Последний поезд мцк кутузовская. Шесть главных фактов о мцк
Этапы запуска
Открытие Московского центрального кольца (МЦК) состоялось 10 сентября 2016 года. На первом этапе для пассажиров будут доступны 24 станции, в декабре откроются еще семь платформ МЦК. Корреспондент РИАМО узнала, как воспользоваться новым видом городского транспорта.
Открытие станций МЦК состоится в три этапа.
Первый назначен на 10 сентября, уже в эту субботу в эксплуатацию введут 24 станции: «Окружная», «Лихоборы», «Балтийская», «Стрешнево», «Шелепиха», «Деловой центр», «Кутузовская», «Лужники», «Площадь Гагарина», «Крымская», «Верхние котлы», «Владыкино», «Ботанический сад», «Ростокино», «Белокаменная», «Бульвар Рокоссовского», «Локомотив», «Соколиная гора», «Шоссе Энтузиастов», «Нижегородская», «Новохохловская», «Угрешская», «Автозаводская» и «ЗИЛ».
В декабре 2016 года для пассажиров станут доступны еще 7 станций: «Коптево», «Панфиловская», «Зорге», «Хорошево», «Измайлово», «Андроновка» и «Дубровка».
A в 2018 году завершится строительство теплых переходов: можно будет совершать пересадки, не выходя на улицу. Всего для пассажиров будут доступны 350 пересадок, поэтому время в пути должно сократиться в 3 раза.
2
Стоимость проезда
С 10 сентября по 10 октября 2016 года проезд на МЦК будет бесплатным для всех. Часть турникетов будут открыты, a другая будут автоматически открываться при подходе к ним. Так, билеты нужно будет прикладывать к турникету только в переходах на железнодорожные станции и в метро.
После 10 октября для прохода на станцию МЦК будут использоваться любые проездные Московского метрополитена («Тройка», «Единый», «90 минут»), а также социальные карты. В течение 90 минут с момента валидации билета переход из метро на МЦК и обратно будет бесплатным. Предусмотрена также оплата проезда банковскими картами.
3
Схемы МЦК
Для пассажиров разработано три варианта схем МЦК. На первой, помимо линий метрополитена и станций МЦК, указаны этапы открытия станций и переходов, расстояние между пересадочными станциями и время, которое уйдет на пересадку.
Второй вариант схемы поможет сориентироваться пассажирам электричек: на карте указаны железнодорожные станции, существующие линии метрополитена, a также станции МЦК и «теплые» пересадки на метро.
На третьей схеме указаны остановки наземного городского транспорта рядом со станциями МЦК, a также интервал его движения в час пик. Например, с платформы «Лужники» МЦК за 2 минуты можно перейти на станцию метро «Спортивная». Там же регулярно ходят автобусы номер 806, 64, 132 и 255, поэтому добраться до нужного места не составит труда.
Кроме того, на карте указаны все главные достопримечательности города, лесопарки и заповедники. Многие из них находятся в пешей доступности от МЦК, например, парк «Лосиный остров» и заказник «Воробьевы горы».
4
Пересадки
МЦК интегрировано в систему общественного транспорта Москвы с возможностью пересадки на метро, электрички МЖД и наземный общественный транспорт.
С 10 сентября пересесть с МЦК на метро можно будет на 11 станциях («Деловой центр», «Кутузовская», «Лужники», «Локомотив», «Площадь Гагарина», «Владыкино», «Ботанический сад», «Бульвар Рокоссовского», «Войковская», «Шоссе Энтузиастов», «Автозаводская»), на электричку – на пяти («Ростокино», «Андроновка», «Окружная», «Деловой центр», «Лихоборы»).
К концу 2016 года количество пересадочных узлов увеличится до 14 и 6 соответственно, a в 2018 году станет 17 пересадок с МЦК на метро и 10 – на электричку.
Чтобы совершить пересадку метро-МЦК-метро бесплатно (в интервале 90 минут), нужно при входе на станцию МЦК приложить проездной документ на метро к турникету со специальной желтой наклейкой.
Пассажиры, которые планируют поездку лишь по МЦК или собираются сделать одну пересадку метро – МКЦ или наоборот, могут прикладывать билеты к любым турникетам, в том числе и без желтых наклеек.
Если вы не уложились в 1,5 часа, при пересадке необходимо заново оплатить проезд.
5
Поезда и интервалы движения
На МЦК будут курсировать новые поезда повышенной комфортности «Ласточка, вместимостью 1200 человек. Их максимальная скорость – 160 километров в час, по МЦК они будут ходить со средней скоростью 50 километров в час.
Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами информационными панелями, бесплатным Wi-fi, розетками и велокреплениями.
Вагоны будут открываться в ручном режиме: для входа или выхода нужно будет нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Кнопки будут активны (зеленая подсветка) только после остановки поезда на платформе, в другое время в целях безопасности двери будут заблокированы.
В утренние и вечерние часы пик интервал движения составит всего 6 минут. В остальное время «Ласточку» нужно будет ждать от 10 до 15 минут.
