Потенциально опасный объект и их классификация. Потенциально опасные объекты. Чрезвычайно опасные ситуации

Перечень из 92 документов, регулирующих лицензирование медицинской деятельности, подготовил Сергей Лазарев

Основные нормативные правовые документы, регулирующие лицензирование медицинской деятельности в Российской Федерации

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

4. Федеральный закон от 08.07.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

5. Федеральный закон от 02.07.2005 № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

6. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 06. 04. 2004 N 155 «Вопросы Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензировании отдельных видов деятельности».

12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.05.2007 № 323 «Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июня 2007 г., регистрационный № 9613).

13. Нормативные правовые документы, регулирующие исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности»:

14. подпункта «а» пункта 5, подпункта «а» пункта 7 (копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности)

15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995, ред.от 26.01.2007);

16. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188- ФЗ

17. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; Гражданский кодекс Российской Федерации,

18. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

19. Федеральный закон от 21.07.1998 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними»;

20. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.11.2000 № 390 «Об организации работы по утверждению уставов (положений) подведомственных Министерств здравоохранения Российской Федерации предприятий, учреждений и организаций»;

21. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 735 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по осуществлению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 ноября 2007 г., регистрационный № 8542)

22. Информационные письмо Президиума ВАС Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними»;

23. Государственный реестр медицинских изделий (по состоянию на 01.01.02 г.);

24. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 17.03.1998 № 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации гост р. формы основных документов, применяемых в системе»;

25. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 30.07.2002 № 64 (ред.от 13.10.2004) «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии»;

26. подпункта «б» пункта 5, подпункта «б» пункта 7 (копии документов об образовании (послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя);

27. подпункта «в» пункта 5, подпункта «в» пункта 7 (копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг);

28. подпункта «г» пункта 5, подпункта «г» пункта 7 (копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы индивидуального предпринимателя, связанный с выполнением работ (услуг):

29. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. № 5487-1 (в ред. от 02.02.2006 г.) ст. 54;

30. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

31. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001, ред. от 30.12.2006);

32. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995, ред. от 26.01.2007);

33. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»;

34. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.1995 № 119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» (Собрание законодательства РФ,.1995, № 7, ст. 548);

35. Приказ Минздрава СССР от 11.11.1971 № 810 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения»,

36. Приказ Минздрава СССР от 11.10.82 № 999 (ред. от 16.10.2001 г.) «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник»;

37. Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.01.1997 № 15 «Об утверждении порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 февраля 1997 г., регистрационный № 1260);

38. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.1997 № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала»;

39. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;

40. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.08.1999 № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ» (в регистрации Министерства юстиции Российской Федерации не нуждается);

41. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 августа 2000 г., регистрационный № 2340);

42. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (утвержден Министерством образования Российской Федерации 10.03.2000);

43. подпункта «д» пункта 5, подпункта «д» пункта 7 (копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику):

44. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 735 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения»; Государственный реестр медицинских изделий (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 ноября 2006 г., регистрационный № 8542);

45. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 17.03.1998 № 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации гост р., формы основных документов, применяемых в системе»;

46. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 30.07.2002 № 64 (ред.от 13.10.2004) «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии»;

47. подпункта «е» пункта 7 (копии документов об образовании и квалификации работников соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности):

48. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 32 «Об утверждении Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

49. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 735 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения»;

50. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.10.1990 № 394 «Об утверждении Положения о комплексном техническом обслуживании, ремонте, монтаже и наладке медицинской техники»;

51. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2003 № 29322/233 «О введении в действие методических рекомендаций «Техническое обслуживание медицинской техники»;

52. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2001 № 2510/8058-01-32 «О перечне медицинских изделий, относящихся к средствам измерений медицинского назначения и подлежащих государственному метрологическому надзору и контролю»;

53. подпункта «е» пункта 5 (соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации):

54. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1 (в ред. от 02.02.2006 г.) ;

55. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития»;

56. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.12.2004 № 346 «Об организации выдачи разрешений на применение медицинских технологий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 февраля 2005 г., регистрационный № 6317);

57. Государственный реестр новых медицинских технологий, 1-3 выпуски; Приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях на текущий год;

58. Информационное письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11.10.2005 № 01И-560/05 «О порядке применения медицинских технологий»; подпункта «ж» пункта 5 (соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности):

59. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 ст. 40;

60. Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» №38-ФЗ от 30.03.1995 г.;

61. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» №157-ФЗ от 17.09.1998 г.;

62. СанПиН 2.13. 1375-03; «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»;

63. СанПиН 2.17. 728-99; Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ;

64. СанПиН 3.1. 1275-03 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях»;

65. ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы»;

66. Санитарные правила. Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами. СП 3.1.958-00;

67. Санитарные правила. Условия транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов. СП 3.3.2.1248-03;

