Понятие маркировки продукции. Виды и структура маркировки
Ярлычки, ценники, этикетки, штрих-кода, товарные знаки, бирки, штампы, вкладыши и даже ценники и чеки - это все различные виды маркировок. Мы сталкиваемся с ними каждый день и не всегда понимаем их назначение. Давайте разберемся, что такое маркировка, какая она бывает и зачем нужна.
Маркировка
Маркировкой называют все, что вы видите на товаре, упаковке или дополнительных средствах. Это могут быть различные тексты, рисунки, условные обозначения, штрих-код. Она выполняет несколько важных функций, таких как:
- информационная - благодаря ей мы получаем все сведения о товаре: наименовании, производителе, сроки годности, составе, применении, особенностях эксплуатации;
- идентифицирующая - через нее мы узнаем, каким образом сертифицирована продукция (ТУ, ГОСТ, ISO и т. д.);
- эмоциональная и мотивационная - маркировка товара привлекает покупателя, и своим смысловым и художественным наполнением стимулирует покупку.
Виды маркировок
Все виды маркировок можно разделить на две большие группы:
- маркировка от производителя (производственная);
- маркировка от торгового представителя (торговую).
В первую группу относят всю маркировку, которая наносится непосредственно на предприятии. Особенности ее оформления регламентируются законодательством. К маркировке от производителя относится все то, что получает товар на производстве: этикетку, штамп, клеймо, контрольную ленту или бирку.
Товарная же маркировка наносится не фирмой-производителем, а тем, кто распространяет товар (продавец/поставщик). Она содержит информацию не о самом товаре, а его продавце (адрес, стоимость, артикул). В основном наносят такую маркировку на чек или ценник.
Маркировка существует не только на этикетках продукции, но и в электрике. Например, разные цвета проводов - это тоже вариант маркировки. Информация об этом находится в статье .
Дата выпуска аккумулятора - еще один вид маркировки, описанный в статье .
ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.
Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.
1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора
Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас
- главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер
- внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор
- наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина
- слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки
- жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.
Общие сведения
Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:
дорожные
(в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
зимние
, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
всесезонные
являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
универсальные
обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
повышенной проходимости
рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.
Основные размеры шин:
посадочный диаметр (d)
на обод колеса, обозначается в дюймах;
ширина профиля (s)
смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода (табл. 1, 2, 3);
серия (h)
- отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
наружный диаметр (D
) - диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
высота профиля (H)
- разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.
Рисунки протектора шин:
ненаправленный рисунок (фото а) - симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
направленный рисунок (фото б) - симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
асимметричный рисунок (фото в) - не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.
Обозначения шин:
Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным.
1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 - товарный знак завода-изготовителя;
5 - ширина профиля;
6 - серия;
7, 15 - обозначение радиальной шины;
8 - обозначение бескамерной шины;
9 - посадочный диаметр;
10 - индекс грузоподъемности;
11 - индекс скорости;
12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 - наименование модели.
Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Цифры и буквы означают:
185; 215; 5,90 - ширина профиля в мм или дюймах;
70; 90 - серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
R - обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву “D” не указывают);
14; 15; 13 - посадочный диаметр обода в дюймах;
С - индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
13 - посадочный диаметр обода в дюймах.
Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)
31 - наружный диаметр;
10,5 - ширина профиля;
R - радиальная шина;
15 - посадочный диаметр.
Маркировка шин отечественного производства
В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:
товарный знак и (или) наименование изготовителя;
наименование страны - изготовителя на английском языке - “Made in…”;
обозначение шины;
торговая марка (модель шины);
индекс несущей способности (грузоподъемности);
индекс категории скорости (табл.4);
“Tubeless” - для бескамерных шин;
“Reinforced” - для усиленных шин;
“M+S” или “M.S” - для зимних шин;
“All seasons” - для всесезонных шин;
дату изготовления, состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя - год;
“PSI” - индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом “С”);
“Regroovable” - в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
знак официального утверждения “E” с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
“ГОСТ 4754”;
национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
порядковый номер шины;
знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
“TWI” - место расположения индикаторов износа;
балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
штамп технического контроля.
