Поурочное планирование учебного материала по курсу основы (2). Перечень основных мероприятий Почему в перечень основных мероприятий предусмотренных

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Эвакуация и рассредоточение;

Инженерная защита населения и территорий;

Радиационная и химическая защита;

Медицинская защита;

Обеспечение пожарной безопасности;

Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации о поведении в этих условиях.

Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.


На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб; руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно–правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю.

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для своевременного и гарантированного оповещения и доведения информации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к действиям в таких ситуациях.

Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств (мобильных телефонах, персональных компьютерах) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения

Направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
  • риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, и ;
  • предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:
  • оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • эвакуационные мероприятия;
  • меры по инженерной защите населения;
  • меры радиационной и химической защиты;
  • медицинские мероприятия;
  • подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Организация оповещения населения

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности . Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый . Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения — передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Система оповещения города. Верхнее звено системы оповещения крупного города, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС города, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры. Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана система централизованного оповещения для всех зон города (Москва разбита на 46 зон), установлено 1 240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы “Маяк”, “Европа+”, “Авторадио”, “Эхо Москвы”, “Москва и москвичи”. Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями.

Эвакуационные мероприятия

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
  • видам опасности — эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
  • способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
  • удаленности — локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
  • временным показателям — временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).
  • В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Экстренная эвакуация населения из опасного района — при возникновении чрезвычайной ситуации.

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

Эвакуация осуществляется по производственно-территориаль-ному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

Укрытие населения в защитных сооружениях

Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Защитное сооружение — это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Защитные сооружения классифицируются по:
  • назначению — для укрытия техники и имущества; для защиты людей (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия);
  • конструкции - открытого типа (щели, траншеи); закрытого типа (убежища, противорадиационные укрытия).

Надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.

Убежища — это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут использоваться защитные сооружения гражданской обороны, которые создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и чрезвычайных ситуациях различного характера. Они обеспечивают защиту при радиационных и химических авариях, задымлениях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах и т. п.

В убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской помощи, сбора пострадавших и другие.

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
  • освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
  • постановки на учет и в случае необходимости дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
  • возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

В Москве на сегодняшний день имеется 7 057 защитных сооружений . Из них в интересах экономики и обслуживания населения используется 77%.

Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющиеся защитные сооружения, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

Использование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия — на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи — специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.

Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение — защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли. Это противогазы ГП-5 и ГП-7. Но они не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, поэтому изготавливаются специальные патроны ДПГ-1 ДПГ-3 для защиты от аммиака, хлора, фосгена и других. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания как от окиси углерода, так и ряда АХОВ. Но выпуск дополнительных патронов в настоящее время крайне ограничен по причине отсутствия средств на их производство.

Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС — обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Медицинские мероприятия по защите населения

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ-2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).

Под термином «защита населения» принято понимать комплекс мероприятий РСЧС (российская система чрезвычайных ситуаций), взаимосвязанных по месту, времени, цели, ресурсам и направленных на устранение или снижение до минимального уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае угрозы возникновения стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф или в условиях реализации опасных и вредных факторов.

Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти и управления, местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности. Это достигается в результате применения различных средств и способов защиты, которые включают:

1) прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и последствий их возникновения для населения;

2) создание финансовых и материальных резервов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;

3) постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды;

4) подготовку к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий и других организаций, а также органов управления и сил РСЧС;

5) оповещение населения об угрозе возникновения и факте возникновения чрезвычайной ситуации;

6) эвакуацию людей из опасных зон и районов;

7) инженерную, медицинскую, радиационную и химическую защиту;

8) применение специальных режимов защиты населения на зараженной территории;

9) оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности людей, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, порядке действий;

10) проведение спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;

11) защиту от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды.

Оповещение — одно из самых важных мероприятий по защите населения. Оно производится включением сигнала сирен на всех предприятиях и громкими гудками всевозможных технических средств. Это означает сигнал: «Тревога! Слушайте все!» Вспомните, дорогой читатель, когда наши европейские «друзья» со своими американскими покровителями бомбили Сербию только за то, что она не хотела распада своей страны. По телевизору часто показывали, как перед очередным налетом самолетов и крылатых ракет НАТО по всей территории выли сирены, предупреждая людей об опасности. Мы еще поговорим об этом, когда будем обсуждать высокоточное оружие.

