Порядок и случаи применения физической силы. Основания и порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Применение физической силы гражданским лицом

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Сотрудник ОВД должен знать и руководствоваться в процессе служебно-оперативной деятельности статьями Уголовного кодекса: ст.37,38 и 39,для того чтобы, решая свои служебные задачи, сотрудник не перешел границу закона, за которое он понесет наказание.

« Статья 37. Необходимая оборона»

1.Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру опасности посягательства.

3. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

С учетом изменений, внесенных в статью, каждый гражданин имеет право на защиту пи угрозе его жизни и здоровью, может защищаться любым способом и причинить нападающему любой вред (вплоть до убийства).

Однако эти действия будут правомерны только в том случае, когда не будут допущены превышения пределов необходимой обороны. Для этого необходимо знать основные условия правомерности необходимой обороны.

Первое условие-это наличие опасности жизни и вашему здоровью, ваших близких или даже незнакомых лиц, которых вы решили защитить.

Второе условие- нападение должно быть явным. То есть, оно уже началось (нападающий наносит удар) или должно начаться - нападающий идет на вас с ножом или каким-то подручным предметом; замахивается для нанесения удара рукой или ногой; пытается вас захватить; принимает боевую стойку или угрожает словами с явными намерениями воплотить свою угрозу в действие. В этих случаях вы имеете право на самооборону, и ваши действия будут правомерны. Если же нападающий успел вас ударить, или вырвать у вас сумку, телефон и убегает, а вы догоняете его и наносите ему тяжкие телесные повреждения, то ваши действия будут не правомерны. Они будут квалифицироваться как превышение необходимой обороны, так как в данном случае угроза вашей жизни и здоровью отсутствует.

В таких случаях вы должны задержать правонарушителя и доставить его в правоохранительные органы.

« Статья 38. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступления»

1. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

2. Превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причинения явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. такое превышение влечет за собой ответственность только в случаях умышленного превышения вреда.

Третье условие правомерности необходимой обороны – ваши защитные действия должны быть соизмеримы с действиями нападающего и явно не превышать их.

Например, на вас нападает хилый подросток или человек с явными признаками инвалидности, а вы - спортсмен, или просто явно с физически более сильный человек, бьете его рукой или ногой и наносите тяжкие телесные повреждения - это будет явным превышением необходимой обороны.

Если же этот подросток нападает на вас с ножом или каким-то подручным средством (камнем, бутылкой и т.д.) или их несколько вы можете защищаться любым способом и причинять нападающему любой вред.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 04 декабря 2007 г. № №29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Текст] / Под ред. Т.Я. Хабриевой, В.Л. Мутко. – М.: Советский спорт, 2010. – 400 с.

2. Приказ МВД России от 29.06.2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

3. Приказ МВД России от 13.11.2012 г. №1025 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

4. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России – М.: ЦОКР МВД России, 2007.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329 ФЗ « О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: - М.: «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4539 от 8 декабря 2007 г.

An error occurred.

В состоянии необходимой обороны они вправе причинить вред здоровью лица, посягающего на совершение преступления, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

<247>.
———————————
<247>

13. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 1, 12, п. п. 13 — 15, 37 ст. 13, 14, 18, 19, 21, 23, 27 настоящего Федерального закона.

Специальные средства полиции

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи.

Статья 20. Применение физической силы

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

(Из Статьи 21 Закона «О полиции»)

Применение специальных средств сотрудниками полиции МВД России

Применение специальных средств лично или в составе подразделения (группы) является неотъемлемым правом сотрудника полиции МВД России, предусмотренным федеральными конституционными законами Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации.

Основанием для применения специальных средств являются условия, при которых несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности и для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Впервые термин "специальные средства" стал использоваться в законодательных актах бывшего СССР в 1978 г.

Под современными специальными средствами следует понимать состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.

Специальные средства, стоящие на вооружении подразделений МВД России, подразделяются на: средства индивидуальной бронезащиты (СИБ); средства активной обороны (САО); средства обеспечения специальных операций (СОО).

Средства активной обороны предназначены для активного воздействия на правонарушителей в целях отражения нападения, пресечения неповиновения и ограничения физического сопротивления.