Маркировка зарубежных шин
На них могут быть некоторые другие обозначения:
“Тous terrain” - всесезонная;
“R+W” (Road + Winter) - дорожная + зимняя (универсальная);
“Retread” - восстановленная;
“Inside” - внутренняя сторона;
“Outside” - наружная сторона;
“Rotation” - направление вращения (для шин с направленным рисунком);
“Side facing inwards” - сторона, обращенная внутрь;
“Side facing outwards” - сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
“Steel” - обозначение наличия металлокорда;
“TL” - бескамерная шина;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - камерная шина.
Рекомендации
Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:
низкопрофильная “резина” впереди и высокопрофильная сзади;
на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины , а сзади без шипов ;
впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.
Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.
Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать “идеальную” шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:
с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами “пожертвовали”;
с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий.
Поэтому перед выбором шин необходимо определить:
какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны - “спортивность”, комфортность, экономичность и т.п.
условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.
При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh,
где d - посадочный диаметр колеса (дюймы), s - ширина профиля шины (мм), h - серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %). Рекомендуемые варианты замены приведены в табл. 5.
Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.
Тонкости шинной МАРКИРОВКИ
Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:
Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.
Маркировка | Что означает | Примечание |
---|---|---|
All season или Tous terrain | Всесезонная | |
R+W (Road+winter) | Дорожная +зимняя (всесезонная) | |
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) | Грязь и снег | |
XL (extra load) | Повышенной грузоподъемности | Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности |
R или Radial | Радиальная конструкция шины | |
Reinforced | Усиленная | |
Retread | Восстановленная | |
Regroovable | Возможна нарезка/ углубление канавок | |
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) | Направление вращения шины | Только для шин с направленным типом протектора |
Inside или Side facing inwards | Внутренняя сторона боковины | |
Outside или Side facing outwards | Внешняя сторона боковины | Только для шин с асимметричным типом протектора |
С (commercial) | Для легких грузовиков и микроавтобусов | Обычно расположена в конце маркировки размерности шины |
P (passenger) | Легковая | |
LT (light truck) | Для легких грузовиков и автобусов | На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины. |
SUV | Для вседорожников | |
Steel или Steel belted | Металлокордный брекер | |
Tubeless или TL | Бескамерная | |
Tube type или TT | С камерой | |
TWI (Tread wear indication) | Индикатор износа глубины протектора | |
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом | Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. | Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата. |
Maximum load … | Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности | |
Maximum Pressure … | Максимально допустимое давление в шине по стандарту США | |
ETRO | Европейская техническая организация по шинам и дискам | |
ECE | Европейская комиссия по экономике | |
DOT | Министерство транспорта США | |
FMVSS | Федеральный стандарт безопасности транспортных средств |
Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:
Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:
Примечание:
Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.
Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.
О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.
Тату на плечах
1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.
2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки
3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»
4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)
5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.
6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам.
Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.
В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин
Автомобильный аккумулятор, как и любая батарея, со временем при хранении теряет свои свойства из-за химических процессов, протекающих в ней. Не рекомендуется устанавливать на автомобиль «старые» батареи, если они не были заранее проверены. Однако не все водители понимают, как узнать дату изготовления аккумулятора, соответственно, они могут «нарвать» на покупку старого АКБ, который просто не будет эффективно работать, либо быстро выйдет из строя. В рамках статьи рассмотрим, как самостоятельно определить дату изготовления аккумулятора автомобиля прямо в магазине или в сервисе при покупке.
Оглавление:Где находится маркировка на аккумуляторе
Чтобы узнать дату изготовления автомобильного аккумулятора, потребуется ознакомиться с его маркировкой. Но найти ее не всегда просто.
Большая часть производителей автомобильных батарей маркируют аккумуляторы по длинной стороне сверху. Некоторые отдают предпочтение размещению маркировки неподалеку от положительной клеммы.
Реже аккумуляторы маркируются на короткой боковине, и практически не встретить современные батареи, у которых метка стояла бы на днище или торце.
Обратите внимание: Чтобы найти маркировку на аккумуляторе, необходимо его внимательно осмотреть. Чаще всего метка хорошо видна, ее не стараются «спрятать от глаз». Если вы не можете найти маркировку на аккумуляторе, попробуйте воспользоваться поисковыми системами в интернете, чтобы узнать, где обычно производитель интересующей вас батареи маркирует свои продукты.
Как узнать дату изготовления аккумулятора
Помимо того что производители аккумуляторов выбирают разные позиции для размещения маркировки, также отличаются способы «прочтения» оставленной ими информации.
