Порядок и особенности регистрации по месту нового жительства. Ищем ближайший пункт приема граждан, или где можно прописаться по месту жительства

Что такое "место жительства"?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I " " (далее – Закон № 5242-I) к понятию "место жительства " относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с , который определяет понятие "место жительства "как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает , не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.

Что такое "жилое помещение"?

Жилым помещением, в соответствии с , признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

Требования к признанию помещения жилым установлены в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 " ".

В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов. Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.

При этом необходимо предъявить :

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.

В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с . Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства. Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней. При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства

Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. № 288 " " предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.

Аналогичный смысл имеет , который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения и , правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства .

Стоит отметить и выраженную в позицию: "Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора , заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Кроме того, нормы законодательства , которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства ."

Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них. Так, было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.

По аналогичному спору было вынесено , которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"

Сегодня прописка в Российской Федерации является обязательной как для граждан государства, так и для тех, кто приезжает сюда на непродолжительный срок.

Предусмотрено несколько способов оформления, и занимаются этим различные уполномоченные органы.

Где можно прописаться по месту жительства описано в законодательной базе Российской Федерации, а мы разберемся, через какие инстанции это делать быстрее и удобнее.

Когда был принят закон от 25 июня 1993 г. № 5242-1, правительство отменило термины «выписка» и «прописка». Его заменой стал термин под названием «регистрационный учет».

Смысл процесса не поменялся и сегодня любой гражданин, находящийся на территории страны более трех месяцев, в обязательном порядке должен сделать регистрацию по месту пребывания либо жительства.

В 2015 году правительственные органы внесли несколько существенных изменений в вышеописанный закон. Они касались определенных моментов .

Стоит учитывать тот факт, что место жительства , как утверждается в новом законе, – это такое место, где гражданин постоянно находится.

А под местом пребывания стоит подразумевать место, где лицо пребывает в течение краткого и не планирует жить тут длительный срок (отели, санатории, домах отдыха и так далее).

В новом законе о прописке содержится список недвижимых объектов , в которых у лица есть возможность осуществить регистрацию. Обычно это происходит в:

  • жилых комнатах;
  • квартирах;
  • домах, имеющих статус жилых;
  • других помещениях со статусом жилых, которые включены в местные либо федеральные жилые фонды.

Где делают прописку для граждан РФ?

Согласно текущему законодательству, постоянно прописывают только граждан Российской Федерации, имеющих право собственности или разрешение от владельца помещения.

Если данное право отсутствует, то здесь точно не получится зарегистрироваться на постоянной основе. Также прописку можно оформить только по одному конкретному адресу , даже если гражданин РФ является владельцем нескольких квартир.

Регистрацией и снятием с регистрационного учета граждан Российской Федерации в пределах данной страны занимаются органы Федеральной Миграционной Службы (ФМС) или главного управления по вопросам миграции МВД РФ (УФМС).

Чтобы не было путаницы в дальнейшем, стоит знать, что ФМС, УФМС и паспортный стол – это одно и тоже , если рассматривать понятия в рамках оформления регистрационного учета.

Если человек желает зарегистрироваться у родственников, он в обязательном порядке помимо основного пакета документов должен передать согласие в письменной форме всех прописанных в данной квартире.

С документами ознакомится паспортист и в течение 7-ми дней уведомит о прописки в конкретной жилой площади.

Отметку о регистрации ставят непосредственно в паспорт. Для этого нужно с документом прийти к уполномоченному лицу УФМС в паспортном столе. Сам процесс проставления штампа занимает не более 5-ти минут.

Куда идти, чтобы подать документы?

Итак, где прописывают жителей разобрались, но нужно знать, где принимают документы. Для получения прописки по конкретному адресу в определенном населенном пункте потребуется обратиться с пакетом документов в один из следующих государственных органов:

  • паспортный стол;
  • управляющую компанию или ЖЭК по месту предполагаемой прописки;
  • через портал «Госуслуги».

Вне зависимости от места подачи документов, потребуется предоставить идентичный пакет бумаг, описанный в ФЗ о регистрации.