К средствам активной обороны относятся: палки резиновые специальные; наручники; патроны с резиновой пулей ударного непроникающего действия; ручные газовые гранаты; патроны с газовыми гранатами; аэрозольные упаковки; карабины специальные; комплект насадок к карабину; пистолеты сигнальные; пистолеты газовые и патроны к ним; электрошоковые устройства.

Специальные палки , находящиеся на вооружении полиции МВД России, могут применяться в следующих случаях:








При применении специальной палки запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам. Следует оговориться, что эти ограничения распространяются лишь на инициативный, наступательный характер применения палки сотрудником полиции. Если же палка используется в качестве средства защиты в состоянии необходимой обороны, то удары могут наноситься по усмотрению защищающегося в зависимости от характера и степени опасности нападения, сил и возможностей сотрудника полиции по отражению посягательств. В этих условиях удары могут наноситься в том числе по голове, шее, в живот и т.д. При этом должны учитываться все обстоятельства, влияющие на реальное соотношение сил посягающей и защищающейся сторон (количество посягавших и оборонявшихся сотрудников полиции, возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся сотрудник полиции вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.

Весьма широк спектр находящихся в распоряжении органов внутренних дел специальных средств, содержащих слезоточивые вещества : ручные газовые гранаты "Черемуха-1", "Черемуха-5", "Черемуха-6", "Черемуха-12", "Сирень-1", "Сирень-6", "Сирень-12" и другие их модификации, ручная аэрозольная граната, граната слезоточивого действия для подствольного гранатомета, патроны с газовыми гранатами "Черемуха-4", "Черемуха-7", "Сирень-7", аэрозольные упаковки "Черемуха-10", "Черемуха-11", ранцевый жидкостный аппарат, карабины специальные ("КС-23", "КС-23М"), комплект насадок к карабину КС-23 "Насадка", пистолет сигнальный СП-81, пистолет газовый с боеприпасами.
Следует отметить, что в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" применению газового оружия в местах содержания под стражей посвящена самостоятельная статья 46.
Слезоточивый газ, используемый полицией МВД России, может применяться в следующих случаях:
— для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
— для пресечения преступления или административного правонарушения;
— для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
— для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
— для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

Наручники — устройство в виде двух защелкивающихся колец с замками, соединенных между собой, используемое органами охраны порядка или военными для ограничения свободы действий задержанного. Наручники надеваются на кисти рук преступникам, заключенным.
Наручники (БР, БР-С, БКС-1, БОС), используемые полицией МВД России, применяются:
— для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
— для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
— для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе.

Специальные окрашивающие и маркирующие средства (спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина и т.п.) применяются для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления. На объектах собственности специальные окрашивающие средства ("химические ловушки") устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.
Специальные окрашивающие и маркирующие средства, используемые полицией МВД России, применяются:
— для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
— для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Электрошоковые устройства — новый вид специальных средств, принятый в 1999 г. на вооружение органов внутренних дел.
Электрошоковые устройства, используемые полицией МВД России, применяются:
— для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
— для пресечения преступления или административного правонарушения;
— для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
— для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
— для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

Спектр применения светошоковых устройств необычайно широк: структуры МВД (служб ГИБДД, УВО, ППС), МЧС, городские и коммунальные хозяйства (скорой помощи, аварийной службы газа), автодорожные службы эффективно используют эти устройства для обозначения своих автомобилей.
Светошоковые устройства, применяемые органами внутренних дел и внутренних войск МВД России, предназначены для создания высоких уровней освещенности при обнаружении объектов, ослепления и психологического воздействия на правонарушителей.
Светошоковые устройства, используемые МВД России, применяются в следующих случаях:
— для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
— для пресечения преступления или административного правонарушения;
— для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
— для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
— для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

С тех самых пор, как человек приручил собаку, она служит ему верой и правдой: охраняет дом от непрошеных гостей, отлично справляется с работой пастуха, помогает спасать людей во время чрезвычайных ситуаций, перевозит грузы в упряжке и выполняет множество других необходимых обязанностей.
Служебные собаки — группа пород домашних собак различного происхождения, используемых для пастушьей, ездовой (упряжной), охранной и других видов службы. У служебных собак хорошо развит инстинкт охраны хозяина, принадлежащих ему вещей, дома. Подавляющее большинство служебных собак злобны, недоверчивы к посторонним, хорошо дрессируются.
Служебные собаки, используемые полицией МВД России, применяются в следующих случаях:
— для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
— для пресечения преступления или административного правонарушения;
— для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
— для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
— для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
— для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