68. Санитарные правила. Устройства, оборудование, эксплуатация амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля. Охрана труда и личной гигиены персонала. СП №2956а-83 от 28.12.1983г.;

69. Санитарные правила. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01; подпункта «з» пункта 5 (обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам):

70. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.03.2007 № 170 «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 мая 2007 г., регистрационный № 9409);

71. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.10.1996 № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации» (отмена приказа);

72. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.02 № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ»;

73. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.01 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» (вместе с «ОСТ 91500.01.0005-2001»);

75. Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, утверждающие стандарты оказания медицинской помощи больным;

76. подпункта «и» пункта 5 (соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке):

77. Закон Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

78. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»;

79. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов);

80. Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная) (утверждена 10.11.1999 Министерством здравоохранения Российской Федерации, № 01 -23/4 ? 10);

81. Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; подпункта «л» пункта 5 (ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации):

82. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 г. № 5487-1 (в ред. от 02.02.2006 г.) п.3 ст.5;

83. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ, ст. 68

84. Приказ Минздрава СССР от 04.10.80 г. № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» (с изменениями);

85. Приказ Минздрава СССР от 11.10.82 г. № 999 (ред. от 16.10.2001 г.) «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек»;

86. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2000.г. № 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 ноября 2000 г., регистрационный № 2438);

87. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.10.2001 г. № 371 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 000 человек»;

88. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2002. N 413 "Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации";

89. Приказ Министерства здравоохранения и ФФОМС от 13.11.2003.г. № 542/58 «Об утверждении отчетной формы № 62 »;

90. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.2003г. № 545 «Об утверждении инструкций по заполнению учетной медицинской документации»;

91. Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации об утверждении отраслевой учетной и отчетной медицинской документации;

Сегодня деятельность человека связана с применением сложных технологий. Производство и сельское хозяйство повсеместно применяют различные потенциально опасные вещества. Технологические циклы используют различные ядовитые химикаты, атомную энергию. Хозяйственная деятельность человека может приводить к возникновению различных аварий, чрезвычайных ситуаций разного масштаба.

В каждой стране государство и соответствующие службы ведут контроль выполнения всех норм техники безопасности. Существует определенный перечень того, какие объекты относятся к потенциально опасным. Жители каждой области должны знать, к каким последствиям может привести нарушение работы таких предприятий. Зная, как себя правильно вести в чрезвычайной ситуации, можно спасти свою жизнь при возникновении аварии.

Определение

Очень важно знать, . Этот вопрос подробно рассматривается школьной программой. В каждой области, районе, городе есть особый список, в который входят подобные объекты. К ним относятся здания, сооружения, прочие экономические единицы, при аварии на которых возможна гибель людей, порча имущества.

Раньше человечество сталкивалось с катастрофами только природного характера. Сегодня, с развитием экономики, их дополнили также В результате чрезвычайного происшествия могут не только погибнуть или пострадать люди, но и животные и природа.

Чтобы предупредить развитие неблагоприятных последствий, ведется реестр подобных объектов. Специальная комиссия постоянно осматривает их, оценивает полноту выполнения всех требований и норм безопасности. Это позволяет снизить вероятность возникновения аварии, тяжесть последствий чрезвычайной ситуации. Также ведение подобного реестра позволяет предусмотреть наличие всех мер для устранения негативных последствий.

Особенности опасных объектов

Люди должны понимать, находятся от них в непосредственной близости. К таким экономическим единицам относятся территории, на которых расположены здания, сооружения и прочие материальные активы, которые относятся к повышенному уровню ответственности. Также в эту группу входят объекты, на которых одновременно может находиться от 5 тыс. человек и более (определяются на основании проектной документации).

Отнесением тех или иных материальных активов к категории потенциально опасных распоряжается Градостроительный кодекс РФ. К ним относятся технически сложные, опасные или уникальные объекты.

Уровень опасности, которым характеризуются те или иные основные фонды, может быть разным. В нашей стране в непосредственной близости от подобных объектов проживает множество обычных граждан. Больше всего их концентрация определяется в районах с вероятностью выброса в окружающую среду химически опасных веществ. В таких зонах проживает до 54 тыс. человек.

Разновидности

В каждом регионе ведется свой собственный реестр материальных активов, которые относятся к категории потенциально опасных. На это влияет направленность хозяйственной деятельности каждой области. В соответствующей документации регламентируется, какие потенциально опасные объекты расположены в Москве, Уфе, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и прочих крупных и небольших городах РФ.

В соответствии с особенностями развития и протекания аварийной ситуации выделяют 4 категории подобных экономических единиц. Существуют следующие разновидности опасности:

  1. Химическая (ХОО).
  2. Радиационная (РОО).
  3. Взрыво- и пожароопасная (ПВО).
  4. Гидродинамическая (ГДОО).

Масштаб аварии может быть разным. В некоторых случаях чрезвычайная ситуация может принять размер не только областного, но и глобального значения. Поэтому выполнение всех правил безопасности является жизненной необходимостью.