По этому сигналу немедленно приводятся в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции, до населения доводятся соответствующие сообщения и указания посредством проводного вещания, радио, телевещания и современных средств телефонии. Сообщения производятся на русском языке и языке народа, проживающего на данной территории. В нем указываются причина тревоги и необходимые действия населения в опасном районе. Кроме того, могут применяться вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, автомобильные звукоусилительные станции. С их помощью можно проводить оповещение там, где нет промышленных объектов и крупных зданий: в деревнях, селах, поселках и т.д.

Для защиты населения от опасностей, возникающих в ЧС мирного и военного времени, используются средства коллективной защиты — это инженерные сооружения гражданской обороны. Чаще всего это убежища или, как часто в народе их называют, бомбоубежища.

Убежища предназначены для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий в мирное время, а также от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время. Они могут быть отдельно стоящими сооружениями или оборудованными в подвалах жилых домов и других зданий. Часто убежища являются единственным и наиболее надежным средством защиты от оружия массового поражения.

Встроенное (подвальное) убежище достаточно надежно, поскольку заглублено в землю, его стены и, перекрытия сделаны из прочных материалов, имеются вход и аварийный выход. Чтобы зараженный воздух не проник внутрь убежища, оно герметизируется, а свежий воздух подается через фильтровентиляционную систему.

На случай длительного пребывания людей в убежище создают запас продовольствия, питьевой воды и предметов первой необходимости; оборудуют системы освещения, отопления, водопровод, канализацию; устанавливают скамьи и нары. В убежище запрещено курить, шуметь, зажигать без разрешения керосиновые лампы, свечи. Нельзя приносить легковоспламеняющиеся или имеющие резкий запах вещества, а также крупногабаритные вещи и приводить животных.

Опять отступление, дорогой читатель. Во времена «холодной войны» такие убежища создавались и часто имели удовлетворительное состояние. Сейчас, после того как Советский Союз вместе со всей своей промышленностью (кроме нефтегазовой) развалился, большинство таких убежищ пришло в упадок. Денег на их содержание не выделяется или выделяется неудовлетворительно мало. Кроме заплесневелых стен, в большинстве из них ничего не осталось. Русский человек всегда выживал тем, что был силен своей выдумкой. Помните, что любой подвал — это уже неплохое укрытие, если в вашем районе нет специальных и оборудованных укрытий.

2.1. Основные принципы инженерной защиты населения

2.1.1. Основные положения по защите населения

от чрезвычайных ситуаций

Защита населения в условиях возникновения опасных последствий ЧС природного и техногенного характера и военных действий с применением современных средств поражения, является одной из главных задач министерств и ведомств, территориальных и объектовых органов управления.

Мероприятия по ЗНиТ проводятся при различных ЧС как в мирное, так и особенно в военное время. Они включают решение ряда сложных задач, направленных на снижение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости функционирования ОЭ, организацию и обеспечение действий сил и средств при ликвидации последствий ЧС техногенного, природного и экологического происхождения в мирное время, а также в условиях применения ССП в военное время.

В настоящее время в России основным документом, определяющим требования к проведению мероприятий по ЗНиТ, является Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС», который может быть использован и в других странах.

Федеральный закон «ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера», принят Государственной Думой России 11 ноября 1994 г. и подписанным Президентом Российской Федерации (РФ).

Этот Закон определяет общие нормы в области защиты граждан Российской Федерации (РФ), иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (население), всего земельного, водного и воздушного пространства РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территорий) от ЧС.

В законе последовательно изложены основные понятия и определения ЧС, предупреждения и ликвидации ЧС, определены цель закона и задачи Единой Государственной системы предупреждения (ЕГСП) возникновения и развития, снижения ущерба и потерь и ликвидация ЧС.