Речь идет о:

  1. Паспорте гражданина РФ.
  2. , написанного по установленному образцу.
  3. Копиях паспортов собственников
  4. Свидетельстве, подтверждающем права собственности на квартиру (если таковое имеется).
  5. Справках из БТИ, подтверждающих отсутствие задолженности по коммунальным платежам.
  6. Разрешении от собственников на прохождение регистрации.
  7. Договоре аренды либо социального найма помещения.

Процедурой постановки на учет регистрирующихся граждан занимаются сотрудники ГУВМ МВД России . Они всегда смогут ответить на интересующие клиента вопросы.

Преимущества и недостатки разных органов

Паспортный стол (ФМС)

Главный недостаток прописки в паспортном столе заключается в том, что человеку сначала нужно найти ближайшее отделение к своем дому, затем простоять очередь и лишь потом получится подать документы.

Кстати, их рассматривают от 7 до 14 дней. О конкретном сроке завершения процедуры расскажет сотрудник отделения.

Преимущество состоит в том, что не требуется осуществлять плату за прописку. Оформление является бесплатным.

Многофункциональный центр

Также многие граждане оформляют . В учреждении можно подавать заявления как на постоянную, так и .

За постановку на учет с человека . Услуги осуществляются безвозмездно.

Главный минус – необходимость траты лишнего времени. Требуется выяснять адрес ближайшего МФЦ, уточнять режим работы, время обеденного перерыва и лишь затем идти в центр с документами.

Почта России

В Федеральную миграционную службу можно отправить заявление о регистрации и почтой. Этот вариант имеет ключевое преимущество по сравнению с личным визитом в государственный орган.

Например, не требуется дважды посещать инстанции и тратить время на простой в очередях. Один из минусов – время отправки. В некоторых случаях письмо может идти вплоть до двух недель.

Как известно, если человек просрочит регистрацию, ему понадобится (2-3 тысячи для регионов, 3-5 тысяч для Москвы и Санкт-Петербурга).

Регистрация онлайн

В последнее время все больше людей получают регистрацию через интернет. Делается это на официальном портале «Госуслуги». Предварительно необходимо зарегистрироваться на ресурсе. Для этого нужно указать личные данные.

Вся важная информация о прописке находится в личном кабинете. Процедура является бесплатной и обычно занимает не более 7-ми дней. Единственный недостаток – необходимость иметь подключение к интернету для того, чтобы отслеживать сведения о прописке и ее состояние.

Как найти ближайшее отделение ФМС?

Для максимального упрощения задачи поиска, крайне быстро найти адрес ближайшего пункта приема документов можно разными способами:

  1. Звонке в одно из отделений МВД своего населенного пункта. Сотрудники проконсультируют по всем необходимым вопросам.
  2. Можно обращаться в ближайший территориальный орган МВД, где уточнят всю необходимую информацию.
  3. . Здесь тоже можно ознакомиться с адресами ближайших отделений.

Кстати, нужные сведения находятся и в квитанциях на оплату по содержанию и ремонту жилого помещения (не стоит путать данную квитанцию с организациями, отвечающими за электричество, воду и теплоснабжение).

Обычно в документе указан телефон организации, занимающейся управлением или обслуживанием жилого дома. Если там отсутствует телефон паспортного стола, можно связаться с УК и сотрудники обязательно предоставят необходимые сведения о ближайшем адресе.

Если же речь идет о многофункциональном центре , то самый близкий из них можно найти на официальном сайте по ссылке: www.mos.ru . Там можно выбрать ваше местоположение и увидеть на карте, где находится ближайший МФЦ, а также, большая ли в нем очередь.

Где забирать оформленную регистрацию?

Лица, которые принимают документы на регистрацию, через три дня обязаны передать их в ближайший территориальный орган МВД России, где проверяются сведения и выдается специальное регистрационное свидетельство.

Плата за получение бумаги отсутствует. Отметку, подтверждающую постоянную регистрацию, проставят прямо в паспорт. Для этого с документом потребуется прийти к сотруднику УФМС в паспортном столе. Весь процесс займет не больше нескольких минут.