Статистика

Государством ведется определенная статистика, какие потенциально опасные объекты находятся в непосредственной близости от людей. Также частота возникновения аварий на таких предприятиях позволяет сделать руководству таких экономических единиц определенные выводы.

Согласно статистике, в России насчитывается около 12,5 тыс. потенциально опасных объектов. Около 8 тыс. из них относятся к категории пожаро- или взрывоопасных организаций. 3,8 тыс. является химически опасными предприятиями. Всего 0,8 тыс. всех, включенных в реестр, объектов повышенной потенциальной опасности отнесено к категории гидродинамических. Радиационную угрозу несут всего 68 объектов.

Однако при том, что больше всего людей (около 54 тыс. человек) проживает в непосредственной близости к химически опасным предприятиям. Около 7 тыс. граждан РФ живут рядом с объектами гидродинамической, пожароопасной (взрывоопасной) категории. В зоне радиационной потенциальной угрозы находится около 4,5 тыс. человек. Также около 7 тыс. человек живет в незначительном удалении от магистральных трубопроводов. Эти объекты также признаны потенциально опасными.

Химически опасные объекты

Органы власти на местах ведут учет, какие потенциально опасные объекты расположены в Екатеринбурге, Саратове, Москве, Уфе и прочих городах РФ. В зависимости от типа потенциальной опасности подобных организаций, предпринимаются соответствующие действия по предотвращению возникновения аварийной ситуации, устранению ее последствий.

К химически опасным объектам относят объекты материальных фондов, при возникновении аварии на которых может произойти поражение окружающей среды, людей, животных, материальных ценностей химическими веществами. Их содержание в природе в зоне бедствия в этом случае будет превышать допустимый уровень.

Заражение может затронуть приземные слои атмосферы, водные источники, растительность, почву. Причем такие чрезвычайные ситуации могут сопровождаться взрывами и пожарами.

Типовые ХОО

Следует рассмотреть подробнее, какие объекты относятся к потенциально опасным. ОБЖ (основы выделяет ряд предприятий, которые относятся к категории ХОО. Деятельность таких организаций связана с работой при использовании аммиака и хлора.

К числу предприятий, которые потенциально несут химическую угрозу, относятся водоочистительные станции, а также холодильные установки. Также несут подобную угрозу предприятия химической отрасли хозяйствования, нефтеперерабатывающие организации. Сюда относят и нефтехимическую отрасль оборонной промышленности.

Потенциальную угрозу окружающей среде несут трубопроводы, по которым транспортируют ядовитые вещества. Прочие транспортные средства, обеспечивающие перевозку подобных продуктов, также относятся к категории ХОО. Некоторые компоненты, материалы, которые применяют различные предприятия могут не быть химически опасными. Однако в результате взрыва или пожара они вступают в химические реакции. При этом получаются ядовитые вещества, способные нанести значительный ущерб окружающей среде.

Радиационноопасные объекты

Рассматривая, какие предприятия относятся к потенциально опасным объектам , необходимо рассмотреть группу радиационноопасных организаций. Их в нашей стране немного. Однако в случае аварии масштаб катастрофе может стать национальным.

К категории РОО относятся ядерные реакторы, предприятия, применяющие радиационное топливо, а также перерабатывающие В список подобных объектов внесены места хранения радиационных материалов, транспортные средства и коммуникации, по которым их перевозят.

К категории потенциально опасных радиационных объектов относят источники излучения ионизирующего типа. При возникновении аварии на любом из перечисленных выше объектов существует вероятность облучения, радиационного загрязнения окружающей среды. В результате может быть нанесен значительный урон людям, животным, растениям и материальным ценностям.

Типовые РОО

Следует также рассмотреть, какие объекты считаются потенциально опасными в категории радиационной потенциальной угрозы. В первую очередь в реестр РОО вносят атомные станции. Истории известны неоднократные аварии на подобных объектах. Последствия некоторых из них длятся десятилетиями.

Также в категорию РОО входят компании, занимающиеся переработкой и изготовлением ядерного топлива, захоронением отходов после его применения. Сюда принято относить научные и исследовательские организации, которые применяют в своей деятельности радиационные установки. Также одним из видов РОО являются военные объекты и предприятия по производству техники для них.

Опасность, которую несут представленные объекты, может быть разной. Она измеряется количеством радиации, которую в случае аварии может выбросить такое предприятие в окружающую среду. На этот параметр влияет мощность установки, использующая ядерную энергию. Потенциально самая большая опасность сконцентрирована на атомных электростанциях, а также в исследовательских центрах с ядерными установками.

Врыво- и пожароопасные объекты

Следует отметить, что определить, к какому классу относятся потенциально опасные объекты , может специальная комиссия. Часто предприятия несут в себе сразу несколько потенциальных угроз техногенного характера.

