Понятие и признаки права краткое содержание. Понятие права. Его система. Систематизация нормативных актов

Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.

Признаки права:

Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы - индивидуально-правовые и нормативные. Первые - суть конкретные указания, вторые - правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.

Субъектами, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п. Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.

Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию.

Кроме того, право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы.

Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.

Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение.

Неопубликованный закон применению не подлежит. То есть норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.

Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому.

Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конфликтам. Так, в Уголовном кодексе 1996 г. (в изначальной редакции) таких неопределённых норм было достаточно много. Как показала правоприменит6льная практика, их наличие вызывало множество коллизионных ситуаций. Например, в ст. 199 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей и обязательных сборов во внебюджетные фонды "иным способом". Данная формулировка давала неограниченные возможности для злоупотреблений, что приводило к отмене больших количеств приговоров судами кассационной и надзорной инстанций. Данная формулировка была исключена в редакции УК РФ от 8 декабря 2003 г., но этот пример хорош для иллюстрации тезиса о том, что норма права должна быть конкретной и определенной.

Определенность права обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.

Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрированная воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство - не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.

Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношении, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту ею нарушенных прав и свобод.

Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.

Понятие права в обществознании, возможно, не самый увлекательный предмет, но, однозначно, один из самых главных продуктов общественного развития .

Право - это система регулирования общественных отношений. Без этой системы государство было бы невозможно как таковое. Это совокупность общеобязательных правил поведения в обществе . Система права состоит из источников права и норм права.

Наиболее распространенные современные признаки права :

  • нормативность (создание правил и законов);
  • общеобязательность (распространяется на всех без исключения);
  • гарантированность (государство является гарантом исполнения права);
  • интеллектуально-волевой характер (выражает осознанную волю людей);
  • формальность (выражено в определенной официальной форме);
  • системность (упорядоченность и внутренняя согласованность).

Норма права.

Норма права , или правовая норма , - это общеобязательное правило поведения, которое отражает уровень прав и свобод человека. Норма права - это один из элементов системы права. Самый простой пример правовой нормы - это любой закон.

Структура нормы права :

  1. Гипотеза . Отражает условие и адресата нормы.
  2. Диспозиция . Элемент, отражающий правило поведения.
  3. Санкция . Меры юридической ответственности при правонарушении.

Если гражданин (гипотеза) ограбит банк (диспозиция), то сядет в тюрьму (санкция).

Норма права не имеет личностный характер, она направлена на всех людей либо на какую-то конкретную группу людей (пенсионеры, студенты), также она рассчитана на неоднократное применение.

Источники права.

Источник права - также элемент системы права. Он представляет из себя то, в каком виде выражается норма права, ее внешняя форма:

  • нормативно-правовой акт (законы, указы, подзаконные акты и т.д.);
  • нормативный договор (соглашение - международное или в рамках одного государства);
  • правовая доктрина (научные работы по исследованию и трактовые права);
  • правовой обычай (традиционные, исторически сложившиеся правовые нормы; в наше время встречаются, как правило, в гражданском праве);
  • судебный прецедент (имеет силу источника права в некоторых странах, например, США и Великобритания; основан на решениях, вынесенных по аналогичному делу ранее, таким образом это решение имеет правовую силу).

Правовые нормы имеют исторически сложившиеся связи с

В современном российском правоведении сложилось несколько концепций (школ) правопонимания. Каждая из них определенное рациональное зерно и связана с определенным уровнем познания права с позиций философии права, социологии права либо практической (аналитической) юриспруденции.

На философском уровне познания сложилась естественно-правовая (нравственная) концепция права. Право - это система естественных, неотчуждаемых прав, социальных притязаний, осознанных обществом, воспринятых общественным сознанием от воли государства. Основа права - естественные, неотчуждаемые права человека. Естественно-правовая концепция исходит из строгого различения права и закона как акта государственной власти. Право есть форма общественного сознания и коренится не в законах, а в естественных правах человека. Правом являются не всякие законы, а только так называемые правовые законы, которые соответствуют естественным правам человека, началам справедливости, равенства, гуманизма.

Социологическая концепция права понимает под правом нормы и реальные общественные отношения (правоотношения), которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает» и закрепляет в законе. При этом право «живет» не столько в законах, сколько в действиях и поведении людей. Социологическая концепция права исходит из единства объективного права (норм, выраженных в законе и иных юридических источниках) и субъективного права (наличных прав субъектов, обеспеченных механизмами их реализации) (Л.С. Явич).

С точки зрения нормативного правопонимания право является институционным образованием. Право с необходимостью требует внешних форм выражения и закрепления в виде законов и иных юридических форм (источников). Отсюда право и закон рассматриваются в единстве и составляют действующее (позитивное) право. Вне официальных юридических источников право существовать не может. Таким образом, право с точки зрения нормативной концепции - это система общеобязательных, формально-определенных, исходящих от государства и охраняемых им норм, регулирующих общественные отношения.

