, чтобы общая требуемая производительность пожарных насосов превышала 180 м/ч.

    На судах должны быть предусмотрены пожарные насосы с независимыми приводами в

    следующем количестве:

    На пассажирских судах валовой вместимостью 4000 рег.т и более: по меньшей мере 3 насоса;

    На пассажирских судах валовой вместимостью менее 4000 рег.т и на грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.т и более: по меньшей мере 2;

    На танкерах, с целью сохранения в случае пожара или взрыва целостности пожарной магистрали, на ней должны быть установлены изолирующие клапаны в носовой части в защищенном месте и на палубе грузовых танков с интервалами не более 40 м.

    Количество и размещение кранов (гидрантов) должны быть такими, чтобы по меньшей мере две струи воды из разных кранов, одна из которых подается по цельному рукаву, доставали до любой части судна, а также до любой части любого порожнего грузового помещения, любого грузового помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или любого помещения специальной категории, причем в последнем случае до любой его части должны доставать две струи,

    подаваемые по цельным рукавам. Кроме того, такие краны должны располагаться у входов в защищаемые помещения.

    Трубопроводы и краны должны быть расположены так, чтобы к ним можно было легко

    присоединить пожарные рукава.

    Для обслуживания каждого пожарного рукава предусмотрен клапан с тем, чтобы любой пожарный рукав можно было отсоединять при работающих пожарных насосах.

    Изолирующие клапаны для отключения участка пожарной магистрали, расположенного в

    машинном помещении, в котором находится главный пожарный насос или насосы, остальной части пожарной магистрали устанавливаются в легко доступном и удобном месте за пределами машинных помещений.

    Расположение пожарной магистрали должно быть таким, чтобы при закрытых изолирующих клапанах ко всем судовым кранам, кроме тех, которые расположены в вышеупомянутом машинном помещении, могла подаваться вода от пожарного насоса, расположенного за пределами этого машинного помещения, по трубопроводам, проходящим вне его.

    Международное Морское Соединение. International Shore Connection

    Любое судно, тоннажем выше 500 тонн должно иметь по крайней мере одно Международное Морское Соединение, для возможности подключения к пожарной магистрали с другого судна или с берега.

    Подключения для такого соединения должно быть предусмотрено на баке и корме судна.

    Системы углекислотного тушения

    Для грузовых помещений количество имеющегося углекислого газа должно быть достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного 30% валового объема наибольшего грузового помещения судна, защищаемого системой.

    Для машинных помещений количество имеющегося углекислого газа должно быть достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного большему из следующих объемов:

    40% валового объема наибольшего машинного помещения, защищаемого таким образом, за исключением объема части шахты, или 35% валового объема наибольшего защищаемого машинного помещения, включая шахту.

    Однако для грузовых судов валовой вместимостью менее 2000 рег.т приводимые проценты могут 23быть снижены до 35 и 30% соответственно; кроме того, если два или более машинных помещения не полностью отделены друг от друга, они рассматриваются как образующие одно помещение. При этом объем свободного углекислого газа должен определяться из расчета 0,56 м^3/кг.

    Система стационарных трубопроводов для машинных помещений должна обеспечивать подачу в помещение 85% газа в пределах 2 мин.

    Системы углекислого газа должны отвечать следующим требованиям:

    Должны быть предусмотрены два отдельных средства управления подачей углекислого газа в защищаемое помещение и для обеспечения срабатывания сигнализации о пуске газа. Одно должно использоваться для выпуска газа из резервуаров для его хранения. Другое должно использоваться для открытия клапана на трубопроводе, осуществляющем подачу газа в защищаемое помещение;

    Эти два средства управления должны находиться внутри шкафа, легко определяемого для

    конкретного защищаемого помещения. Если шкаф со средством управления закрывается на замок, ключ от шкафа должен находиться в футляре с разбивающейся крышкой на видном месте рядом со шкафом.

    Системы пожаротушения паром

    Как правило, не должно допускаться применение пара в качестве огнетушащего вещества в стационарных системах пожаротушения. Если же применение пара допущено Администрацией, он должен применяться только в ограниченных зонах в дополнение к требуемому огнетушащему веществу, причем паропроизводительность котла или котлов, обеспечивающих подачу пара, должна быть не менее 1,0 кг в час на каждые 0,75 м валового объема наибольшего из защищаемых таким образом помещений.

    Стационарные системы пожаротушения высокократной ПЕНОЙ в машинных

    помещениях.

    1. Любая стационарная система пожаротушения высокократной пеной в машинных

    помещениях должна обеспечивать быструю подачу через стационарные выпускные отверстия количества пены, достаточного для заполнения наибольшего защищаемого помещения, с интенсивностью, обеспечивающей образование за одну минуту слоя пены толщиной не менее 1 м. Количество имеющегося пенообразователя должно быть достаточным для выработки пены в объеме, равном пятикратному объему наибольшего защищаемого помещения. Кратность пенообразования не должна превышать 1000:1.

    2. Каналы подачи пены, воздухозаборники пеногенератора и количество пеногенераторных

    установок должны обеспечивать эффективные выработку и распределение пены.

    3. Расположение выходных каналов пеногенератора должно быть таким, чтобы пожар в

    защищаемом помещении не мог повредить пенообразующее оборудование.

    4. Пеногенератор, его источники энергии, пенообразователь и средства управления системой должны быть легко доступны, просты в эксплуатации и быть сосредоточены в возможно меньшем количестве мест, которые вероятнее всего не будут отрезаны пожаром в защищаемом помещении.