К категории пожаро-взрывоопасных предприятий относятся материальные фонды, на которых ведется производство, хранение, применение или транспортировка способных к возгоранию веществ и материалов. Так как факторы, позволяющие отнести ту или иную организацию к представленной категории, отличаются рядом показателей, степень опасности может быть разной.

Все объекты, потенциально несущие пожарную или взрывную угрозу делятся на 5 категорий. Их обозначают буквами русского алфавита. Самыми опасными являются объекты категории А. Наименьшая вероятность возникновения подобной катастрофы принадлежит предприятиям категории Д.

Типовые ПВО

Обращаясь к перечню, какие объекты являются потенциально опасными в категории ПВО, следует рассмотреть все существующие группы подобных организаций. К категории А относятся предприятия газовой, нефтяной, химической промышленности. Они несут самую высокую потенциальную угрозу взрыва или возгорания в случае аварии.

К категории Б принято относить компании, занимающиеся добычей угля, древесной муки, синтетического каучука и сахарной пудры. Меньшую вероятность возникновения пожара или взрыва несут деревообрабатывающие организации. Это могут быть лесопильни, столярные мастерские и т. д. В эту категорию входят склады, на которых хранится масло.

В группу Г вошли предприятия металлургической промышленности. Это также котельные, цеха термической обработки материалов. К категории Д относятся организации, занимающиеся переработкой и хранением холодных, несгораемых материалов.

Гидродинамические опасные объекты

Рассматривая, какие объекты относят к потенциально опасным , следует рассмотреть хозяйственные организации, которые несут гидродинамическую опасность. Такие установки создают разницу между уровнем воды с обеих сторон. Это естественные плотины, гидротехнические сооружения.

Типовые ГДОО

Следует рассмотреть, какие объекты относятся к потенциально опасным с точки зрения гидродинамики. В эту категорию вошли естественные и искусственные плотины, напорные бассейны ТЭС, ГЭС, водоприемники и подпорные стены. В случае возникновения аварии на таком объекте значительные площади могут быть затоплены водой.

Рассмотрев, какие объекты относятся к потенциально опасным, можно сделать вывод о наличии таких предприятий в непосредственной близости от своего жилища, принять меры по предотвращению негативных последствий в случае возникновения опасной ситуации.

Классификация химически опасных объектов

Под химически опасными объектами понимаются такие объекты экономики (далее - объекты), при аварии или разрушении которых могут произойти массовые поражения людей, животных и растений опасными химическими веществами (ОХВ).

Значительная часть предприятий по производству и использованию опасных химических и взрывоопасных веществ сосредоточена в химической, нефте(газо)химической, пищевой и сельскохозяйственной промышленности.

К основным потенциально опасным объектам относят:

  • комбинаты пищевой промышленности, использующие аммиак в больших количествах;
  • крупнотоннажные склады аммиака;
  • предприятия (станции), потребляющие хлор в количествах до 50 т в сутки;
  • водоочистные сооружения крупных городов, потребляющие и хранящие хлор в количестве более 25-50 т;
  • объекты, имеющие одновременно запас хлора и аммиака;
  • базы по хранению хлорпикрина и бромистого метила;
  • производства, использующие минеральные кислоты (соляную, серную и др.);
  • объекты железнодорожного транспорта;
  • аммиакопровод "Тольятти-Одесса" (линейные магистрали и объекты на нем).

Все химически опасные объекты (ХОО) классифицируются по степени потенциальной опасности. В основе этой классификации лежит количественная оценка степени потенциальной опасности ( ПО ) по :

  • масштабам возможных последствий химической аварии на ХОО (ПО 1);
  • характеру развития (вероятному "сценарию") возможной химической аварии (ПО 2);
  • степени токсической опасности ОХВ, используемых на ХОО (ПО 3);
  • риску возникновения аварии на ХОО (ПО 4);
  • пожаро- и взрывоопасности объекта (ПО 5).

Источником информации для классификации ХОО являются:

  • декларация безопасности объекта;
  • паспорт безопасности (аварийная карточка) ОХВ, используемого на ХОО (согласно ГОСТ 50586-93 и требованиям ООН);
  • методика прогнозирования масштабов зон заражения ОХВ при авариях и разрушениях на ХОО (Штаб ГО и Госкомгидромет. М., 1990);
  • методика определения пожаро- и взрывоопасности объекта (директива ЕС-82/50/ЕЕС).

В классификации степени потенциальной опасности по масштабам последствий химической аварии на ХОО (ПО1) критерием является количество людей, которые могут оказаться в возможной (прогнозируемой) зоне химического заражения (табл. 3.32).

Вокруг ХОО предусматривается организация санитарно-защитной зоны (СЗЗ), в которой запрещается размещение жилых зданий, детских и лечебно-оздоровительных учреждений, а также других объектов, не относящихся к этим предприятиям. Большинство ХОО относятся к 3 классу и имеют размеры СЗЗ не менее 300 м.