6
Обновление (активация) проездных
Для того, чтобы пройти на МЦК по проездным «90 минут», «Единый» на 20, 40 и 60 поездок, «Тройка», купленным либо пополненным до 1 сентября 2016 года, необходимо обновить их. Для этого можно обратиться в кассы метро или монорельса, а также в пассажирское агентство метрополитена (Боярский пер., д. 6) или сервисный центр «Московский транспорт» (ул. Старая Басманная, д. 20, к. 1).
Обладателям карты «Стрелка» для поездок на электричке необходимо обменять ее в кассах метрополитена на карту с приложением «Тройка».
Активация осуществляется без изменения остатка поездок и срока действия билета, при этом новые перепрограммированные проездные документы позволят бесплатно совершать пересадки из метро на МЦК и обратно.
Также электронную карту «Тройка» можно обновить самостоятельно, пополнив баланс в билетных автоматах на станциях, на сайте troika.mos.ru, с помощью SMS или в платежных терминалах. Что касается социальных карт, их активация не требуется.
7
Помощь и навигация
Узнать подробную информацию об обновлении билетов, пересадочных узлах и навигации на МЦК можно у консультантов при входе на кольцевые станции метрополитена или на станциях метро, смежных с МЦК. Также помогать пассажирам ориентироваться на новом транспорте будут волонтеры. Также разрабатывается специальное мобильное приложение, с помощью которого можно будет выбрать оптимальный маршрут.
Здесь можно посмотреть новые удобные маршруты проезда через МЦК.
(на сегодняшний день - 24 работающие станции МЦК) - новый московский транспорт, предназначенный сделать передвижение в Москве еще более удобным. Первую очередь открыли 10 сентября. На данный момент открыты для использования пассажирами двадцать четыре станции из тридцати одной. Пять станций имеют крытый переход в метро, шесть - переход в метро через улицу. К концу октября откроются еще 6 станций.
24 открытые станции МЦК - список смотрите ниже...
Список работающих станций МЦК:
- Окружная (СВАО и САО) . Пересадка на одноименную железнодорожную станцию (Савеловское направление МЖД), а в перспективе - на новую станцию метро «Окружная». Также есть пересадка на городской наземный транспорт - автобус.
- Балтийская (САО). Обеспечивает пересадку на станцию метрополитена "Войковская" или городской наземный транспорт. Станция Балтийская связана надземным переходом с торговым центром «Метрополис», а с другой стороны рядом, почти вплотную находится парк Покровское - Стрешнево.
- Стрешнево (САО и СЗАО). Пересадка на трамвай, троллейбус, автобус. По плану - пересадка на железнодорожную линию Рижского направления (новая остановочная станция). P. S: у на есть кстати тема о .
- Шелепиха (ЦАО). Обеспечивает пересадку на железнодорожную платформу «Тестовская».
- Деловой центр (юго-западная часть ЦАО). Крупная станция на МЦК. Пересадка на станцию метро «Международная». Находится в пешей доступности от железнодорожной станции «Тестовская». По плану - паркинг и подземный переход до Москва-Сити.
- Кутузовская (ЗАО), рядом с Кутузовским проспектом. Возможна пересадка на станцию метро «Кутузовская» и на наземный транспорт: троллейбус и автобус.
- Лужники (ЦАО). Станция с «береговыми» платформами и вестибюлем. Обеспечивает пересадку на станцию метро «Спортивная» или на городской автобус. По планам именно станция МЦК «Спортивная» будет наиболее востребованной в период проведения .
- Площадь Гагарина (ЗАО). Связана со станцией метро «Ленинский проспект» (через подземный переход). Пересадка на автобусы, троллейбусы и трамваи. Это единственная станция МЦК, которая находится под землей.
- Крымская (ЮАО и ЮЗАО). Пересадка на станцию железной дороги «Севастопольская» и городской транспорт - автобус.
- Верхние котлы (ЮАО). Находится между станциями метро «Нагатинская» и «Тульская». Связана с городскими автобусами, троллейбусами и трамваями. А также - через новую платформу с железной дорогой Павелецкого направления.
- ЗИЛ (северная часть ЮАО). Выход к Ледовому дворцу по внутренней стороне МЦК и к наземному городскому транспорту - по внешней стороне МЦК.
- Автозаводская (ЮАО). Здесь можно сделать пересадку на станцию метрополитена «Автозаводская» (по улице) и на наземный транспорт (автобус, троллейбус).
- Белокаменная (ВАО). Расположена в границах нацпарка «Лосиный остров». Пересадка на наземный транспорт - автобус. И на автобусе же до самого близкого метро - «Бульвар Рокоссовского».
- Ботанический сад (СВАО). Соединена с одноименной станцией метро подземным пешеходным переходом. Можно пересесть на наземный транспорт - автобус.
- Бульвар Рокоссовского (ВАО). Здесь предусмотрен переход на одноименную станцию метрополитена (Сокольническая линия) и пересадка на автобус или трамвай.
- Лихоборы (САО). Связана с железной дорогой, с платформой НАТИ (Ленинградское направление). Можно пересесть на автобус.
- Локомотив (ВАО). Пересадка (теплая) на станцию метро «Черкизовская» (крытый переход). Возможна пересадка на троллейбус или автобус.