Световые и акустические специальные средства , применяемые органами внутренних дел и внутренних войск МВД России, предназначены для подавления психоволевой устойчивости вооруженных преступников путем воздействия на них световым и акустическим импульсами. К ним относятся: световые и акустические средства отвлекающего воздействия; звуковещательные станции.
Световые и акустические специальные средства, используемые полицией МВД России, применяются в следующих случаях:
— для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
— для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Средство принудительной остановки транспорта ("Еж", "Диана", "Гарпун" и др.) используется для принудительной остановки колесного легкового и грузового автотранспорта.
Средства принудительной остановки транспорта, используемые полицией МВД России, применяются:
— для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться;
— для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
Средства принудительной остановки транспорта запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

Средства сковывания движения предназначены для ограничения возможностей вооруженного нарушителя по передвижению и не позволяют оказывать активное сопротивление при задержании.
Средства сковывания движения, используемые полицией МВД России, применяются:
— для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
— для пресечения преступления или административного правонарушения;
— для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
— для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
— для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление.

Водометы ("Лавина", автоцистерна пожарная АЦ-40) используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации пожара с помощью струи воды под давлением. Запрещается их применение при температуре ниже 0 град. C. При рассредоточении участников массовых беспорядков обычно использовались пожарные машины военизированных пожарных частей, но с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности", запретившего привлекать пожарную охрану "к действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков", их применение в указанных целях стало проблематичным.
Водометы и водометные машины предназначены для ликвидации очагов пожара и воздействия на участников массовых беспорядков, бесчинствующую толпу водяными струями с целью ее рассеивания с помощью струи воды под давлением.
Водометы и водометные машины применяются полицией МВД России:
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
— для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Бронемашины (боевая машина десанта (БМД-1), бронетранспортеры (БТР-60ПБ, БТР-80 и др.), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ-2), боевая машина пехоты (БМП)) предназначены для сопровождения колонн, могут перевозить личный состав и грузы, служить базой для вооружения, для перевозки лиц в условиях обеспечения усиленной охраны.
Бронемашины, кроме того, применяются для проведения операций по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные районы.
Бронемашины, используемые полицией МВД России, применяются:
— для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
— для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
Водометы и бронемашины применяются только по указанию начальника органа внутренних дел, начальника криминальной полиции, начальника полиции общественной безопасности с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения.

Средства защиты охраняемых объектов (территорий) используются для блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
Средства защиты охраняемых объектов, используемые полицией МВД России, применяются:
— для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства "Ключ", "Импульс" и др.), состоящие на вооружении органов внутренних дел МВД России, применяются:
— для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.
Запрещается их применение в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе двух метров от человека.

Все виды специальных средств, кроме того, могут применяться во всех случаях, когда возможно применение огнестрельного оружия на поражение человека:
— для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
— для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
— для освобождения заложников;
— для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
— для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
— для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
— для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Комментарий к Ст. 20 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Реализуя предоставленные настоящей статьей полномочия, сотрудники полиции действуют в состоянии необходимой обороны либо задержания лица, совершившего преступление.

2. В состоянии необходимой обороны они вправе причинить вред здоровью лица, посягающего на совершение преступления, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

3. Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, в целях пресечения посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерным, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства (ст. 37 УК РФ). Если же действия сотрудника полиции признаны не соответствующими характеру и опасности посягательства, но это несоответствие не является явным, превышение пределов необходимой обороны отсутствует.

4. В то же время неправомерно использовать в отношении граждан, совершивших незначительные правонарушения, а нередко и просто законопослушных граждан такие же методы (в нашем случае — физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы), как и в отношении опасных преступников <247>.
———————————
<247> См.: О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году: Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ // Рос. газета. 2001. 16 мая; 27 июня; 21, 24, 25 июля; 10 августа.

5. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия сотрудника полиции, если он вследствие неожиданности посягательства не мог объективно оценить степень и характер опасности нападения.

6. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании сотрудником полиции для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.

7. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Однако такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ст. 38 УК РФ).

8. При соблюдении указанных в комментируемой статье условий применяться может физическая сила не только самих сотрудников полиции, но и оказывающих им содействие граждан.

9. О понятиях "преступление" и "административное правонарушение" см. комментарий к ст. 2 ФЗ «О полиции».

10. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона О Полиции.

11. О понятии "оружие" см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

12. О понятии "выполнение служебных обязанностей" см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

13. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 1, 12, п.

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.ст. 18 — 24)

п. 13 — 15, 37 ст. 13, 14, 18, 19, 21, 23, 27 настоящего Федерального закона.

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

ст 20 Закон О полиции 2018

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Основания и порядок применения физической силы и специальных средств (по Закону РФ «О полиции», ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ и др.).

Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы)

Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные

2) специальные газовые средства

3) средства ограничения подвижности

При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства

5) электрошоковые устройства

6) светошоковые устройства

7) служебных животных

8) световые и акустические специальные средства

9) средства принудительной остановки транспорта

10) средства сковывания движения

11) водометы

12) бронемашины

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия

14) средства разрушения преград

Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику

Военнослужащие внутренних войск обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, и на умение оказывать первую помощь пострадавшим.

При применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники военнослужащий внутренних войск обязан:

предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, военнослужащих или сотрудников органов внутренних дел, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является неуместным или невозможным;

обеспечить оказание первой помощи лицам, получившим телесные повреждения;

доложить своему непосредственному командиру (начальнику) о каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.

Соответствующие должностные лица внутренних войск обязаны незамедлительно уведомить прокурора о всех случаях ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.

Применение военнослужащими внутренних войск физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники с превышением их полномочий влечет ответственность, установленную законом.

Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления законным требованиям военнослужащих внутренних войск, если иные способы пресечения преступлений и административных правонарушений не обеспечивают исполнения военнослужащими внутренних войск своих служебных обязанностей.

Военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для:

а) отражения нападения на граждан, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел;

б) пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему внутренних войск при исполнении им своих служебных обязанностей;

в) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления, пытающихся скрыться или оказать сопротивление;

г) задержания лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

д) доставления задержанных лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают сопротивление военнослужащему внутренних войск;

е) отражения нападения на военные городки, воинские эшелоны (транспорты) и транспортные колонны, охраняемые внутренними войсками объекты;

ж) освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;

з) пресечения массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспортных средств, средств связи, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также дезорганизующих работу исправительных учреждений;

и) остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников полиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.

В качестве специальных средств, используемых военнослужащими внутренних войск, могут применяться:

резиновые палки

слезоточивый газ

наручники

светозвуковые средства отвлекающего воздействия

средства разрушения преград

средства принудительной остановки транспорта

служебные собаки

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости военнослужащий внутренних войск при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.



Применение физической силы

(англ application of physical strehght) - в РФ сотрудников милиции применять физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей. Милиция имеет право применять физическую силу, и только в случаях и порядке, предусмотренных Законом РФ «О милиции»**, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел - ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»**. Общие условия и пределы П.ф.с. установлены ст. 12 Закона РФ «О милиции». П.ф.с. с превышением полномочий влечет за собой , установленную законом.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Применение физической силы" в других словарях:

    ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ Юридическая энциклопедия

    Применение физической силы - (англ application of physical strehght) в РФ право сотрудников милиции применять физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений … Энциклопедия права

    ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ - правомочное применение должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации физической силы в целях пресечения, правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления, пресечения неповиновения законным… …

    ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПРИМЕНЕНИЕ - ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ … Юридическая энциклопедия

    ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПРИМЕНЕНИЕ Энциклопедический словарь экономики и права

    СИЛЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПРИМЕНЕНИЕ - (см. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Применение специальных средств при охране ГГ - правомерное использование военнослужащими ПС РФ специальных средств (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной… … Пограничный словарь

    Вооружённые силы Украины - Вооруженные Силы Украины Украина Збройні Сили України … Википедия