Распространенная маркировка батареи
Чаще всего производители батарей используют для их маркировки шифр из 9-10 цифр. Пример: 0000 523445. Рассмотрим, как читать такую маркировку:
- Первые 4 цифры – это номер партии, из которой «вышел» данный аккумулятор и кодировка линии;
- Следующая цифра – последняя цифра года, когда выпущен аккумулятор. В рассматриваемом варианте стоит цифра 5 – это значит, что батарея выпущена в 2015 году;
- Далее – полугодие, когда выпущена батарея. В рассматриваемом примере цифра 2 – это говорит о том, что выпущен аккумулятор в период с июля по декабрь 2015 года;
- Следующая цифра – месяц в полугодии, когда произведена батарея. У нас в примере 3 – это говорит о том, что батарея выпущена с конвейера в сентябре;
- Далее – день месяца. Может быть как однозначное число, так и двузначное. В данном случае цифра 4 означает, что батарея выпущена 4 числа месяца;
- Последняя цифра (может быть двузначной) – это номер бригады, которая ответственна за производство батареи. В примере бригада №45 работала над аккумулятором.
Делаем вывод после прочтения маркировки 0000 523445, что аккумулятор был выпущен 4 сентября 2015 года.
Чаще всего подобную систему маркировки можно встретиться на аккумуляторах таких производителей, как: FireBall, Uno, Dominator, FB, Forse и Курский Аккумулятор.
Маркировка около этикетки
Еще один распространенный способ маркировки, который позволяет очень просто узнать, когда была произведена батарея. Около этикетки производитель ставит код из 6 цифр. Пример: 122011. В данном случае:
- Первые две цифры – это месяц, когда была произведена батарея;
- Последние 4 цифры – это год выпуска аккумулятора.
Соответственно, после прочтения маркировки примера 122011 можно сделать вывод, что аккумулятор выпущен в декабре 2011 года.
Такую систему маркировки можно встретиться на батареях моделей: Ямал, Тюменский медведь (Tyumen Batbear или Arctic Batbear).
Явным минусом такого способа маркировки является невозможность определить, в какой конкретно день и какой сменной была создана данная батарея. Соответственно, производителям таких батарей сложнее разбираться, кто именно ответственен за проблему с батареей, если она имеется.
Маркировка аккумуляторов Tubor
Популярные аккумуляторы российского производителя Tubor имеют свою собственную маркировку, состоящую из букв и цифр. Пример: 401 S1. Расшифруем данную маркировку:
- Первая цифра – это день недели, когда выпущен аккумулятор. В нашем случае 4 – это четверг;
- Вторые две цифры – это порядковый номер недели, когда сделана батарея. Максимально данная цифра может достигать порядкового номера 53. В нашем случае 01 – это первая неделя года;
- Буква – это год. Производитель на сайте указывает, какой год обозначается какой буквой: Z – 2014; P – 2015; A – 2016; S – 2017; T – 2018; X – 2019; L – 2020. В нашем случае S – это 2017 год;
- Последняя цифра – номер смены. В нашем варианте смена №1.
Соответственно, из маркировки 401S1 можно сделать вывод, что батарея создана в четверг на первой неделе 2017 года.
Маркировка аккумуляторов Актех
Данный производитель имеет довольно простую маркировку, тем не менее, правило ее прочтения нужно знать. Его маркировка состоит из 4 цифр. Пример: 0117. Расшифровывается это следующим образом:
- Первые две цифры – месяц;
- Вторые две цифры – год.
В нашем случае батарея сделана в январе 2017 года.
Обратите внимание: подобная маркировка может встречаться также на некоторых моделях батарей от Ориона и Зверя.
Маркировка немецких аккумуляторов (Bosch, Varta)
На батареях некоторых немецких брендов, например, Bosch и Varta, можно встретить маркировку, состоящую из 24 символов. Среди них имеются буквы, цифры, а некоторые моменты выделены цветом. Здесь важно знать, что дата производства аккумулятора – это цифры с 4 по 6.
Четвертая цифра при такой маркировке – это год. А пятая и шестая – это месяц. При этом месяц определяется следующим образом:
- 17-январь;
- 18 - февраль;
- 19 - март;
- 20 - апрель;
- 53 - май;
- 54 - июнь;
- 55 - июль;
- 56 -август;
- 57 -сентябрь;
- 58 - октябрь;
- 59 - ноябрь;
- 60-декабрь.
Цветовые кодировки обозначают квартал, когда выпущена батарея.