    Пенный концентрат представляет собой густую жидкость. Для образования пены она разбавляется водой в соотношениях между 1 и 6%, в зависимости от типа концентрата.

    Наиболее часто применяемой в установках пенотушения является пена AFFF (Aqueous Film Forming Foam).

    Эта пена, помимо эффекта перекрытия доступа кислорода к горению, производит покрытие поверхности топлива водяной плѐнкой, предотвращая образование паров. Такая пена очень быстро сбивает пламя. Она лучше проникает вглубь материалов при тушении Пожаров Класса А.

    Т ип о г н е т у ш и т е л я

    Ц в е т

    Кл а с с

    П о ж ара

    Л у ч ш е е пр и м е н е н и е

    В од а

    К ра с ный

    При горении твердых материалов

    П е н а

    К ре м овый

    A , B

    Лучше при тушении горящих жидкостей (нефтепродукты,

    ЛВЖ, краски и лаки).

    П оро ш ок

    Го л у б ой

    A , B , C, Е

    C O 2 (Угл е к ислый г аз)

    Ч ерн ы й

    A , B , C, Е

    Лучше при тушении электроприборов под напряжением и электропроводки, применяется при любых видах пожара.

November 21st, 2013

Обычно в своих материалах мы рассказываем о людях, которые несут службу в МЧС России: о пожарных, спасателях, инспекторах надзорной деятельности, кинологах, психологах и многих других сотрудниках чрезвычайного ведомства.

Сегодня речь пойдёт о пожарном, но не о человеке, а о пожарном корабле «Надежда», который стоит на пожарно-техническом вооружении в 51 специализированной пожарно-спасательной части г. Москвы, расположенной в Северном административном округе.

Всего на водных просторах города Москвы несут службу два пожарных корабля это «Полковник Чернышев» и «Надежда».

Пожарный корабль «Надежда» проект №16640 построен в 2002 году в городе Рыбинске Ярославской области на заводе «Вымпел». Судно предназначено для доставки боевого расчета, пожарного оборудования и средств пожаротушения к месту пожара для его тушения на прибрежных объектах озер и рек, а так же на плавсредствах. Зона ответственности выхода пожарного корабля в черте города Москвы составляет 82 километра водного пути и поделена на 4 акватории.

Для тушения пожаров на корабле имеются три стационарных лафетных ствола: кормовой, носовой и рубочный. Тушить пожары здесь имеется возможность, как с корабля, так и при прокладке рукавной линии на удалении от реки на 1,5 километра. За время существования корабль принимал участие в тушении пожаров, как на воде, так и в прибрежной зоне.

Капитан корабля майор внутренней службы Романчук Владимир Николаевич рассказал, что данный корабль неоднократно принимал участие в ликвидации крупных пожаров таких как: пожар на ТЭЦ-1 на Раужской набережной; крупный пожар, при котором горел мост на причале Лужники;

пожар на «Вьетнамском рынке» на Новоданиловской набережной. Участвовал корабль «Надежда» и при тушении теплоходов «Москва-58» и «Москва-90» на затоне «Новинки». Был на счету корабля и случай, когда возвращаясь с учений, около Шелепихинского моста команда заметила двух тонущих людей и спасла их.

Вообщем работы у команды, служащей на корабле хватает, а команда состоит из 28 человек, которые несут службу посменно по 7 человек на сутки. Личный состав корабля отличается высоким профессионализмом и любовью к своей профессии. Требования к лично¬му составу пожарных кораблей иные, чем в пожарных частях на суше. Здесь мало знать пожарную технику и тактику пожаротушения. Необходимо ещё знать и флотское дело.

Механик корабля старший лейтенант внутренней службы Ефимов Анатолий Юрьевич с гордостью показывает машинное отделение, это можно сказать сердце корабля, и рассказывает про принцип работы двигателя и для чего нужны те или иные агрегаты. Далее проходим в капитанскую рубку, и капитан объясняет, как управлять таким судном, ведь рулевого штурвала здесь нет, и корабль управляется при помощи специальных рычагов-переключателей.

Также капитан рассказывает, что с 2013 года «Надежда» не только пожарный корабль, но и спасательный, так как сотрудники, работающие на корабле, прошли специальное обучение и получили соответствующие удостоверения. Из рубки спускаемся вниз, здесь в специальном отсеке корабля, хранится всё пожарно-спасательное оборудование, которое может понадобиться при ликвидации пожара или для спасения людей, но всё это будет уже весной, а сейчас корабль и его команда готовятся к закрытию навигационного сезона.

Пожарные суда относят к специализированным типам судов и нередко напоминают, только лишь с одной разницей - наличие нескольких брандспойтов. этого типа предназначены для тушения пожаров на кораблях и судах, плавучих и и оказание поддержки береговым пожарным расчетам в локализации очагов возгорания прибрежных объектов в случае неисправности водопроводных систем.


брандспойт


водная пожарная станция в Токио


пожарное судно ВМС Украины «Борщёв»


Современные пожарные суда и катера, как правило, оборудованы мощными насосными установками, способными перекачивать десятки тысяч литров морской воды.

современное пожарное судно «Warner L. Lawrence»


пожарное судно «Warner L. Lawrence» демонстрация возможностей



Одним из современных пожарных судов являются «Warner L. Lawrence », принадлежащее пожарной охране Лос-Анджелеса, штат Калифорния. Судно было построено в 2000 году компанией «Robert Allan Ltd » в Вашингтоне, а затем 21 мая 2003 года доставлено в порт Сан-Педро для выполнения эксплуатационных функций.