Аналогично классифицируются и территории районов, городов и субъектов РФ. Критерием для отнесения территории к той или иной степени опасности является процент населения, проживающего на территории, подвергаемой риску химического заражения. К первой степени опасности относят территории, на которых в зоне возможного заражения ОХВ проживает свыше 50% населения, ко второй степени - от 30 до 50%, к третьей степени - от 10 до 30% и к четвертой степени - менее 10%. Такая градация - по процентам, а не по количеству людей - была бы логичной и при определении ПО 1 . Так, город Жуковский в Подмосковье относится к 1-й степени опасности в связи с тем, что в случае крупных аварий в Москве, Купавне он может оказаться в зоне возможного заражения ОХВ.

К ХОО с ПО 1 = 1 относятся крупные предприятия химической промышленности, водоочистные сооружения, расположенные в непосредственной близости или на территории крупнейших и крупных городов.

К ХОО с ПО 1 = 2 относятся предприятия химической, нефтехимической, пищевой и перерабатывающей промышленности, водоочистные сооружения коммунальных служб больших и средних городов, крупные железнодорожные узлы.

К ХОО с ПО 1 = 3 относятся небольшие предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (хладокомбинаты, мясокомбинаты, молокозаводы и т. п.) местного значения, водоочистные сооружения и др. средних и малых городов и сельских населенных пунктов.

К ХОО с ПО 1 = 4 относятся предприятия и объекты с относительно малым количеством ОХВ (менее 0,1 т).

В классификации степени потенциальной опасности по характеру развития возможной химической аварии ( ПО 2 , табл. 3.33) критерием является наиболее вероятный " сценарий " развития ХА в зависимости от физико-химических свойств ОХВ, условий хранения и др. Эта классификация относительна в связи с многообразием различных ОХВ, хранящихся на предприятиях.

Большую опасность для окружающей среды и людей представляет разрушение хранилищ с ОХВ и возгорание складов с крупнотоннажными запасами твердых веществ, образующих при горении токсичные продукты. Особенно опасны разрушения крупнотоннажных хранилищ с летучими ОХВ и хранилищ, находящихся под давлением.

Таблица 3.33. Классификация степени потенциальной опасности ХОО (ПО 2) по характеру развития возможной химической аварии
Степень потенциальной опасности Характер развития возможной химической аварии
1 Образуется только первичное облако заражённого воздуха
2 Пролив (разлив) ОХВ с образованием первичного и вторичного облака заражённого воздуха.
3 Пролив (разлив) ОХВ с образованием только вторичного облака заражённого воздуха.
4 Заражение территории объёкта и сточных вод малолетучими ОХВ при их проливе (разливе)

При полном разрушении хранилищ с ОХВ часть веществ в течение непродолжительного времени (1-3 мин.) переходит в газообразное состояние и образует первичное облако зараженного воздуха. Количество вещества, перешедшего в первичное облако, зависит от его физико-химических свойств и условий хранения. Так, при полном разрушении крупнотоннажных хранилищ с аммиаком под обычным атмосферном давлением в первичное облако может перейти до 3% вещества, находящегося в хранилище, а при разрушении аналогичных хранилищ, находящихся под давлением, - до 18-20% вещества.

К ХОО с ПО 2 = 1 относятся предприятия, имеющие хранилища со сжатыми газами (ОХВ). При аварии и разрушении этих хранилищ, в соответствии с Методикой прогнозирования масштабов заражения, образуется только первичное облако зараженного воздуха.

К ХОО с ПО 2 = 2 относятся предприятия, имеющие хранилища со сжиженными газами (ОХВ). При аварии и разрушении этих хранилищ, в соответствии с указанной выше Методикой..., образуется первичное и вторичное облако зараженного воздуха. Примером может служить ЧС, возникшая в результате аварии в хранилище жидкого аммиака на химическом предприятии г. Ионава (Литва) в 1989 г. В результате этой аварии образовалось первичное облако зараженного воздуха с поражающими концентрациями паров аммиака и вторичное облако с опасными концентрациями паров, а также произошло заражение грунта и воды.

К ХОО с ПО 2 = 3 относятся предприятия, имеющие хранилища с ОХВ, кипящими при температуре выше окружающей среды (+20). При аварии и разрушении этих хранилищ образуется только вторичное облако зараженного воздуха. Такая ЧС может возникнуть, например, при аварийном проливе фосгена или компонента ракетного топлива - четырехокиси азота и т. п. Данные ЧС для человека менее опасны, чем первые два, поскольку время испарения составляет от нескольких часов до нескольких суток, что достаточно для своевременной защиты населения.

