Порядок организации и проведения общественных слушаний. Публичные слушания: организация, порядок проведения, результаты

Осуществляется решение вопросов, имеющих территориальное значение. К ним относят, в частности, проблемы непосредственной жизнедеятельности населения, обеспечение общественного правопорядка, соблюдение интересов жителей. Реализация задач требует постоянного контакта уполномоченных органов местной власти с гражданами, широкого информирования их о деятельности муниципальной власти.

Участие населения в управлении

Преобразования в системе местной власти обуславливают практический и теоретический интерес к образованию новых институтов по учету общественного мнения в ходе принятия уполномоченными органами административных актов. В качестве одной из важнейших форм волеизъявления населения выступают публичные слушания. Развитие этого института имеет сегодня особый смысл. За счет внедрения его в деятельности местной власти обеспечивается более активное привлечение граждан к администрированию и решению насущных вопросов.

Формы вовлечения граждан в управление

Участие населения проявляется в следующих видах:

  1. Самозаявлении имеющихся запросов.
  2. Самореализации и самостоятельном удовлетворении нужд, осуществлении вопросов территориального характера. Это выполняется посредством принятия кадровых, индивидуальных, нормативных актов.
  3. Участии в решении местными органами проблем. В рамках этой деятельности созываются публичные слушания по проекту того или иного акта, программам, привлекаются жители для реализации принятых актов, оценке ситуации в МО и конкретных отраслях, функционирующих в пределах территории.
  4. Контроле со стороны местных жителей и их объединений работы территориальных структур, должностных лиц, депутатов.

Положение о публичных слушаниях

Эта форма участия местного населения в административной деятельности имеет сегодня принципиальное значение. Публичные слушания были введены законодательством в круг институтов реализации непосредственной демократии. В течение последних десятилетий отмечается отсутствие и правовой регламентации этой формы участия жителей на федеральном уровне, и практики по ее внедрению. Вместе с этим организация и проведение публичных слушаний должны стать неотъемлемыми элементами реализации власти народа. За счет этого института будет обеспечено непосредственное влияние населения на содержание актов, которые принимаются представительными органами МО.

Законодательная база

ФЗ от 6 октября 2003 г. в ст. 23 устанавливает перечень обязательных вопросов, выносимых на всеобщее обсуждение. Закон предусматривает публичные слушания по:

  1. Исполнению бюджета МО, составлению финансового плана.
  2. Разработке программ и планов развития территории.
  3. Проекту Устава МО и правовых актов о внесении дополнений/изменений в него.
  4. Вопросам преобразования территории.

Указанная норма носит императивный характер. Это означает, что публичные слушания муниципального образования выступают не только юридическим, но и реально действующим, фактическим инструментом непосредственной демократии.

Инициатива созыва

Проведение публичных слушаний может касаться и иных, не указанных в приведенной выше статье, вопросов. При этом инициатором могут выступать жители, представительный орган или глава МО. Эти собрания будут носить факультативный характер. В качестве гарантии созыва выступают: предварительное уведомление населения о месте и времени обсуждения, заблаговременное обнародование проекта нормативного акта, опубликование итогов обсуждения. В Уставе МО должны быть предусмотрены пункты, регламентирующие данные мероприятия.

Правовые основы

Законодательство устанавливает принципы реализации рассматриваемой формы народовластия. При этом в нормах установлено, что порядок проведения публичных слушаний определяется в соответствии с правилами, предусмотренными в Уставе или актах законодательных органов МО. В качестве основ института законодательство определяет:

  1. Предмет. Им являются проекты нормативных актов, касающиеся вопросов местного характера.
  2. Субъектов-инициаторов.
  3. Основу подготовительной процедуры.
  4. Субъекта назначения. Публичные слушания, созываемые по инициативе граждан или законодательного органа, назначаются последним, по предложению главы МО - им же.

Необходимо сказать, что еще до официального утверждения ФЗ от 2003 г. в ряде регионов уже была нормативно закреплена эта форма народовластия. Так, в Красноярске был принят акт городского Совета от 6 июня 2000 года, которым регламентировались принципы созыва и организация публичных слушаний. Они выступают в качестве формы непосредственного участия граждан в администрировании. Однако решение публичных слушаний носит рекомендательный характер и учитывается при утверждении институтами местной власти тех или иных актов.

Предмет обсуждения

Публичные слушания проводятся открыто. Их целью выступает предоставление населению возможности участвовать в разработке мер по устранению проблем, касающихся их непосредственного жизнеобеспечения и развития территории. К предмету обсуждения можно отнести:

  1. Вопросы территориального характера, отнесенные Уставом МО к его ведению.
  2. Проекты нормативных актов.
  3. Программы и планы, которые имеют общегородское значение и реализуются в пределах территории.
  4. Прочие актуальные вопросы.

Порядок проведения публичных слушаний

Механизм созыва такого рода собраний предусматривает несколько стадий:

Классификация по функциям

На публичных слушаниях могут осуществляться:

  1. Обсуждение проблем территориального характера.
  2. Осуществление права на информацию.
  3. Непосредственное участие населения в управлении МО.
  4. Выявление мнения.
  5. Реализация субъективного права на принятие участия в управлении делами общества и государства.

В зависимости от обязательности созыва слушания могут быть инициативными и обязательными. Во втором случае они назначаются по ФЗ для обсуждения:

  1. Проекта местного бюджета и его исполнения.
  2. Вопросов преобразования МО.
  3. Проектов программ и планов развития территории.
  4. Разработки Устава МО, внесения дополнений или изменений в него.

Обязательные слушания могут назначаться и по актам МО. Инициативные собрания созываются, например, для обсуждения вопросов городского значения.

