Понятие и принципы национально-государственного устройства российской федерации. Национально-государственное устройство российской федерации и его принципы

В наши дни представляет собой многогранную структуру, которая неразрывно связана с органами центральной власти и внутренними административно-территориальными субъектами. Собственно, принципы взаимодействия между составными единицами государства и центром являются тем фактором, который и определяет организационную форму. Сложность этих отношений, степень полномочий и суверенитетов обуславливает и характер управления страной. В современном мире организация государственного устройства все чаще ориентируется на демократические ценности. Особенно это проявляется на примере федеративных и национальных государств, где учитываются интересы разных групп населения.

Общее понятие государственного устройства

В теории государства и права существует несколько подходов к рассмотрению вопросов об устройстве государства. Как правило, большинство противоречий у специалистов вызывает определение данного института с точки зрения конкретных форм - например, федеративной или унитарной. Тем не менее считается общепринятым, что государственное устройство - это территориальная структура внутри страны, которая обуславливает ее разделение на составные части, а также раскрывает взаимоотношения между органами власти. Классификация форм устройства во многом определяется степенью суверенитета у отдельных образований внутри государства. Выделяют несколько разновидностей таких форм, но принципиальное разделение прослеживается между унитарными и Также стоит отметить формы, которые не относятся к государственному устройству. Например, в этом плане стоит выделить межгосударственные содружества, союзы и сообщества отдельных государств.

Унитарное государство

Данная форма устройства характеризуется тем, что ее составные формирования, то есть административные единицы не имеют признаков широкой автономии. Тем не менее сложная форма все-таки предусматривает возможность наделения образований собственным набором правам. Можно сказать, что унитарное государственное устройство - это организация структуры страны, при которой все составные части входят в одну иерархическую систему, подчиненную власти, но при этом не имеют собственного суверенитета. Наиболее простые примеры такого рода не предусматривают и административно-территориального деления как такового. Но это встречается нечасто - например, в таких небольших странах, как Сингапур и Мальта. И напротив, примеры стран со сложной унитарной формой могут предусматривать наделение составных единиц определенной автономией, которая может быть территориальной или экстерриториальной. В первом случае, к примеру, автономия может распространяться на отдельный регион или населенный пункт, а во втором - охватывать исключительно людей определенной национальности.

Признаки унитарного устройства

Как видно, унитарные формы могут иметь некоторые различия, но для более четкого понимания этого способа организации государства следует определиться с его признаками. Итак, унитарная форма государственного устройства стран характеризуется следующими чертами:

  • Органы власти формируются в виде единой системы, ориентированной на подчинение одному центру. При этом орган законотворчества может иметь только однопалатное устройство.
  • Государственная власть сконцентрирована в целом на уровне государства, а составные образования страны не имеют суверенитета, то есть они не самостоятельны и подчинены центру.
  • Единое гражданство.
  • Система законотворчества представлена одним уровнем. При этом единая конституция действует по всей стране.

Региональная форма

Перед тем как перейти к рассмотрению стоит выделить и переходную форму - региональную. В данном случае предполагается, что отдельные образования внутри государства могут иметь автономию, причем с широкими полномочиями. Это во многом роднит данную систему с федеративным устройством, но есть некоторые отличия. К примеру, региональное государственное устройство - это форма организации страны, при которой ее субъекты наделяются широкими правами, но все же зависят от центральной власти. Последний аспект может выражаться по-разному. Так, в некоторых странах значимые решения в административно-территориальных образованиях могут приниматься только Конституционный суд. Таким же образом осуществляется и контроль над составными частями государства. Во многих случаях сама автономия носит лишь номинальный характер. Но, есть и обратные примеры, где регионы в полной мере наделены возможностями формировать местные органы власти, администрации, издавать законодательные акты и т. д.

Федеративное государство

В отличие от унитарной формы, федерация предполагает наделение субъектов государства определенным суверенитетом, но в ограниченном виде. Такой способ организации также строится на распределении полномочий по управлению между региональными образованиями и центром. По характеру образования составных частей федеративное государство делится на три категории:

  • Административная федерация. В данном случае предполагается административно-государственное устройство, в котором все его внутренние образования формировались исходя из экономических, исторических, географических и других особенностей.
  • Национальная форма образования. В такой федерации субъекты разделяются по национально-лингвистическим признакам, которые обуславливают проживающие на территории страны народы.
  • Смешанная федерация. Также ее называют национально-территориальной формой, при которой формирование составных частей происходит с ориентацией на территориальный и национальный принципы разделения.