Конструкторы называют судно «Warner L. Lawrence » самым технологически «продвинутым» пожарным судном в мире . Его брандспойты покрывают все направления. Его два уникальных движителя фирмы «Voith Schneider » позволяют прекрасно выполнять маневры в любых направлениях с максимальным набором мощности на ходу.

Пожарное судно «Warner L. Lawrence » с помощью собственных насосов способно извлечь до 380000 литров морской воды в час и выбросить ее на расстояние до 135 метров. К особенностям судна можно отнести наличие каюты с полным медицинским оборудованием, выдвижная пожарная лестница длиной 15 метров и дистанционный «ковш» грузоподъемностью 270 кг. В корме расположена платформа, опускаемая на глубину до 3 метров для выполнения водолазных спусков.


Технические характеристики пожарного судна «Warner L. Lawrence»:
Длина - 31,9 м;
Ширина - 8,8 м;
Осадка - 4 м;
Силовая установка - два дизельных двигателя «MTU 12V4000» мощностью 1800 л.с.;
Скорость - 13 узлов;
Пожарное оборудование:
Брандспойты - 10;
Суммарная мощность насосных установок - 1575 л.с.;
Насосные установки - 2, извлекают до 1470 м³ воды/час с давлением 12,5 атмосфер;
Насос с приводом от силовой установки - 2, извлекают до 1250 м³/час с давлением 12,5 атмосфер;
Насос с приводом от силовой установки - 2, извлекают до 800 м³/час с давлением 12,5 атмосфер;
Брандспойт для воды - 1, пропускная способность 2500 м³/час, и подает на расстояние до 150 м;
Брандспойт для воды - 3, пропускная способность 800 м³/час, и подает на расстояние до 100 м;
Брандспойт для воды с пеной - 2, пропускной способностью 1250 м³/час, и подает на расстояние до 135 м;
Брандспойт для воды с пеной - 2, с пропускной способностью 225 м³/час, и подает на расстояние до 75 м;
Брандспойт для воды в кормовой части - 2, с пропускной способностью 450 м³/час;
Емкость для хранения пены - 2 по 11500 литров;
Насос для подачи пены - 2, возможность подачи вещества до 620 л в минуту;
Насос для подачи пены - 2, возможность подачи вещества до 220 л в минуту;

За работой пожарных судов часто можно наблюдать в акватории портов, где появляются огромные или известные. Несколько катеров расположенных по обоим бортам больших кораблей, выпускают мощные струи воды в разные стороны, оповещая таким способом событие или торжество.

встреча кораблей пожарными судами



Иногда пожарные используют для доставки пожарных команд, медицинского персонала с оборудованием на острова или другие корабли. Также пожарные катера могут быть применены в качестве спасательных судов, где пассажирам будет оказана первая медицинская помощь. Нередко пожарные суда оказывают помощь спасателям в локализации разлива нефтяных продуктов в море или океане.

канадское пожарное судно «William Lyon Mackenzie»


Главным пожарным судном пожарного департамента Канады является «William Lyon Mackenzie ». Специальный корабль построен в 1964 году в городе Owen Sound, штат Ontario на предприятии «Russel Brothers Limited ». В 2004 году пожарное судно «William Lyon Mackenzie » претерпело модернизацию, после которой будет действовать в эксплуатации до 2037 года. Уникальность этого пожарного судна в том, что оно работает круглый год. Его основной зоной обеспечения пожарной безопасности являются гавань города Торонто и прилегающие воды озера Онтарио.

пожарное судно «William Lyon Mackenzie» в действии


Пожарное оснащение пожарного судна «William Lyon Mackenzie»:
Насосная установка - два дизельных двигателя «Caterpillar», мощность 3412 л.с.;
Подъемная башня - 1;
Брандспойт - 8+2 на подъемном устройстве;

Пожарное судно было спущено на воду в 1900 году на судостроительном заводе «Crescent Shipyard » в городе Elizabeth Port, штат Нью-Джерси. Первоначально его название было «William S. Grattan». В 1953 году пожарное судно было модернизировано и было присвоено новое имя «Edward M. Cotter» в честь местного руководителя Союза пожарных.

Теперь «Edward M. Cotte r» считается самым старейшим действующим пожарным судном в мире и находится в составе пожарного департамента города Буффало, штат Нью-Йорк.

Наряду с функциями пожаротушения в зимнее время пожарное судно «Edward M. Cotter » используется в качестве ледокола на реке Буффало. имеет пять брандспойтов, каждый из которых выбрасывает до 15000 литров воды в час. Они расположены в носу, корме и на надстройке судна.

Пожарное судно «Edward M. Cotter » оснащено тремя насосными установками, которые подают воду с объемом до 9000 литров в минуту.

На счету судна множество спасательных операций, но самые значительные из них тушение пожара на ракетном крейсере ВМС США «USS Little Rock » в 1978 году в порту Буффало и польского парусного судна «Zawisza Czarny » во время визита 31 июля 1984 года.

С падением международной торговли в порту пожарное судно было переведено из пожарной охраны в Управление общественных работ в 1992 году для ледокольной функции. С 1996 году пожарному судну «Edward M. Cotter » был присвоен статус «Национального достояния», но, несмотря на это, судно активно принимает участие в различных фестивалях и шоу Великих озер.


Технические характеристики пожарного судна «Edward M. Cotter»:
Длина - 36 м;
Ширина - 7,3 м;
Осадка - 3,3 м;
Водоизмещение - 1900тонн;
Силовая установка - четыре дизельных «Caterpillar D-397»,
Скорость - 13 узлов;
Пожарное оборудование;
Два паровых двигателя «Babcock & Wilcox » мощностью 900 л.с., для трех насосных установок;
Брандспойт - 5;

Пожарные корабли (суда). Пожарные корабли (суда) предназначены для тушения пожаров на объектах, расположенных на море и прибрежных полосах, а также для проведения спасательных и профилактических работ на морских нефтегазодобывающих и других объектах. Они могут также использоваться для буксировки горящих судов и вести спасание тонущих людей.