Виды по целям созыва

Публичные слушания могут назначаться для:

  1. Информирования местного населения об определенной деятельности в том случае, если она касается законных интересов граждан или окажет влияние на территорию их проживания.
  2. Обеспечения права на участие жителей в обсуждении и утверждении решений местного характера.
  3. Проведения контроля над принятием и исполнением актов.
  4. Выяснения мнения местного населения по территориальным вопросам.
  5. Обсуждения с гражданами проектов нормативных актов.
  6. Влияния на формирование мнения населения по определенным вопросам.

Классификация по предмету

Публичные слушания созываются как для обсуждения одного, так и нескольких вопросов сразу. Количество проблем будет зависеть от их масштабности. На слушании могут обсуждаться не только проекты Устава, актов о внесении в него дополнений/изменений, финансовый план и отчеты по его исполнению. На собрания выносятся также проблемы экологического характера. Например, могут обсуждаться вопросы, связанные с опасной для окружающей среды деятельностью предприятий МО. Для созыва, тем не менее, должно быть достаточно оснований, чтобы слушание принесло ожидаемый результат.

Кто может быть инициатором?

Как выше было сказано, в качестве организаторов могут выступать представительные органы, население или глава администрации. Кроме них, право на созыв собраний имеют:

  • Члены постоянной комиссии законодательного органа.
  • Некоммерческие организации и общественные объединения.
  • Депутаты.
  • Учреждения и предприятия любой формы собственности, расположенные в пределах территории.
  • Несколько инициаторов одновременно.

Классификация по итогам

Результат слушаний может быть различным. Это могут быть:

  1. Рекомендации для органов местной или государственной власти, организациям, учреждениям, предприятиям.
  2. Обращение к жителям.
  3. Одобрение деятельности, вынесенной на обсуждение, актов или проектов, программ или планов, согласие с учетом замечаний, отклонение предложенных пунктов как не соответствующих интересам жителей. В последнем случае должно прилагаться обоснование ответа.
  4. Резолюция, содержащая все материалы и мнения по обсуждаемым вопросам.

Специальная комиссия

Организационный комитет, участники слушаний, а также иные заинтересованные лица используют способы, не противоречащие законодательству, для учета результатов в деятельности местных органов власти. К таким мерам в числе прочего относят: информирование, разъяснение содержания и оснований для их составления. После проведения этих мероприятий оргкомитет может закончить свое существование. Если же участники комиссии проявят заинтересованность в последующих общих действиях, направленных на созыв собраний в будущем, она может стать постоянным органом. В этом случае оргкомитет будет проводить слушания на регулярной основе. На практике комиссия, как правило, распускается после передачи соответствующих материалов в органы власти и принятия последними акта по предоставленным данным. В таких случаях в качестве членов непостоянного оргкомитета целесообразно назначать инициаторов и представителей заинтересованной общественности, а также экспертов по теме обсуждения.

Дополнительные сведения

Для более полного понимания участниками обсуждаемых вопросов целесообразно приглашать на слушания и специалистов, экспертов, профессионалов в той или иной сфере. В частности это касается проблем по благоустройству территории. В этом случае к слушаниям могут привлекаться архитекторы, представители строительных компаний, дизайнеры, проектировщики и прочие специалисты.

Важность собраний

Как отмечают многие аналитики, а также сами представители власти, непосредственный диалог с гражданами, который имеет место в ходе публичных слушаний, позволяет наиболее четко понять вопросы, которые беспокоят население. Вместе с этим сами жители получают более полную информацию о тех или иных преобразованиях, происходящих на территории МО. В ходе обсуждения вероятен конфликт интересов граждан и власти. Однако многие эксперты и чиновники считают, что это необходимое условие решения насущных проблем. При этом выдвигаются мнения, что именно в ходе обсуждения выявляются недочеты, не учтенные властью при разработке тех или иных программ. Население, в свою очередь, получает возможность увидеть масштабы запланированной деятельности, оценить ее важность, целесообразность и необходимость.

Заключение

Публичные слушания считаются одной из наиболее эффективных и важных форм народовластия. Они позволяют населению непосредственно участвовать в управлении МО, обсуждении актуальных вопросов, одобрять или отвергать те или иные акты местной власти. Публичные слушания выступают также в качестве формы обеспечения реализации гражданских прав населения на информацию. В ходе собраний жители знакомятся с нормативными актами, планируемой деятельностью, отчетами по составлению и расходованию финансовых средств. Немаловажное значение имеет тот факт, что порядок, в соответствии с которым созываются слушания, устанавливается Уставом МО. Это означает, что правила, предусмотренные для назначения собраний, формулируются согласно особенностям территории, с учетом исторического опыта, традиций населения. В Уставе предусматривается несколько мер, обеспечивающих явку граждан. К ним, в частности, относят: заблаговременное предупреждение о времени и месте проведения мероприятия, предварительное обнародование списка вопросов, актов, которые будут обсуждаться. Заранее население может ознакомиться и с перечнем специалистов, экспертов и прочих заинтересованных лиц, которые приглашены на собрание. Немаловажное значение имеет и фиксирование результатов слушания. В ряде регионов практикуется видео- и аудиозапись заседаний. Протоколы собраний, в которых содержатся итоги мероприятий, в обязательном порядке передаются компетентным органам. За выполнением этой процедуры следит специальная комиссия. В целом, как отмечают аналитики, административная реформа позволит приблизить власть к народу. Публичные слушания при этом выступают в качестве наиболее эффективного инструмента реализации социальной политики государства. Они позволяют непосредственно от самих жителей узнать о насущных проблемах, потребностях, недовольствах. При принятии тех или иных властных решений уполномоченные органы учитывают мнение населения, выраженное и задокументированное на публичных слушаниях. Таким образом реализуется непосредственная демократия.