Общая теория права охватывает все уровни познания права и призвана выработать интегративный подход к правопониманию. Право современной цивилизации складывается из единства трех элементов и вне их существовать не может, ибо теряет свой регулятивный потенциал.

Первый элемент - это социальные притязания, права человека, гуманистические правовые идеалы, выраженные в общественном правосознании как мера свободы и ответственности в обществе. Этот глубинный элемент права принято называть естественным правом.

С необходимостью социальные притязания, права человека должны найти выражение в юридических нормах, закрепленных в законах и иных юридических источниках. Это второй элемент, составляющий действующее позитивное право.

И, наконец, нормы права должны реально действовать, воплощаться в системе общественных отношений в виде субъективных прав, обеспеченных специальным юридическим механизмом их реализации.

Таким образом, право в современном обществе может быть представлено как единство следующих элементов:

Интегративный подход позволяет определить право в виде следующей дефиниции. Право - это нормативно установленная и возведенная в закон мера свободы и ответственности в обществе, обеспечивающая формальное юридическое равенство и выступающая регулятором общественных отношений.

Право как особое общественное явление отличается определенными специфическими признаками.

Признаки права подразделяются на две группы

1) Общие признаки характеризуют право как понятие

§ выражает начала справедливости и свободы;

§ отражает власть, государство и ответственность;

§ имеет общеобязательный характер;

§ состоит из норм и принципов;

§ выражено в законе и иных юридических источниках;

§ выступает как единство социальных притязаний, объективного и субъективного права;

§ является регулятором общественных отношений.

2) Специальные признаки (свойства) права как реального явления, обладающего регулятивным потенциалом:

§ Нормативность права. Право состоит из норм - правил поведения общего характера, которые являются общеобязательной мерой, масштабом поведения людей в обществе. При этом право обладает высшей степенью нормативности. С его помощью можно охватить единым регулированием максимально широкий круг общественных отношений, которые входят в сферу правового регулирования, требуют такого правового опосредования. Кроме того, юридические нормы могут действовать как угодно долго во времени и потому способны создать стабильную, устойчивую систему нормативно-правового регулирования.

§ Системность. Право представляет собой систему норм, т. е. отличается системностью. Действующие в стране правовые нормы настолько тесно взаимодействуют между собой, что их действие друг без друга вообще невозможно. Реальным выражением системности права является его строение, подразделение норм права на отрасли, правовые институты, взаимосвязанные и разграниченные между собой.

§ Формальная определенность. Как институционное образование право имеет строго определенные формы выражения юридических норм: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, решения и др.), судебные или административные прецеденты, правовые обычаи. В содержании правовых норм точно, конкретно, детализированно определяются правовые запреты и дозволения, позитивные обязывания, правовые последствия несоблюдения правовых норм (санкций), фиксируются некоторые юридические понятия.

§ Государственное правовое принуждение. В случае нарушения правовых предписаний право обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. При этом принуждение носит правовой характер, осуществляется в особых, установленных в праве процессуально-процедурных формах.

§ Динамизм права. Право характеризуется динамизмом, то есть способно изменяться в связи с развитием общественной жизни, быстро реагировать на появление новых или отпадения отживших общественных отношений. При этом изменчивость права сочетается с его стабильностью, устойчивостью нормативно-правового регулирования наиболее важных, определяющих сторон общественной жизнедеятельности.

§ Реальная применимость . Право снабжено специальным юридическим механизмом, применение которого приводит с необходимостью к реализации права, претворению его в жизнь, воплощению в фактическое поведение субъектов и достижению конкретных социально значимых результатов.

§ Право отличается правообязывающим характером. Это проявляется в органическом сочетании предоставляемых субъективных прав и возложенных на лиц юридических обязанностей.

Принципы права

Принципы права - это закрепленные в законодательстве в качестве универсальных, общезначимых предписаний его основополагающие идеи, руководящие начала, которые обладают регулятивным потенциалом и характеризуют право в целом, его отрасли и институты.

Принципы права - это такие его начала, основополагающие идеи, которые выражены в системе действующего законодательства, этим они отличаются от идей, начал правосознания. Принципы права, отраженные в общественном сознании, предшествуют позитивному праву, являются элементами естественного права, выражены в нем в виде социальных притязаний. Регулятивными возможностями обладают принципы права, закрепленные в действующем, позитивном праве. При этом принципы права либо непосредственно закрепляются в отдельных нормах права (нормы-принципы, нормы-задачи), либо “растворены” в праве, могут быть выведены из содержания ряда правовых норм.