К ХОО с ПО 2 = 4 относятся предприятия, имеющие хранилища с ОХВ, кипящими при температуре значительно выше окружающей среды или твердыми. При авариях на них происходит заражение местности (грунта, воды) с опасными последствиями для живых организмов и растительности. Вторичное облако паров с поражающими концентрациями образуется только над зараженной территорией. Такая ЧС может возникнуть при авариях на ХОО с ОХВ типа: несимметричный диметилгидразин, фенол, сероуглерод, ацетонитрил, диоксин, металлическая ртуть, соли синильной кислоты, ряд боевых ОВ и др.

По степени токсической опасности ХОО классифицируются в зависимости от класса ОХВ, находящихся на объекте. Известно, что они подразделяются на четыре класса опасности: первый - чрезвычайно опасные, второй - высокоопасные, третий - умеренно опасные, четвертый - малоопасные.

Класс опасности ХОО определяется в зависимости от показателей и норм опасности, приведенных в табл. 3.34.

Таблица 3.34. Классификация степени потенциальной опасности ХОО (ПО 3) в зависимости от показателей и норм для определения класса опасности ОХВ
Наименование показателя Нормы для определения класса опасности
Предельно допустимая концентрация ОХВ в воздухе рабочей зоны, мг/м 3 менее 0,1 0,1-1,0 1,1-10,0 Более 10,0
Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг менее 15 15-150 151-500 Более 500
Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг менее 100 100-500 501-2 500 Более 2 500
Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/м 3 менее 500 500-5 000 5 001-50 000 Более 50 000
Коэффициент возможного ингаляционного отравления, (КВИО) менее 300 300-30 29-3 Менее 3

Примечания.

  1. КВИО определяется как отношение C max /LC 50 .
  2. Отнесение ХОО к классу опасности производят по показателю, значение которого соответствует наиболее высокому классу опасности.

К веществам чрезвычайно опасным и высокоопасным относятся: соединения некоторых металлов (мышьяка, ртути, свинца, талия, цинка и др.), карбонилы металлов (никеля, железа и др.), вещества, содержащие циангруппу, соединения фосфора, фторорганические соединения, хлоргидрины, галогены и другие соединения.

Альберт Вонг , старший инженер по обеспечению надежности, «Сахалин Энерджи»

Потенциально опасная ситуация - это происшествие, которое не привело к травмам, ущербу здоровья людей или повреждению имущества, но потенциально могло повлечь за собой все перечисленные последствия. В таких случаях травм, гибели имущества, а иногда и летального исхода удается избежать лишь по счастливой случайности - иными словами, ситуация была на грани фола. Часто говорят о том, что в основе таких ситуаций лежит человеческий фактор, но не стоит забывать и о том, что недоработки в технологии или неисправности оборудования могут спровоцировать или усугубить такое развитие событий, в связи с чем этому аспекту следует уделять особое внимание.

Примерами таких ситуаций изобилуют все сферы бизнеса и производства. Неисправность оборудования может и не привести к негативным последствиям в каком-то конкретном случае, но несет в себе при этом потенциальную угрозу серьезного ЧП. Можно сказать, что такое ЧП почти произошло. Впрочем, такие ситуации характерны не только для производственной сферы. Приведу пример из статьи «Как избежать катастрофы», опубликованной в журнале Harvard Business Review, в которой рассказывается о том, с чем пришлось столкнуться компании Apple после выпуска на рынок iPhone 4 в июне 2010 года. Практически сразу после начала продаж покупатели стали жаловаться на слабый сигнал и некачественную связь. Первоначально компания заявила, что во всем виноваты сами пользователи - они, дескать, неправильно держат телефон и перекрывают внешнюю антенну ладонью, и посоветовала им не держать телефон за нижний левый угол. Когда на одном из интернет-форумов у Стива Джобса спросили, как он собирается решать проблему, глава Apple категорично заявил, что проблемы попросту не существует. Многие пользователи сочли это надменным и оскорбительным, о чем не замедлили сообщить в социальных сетях и средствах массовой информации. Против Apple был подан ряд коллективных исков, при этом в одном из исковых заявлений компании инкриминировались «недобросовестные действия, выразившиеся в сокрытии фактов, невыполнении своих обязанностей, намеренном искажении информации и недоработке конструкции изделия». Мощнейший удар по репутации Apple был нанесен в середине июля, когда влиятельный журнал Consumer Reports отказался дать положительную рекомендацию четвертому «айфону» (такие рекомендации получили все предыдущие модели). В конце концов, компания пошла на попятную, признав наличие ошибок в программном коде и предложив пользователям новые версии прошивки и бесплатные чехлы для устранения проблем с антенной.

Причины этого кризиса существовали задолго до того, как он разразился. Тот факт, что потребители долгие годы мирились с проблемами - не показатель успешной стратегии, а всего лишь пример работы «на грани фола». Как только для этого появились необходимые предпосылки - разгромная статья в Consumer Reports, о которой стало известно миллионам, и распространение информации в социальных сетях и интернет-форумах - кризис не заставил себя ждать.