В соответствии с положениями ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) для получения разрешения на строительство застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений органы заявление о выдаче разрешения с приложением следующих документов:

1) правоустанавливающих документов на земельный участок;

2) градостроительного плана земельного участка;

3) материалов, содержащихся в проектной документации:

а) пояснительной записки;

б) схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схемы планировочной организации земельного участка, подтверждающей расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схем, отображающих архитектурные решения;

д) сведений об инженерном оборудовании, сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения;

е) проекта организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса), положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса;

5) разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса);

6) согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим.
Возможно есть иные нюансы в вашем вопросе? Если да, предлагаю их обсудить.

получен
гонорар 42%

Здравствуйте! Из статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что публичные слушания при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство не проводятся.

Возможно публичные слушания назначены для выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка? Ст. 39 Гр К РФ

1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию .
2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях . Порядок организации и проведения публичных слушанийопределяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Если это так, то возможен и отказ, так как согласно ч. 3 ст. 39

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичныеслушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

получен
гонорар 25%

Уважаемый Степан! Здравствуйте! Так, а соседка и председатель Товарищества - за или против? Если против - значит Вам надо подсуетиться и пригласить «свою общественность» - большинство… По уму надо смотреть Ваши местные Правила проведения публичных слушаний, так как отрицательное мнение общественности для Вас сведется к отказу в выдаче разрешения на условно-разрешенный вид использования ЗУ… И Вас случайно не в этом загвоздка?

Здравствуйте. Избежать этого руководствуясь положениями регулирующими порядок проведения публичных слушаний, если в г. Краснодаре, то согласно Решению городской Думы Краснодара от 22 марта 2007 г. N 21 п. 1«Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании город Краснодар»:

1.2. Публичные слушания - форма реализации прав жителей муниципального образования город Краснодар на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления путем обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
1.4. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:
1.4.3. проекты планов и программ развития муниципального образования город Краснодар, проект генерального плана и внесение в него изменений, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территории, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
2.1. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или городской Думы Краснодара, назначаются городской Думой Краснодара, по инициативе главы муниципального образования город Краснодар - главой муниципального образования город Краснодар.
Городская Дума Краснодара, глава муниципального образования город Краснодар вправе назначить проведение публичных слушаний по вопросам, отнесенным в соответствии с Уставом муниципального образования город Краснодар к их компетенции.
3.1. Публичные слушания могут проводиться в следующих формах: собрание (конференция) по месту жительства, заседание городской Думы Краснодара с участием общественности, депутатские слушания, расширенное заседание советов при главе муниципального образования город Краснодар, круглый стол, и иные формы. Участники публичных слушаний в устной или письменной форме высказывают свои предложения и замечания по рассматриваемому вопросу, которые вносятся в протокол слушаний для анализа, принятия мер или их отклонения, если они противоречат существующему законодательству, правовым и иным актам и нормативам.
3.2. Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования город Краснодар о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 1 месяца, если иное не установлено федеральным законодательством.
При проведении публичных слушаний по вопросам, указанным в пункте 1.4.3, срок проведения со дня оповещения жителей муниципального образования город Краснодар о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев, за исключением публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, продолжительность которых составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования таких проектов. При подготовке правил землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования город Краснодар, а так же в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
3.3. Комиссия в процессе подготовки к публичным слушаниям:
составляет план работы по подготовке и проведению публичных слушаний, определяет ответственных за выполнение отдельных этапов подготовки и плана в целом;
при необходимости определяет перечень организаций, должностных лиц, специалистов, представителей общественности, и направляет им официальные обращения о внесении предложений по теме публичного слушания;
проводит анализ материалов, представленных участниками публичных слушаний, составляет список экспертов, участвующих в публичных слушаниях, представителей официально уполномоченных органов и организаций, имеющих право проведения и выдачи соответствующих экспертных документов, а также, при необходимости список приглашенных лиц;
обеспечивает ознакомление заинтересованных лиц с материалами, выносимыми на публичные слушания;
избирает председателя и секретаря публичных слушаний для ведения публичных слушаний и составления протокола;
определяет докладчиков (содокладчиков);
устанавливает порядок выступлений на публичных слушаниях;
организует подготовку протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний по образцу согласно приложениям N 3 и N 4 к настоящему положению;
осуществляет иные необходимые для проведения публичных слушаний действия.
3.4. Перед началом слушаний комиссия организует регистрацию участников публичных слушаний с указанием места их регистрации на основании паспортных данных, а также предоставляет им проект итогового документа (протокол публичных слушаний).
3.5. Председатель публичных слушаний открывает слушания, оглашает тему, перечень вопросов, выносимых на публичные слушания, представляет секретаря публичных слушаний, ведущего протокол, после чего предоставляет слово участникам слушаний и экспертам в порядке поступления в комиссию их предложений.
3.6. Ведущий вправе снять вопрос, который не имеет отношения к обсуждаемому на слушаниях вопросу, или задан не по существу.
3.7. После окончания прений по вынесенным на слушания вопросам, секретарь слушаний уточняет формулировки рекомендаций и предложений, внесенных на слушаниях для принятия мер, после чего ведущий объявляет слушания закрытыми.
Голосование при этом не предусматривается.
3.8. Публичные слушания оформляются в виде протокола, в котором указываются все предложения и замечания по рассматриваемому вопросу. Протокол оформляется в соответствие с приложением N 4.
4.1. По результатам проведения публичных слушаний либо отдельных этапов публичных слушаний составляется протокол, который направляется в комиссию.
4.2. На основании представленных протоколов комиссией подготавливается заключение о результатах проведенных публичных слушаний. К заключению прикладываются муниципальный правовой акт о назначении публичных слушаний, проект обсуждаемого муниципального правового акта, документы, подтверждающие опубликование информации о проведении публичных слушаний в средствах массовой информации, заявления, письма, предложения граждан по обсуждаемому муниципальному правовому акту, заключения специалистов, протокол по результатам публичных слушаний, графические материалы (при проведении публичных слушаний по вопросам, указанным в пунктах 1.4.3 и 1.4.4), и др.
При этом комиссия с участием соответствующих специалистов вносит предложение по форме и существу принимаемых мер по замечаниям и предложениям участников слушаний, в том числе и отклоняемых, как противоречащих существующему законодательству, правовым и иным актам и нормативам.
4.3. Заключение о результатах публичных слушаний передается в орган, назначивший проведение публичных слушаний. В случае если публичные слушания проведены по инициативе населения, заключение со всеми приложениями передается в городскую Думу Краснодара.
4.4. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
4.5. Заключение о результатах публичных слушаний, включающее мотивированное обоснование принятых решений, подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара.