Задачи ЕГСП включают довольно большой перечень (12 задач), включая разработку и осуществление целевых научно-технических программ по ЗНиТ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (ПУФ), организаций и объектов социального назначения, подготовку населения, прогнозирование социально-экономических последствий, осуществления государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТ. Приводятся классификация ЧС, состав и органы управления подсистем - федерального, межрегионального, регионального и местного уровней.

Границы зон ЧС определяются руководителем работ по соглашению с исполнительными органами, информация о ЧС и их последствиях должна быть гласной и отражать сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях и радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Сформулированы четыре основных принципа ЗНиТ:

1. Мероприятия по предупреждению и снижению ущерба и потерь должны разрабатываться и осуществляться заблаговременно.

2. Мероприятия должны разрабатываться и планироваться с учетом экономических, природных и иных особенностей территории и степени реальной опасности последствий ЧС.

3. При планировании и проведении мероприятий следует исходить из достаточности объемов мероприятий и максимально возможного использования сил и средств.

4. Мероприятия должны осуществляться силами и средствами органов исполнительной власти, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности сил могут привлекаться в установленном порядке федеральные силы и средства.

В соответствии с данными принципами городам присваиваются (назначаются) следующие группы:

группа городов особой важности (с населением 2 млн. и более);

1-я группа (с населением 1-2 млн.);

2-я группа (с населением 500 тыс. – 1 млн.);

3-я группа (с населением 150 – 500 тыс.).

Организациям с учетом специфики их производства, характера и объема выпускаемой продукции присваиваются (назначаются) категории:

объекты особой важности (АЭС, предприятия переработки);

Это условие достигается:

выбором оптимальных средств и способов защиты;

сочетанием государственных интересов;

выполнением организационных и ИТМ проводимых в угрожаемый период;

соблюдением качественных параметров строительства ЗС;

предоставление приоритетов в вопросах защиты, выполнением планов социального и экономического строительства;

личное участие граждан в обеспечении безопасности.

Как известно ликвидацию ЧС осуществляют силами и средствами организаций, органами местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов, на территориях которых сложилась ЧС.

При недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством порядке, привлекают силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Основными способами защиты являются:

укрытие населения в ЗС и других инженерных сооружениях, приспособленных для этих целей в конкретной ситуации (метро, ПГВ, ППГ и др.);

эвакуация населения из зон возможных СБ, аварий, катастроф или при угрозе их возникновения, из зон национальных конфликтов и в военное время, рассредоточение рабочих и служащих предприятий, продолжающих свою производственную деятельность в зонах возможных сильных разрушения (затоплений) и эвакуация всего остального населения из этих зон в загородную зону;

использование СИЗ и медицинских средств защиты (МСЗ).

Защита населения и хозяйства достигается путем сочетания комплекса основных способов защиты (укрытие, эвакуация, применение СИЗ и МСЗ).

Укрытием населения в ЗС является одних из основных и, в ряде случаев, наиболее надежным способом ИЗН, особенно в условиях военного времени и при авариях, связанных с вредными выбросами радиоактивных веществ и АХОВ.

Защитные сооружения должны обеспечивать защиту укрываемых от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от отравляющих и бактериальных средств поражения, а также от АХОВ.

Одним из эффективных способов защиты людей от АХОВ является укрытие их в убежищах, имеющих режим полной изоляции, исключающим необходимость подачи наружного (зараженного) воздуха в убежище.

В современных условиях должно обращаться особое внимание организации ЗН, проживающего в зонах возможных аварий, катастроф, СБ. Это обусловлено тем, что происходят СБ, возникающие в различных районах, производственные аварии и катастрофы (возможны и диверсии) на ОЭ, коммунально-энергетических сетях городов вызывают крупномасштабные разрушения, гибель людей, большие потери материальных ценностей. В свете этого необходимо рассмотреть вопрос о инженерной защите в ЧС природного и техногенного характера.

2.1.2. Общие принципы инженерной защиты населения

Принцип - слово латинское, в буквальном переводе означает: основа, начало. В нашем словосочетании принцип - основные исходные положения, отражающие объективные условия и особенности проведения мероприятий по инженерной защите населения (ИЗН).

Принципиальными положениями являются:

1. Мероприятия по ИЗН направлены на максимально возможное снижение ущерба, потерь и проводятся заблаговременно.