Признаки федеративного государства

Одним из главных признаков такой формы устройства является разделение объектов ведения и полномочий между основным и субъектами федерации. Следующий признак в некоторой степени вытекает из предыдущего - это двухуровневая структура органов власти. То есть устройство государственных органов власти в данном случае предусматривает федеральную ветвь и парламент субъектов, который имеет право на формирование местной администрации. Также отличить можно по двухуровневой системе законодательства. Это означает, что конституция и законодательная база находятся как на уровне центра, так и на уровне субъектов. В некоторых случаях составные части могут устанавливать местное гражданство - наряду с общефедеральным.

Конфедерация

Как уже отмечалось, если строго подходить к институту государственного устройства, то союзы не относятся к формам его организации. Тем не менее есть исключения, в ряд которых можно включить и конфедерацию. В данном случае государственное устройство - это форма союза нескольких стран, которая реализуется для достижения экономических, политических или других целей. Собственно, основанием для рассмотрения этой формы государственного устройства является возможность перехода союза в федерацию. При этом следует учитывать и вероятность его распада на несколько унитарных государств. Формы конфедерации известны по примерам формирования государственности Швейцарии, Германии и США. В разное время эти страны представляли собой союзы, которые позднее преобразовывались в полноценное государство.

Признаки конфедерации

В современном виде конфедеративные признаки государственного устройства достаточно разноплановы и нередко входят в противоречие с реальным положением дел. Например, та же Швейцария формально продолжает оставаться конфедерацией, а фактически давно характеризуется федеративным устройством. Так или иначе, среди классических признаков конфедерации отмечаются следующие:

  • Каждое государство, которое входит в союз, может иметь собственные вооруженные силы и органы власти. При этом на уровне центра формируются лишь высшие органы для координации составных частей.
  • Внутренние образования имеют суверенитет, который выражается во всей полноте государственной власти.
  • Все входящие в союз государства имеют свою конституцию и законодательные органы, а на высшем уровне принимается общая конфедеративная конституция. Однако, единого законодательного органа на уровне союза нет.
  • Гражданство конфедерации, как правило, не предусматривается.
  • При достижении собственных целей каждое государство может по своей воле выйти из союза.

Что такое устройство?

Становление государственности редко происходит без учета особенностей национальных суверенитетов разных народностей, которые проживают на территории страны. Такой способ организации может происходить и в унитарном, и в федеративном государстве. При этом наиболее близкой к национально-государственному устройству является именно федеративная форма организации, так как она с большей вероятностью предполагает наличие множества наций в пределах одной страны. То есть для понимания, что такое национально государственное устройство, следует ориентироваться на многонациональность сообщества. Как правило, так называют систему государств, в которых проживают граждане, представляющие разные национальности.

Политический режим

Под режимом государственного устройства понимается выражаемое в совокупности методов, форм и приемов реализации отношений в обществе. Также его можно рассматривать как способ формирования и действия политической системы. На сегодняшний день актуальны такие режимы государственного устройства, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Каждый из этих режимов характеризуется своими средствами осуществления власти, степенью привлечения к управлению граждан, отношением к правовым основам и т. д. Важно учитывать, что элементы формирования политического управления в рамках конкретного режима могут опираться на разные платформы, среди которых инструменты социологического, институционального, а также идеологического порядка.

Формы правления

Еще одним немаловажным элементом формы государства является способ правления. Именно он определяет, по каким принципам будут формироваться органы власти. Например, при монархии форма правления, государственный режим, государственное устройство и в целом организация власти полностью подчинены воле одного человека. И напротив, республика предусматривает участие в формировании устройства государства и системы правления со стороны общества и, в частности, каждого гражданина. В крайнем случае таким правом наделяются представительные учреждения, которые, в свою очередь, несут ответственность перед гражданским обществом.

Заключение

Формировался многие столетия, но и сегодня нельзя сказать, что есть однозначные подходы к оптимальной организации отношений между центральной властью и региональными субъектами. На данный момент государственное устройство государства предполагает несколько моделей, основными среди которых являются унитарные и федеративные формы. Каждая из них обладает своими характерными чертами, но есть и немало схожих моментов. Например, высшим органом законодательства в обоих случаях являются органы центральной власти. В то же время нельзя отрицать, что федерация обеспечивает более широкие возможности для самостоятельной организации управления субъектам в пределах их ведения.

Понятие. Государственное устройство характеризует одну из сторон организации государства, связанных с его формой. При определении формы государства принято выделять три основных элемента: форму правления, государственный (политический) режим и форму государственного устройства. Государственное устройство - это присущая данному государству его внутренняя территориальная структура, территориальный (или национально-территориальный) состав, деление территории данного государства на территориально-государственные или (и) национально-государственные или административно-территориальные части, характер взаимоотношений их как между собой, так и с государством в целом. По форме государственного устройства государства, как известно, могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными.

В настоящее время подавляющее большинство государств являются по форме государственного устройства унитарными и около трех десятков - федеративными.

Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей: примирение единства и разнообразия; защита от тирании центральных властей; создание условий для участия населения в политическом процессе на нескольких уровнях власти; создание условий для повышения эффективности функционирования центральной власти через региональную конкуренцию и выступление в качестве формы или пути к стимулированию новаторских идей на уровне региональных и местных властей.

Государственному устройству современной РФ посвящена специальная глава (третья) Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Эта глава называется «Федеративное устройство».

Конституция РФ определяет территориальную организацию современного Российского государства. Его составными частями являются как национально-государственные, так и территориально-государственные образования, территория которых, в свою очередь, подразделяется на административно-территориальные единицы. Основой взаимоотношений национально-государственных и территориально-государственных образований как между собой, так и с Российским государством в целом является принцип федерализма. Иначе говоря, по форме государственного устройства Россия является федеративным государством, в состав которого входят субъекты РФ.

К истории вопроса (краткий экскурс). Российское государство было таковым по форме государственного устройства не всегда. До 1917 г. это было унитарное, централизованное, единое государство. После октября 1917 г. и на протяжении более чем 70 последующих лет Россия по форме государственного устройства являлась (по крайней мере, формально) федерацией, построенной на базе автономии. 31 марта 1992 г. в России завершился один из важнейших этапов ее государственно-правового реформирования - был подписан и инкорпорирован в действующую Конституцию РСФСР в качестве ее составной части Федеративный договор - договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов РФ:

  • - республик в составе РФ;
  • - краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в составе РФ;
  • - автономной области, автономных округов в составе РФ - с другой, то есть фактически были подписаны три федеративных договора и два специальных протокола к первым двум договорам.

С принятием в 1993 г. Конституции РФ федеративное устройство нашего государства получило достаточно прочную (по крайней мере, с формальной точки зрения) конституционную основу.

В Конституции нашли свое отражение следующие особенности государственного устройства современной РФ. Во-первых, Конституцией признается асимметричная федерация, хотя формально закреплено равноправие субъектов РФ. Во-вторых, фактически отношения субъектов РФ и федерального центра поставлены на строго правовую основу. В-третьих, в Конституции заложена идея сохранения целостности РФ в сочетании с правом народов на самоопределение. В-четвертых, Конституция решает еще одну важную задачу, а именно - преодоление слабой государственной власти путем создания единой системы органов исполнительной власти Федерации и субъектов по предметам их совместного ведения и исключительного ведения.

Государственное устройство РФ на определенных принципах

Принципы государственного устройства РФ - это основополагающие идеи, закрепленные в нормах конституционного права, на которых строится, функционирует современная Российская республика как федеративное государство, базируется один из важных институтов российского конституционного права.

К этим принципам относятся:

  • - принцип приоритета и равенства прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации;
  • - принцип равноправия и самоопределения народов в рамках РФ;
  • - построение РФ по смешанному национально-территориальному и территориальному принципу;
  • - строительство РФ как демократического, правового и социального государства;
  • - принцип разграничения властей в РФ как по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная), так и по вертикали (между органами государственной власти РФ и ее субъектов);
  • - государственная целостность РФ;
  • - принцип равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях как между собой, так и с РФ в целом;
  • - принцип разнопорядковости (асимметричности) субъектов РФ по их государственно-правовому статусу;
  • - принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ.

конституционный правовой государство

Лекция 7. Социально-этнические общности и отношения.

Российской Федерации.

1. Социально-этнические общности и отношения: сущность и тенденции развития.

2. Национально-государственное устройство Российской Федерации: основные направления её обновления.

Проблема национальных отношений выдвинулась на одно из первых мест среди жгучих проблем современности. Под ее натиском прекратили существование федеративные государства в СССР и Югославии, национальный вопрос остается сложнейшей внутриполитической проблемой в Англии (Ольстер), в Бельгии (фламандско-валонский конфликт), в Канаде (англо-канадский и франко-канадский конфликт), в США (негритянский, мексиканский, индийский вопросы). Начавшийся еще в XVIII веке процесс консолидации, например, американской нации не завершен и поныне. Если учесть, что на земном шаре более 2000 различных народов - от мелких племен до многомиллионных наций, что 90% наций и народностей входят в состав многонациональных государств (на планете - около 200 государств), что только 327 народов и национальных групп являются многочисленными (они насчитывают более 1 млрд. человек из 6 млрд. проживающих на планете), то становится понятным, что национальный вопрос является одним из самых сложных.

Российская Федерация - также многонациональное, полиэтническое государство. Ее население состоит из 83% русских, 3,8% - татар, 3% - украинцев, 1,2% - чувашей, 0,9% - башкир. На остальные 5% приходится 113 народов. 22 коренных малочисленных народа своих национально-государственных образований не имеют.