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. По этому основанию принципы права делятся на следующие группы:

§ общие принципы - руководящие начала, характеризующие главные особенности права в Конституции РФ;

§ межотраслевые - руководящие начала, выражающие содержание определенных групп отраслей права (например, принципы правосудия);

§ отраслевые - руководящие начала, характеризующие содержание отдельных отраслей права (гражданского, трудового, административного, уголовного и др.);

§ принципы правовых институтов - руководящие начала, выражающие содержание того или иного правового института или группы институтов (например, принципы института права собственности, института обязательств, возникающих из причинения вреда).

Предметом теории государства и права является изучение общих принципов права, которые, во-первых, характеризуют социальные начала права (общесоциальные принципы), во-вторых, выявляют его юридическую специфику (специально-юридические принципы).

Общесоциальные принципы права характеризуют общие политические, экономические, нравственные начала и направленность правового регулирования. К ним относятся:

Социально-политические принципы:

o принцип демократизма и народовластия (ст. 3 Конституции РФ);

o принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ);

o принцип гласности (ст. 15 ч. 3 Конституции РФ);

o сочетание индивидуальных и общественных интересов (ст. 55 Конституции).

o Социально-экономические принципы:

o равенство и защита всех форм собственности (ст. 8 ч. 2 Конституции);

o признание свободы договора (ст. 1 ч. 1 ГК РФ);

o свобода предпринимательства и иной экономической деятельности (ст. 34 ч. 1 Конституции).

Нравственные начала права:

o признание прав и свобод человека как высшей ценности (ст. 2 Конституции);

o принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ);

o принцип справедливости (ст. 6 УК РФ).

Специально-юридические принципы:

o верховенство Конституции и законов в правовой системе (ст. 15 ч. 1 Конституции);

o приоритет норм и принципов международного права (ст. 15 ч. 4 Конституции);

o прямое действие законов (ст. 15 ч. 1 Конституции);

o равенство субъектов перед законом (ст. 19 Конституции);

o ответственность за вину и презумпция невиновности (ст. 49 Конституции, ст. 5 УК РФ);

o судебная защита прав и свобод граждан (ст. 46 Конституции).

Перечисленные принципы права не являются исчерпывающими. В действующем российском законодательстве могут быть выявлены и иные общие принципы права.

Функции права

По своему назначению и основной функции право выступает регулятором общественных отношений. В этом качестве право, во-первых, закрепляет общественные отношения, обеспечивает их неприкосновенность, во-вторых, способствует их развитию, в-третьих, вытесняет чуждые, вредные данному обществу отношения.

Функции права конкретизируют служебную роль права как регулятора общественных отношений. При этом функции права могут рассматриваться в двух плоскостях. Во-первых, направления правового воздействия на волю и сознание людей вне непосредственно правового регулирования (общесоциальные функции). Во-вторых, основные направления правового регулирования общественных отношений при помощи специальных правовых средств, использование которых в практической деятельности приводит к достижению определенных социальных результатов (специально-юридические функции).

К общесоциальным функциям права относятся следующие:

Информационная функция . Правовые нормы выступают как средства информации о возможном (дозволенном), обязательном (должном) запрещенном. Информационная функция права способствует формированию рациональных (познавательных) элементов правосознания.

Ценностно-ориентационная функция . Право здесь формирует мотивы поведения в сфере правового регулирования, правовые установки и убеждения в необходимости и целесообразности активно-правомерного поведения, стимулирует правовую активность личности.

Превентивная (воспитательная) функция . Направлена на предупреждение совершения противоправных поступков лицами, склонными к совершению правонарушений.

К специально-юридическим функциям относятся регулятивные (статическая и динамическая) и охранительная функции права.

Регулятивные функции направлены на закрепление и развитие общественных отношений путем установления различных вариантов правомерного поведения, предоставления лицам субъективных прав, возложения юридических обязанностей при помощи управомочивающих, запрещающих и обязывающих юридических норм.

В зависимости от характера и содержания взаимных прав и обязанностей субъектов, юридических механизмов их реализации различаются:

Регулятивная статическая функция . Направлена на закрепление общественных отношений, возведение их в ранг неприкосновенных с помощью управомочивающих и запрещающих норм (например, закрепление института права собственности). Обеспечивается статическая функция путем возложения на лиц обязанностей воздерживаться от совершения определенных действий. Активный элемент в рамках статической функции - носитель субъективного права, которому принадлежат правомочия на активные положительные действия, а также право требовать воздерживаться от определенных действий со стороны обязанных лиц.

Регулятивная динамическая функция . Способствует развитию общественных отношений, стимулирует возникновение новых отношений с помощью обязывающих норм права. Главное юридическое средство, обеспечивающее динамическую функцию, - возложение на лиц юридических обязанностей к активным положительным действиям. Правомочия в рамках данной функции заключаются в праве требования совершения определенных действий обязанными лицами (институты трудового права).