Градостроительный кодекс г.Москвы (извлечение)


Статья 68. Публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности в городе Москве

1. Публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся по:

1) проектам Генерального плана города Москвы - в каждом муниципальном образовании, по проектам изменений Генерального плана города Москвы - в муниципальных образованиях, на которые распространяются планируемые изменения;

2) проектам правил землепользования и застройки - в каждом районе, поселении города Москвы, по проектам изменений правил землепользования и застройки - в районах, поселениях города Москвы, на территории которых распространяются планируемые изменения;

3) проектам территориальных, отраслевых схем, содержащих положения о развитии, реконструкции, реорганизации жилых территорий, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах, - в районах города Москвы, территории которых входят в границы разработки указанных проектов;

4) проектам планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве;

5) проектам межевания не подлежащих реорганизации жилых территорий - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты;

6) проектам разработанных в виде отдельных документов градостроительных планов земельных участков в случаях, указанных в статье 44 настоящего Кодекса, - в районах города Москвы на территориях кварталов, микрорайонов, в границах которых расположены указанные земельные участки;

7) проектам решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства - в районах города Москвы на территориях кварталов, функционально-планировочных образований, в границах которых расположены указанные земельные участки, объекты капитального строительства, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения на территориях кварталов, функционально-планировочных образований, в границах которых расположены указанные земельные участки, объекты капитального строительства, либо в целом по городу Москве.

2. Участниками публичных слушаний являются:

1) жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений;

2) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания;

3) депутаты представительных органов муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания;

4) депутаты Московской городской Думы.

3. Каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке.

4. Публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Решением городской комиссии полномочия по проведению публичных слушаний по проектам, указанным в пунктах 4 и 7 части 1 настоящей статьи, за исключением полномочий по подготовке и утверждению заключения о результатах публичных слушаний, могут быть переданы соответствующей окружной комиссии. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний. Продолжительность публичных слушаний исчисляется со дня опубликования, распространения оповещения о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний и составляет:

1) по проектам Генерального плана города Москвы - не менее одного и не более трех месяцев;

2) по проектам правил землепользования и застройки - не менее двух и не более четырех месяцев;

3) по проектам, указанным в пунктах 3 и 6 части 1 настоящей статьи, - не более двух месяцев;

4) по проектам, указанным в пунктах 4 и 5 части 1 настоящей статьи, - не менее одного и не более трех месяцев;

5) по проектам, указанным в пункте 7 части 1 настоящей статьи, - не более одного месяца.

5. Публичные слушания проводятся в следующей последовательности:

2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);

3) проведение собрания участников публичных слушаний;

4) оформление протокола публичных слушаний;

6. В оповещении о проведении публичных слушаний указываются:

1) проект, представляемый на публичные слушания;

2) место (адрес, помещение) размещения экспозиции, дни открытия и закрытия, дни и часы посещения экспозиции;

3) место (адрес, помещение), день, время начала регистрации, время начала собрания участников публичных слушаний;

4) порядок и формы подачи участниками публичных слушаний предложений и замечаний по обсуждаемому проекту;

5) номера контактных справочных телефонов городской и (или) окружной комиссий, почтовый и электронный адреса городской и (или) окружной комиссий для направления участниками публичных слушаний предложений и замечаний к обсуждаемому проекту;

6) электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещен обсуждаемый проект.

7. Оповещение о проведении публичных слушаний не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции:

1) подлежит официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории административного округа города Москвы, района, поселения города Москвы, на территории которых проводятся публичные слушания;

2) направляется письменно депутатам Московской городской Думы, на территории избирательных округов которых проводятся публичные слушания;

3) направляется письменно в представительные органы муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания;

4) распространяется в качестве официальной информации:

А) через электронные средства массовой информации;

Б) на официальных сайтах территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований в сети "Интернет";

В) на информационных стендах, размещаемых в зданиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований, в подъездах или около подъездов жилых домов;

Г) иными способами, обеспечивающими получение заинтересованными лицами указанной информации.

8. Проекты, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, должны быть представлены на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, содержащих сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа. Копии указанных проектов предоставляются участникам публичных слушаний за плату, размер которой устанавливается Правительством Москвы и не может превышать расходов на их изготовление.

9. Экспозиции проводятся:

1) по проектам Генерального плана города Москвы, правил землепользования и застройки - в срок продолжительностью не менее двух недель и не позднее чем за две недели до дня проведения собраний участников публичных слушаний в каждом административном округе города Москвы, в каждом районе, поселении города Москвы, а кроме того могут проводиться в форме центральной городской выставки на территории Центрального административного округа города Москвы;

2) по проектам изменений Генерального плана города Москвы, правил землепользования и застройки - в срок продолжительностью не менее недели и не позднее чем за неделю до дня проведения собраний участников публичных слушаний в районах, поселениях города Москвы, на территории которых распространяются планируемые изменения;

3) по проектам, указанным в пунктах 3-7 части 1 настоящей статьи, - в срок продолжительностью не менее недели и не позднее чем за неделю до дня проведения собраний участников публичных слушаний в местах, определяемых окружными комиссиями.