2. Планирование и осуществление мероприятий по ИЗН проводятся с учетом экономических, природных и других характерных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

3. Объем и содержание мероприятий по ИЗН определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Комплекс инженерно-технических и других специальных мероприятий по ИЗН в ЧС мирного и военного времени может включать следующие основные группы:

1. Создание и совершенствование систем оповещения и информации населения о режимах использования ЗС, поведения и действий в них при ЧС мирного и военного времени.

2. Накопление фонда убежищ и ПРУ за счет приспособления подвалов и заглубленных помещений, метрополитенов, ПГВ, пещер и подземных полостей, а также организация укрытия населения.

3. Накопление и использование СИЗ, материалов для нейтрализации и дегазации АХОВ, герметизация и уплотнение помещений в жилых и производственных зданиях, находящихся в опасных зонах.

4. Введение особых режимов защиты и поведения людей на зараженных территориях вблизи ЗС.

5. Подготовка транспорта и маршрутов ЭН из КГ и опасных зон и организация их вывоза, размещения, ИЗН и жизнеобеспечения в районах размещения с использованием зданий и инженерных сооружений.

6. Обучение населения способам ИЗН, оказание само и взаимопомощи, проведению дегазации и обеззараживанию продуктов питания и воды.

В современных условиях накопление фонда ЗС осуществляется за счет:

строительства новых ЗС при строительстве промышленных объектов;

дооборудование ранее построенных (до 1970 г.) убежищ до современных требований защиты от ССП, если это технически возможно и экономически целесообразно;

приспособления существующих подвалов, подземных переходов и других заглубленных помещений в соответствии с имеющимися рекомендациями по этому вопросу;

строительство и приспособления сооружений метро: для того, чтобы обеспечить защиту населения от ССП метро рассчитывают на нагрузки, учитывающие и особую нагрузку во фронте ВУВ ядерного взрыва, они защищают от светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения; предусматривают надежные противопожарные мероприятия, систему вентиляции, водоснабжение, канализацию и теплоснабжение; на системах вентиляции предусматриваются противопыльные фильтры, гарантирующие и от проникновения внутрь радиоактивной пыли; на входах в метро оборудуют тамбуры с защитно-герметическими воротами;

приспособления искусственных и естественных ПГВ: искусственные и естественные ПГВ, расположенные в пределах ЗВСР, могут быть приспособлены под убежища для защиты НРС предприятий; эти выработки должны быть: рассчитаны по параметрам ВУВ ядерного взрыва и сейсмо- взрывным волнам в грунте, возникающим при взрыве ядерного боеприпаса; иметь соответствующее количество входов и аварийные выходы, оборудованные тамбурами с защитно-герметическими и герметическими дверями; иметь внутреннее инженерно-техническое оборудование (ИТО), обеспечивающее необходимые условия для жизнедеятельности укрываемых, в том числе, защиту от РВ, ОВ, АХОВ и БС; ПГВ, расположенные за пределами ЗВСР, могут быть приспособлены под ПРУ для защиты работающего и неработающего населения, включая эвакуируемых; особое значение для жизнедеятельности укрываемых приобретают системы вентиляции, которые должны проектироваться и с учетом защиты от вредных газов, выделяющихся в ПГВ (метан, сероводород и др.);для надёжной работы этих систем при выходе из строя наружных энергосистем должны быть предусмотрены автономные ДЭС в составе убежища и ПРУ.

На основе приведенного выше предлагается схема «Основных путей накопления фонда ЗС для укрытия населения», приведена на рис.2.1, которая может быть использована в органах управлений.

Что касается вопросов строительства ЗС и улучшения условий использования и эксплуатации их в современных условиях, то здесь можно отметить ряд существенных недостатков.


Рис. 2.1. Основные пути накопления фонда ЗС для укрытия населения

Прежде всего участились случаи нарушения требований нормативных документов по строительству ЗС при промышленном и жилищном строительстве. Начальники соответствующих органов управления, поставив на проекты планировки и застройки населенных пунктов (НП) свои согласующие подписи, забывают о контроле за соблюдением требований норм ИТМ.