- Нижегородская (ЮВАО). Связана с железнодорожной станцией «Карачарово» (от Курского вокзала) и городским автобусом. В 2018 году будет доступен переход на станцию метрополитена «Нижегородская улица».
- Новохохловская (ЮВАО). Возможна пересадка на городской автобус и с 2017 года - через новую платформу можно пересесть на железную дорогу (Курское направление).
- Окружная (СВАО и САО). Пересадка на одноименную железнодорожную станцию (Савеловское направление МЖД), а в перспективе - на новую станцию метро «Окружная». Также есть пересадка на городской наземный транспорт - автобус.
- Угрешская (ЮВАО). От станции можно пересесть на автобус, трамвай или троллейбус. С помощью наземного транспорта (автобуса или трамвая) можно добраться до двух станций метрополитена - «Кожуховская» или «Дубровка».
- Измайлово (ВАО). Связана со станцией метро на Арбатско-Покровской линии - «Партизанская». Возможно пересесть на автобус, троллейбус и трамвай.
- Ростокино (СВАО). Пересадка на железнодорожную станцию «Северянин» (Ярославское направление). Также доступна пересадка на наземный транспорт - трамвай, автобус, троллейбус.
- Владыкино (СВАО). Пересадка на одноименную станцию метро через надземный переход. Можно пересесть на автобус или троллейбус.
В конце октября 2016 года будут открыты еще несколько станций
Список пока закрытых станций МЦК:
- Панфиловская - сложная с инженерной точки зрения станция из-за пространственного ограничения. Удалена от метро (станция «Октябрьское поле») на около семисот метров.
- Улица Зорге
- Коптево
- Соколиная гора
- Дубровка
Открытие Московского центрального кольца (МЦК) состоялось 10 сентября 2016 года. Для пассажиров доступна 31 станция. Корреспондент РИАМО узнала, как воспользоваться новым видом городского транспорта.
В день запуска в эксплуатацию были введены 26 станций: «Окружная», «Лихоборы», «Балтийская», «Стрешнево», «Шелепиха», «Хорошево», «Деловой центр», «Кутузовская», «Лужники», «Площадь Гагарина», «Крымская», «Верхние котлы», «Владыкино», «Ботанический сад», «Ростокино», «Белокаменная», «Бульвар Рокоссовского», «Локомотив», «Шоссе Энтузиастов», «Нижегородская», «Новохохловская», «Угрешская», «Автозаводская», «ЗИЛ», а также «Измайлово» и «Андроновка».
В 2018 году завершится строительство теплых переходов: можно будет совершать пересадки, не выходя на улицу. Всего для пассажиров будут доступны 350 пересадок, поэтому время в пути должно сократиться в 3 раза.
Стоимость проезда
Для прохода на станцию МЦК используются любые проездные Московского метрополитена («Тройка», «Единый», «90 минут»), а также социальные карты. В течение 90 минут с момента валидации билета переход из метро на МЦК и обратно бесплатен. Предусмотрена также оплата проезда банковскими картами.
Схемы МЦК
Для пассажиров разработано три варианта схем МЦК. На первой, помимо линий метрополитена и станций МЦК, указаны этапы открытия станций и переходов, расстояние между пересадочными станциями и время, которое уйдет на пересадку.
Второй вариант схемы поможет сориентироваться пассажирам электричек: на карте указаны железнодорожные станции, существующие линии метрополитена, a также станции МЦК и «теплые» пересадки на метро.
На третьей схеме указаны остановки наземного городского транспорта рядом со станциями МЦК, a также интервал его движения в час пик. Например, с платформы «Лужники» МЦК за 2 минуты можно перейти на станцию метро «Спортивная». Там же регулярно ходят автобусы номер 806, 64, 132 и 255, поэтому добраться до нужного места не составит труда.
Кроме того, на карте указаны все главные достопримечательности города, лесопарки и заповедники. Многие из них находятся в пешей доступности от МЦК, например, парк «Лосиный остров» и заказник «Воробьевы горы».
Пересадки
МЦК интегрировано в систему общественного транспорта Москвы с возможностью пересадки на метро, электрички МЖД и наземный общественный транспорт.
С 10 сентября пересесть с МЦК на метро можно на 11 станциях («Деловой центр», «Кутузовская», «Лужники», «Локомотив», «Площадь Гагарина», «Владыкино», «Ботанический сад», «Бульвар Рокоссовского», «Войковская», «Шоссе Энтузиастов», «Автозаводская»), на электричку - на пяти («Ростокино», «Андроновка», «Окружная», «Деловой центр», «Лихоборы»).
К концу 2016 года количество пересадочных узлов увеличится до 14 и 6 соответственно, a в 2018 году станет 17 пересадок с МЦК на метро и 10 - на электричку.
Чтобы совершить пересадку метро-МЦК-метро бесплатно (в интервале 90 минут), нужно при входе на станцию МЦК приложить проездной документ на метро к турникету со специальной желтой наклейкой.
Пассажиры, которые планируют поездку лишь по МЦК или собираются сделать одну пересадку метро - МЦК или наоборот, могут прикладывать билеты к любым турникетам, в том числе и без желтых наклеек.