К пожарным кораблямотносятся:мореходные, базовые и речные,
к пожарным судам – пожарные катера. При небольших размерах корпуса
и осадки они имеют повышенную скорость по сравнению с пожарными судами.

Пожарные корабли должны быть гладкопалубными. Иметь прочный стальной корпус и оконечности с плавными очертаниями носовой части.

Повышенная маневренность корабля обеспечивается двухвальными ходовыми машинами, иногда – установкой специальных водометов,
а также подруливающих устройств.

По периметру пожарного корабля создаются водяные завесы для
защиты его от теплового воздействия при тушении горящих объектов.

Пожарные корабли относятся к вспомогательным судам специального назначения. Они должны соответствовать требованиям Российского Речного регистра.

Пожарные корабли имеют общие элементы: корпус с надстройкой, пожарные насосы, водопенные коммуникации, системы орошения.

Корпус – это водонепроницаемая оболочка, усиленная внутри системой балок и специальных элементов: шпангоутов, бимсов, полубимсов
и др., расположенных в продольном и поперечном направлениях. В совокупности – это корпус, разделенный на водонепроницаемые отсеки.

Надстройка служит для размещения служебно-бытовых помещений, кают, кают-компании, столовой. На ней расположена шлюпочная
палуба и спарден (самая верхняя палуба) – это ходовой мостик. Рядом
с ним устанавливается радионавигационное оборудование, находятся штурманское помещение, радиорубка и т.д.

Судовая установка включает главные и вспомогательные энергетические установки. Главная энергетическая установка – установка, обеспечивающая кораблю движение, как правило, это дизели.

Для энергетических потребностей кораблей используются вспомогательные двигателис генераторами переменного или постоянного тока .

Пожарные насосы на кораблях центробежные, двухступенчатые. На кораблях устанавливают от 2 до 4 насосов.

Для привода насосов применяются отдельные двигатели. Допускается использование главных ходовых двигателей. В этом случае мощность
к насосу подводится от коробки отбора мощности.

Все насосы устанавливаются ниже ватерлинии (линия по борту,
до которой судно погружается в воду при осадке). Этим обеспечивается быстрое заполнение насосов водой самотеком.

Насосами может подаваться вода в количестве до 1000 м 3 /ч при
напоре до 100 м.


На пожарных кораблях имеется различное пожарно-техническое вооружение и устанавливается не менее двух лафетных стволов.

Продольный разрез пожарного корабля показан на рис. 12.48.

Пожары могут возникать не только на земной поверхности. Часто возгорания случаются на водных объектах и прибрежных зонах. В таких случаях служба МЧС задействует пожарные суда.

Они используются для ликвидации возгораний, возникающих:

  • на самой водной поверхности водоема (реки, озера, моря и океаны)
  • на объектах, которые там расположены (корабли, установки, маяки)
  • на береговой линии

Кроме того, они участвуют в спасательных мероприятиях при различных ЧС на воде и профилактических работах на установках, связанных с нефтедобычей. Пожарные корабли способны быстро доставить к месту бедствия необходимое оборудование, огнетушащие средства и дополнительные расчеты специалистов. Они осуществляют буксировку к суше горящие объекты водной инфраструктуры и помогают в спасении людей.

Основные характеристики

По видам они бывают мореходными, речными и базовыми. Помимо кораблей в состав водной техники МЧС входит и катер. Из-за небольшого размера он обладает хорошей маневренностью. Способен набирать большую скорость, нежели стандартные типы судов.

Помимо современных навигационных качеств, специальный водный транспорт должен иметь следующие характеристики:

  1. Автономность.

Заключается в возможности корабля осуществлять свои прямые функции в течении обозначенного времени без дополнительного пополнения продуктами, материалами и оборудованием.

  1. Остойчивость.

Для участия в ЧС на воде это свойство имеет первостепенное значение. Пожарные судна при воздействии на них внешних непреодолимых сил (погодные условия, огонь, морские волны) должны им противостоять и сохранять равновесие. При прекращении возмущающего воздействие корпус корабля возвращается в первоначальное положение.

  1. Ходность.

Используя главный двигатель даже на минимальной мощности судно способно развить необходимую скорость.

  1. Управляемость.

Возможность судна своевременно реагировать на любые изменения в положении основных приборов и органов управления.

  1. Непотопляемость.

Заполнение водой нескольких отсеков, не должно приводить к затоплению всего судна. Оно, благодаря этому свойству, способно оставаться на плаву.

Корпус также имеет свои особенности. Если посмотреть пожарные корабли на фото, то видно, что зачастую он гладкопалубный. Состоит корпус из прочной стали, а носовая часть имеет плавную форму.

Чтобы корабли были маневренными, они имеют двухвальные ходовые машины. Иногда на них устанавливают специальную установку с водометами и подруливающие устройства.

Пожарные корабли

Судно проекта 14613 МАРС

Такие судна специального назначения считаются вспомогательными транспортными средствами при ликвидации ЧС на воде.

Все они состоят из следующих элементов:

  • корпус, имеющий необходимые надстройки
  • системы орошения
  • насосы
  • иловую установку
  • водопенные коммуникации

Для того чтобы корпус в процессе борьбы с возгоранием избежал повреждений из-за теплового воздействия применяются . Они обеспечивают необходимую защиту по периметру. Корпус же состоит из усиленных отсеков, обладающих водонепроницаемостью.