Из потенциально опасных ситуаций всегда можно извлечь соответствующие уроки. В «Сахалин Энерджи» мы проводим учет и анализ потенциально опасных ситуаций и происшествий в рамках процесса повышения надежности и целостности производственной деятельности. Понятно, что выявление первопричин происшествий, приведших к остановке производства, проводится особенно тщательно с применением специальных аналитических инструментов, но при этом не стоит забывать и о других сбоях и потенциально опасных ситуациях, пока они не переросли в серьезные ЧП.

Выявление первопричин - это лишь полдела. Не менее ответственный подход следует применять и при разработке мер по их устранению, при этом ожидаемые результаты должны быть четко сформулированы и измеримы; следует поставить конкретные сроки и прописать, кто именно должен обеспечить достижение результатов. И, наконец, самый главный момент: руководители обязаны четко осознавать, что они несут ответственность за возникновение потенциально опасных ситуаций.

Стоит перечислить основные шаги, которые необходимо предпринять в случае их возникновения: первое - это определить, имеются ли отклонения от нормы; далее - проанализировать такие отклонения для выявления первопричин; затем разработать меры по устранению первопричин потенциально опасной ситуации и назначить ответственных за реализацию таких мер. Также следует выявлять потенциальные опасности, маскирующиеся под достижения. Успешная работа в данном направлении - залог того, что потенциально опасная ситуация не перерастет в серьезное ЧП.

В заключение приведу еще одну цитату из статьи «Как избежать катастрофы»: «Большинству кризисов в деловой сфере (включая ошибки проектировщиков, постоянные отказы оборудования, а также репутационные кризисы) предшествует работа «на грани фола» - то есть ситуации, которые могли бы перерасти в ЧП, если бы не удачное стечение обстоятельств. Руководители зачастую не слышат этих тревожных сигналов из-за того, что неадекватно воспринимают происходящее, считая, что такая ситуация - показатель того, что все идет по плану, либо вовсе ее не замечая». Запомните эти слова и старайтесь избегать подобных ошибок в своей работе.

Классификация потенциально опасных объектов осуществлена по иерархическому методу последовательным делением объектов на классификационные группировки. В качестве признака деления объектов на классы использован основной вид опасности объекта (радиационная, химическая и т.д.). Объекты разделены на следующие классы:

  • 1. Радиационно опасные объекты
  • 2. Химически опасные объекты
  • 3. Взрыво- и пожароопасные объекты
  • 4. Опасные транспортные средства
  • 5. Опасные технические сооружения.

Деление на классы является чисто условным, поскольку чрезвычайные ситуации на многих объектах носят комплексный характер и порождают различные поражающие факторы. Поэтому некоторые из объектов можно отнести к одному из двух разных классов. При классификации объектов с несколькими поражающими факторами следует учитывать прежде всего доминирующий фактор.

Система критериев

категорирования потенциально опасных объектов по уровню угроз техногенного, природного и террористического характера и степени их защищенности от этих угроз , а также оценки эффективности мероприятий физической защиты и охраны опасных объектов

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации различают по характеру источника (природные, техногенные, биолого - социальные и террористические) (ГОСТ Р 22.0.02-94);

потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологическ ие вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. №1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» («Собрание законодательства Российской Федерации», 23.09.1996, № 39, ст. 4563) определены параметры, характеризующие масштаб чрезвычайной ситуации. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

В соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденными приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105 («Российская газета» № 71, 12.04.2003 г.) (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2003 г., регистрационный № 4291), введены классы опасности потенциально опасного объекта, устанавливаемые по результатам прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций:

  • 1 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;
  • 2 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;
  • 3 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;
  • 4 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;
  • 5 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

Согласно указанным критериям, категорирование потенциально опасных объектов проводится по четырем параметрам (i,j,k,l).

I - техногенного характера;

II - природного характера;

III - террористического характера.

A - ядерно и/или радиационно опасные;

B - пожаровзрывоопасные;

C - химически опасные;

D - биологически опасные;

Е - гидродинамически опасные.

Категорирование по масштабам угроз (k) осуществляется в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения по пяти классам опасности потенциально опасного объекта.

Категорирование по степени защищенности от угроз техногенного, природного и террористического характера (l) осуществляется по результатам оценки готовности объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий, проводимой в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения.

При этом используются три категории:

  • 1 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям менее чем на 50%;
  • 2 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 50% и более, но менее чем на 80%;
  • 3 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

Пример: показатель О(IA33) - характеризует защищенность потенциально опасного объекта к воздействию угроз техногенного характера, объект является ядерно и/или радиационно опасным, в результате аварии на нем возможно возникновение территориальной чрезвычайной ситуации, защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

Предложенные критерии категорирования потенциально опасных объектов являются «рамочными», их дальнейшую детализацию с учетом специфики объекта и конкретизации угроз необходимо осуществлять ведомственными нормативными актами.