10. В период работы экспозиции должны быть организованы консультации для посетителей, распространение печатных информационных материалов о проекте. Посетители экспозиции имеют право внести свои предложения, замечания к обсуждаемому проекту, вопросу в письменном виде в соответствующую книгу (журнал) для учета посетителей экспозиции и записи предложений, замечаний.

11. Собрания участников публичных слушаний проводятся в помещениях, оборудованных для демонстрации обсуждаемых проектов, ведения аудиозаписи выступлений участников публичных слушаний, а также отвечающих требованиям доступности для инвалидов. Проведение собраний в нерабочие праздничные дни не допускается. В рабочие дни собрания начинаются не ранее 19 часов.

12. До начала и в ходе собрания ведется регистрация участников публичных слушаний. Участник публичных слушаний должен сообщить к какой группе участников публичных слушаний, указанных в части 2 настоящей статьи, он относится, а также может сообщить о себе иные сведения.

13. Регламент собрания участников публичных слушаний включает:

1) выступления уполномоченных представителей органов исполнительной власти города Москвы с сообщениями по представленному проекту, с ответами на вопросы участников публичных слушаний;

2) выступления участников публичных слушаний с предложениями и замечаниями по существу обсуждаемого проекта.

14. На собрания участников публичных слушаний приглашаются представители средств массовой информации.

15. Во время собрания ведется аудиозапись выступлений участников публичных слушаний.

16. Собрания участников публичных слушаний по проектам, в границы разработки которых входят территории двух и более районов или поселений города Москвы, расположенные в пределах одного административного округа города Москвы, могут проходить в форме телевизионной конференции одновременно в соответствующих районах, поселениях города Москвы. В этом случае устанавливается телевизионная связь, обеспечивающая прямую, в режиме реального времени трансляцию всех выступлений во все помещения, в которых проходят собрания участников публичных слушаний, а также обеспечивающая видеозапись выступлений участников публичных слушаний. Ход такой конференции транслируется по кабельному телевидению и в сети "Интернет".

17. В период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством:

1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции;

2) выступления на собрании участников публичных слушаний;

3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний;

4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;

5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.

18. Указанные в части 17 настоящей статьи предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний.

19. Протоколы публичных слушаний оформляют окружные комиссии. В протоколах публичных слушаний должны быть указаны:

1) проект, представленный на публичные слушания;

2) общие сведения о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;

3) все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту.

20. Протокол публичных слушаний утверждает председатель соответствующей окружной комиссии.

21. Участник публичных слушаний, представивший предложения, замечания по проекту, рассмотренному на публичных слушаниях, имеет право ознакомиться с протоколом публичных слушаний и получить его копию в окружной комиссии.

22. На основании протоколов публичных слушаний окружная или городская комиссия осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний. Подготовку заключений о результатах публичных слушаний по проектам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, а также в случае передачи одной из окружных комиссий полномочий по проведению публичных слушаний по проектам, предусмотренным пунктами 4 и 7 части 1 настоящей статьи, осуществляет городская комиссия.

23. В заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны:

1) общие сведения о проекте, представленном на публичные слушания, о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;

2) сведения о протоколах публичных слушаний, на основании которых подготовлено заключение о результатах публичных слушаний;

24. Заключение о результатах публичных слушаний утверждает председатель соответствующей комиссии. В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования официальной информации Правительства Москвы или соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

25. Порядок организации и проведения публичных слушаний органами исполнительной власти города Москвы, форма протокола публичных слушаний, форма заключения о результатах публичных слушаний, устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с настоящей статьей.

26. Участники публичных слушаний вправе обратиться в городскую комиссию, в Правительство Москвы или в суд с заявлением о признании результатов публичных слушаний недействительными вследствие нарушения установленного настоящей статьей порядка проведения публичных слушаний. В случае признания городской комиссией, Правительством Москвы результатов публичных слушаний недействительными соответствующий проект не может быть представлен в Правительство Москвы без повторного представления на публичные слушания. В случае признания решением суда результатов публичных слушаний недействительными соответствующий представленный на утверждение проект не подлежит утверждению, а утвержденный проект - применению.


Html Порядок проведения публичных слушаний в городе Москве. Оспаривание протокола и заключения по результатам публичных слушаний. %CF%EE%F0%FF%E4%EE%EA+%EF%F0%EE%E2%E5%E4%E5%ED%E8%FF+%EF%F3%E1%EB%E8%F7%ED%FB%F5+%F1%EB%F3%F8%E0%ED%E8%E9+%E2+%E3%EE%F0%EE%E4%E5+%CC%EE%F1%EA%E2%E5.+%CE%F1%EF%E0%F0%E8%E2%E0%ED%E8%E5+%EF%F0%EE%F2%EE%EA%EE%EB%E0+%E8+%E7%E0%EA%EB%FE%F7%E5%ED%E8%FF+%EF%EE+%F0%E5%E7%F3%EB%FC%F2%E0%F2%E0%EC+%EF%F3%E1%EB%E8%F7%ED%FB%F5+%F1%EB%F3%F8%E0%ED%E8%E9..html

К числу наиболее важных и широко распространенных форм участия российских граждан в местном самоуправлении (МСУ) относятся публичные слушания или общественные обсуждения. Несмотря на упоминание в №131-ФЗ обоих указанных терминов, практическое применение положений Федерального закона касается, главным образом, первого из них. Именно проведение публичных слушаний призвано сегодня обеспечить учет мнения населения страны при решении вопросов, отнесенных к полномочиям органов муниципальной и местной власти. Достаточно высокую эффективность такой формы МСУ подтверждает ежегодное назначение и организация нескольких десятков тысяч подобных мероприятий на территории РФ.