Если человеку безосновательно отказали в приеме пакета документов или выдаче свидетельств о постоянной регистрации, можно обжаловать эти неправомерные действия, обратившись в суд.

Дополнительная информация

Таким образом, важно осознавать, что постоянную прописку или регистрацию могут получить исключительно граждане Российской Федерации. Лица из других стран или те, у кого отсутствует гражданство или вид на жительство , живут по временной регистрации.

В законе, принятом в 1993 году и измененном в 2015, определяются такие понятия как . Местом жительства называют помещение, где человек проживает постоянно или очень длительный срок.

Местом пребывания считаются отели, дома отдыха, санатории и так далее. Перед обращением в один из органов, который занимается постоянной регистрацией, потребуется обязательно предоставить определенный пакет документов.

В течение 7-14 дней он будет рассмотрен и принято решение насчет проставления штампа о постоянной регистрации в паспорте.

Вконтакте

Одна из важнейших услуг, которую предлагают отделения миграционной службы, заключается в регистрации граждан России. Это проводится либо по месту жительства, либо пребывания. Регистрационный учет существует для того, чтобы каждый гражданин обладал всеми возможностями для реализации своих прав и возможностей.

Временная регистрация в Москве и Московской области

Если определенный гражданин прибыл в жилое помещение, в котором официально не проживает, но в ближайшее время его можно найти именно там и он там собирается временно жить, то нужно обратиться к тем государственным чиновникам, что занимаются вопросами регистрации. Важно учитывать, что для выполнения подобной задачи, можно осуществить подачу электронного заявления на сайт для получения миграционных услуг.

В случае личной подачи документов, необходимо собрать полный пакет справок, свериться с графиком работы инстанций и вручную написать соответствующее заявление (Приложение № 3).

Но когда подобная процедура выполняется в режиме онлайн, то совершенно не нужно находиться в очередях и тратить свое драгоценное время. Достаточно будет только следовать инструкции на сайте.

Установленный порядок регистрации

Паспорт гражданина РФ

По действующему законодательству регистрация обладает двумя целями. В первую очередь, это кается получения полных прав для гражданина: всех условий для использования свобод, которые гарантируются Конституцией.

Вторая цель для оформления регистрационного учета заключается в том, чтобы это лицо исполняло обязанности перед другими гражданами. Это позволяет эффективно вести правоохранительную деятельность таким образом, чтобы каждый человек получил надежную защиту от государства, в частности, от полиции.

Важно учитывать, что сам по себе факт регистрации не создает для гражданина никаких обязанностей. При этом если человек не обладает официальной регистрацией, то это никаким образом не повлияет на его свободу передвижения и не может являться поводом для того, чтобы ограничивать права.

Как гласит Закон, органы, которые регистрируют учет, обязаны только удостоверить желание гражданина в том, где он хочется проживать и в каком месте жительства быть зарегистрирован, заполнив карточку регистрации. По этой причине регистрация несет только разрешительный характер, потому не может ограничивать человека в выборе места жизни.

Суть подобной процедуры только в учете граждан, которые находятся на территории России:

  • носит характер уведомления;
  • отражает факт нахождения гражданина на определенной территории.

По данным, которые передает миграционная служба, становятся понятны следующие цифры. За один год в органы попадают от восемнадцати до двадцати одного миллионов обращений.

Органы регистрационного учета

ФМС России обладает своими территориальными органами по всей стране. Они расположены в каждом населенном пункте:

  • город;
  • поселок;
  • военный городок.

Повсюду имеются органы регистрационного учета. Они располагаются в качестве управлений, отделов и отделений.

Существенные изменения в органах регистрационного учета произошли с 2014. Тогда было принято решение о том, что управлениями регистрационного учета будут являться только территориальные органы.

Лица, занимающиеся вопросами регистрации

Важно учитывать юридическую разницу, поскольку для получения подобной услуги, гражданину нужно обратиться не в органы, а к должностным лицам, что проводят регистрационный учет. Их задача заключается в первичном приеме документов, после чего они предаются в соответствующие инстанции для дальнейшей обработки.