Маркировка других аккумуляторов
Многие другие производители используют свои собственные маркировки, и выше мы рассмотрели лишь самые распространенные варианты. Лучше информацию о «чтении» маркировок узнавать непосредственно на сайте производителя аккумулятора.
Обратите внимание: Многие производители обозначают дату производства аккумулятора стандартным для потребителя образом – дд.мм.гг.
Маркировка товара обеспечивает потребителя комплексом необходимой ему товарной информации. Информационная функция маркировки является основной, кроме того, маркировка пред
назначена для идентификации товара, а также должна вызывать положительные эмоции у покупателя и мотивировать принятие им решения о покупке товара.
Товар маркируют текстом, краткой аннотацией, условным обозначением, рисунком и др. Различают производственную маркировку и торговую. Производственная маркировка может быть выполнена на ярлыках, вкладышах, этикетках, контрольных лентах и др. Торговая маркировка выполняется на ценниках, кассовых чеках, упаковочных пакетах и др.
Производственная маркировка может содержать условные обозначения или информационные знаки, которые требуют специальной расшифровки. В информационных знаках применяют также и общепринятые, легкоузнаваемые символы. К информационным знакам относятся товарные знаки, знаки соответствия или качества, манипуляционные, предупредительные, размерные, знаки наименования мест происхождения товара, эксплуатационные, экологические.
Размерные знаки - знаки для обозначения физических величин (массы, объема), определяющих количественную характеристику товара.
К условному обозначению физической величины добавляется фактический размер этой величины в принятых единицах измерения.
Так, для обозначения массы нетто применяется размерный знак Е (от англ. exactly, нем. exakt - точно, равно).
Манипуляционные знаки - знаки, информирующие о способах обращения с товарами. Эти знаки наносят в основном на транспортную тару, реже - на потребительскую.
Экологические знаки информируют потребителя об экологической чистоте потребительских товаров, о способах использования или утилизации упаковки. Наиболее распространенный эко-знак - немецкий знак «зеленая точка» («Der griine Punkt»).
Этот знак обозначает, что на упаковку распространяется гарантия ее возврата, приема и вторичной переработки.
Товарный знак - обозначение, по которому можно отличить товар одного производителя от другого. Товарный знак регистрируется патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Закон РФ «О товарных знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.1992 г.). Товарный знак может быть графическим изображением, оригинальным названием,- сочетанием букв, цифр или слов. Многие покупатели, приобретая товар, ориентируются на товарный (фирменный) знак. В нашей стране и за рубежом известны разные виды товарных знаков.
Изобразительный знак - обозначение в виде фигур, любых форм, пятен, линий на плоскости и в пространстве.
Звуковой - предназначен для восприятия органами слуха, но не относящийся к человеческой речи.
Объемный - имеющий вид трехмерного объекта; а также товарные знаки: комплексный, описательный, рельефный, простой, плоскостной, цветной, черно-белый.
Словесный товарный знак (логотип) - наиболее распространенный, его проще создать и воспроизвести. Он представляет собой сочетание букв или слов. Словесные товарные знаки: «Дары моря», пиво «Балтика», «Рот Фронт» (кондитерские товары).
Товарный знак - это как клеймо (бренд) продукции, он выделяет фирменные товары на рынке однотипных товаров, позволяет продавать их по ценам на 20-30% выше. Отсутствие товарного знака на товаре снижает цену на 10-20%.
По степени значимости товарные знаки подразделяются на обыкновенные и престижные. Престижный знак присваивается фирме за особые заслуги перед государством.
В России в 1997 г. было разработано положение о программе «Сто лучших товаров России». Предприятиям, имеющим такие товары присваивался знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров России» (рис.).
Рис. Знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров России»
Для повышения качества товаров был объявлен конкурс Премии Правительства Российской Федерации (рис.). Это знак качества XXI века.
![](https://i2.wp.com/znaytovar.ru/images/46/1-4.png)
Рис. Знак лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области качества
В России разработана национальная программа по качеству товаров «Российская марка» (рис.). Проводятся периодические выставки - конкурсы, в результате которых лауреатам конкурсов присваиваются престижный знаки: платиновый, золотой, серебряный и бронзовый.
Рис. Знак лауреата конкурса «Российская марка»
Знаки качества присваиваются на два года. По истечении этого срока фирма должна подтвердить знак, или она лишается награды. Присваивает знаки качества Всероссийский центр испытаний и сертификации Госстандарта. Предприятие, номинированное на платиновый знак качества получает паспорт «Надежное предприятие Российской Федерации».