В результате проверок ЗС было выявлено, что хозяйственники, за счет снижения требований безопасности людей, стремятся получить максимальную прибыль, не за счет поддержания ЗС в постоянной готовности, а за счет сдачи их в бесконтрольную аренду.

Вместе с тем недостаточно также уделяется внимание вопросам разработки схем размещения ЗС на территории города, населенного пункта.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях включает совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.

1.2.4.1. Принципы организации защиты от ЧС

Принципы защиты - это основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС.

Основные принципы защиты населения:

мероприятия по обеспечению безопасности проводятся за­благовременно на всей территории России (во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах экономики), т.е. принцип заблаговременности (превентивности) проведения мероприятий защиты;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны проводиться с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС, т.е. принцип дифференцированного подхода в определении мероприятий защиты по регионам;

ликвидация ЧС должна осуществляться силами и средствами. организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС, т.е. принцип самостоятельности ликвидации ЧС. Только для ликвидации крупномасштабных ЧС привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

все мероприятия по защите в ЧС должны выполняться, по возможности, параллельно (укрытие в защитных сооружениях, обеспечение СИЗ и эвакуация людей, оборудование подъездных путей, тушение пожаров, перекрытие магистральных газовых и с ОХВ трубопроводов и т.д.) с привлечением максимально возможного количества сил и средств, т.е. принцип комплексности проведения мероприятий защиты.

Реализация принципов защиты населения должна проводиться под руководством органов исполнительной власти всех уровней и руководителей объектов экономики, которые несут за это ответственность. Обязательным является неукоснительное соблюдение персоналом ОЭ и населением правил поведения и действий в ЧС.

В соответствии с принципом заблаговременности проведения мероприятий защиты отделы (управления) ГОЧС всех уровней должны выполнить следующую работу:

создать, проверить и поддерживать в постоянной готовности систему связи и оповещения персонала ОЭ и населения о ЧС;

организовать непрерывное наблюдение и контроль за обстановкой на OЭ и окружающей средой с целью раннего выявления возможного развития ЧС;

накопить фонд защитных сооружений для персонала ОЭ и населения;

спланировать и подготовиться к эвакуации персонала ОЭ и населения;

подготовить пункты временного размещения и длительного проживания эвакуируемых;

накопить необходимое количество средств индивидуальной защиты для обеспечения ими персонала ОЭ и населения;

организовать обеспечение защиты продовольствия, воды от различных видов заражения;

спланировать и отработать медико-профилактические и ле­чебно-эвакуационные мероприятия на случай ЧС;

спланировать и выполнить все мероприятия по обеспечению устойчивой работы ОЭ в условиях ЧС и другие работы.

1.2.4.2. Основные способы защиты от ЧС

Основными способами защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС являются:

инженерная защита, т.е. укрытие людей в защитных сооружениях;

эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы зоны ЧС;

использование средств индивидуальной защиты.

В зависимости от конкретных условий используется тот или иной способ защиты или несколько способов одновременно.

Однако следует заметить, что эффективность защиты не может быть достигнута только этими способами. Для их обеспечения проводится ряд мероприятий защиты как до выполнения этих способов, так и после их выполнения.

Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения можно условно разделить на три группы:

предупредительные мероприятия;

защитные мероприятия;

аварийно-восстановительные мероприятия (работы).

К предупредительным относятся мероприятия, проводимые заблаговременно:

предупреждение чрезвычайных ситуаций;

планирование защиты ОЭ и населения от ЧС;

создание фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания;

обучение (подготовка) населения мерам защиты от ЧС;

подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

К защитным мероприятиям относятся:

выявление и оценка обстановки в ЧС, в том числе путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки;

оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;

укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;

эвакуация (рассредоточение) персонала ОЭ и населения;

использование средств индивидуальной защиты;

дозиметрический и химический контроль;

медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом объектов экономики и населением;

организация охраны общественного порядка в зоне ЧС и др.

К аварийно-восстановительным работам (мероприятиям) относятся первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

Предупредительные мероприятия

1. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, включающий: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и профилактику возникновения источников чрезвычайной ситуации, а также подготовку к чрезвычайным ситуациям.