В перечень уполномоченных людей можно отнести и собственников, которые самостоятельно осуществляют управление своим помещением. К ним также можно отнести и товарищества владельцев жилья.

В том случае, если отсутствуют должностные лица, которые несут ответственность за процесс регистрации, данному гражданину нужно обращаться к владельцу этого жилого помещения. После этого он должен заявить в орган, где занимаются вопросами регистрационного учета. Наиболее частым случаем является ситуация, когда гражданин делает обращение в орган, занимающийся регистрационным учетом вместе с официальным собственником жилья.

Как правильно подать заявление с помощью почты?

Самое главное, что нужно учитывать при отправке заявления по почте, необходимость в использовании формы № 1ПР. В этих документах необходимо наличие подписей не только заявителя, но и официального собственника жилья. А также необходимо приложить:

  • копия паспортного документа;
  • справка, на основании которой разрешается временное проживание.

Очень важно, чтобы эти документы обязательно были заверены нотариусом или другим лицом, который несет ответственность за прием и передачу регистрационного учета. Важно учитывать, что если срок регистрации превышает девять месяцев, то к перечисленным выше документам нужно приложить листки по формам №2 и №12П.

После того, как гражданин выполнил все условия для получения административной услуги, он может самостоятельно выбрать, как получить свидетельство о регистрации по месту жительства:

  • выслать по указанному в документах адресу;
  • забрать в отделении.

Как проводится регистрации для граждан, которые не достигли 14 лет?

Каждый день встречаются недопонимания в миграционных службах. Как зарегистрировать на месте проживания ребенка, у которого еще нет официального паспорта? По закону, такие лица являются недееспособными, потому за них должен решить официальный родитель либо опекун, который имеет право на представление интересов ребенка.

В этом случае обязательно нужно присутствие подростка и взрослого человека с документами, что подтверждают их личность. При правильном выполнении процедуры, регистрация займет не больше времени, чем в случае с совершеннолетним гражданином.

Сколько стоит регистрация?

Многие ошибочно считают, что подобная государственная услуга требует существенных финансовых вливаний. Это не так в том случае, если выполняются законодательные нормы. По официальным данным регистрация по месту жительства – бесплатная процедура.

Но в редких случаях потребуется уплата государственной пошлины, или когда нужно оформить документы человеку, находящемуся за пределами Российской Федерации, например, в другой стране. В такой ситуации нужно обратиться в консульство.

Особенности временной регистрации младенцев

Когда в семье рождается ребенок, необходимо сразу же оформить множество документов и в частности потребуется регистрационный учет. По закону, подать заявление о появлении малыша в ЗАГС необходимо не позднее, чем через месяц со дня его рождения.

После того, как сам человек был зарегистрирован, необходимо его официально «поселить». Для этого подается заявление о регистрации по месту жительства ребенка. В этом случае тоже нужно поторопиться с оформлением документов. После получения свидетельства о рождение, дается семь дней, чтобы подать заявление о регистрации по месту жительства.

В той ситуации, когда родители проживают раздельно, часто возникают споры касательно того, на какое место жительство необходимо оформить общее дите. Для этого есть официальная инструкция:

  • руководствоваться семейным кодексом;
  • проконсультироваться с юристом;
  • узнать подробнее в самой инстанции;
  • ознакомиться с гражданским кодексом.
  • законным;
  • устраивать мнения родителей;
  • не противоречить интересам ребенка.

При этом не стоит забывать о том, что если младшего члена семьи не зарегистрировали, как полагается в указанный срок, то ответственность будет лежать только на родителях. Это административное правонарушение, по результатам которого нужно выплатить штраф размером до 2500 рублей.

Контроль по соблюдению правил регистрации

Важно знать, что в любой момент может быть проведена плановая или неплановая проверка соблюдения правил регистрации. Она инициируется сотрудниками МВД. В результате подобной проверки составляются документы о том, что было изъято и какие бумаги проверены на наличие ошибок. После этого делается заключение: соответствует ли норм закона деятельность конкретных сотрудников?