Если вы не уложились в 1,5 часа, при пересадке необходимо заново оплатить проезд.
Поезда и интервалы движения
На МЦК курсируют новые поезда повышенной комфортности «Ласточка, вместимостью 1200 человек. Их максимальная скорость - 160 километров в час, по МЦК они ходят со средней скоростью 50 километров в час.
Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами информационными панелями, бесплатным Wi-fi, розетками и велокреплениями.
Вагоны открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Кнопки активны (зеленая подсветка) только после остановки поезда на платформе, в другое время в целях безопасности двери заблокированы.
В утренние и вечерние часы пик интервал движения составляет всего 6 минут. В остальное время «Ласточку» нужно ждать от 10 до 15 минут.
Обновление (активация) проездных
Для того, чтобы пройти на МЦК по проездным «90 минут», «Единый» на 20, 40 и 60 поездок, «Тройка», купленным либо пополненным до 1 сентября 2016 года, необходимо обновить их. Для этого можно обратиться в кассы метро или монорельса, а также в пассажирское агентство метрополитена (Боярский пер., д. 6) или сервисный центр «Московский транспорт» (ул. Старая Басманная, д. 20, к. 1).
Обладателям карты «Стрелка» для поездок на электричке необходимо обменять ее в кассах метрополитена на карту с приложением «Тройка».
Активация осуществляется без изменения остатка поездок и срока действия билета, при этом новые перепрограммированные проездные документы позволят бесплатно совершать пересадки из метро на МЦК и обратно.
Также электронную карту «Тройка» можно обновить самостоятельно, пополнив баланс в билетных автоматах на станциях, на сайте troika.mos.ru, с помощью SMS или в платежных терминалах. Что касается социальных карт, их активация не требуется.
Помощь и навигация
Узнать подробную информацию об обновлении билетов, пересадочных узлах и навигации на МЦК можно у консультантов при входе на кольцевые станции метрополитена или на станциях метро, смежных с МЦК. Также помогать пассажирам ориентироваться на новом транспорте будут волонтеры. Также разрабатывается специальное мобильное приложение, с помощью которого можно будет выбрать оптимальный маршрут.
Здесь можно посмотреть новые удобные маршруты проезда через МЦК.
10 сентября 2016 года в столице для пассажиров откроется Московское центральное кольцо. Правда, строительные работы на новой магистрали продолжатся и после этой даты: по словам руководителя департамента транспорта Максима Ликсутова, некоторые станции МЦК будут доделывать уже после начала работы. Тем не менее чиновники всерьез рассчитывают на магистраль и надеются, что в течение двух ближайших лет она станет популярна среди горожан. Предваряя открытие Центрального кольца, The Village отвечает на самые популярные вопросы о новом виде городского транспорта.
Что такое МЦК?
Московское центральное кольцо (ранее известное как Московская кольцевая железная дорога) - новый пересадочный контур, который должен объединить метро и радиальные направления пригородных железных дорог и сильно разгрузить центр Москвы, убрав из него транзитных пассажиров.
По словам его проектировщиков, запуск трассы на 15 % разгрузит метрополитен, а среднее время поездки уменьшится на 20 минут (например, время пути от станции «Ленинский проспект» до станции «Международная» сократится с получаса до десяти минут). Иными словами, благодаря МЦК можно будет пересесть с одной линии метро или электрички на другую, минуя центр. Кроме того, МЦК должно отчасти решить и так называемую проблему «Выхино» - ситуацию, при которой идущие в центр поезда заполняются сразу на конечных станциях метро. Пассажиры электричек, приезжающие из Подмосковья, смогут пересаживаться на новое кольцо, а уже с него - на линии метро и другие пригородные направления.
Смета проекта МЦК
рублей
Планируемый пассажиропоток
человек в год
Длина дороги
километра
Количество остановок
станция
Пересадки на линии метро
станций
Пересадки на электрички
станций
Поездка по полному кругу
минуты
Интервалы движения поездов
минут
Скорость поезда
Вместимость поезда
человек
Как появилась идея проекта?
Создание МЦК на самом деле не является сколько-нибудь революционной идеей. В большинстве западных мегаполисов метро и электричка не разделены и являются одним и тем же транспортом: подобная практика позволяет пассажирам передвигаться по городу значительно быстрее и легче. Сами проектировщики кольца приводят в пример Берлин, где в рамках одной системы сосуществуют городская электричка S-Bahn и метро U-Bahn.
Центральное кольцо создано на базе Московской окружной железной дороги, решение о строительстве которой было принято в конце XIX века по инициативе министра финансов Российской империи Сергея Витте. Строили кольцо вокруг Москвы по проекту инженера П. И. Рашевского с 1903 по 1908 год. По первоначальному проекту трасса должна была иметь четыре колеи, которые бы делились между товарным и пассажирским движением, но из-за недостатка средств были построены лишь две колеи. В 1930 году пассажирское движение было закрыто из-за развития автобусов и трамваев, по кольцу стали ходить лишь грузовые составы.