В маркировке используются компонентные знаки, например предназначенные для информации о пищевых добавках. Пищевые добавки применяются, чтобы улучшить некоторые потребительские свойства (внешний вид, сохраняемость товара, его консистенцию и т.д.) продуктов.
Наиболее часто пищевые добавки обозначаются буквой Е (Европа) и трехзначным или четырехзначным цифровым кодом. Классификация пищевых добавок:
Красители Е100-182;
А также применяются подкислители, разрыхлители, глазури, газы-вытеснители (для продуктов в аэрозольной упаковке и др.).
В настоящее время каждая страна имеет нормативно утвержденный перечень разрешенных и запрещенных к применению пищевых добавок. Для потребителя очень важна информация о пищевых добавках на этикетке товара, так как от их присутствия в товаре возможны вредные последствия. В нашей стране перечень разрешенных добавок и их предельно-допустимых концентраций регламентируются «Медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов» и «Санитарными правилами по применению пищевых добавок».
Маркировка продуктов питания должна содержать основные сведения:
Наименование продукта;
Сведения об изготовителе;
Стандарты, которым соответствует товар;
Информация о сертификации;
Срок годности и срок хранения;
Основные потребительские свойства (масса, объем, состав, включая пищевые добавки);
Пищевая ценность (калорийность);
Противопоказания к применению;
Условия хранения.
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов.
Требования к торговой маркировке устанавливаются «Правилами продажи отдельных групп продовольственных товаров», а также «Правилами розничной торговли».
Общие требования к маркировке:
Достоверность сведений: они не должны вводить покупателя в заблуждение относительно изготовителя, страны происхождения, количества и качества товара;
Доступность: информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей; информация должна быть понятной, используемые термины и определения не должны требовать пояснений и определений;
Достаточность информации: маркировка не должна быть неполной, но и излишняя информация может содержать бесполезные сведения, не вызывая интереса у потребителя.
Маркировка должна иметь четкий текст, быть наглядно и красочно оформлена.
Любой товар, который можно приобрести в магазине или супермаркете, проходит долгий путь от производителя через несколько поставщиков на прилавок ближайшей к потребителю торговой точки. И если производитель знает, что он производит, и как со своим товаром обращаться, то поставщики, а уж тем более - их наёмные работники этого могут не знать. Поэтому нередко на полки попадает испорченный или повреждённый товар, а бывает, что и вовсе контрафактный. Чтобы доставить конечному потребителю только качественную продукцию, в том виде, в котором она была задумана производителем, существует обязательная маркировка товара.
Понятие маркировки
Под маркировкой следует понимать знак, который может состоять из слов, символов, условных обозначений, с элементами голографической защиты или без таковых. Задача маркировки - предоставить человеку, держащему товар в руках, исчерпывающую информацию о нем без нарушения целостности упаковки.
Виды маркировки товаров
В зависимости от предназначения той или иной маркировки, различают:
1. Предупредительную маркировку - извещающую об особенностях использования товара, например, перечёркнутый аквариум означает, что нельзя сверху на товар ставить тяжёлые вещи.
2. Маркировку общих потребительских сведений о товаре - данная маркировка наносится по требованию ГОСТа и должна содержать в текстовой форме основную информацию о потребительских свойствах товара: вес, цвет, и т. д.
3. Транспортную маркировку - указывающую на правила перевозки товара и возможные манипуляции с ним. Например, перевёрнутый бокал означает, что товар хрупкий. Бывает и транспортная маркировка в форме текста, например, надпись «Не бросать», которая не требует комментариев.
4. Маркировку сертификационными знаками - в связи с тем, что некоторые товары можно производить, только имея специальное разрешение или лицензию, наличие на товаре сертификационного знака свидетельствует о наличии такого разрешения у производителя. Как правило, сертификационные знаки состоят из рисунка, текста и символов с голографической защитой. Самым популярным сертификационным знаком является акцизный знак.
5. Товарные знаки - указывающие на принадлежность товара к определенной Наличие такого знака свидетельствует о подлинности такой продукции.
6. Экомаркировку - она указывает на то, что использование товара не вредит экологии, а также может свидетельствовать о наличии в товаре тех или иных вредных для природы и человека ингредиентов.