Охранительная функция . Направлена на вытеснение из жизни общества вредных, чуждых общественных отношений при помощи охранительных норм, предусматривающих неблагоприятные последствия, наступающие за совершение правонарушений (санкции). Таким образом, реальное проявление охранительная функция права находит при совершении правонарушений, добровольном неисполнении юридических обязанностей. Главное средство проведения в жизнь охранительной функции - применение мер правового государственного принуждения, прежде всего юридической ответственности. Обязанные лица (правонарушители) при осуществлении охранительной функции права претерпевают определенные меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение, выполняют некоторые положительные действия, предписанные им нормами права.

Изложенное понимание функций права имеет методологическое значение в общей теории права при изучении ряда других правовых явлений: норм права, правоотношений, юридической ответственности.

Источники права

Право является институционным образованием и находит обязательное внешнее выражение в определенных официальных источниках, признаваемых государством. Источники права (в юридическом смысле) - это формы (способы) внешнего закрепления, изменения или отмены правовых норм.

Основными источниками права являются:

1) санкционированные обычаи - правила поведения, сложившиеся исторически, в силу многократного повторения фактических отношений, которым придается, общеобязательное значение, которые обеспечиваются (санкционируются) государством;

2) судебные или административные прецеденты - решения судебных или административных органов по конкретным делам, которым впоследствии в установленном порядке придается общеобязательное значение при решении других аналогичных дел;

3) нормативные правовые акты - наиболее распространенные источники права в современных правовых системах, которые формируются в процессе специальной деятельности правотворческих органов и направлены на установление, изменение или отмену правовых норм.

Помимо перечисленных основных источников права, известны и другие: нормативные договоры, общепризнанные нормы и принципы международного права, религиозные тексты (Коран, сунна в мусульманском праве).

Право - это система общеобязательных формально определенных установленных и обеспеченных государством норм, правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения и выражающих масштаб свободы личности в данном обществе.

С точки зрения классовой теории право - выражение и закрепление воли экономически господствующего класса.

Признаки права.

1. Нормативность. Право представляет собой нормы - правила поведения общего характера, закрепляющие типичные образцы поведения (действий, бездействий) участников общественных отношений в типичных жизненных ситуациях. Правило действует Непрерывно во времени, в отношении Неопределенного круга лиц, Неограниченное количество случаев.

2. Системность. Право представляет собой систему, т.е. упорядоченную организованную совокупность норм, которые внутренне непротиворечивы, согласованы по своему содержанию и обеспечивают на основе единых принципов детальную регламентацию всех общественных отношений. Для права характерна микро и макросистемность. Микросистемность характеризует первичный элемент права - правовую норму, которая сама состоит из взаимосвязанных и внутренне согласованных элементов. Макросистемность характерезует право вцелом, т.к. первичные элементы интегрированы в правовые общности, институты и отрасли и обеспечивают регламентацию каждого общественного отношения в совокупности, во взаимосвязи друг с другом.

3. Регулятивность. Право являеться регулятором общественных отношений, т.к. представляет субъектам образцы их собственного поведения, требований, которые они могут предъявлять к иным лицам, образцы возможных вариантов организации отношений.

4. Интеллектуально-волевое содержание. Само содержание правил и норм - это результат деятельности сознания и воли и с другой стороны они обращены к сознанию и воле участников общ. отношений.

5. Общеобязательность для исполнения и соблюдения всеми участниками общ. отношений. Юр. Ответственность за нарушение права.

6. Госуд. Обеспеченность. Государство обеспечивает само существование права, создает условия для его реализации и принудительного исполнения его требований.

7. Формальная определенность. Все правовые нормы имеют жесткую форму внешнего выражения и фиксации. Любое изменение формы выражения нормы изменяет её смысл и содержание требований.

8. Право не тождественно закону. Они соотносятся как содержание и форма. Форма м.б. устарелой, противоречивой…Право д.б. выражением справедливости (в идеале).

5, 6, 7 обладает только право.

Право в объективном смысле - воплощение права в определенных юридических источниках, критерий юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения. Объективное право еще называют позитивным .


Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие, обеспечивая стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная. В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства, которые не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Виды социальных норм:

1) по сфере действия: экономические, политические (регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между полит партиями, соц группами по поводу гос власти), экологические

2) по механизму действия: обычаи, религиозные, корпоративные, мораль, право.

Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются гос-вом.

Нормы морали - правила поведения которые устанавливаются в общ-ве в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общ-го мнения или внутренним убеждением.

Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Обычаи - это правила поведения, сложившиеся в определенной общ-ной среде и в рез-те их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Их особенность в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей жизненной потребностью человека.

Традиции - наиболее обобщенные и стабильные правила поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев, определенной сферы жизнедеятельности чел-ка (напр. Семейные, нац-ные, военные и т.д.)