    Вооружённые силы Республики Казахстан - Вооружённые силы Республики Казахстан … Википедия

    Вооруженные силы Канады - Канадские вооружённые силы Canadian Forces, Forces canadiennes В нынешнем виде с 1968 Отделения морское, сухопутное и воздушное командование Штаб квартира NDHQ, Оттава … Википедия

Книги

  • Потенциометрия. Физико-химические основы и применения. Учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию , Белюстин Анатолий Александрович. Потенциометрия - измерение электродвижущей силы (ЭДС) равновесной разности потенциалов между электродами гальванической ячейки. Потенциометрия включает в себя рН-метрию, ионометрию с…

В правовом аспекте «Физической силой в соответствии с Законом о полиции следует считать предпринимаемые в законных целях и не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника полиции, направленные против отдельных граждан либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих граждан, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества» .

В двигательном плане применение физической силы выступает как сковывание хватами и обхватами, лишение лиц, в отношении которых непосредственно применяется сила, свободы движений, давление, толчки или рывки, вынуждающие их выполнять необходимые действия или двигаться, а также пересиливание мышечного напряжения, переноска (перемещение) в случае оказания ими пассивного неповиновения. Таким образом, применение физической силы не подразумевает применение сложных в координационном плане двигательных действий. Фактически результативность применения этих действий заключается в преодолении внешнего сопротивления преимущественно за счет мышечного напряжения.

В самом широком смысле под боевыми приемами борьбы понимаются способы применения физической силы, описанные в соответствующем разделе Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.

Понятием «боевые приемы борьбы» охватываются все средства физического воздействия сотрудников полиции, обеспечивающие достижение цели их применения, а именно: 1) приемы непосредственного физического воздействия и 2) приемы и действия с угрозой применить огнестрельное оружие (Рисунок 1).

Первый тип боевых приемов борьбы включает в себя приемы непосредственного физического воздействия с применением специальных средств и огнестрельного оружия, приемы сковывания с применением специальных и подручных средств, приемы личного досмотра. Второй тип - приёмы и действия угрожая применить огнестрельное оружие.

Обратим внимание, что родовым понятием для понятия «боевые приёмы борьбы» выступает понятие физическое воздействие. Физически люди сталкиваются между собой в военной, криминальной, правоохранительной сферах, в сфере физической культуры и спорта, искусства. Применение сотрудниками полиции боевых приёмов борьбы представляет собой одну из форм непосредственного физического столкновения между людьми.

Чтобы понять отличительные особенности физического столкновения, как формы применения сотрудниками полиции физической силы необходимо отличать его от других форм, например, рукопашного боя, единоборства, поединка, борьбы, самозащиты и т.п.

Рисунок 1 - Типы боевых приёмов борьбы

Попытки уточнить десигнат специальных терминов единоборств и классифицировать их, а также позиционировать в этих классификациях применение сотрудниками правоохранительных органов физической силы как системы предпринимались и ранее (Гагонин С.Г., 1996; Кустов А.Н., 1999; Тарас А.Е., 2002; Воронов И.А., 2005; Кадочников А.А., 2006; Труфанов Д.О., 2006) .

Однако, на наш взгляд, все эти классификации не позволяют эксплицировать сущностные характеристики применения физической силы сотрудниками полиции, так как форма физического столкновения, а именно «рукопашный бой», в этих классификациях выступает родовым основанием классификации, то есть субординационным элементом системы. Как, впрочем, и другие близкие к нему по смыслу понятия (Таблица 1).

Таблица 1

Цели физического столкновения

Сфера физического столкновения

Форма

Цель

Военные действия

Рукопашный бой

Уничтожить врага

Поединок

Силой оружия получить удовлетворение

за оскорбление

Конфликт

Не уступить в конфликте

Преступное

посягательство

Самооборона

(самозащита)

Отстоять свою физическую неприкосновенность, собственность

Единоборство

По правилам соревнований набрать за проведенные приемы и действия большее количество очков (баллов), чем соперник или же лишить его возможности физически продолжить единоборство (положить на лопатки вынудить сдаться болевым или удушающим приемом, нокаутировать)

Боевые искусства

Представление

Использование двигательного мастерства для создания эстетической демонстрации выдающихся двигательных и физических возможностей

Практика

(психофизический тренинг)

Формирование метафизического мировоззрения

Культура

(фольклор)

Многообразные

Историческая реконструкция, воспроизводство традиции

Правоохранительная

Физическое

воздействие

Правомерно преодолеть неповиновение, сопротивление; принудить силой повиноваться, подчиниться

Сотрудники полиции, охраняя общественный порядок, имеют право применять физическую силу, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей .

Формой применения силы выступает физическое принуждение с целью преодолеть неповиновение, силой принудить повиноваться, подчиниться (Таблица 1).

Целью применения боевых приемов борьбы выступает ограничение свободы передвижения лиц как мера принуждения повиноваться, подчиниться требованиям сотрудника полиции.

Ограничение свободы передвижения выступает необходимым условием и фактором, обеспечивающим сотруднику полиции действительную возможность вопреки воле задержанного лица изменять положение (двигаться) или, наоборот, лишить его возможности двигаться вообще, сковать его руки специальными или подручными средствами сковывания (связывания), заставить подчиниться личному досмотру.

С точки зрения формы «боевые приёмы борьбы» как средства, обеспечивающие сотрудникам полиции преодоление неповиновения, сопротивления своим законным требованиям, принуждения силой повиноваться, подчиниться нами различается 5 форм (Рисунок 2).

Физическое понуждение к определенному действию не предполагает собой в действиях сотрудника полиции приложения существенного физического усилия или сложного действия - приема. Это прикосновение, несильные толчки, вынуждающие двигаться в определенном направлении или, наоборот, остановиться, изменить направление движения или положение, физический контроль определенного положения, например:

  • · фиксация задержанного в определенном положении;
  • · давление ладонью на плечо, вынуждая человека сесть;
  • · хват за плечо, понуждая, к примеру, выйти водителя из автомобиля;
  • · сопровождение, находясь сбоку-сзади с физическим контролем хватом за плечо сзади.

Рисунок 2 - Средства принуждения

Силовое преодоление бездействия более жесткая форма физического воздействия. По своей физической сути - это пересиливание, то есть в ответ на силу осуществление более сильного физического воздействия. Оно применяется в случаях пассивного неповиновения - отказа, нежелания двигаться изменять положение, действовать - то есть в случаях, если слабого физического понуждения к определенному действию оказывается недостаточным.

В случае активного сопротивления пропорциональным силе этого сопротивления является применение специальных приемов физического воздействия. Это в своей основе приемы захвата и сковывания руки подозреваемого в определенных положениях. В силу умеренного болевого воздействия и (или) ограничения подвижности эти приемы физически лишают сопротивляющегося действовать по своей воле и фактически физически вынуждают его подчиниться действиям сотрудника полиции.

В случае активного противодействия правонарушителя, то есть решительного наступательного воздействия на сотрудника полиции отталкивания, вступлении с сотрудником полиции в схватку, нанесения по нему ударов руками и ногами они пропорционально имеют право применять боевые приемы борьбы со специальными средствами, специальные средства ограничения подвижности.

Крайне опасными для здоровья и жизни сотрудников выступают вооруженное и групповое нападение на них. В этих случаях сотрудники могут применять оружие, специальные и любые подручные средства.

Федеральный закон
О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

от 28 декабря 2016 г. № 503-ФЗ


Принят Государственной Думой 21 декабря 2016 года
Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2016 года

Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; 1998, N 16, ст. 1796; N 30, ст. 3613; 2000, N 26, ст. 2730; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 50, ст. 4847; 2004, N 10, ст. 832; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 7, ст. 831; N 24, ст. 2834; N 26, ст. 3077; 2008, N 52, ст. 6232; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 39, ст. 4537; N 48, ст. 5717; 2010, N 15, ст. 1742; N 27, ст. 3416; N 45, ст. 5745; 2011, N 7, ст. 901; N 45, ст. 6328; N 49, ст. 7056; 2012, N 14, ст. 1551; N 53, ст. 7608; 2013, N 14, ст. 1645; N 27, ст. 3477; N 44, ст. 5633; N 48, ст. 6165; 2014, N 14, ст. 1550; N 49, ст. 6928; 2015, N 14, ст. 2016; N 17, ст. 2478) следующие изменения:
1) часть шестую статьи 6 изложить в следующей редакции:
«Нормативы штатной численности персонала учреждений, исполняющих наказания, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Штатная численность персонала сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности осужденных в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации, условий исполнения наказаний и других случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.»;
2) в части четвертой статьи 7 слова «подведомственными учреждениями, исполняющими наказания» заменить словами «подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы»;
3) в статье 8 слова «предельная численность» заменить словами «предельная штатная численность»;
4) часть первую статьи 12 изложить в следующей редакции:
«Охрана следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей.»;
5) в статье 24:
а) часть первую после слов «(далее – сотрудники уголовно-исполнительной системы),» дополнить словами «федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе,»;
б) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:
«Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.»;
в) часть четвертую считать частью пятой;
6) в главе V:
а) наименование после слов «средств и» дополнить словом «огнестрельного»;
б) статью 28 изложить в следующей редакции:
«Статья 28. Общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных настоящим Законом.
Ношение специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы на территориях учреждений уголовно-исполнительной системы без использования соответствующего снаряжения запрещается.
В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершающего побег из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора либо иное преступление, сотрудник уголовно-исполнительной системы при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Превышение сотрудником уголовно-исполнительной системы полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и федеральными законами, и признано правомерным.
Перечень оружия, боеприпасов и специальных средств, состоящих на вооружении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;
в) дополнить статьей 28.1 следующего содержания:
«Статья 28.1. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан:
1) предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных или лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или если такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия
в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников уголовно-исполнительной системы, являющийся старшим подразделения (группы);
2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам, безотлагательное предоставление пострадавшим медицинской помощи и проведение необходимых мероприятий по фиксированию медицинскими работниками полученных указанными лицами телесных повреждений;
3) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о каждом случае их применения.
В случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении осужденных, лиц, заключенных под стражу, или иных лиц при конвоировании доклад начальнику караула осуществляется незамедлительно с последующим уведомлением в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента их применения начальника специального подразделения по конвоированию посредством телефонной, факсимильной или подвижной радиотелефонной связи.
Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы (специального подразделения по конвоированию) обеспечивает подготовку и направление прокурору материалов по факту применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Применение сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при наличии возможности фиксируется переносным видеорегистратором либо иными штатными аудиовизуальными средствами фиксации.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
О каждом случае причинения осужденному, лицу, заключенному под стражу, или иному лицу телесных повреждений либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия незамедлительно уведомляется прокурор с последующим направлением ему в течение 24 часов с момента их применения указанных в части третьей настоящей статьи материалов.
В составе подразделения (группы) сотрудник уголовно-исполнительной системы применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы), за исключением заведомо незаконных приказов и распоряжений.»;
г) статью 29 изложить в следующей редакции:
«Статья 29. Применение физической силы
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не смогли обеспечить выполнение возложенных на него обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу;
3) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.»;
д) статью 30 изложить в следующей редакции:
«Статья 30. Применение специальных средств
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц;
2) для пресечения преступлений;
3) для пресечения физического сопротивления, оказываемого осужденным или лицом, заключенным под стражу, сотруднику уголовно-исполнительной системы;
4) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;
5) для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, следственном изоляторе, на объектах, находящихся под охраной и надзором сотрудников уголовно-исполнительной системы;
6) для пресечения групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
8) при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
9) при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании;
10) для задержания осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при наличии достаточных оснований полагать, что они могут оказать вооруженное сопротивление;
11) для задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания, а также для пресечения побега;
12) для защиты охраняемых объектов уголовно-исполнительной системы, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 9 - 12 части первой настоящей статьи;
2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 9 - 11 части первой настоящей статьи;
3) наручники и иные средства ограничения подвижности – в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 6 и 8 - 11 части первой настоящей статьи.
При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник уголовно-исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания;
4) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 4 (если применение палки специальной невозможно), 5 - 7, 9 - 11 части первой настоящей статьи;
5) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 9 - 11 части первой настоящей статьи;
6) служебных собак - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 и 7 - 12 части первой настоящей статьи;
7) световые и акустические специальные средства- в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 9 - 11 части первой настоящей статьи;
8) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 12 части первой настоящей статьи;
9) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 5 - 7 части первой настоящей статьи;
10) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5 - 7, 9 и 12 части первой настоящей статьи;
11) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 - 7 части первой настоящей статьи.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение огнестрельного оружия.»;
е) статью 31 признать утратившей силу;
ж) дополнить статьей 31.1 следующего содержания:
«Статья 31.1. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
Сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно-исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица, или участия их в массовых беспорядках.
Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:
1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;
2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;
3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, в которых находятся насильственно удерживаемые лица;
4) не допускается применение электрошоковых устройств в область головы, шеи, солнечного сплетения, половых органов, проекции сердца.
Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа уголовно-исполнительной системы с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.
Иные ограничения, связанные с применением сотрудником уголовно-исполнительной системы специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями первой и второй настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 31.2 настоящего Закона.»;
з) дополнить статьей 31.2 следующего содержания:
«Статья 31.2. Применение огнестрельного оружия
В зависимости от обстановки, если другими мерами пресечь противоправные действия невозможно, сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:


3) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
4) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки преступления против жизни и здоровья, если иными средствами задержать осужденного или лицо, заключенное под стражу, не представляется возможным;
5) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу, оказывающих вооруженное сопротивление, либо осужденного или лица, заключенного под стражу, отказывающихся выполнить законное требование о сдаче находящихся при них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты уголовно-исполнительной системы;
7) для пресечения побега осужденного или лица, заключенного под стражу, из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора либо при конвоировании, охране или сопровождении указанных лиц, а также для пресечения попытки их насильственного освобождения.
Вооруженным сопротивлением, вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части первой, части седьмой настоящей статьи, а также пункте 10 части первой статьи 30 и части первой статьи 31.1 настоящего Закона, признаются сопротивление, нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
Порядок ношения и применения огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Нахождение на внутренних территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, ограниченных линией охраны, с огнестрельным оружием запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Решение о применении огнестрельного оружия в случаях, указанных в пункте 3 части первой настоящей статьи, принимается начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства, при помощи которого совершается побег, путем его повреждения;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица;
3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или вином безопасном направлении.
Сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно-исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.»;
и) дополнить статьей 31.3 следующего содержания:
«Статья 31.3. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника уголовно-исполнительной системы
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 31.2 настоящего Закона.
При попытке осужденного или лица, заключенного под стражу, задерживаемых сотрудником уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1и 2 части первой статьи 31.2 настоящего Закона.»;
к) дополнить статьей 31.4 следующего содержания:
«Статья 31.4. Особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций
Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в порядке, установленном настоящей главой, при осуществлении ими полномочий по исполнению уголовных наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, исправительных работ, контролю за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, контролю за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Начальник уголовно-исполнительной инспекции обеспечивает подготовку и направление прокурору материалов по факту применения сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право применять физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений.
Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящей статьей разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 30 настоящего Закона;
2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 30 настоящего Закона;
3) наручники и иные средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 30 настоящего Закона, а также при доставлении подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, в орган дознания, орган предварительного следствия, в суд и обратно, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены причинить вред окружающим или себе. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник уголовно-исполнительной инспекции вправе использовать подручные средства связывания;
4) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 30 настоящего Закона.
Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящей статьей разрешено применение огнестрельного оружия.
Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты себя и (или) иных лиц от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством уголовно-исполнительной системы;
3) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты уголовно-исполнительной системы.».

Статья 2
Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 29, ст. 2759; 1998, № 30, ст. 3613) следующие изменения:
1) статью 43 изложить в следующей редакции:
«Статья 43. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы допускается только в порядке, на основании и в случаях, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия военнослужащими, в том числе военнослужащими органов федеральной службы безопасности, допускается только на основании и в случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и
порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года
№ 3-ФЗ «О полиции».»;
2) статьи 44 - 47 признать утратившими силу.

Статья 3
Признать утратившими силу:
1) абзац четвертый пункта 1 (в части замены слов в статье 31), пункт 22 статьи 2 и пункт 11 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3613);
2) пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 24, ст. 2834).

Президент Российской Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
28 декабря 2016 года
№ 503-ФЗ