Определение термина «публичные слушания»

Понятие публичных слушаний введено в отечественную практику после принятия осенью 2003 года №131-ФЗ. Ст. 28 указанного законодательного акта определяет значение этого термина как заседание органов МСУ, которое проводится с обязательным участием жителей муниципального образования (МО) для общественного обсуждения различных вопросов местного значения, проектов муниципальных нормативных документов и других тем, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.

Активное применение положений ст. 28 №131-ФЗ началось практически сразу после того, как основные положения этого Федерального закона начали вступать в силу, то есть уже в 2005-2006 годах. В течение одного только 2007 года в России было назначено и проведено более 47 тыс. публичных слушаний, а количество обсуждаемых на них вопросов превысило 50 тыс.

Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний

Публичные слушания в 2018 году, как и проведение общественных обсуждений, регулируются комплексом законодательных актов, разработанных и принятых на различном уровне. Основу нормативно-правовой базы рассматриваемого вопроса составляют:

  • Конституция РФ. Положения главного нормативно-законодательного акта российского государства неоднократно подтверждают права граждан на местное самоуправление. В частности, ст. 130 предусматривает возможность осуществления МСУ путем прямых форм волеизъявления, одной из которых выступают публичные слушания;
  • №131-ФЗ. Как уже было отмечено выше, определение, принципы и порядок публичных слушаний составляют основное содержание ст. 28 данного Федерального закона;
  • нормативно-правовые акты регионального уровня. В каждом субъекте РФ разработаны и введены в действие собственные законы о МСУ. Например, в столице России необходимость и правила организации публичных слушаний определяются двумя основными документами: Законом №28, который был принят 25.06.2008 года (в ред. от 28.06.2017), и Постановлением столичного Правительства №1258-ПП, датированным 30.12.2008 года (в ред. от 29.05.2018). Аналогичные правовые акты, содержащие положение о публичных слушаниях приняты и в других регионах Российской Федерации;
  • уставы МО, постановления глав МО и решения их представительных органов МСУ. Эти нормативные документы принимаются на местном уровне и не могут противоречить законодательным актам более высокого уровня. Фактически, они мало отличаются от правовых актов, приведенных выше для Москвы, которая является городом федерального значения и отдельным субъектом РФ.

Перечисленная нормативно-правовая база не является исчерпывающей, так как публичные слушания и общественные обсуждения нередко упоминаются и в других российских законах, принятых на федеральном и региональном уровне. Например, достаточно распространенной формой участия граждан в МСУ выступает общественное обсуждение закупок, организуемых по №44-ФЗ с целью удовлетворения различных государственных потребностей и нужд. В частности, указанный Федеральный закон предусматривает обязательное общественное публичное обсуждение госзакупки в следующих ситуациях:

  • стартовая цена государственного контракта превышает 1 млрд. рублей;
  • происходит процесс выбора варианта организации конкурентной госзакупки;
  • отсутствуют ограничения на осуществление публичных мероприятий.

Важно отметить, что №44-ФЗ был принят 05.04.2013 года, что позволило включить в него пункты об общественных публичных обсуждениях, в основу которых была положена практика использования №131-ФЗ в части организации и проведения публичных слушаний. В результате, удалось сделать законодательный документ более эффективным с точки зрения реализации принципов местного самоуправления.

Цель проведения и основные функции

Статья 28 №131-ФЗ указывает в качестве главной цели проведения публичных слушаний обсуждение разработанных на уровне органов МСУ местных правовых актов, в котором в качестве обязательных участников должны присутствовать граждане, живущие на территории муниципального образования. Другими словами, основными функциями подобных мероприятий следует считать такие:

  • информирование граждан, проживающих на территории МО о ключевых решениях и проектах нормативных документов, планируемых к принятию на местном уровне;
  • определение мнения жителей МО по отношению к рассматриваемым на публичных слушаниях вопросам и качеству представленных на них проектов документов;
  • реализация прав граждан на осуществление МСУ путем привлечения их к решению вопросов муниципального уровня.

Не нужно путать с публичными слушаниями также достаточно часто организуемые на муниципальном уровне депутатские слушания. Последние относятся к деятельности местного органа МСУ, так как в них принимают участие не рядовые граждане, а избранные в этот орган представители. Помимо этого, мероприятия имеют различную правовую базу. Слушания среди депутатов регламентируются уставом МО и изданными на муниципальном уровне документами, о такое мероприятие как общественное публичное слушание выступает правом граждан, гарантированным на уровне федерального законодательства.

Организаторы и инициаторы

В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:

  • граждане, которые проживают в границах МО;
  • представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
  • глава администрации МО.

В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:

  • письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;
  • правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;
  • предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;
  • дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;
  • другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.

Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения. Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.

В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.

Вопросы, решаемые на публичных слушаниях

К числу характерных особенностей рассматриваемой форму осуществления принципов местного самоуправления относится рекомендательный характер, который носит любое решение публичных слушаний. Подобная практика применяется на муниципальном уровне впервые в современной российской истории.