7. Специальную маркировку, которая свойственна опасным и особо опасным группам товаров, таким как кислоты и взрывчатые вещества. Специальная маркировка товара сообщает о максимально допустимых свойствах окружающей среды для хранения и перевозки такого товара.
8. Штрих-код, или, как его раньше называли, полосковый код, является международной унифицированной маркировкой. Штрих-код легко узнаваем по своим полосам, и содержит всю необходимую информацию о товаре для его реализации на рынке, а именно - информацию о стране-изготовителе, код товара согласно международному классификатору, код изготовителя, а также код, свидетельствующий о наличии лицензий и разрешений.
Штрих-код бывает двух основных форм: линейный, собственно, полосковый код и двухмерный, известный как способен уместить больше информации, нежели линейные, поскольку позволяет считывать информацию не только по горизонтали, но и по вертикали. Как правило, в qr-коде товара содержится адрес производственных мощностей и веб-сайт производителя, а, возможно, и телефоны представительств. В принципе, в двухмерный код можно зашифровать совершенно любую информацию. Штрих-коды также упрощают ведение складского учёта и кассового обслуживания в супермаркетах при помощи компьютеризированного торгового оборудования.
Маркировка по ГОСТу
Российская Федерация унаследовала и сохранила Государственный общесоюзный стандарт, который теперь называется государственный стандарт Российской Федерации. Ценность его в том, что для каждого привычного продукта или вещи существует единый стандарт качества, о чём свидетельствует соответствующая маркировка товара.
ГОСТ в СССР устанавливал стандарты абсолютно для всей продукции, выпускаемой в Советском Союзе. Сохранившись, маркировка товара ГОСТ позволила уберечь аутентичность продукции, выпускаемой ещё с советских времён. Например, докторская колбаса, кем бы она не выпускалась, должна состоять из одних и тех же ингредиентов, прописанных в ГОСТе, и приготовлена, придерживаясь стандартной рецептуры. Конечно, современные производители, пытаясь сэкономить, идут на хитрости, выпуская товар по специально разработанным техническим условиям, при этом немного изменив название продукта. Например, не "Вологодское масло", а "Вологодское масло экстра", и т. д. Сегодня каждый производитель может получить разрешение на выпуск продукции по собственным техническим условиям, но никто не имеет право выпускать товар с названием по маркировке ГОСТа, не соответствующий требованиям стандарта.
Маркировка продуктов питания
На всех продуктах питания, производимых в России или ввозимых на её территорию, должна производиться обязательная маркировка товара. ГОСТ требует от производителей и других лиц следовать установленным правилам. На маркировке продукта обязательно должно быть указано название продукта, согласно ГОСТу или техническим условиям, указаны его объём или вес, государство-производитель и импортёр, состав продукта, его энергетическая ценность. А также, при каких условиях необходимо хранить данный товар, его срок годности и зависимость этого срока от условий хранения. Если продукт требует дополнительной обработки, на этикетке должен быть указан рецепт приготовления, а также как данный продукт должен приниматься в пищу. Маркировка может содержать и прочую информацию по желанию производителя. Например, могут быть указаны и рекомендации по сочетанию с другими продуктами.
Конечно, правила маркировки товара относительны, и их разрешается применять со здравым смыслом. Разумеется, никто не будет привлекать к ответственности производителя картофельных чипсов, который не разместил на упаковке информацию о том, как и нужно употреблять в пищу, но в тоже время импортёр ананасов, или каких-то более экзотических фруктов просто обязан соблюсти все вышеописанные правила маркировки товара и указать на этикетке инструкцию по его приготовлению в пищу. Ведь о кожуру ананаса можно и пораниться, если попытаться ее разжевать, а тропические фрукты и вовсе могут содержать токсические несъедобные части.
Правила устанавливаются и для упаковки определённых видов товаров. Например, пластиковые контейнеры или тара должны быть выполнены только из пищевого пластика. Молочные продукты должны быть упакованы только в герметичную тару. Яйца можно реализовывать только в специальных лотках, и т. д.
Маркировка непродовольственных товаров
Всё, что не предназначено для употребления в пищу, также подлежит обязательной маркировке, требования к которой уже менее критичны.
Маркировка непродовольственных товаров должна состоять из наименования товара, юридического названия происхождения товара, правил его эксплуатации, важных свойств и прочей информации, которую производитель посчитает нужным донести до потребителя. Поскольку большинство этой информации умещается в штрих-код, очень часто им и ограничивается производитель непродовольственного товара, чем озадачивает потенциального покупателя, не желающего покупать "кота в мешке".