Возвращение пассажирского движения на кольцо - не новая идея: его хотели запустить еще в 60-е годы, но этому помешала сложность электрификации кольца. Вновь к этому проекту вернулся Юрий Лужков в конце 2000-х, но к реконструкции МЦК приступили уже при Собянине в 2012 году. Кольцо наконец-то электрифицировали, кроме того, был построен третий путь для грузового сообщения. Общие инвестиции в проект, которым совместно занимались РЖД и правительство Москвы, превысили 200 миллиардов рублей, и 86 миллиардов из них дал федеральный бюджет.
МЦК и Третий пересадочный контур - одно и то же?
Нет. МЦК часто называют третьим пересадочным контуром и вторым кольцом Московского метрополитена, но это не так. Вторая кольцевая линия метро длиной 58 километров появится в столице к 2020 году, а в нынешнем году откроется ее первый участок - от станции «Деловой центр» до «Петровского парка». Новое кольцо будет включать в себя и Каховскую линию, построенную еще в конце 1960-х. Если трасса МЦК в силу исторических причин смещена к северу, то метрокольцо, наоборот, будет смещено к югу. Таким образом обе линии будут образовывать огромную восьмерку.
Как МЦК соединится с другими видами транспорта?
Всего в МЦК будет 31 станция (к 10 сентября будут готовы 24 из них, остальные введут в строй до 2018 года), каждую из которых планируют соединить с остановками наземного транспорта. В первые несколько месяцев после официального запуска кольца пересесть на метро можно будет на 14 станциях, но потом обещают добавить такую возможность еще на трех остановках. Также шесть станций МЦК (позднее их количество увеличится до десяти) будут иметь переходы к станциям пригородных электропоездов.
Время пересадки на МЦК будет различаться в зависимости от участков: самый длинный переход будет от метро «Войковская» до станций «Стрешнево» и «Балтийская» - придется идти по 12 минут, тогда как на самый короткий потребуется не более трех минут. На 11 станциях строители обещают реализовать принцип «сухие ноги»: переходы будут полностью закрытые, что позволит людям не выходить на улицу. Между станцией метро «Волгоградский проспект» и платформой «Угрешская» обещают провести наземное сообщение.
Сколько будет стоить проезд?
Тарифы на проезд по центральному кольцу будут такими же, как и в метро. Также можно будет воспользоваться билетами «Единый», «Тройка» и «90 минут». Все льготы, которые распространяются на проезд в метро, будут действовать при использовании МЦК: особые условия проезда по кольцу будут предоставлены инвалидам, школьникам и студентам.
Количество пересадок с метро на МЦК и наоборот за одну поездку не ограничено. Единственное условие - надо успеть сделать все пересадки за 90 минут. В первый месяц после запуска кольца пассажирам для совершения бесплатных поездок и пересадок на МЦК придется перепрограммировать билет «Единый», если он куплен до 1 сентября 2016 года. Это можно будет сделать в кассах подземки или монорельса. Тем, кто пользуется картой «Тройка», начиная с 1 сентября достаточно будет положить на карту сумму больше одного рубля.
Кроме того, пассажиры смогут покупать билеты на станциях кольца как за наличные, так и по картам. Также планируют ввести систему бесконтактной оплаты проезда, позволяющую производить оплату при помощи мобильного телефона, и PayPass/PayWave, благодаря которой деньги будут списываться автоматически, если приложить банковскую карту к валидатору.
Как будут выглядеть станции?
К открытию МЦК станции оборудуют навигационными панелями на русском и английском языках. Для слабовидящих пассажиров обещают установить тактильные плиты на подъемниках, бесступенчатые эскалаторы и шрифт Брайля. Также на каждой станции появятся справочные и табло, показывающие время прибытия поезда, а на пяти станциях - стойки «Живое общение». Помимо этого, установят около 70 зеркал, 470 урн, пункты для зарядки гаджетов, упаковщики для зонтов и бесплатные туалеты. Для украшения поставят деревья в кадках. В отличие от метро, в МЦК турникеты будут не только на вход, но и на выход, а платформы обработают антигололедным покрытием.
Какие поезда будут на МЦК?
По кольцу будут курсировать 33 поезда «Ласточка» (по пять вагонов каждый), которые производят на заводе «Уральские локомотивы» в городе Верхняя Пышма Свердловской области. Прототип «Ласточки» - немецкий электропоезд компании Siemens AG, который обслуживал гостей и участников Олимпиады в Сочи. Этим летом случился скандал: во время тестового проезда электричка серии ЭД-4М слишком широкой для платформы, однако «Ласточка» должна вписываться в габариты пути.
Максимальная вместимость «Ласточки» - 1 200 человек, а максимальная скорость - 120 километров в час, но по МЦК поезда будут двигаться не быстрее 40–50 километров в час. Время работы МЦК такое же, как и у метро, но интервал движения поездов на кольце будет больше и составит от пяти минут в час пик до 15 минут в остальное время. Сейчас сервис «Яндекс.Карты» готовится к обновлению приложения метро, чтобы информировать пассажиров о расписании движения поездов не только метрополитена, но и Московского центрального кольца.