В республиках доля русских, вместе взятых, составляет 55% всего населения, в автономных округах - 61,6%. Из многих республик и автономных округов в последние годы наблюдается отток русского населения из-за национальных конфликтов и их следствия - национальной дискриминации. Именно поэтому проблемы национальных отношений, национальной политики выдвинулись на одно из первых мест среди жгучих проблем современности.

Социально-этнические общности и отношения:

сущность и тенденции развития

В рассмотрении данной проблемы ключевой категорией является этнос. Что такое этнос?

Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык, обычаи, традиции) и психологии, а также сознание своего единства и отличия от других образований. То есть этнос - это относительно обособленный народ.

В мире существует целый ряд отраслей науки, которые изучают этнос. Это этнография (народоописание), этноантропология (описание индивидов отдельных рас и народностей), этносоциология, этнополи-тология и др.



Одним из виднейших исследователей этнических проблем санкт-петербургский профессор Л.Н. Гумилев считает, что социально-этническая общность как необходимая форма общественного развития проходит ряд стадий: от родоплеменной к народности, от народности - к нации, от нации - к единому человечеству. Рассмотрим эти этнические категории.

Род – форма общности людей, свойственная раннему периоду первобытно-общинного строя, в основе которого лежат кровные связи, обеспечивающая жизнедеятельность первобытных людей (субэтнос).

Племя – форма общности людей, свойственная первобытно-общинному строю, в основе которого лежат родовые отношения, определяющие разобщённость племён по территории, языку, культуре. Племя объединяло два или несколько родов и имела свой язык, территорию, нравы и обычаи. Признаки родоплеменной общности – кровнородственные связи.

Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладения и феодализма, предшествует с распадом феодализма образованию наций. Народность не просто объединение племён, а качественно новая общинная организация людей, основанная на территориальных и экономических связях людей, при наличии частной собственности и непримиримых антагонистических социальных общностей. Признаки народности – территориальные связи, экономические сельскохозяйственные связи, единые язык, культура (самодеятельный народный жанр), религия, обычаи, традиции.

Категория народ не является этнической категорией, то есть не является социально-этнической общностью. Народ – социальная общность, отличающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества.

В современных условиях вершина развития социально-этнической общности - нация. В определении нации до сих пор преобладающей является сталинская формулировка: это такая общность людей, которая имеет общий язык, общую территорию, общую культуру, единство экономических, социально-политических и духовных интересов.

В настоящее время ряд исследователей считают, что подобное определение нации не отвечает действительности. В частности профессор Агаев утверждает, что язык, территория, хозяйственные связи и культура выступает не признаками нации, а лишь благоприятными условиями её формирования и развития. Этнос обретает форму нации лишь тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом самоотделении. По его мнению нация означает политически, государственно-организованный народ. Такое определение нации предполагает сепаратистские тенденции.

Противоположную Агаеву точку зрения высказывают научные сотрудники Института государства и права АН России А. Козлов и И. Шафир. Они отмечают, что не только в практике, но и в теории идёт смешение понятий государственного и национального суверенитетов, их отождествление, что приводит к негативным последствиям. Отдельные национально-государственные и территориальные образования суверенными, хотя суверенитет может и должен присущ только государству. Национальный суверенитет имеет свою специфику и является политико-правовым свойством нации, а не государства и проявляется в различных формах автономного национально-государственного устройства, не требующим обязательного провозглашения государственного суверенитета любой автономной единицы. Эту точку зрения разделяет А.И. Солженицын: «Как показало в XX веке создание многих малых государственных образований – это несколько обременяет их избытком учреждений, представительств, армий. Отсекает от пространных территорий, разворота торговли и общественной деятельности… Не крупный Российский союз нуждается в примыкании малых народов, но они нуждаются в том больше».

А научный сотрудник института этнологии и антропологии АН России А. Ямсков прямо заявляет: «Большинство бывших советских республик при всем желании просто не могут стать национальными государствами из-за этнического состава, особенностей территориального размещения и национально-культурной ориентации своего населения».

Таким образом, сформулируем определение нации. Нация – исторически сложившаяся общность людей, которой свойственны общность условий жизни (экономических), общность территории, общность языка, известных черт психологии (сознание, интерес), национальный склад характера, появляющийся в культуре и быту. Признаки нации: территория, устойчивая общность экономических связей (промышленных), язык литературный, культура профессиональная, обычаи, традиции закреплены законодательно.