В случае если возникнут определенные несоблюдения правилам, тогда потребуется возбудить дело о правонарушении. В ином случае будут направлены полученные материалы в органы, которые уполномочены принимать решения по данному вопросу.

Снятие с регистрационного учета


Снят с регистрации

Часто встречаются ситуации, когда у человека, выезжающего на постоянное место жительство не в Российской Федерации, появляется возможность официально пройти процедуру снятия с регистрационного учета. В заявлении, которое будет подаваться в орган миграционной службы, необходимо указать государство, куда выезжает человек.

Если проявилась необходимость провести процедуру снятия с учета по месту жительства на территории РФ, а сам гражданин в этот момент находится вне территории России, то тогда необходимо прямо обращаться в ФМС. Дополнительно можно заявить о таком желании в Генеральное консульство.

Это необходимо для того, чтобы засвидетельствовать, что подпись, указанная в документах, точно соответствует той, которой владеет заявитель. Когда отсутствует возможность личного обращения в консульство, тогда подлинность подписи можно удостоверить у местного нотариуса. В результате, останется только проставить на документах апостиль.

Основные способы снятия с учета

Специалисты юридического дела утверждают, что регистрационный учет можно снять, используя одну из двух методик. Это касается, как выполнения процедуры на новом месте жительства, так и на старом.

Главное во втором случае – точное следование инструкции. Для этой цели нужно сначала обратиться к уполномоченному лицу, которое является ответственным за оформление документов в специальные органы, что занимаются регистрационным учетом. Дополнительно важно грамотно составить полный пакет документов:

  • паспорт;
  • адресный листок убытия.

Важно учитывать, что если гражданин еще не достиг четырнадцати лет, то ему запрещается писать заявление самостоятельно. Вместо него этим занимается родитель или опекун, что представляет интересы ребенка.

Только лицо, что занимается процедурой передачи документов в соответствующие органы, имеет право выдавать адресный листок убытия. Это право каждого гражданина, который правильно составил заявление.

В течение семидесяти двух часов после подачи документов, гражданину должны вернуть его паспорт. Там указывается пометка о том, что человек снят с учета. На протяжении следующих 3 дней должностное лицо обязано снять с учета, а за следующие двадцать четыре часа уже внести эту информацию в общую электронную базу информации.

После останется только встать на учет по новому месту жительства. Для этого дается семь дней с той даты, как гражданин прибыл на новое место жительство. Иначе при невыполнении этого требования, данному лицу грозит существенный штраф. В столице его размер не превысит пяти тысяч рублей. А для других городов России не больше 3000.

Если человеку будет более удобно оформить регистрацию уже на новом месте жительства, то инструкция не сильно отличается о той, как при первом случае снятия с учета. Разница заключается лишь в том, что вместо листка убытия, нужно получить в соответствующем органе такую же справку, но о прибытии, заполнив адресной лист прибытия.

Если следовать главным правилам от успешных юристов, применять знания, полученные на сайте УФМС России, то тогда при получении любой административной услуги не возникнет никаких проблем. Достаточно будет только тщательно ознакомиться с действующим законодательством, правильно собрать документы, а также не ошибиться при оформлении заявления и тогда обязательно гражданин получит утвердительный результат.

Вряд ли ещё есть те люди, кто всю жизнь живёт по одному и тому же адресу. Во время любых переездов мы вынуждены снимать себя с регистрационного учёта по прежнему месту проживания.


В простонародье эту формальность также называют «выпиской» или «выпиской с постоянного места жительства», суть этих понятий одна и та же. Сама процедура имеет много нюансов, знание которых поможет избежать проволочек и уладить все бюрократические вопросы в сжатые сроки.

Документы, которые обязательно понадобятся

Просто прийти в отделение ФМС или паспортный стол, чтобы выписаться, недостаточно. Заявителю необходимо также предоставить принимающим его сотрудникам несколько документов:

  1. Заявление с просьбой о снятии с регистрационного учёта

Этот документ обязательно должен быть написан собственноручно, исключение составляют заявление от детей до 14 лет и лиц, ограниченных судом в дееспособности – за них действуют законные представители.