Во всех «Ласточках» мягкие сиденья и системы климат-контроля. Пассажиры смогут воспользоваться Wi-Fi и устройствами для зарядки гаджетов. В каждом поезде будут туалеты в начале и конце состава. В отличие от обычных электричек, в вагонах «Ласточки» нет тамбуров, при этом двустворчатые двери достаточно широки для прохода маломобильных пассажиров.
Можно ли будет ездить с колясками и велосипедами?
Два из пяти вагонов поезда (второй и четвертый) оборудуют велокреплениями. В каждом вагоне поместится не более шести велосипедов. Также в поездах будет предусмотрено пространство для колясок и другой габаритной ручной клади. Рядом с каждым транспортно-пересадочным узлом МЦК собираются сделать велопарковки и станции велопроката. Сейчас доступны прокаты рядом со станциями «Деловой центр», «Площадь Гагарина», «Лужники», «Ботанический сад» и «Владыкино».
Как ориентироваться на кольце?
1 сентября правительство Москвы несколько подробных карт МЦК, на которых обозначены пересадки с Центрального кольца на наземный и пригородный транспорт, а также на линии метрополитена. Само кольцо будет указано как 14-я линия метрополитена.
Названия станций МЦК либо повторяют привычные названия близлежащих станций метрополитена («Дубровка», «Владыкино»), либо указывают на район, в котором они расположены («Площадь Гагарина», «Лужники»). Летом на сайте проекта «Активный гражданин» проходило голосование за переименование станций МЦК «Войковская» и «Черкизовская», в результате они получили новые названия «Балтийская» и «Локомотив».
Как МЦК повлияет на городские окраины?
Центральное кольцо проходит в основном через промышленные зоны. По мнению властей, появление нового транспорта будет способствовать развитию этих территорий, например ЗИЛа. В планах мэрии - благоустроить прилегающие к станциям МЦК земли: сделать парковочные места для автомобилей и велосипедов, велопрокат, озеленение, а также построить около 750 тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости - отели, торговые площадки, офисы и технопарки.
При этом сохранившиеся исторические здания вокзалов МОЖД, проектированием которых занимались архитекторы Александр Померанцев, Николай Марковников и Иван Рыбин, сейчас изучают для определения охранной зоны для каждого из них. А осенью на станции «Пресня» откроется музей истории МЦК, где будут представлены документы, фотографии и киноленты, рассказывающие об истории магистрали.
Фотографии: обложка, 1–4, 7 –
Удалить
-
{{fb}}
-
Материал добавлен в «Избранное»
Удалить материал из «Избранного»?
Удалить
Материал удален из «Избранного»
Евгений Разумный / Ведомости
В ближайшее воскресенье, 10 сентября, Московское центральное кольцо (МЦК) отпразднует год со дня пуска первых поездов. За это время линией воспользовалось более 93 млн пассажиров при первоначальном плане в 75 млн. Проект уже обошелся ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), федеральному и московскому бюджетам примерно в 140 млрд руб. А в течение 15 лет затраты достигнут 200 млрд руб. Инвестиции в проект не окупятся никогда, отмечают эксперты. Почему это произойдет и должен ли вообще непременно окупиться инфраструктурный проект такого масштаба?
Сколько стоит МЦК
О возвращении движения пассажирских поездов на Московскую окружную железную дорогу, отмененного еще в 1930-х гг., много лет мечтал экс-мэр Москвы Юрий Лужков, но реализовать проект удалось его преемнику Сергею Собянину. Градостроительная документация и технико-экономические обоснования строительства пассажирской железной дороги и сопутствующей ей инфраструктуры были готовы еще в 2000-х гг., вспоминает бывший руководитель НИиПИ генплана Сергей Ткаченко. А в 2008 г. правительство Москвы и РЖД подписали соглашение о реконструкции грузовой железной дороги в пассажирскую.
Однако отсутствие средств затормозило начало работ на три года, продолжает Ткаченко. Вопрос с финансированием был решен только в 2011 г., после назначения нового мэра, для этого Собянину пришлось идти с такой просьбой к президенту России, рассказывали тогда «Ведомостям» московские и федеральные чиновники.
Правительство внесло из бюджета в уставный капитал ОАО «РЖД» 72 млрд руб. для обустройства железнодорожной части инфраструктуры МЦК. Москва потратила 20 млрд руб. на строительство инфраструктуры транспортно-пересадочных узлов и более 25 млрд руб. на реконструкцию улично-дорожной сети, путепроводов и освобождение территорий вокруг МЦК, говорит первый замначальника по стратегическому развитию и клиентской работе ГУП «Московский метрополитен» Роман Латыпов. Это предприятие курирует от лица московских властей работу МЦК, оно предоставляет весь обслуживающий персонал (кроме машинистов поездов) для кольца и обеспечивает единую билетную программу с метро.
Метрополитен выступает и заказчиком услуг по перевозке пассажиров. 15-летний контракт с РЖД обойдется столице в 57,7 млрд руб., говорит Латыпов.