Классификация мероприятия на виды публичных слушаний осуществляется, главным образом, исходя из проектов документов и тем, которые выносятся на обсуждение. В соответствии с требованиями ст. 28 №131-ФЗ, они делятся на 4 большие группы, а именно:

  1. Проект устава МО и любые правовые акты, связанные с внесением корректировок или изменений в ранее утвержденный и действующий на момент проведения публичных слушаний устав. Важно отметить, что полномочиями по принятию устава наделен исключительно представительный орган, однако, публичные слушания в МО по этому вопросу проводятся в обязательном порядке.
  2. Проект бюджета МО, а также отчет органов МСУ о его исполнении. Указанные документы также обязательно выносятся на публичные слушания по бюджету. При этом не важно, что результаты публичных слушаний носят исключительно рекомендательный характер.
  3. Вопросы, отнесенные на местный уровень и связанные с градостроительством. На практике именно публичные слушания по строительству и другой подобной тематики проводятся наиболее часто и вызывают самый сильный общественный интерес и резонанс. Это вполне логично, так как указанные вопросы затрагивают повседневную жизнь большого количества граждан.

Не удивительно, что, например, публичные слушания по генеральному плану, осуществление которых выступает необходимым условием реализации большого количества инвестиционных и строительных проектов, нередко собирают значительную часть населения того или иного муниципального образования. Также весьма популярны публичные слушания по проекту планировки территорий, находящихся в границах МО.

  1. Вопросы о преобразовании МО. Порядок общественного обсуждения изменения границ, объединения или разделения поселений и других подобных вопросов, установленный ст. 28 №1313-ФЗ, предусматривает обязательные публичные слушания, организатором которых выступает глава администрации МО.

Подведение итогов

По результатам проведения рассматриваемого мероприятия оформляется протокол публичных слушаний. В него заносятся принятые во процессе общественного обсуждения решения, резолюции, обращения, которые могут быть адресованы:

  • органам госвласти как федерального, так и регионального уровня;
  • гражданам, которые проживают на территории МО;
  • главе администрации МО;
  • представительного органу МО;
  • отдельным предприятиям, организациям или учреждениям, осуществляющим свою деятельность на территории МО.

Как уже отмечалось выше, любое решение, резолюция или заключение публичных слушаний носят характер рекомендаций и не становятся обязательными ни для одного из перечисленных выше возможных адресатов. Несмотря на это, подобные документально оформленные резолюции нередко становятся серьезным фактором жизни отдельных МО и даже субъектов РФ.

Пошаговый порядок организации и проведения

Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.

Этап №1. Назначение мероприятия

Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:

  • повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
  • дата начала и место проведения мероприятия. Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
  • состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.

Этап №2. Подготовка

Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.

Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.

Этап №3. Проведение публичных слушаний

Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.

Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.

Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.

Этап №4. Подведение итогов мероприятия

Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.

(действия на собрании и после него)

Публичные слушания проходят в несколько этапов. Основные этапы - это экспозиция проекта, собрание участников публичных слушаний (то, что в народе собственно и называют "слушаниями" и сбор письменных отзывов на проект.

1. Кто и как может участвовать.

На собрании может присутствовать и выступать любой гражданин. Но голосовать (путем сдачи отзыва на проект) могут только следующие категории:

Постоянно проживающие в районе

Постоянно работающие в районе

Имеющие собственность в районе.

Кроме того, на собрание должны иметь доступ СМИ и должна вестись аудио/видеозапись. Помещение должно быть доступно для инвалидов.

2. Как готовиться к собранию (особенно, если вы выступаете против предлагаемого проекта и опасаетесь фальсификаций).

1. Постарайтесь своими силами позвать больше людей на собрание - обычно официальные организаторы недостаточно информируют население. не распространяют информацию так, как положено по закону.

2. Постарайтесь прийти заранее. Часто застройщик за час до начала регистрации запускает в зал "своих" людей и занимает лучшие места. Т. е. если официальное время начала -19 час., регистрация с 18 час.- лучше быть на месте уже в 17-17.30.

3. Полезно иметь технику: фотоаппарат, диктофон, видеокамеру . Это может потребоваться для фиксации замеченных нарушений или важной информации.

4. Если вы имеете подробные замечания по проекту, лучше написать их заранее и принести с собой. Не всем удается выступить, но вы можете потребовать приложить ваши замечания к протоколу. К замечаниям можно прилагать документы, фотографии.

5. Полезно иметь бумажный плакат, который легко развернуть и держать в руках. На плакате можно выразить свою позицию по проекту. Это связано с тем, что иногда пытаются фотографировать спокойно сидящий зал и давать подпись "жители поддержали проект", в то время, как на собрании люди дружно выступали против. Кроме того, на плакате вы можете выразить мысль, которую важно донести до аудитории.

6. Вы можете привести с собой экспертов (архитекторов, строителей, экологов и т. п.). Помните, что на собрании имеют право выступать любые граждане, не только те, кто может голосовать.

7. Если вы идете с группой соседей или коллег по работе, договоритесь, кто в первую очередь должен выступить, распределите тезисы своих выступлений.

8. На собрании часто бывают представители СМИ - вы можете обратиться к ним, дать копии важных документов.

9. На собрании бывает очень полезно взять контакты активных жителей района, экспертов, представителей общественных организаций, и дать им свои координаты. Это облегчит дальнейшие действия по защите своих интересов. Подготовьте то, что нужно для записи контактов.

3. Что делать на собрании

1. Регистрация . Каждый пришедший должен быть зарегистрирован.

Не забудьте зарегистрироваться.

Проверяйте правильность регистрации, примите участие в контроле регистрации.

Должны быть отдельные журналы для разных категорий: жители района; работающие на территории района; представители органов власти; СМИ; жители других районов.

Журнал регистрации должен иметь прошитые, пронумерованные страницы.

Часто в журнале есть графа для записи замечаний по самому проекту. Следите за тем, чтобы в этой графе не оставалось пустого места рядом с данными зарегистрированных, иначе можно потом вписать ложный отзыв. В пустых графах должен быть поставлен знак "зет". После окончания собрания должна быть подведена черта под списком зарегистрированных и тоже зачеркнуто пустое пространство.