Форма заявления, как правило, произвольная, но по месту обращения за услугой всегда можно получить образец или бланк заполнения. В тексте заявления обязательно надо разборчиво и без сокращений написать ФИО заявителя, его паспортные данные, а также адрес убытия и адрес, куда совершается переезд.

В случаях, когда гражданин обращается за услугой снятия с регистрационного учёта в момент оформления прописки по новому адресу проживания, то писать отдельное заявление не нужно. Для этих целей предусмотрена нижняя часть бланка заявления о постановке на регистрационный учёт.

  1. Паспорт гражданина РФ или приравненный к нему документ

Детям, которым ещё не исполнилось 14 лет, понадобится оригинал свидетельства о рождении. Тем, кому уже исполнилось 14 лет, потребуется получить паспорт для выписки и последующей прописки, по свидетельству о рождении такую процедуру не проведут.

Паспорт гражданина не должен быть с истекшим сроком действия, у него должен быть надлежащий вид — без рукописных пометок или поправок на страницах, целостность листов не должна быть нарушена.

  1. Домовая книга или поквартирная карточка

Если гражданин проживает в частном доме, у него, скорее всего, на руках окажется домовая книга. Проживающим в многоквартирных домах на этот счёт беспокоиться не стоит – у всех паспортистов заведены поквартирные карточки на весь квартирный фонд населённого пункта.

  1. Адресный листок убытия

Указанный бланк документа заполняется в двух экземплярах непосредственно в уполномоченном органе. Мало кто знает, что эта обязанность возложена на паспортистов или принимающих сотрудников ФМС. Чаще всего они заставляют гражданина самого вносить в бланк нужную информацию.

  1. Листок статистического убытия

Подача этого документа производится только теми гражданами, кто кардинально меняет место постоянного проживания – выезжает за пределы нашего государства. При переезде в пределах нашей страны данный документ не заполняется. Лист статистического убытия также должен заполняться не гражданином, а ответственным сотрудником.

  1. Письменное согласие сотрудников органов опеки и попечительства на выписку несовершеннолетнего ребёнка

Его потребуется принести, если речь идёт о выписке ребёнка, находящегося без родительского попечения.

За любые действия по снятию или постановке на регистрационный учёт не берётся никакая плата, все действия сотрудников производятся бесплатно.

Даже если собраны не все требующиеся документы или не соблюдаются условия их подачи в компетентный орган, уполномоченные сотрудники обязаны принять от обратившегося гражданина заявление о выписке с предыдущего места проживания. Отказывать в приёме они не имеют юридического права, это чётко прописано в Административном регламенте.

Когда можно начать процедуру выписки

Есть 2 варианта как можно снять себя с учёта по постоянному адресу проживания, они оба зависят от того, когда гражданин начнёт процедуру:

  1. До смены адреса проживания. В этом варианте надо будет явиться в ближайший паспортный стол или в районное отделение миграционной службы и заявить о предстоящем смене места жительства. Придётся собственноручно внести все сведения в бланк заявления и сдать паспорт. Спустя несколько дней уже можно будет получить обратно свой паспорт с проставленной на его страницах отметкой об убытии. Также на руки выдаётся адресный листок убытия, который понадобится для дальнейшей прописки.
  2. Уже по факту переезда. Довольно давно у россиян появилась возможность подать документы на снятие с учёта в один момент вместе с постановкой на него по новому адресу проживания. Всё, что понадобится в этом случае помимо наличия обязательных документов – явиться в уполномоченную организацию по новому месту жительства и написать требующиеся заявления – на приписку и запрос на выписку с прежнего адреса. Иногда этот способ подачи документов может занять чуть большее время, чем в предыдущем варианте, но во многих случаях именно этот оказывается наиболее удобным.