Для организации движения на МЦК РЖД купила у «Уральских локомотивов» (СП Siemens и «Синары» Дмитрия Пумпянского) 33 электропоезда «Ласточка». Сообщить сумму инвестиций и их окупаемость представитель РЖД отказался. Если ориентироваться на контракт, один поезд «Ласточка» из пяти вагонов стоил 8,7 млн евро. Следовательно, 33 поезда могли обойтись РЖД в 19,2 млрд руб. (по средневзвешенному курсу за 2016 г. в 67 руб.). С 1 мая 2017 г. интервал движения поездов на МЦК был уменьшен с 6 до 5 минут в часы пик и с 12 до 10 минут в остальное время. Поэтому РЖД пришлось купить еще девять составов ориентировочной стоимостью 5,25 млрд руб.
Окупаемость инвестиций в проект в РЖД не подсчитывали, уверяет близкий к госкомпании человек. Контракт получился невыгодным, знает один из консультантов РЖД. Инвестиции могут никогда не окупиться, добавляет он.
Сумма, которую по контракту с правительством Москвы получает РЖД за обслуживание МЦК, – 3,8 млрд руб. в год – не привязана к пассажиропотоку. Компания должна обеспечить определенный интервал движения, указывает заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. В сумму выплат включен тариф как за перевозки на пригородных электричках в Москве, который не зависит от размера инвестиций, а рассчитывается исходя из стоимости инфраструктуры и сейчас составляет 0,1% от нее. По оценке партнера PwC Дмитрия Ковалева, чтобы окупить проект хотя бы за 10–15 лет, тариф должен быть как минимум в 1,5 раза выше.
РЖД получила деньги на проект из бюджета, компании нет необходимости возвращать эти инвестиции, возражает чиновник мэрии. Прямые затраты РЖД – покупка поездов и их эксплуатация. Поэтому рентабельность перевозок на МЦК составляет 8%, утверждает чиновник мэрии.
Окупаемость инвестиций не стоит на первом месте, ведь это крупный инфраструктурный проект, следует из слов Латыпова. Главная задача МЦК – обеспечить транспортную альтернативу для горожан, а без субсидий на перевозку не существует ни один метрополитен в мире, говорит он. От подобных транспортных проектов есть «намного более важный эффект – комфорт передвижения, экономия времени в пути (в МЦК пассажиры экономят 9–11 минут по сравнению с поездкой на других видах общественного транспорта) и эффект от развития территорий», считает Латыпов. Сегодня пассажир МЦК обходится городу на 40% дешевле, чем пассажир метро, указывает источник в мэрии, за счет новой инфраструктуры и наземного расположения путей. Кроме того, сейчас МЦК загружено только на половину мощности, со временем его заполняемость будет расти.
Об окупаемости в обозримом периоде времени именно МЦК вряд ли можно говорить, соглашается Ткаченко: «Такие проекты дают исключительно опосредованную окупаемость, превращая городские территории из второстепенных, деградирующих в инвестиционно привлекательные. Для этого и существуют бюджетные средства – способствовать капитализации города, увеличивать налогооблагаемую базу». Такие проекты нельзя оценивать только с точки зрения возврата средств, соглашается Савчук. Как и любой инфраструктурный проект, МЦК направлено на развитие города и прилегающих территорий, повышение деловой активности. «Проект очень масштабен, аналоги в мире носят не городское, а национальное значение, – объясняет Савчук. – Реализация проекта обеспечила заказ для промышленности, проектировщиков, создала возможность для внедрения в эксплуатацию современных и инновационных решений, например, в сфере автоматизации перевозок».
Кому нужно кольцо
Перед запуском пассажирского движения МЦК на всем протяжении (54 км) стало двухпутным, на протяжении 31 км был построен третий путь для грузового и технологического движения. С каждой станции МЦК пассажиры могут пересесть на наземный городской транспорт, для этого с обеих сторон железной дороги организованы подъездные пути, разворотные площадки для автобусов и остановки для пассажиров. С МЦК можно сделать 14 пересадок на станции метро и шесть – на пригородные электропоезда. Новое кольцо проходит через 26 районов Москвы с населением 1,9 млн человек, рассказывает представитель департамента транспорта Москвы. Жители шести из них (Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Котловка, Хорошево-Мневники и Нижегородский) – а это около 500 000 человек – ранее фактически не имели доступа к метро, добавляет он.
Интеграция с метрополитеном (у МЦК и метро единая билетная система) обеспечила взрывной рост перевозок на МЦК, считает Савчук из ИПЕМ. Если с возвратом инвестиций в МЦК есть вопросы, то с точки зрения пассажиропотока это не просто успешный, а сверхуспешный проект, уверен и консультант РЖД. Планировалось, что в первый год работы МЦК перевезет 75 млн человек, в 2020 г. – 170 млн, а в 2030 г. – 300 млн. План уже перевыполнен. За неполный год, по данным департамента транспорта Москвы, МЦК воспользовалось около 93 млн человек.
Много ли новых пассажиров удалось привлечь на московский транспорт за счет МЦК? Ответа на этот вопрос не дают ни в мэрии, ни в метрополитене. Скорее всего речь идет о не очень больших величинах. МЦК оттянуло на себя часть пассажиров с метро и электричек. Хотя, очевидно, часть автовладельцев предпочла «Ласточки» собственным машинам, считает источник в мэрии.