Важное место в предотвращении ЧС занимает прогнозирование возникновения ЧС. Техногенные аварии (катастрофы) с допустимой вероятностью можно спрогнозировать и на основе анализа причин, по которым аварии могут произойти, принять меры по их предотвращению.

Есть определенные наработки в вопросе прогнозирования опасных природных явлений, но их человек (и в целом человечество) полностью предотвратить не может.

Профилактика возникновения источников чрезвычайной ситуации предполагает проведение заблаговременных мероприятий по недопущению и (или) устранению причин и предпосылок возникновения источников чрезвычайной ситуации антропогенного происхождения, а также по ограничению ущерба от них.

Профилактика техногенных ЧС заключается в недопущении аварий (или предотвращении возникновения источника ЧС) путем исключения технических (проектных, строительно-монтажных и эксплуатационных) ошибок и повышения надежности и устойчивости объекта, а также устранения причин аварий за счет соблюдения технологии строительства, технологии и регламента эксплуатации, правил и мер безопасности.

Под подготовкой к чрезвычайным ситуациям понимается комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по созданию на определенной территории или на потенциально опасном объекте условий для защиты населения и материальных ценностей, от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации, а также для обеспечения эффективных действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одним из мероприятий предотвращения ЧС техногенного характера является декларирование безопасности промышленного объекта.

Декларирование безопасности промышленных объектов предполагает прогнозирование возможных рисков (отказов аварий) на проектируемом объекте и анализ ранее свершившихся отказов и аварий на функционирующем объекте и на этой основе определение мер по обеспечению безопасности производства и обеспечению готовности объекта к локализации и ликвидации ЧС.

Данная декларация разрабатывается на основании постановления Правительства РФ от 01.07.95 № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации».

Рассмотренный перечень мероприятий позволяет либо предотвратить техногенную ЧС, либо уменьшить масштабы ее воздействия на людей, т.е. защитить человека.

Планирование защиты ОЭ и населения от ЧС

Для уменьшения возможных масштабов последствий ЧС забла­говременно проводится подготовка ПОО, территории и населения. Она складывается из планирования и проведения инженерно-технических и специальных мероприятий ГО, подготовки материальной базы, подготовки персонала и населения к действиям в ЧС (обучение), подготовки и обучения формирований ГОЧС.

Подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях - это комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, ИТ и СМ, заблаговременно проводимых на территории субъектов Российской Федерации с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

В интересах ГО осуществляется подготовка загородной зоны (на случай эвакуации ОЭ и персонала в эту зону), усовершенствуются транспортные магистрали, резервируются водоисточники и т.д.

При проведении инженерно-технических мероприятий местность оборудуется специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными, противоселевыми, противооползневыми и др.). Кроме того, осуществляется надзор за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов).

Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных ситуациях включает комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий РСЧС, осуществляемых на объекте народного хозяйства с целью:

обеспечения его работы с учетом риска возникновения источников чрезвычайной ситуации;

создания условий для предотвращения аварий или катастроф;

противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрезвычайной ситуации;

предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения;

оперативного проведения неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

На каждом объекте экономики для организации его защиты от чрезвычайных ситуаций разрабатывается перечень различных документов . Основными из них являются:

план действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

план гражданской обороны объекта;

план эвакуации объекта.

Текущая работа комиссии по ЧС (КЧС) и отдела по делам ГОЧС организуется на основе приказов и распоряжений начальника ГО объекта и в соответствии с годовыми планами работ КЧС и отдела по делам ГОЧС.

«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта» разрабатывается на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности с учетом их специфики. Этот план содержит два раздела.

Первый раздел - «Краткая географическая и социально-эконо­мическая характеристика объекта и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС» включает:

структурные элементы объекта, их характеристику; перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории;

краткую оценку возможной обстановки на объекте при возникновении ЧС;

перечень предупредительных мероприятий по защите объекта и их ориентировочный объем, по предотвращению и снижению последствий ЧС.

Второй раздел – «Мероприятия по защите при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий» включает:

мероприятия при угрозе возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности);

мероприятия при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим ЧС);

обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР;

проведение АСДНР;

организацию взаимодействия между органами и силами, при­влекаемыми к действиям в ЧС;

управление мероприятиями и действиями в ЧС.