Известно, что нации стали складываться с возникновением капиталистического способа производства. Преобладающим принципом в этом процессе был лозунг, провозглашенный Французской революцией: «Один народ - одна нация». Он действовал более ста лет, но к концу XIX века устарел: возникли многонациональные государства. Тогда левыми социал-демократами был выдвинут лозунг - как путь освобождения от национального гнета. К сожалению, уже тогда, на рубеже XX века, у многих людей этот лозунг ассоциировался с отделением. Если нет отделения, то нет и никакого самоопределения. Произошел логический перекос: самоопределение стало рассматриваться целью, а не средством саморазвития нации без ущерба для других народов. Отделение нужно, если невозможно достичь уничтожения национального гнета, достижения суверенитета другими путями.

Национальное отделение в условиях цивилизованного демократического общества, всегда чревато негативными последствиями, разрывом сложившихся экономических, политических, культурных связей, отрицательно отражающихся на социальной жизни как отделяющегося народа, так и других народов бывшего единого государства.

Начавшийся в XVIII веке процесс дезинтеграции (к примеру, отделение Северной Америки от Великобритании) продолжается и в настоящее время. Главная его причина - проведение имперской колониальной политики в отношении народов присоединенных территорий, невозможность приобретения условий для самостоятельного, суверенного развития в условиях унитарного государства. Этому процессу была подвержена Австрия, Франция, Испания, Швейцария. В 60-е годы произошло крушение колониальной системы как таковой, в настоящее время этому процессу подвержены Индия, Югославия и ряд других стран.

Однако для второй половины XX века характерно бурное развитие и другой тенденции - процесса интеграции. Этот процесс особо характерен для Западной Европы и латиноамериканского континента. Интернационализация всех сфер общественной жизни - это объективный процесс, вызываемый развитием производства, необходимостью его специализации и концентрации, следствием чего необходимой становится интернационализация рынка и других сфер общественных отношений.

Следовательно, социально-этнические процессы во многом характеризуются национальными отношениями.

Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития – нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованьями.

Правомочно рассматривать три типа национальных отношений: равноправные; отношения господства и подчинения; попытки уничтожения других субъектов.

Уровень развития национальных отношений зависит от степени разрешения основных проблем:

▬ национальное самоопределение;

▬ сочетание национальных и интернациональных интересов;

▬ равноправие наций;

▬ создание условий для свободного развития национальных культур;

▬ подготовка и представительство национальных кадров в структуре власти и ряд других вопросов.

Следствием непродуманных национальных отношений являются этнические конфликты. К причинам этнических конфликтов можно отнести следующее:

Борьба за власть;

Каждому этносу – свою национальную политику;

Территориальные претензии одного этноса к другому;

Национальная нетерпимость и национальный эгоизм;

Старый механизм разрешения национальных противоречий (на страхе), а новый не создан;

Малоэффективность в социально-экономическом плане;

Мифологическое псевдоинтернационалистическое сознание;

Ошибки в национальной политики.

Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный) решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательно демократической национальной политики. Что же такое национальная политика вообще, а демократическая в частности. Каковы ее основные задачи, принципы и механизмы реализации.

Национальная политика - система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства. В теории и на практике следует учитывать, что национальная политика, региональная политика, демографическая политика и другие виды политико-управленческой деятельности тесно взаимосвязаны между собой. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и частное. Социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические аспекты национальной политики как целостная система представляют собой концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, региональной, миграционной, демографической политики.

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики - отношение к национальным интересам с учетом их:

а) общности;

б) расхождения;

в) столкновения.

Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в столкновение, конфликт.

Основные концептуальные положения национальной политики:

● равноправие народов;

● взаимовыгодное сотрудничество;

● взаимное уважение интересов и ценностей всех народов;

● непримиримость к национализму;

● политическое и моральное осуждение людей, социальных групп, стремящихся достичь благополучия своего народа за счёт ущемления интересов других народов.

Вся деятельность государственных институтов власти и управления, обеспечивающая развитие социально-экономических и духовно-политических процессов в многонациональной стране, должна строиться на ясно обозначенных принципах национальной политики, которая по сути является политикой тщательного и своевременного учета и разработки механизмов согласованных национально-специфических интересов народов и территорий в тактике и стратегии всей страны.

Основные принципы национальной политики:

1. Принцип научного анализа и творческого осмысления опыта осуществления национальной политики.

2. Принцип стабильности территориальных границ национально-государственных образований.

3. Принцип учёта взаимосвязи и взаимодействия реформ в экономической, политической, духовной сферах.

4. Принцип целостности национальной политики, учёт взаимосвязи всех её компонентов.

5. Принцип оказания помощи малочисленным народам в развитии их экономики, культуры, в сохранении среды обитания.

6. Принцип формирования этики межнациональных отношений, полное исключение всех форм несправедливости, насилия.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам. Что касается политики, рассчитанной на ближайший период, то она является частью долговременной политики, вытекает из нее, но регулирует конкретные межнациональные проблемы, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий. В этом случае очень важно своевременно реагировать на национально-этнические проблемы, возникающие в переломные периоды, в результате изменения социально-экономических условий страны или геополитического положения.