Надстройки необходимы для размещения бытовых, служебных комнат, кают для отдыха. Для бесперебойного оснащения корабля энергией имеются вспомогательные двигатели. Они состоят из генераторов и оборудованы 2 системами запуска. Осуществлять управление двигателями возможно как из центрального пункта управления, так и из машинного отдела.

На суднах ставят минимум 2, максимум 4 насоса для осуществления ликвидации огня. Для их привода используются отдельные двигатели, иногда возможно применение главных ходовых двигателей. Для быстрого пополнения насосов водой, их расположение должно быть ниже ватерлинии. Среднее количество воды, которое подается ими достигает 1000 м3/ч. При этом напор может быть до 100 м.

Пожарная техника, которой оснащаются корабли, может быть различна. Это зависит от типа судна. Но всегда имеются как минимум 2 лафетных ствола. Один находится на верхней палубе, а другой в той части палубы, от которой он будет отшвартовываться в процессе работы.

Корабль Полковник Чернышев

Пожарные катера

Обладающие небольшими размерами, катер эксплуатируется в основном на небольших водоемах – реки и озера. Согласно санитарным правилам, этот транспорт не относится к судам, на которых разрешено постоянное нахождение или проживание людей.

Наиболее распространенным является стальной спасательный катер водометный типа КС-110-39.

Катер водометный типа КС-110-39

Он применяется в следующих случаях:

  • при необходимости подачи воды в район пожара из водоема через лафетный ствол стационарного типа;
  • когда нужно быстро доставить к месту возгорания дополнительные силы людей, оборудование или запас веществ для тушения;
  • при осуществлении доставки пены к очагу огня из штатных пенобаков.

Катера также оснащаются огнетушителем, топором, специальным ломом и пожарным покрывалом. Для схода с мели используется лебедка с канатом до 30 м, которую легко можно переносить. В некоторых ситуациях применяется система для осуществления объемного тушения возгорания. Обязательно наличие радиостанции. Она получает питание от сети судна черед специальный блок питания. Ориентируется радиооборудование на внешнюю антенну. Радио в катере является только стационарным. В случае необходимости транспортировки пожарного катера прибегают к помощи наземного транспорта (автомобиль или поезд).

Конструкция судна это металлический каркас, надстройка, систем управления и движения, надувной подушки. В передней части располагается кабина рулевого, в ней находится экипаж и необходимое оборудование для управления ХИВУС 20. Средняя часть секция для перевозки людей и багажа, согласно основным ТТХ максимальная вместимость 18 человек, не считая багажа. Внутри секции установлены кресла обитые мягким материалом и обязательно оборудованные ремнями безопасности. Имеются полки и санузел. Багажные отсеки располагаются снаружи.

  • Длина габаритная не более: 12,7 м
  • Ширина габаритная не более: 4,4 м
  • Высота габаритная (без мачты): не более: 4,25 м
  • Минимальный состав экипажа: 2 чел.
  • Пассажировместимость: 18 чел.
  • Главный двигатель: дизельный, не менее 312 л.с.
  • Емкость топливных баков: 1000 л.
  • Крейсерская скорость хода на тихой воде (высота волны менее 0.1 метра, скорость ветра менее 2 м/с): не менее 50 км/час.
  • Водоизмещение полное: 6,6 тонн
  • Дальность плавания: 900 км.

Скорость судна на тихой воде:

  • эксплуатационная, не менее: 50 км/ч
  • максимальная: не менее 65 км/ч

Мореходность судна:

  • при ходе на воздушной подушке - волнение с высотой волны 3% обеспеченности до 0,4 м;
  • при движении в водоизмещающем режиме со скоростью хода не более 10 км/ч - волнение с высотой волны 3% обеспеченности до 2,0 м.

Угол преодолеваемого затяжного подъема на ровной твердой поверхности - 6°, на максимальной скорости - короткие (до 20 м) уклоны до 8°. Высота преодолеваемого одиночного вертикального уступа 0,4 м на курсовом угле не более ±30° к линии уступа.

Многоцелевой поисково-спасательный катер Мангуст

Катер предназначен для проведения поисково-спасательных работ на больших внутренних водоемах, таких как Ладога или Байкал, а также в 12-мильной береговой зоне. Он используется для поиска судов и людей, терпящих бедствие, водолазных работ, а также тушения пожаров на судах и береговых сооружениях. Судно обладает высокими скоростными характеристиками, обеспечивает безопасность плавания при волнении на воде до 4 баллов включительно. Дальность плавания - до 300 миль.

Технические характеристики:

  • Длина габаритная – 19,45 м
  • Ширина – 4,4 м
  • Скорость хода – до 53 узлов
  • Корпус из алюминиево-магниевого сплава.

Плавающий транспортер ПТС-М

Посейдон является многофункциональным универсальным транспортным средством, предназначенным для выполнения специальных задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций:

  • пожаротушение на водных объектах;
  • ведение подводного осмотра и водолазных работ;
  • спасение утопающих и вывоз находящихся на льдинах;
  • доставка спасательных средств (надувных плотов и лодок) в места чрезвычайных ситуаций.

Судно может использоваться в круглогодичном периоде при температурах от минус 50°С до плюс 50°С при любой влажности по относительно ровной поверхности вода, лед, мели, пески. Преодолевает уклоны с места до 7°С, с ходу на скорости 50 км/ч, преодолевает уклоны до 30° С.

Управление судном осуществляется одним капитаном-водителем. Количество перевозимых пассажиров составляет 6-10 человек (в зависимости от модификации).