Маркировка Российских товаров всё ещё пребывает на стадии развития, поэтому не всегда может содержать исчерпывающую информацию о товаре. Разъяснения Правительства РФ о порядке маркировки товара, с одной стороны, гласят о необходимости строго придерживаться установленных стандартов, с другой - действовать по усмотрению, а с третьей - не помещать на товар все существующие виды маркировки товаров на всякий случай. В таких правилах несложно и запутаться, поэтому до сих пор маркировка делается в первую очередь для представителей торговли, а лишь потом - для потребителя.
Конкретных требований к упаковке непродовольственных товаров нет, за исключением товаров, относящихся к опасным, особо опасным и легковоспламеняющимся, а также к разрешённым видам оружия. Такая продукция может храниться и транспортироваться только в специальных ёмкостях, контейнерах и футлярах, а также сопровождаться соответствующей предупреждающей маркировкой, которая должна содержать манипуляционные знаки маркировки товаров.
Подакцизные товары
Самые суровые требования к маркировке товара касаются подакцизной группы. К в России относятся алкоголь, кроме пива и сидра, табачные изделия и горюче-смазочные материалы. Маркировка подакцизных товаров заключается в нанесении на товар акцизной марки - таким образом, чтобы вскрыть тару или упаковку, не повредив марку, было невозможно. Акцизная маркировка товаров включает в себя информацию о производителе, номер его лицензии, сумму акцизного сбора за конкретный товар, а также его наименование.
Является фискальным документом государственной отчётности и находится под строгим контролем.
Особняком стоит маркировка лазерных дисков с записанными на них объектами авторских прав. Такой товар маркируется специальными лицензионными марками, которые по своей структуре напоминают акцизные, но, в отличие от них, производятся вместе с лазерной продукцией специальными предприятиями под строгим государственным контролем.
Правила маркировки и упаковки товара для транспортирования воздушным транспортом
Воздушные перевозки сопряжены с повышенной опасностью, поэтому к товару, перевозимому таким транспортом, применяются более жёсткие требования, в том числе и относительно маркировки. К воздушным перевозкам допускается только товар в прямоугольных или квадратных контейнерах, цистернах, и прочих ёмкостях правильной геометрической формы. Маркировка на контейнерах и другой прямоугольной и квадратной упаковке должна находиться по бокам и сверху такого контейнера. Она должна включать в себя обязательную маркировку непродовольственных или продовольственных товаров, специальную маркировку, экологическую, транспортную маркировку с манипуляционными знаками. В маркировке должна содержаться информация о весе товара нетто и брутто, то есть как с упаковкой, так и без неё.
Размер упаковки товара должен соответствовать габаритам одного транспортного места, определяемым правилами внутренних и международных перевозок воздушным транспортом. При этом каждый товар должен занимать одно место.
Обязанность соблюдать требования маркировки
На кого по закону возлагается упаковка и маркировка товара и соблюдение установленных требований - главный вопрос, волнующий каждого субъекта хозяйствования в сфере торговли. Согласно действующему законодательству, такие обязательства возлагаются на все субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с производством транспортировкой и реализацией товара. Но эти обязанности имеют некоторые различия.
Производитель обязан произвести, или в случае с акцизными или лицензионными марками - приобрести необходимое количество маркировок для своей продукции и обеспечить правильное их нанесение на товар. Производитель отвечает за соответствия качества своего товара данным, указанным на маркировке, с момента выхода товара с конвейера до его приобретения конечным потребителем.
Перевозчик, который осуществляет транспортировку товара, отвечает за целостность маркировки на товаре с момента приёма товара у отправителя до его доставки получателю. При этом перевозчик никогда не несёт ответственности за содержание маркировки и его соответствия товару, а также за повреждения маркировки, если факт нарушения целостности был зафиксирован в момент приёма груза у отправителя.
Оптовый и розничный торговцы обязаны обеспечить целостность и читаемость маркировки товара, находящегося на его прилавках. Что характерно, продавец не несёт ответственности за несоответствие данных маркировки реальным свойствам товара, но в то же время несёт ответственность перед покупателем за несоответствие информации на магазинной этикетке, то есть устной оферты продавца, реальному качеству товара. Таким образом, если производитель сознательно или случайно нанёс на ламповый телевизор маркировку плазменного, и продавец, не изучив товар, продаёт его по заводской маркировке, то он будет отвечать перед покупателем за несоответствие качества товара заявленному в оферте, согласно законодательству «о защите прав потребителей». В таком случае продавец получит право предъявлять аналогичные претензии заводу-изготовителю.
Следует отметить, что продавец обязан известить покупателя о всех свойствах покупаемого товара, а не о данных, указанных в маркировке, которые покупатель и сам может прочесть. Также важно понимать различие между обязанностями продавца за реализацию товара без обязательной маркировки, и продажу подакцизного товара с аналогичными дефектами. Привлечь продавца первой категории товаров к ответственности можно, только установив факт продажи товара без надлежащей маркировки. В случае же с подакцизным товаром достаточно просто обнаружить такой товар на складе продавца, не сопровождённый накладными на возвращение в связи с нарушением акцизной маркировки.
Ответственность за нарушения правил маркировки
За нарушение правил маркировки товаров предусматривается административная ответственность в виде штрафа с конфискацией продукции или без таковой. Размер и вид ответственности зависит от объективной стороны правонарушения, то есть от того, какое конкретно неправомерное действие совершило лицо, ответственное за наличие маркировки.
Ненадлежащая маркировка продовольственных товаров и непродовольственных товаров сама по себе карается штрафом, но может скрывать за собой и более тяжкое правонарушение, или даже преступление - реализация и контрабанда. Напомним, что обязательная маркировка включает указание наименования производителя товара и страну происхождения. Таким образом, маркировка позволяет проверить легальность производства или ввоза определённой продукции, а её реализатору - подтвердить легальность её приобретения, в случае если по каким-то причинам на товар отсутствуют накладные. Например, если товар приобретён на оптовом рынке.
Продажа подакцизного товара без соответствующей маркировки, или если упаковка и маркировка товара повреждены, также карается штрафом. Такая продажа также является основанием для подозрения в другом более тяжёлом налоговом правонарушении, а именно - неоприходовании товара и наличных средств. А всё потому, что реализация подакцизного товара за наличные допускается только с помощью кассового аппарата, в который вводится весь оприходованный товар с указанием в том числе и данных акцизных марок. Таким образом, повреждённая или отсутствующая акцизная марка на товаре позволяет усомниться в том, что этот товар был завезен на склад магазина, и внесен в кассовый аппарат, а не продаётся на разлив или поштучно из под полы. Разумеется, доказать легальность продукции с поврежденной или отсутствующей маркировкой возможно, но на это придётся потратить драгоценные нервы, поэтому лучше такого не допускать.
Проверить субъекта хозяйствования, который изготавливает и реализует товары, подлежащие маркировке, могут несколько контролирующих и правоохранительных органов, а именно - органы федеральной налоговой службы, налоговая полиция и полиция, прокуратура, органы контроля за оборотом спиртосодержащих продуктов и табачных изделий, органы защиты прав потребителей, органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического контроля, органы пожарного надзора. В исключительных случаях в рамках уголовного расследования проверка маркировки товаров может проводиться прокуратурой и ФСБ.
Что нужно знать потребителю о маркировке
По сути, потребитель является главным лицом, в интересах которого применяется маркировка товаров, но вместе тем он же является и наиболее неосведомлённым в этом вопросе в нашей стране. С одной стороны, уже сейчас вносятся изменения в законодательство, благодаря которому маркировка российских товаров должна стать более понятной для потребителя. Также новый закон обяжет наносить специальную маркировку на более широкую группу товаров. С другой стороны, потребителю уже сейчас не помешает разобраться в том, какую пользу для себя можно извлечь из маркировки. Во-первых, маркировка является информированием потребителя о свойствах, количестве и качестве товара в понимании закона «О защите прав потребителей» и «Гражданского кодекса». То есть, если содержимое товара не соответствует маркировке, значит, продавец или производитель вас неверно проинформировали о купленном товаре, и потребитель имеет право на соответствующее возмещение ущерба. Во-вторых, маркировка гарантирует легальность товара, а в случае с алкоголем или мясомолочной продукцией это жизненно важно.
В-третьих, маркировка товара помогает узнать настоящее место производства товара, что позволит определить даже высококачественную подделку.
Таким образом, требования к маркировке товара, а также его упаковке стимулируют производителей и продавцов придерживаться определённых стандартов качества и соблюдать права потребителей.