Новые линии «почти не добавляют пассажиропоток, только его перераспределяют», полагает Ткаченко. Но и это хорошо, так как в целом растет уровень комфорта на старых линиях, откуда уходит часть пассажиров, указывает он.
61% пассажиров МЦК пересели с метро, 26% – с пригородных электричек, еще 13% – жители прилегающих районов, которые добираются до станции пешком или на наземном городском транспорте. Конечной точкой путешествия примерно 30% пассажиров МЦК являются территории вблизи станций, остальные пользуются «Ласточками» вместо Кольцевой линии метрополитена, говорит представитель департамента транспорта Москвы.
Много на МЦК и так называемых туристов, отмечает Латыпов. К их числу он относит и пассажиров, выбирающих более длительный по времени путь по сравнению с более коротким на метро. Например, когда пассажир едет от «Лужников» до «Локомотива», вместо того чтобы добраться на метро от «Спортивной» до «Черкизовской». «МЦК предлагает новый уровень сервиса: станции с зарядками для мобильных телефонов и другими удобствами, туалеты есть в двух вагонах каждого состава; сама поездка стала комфортнее за счет тишины и меньшего количества людей. Также МЦК удобнее для велосипедистов – они могут заходить в вагоны, не отцепляя переднее колесо, как в метро», – объясняет Латыпов.
Разгрузка удалась
Московские власти рады тому, что МЦК снизило нагрузку на перегруженные станции метрополитена и городские вокзалы. Благодаря МЦК пассажирам не приходится доезжать до кольцевых станций метро, чтобы сделать пересадку, отмечает Латыпов. По его данным, новая транспортная магистраль сократила загрузку самых напряженных перегонов Кольцевой линии метро на 15%, Сокольнической – на 20%, Люблинской – на 14%, Филевской – на 12%, Серпуховско-Тимирязевской – на 5%. Для метрополитена это очень важно, потому что повышает комфортность поездок, отмечает Латыпов.
На некоторых непопулярных прежде станциях метро пассажиропоток, напротив, увеличился, разгрузив другие станции. С появлением МЦК пассажиропоток на ст. м. «Кутузовская» вырос в 3,5 раза с 8000 до 29 000 человек в сутки. Раньше она входила, по данным Московского метрополитена, в 30 самых непопулярных станций метро Москвы, теперь же разгружает станцию «Киевская».
На 30% снизилась нагрузка на Казанский и Рижский вокзалы, на Курский – на 40%, на Ярославский и Ленинградский – на 20%, говорит представитель департамента транспорта. Сейчас пассажиры МЦК могут пересесть на электрички октябрьского, савеловского, ярославского, казанского и смоленского направлений, интеграцию еще с четырьмя направлениями из оставшихся пяти планируется осуществить до конца 2018 г., обещает представитель РЖД. Предполагается также перенести ряд платформ радиальных направлений ближе к станциям МЦК (Окружная савеловского направления, Северянин ярославского направления и Ленинградская рижского направления), а также построить новые остановки и станции (Новохохловская курского направления, Варшавская павелецкого направления, Карачарово горьковского направления).
Один из основных плюсов МЦК – пассажирам не приходится доезжать до вокзалов в центре, чтобы затем пересесть на метро, говорит Латыпов. По его оценке, таких поездок было 25 млн за год.
Развитие МЦК должно убедить горожан отказаться от личных автомобилей. Исследование НИиПИ генплана, проводившееся в 2000-х гг., показало, что при появлении станции метрополитена коэффициент использования общественного транспорта на прилегающих к ней территориях увеличивается. В Москве только метрополитен и МК МЖД могли решить эту задачу, на это не способны периодически предлагаемые альтернативы: велосипед, монорельс, канатные дороги, воздушные шары и т. п., говорит Ткаченко. Представитель департамента транспорта Москвы приводит такой пример: у четырех станций МЦК («Ботанический сад», «Локомотив», «Лужники», «Бульвар Рокоссовского») работают парковки общей вместимостью более 650 машино-мест. С момента открытия станций более 48 000 автомобилистов оставляли свои машины на этих перехватывающих парковках и пересаживались на МЦК, таким образом, эти автомобили не доехали до центра города.
Загрузка будет
По сравнению с Московским метрополитеном доля МЦК в перевозках ничтожна мала: в 2016 г. метро воспользовалось около 2,4 млрд человек, МЦК – в 25 раз меньше. Сравнение некорректно, потому что МЦК – всего лишь одна из линий метрополитена, указывает представитель департамента транспорта Москвы. И по суточному пассажиропотоку МЦК уже обогнало некоторые ветки.
Ткаченко уверен, что со временем загрузка МЦК будет расти. Любая только что введенная в строй магистраль заполняется не сразу, говорит он, напоминая про свободное Третье транспортное кольцо в первый год запуска. Латыпов приводит в пример лондонское DLR (Docklands Light Railway) – легкое метро, которое среди прочего связало район Доклендс с центром города. Сейчас у DLR 45 станций, а протяженность сети составляет 34 км. В 1987 г. – в первый год после запуска – линией воспользовалось 17 млн человек. Сейчас же им пользуется более 101,5 млн пассажиров, говорит Латыпов. Доклендс был портовым районом, а сегодня это деловой центр Лондона.