Особенности проведения процедуры после переезда

Удобство выписки с предыдущего места жительства уже по факту переезда освобождает граждан от двухразового прихода в паспортный стол или ОФМС, ведь оба бланка заявлений, требующихся и для выписки, и для последующей прописки по новому адресу, заполняются и подаются одновременно. Это удобно для тех, кто экономит своё время и нервы.

Формально срок выписки в этом случае остаётся таким же, как если бы гражданин обратился за ней до смены своего основного адреса – 3 рабочих дня со дня подачи в уполномоченный орган заявления и паспорт. Но на практике могут возникнуть задержки, если прежний адрес гражданина находится в другом населённом пункте или регионе. Это связано с тем, что в месте предыдущей регистрации узнают о переезде гражданина только посредством почтовой связи, но, как известно, скорость доставки корреспонденции обычной почтой в нашей стране недостаточно высокая. Конечно, заявитель получит свой паспорт со всеми отметками в установленный законом срок (3 дня), но запись о том, что он убыл в базе данных миграционного отдела по адресу предыдущей прописки, появится чуть позже.

Алгоритм действий сотрудников ФМС будет следующим:

  • гражданина регистрируют по новому адресу, по которому он стал жить после переезда;
  • в течение всего трёх дней с момента внесения записи о новой прописке посредством почтовой связи направляется запрос на выписку заинтересованного лица в уполномоченный орган, обслуживающий адрес, по которому ранее был прописан гражданин.

По той причине, что данный вариант смены основного места регистрации граждан требует от сотрудников уполномоченного органа дополнительных действий, они могут осознанно не уведомить обращающихся к ним людей о том, что у них есть возможность одновременно оформить прописку и выписку. А ведь это очень удобно именно для граждан! Таким образом можно вдвое сократить время на походы в соответствующие органы и стояние в очередях. К тому же, не придётся ехать по старому месту жительства, если переезд был осуществлён в другой населённый пункт или регион.

Но важно понимать, что дистанционно выписаться возможно только в том случае, если по новому месту жительства гражданин оформляет именно постоянную прописку. Если речь идёт об оформлении временной регистрации, сотрудники ФМС не вправе выписывать с прежнего адреса «по запросу». Если после переезда гражданин не собирается вставать на регистрационный учёт по новому адресу, ему также откажут в выписке «по запросу».

Сколько ждать?

Административным регламентом установлен максимально допустимый срок снятия гражданина с регистрационного учёта по адресу его прежней прописки. Эта процедура производится уполномоченным на то органом в три рабочих дня. Течь этот срок начинает в момент подачи гражданином всех требующихся документов, которые правильно оформлены.

Этот срок автоматически продлится вдвое больше в том случае, если заявление и документы были поданы через МФЦ или паспортный стол. Дополнительные 3 дня понадобятся на то, чтобы доставить документы в подразделение ФМС для регистрационных действий и обратно.

В любом случае, максимальный промежуток времени для осуществления всех необходимых действий, по истечении которого гражданин сможет получить свой паспорт обратно, не превышает 6 дней.

Когда можно выписать гражданина без его участия

В нашем законодательстве предусмотрено всего несколько ситуаций, позволяющих гражданина выписать с предыдущего места проживания без его непосредственного участия:

  • выявление факта подлога документов или их несоответствия действительности;
  • неправомерность действий уполномоченных сотрудников при совершении регистрационных действий (возможно только после вступления в силу решения суда);
  • необходимость отбытия лица для несения им службы в рядах российской армии (всю информацию предоставляет в соответствующий орган военный комиссариат);
  • отбывание гражданином наказания в местах ограничения свободы (возможно только после даты вступления соответствующего судебного решения в законную силу);
  • официальное признание лица пропавшим без вести (опять же после вступления в законную силу решения суда);
  • фактическая смерть лица или признание этого факта через суд (понадобится подтверждающий документ);
  • наличие официального акта о принудительном выселении лица из занимаемого им жилья;
  • получение подразделением миграционной службы запроса от гражданина РФ с просьбой о снятии его с регистрационного учёта, отправленного по почте из того государства, в которое этот гражданин переехал (заявление обязательно заверяется у нотариуса, в консульстве или диппредставительстве).