Основной особенностью судна «Посейдон» является наличие сменно-съёмных модулей, что позволяет быстро сформировать нужную комплектацию (пожарную, водолазную, жизнеобеспечения, спасательную и т.д.) в конкретной ситуации в зависимости от существующей чрезвычайной ситуации.

Характеристики амфибий впечатляют – она способна развивать скорость свыше 100 км/час, при компактных размерах (длина 7,4 м и высота 2,3 м) в лодке достаточно места, чтобы разместить 6-8 человек или принять на борт до полутора тонн груза. Мощность двигателя 265 лошадиных сил. Но самое главное преимущество “Пираньи” – проходимость, судно одинаково легко передвигается по воде, льду, а так же болотистой местности и камышам.

«Скорость и возможность добраться до самых труднодоступных мест – это важнейшие условия для эффективной работы спасателей. Министерство своевременно оснащает нас усовершенствованной техникой и самыми передовыми технологиями спасения для повышения оперативности поисково-спасательной службы. Новая аэролодка идеально сочетает в себе быстроходность глиссера и вездеходность аэросаней».


Пожарная техника на базе летательных аппаратов, плавучих и железнодорожных транспортных средств и тактические действия, проводимые при ведении аварийно-спасательных работ
^ Цель работы : Изучить назначение и классификацию пожарных судов
Назначение и особенности применения летательных средств

Комплексы противопожарные вертолетные с водосливным устройством ВСУ-15 на внешней подвеске вертолета Ми-2бТС и комплекс противопожарный вертолетный ВПЖ-2 предназначены для тушения и локализации пожаров в степной, лесостепной, лесной местностях, в районах торфяников, гор, а также в населенных пунктах и на промышленных объектах, Кроме этого возможно использование для доставки к меа| пожара десанта пожарных, пожарной техники и пожарно-технического вооружения

Комплекс противопожарный вертолетный ВПЖ-2 представляет собой вертолет Ми-26ТС с установленным внутри грузовой кабины съемным оборудованием.

Вертолет пожарный МИ-8МЦМТВ) предназначен для тушения пожаров в населенных пунктах, на промышленных объектах, а также лесных пожаров. Противопожарное оборудование состоит из двух пусковых установок (по левому и правому борту) с импульсными средствами пожаротушения, мягкого водосливного устройства на внешней грузовой подвеске и регулируемых спусковых устройств (СУ-Р), обеспечивающих беспарашютное десантирование шести пожарных.

Пожарный вертолет КА-32А1 применяется для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

Спасательное снаряжение и оборудование вертолета КА-32А1

1 Морской спасательный комплект МСК-5 применяется на вертолете в качестве спасательного снаряжения спасателей, обеспечивает жизненные условия при выполнении АСР на водоемах,

Спасательный пояс с спасательной косынкой предназначены для подъема спасаемых на борт вертолета или переноса вертолетов в безопасной подвесная система предназначена -для подъема и спуска спасателей

Тормозной блок предназначен для выполнения десантирования людей и грузов в режиме «висение» вертолета.

Универсальный гидравлический инструмент «ЭКОНТ» применяется при извлечении пострадавших из зданий, сооружений и транспортных средств, поврежденных в результате катастроф, аварий и стихийных бедствий в транспортно-спасательные кабины ТСК; предназначены для эвакуации людей с крыш, балконов или оконных проемов верхних этажей, а так же для доставки пожарных и ПТВ, к местам тушения пожаров и проведения АСР. На ТСК-2 и ТСК-3 могут быть установлены быстросъемные поплавки для использования их на воде.

TCК-1 предназначена для 2 человек. Работы с ТСК.-1 производятся с использованием бортовой лебедки вертолета. К месту пожара кабина доставляется в кабине вертолета. Вес 68 кг.

ТСК-2 предназначена для спасения 20 человек. При спасении людей кабина перевозится на внешней грузовой подвеске. При работе на воде кабина Оборудуется поплавками. Грузоподъемность 2000 кг. Вес 450 кг.

ТСК-3 предназначена для спасения 10 человек. При спасении людей кабина перевозится на внешней грузовой подвеске. Может быть оборудована. Грузоподъемность 1000 кг. Вес 135 кг.

7. Водосливные устройства предназначены для тушения открытых пожаров"больших площадей с использованием вертолетов. доставляются к месту пожара на внешней подвеске вертолета.
^ Пожарные суд, их назначение, классификация и ТТХ

Пожарные суда предназначены для оказания помощи плавсредствам и береговым объектам при пожаре. Пожарные суда доставляют к месту пожара боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и огнетушащие вещества, осуществляют их подачу в зону горения. Используются как базовое средство обеспечения водой пожарных автомобилей в прибрежной зоне.

Классификация пожарных судов

Пожарные суда являются подклассом спасательных судов средств и относятся к служебно-вспомогательному флоту:

Рис.61 Классификация пожарных судов
Морские пожарные суда предназначены для тушения пожаров на судах в море, в портах и на рейдах, а также на береговых сооружениях и нефтепромыслах. Обладают хорошими маневренными качествами и мореходностью.

^ Базовые пожарные суда являются разновидностью морских пожарных судов и предназначены для тушения пожаров в районе баз и портовых сооружений. Эти суда имеют небольшие дальность плавания и водоизмещение, но по составу противопожарных средств и их производительности зачастую не уступают морским пожарным судам.

Речные пожарные суда имеют схожее назначение с морскими и базовыми пожарными судами. Вследствие малой осадки и габаритных размеров речные пожарные суда способны заходить в реки, каналы.