Следите, чтобы не регистрировали без документов тех, кто имеет право голосовать. Бывает, что застройщик незаконно регистрирует "своих" людей, чтобы они голосовали за проект. Как правило, это не местные жители, не работающие в районе.

2. Выступления . На собрании обычно выступает представитель застройщика, потом ему задают вопросы. Затем выступают участники слушаний.

Имейте в виду, что сейчас обычно слушания проводятся по так называемому "градостроительному плану земельного участка" (ГПЗУ). Это всего-навсего уточнение границ выделяемого участка земли и уточнение назначения земельного участка (например, под жилищное строительство, под учреждения здравоохранения). Ныне действующее законодательство таково, что после одобрения "градостроительного плана" застройщик может разработать любой проект и не вынести его на публичные слушания. То есть, одобряя "проект ГПЗУ", вы подписываетесь под чистым листом. Будьте внимательны, пишите в отзыве, на какое назначение участка вы согласны, а какое требуете запретить. Например: "назначение земельного участка - только под учреждения здравоохранения!"

В то же время, застройщик обязан представить обоснование проекта застройки. Это не просто описание, что хотят построить! Обоснование - это необходимость строительства именно такого объекта, возможность строительства(например, нагрузка на коммуникации, подъездные пути), результаты экспертиз проекта (экологической, градостроительной, транспортной и т. п.).

Требуйте от докладчика (проектировщика, застройщика):

Чтобы тема выступления соответствовала предмету слушаний. Если это проект градостроительного плана - чтобы говорил именно о нем, давал обоснование предлагаемого использования земли .

Чтобы все их заявления были подкреплены предъявлением документов. По Градостроительному кодексу города Москвы, документация по проекту должна быть представлена в полном объеме, в том числе, разрешительные документы, материалы экспертизы проекта.

Внимание!!! Если вы хотите выступить - обязательно начните с фразы: "Я, ФИО, прошу занести в протокол..." и далее - само выступление. Если вы не скажете эту фразу, ваше мнение не занесут в протокол. Старайтесь сразу сказать главное, например: требую отклонить проект ГПЗУ, поскольку считаю невозможным изменение назначения земельного участка", или "я против проекта, потому что...".

Контроль ведения собрания. Требуйте, чтобы председатель объяснил присутствующим правила (сдать письменный отзыв, называть себя при устном выступлении, заявлять требование о внесении в протокол своего мнения). Требуйте соблюдения общепринятых процедур ведения деловых совещаний(например, запись на выступления, равный доступ к микрофону). На нарушения в ведении собрания можно жаловаться в Окружную градостроительную комиссию.

При регистрации вы получаете бланк для записи замечаний. В ходе собрания вы заполняете и сдаете его. Постарайтесь однозначно выразить свою позицию - за/против проекта. Вы не обязаны писать обоснование своего мнения. Кроме того, вы можете написать любые замечания в свободной форме (например, на отдельном листе) и потребовать приобщить к протоколу.

Постарайтесь проследить, чтобы в конце собрания все собранные письменные отзывы были пересчитаны и составлен акт - сколько всего голосов имеется. Иногда участники собрания замечают нарушения процедуры. Например, застройщик может привести группу "своих" людей и дать им бланки отзывов без регистрации. Тогда активные участники следят, чтобы отзывы из этой группы не попали в общую массу.

4. Подготовка к 3 этапу слушаний

Не уходите с собрания, не взяв координаты у активных жителей, которые будут участвовать в сборе письменных отзывов на проект.

4. Что делать после собрания

Третий этап слушаний - сбор письменных отзывов на проект среди жителей, которые не смогли попасть на собрание. Обычно требуется собрать несколько тысяч подписей (например, против проекта). Срок сдачи - в течение недели (реально - 6 дней) после собрания.

Сбор подписей проводится путем обхода квартир жителями-добровольцами (среди работающих в районе - добровольцами по месту работы).

Обычно на собрании можно получить от активных жителей готовые варианты отзывов и узнать, куда можно сдать подписанные листы. Также можно написать свой отзыв самостоятельно и сдать его в Окружную градостроительную комиссию в Префектуре округа. Если сдаете отзыв сами, не забудьте получить штамп о принятии на копии сдаваемого документа. Не отправляйте отзыв по почте, он может не дойти вовремя. Нежелательно слать письмо по эл. почте, так как в этом случае нет гарантий, что ваше письмо будет засчитано.

Лучше всего сдавать индивидуальные отзывы (текст+одна подпись). Если у вас много подписей под текстом - на каждой странице с подписями должен быть титул ("шапка"), например "против строительства жилого комплекса по адресу такому-то". Никогда не собирайте подписи на отдельных листах без текста и "шапки" и не ставьте подписи на таких листах.

В последнее время застройщики собирают фальшивые подписи за проект - например, вымогают у людей подписи обманом на листе без "шапки", или дают ложную информацию о проекте. Иногда по месту работы требуют подписать одобрение проекта. Требуется по возможности отслеживать такую активность. При обнаружении мошенничества задерживать сборщиков, вызывать полицию, оформлять протокол. Подавать жалобу в городскую Градостроительно-земельную комиссию, сообщать в СМИ.

5. Что делать после слушаний.

Итоги слушаний подводит Окружная градостроительная комиссия, но окончательное решение о судьбе проекта принимает Градостроительно-земельная комиссия Москвы с участием мэра. Потому и после слушаний вы можете писать обращения в правительство Москвы и Градостроительно-земельную комиссию. Можно продолжать привлекать внимание к своей теме путем работы с журналистами, проведения общественных кампаний.