Ритуалы - разновидность соц-ных норм, которая определяет правили поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия

Технические нормы - это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Технические нормы не имеют социального содержания, но при этом не отвергается их социальная значимость, важность их соблюдения. К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигеенические, технологические, экологические и др. Наиболее важные щакрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу (технико-юридические). За их нарушение - юр ответственность (Правила противопожарной безопасности, ПДД, ГОСТы, стандарты и т..)

Место права в системе социальной регуляции

Право относится к нормативным социальным регуляторам. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Праву присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. (Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации).

Но право отличается своей спецификой:

1) имеет особую нормативность (право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности);

2) Нормы права имеют дифференцированное внутреннее строение (гипотеза, диспозиция, санкция);

3) Иерархичность (каждая норма занимает свое положение в системе права);

4) Качество системности (сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права);

5) Право в целом выражает идеи справедливости (справедливо то, что служит благу человечества, не ущемляет интересов других, не наносит вред обществу), свободы (где нет внешней свободы нет права), равноправия (равная для всех мера свободы, равные субъекты права);

6) Предмет регулирования - наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества;

7) Специфическая форма выражения и закрепления - в законодательстве в широком смысле (законы, указы, другие НПА) - формальная определенность;

8) Характеризуется связью с государством , что делает его общеобязательным. Есть возможность применить гос принуждение или иные меры гос воздействия для обеспечения действия права;

9) Процедурность реализации права.

Право и мораль . Эти социальные регуляторы различаются способом формирования (государство-общество), формами закрепления (акты государства - религиозные литературные произведения), методами обеспечения (гос принуждение - общ мнение), оценочными критериями (правомерность - хорошо, плохо), характером ответственности (юр ответственность - осуждение), уровень требований к поведению (у морали выше), простанством действия.

Единство права и морали в том, что они являются универсальными регуляторами и распространяются на все общество.

Взаимодействие права и морали в сфере правотворчества (норма права должна учитывать устои) и реализации права (при определении личных качеств правонарушителя, юрид квалификации действий, толкования норм права «недобросовестность», «Особая жестокость»)

Противоречие между нормами морали и права возможно (отказ от детей в роддоме, свидетельство против родственников).

Понятие, структура и функции правовой системы.

Матузов. Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое. Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Мелехин. Правовая система - совокупность внутренне согласованных, логически взаимосвязанных и обладающих различной юридической силой правовых актов государства.

Алексеев. Правовая система - совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле).

Синюков. Правовая система - конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве.

Критерим объединения, классификации правовых систем различных государств:

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Построение нормативно-правового материала. На микроуровне - строение нормы права, ее элементов, на макроуровне -строение крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в-третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

Право, выраженное в законодательстве, обретает свои четкие рамки и в свою очередь вызывает к жизни новые правовые явления — элементы правовой системы : правоотношения, юридическую практику, правовые институты и учреждения.

Правовые отношения — это поведение субъектов на основе норм права. Правоотношение — динамика права, форма его жизни. Именно в рамках правоотношений может проявлять себя право, поскольку только здесь возникают и реализуются права и обязанности человека, удовлетворяются его интересы, наступает юридическая ответственность.

Юридическая практика — это всегда определенный результат или правотворческой, или правоприменительной деятельности. Наглядно показывает, что представляют юридические нормы в реальности и как они применяются.

Под "правовой идеологией" теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований определенных классов общества. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления - правовая психология. В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика и т.д.).

Основные функции правовой системы : интегративная, коммуникативная, регулятивная, охранительная.

Интегративная. Ей принадлежит ведущая роль по сравнению с другими функциями. Объясняется это, прежде всего социальным значением правовой системы, для реализации которого необходимо объединение всех компонентов системы. Воздействуя на социальные процессы, поведение членов трудовых коллективов, общественных объединений, социальных групп, слоев, правовая система способствует интегрированию, сплочению общества вокруг общегосударственных, общенациональных задач.

Регулятивная функция - регулятивное воздействие на общественные отношения, складывающееся из взаимосвязей правоотношений, правосознания и норм права.В этом смысле правовая система представляется «важнейшим инструментом управления развитием общественных отношений».

Коммуникативная функция соответствует одной из целей правовой системы - распространению знаний о праве, повышению роли юридической культуры, престижа закона, права в обществе. человек соотносит свои и чужие поступки с присутствием в его сознании эталоном - нормой права, правовым принципом, идеалом. И здесь задачей коммуникативной функции является воспитание личности, превращение мировоззренческих ценностей во внутренние убеждения и поступки человека.