Национально-государственное устройство Российской Федерации: основные направления её обновления

Важнейшим направлением национальной политики является национально-государственное устройство социальных общностей. Мировой практике известны следующие государственно-правовые формы объединения народов:

унитарное государство - характеризующееся централизованным руководством административно - государственными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В рамках этого государства возможна широкая территориальная или национальная автономия. В современном мире многонациональными унитарными государствами являются Китай, Испания, Румыния, Вьетнам, Лаос, ЮАР и др.

Федерация - это единое государство, образующееся на добровольной основе двумя или несколькими государствами, каждое из которых имеет свою конституцию, законодательные и исполнительные власти, судебные органы. Вместе с тем, федерация имеет единую конституцию, общефедеральные органы государственной власти, единые вооруженные силы, единую денежную единицу. На земном шаре немало федеративных государств, являющихся, как правило, крупными, сильными и влиятельными. Это США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Германия, Австрия, Италия, Индия, Малайзия, Пакистан, Нигерия. Федеративное устройство способствует децентрализации власти, автономии и самостоятельности мест, развитию демократических форм управления. Оно расценивается как наиболее рациональная и эффективная модель управления.

Конфедерация - межгосударственный союз, в котором его члены абсолютно автономны, имеют независимую систему органов управления и законодательства, обладают правом санкционирования и нуллификации (отмены) актов союзных органов, имеют самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию. Правовой формой закрепления данного объединения является не конституция, а договор. В конфедерации нет единой территории. В настоящее время конфедерацией формально считается Швейцария, недавно образованный СНГ носит также конфедеративный (пока весьма неустойчивый) характер. Конфедерационные объединения, как показывает история (опыт США, Германии, Швейцарии), носят временный характер. Тенденции развития идут от полной независимости через конфедерацию к федерации. Следовательно, на практике конфедерация является промежуточным этапом к более тесному союзу. Наглядный тому пример - современная Западная Европа, ставшая по существу, конфедерацией, постепенно и поэтапно преобразующаяся в федерацию. Думается, что со временем, по мере преобладания научного анализа и здравого смысла у политиков республик бывшего СССР, этот путь пройдут и современные государства СНГ.

Следует различать понятия государства и гражданского общества. Великий философ Гегель характеризовал гражданское общество как относительно не зависимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов. Гражданское общество выступает, по Гегелю, как взаимодействие субъектов данных потребностей и интересов, осуществляющееся на основе частной собственности и всеобщего формального равенства людей . О гражданском обществе писал К. Маркс, считая, что гражданское общество является областью общественных отношений, которая составляет основное содержание исторического процесса. Вместе с тем он писал, что «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии» .

Осмысливая идею гражданского общества и беря на вооружение то, что оставлено нам предыдущими мыслителями в области теории данного вопроса, необходимо учитывать современные реалии и нынешнее состояние разработки этой проблемы. Видимо, было бы правильно рассматривать гражданское общество как взаимодействие в обществе больших и малых социальных групп, в том числе и национальных общностей. Разумеется, функционирование всех этих групп имеет свою экономическую, политическую и духовную основы. Если взять экономическую основу, то она, конечно же, не сводится к отношениям частной собственности, а включает в себя также корпоративную, акционерную собственность, коллективную собственность кооперативов и общественных организаций, а также государственную собственность в тех областях экономики, где её сохранение целесообразно и необходимо.

Задача состоит в том, чтобы на этой экономической основе развивать и совершенствовать гражданское общество, в котором каждый гражданин мог бы свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и всему обществу. Причём любой человек в реализации своих прав должен быть всесторонне защищён действующими законами и правоохранительными органами. Государство должно служить всем людям, защищать их права и гражданские свободы. В свою очередь каждый гражданин должен выполнять свои обязанности перед другими гражданами – близкими и далёкими, государством и обществом.

В современных условиях остро встал вопрос о национально-государственном устройстве в Российской Федерации - уникальном государстве, не имеющем аналогов в мире. «Россия не нация, но целый мир», - писал русский мыслитель Георгий Федотов (1886-1951), находясь в зарубежье. Он считал, что в этом «культурном пространстве» все процессы могут развиваться только согласованно и привести к «соборному» (единство общего и единичного) соединению всего целого, к своеобразному содружеству.

Развал СССР бумерангом сказался и на стабильности РСФСР -начался распад российской государственности. Верховные Советы Якутской АССР и Татарской АССР приняли решение о суверенитете, сепаратизм характерен для автономных образований Северного Кавказа (Чечня и др.)