II. Эффективность мероприятий физической защиты и охраны потенциально опасных объектов определяется:

наличием и состоянием технических систем контроля, предупреждения и защиты от аварийных ситуаций;

видом охраны (войсковая, вневедомственная, ведомственная);

наличием и состоянием инженерно-технических средств охраны;

эшелонированием всех видов охраны и технических средств обеспечения безопасности.

Наиболее общим критерием, характеризующим эффективность мероприятий физической защиты и охраны потенциально опасных объектов от угроз террористического характера, является вероятность непроникновения террористов на данный объект. Определение количественных показателей данного критерия требует использования типовых моделей воздействия, моделей охраны, обороны и функционирования, как самого объекта, так и его технических систем контроля, предупреждения и защиты от аварийных ситуаций.

В большинстве случаев эта задача трудноразрешима, поэтому в качестве критерия предлагается использовать показатель степени оборудования объекта средствами физической защиты и охраны. При этом используются три категории состояния оборудования объекта указанными средствами:

  • 1 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям менее чем на 50%;
  • 2 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям на 50% и более, но менее чем на 80%;
  • 3 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

При определении предъявляемых требований необходимо учитывать:

рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений;

обеспечение надежной защиты персонала объекта;

повышение надежности инженерно-технического комплекса объекта;

исключение или ограничение поражения вторичными факторами;

обеспечение надежности и оперативности управления производством;

организацию надежных производственных связей и повышение надежности системы электроснабжения;

подготовку объекта к переводу на аварийный режим работы;

подготовку к восстановлению нарушенного производства.

Порядок проведения анализа уязвимости систем физической защиты и охраны потенциально опасного объекта и требования к ним должен определяться в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке достаточности мероприятий по физической защите и охране предприятий и организаций от существующих и прогнозируемых диверсионных и террористических угроз внутреннего и внешнего характера» утвержденными приказом Минпромнауки России от 29 мая 2002 г. № 145 На объектах Минобороны России требования к физическим средствам защиты и охраны определяются в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 г. №448/12/1789 «Руководство по оснащению объектов Министерства обороны Российской Федерации техническими средствами охраны и их эксплуатации». Разработан и находится в стадии согласования с заинтересованными органами военного управления проект «Единого порядка проведения анализа уязвимости ядерно-опасных объектов Минобороны России и оценки эффективности действующих и проектируемых средств физической защиты этих объектов».

На объектах Федерального агентства по атомной энергии требования к физическим средствам защиты и охраны определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.97 № 264 «Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» и Положением об общих требованиях к системам физической защиты ядерно-опасных объектов Минатома России..

  • 1. Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол № 4, подпункт 5а).
  • 2. Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Паспорт безопасности разрабатывается на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайной ситуации.
  • 3. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций (далее -ЧС) для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения ЧС на опасном объекте;

оценки возможных последствий ЧС на опасном объекте;

оценки возможного воздействия ЧС, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению ЧС и готовности к ликвидации ЧС на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на опасном объекте.

  • 4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.
  • 5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.

Переоформляется паспорт безопасности опасного объекта через 5 лет, а также при изменении сферы деятельности, реконструкции, модернизации технологических процессов объекта.

  • 6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.
  • 7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах.

Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:

титульный лист;

«Общая характеристика опасного объекта»;

«Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций»;

«Характеристика аварийности и травматизма»;

«Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

последний лист, содержащий подписи разработчиков.

К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных ЧС на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

  • 9. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС.
  • 10. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных ЧС и индивидуального (потенциального) риска:

зона последствий возможных ЧС - зона действия поражающих факторов, возникающих при ЧС;

индивидуальный риск - частота возникновения поражающих воздействий, определенного вида в определенной точке пространства;

потенциальный (территориальный) риск - распределение частоты реализации поражающих факторов возможных ЧС на территории объекта и за его пределами в виде изолиний индивидуального риска.

Построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 10*10 -7 год - 1 .

  • 11. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.
  • 12. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.

Разработка расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.

  • 13. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.
  • 14. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС.
  • 15. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения ЧС, если источником ЧС являются аварии или ЧС на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.
  • 16. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

титульный лист;

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

аннотация;

задачи и цели оценки риска;

описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;

методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска ЧС;

описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска ЧС, включая ЧС, источниками которых могут явиться аварии или ЧС на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;

  • 17. С учетом показателей степени риска и сравнительного анализа с установленными показателями приемлемого риска на опасном объекте разрабатываются мероприятия по предупреждению ЧС и снижению риска (при превышении установленных показателей приемлемого риска для данного типа объектов).
  • 18. К проверке соответствия разработанных паспортов безопасности опасных объектов установленным требованиям, целесообразно привлекать специализированные организации, участвующие в установленном порядке в экспертизе деклараций промышленной безопасности в части предупреждения, локализации и ликвидации ЧС.