Охранительная функция правовой системы . Она осуществляется при помощи особых юридических механизмов - институционно-правовых средств (нормативных и правоприменительных актов, охранительных правоотношений, ответственности и т.д.), на основе которых обеспечивается принудительное поддержание правопорядка, выполнение гражданами юридических обязанностей. Задача охранительной функции - предотвращение и пресечение правонарушений и иных социальных отношений. Для реализации этой задачи используются различные средства. Речь идет, прежде всего, об установлении системы правовых запретов.

Классификация правовых систем.

Правовая система - совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле)

Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков.

Критериями классификации правовых систем (разделение на правовые семьи) являются:

1) источники права;

2) структура права;

3) исторический путь правового развития;

4) понимание норм права.

В юрид литературе предлагаются и иные критерии: Р. Давид: идеологический (религия, философия, факторы экономической и социальной структуры), особенности юридической техники. Исходя из данных критериев выделяет три семьи: романно-германскую, англо-саксонскую и социалистическую. Все отсальные - их модификация.

К. Цвайгер критерием выдвинул правовой стиль, который охватывает 5 факторов: происхождение и развитие правовой системы, своеобразие юридического мышления, специфику правовых институтов, природу источников права и способы их толкования, идеалогические факторы. На данной основе выделяют восемь правовых семей, «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право.

Наибольшее распространение получила классификация на основе трех критериев (1, 2, 3). Выделяют 10 правовых семей: романно-германская, семья общего права (англосаксонская), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индусское право, семья обычного права, дальневосточная, социалистическая.

Краткая характеристика правовых семей:

Романо-германская сложилась на основе рецепции римского права в 12-16 вв. и получила распространение в континентальной Европе. Особенности: источник права - нормативный правовой акт, единая иерархическая система источников права, признается деление на частное и публичное право, на отрасли, кодифицированное законодательство, сходство основных понятий и категорий (норма права - правило поведение, исходящее от государства), единая система правовых принципов, ведущая роль конституции. Подзаконные акты, обычаи и судебная практика служат вспомогательными источниками. Правовая доктрина используется лишь при толковании норм права, судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юрисстов. Признается приоритет международного права. Р-Г ПС получила распространение в Латинской Америке, части Африки, на Ближнем Востоке, Японии.

Семья общего (прецендентного) права (англосаксонская). Особенности: главный источник права - судебный прецендент, который вправе создавать вышестоящие судебные инстанции (Апелляционный суд, Высокий суд, Палата Лордов), казуистический характер норм права, специфика структуры права (в ней выделяют прецендентное, право справедливости (из решений лорда-канцлера от имени короля), статутное право (парламентское происхождение, у суда широкое право усмотрения в отношении статутного)), важное значение процессуальным нормам, источникам доказательств, некодифицированное законодательство.

Группу английского права составляют Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия. США имеет источником английское право, но обладает особенностями: имеет Конституцию, наряду с прецендентной системой действует система законодательства (Но законод нормы входят в правовую систему после неоднократного применения и истолкования судами), самостоятельность судов штатов, судебный контроль за законностью федеральных законов и законов штатов.

Славянская правовая семья определяется самобытностью государственности, особыми условиями экономической жизни (крестьянская община), тесная связь государства и православия, рецепция римского и германского права. По технико-юридическим приемам примыкает к романо-германской прав семье.

Латино-амереканская ПС восприняла романно-ге5рмансую правовую модель и ПС США. Значительная роль делегированного законодательства (правительственные акты в форме законов). Бразилия, Аргентина, Мексика.

Скандинавская ПС охватывает пять государств - Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Дания. Особенности: тесное правовое сотрудничество данных государств, большое число унифицированных актов, действующих во всех странах Скандинавии, некодифицированное законодательство, большая роль судебной практики.

Мусульманское право. Относится к религиозным правовым системам. Норма права - правило, адресованное всем мусульманам Аллахом через пророка Мухаммеда, не подлежит изменению, нуждается в толковании. Источники права: Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Закон - второстепенный источник, который не должен противорецить исламу. Нет деления на частное и публичное. Выделяютя отрасли: уголовное, семейное, судебное. Простота судоустройства. Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия…

Индусская правовая семья. Связь с кастовой системой, источник права - веды, семейное, наследственное право регулируется обычаями.

Семья обычного права . Страны Центральной и Южной Африки, Мадагаскар. Характерно регулирование обычаями, право групп, сообществ

Дальневосточная ПС . Китай (до 1949), Япония (до 1947), Гонконг, Индонезия, Корея). Характерно отрицательное отношение к праву, отождествление права с уголовным законодательством, идея примирения, внесудебного решения конфликтов, идеология конфуцианства.

Семья социалистического права. Основана на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа, ярко выраженный классовый характер, узконормативное понимание права, основной источник - нпа (в основном ведомственные акты), императивный характер нпа, использование главным образом запретов и обязанностей, отсутствует конституционный контроль, судебный прецендент - не источник права, провозглашается приоритет государственных интересов над личными, нет деления на частное и публичное, есть только публичное, централизует управление хозяйственной жизнью, детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность, распределение материальных благ. Провозглашает свою исключительность.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения (Корельский, Перевалов).