Призыв Б.Н. Ельцина в 1990 году: «Берите столько суверенитета, сколько сумеете проглотить», - нанес непоправимый вред не только СССР, но и России. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» Отсюда следует, что принцип федерализма положен в основу государственного устройства, закреплен в наименовании государства. Российская Федерация является федерацией договорно-конституционного типа. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 года, все его основные положения вошли в текст Конституции. Осуществление государственной власти происходит на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации, каковыми являются все республики, края, области, национальные округа (всего 89 субъектов федерации).

Российская Федерация состоит из 21 республики, 6 краёв, 49 областей,2-х городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов – равноправных субъектов России.

Процессы суверенизации, столь характерные для современной России, остро поставили вопрос о судьбе национально-государственных образований и модели российского федерализма. Одни считают, что надо создавать новые национально-государственные образования, в том числе - Русскую республику, а в ней - еще 7 автономных территорий (Поволжскую, Уральскую, Западно-Сибирскую, Дальневосточную и т.д.). Другие предлагают наиболее разумный выход - перевод нашей федерации на территориальный принцип, т.е. деление всей страны на губернии, области или земли.

Бесспорно, этнонациональный принцип построения Федерации весьма уязвим, поскольку существует угроза территориальной целостности государства, да и границы национальных республик лишь условно соотносятся с этническими ареалами народов: в 15 из 21 республики титульное (коренное) население составляет менее половины населения, а в некоторых - менее 1/4.

Рано или поздно России придется пойти по пути других федераций, существующих десятилетия и столетия и основанных на территориальном принципе формирования. Однако к этому возможен лишь постепенный путь, без резкой ломки существующих порядков (уравнение в правах с республиками всех краев, областей как субъектов федерации, обеспечение на территории страны всех конституционных прав человека независимо от национальности, пропорциональное представительство в органах власти людей коренной и некоренной национальности и т.д.).

Задача современной национальной политики - достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение. Исходным постулатом решения этой задачи должно быть признание того, что Россия - это единое многонациональное государство с численным преобладанием русского народа. Основа свободного национального развития и межнационального мира - установление оптимальных отношений между преобладающим русским народом и другими народами государства. От русских требуется уважение национальных интересов и чувств населяющих Россию народов. От народов России требуется уважение, признание и учет интересов и объективного положения русских в России.

Долговременной программой, стержнем национальной политики является ее научно разработанная концепция. В концепции определяются стратегические цели и задачи национальной политики, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики. В СССР имелась концепция национальной политики, согласно которой стратегическим направлением развития наций признавалось действие двух взаимосвязанных тенденций - расцвет и сближение наций, а в перспективе достижение их полного единства.

В Российской Федерации лишь в июне 1996 г. была принята концепция национальной политики. Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, воли народов к самоопределению, самоуправлению, самоутверждению, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит в том, чтобы создать всем народам России на основе соблюдения прав человека и народов, необходимые условия для их полноценного социального и национального культурного развития в составе единого многонационального государства.

Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее народов.

В соответствии с концепцией в национальной политике Российского государства определены следующие основные задачи.

В политической и государственной сфере: упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений; перестройка государственно-политической системы страны на подлинно федеративных началах, формирование такой модели федерации, которая отвечала бы особенностям истории, традициям, современным социально-экономическим и политическим реалиям России; создание необходимой правовой и нормативной базы для регулирования федеративных и национальных отношений; совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных органов власти всех уровней, который бы реально позволял этническим сообществам влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы; объединение усилий всех звеньев государственной системы, структур гражданского общества, политических партий, религиозных деятелей для достижения межнационального согласия и мира.

В социально-экономической сфере: реализация экономических интересов народов с учетом общероссийских приоритетов; рациональное использование многообразных хозяйственных возможностей республик, автономий и областей; осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, экстренных мер по подъему депрессивных районов и областей, в том числе в Центральной России; содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов федерации.

В духовной сфере: распространение объективной информации об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; сохранение исторического наследия культуры русского народа и всех народов России, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия; обеспечение оптимальных условий для развития языков всех народов, а также функционирования русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения; укрепление национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур; учет реально существующей взаимосвязи национальной жизни с религией, поддержки миротворческой деятельности всех традиционных для России вероисповеданий, усилий религиозных организаций, направленных на межнациональное согласие; бережное отношение к традиционным для России верованиям, их философскому, этическому и нравственному наследию.

Главная задача этой работы - защита и уважение достоинства нации и национального достоинства человека; свободное национально-культурное самоопределение личности; недопущение дискриминации личности по национальному признаку; формирование уважения к культурно-языковым традициям всех народов, культуры межнационального общения.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей Теория государства и права. Курс лекций: под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юрист, 1997. - С. 40. (см. Приложение 3).

С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

В зависимости от этого критерия различают следующие формы государственного устройства.

Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

Оно предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

На его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

Его составные части (области, департаменты, округа, провинции) государственным суверенитетом не обладают;

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

Все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы Теория государства и права. Курс лекций: под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юрист, 1997. - С. 41..

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы Марченко М.Н.. Теория государства и права: М.: ЗЕРЦАЛО, 2004. - С. 38..

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств . Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.: Юрайт, 2000. - С. - 74..

Таким образом, можно сделать вывод, форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Унитарное государство бывает централизованным и децентрализованным. Федерация бывает территориальная и национально-территориальная.

Цели учебного занятия:

  1. Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
  2. Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
  3. Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
  4. Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели учебного занятия:

Тип: комбинированный.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Каковы источники власти;

3. Целевая установка.

(см. схема)

4. Изучение нового.

  1. Самостоятельная работа:

Линии сравнения


Унитарное


Федеративное


Конфедеративное


1. Сущность формы


2. Определяющее решение


Высшие органы власти


3. Границы


Единая граница отсутствует


Отсутствует


Относительная


Полная


5. Конституция


Единая


Общая и субъектов


Государств-участников


6. Гражданство


Единое


Общее и субъектов


Государств-участников


7. Право и суд


Единые


Общие и субъектов


Государств-участников


В полном объеме


В полном объеме и независимо


-


Невозможен


10. Примеры государств


Россия, Германия, Бразилия

  1. Проверка заполнения
  2. Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Тема: Национально –государственное устройство.

Цели учебного занятия:

  1. Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
  2. Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
  3. Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
  4. Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.

Тип: комбинированный.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного материала.

Дайте определение понятия власть;

Каковы источники власти;

Назовите источник власти в РФ

Как называется власть в государстве?

Что называется государством?

Назовите функции государства: внутренние и внешние.

Что называется суверенитетом государства?

Какое понятие шире: политическая власть или государственная власть? Почему?

По какому принципу осуществляется государственная власть в РФ?

Назовите ветви государственной власти;

Что представляет каждую ветвь власти?

Дайте характеристику государства Россия в соответствии с Конституцией РФ.

3. Целевая установка.

Как вы понимаете форма государства? Форма государства -это устройство политической организации общества призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

(см. схема)

4. Изучение нового.

Национально-государственное устройство- это внутреннее строение государства, распределение власти по стране.

Современный мир знает три основных формы государственного устройства:

1. унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточены в центре;

2. федерация - союзное государство;

3. конфедерация - особый союз суверенных государств.

Современное государственное устройство.

  1. Унитарная государственность. Наиболее распространена в мире унитарная форма. Характерными признаками унитарного государства являются: наличие единой конституции - основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории; единая система органов государственной власти - один парламент, один глава государства, одно правительство, - юрисдикция которой распространяется на всю территорию страны; единое гражданство; единая система права, единая система правосудия; территория состоит из административно‐территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления; суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре. Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой и другими сферами жизни страны.
  2. Федерация - сложное государственное устройство. состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, областями). Основные признаки государства‐федерации: Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации; Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства‐федерации заключать международные соглашения. Чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии); В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями.

Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным; Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы; Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.

  1. Конфедерация - добровольное объединение независимых суверенных государств для достижения конкретных целей. Каждое из входящих в конфедерацию государств проводит свою внешнюю политику, однако, создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, оборона. Примерами современных конфедераций являются Европейское союз.
  1. Самостоятельная работа:

Используя параграф 3 заполнить таблицу.

Линии сравнения


Унитарное


Федеративное


Конфедеративное


1. Сущность формы


Единое, неделимое, составляющее одно целое гос-во


Объединение несколь-ких территориальных единиц в одно гос-во


Объединение независимых субъектов


2. Определяющее решение


Высшие органы власти


Высшие органы власти с участием субъектов


Высшие органы власти участников


3. Границы


Единые границы, устанавливаются центром


По границам субъектов, внутренние границы по договоренности субъектов


Единая граница отсутствует


4. Политическая самостоятельность субъектов


Отсутствует


Относительная


Полная


5. Конституция


Единая


Общая и субъектов


Государств-участников


6. Гражданство


Единое


Общее и субъектов


Государств-участников


7. Право и суд


Единые


Общие и субъектов


Государств-участников


8. Международная деятельность


В полном объеме


Верховные органы власти – в полном объеме, субъекты только социокультурные


В полном объеме и независимо


9. Распад государства, выход из него


-


Невозможен


Возможно даже в одностороннем порядке


10. Примеры государств


Великобритания, Дания, Япония


Россия, Германия, Бразилия


Австро-Венгрия (до 1918 года), Речь Посполитая (в 16-18 веках)

  1. Проверка заполнения
  2. Домашнее задание