«План гражданской обороны объекта» определяет организацию и порядок перевода объекта с мирного на военное время, порядок работы в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.

В структурных подразделениях ОЭ планы гражданской обороны не разрабатываются. В них должны иметься выписки из плана ГО объекта, определяющие порядок оповещения, получения средств индивидуальной защиты, проведения эвакуации, а также состав и задачи гражданских организаций ГО, формируемых данным подразделением.

Начальники служб ГО объекта разрабатывают планы служб по обеспечению мероприятий ГО.

Планы гражданской обороны ОЭ разрабатываются отделом ГОЧС во взаимодействии с руководителями структурных подразделений объекта, подписываются начальником отдела ГОЧС, согласовываются с вышестоящими управлениями ГОЧС и утверждаются начальником ГОЧС объекта.

План гражданской обороны ОЭ состоит из трех разделов и приложений.

Первый раздел «Краткая оценка возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника» включает:

краткую характеристику объекта; особенности, влияющие на организацию и ведение ГО на объекте;

краткую оценку возможной обстановки на объекте после нанесения ударов противником (радиационной, химической и биологической обстановки; степени разрушения зданий, потерь персонала; объем АСДНР);

выводы из оценки возможной обстановки.

Второй раздел «Выполнение мероприятий ГО на объекте при планомерном приведении ее в готовность» включает: объемы и сроки выполнения мероприятий по степеням готовности ГО и организацию защиты персонала и членов их семей, управления и связи, выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объекта, проведе­ния АСДНР, основных видов обеспечения и взаимодействия с терри­ториальными органами по ГОЧС.

Третий раздел «Выполнение мероприятий ГО на объекте при вне­запном нападении противника» включает: организацию и проведение мероприятий по сигналам о воздушной опасности («Воздушная тревога») и об отбое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги»).

«План эвакуации объекта» должен состоять из:

текстовой части (эвакуации в ЧС природного и техногенного характера; эвакуации и рассредоточения в военное время);

приложений (перечень исходных данных для планирования эвакуационных мероприятий; данные по численности и категориям персонала и членам их семей, а также по состоянию дорожно-транспортной сети, транспорта, медицинского обес­печения эвакуации и эвакуационных органов).

План эвакуации (рассредоточения) разрабатывается эвакокомиссиями на картах с пояснительной запиской и осуществляется на основании «Приказа начальника ГО объекта о проведении эвакуации и рассредоточения».

В соответствии с «Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС» и «Планом гражданской обороны» объектов экономики предусматриваются организация радиационной и химической разведки, укрытие персонала в защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях - ПРУ), обеспечение фильтрующими средствами защиты органов дыхания (СИЗОД), антидотами, радиопротекторами, противобактериальными средствами и средствами обеззараживания, т.е. создание различных фондов.

К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать, что строительство защитных сооружений практически прекратилось, а 12% имеющихся убежищ и ПРУ приведено в негодность.

Фонд защитных сооружений (ЗС) на ОЭ должен обеспечивать укрытие наибольшей рабочей смены (НРС). При недостатке ЗС в ранее упомянутых «Планах...» должно быть запланировано строительство быстровозводимых убежищ (БВУ) и простейших укрытий (щелей, траншей, землянок, блиндажей). Но для этого необходимо предусмотреть силы, средства и строительные материалы.

До получения СИЗОД персонал ОЭ должен воспользоваться простейшими ватно-марлевыми повязками (ВМП) и противопыльными тканевыми масками (ПТМ), запасы которых нетрудно создать на ОЭ. ВМП и ПТМ надежно защищают органы дыхания человека от РВ, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Но если их увлажнить 2%-ным раствором питьевой соды или 5%-ным раствором лимонной кислоты, то будет обеспечена в определенной степени защита соответственно от паров хлора и аммиака. В связи с этим во всех структурных подразделениях ОЭ (ближе к персоналу) должны быть созданы запасы питьевой соды, лимонной (уксусной), борной кислоты и др., а также обеззараживающих веществ.