В понимании права отображаются изменения в представлении людей об обществе, его критериях, культурных, духовных ценностях, представлениях об обществе. Так как общество изменяется, то соответственно изменяется и представления людей о праве. Многочисленные по форме и существу представления о праве опираются на общественную основу: право всегда определяет порядок в обществе.

Правовые школы:

1. Нормативная. Право – это нормативные акты, закрепляющие поведение людей;

2. Социологическая. Право – это сложившиеся в обществе отношения;

3. Идеологическая. Право – это определенные гуманные идеи, принципы.

Правовая материя состоит из правосознания, норм права, правоотношения.

Все школы отдают приоритет одной из категорий.

Особую точку зрения представляют классики марксизма: право – это явление вторичное, обусловленное материальной жизнью общества. Право - возведенная в закон воля господствующего класса. Это позволяло тесно связать государство и право на их классовой основе и превратить в инструмент классовой борьбы. Классовое определение права хорошо соответствовало идеям классов.

После победы коммунизма право – это типичный элемент буржуазной жизни и будет отмирать. В нашей стране право использовалось для подавления собственного народа.

«Право – это система норм, подкрепленная силой государства» - закреплено на первом советском совещании юристов, под председательством большевиков. Оно было принято голосованием. Против проголосовал ректор Свердловского университета, которого после этого сняли с этой должности.

В современных условиях в праве нужно видеть инструмент социального компромисса. Отход от понимания права как классового достояния.

Право на выходе или правовая материя состоит из 3-х элементов:

2. правоотношения;

Нормативная школа.

Исходит из совпадения права и закона, опирается на приоритет государственной власти в обществе: все что создает государство – это правильно, верно. Эта теория является основой сильного государства, жесткой власти и в периоды преодоления раздробленности может сыграть свою позитивную роль. Эта теория не учитывает содержание деятельности и направленности сильной власти. Эта теория исключает плюрализм в обществе, сводит на нет разделение властей, что может привести к тоталитаризму.

Социальная школа.

Отдает приоритет общественным отношениям. Считается что правоотношения предшествуют нормам. Право – это, что делает судья. Эта теория хорошо согласуется с ослабленной ролью директивы государства, со слабым вмешательством в экономику, децентрализацией управления.

Если не поставить пределы децентрализации, то общество может быть поражено развитием разнонаправленных тенденций. Хорошо проглядывается антитоталитарный импульс.

Идеологическая школа.

Исходит из различия права и закона. Право концентрирует прогрессивные демократические идеи: справедливость, равенство, свобода. Правовое начало является началом для законодателя, для функционирования публичной власти.

Претворение в жизнь этой концепции означает достижение демократии во всех сферах общественной жизни, но грозит нестабильностью изменчивостью социальных институтов. Эта теория свойственна идеологически здоровому государству, с высокой правовой культурой.

Другие точки зрения:

1. Право составляет те гуманные идеи равенства и справедливости, которые получили нормативное закрепление, в результате которого получается правовой закон.

2. Нормативность права не требует непременного законодательного закрепления, возможно и дозаконное право.

Главное на современном этапе видеть в праве не только институт подавления, но и институт достижения компромисса.

Долгое время господствовала нормативная школа, так как она соответствовала требованиям административно-командной системы. В настоящее время - идеи нравственного обоснования права, различие права и закона. Возникает вопрос - одни считают, что право составляют те гуманные идеи равенства и справедливости, которое получили нормативное, законодательное закрепление. Это правовой закон. Другие авторы говорят о том, что нормативность права не требует обязательного законодательного закрепления, возможно и дозаконодательное право. Учитывая эти взгляды и школы, в поисках истины нужно исходить из того, что в праве искать средства координации различных общественных институтов, нахождения социальных компромиссов. Формулировку правопонимания необходимо искать в обобщении поиска различных школ, синтезированном решении.

Форма правопонимания

Нужно искать обобщающее решение. По своей сущность право призвано отражать идеал справедливости. Этот тезис не может быть доказан только логическими положениями.

Право призвано отражать идеал справедливости. Справедливость – это одна из гуманнейших идей человечества. Идеалы справедливости связанны со свободой, равенством, поэтому справедливость полностью отражает и реализует общечеловеческие идеалы. Но справедливость шире права. Специфика права, как социального явления, заключается в том, что она призвана привнести порядок в общественные отношения. Те идеи, которые должны быть нормативно закреплены стали правом. Остальные – за его пределом.