Речные пожарные суда в зависимости от района плавания разделяются на классы: М, О, Р. Л.

Суда класса "М" предназначены для плавания в акватории с высотой волны до 3 метров и длиной 40 метров. Подобные условия плавания встречаются в морских заливах, устьях больших рек и в.крупных озерах. Кроме этого, суда класса "М" могут плавать в прибрежной зоне открытых бассейнов (морей и океанов), так как имеют достаточную высоту надводного борта и соответствующее навигационного оборудование.

Суда класса "О" способны плавать на волне с высотой 2 метра и длиной до 20 метров (крупные водохранилища, озера, заливы и низовья рек).

Для судов класса "Р" плавание возможно в закрытых бассейнах (средние и нижние плесы крупных рек, некоторые спокойные озера и каналы), где высота и длина волны достигает 1.2 метра и 12.5 метра соответственно.

Суда класса "Л" могут- эксплуатироваться в водоемах, где отсутствуют заметные волнения, например, верховья крупных рек. каналы и мелкие реки.

Кроме перечисленных функций пожарные суда доставляют боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и огнетушащие средства привлекаются к спасанию тонущих людей, буксируют горящие суда в безопасные места, откачивают воду из затопленных судов.

Наличие на пожарных судах пенообразователя и аппаратов для получения воздушно-механической пены обеспечивает возможности тушения пожаров нефтепродуктов.

Постройка и эксплуатация пожарных судов должна соответствовать требованиям классификационных обществ. Для отечественны морских и речных пожарных судов подобные требования предъявлении Морской и Речной Регистры судоходства России соответственно. Зарубежные пожарные суда классифицируются Германским Ллойдом. Американским бюро судоходства. Английским Ллойдом. Итальянским регистром. Норвежским Веритас и другими классификационными обществами. Их требования к водяным системам пожаротушения практически.
^ Требования, предъявляемые к пожарным судам

Классификационные общества осуществляют государственный надзор за постройкой, эксплуатацией и ремонтом пожарных судов.

Согласно предъявляемым требованиям, пожарное судно должно обладать определенными мореходными, эксплуатационными и тактическими качествами.

Мореходные качества характеризуют способность судна плавать при определенных условиях. К мореходным качествам относят: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, период качки, управляемость. К эксплуатационным качествам относятся: грузоподъемность и автономность.

Плавучесть - способность плавать при определенном положении относительно поверхности воды, неся все предназначенные по его роду службы грузы, и иметь при этом заданное погружение (осадку).

Во время эксплуатации судно по тем или иным причинам может получить пробоину, через которую внутрь корпуса будет поступать вода. Поэтому, наряду с водоизмещением судна, важно знать запас его плавучести, т.е. количество груза, которое может быть принято на судно, чтобы оно не затонуло. Подобно тому как мерой плавучести судна является объем, ограниченный его подводной поверхностью, запас плавучести измеряется объемом надводной части судна, причем сюда относят только те отсеки, водонепроницаемость которых обеспечена.

Остойчивость - способность судна сохранять свое положение равновесия и вновь возвращаться к нему после того, как прекратится действие внешних сил, вызвавших изменение положения судна (например, порыв ветра, удар волны).

Непотопляемость - способность судна оставаться на плаву после затопления части отсеков, сохраняя при этом остойчивость и частично другие мореходные качества. Она обеспечивается запасом плавучести, который равен внутреннему объему надводной части корпуса, имеющего водонепроницаемые закрытия.

Пробоины в корпусе выше ватерлинии, а также открытые иллюминаторы в надводной части снижают запас плывучести, т.к. водонепроницаемый надводный объем уменьшается до нижней кромки этих отверстий.

Ходкость - способность судна перемещаться с заданной скоростью при наименьших затратах мощности главных двигателей (ГД).

Для судов водоизмещающего типа существует квадратическая зависимость между сопротивлением воды и скоростью движения и кубическая между мощностью ГД, затрачиваемой на преодоление сопротивления, и скоростью движения судна. Повышение скорости водоизмещающего судна выше заданной обычно влечет за собой повышение.сопротивления движению настолько, что требуется значительно увеличить мощность энергетической установки. Для увеличения скорости водоизмещающего судна, например, в 1,5 раза необходимо увеличить мощность ГД в 3.5 раза, а это не всегда возможно.

Чтобы увеличить скорость судна при заданной мощности ГД, необходимо снизить сопротивление воды движению судна. Такое снижение, при условии сохранения водоизмещения, может быть достигнуто выбором оптимальной формы обводов корпуса, уменьшением шероховатости его обшивки или за счет сокращения смоченной поверхности судна. Третий путь наиболее эффективный. Смоченная поверхность и соответственно сопротивление воды движению сводятся к минимуму у судна, которое за счет использования каких-либо сил поднимается над водой и движется над ее поверхностью. Силы, способные поднят корпус судна над водой. - это гидродинамические силы поддержания, используемые на глиссирующих судах и на СПК, а также силы давления воздуха, подаваемого в полость находящейся под днищем судна воздушной камеры - СВП.

^ Период качки характеризует частоту раскачивания судна на волнах в продольной (диаметральной 6) плоскости – «килевая качка» и поперечной (мидельшпангоута) плоскости - "бортовая качка".

Управляемость судна характеризуется двумя качествами: поворотливостью и устойчивостью на курсе.

Поворотливостью называют способность судна изменять направление движения. Под устойчивостью на курсе, напротив, понимают способность сохранять заданное направление движения.

Устойчивость судна на курсе тем лучше, чем оно длиннее и чем больше площадь погруженной части диаметральной плоскости. Морская практика связывает степень устойчивости на курсе с тем, как часто и на какой угол приходится перекладывать руль для удержания судна на курсе. Судно считается устойчивым на курсе, если при состоянии моря и ветра не более 3-5 баллов для его удержания на заданном курсе необходимо перекладывать руль не чаще 4-6 раз в минуту и притом не более 2-3 градусов на каждый борт.

Грузоподъемность - масса перевозимого груза (масса огнетушащих веществ и ПТО), который может быть принят на борт при установленной осадке.

Автономность - максимальная продолжительность плавания судна с работающими ГД без пополнения запасов топлива, смазочных материалов, продовольствия и воды.

Тактические качества пожарного судна - комплекс оперативных возможностей по тушению пожаров, проведению спасательных работ, а также скорость прибытия к месту пожара в максимально короткий срок.

Пожарные суда должны быть однопалубными и иметь прочный стальной корпус.

Форштевень должен быть прочным и острым, а носовая часть иметь плавные обводы. Это требование вызвано тем обстоятельством, что пожарным судам при тушении пожаров иногда приходится таранить деревянные баржи и затоплять их.

Пожарные суда должны обладать повышенной непотопляемостью. Корпус следует разделять на несколько непроницаемых отсеков.

Пожарные суда должны иметь повышенную маневренность. Хорошую маневренность могут обеспечивать двухвальные ходовые машины, а также специально-устроенные водометы. Для водометных установок могут быть использованы пожарные насосы.

Для обеспечения беспрепятственного прохода под мостами мачты судов должны быть опускающимися.

По периметру пожарного судна следует предусматривать бортовые водяные завесы для обеспечения безопасности при работе вблизи горящих объектов.

Двигатели силовой установки необходимо обеспечивать надежными пусковыми устройствами. Дизельные моторы должны иметь двойной запуск: от аккумуляторов при помощи стартеров и при помощи сжатого воздуха Управление двигателями обеспечивается как из машинного отделения, так и дистанционно - из ходовой рубки.

Ходовые винты должны иметь защиту.

Пожарные центробежные насосы должны иметь отдельные двигатели, однако в некоторых случаях допускается использование главных ходовых двигателей. Крутящий момент на вал насоса в этом случае передается через коробку отбора мощности.

На пожарных судах устанавливают не менее двух лафетных стволов. Лафетные стволы должны размещаться на палубе полубака (носовая часть судна) и на верхней палубе носовой части. Если количество стволов больше двух, то стволы можно размещать также на мостике и на площадке фермы мачты. В случае использования в качестве лафетных стволов мощных гидромониторов привод необходимо предусматривать механический электрические моторы с редукторами).

Ведущие классификационные общества разработали также комплекс требований к конструкции и мощности систем пожаротушения, устанавливаемых на пожарных судах, буксирах и судах обеспечения морских нефтегазопромыслов. При этом в символ класса такого судна вводится специальный знак, свидетельствующий о возможности использования его для целей пожаротушения. В результате пожарное оборудование, предназначенное для защиты терпящих бедствие судов, постоянно находится под надзором классификационного общества, чем обеспечивается поддержание его готовности к использованию по назначению.

Необходимо также отметить, что противопожарные системы являются важнейшим оборудованием портов, без которого невозможно обеспечить требуемый уровень безопасности коммерческих судов в процессе грузовых операций и ремонта. Это подтверждается результатами анализа тушения пожаров на судах: экипажи аварийных судов самостоятельно ликвидируют пожары лишь в 30 % случаев;

80 % пожаров в судогрузных трюмах и 20 % в грузовых танках потушено с помощью других судов и береговых пожарных подразделений;

судовые средства пожаротушения и подготовка экипажей танкеров недостаточны для тушения большинства пожаров в грузовых танках. 63 % таких пожаров ликвидировано без участия экипажей и без применения судовых средств пожаротушения;

судовые средства эффективны в начальной стадии пожара и в помещениях, оборудованных системами объемного пожаротушения (например, в машинных отделениях), среднее время тушения ими составляет 2 часа; все остальные пожары, принявшие затяжной характер тушатся с посторонней помощью или без участия судовых сил и средств, среднее время их тушения составляет примерно 25 часов.

Известно, что страховые общества рассматривают пожарные суда как существенное средство предотвращения ущерба. Так. приобретение и постановка на боевое дежурство пожарных катеров НМ-221 SAS (водоизмещением 35.5 т) привело к снижению страховых взносов с береговых объектов, попадающих в зону их обслуживания, на 8 % по сравнению с условиями страхования в предшествующий период. В связи с изложенным Морским Регистром судоходства России введен надзор за оборудованием, находящимся на пожарных судах (в том числе ограниченного района плавания). Его объем определяется назначением судна и зависит от классификационного знака.

Знак П: Суда, как правило, ограниченного района плавания, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии и проведения спасательных операций в непосредственной близости от горящих объектов, водоизмещением до 500 per. т.

Суда, оборудованные более мощными системами пожаротушения, получают в символе класса знаки П1, П2 и ПЗ. Мощность и количество пожарного оборудования в основном соответствуют известным требованиям других классификационных обществ.

Знак П1: Суда для длительного тушения значительных пожаров и охлаждения объектов.

Знак П2: Такие же суда, как и со знаком П1, но с более многочисленным и мощным пожарным оборудованием.

Знак ПЗ: Суда неограниченного района плавания, предназначенные для тушения длительных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Минимальный объем средств и оборудования для пожарных судов разных классов приведен в табл. 2 приложения.

Аналогичный знак в символе класса может присваиваться другим судам, пожарное оборудование и снабжение которых соответствует требованиям к подобных пожарным судам.