Право – нормативно закрепленная справедливость. Такой подход позволяет использовать достигнутые научные результаты, а также сделать шаг вперед. Право, как система норм, сохраняется. Преодолевается отказ от нормативности и дозаконного права. Нормативно закрепленной справедливостью являются не только нормы права, но урегулированные общественные отношения.

От концепции различий права и закона берется её наиболее ценная идея. Понимание права как нормативно закрепленной справедливости, справедливость определяет содержание права.

Понимание права как нормативно закрепленной справедливости, справедливость определяет содержание права, а её нормативное закрепление необходимую форму права.

Соотношение права и закона должно трактоваться следующим образом: если та или иная справедливая идея не получила закрепления, то она остается в сфере морали, нравственности. Следовательно, если эта идея это еще не право, она не обязательна, а та, которая получила закрепление – это право.

Проблема соотношения права и закона приводит к другой проблеме – соотношения государства и права, которое не может быть охарактеризовано с помощью приоритета государства и права. Это соотношение не однозначно.

Если понимать право как нормативно закрепленную справедливость то государство первично, т.к. закрепление исходит от государства. Не все нормы исходящие от государства есть право, т.к. право – это справедливые нормы. Поэтому с точки зрения государства право первично по отношению к государству. Государство не придумывает право. Государство призвано закрепить сложившиеся в обществе представления о справедливости. Государство и право вместе, хотя и по-разному обслуживает общество. Общество через государство и с его помощью формирует право.

Необходимо определить справедливость, которая должна характеризуется простотой и доступностью, чтобы этим понятием можно было оперировать как показателем подлинного, справедливого закона.

Справедливость – это обеспечение интересов и прав человека. Такое понимание хорошо соотносится с правовым регулированием установлением прав и обязанностей участников отношений.

В распределительных отношениях справедливость есть соответствие между действиями гражданина, его трудовым вкладом и ответной реакцией общества.

В отношениях принуждения – соответствие между мерой нарушения и мерой наказания.

В отношениях управления – установление минимальных пределов власти и гарантии от злоупотребления власти для управляемых.

Эти идеи справедливости учитываются при разработке законов и закрепляются в подлинно правовых нормах. Справедливость, будучи нормативно закрепленной, внедряется во все области общественных отношений.

Таким образом, справедливость будучи нормативно закрепленной, внедряется во все области общественных отношений. Это центральная идея, которая обсуждается во всех случаях, когда речь идет о праве и правопонимании.

Свойства явления:

· определить;

· принудить;

· формализм;

· социальное назначение;

Право выступает регулятором общественных отношений.

Право – система общеобязательных, формально определенных установленных государством норм, возведенных в закон государственной волей и выступающих в качестве регулятора общественных отношений.

Это определение вытекает из нормативной школы права, где право рассматривается как нормативный регулятор. Индивидуальный уровень регулирования в актах регулирования конкретных отношений.

В качестве регулятора выступает не только норма, но и создание право. Например: ломается одна система и создается другая.

Когда мы даем определение права, то дается не только определение права конкретного государства. Это должно быть универсальное определение. Должны быть учтены не только нормы, но и иные источники: судебный прецедент в ВБ.

Поэтому общее понятие права должно содержать позиции, основанные не только на нормативной, но и на социологической, идеологической школы. Это будет соответствовать общетеоретическому подходу к пониманию права.

Признаки права: (совокупность основных черт права, придающих ему характер специфической системы нормативного регулирования):

1. Системность – означает, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Право представляет собой целостные образования, дифференцированные на специфические группы норм. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает его деление на 3 элемента:

Естественное право(состоит из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – права человека или возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину).

Позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание притязания граждан,организаций, социальных групп).

Субъективное право (индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности их обладателя).

2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В данном аспекте право отражает:

Меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения;

Меру допустимых ограничений свобод человека

3. Нормативность права.

Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании. Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Одни авторы смешивают содержание права с его сущностью, другие – с его формой. Если сущность права в том, что оно выражает государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Содержание права конкретизирует сущность права данного общества.

4. Связь права с государством – составляющие право нормы в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством.

Государственная обеспеченность права. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к нормам, издаваемым или санкционируемым им. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, в соответствии с предусмотренными процессуальными правилами.

Общеобязательность права. Все иные разновидности социальных норм обязательны лишь для той или иной части населения. И только право – система норм, обязательных для всех.

Формальная определенность – принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в источниках права.

Институционность права – заключается в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, каковыми служат различные юридические источники. Форма права – определенные способы выражения государственной воли общества.

5. Право имеет государственно-волевой характер – право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, национальными, религиозными и другими условиями его жизни. Через государство возводится в закон, становится обязательной для всех не только воля господствующего класса, но также воля других классов. Право – всегда есть воля, но не всякая воля – право. От других разновидностей воли государственная воля отличается:

Она аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев, групп населения

Является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества