Положение о защите информации ограниченного доступа о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Категории доступа к информации

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о защите информации ограниченного доступа о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее по тексту - Положение) разработано на основе Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и других нормативных правовых актов.

1.2. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

1.3. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

1.4. В соответствии в с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа (далее по тексту - Информация ограниченного доступа).

1.5. Настоящее Положение определяет комплекс организационных и технических мероприятий в части защиты информации ограниченного доступа, не составляющей государственной тайны, при ее обработке, обращении, хранении и передаче по каналам связи.

1.6. Требования настоящего Положения являются обязательными для всех работников [наименование организации], на которых возлагаются организация, осуществление и контроль мероприятий по защите информации ограниченного доступа.

1.7. Настоящее Положение не распространяется на порядок обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

2. Цели защиты информации

2.1. Основными целями защиты информации ограниченного доступа в [наименование организации] являются:

Предотвращение неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения работниками;

Предотвращение несанкционированного уничтожения, искажения, подделки, копирования, распространения, блокирования информации в информационной системе [наименование организации];

Предотвращение утрат, уничтожения или сбоев функционирования носителей информации;

Предотвращение неправомерного или случайного доступа к защищаемой информации;

Обеспечение полноты, целостности, достоверности защищаемой информации;

Сохранение возможности управления процессом обработки и пользования защищаемой информацией.

3. Меры, принимаемые для защиты информации ограниченного доступа

3.1. В целях установления режима ограниченного доступа и конфиденциальности сведений о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры [наименование организации] принимает следующие меры:

Осуществляет разработку локальных нормативных актов и инструкций по обеспечению защиты информации ограниченного доступа и регламентации конфиденциального делопроизводства;

Заключает договоры (в том числе трудовые) с условием о сохранении и обеспечении конфиденциальности информации;

Обеспечивает ограничение доступа к защищаемой информации, оформляет допуск к такой информации, а также осуществляет учет лиц, получающих доступ к такой информации;

Организует работу персонала с информацией ограниченного доступа, в том числе с материальными носителями такой информации;

Организует обучение и проверку знаний по обеспечению режима конфиденциальности информации;

Устанавливает степень конфиденциальности информации и регламентирует нанесение соответствующих грифов на носители информации ограниченного доступа;

Принимает необходимые технические меры, направленные на ограничение доступа посторонних лиц к защищаемой информации.

3.2. Допуск к информации ограниченного доступа включает в себя:

Ознакомление работника с законодательством о защите информации, об ответственности за его нарушение и с локальными нормативными актами о защите информации ограниченного доступа [наименование организации];

Принятие работником на себя обязанности по обеспечению конфиденциальности информации, полученной при осуществлении своей трудовой функции в [наименование организации], а также после прекращения трудовых отношений на период действия режима конфиденциальности данной информации;

Прохождение обучения и проверки знаний требований по обеспечению конфиденциальности защищаемой информации.

3.3. Для получения доступа к защищаемой информации необходимо пройти процедуру допуска.

Процедура допуска осуществляется [наименование должности работника организации] до подписания трудового договора.

3.4. В трудовые договоры лиц, принимаемых на работу, связанную с получением, обработкой, хранением, передачей и использованием информации ограниченного доступа, включается условие об обеспечении конфиденциальности таких сведений.

Обязанности работника об обеспечении конфиденциальности оформляются также обязательством о неразглашении профессиональной тайны.

4. Обязанности работников по защите информации ограниченного доступа

4.1. Работники [наименование организации], получившие доступ к защищаемой информации, обязуются обеспечивать конфиденциальность такой информации.

4.2. Обеспечивая конфиденциальность, работник обязуется:

Знать и соблюдать требования по получению, обработке, передаче, хранению, информации ограниченного доступа, предусмотренные нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, должностной инструкцией, локальными нормативными актами [наименование организации] и трудовым договором;

Принимать меры по установлению и сохранению режима конфиденциальности, предусмотренные нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, должностной инструкцией, локальными нормативными актами [наименование организации] и трудовым договором;

Не использовать информацию ограниченного доступа в целях, не связанных с осуществлением трудовой функции;

Не разглашать информацию ограниченного доступа, а также не совершать иных деяний, влекущих уничтожение или утрату такой информации;

Незамедлительно сообщать об утрате или несанкционированном уничтожении информации ограниченного доступа своему непосредственному руководителю, а также об иных обстоятельствах, создающих угрозу сохранения конфиденциальности такой информации.

4.3. Работники обязаны проходить обучение и проверку знаний требований по обеспечению конфиденциальности информации не реже, чем [значение] раз в год.

4.4. При прекращении трудовых отношений с [наименование организации] работник обязан сдать все материальные носители защищаемой информации, а также ключи от помещений и шкафов, в которых они хранятся.

5. Требования по получению, обработке, хранению и использованию информации ограниченного доступа

5.1. Обработка и хранение информации ограниченного доступа осуществляется в таком порядке и таким способом, которые исключают возможность доступа к ней неуполномоченных лиц.

5.2. Не допускается передача и выдача документов, содержащих сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, неуполномоченным лицам.

5.3. Использование информации ограниченного доступа допускается только в служебных целях.

5.4. Хранение информации ограниченного доступа осуществляется в порядке, исключающем ее утрату, неправомерное использование или получение доступа неуполномоченными лицами.

5.5. Все документы, содержащие сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, должны храниться в шкафах, оборудованных замками и закрытых помещениях. Все помещения, в которых хранятся материальные носители информации ограниченного доступа, после окончания рабочего дня опечатываются.

6. Организация конфиденциального делопроизводства

6.1. Все документы, содержащие информацию ограниченного доступа, должны сохраняться в режиме конфиденциальности и быть доступными только тем лицам, которые имеют допуск к такой информации в силу исполнения ими своих должностных обязанностей.

6.2. Организация конфиденциального делопроизводства должна исключать ознакомление с информацией иных лиц, не имеющих такого доступа.

6.3. На документах конфиденциального характера в правом верхнем углу первого листа ставится гриф "Для служебного пользования" с указанием номера экземпляра. На обороте листа (обложки) документа с грифом "Для служебного пользования" указывается Список лиц, которые вправе использовать документ при осуществлении своей трудовой деятельности, подписанный [наименование должности].

6.4. Приказом по [наименование организации] назначается лицо, ответственное за учет, хранение и использование информации ограниченного доступа.

6.5. Документы и иные материальные носители, содержащие сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, хранятся в сейфе или ином закрытом помещении, приспособлении, к которому отсутствует свободный доступ других лиц.

6.6. Движение документов с грифом "Для служебного пользования" должно своевременно отражаться в "Журнале учета движения документов для служебного пользования [наименование организации]".

6.7. При работе с документами, имеющими гриф "Для служебного пользования" запрещено:

Делать выписки в целях, не связанных с осуществлением трудовой функции;

Знакомить с такими документами, в том числе в электронном виде, других лиц, не имеющих соответствующего доступа;

Использовать информацию из таких документов в открытых сообщениях, докладах, переписке, рекламных изданиях (такое использование допускается только при условии обезличивания информации);

Оставлять на рабочем месте документы и иные носители информации с грифом "Для служебного пользования";

Не допускать к компьютерам, содержащим информацию ограниченного доступа, посторонних лиц;

Не оставлять включенными компьютеры, содержащие информацию ограниченного доступа.

6.8. Передача документов с пометкой "Для служебного пользования" от одного работника к другому осуществляется с разрешения соответствующего руководителя.

6.9. При смене работника, ответственного за учет документов с пометкой "Для служебного пользования", составляется акт приема-сдачи этих документов, который утверждается соответствующим руководителем.

6.10. Уничтожение дел, документов с пометкой "Для служебного пользования", утративших свое практическое значение и не имеющих исторической ценности, производится по акту. В учетных формах об этом делается отметка со ссылкой на соответствующий акт.

6.11. Проверка наличия документов с пометкой "Для служебного пользования" проводится не реже [значение] раза в год комиссиями, назначаемыми приказом руководителя [наименование организации]. В состав таких комиссий обязательно включаются работники, ответственные за учет и хранение этих документов. Результаты проверки оформляются актом.

7. Ответственность за нарушение режима конфиденциальности

7.1. К способам нарушения режима конфиденциальности относятся:

Разглашение информации ограниченного доступа;

Неправомерное использование информации ограниченного доступа;

Утрата документов и иных материальных носителей, содержащих сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры;

Неправомерное уничтожение документов, содержащих сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры;

Нарушение требований хранения документов, содержащих сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры;

Другие нарушения требований законодательства и настоящего Положения об обеспечении конфиденциальности информации ограниченного доступа.

7.2. За разглашение служебной информации ограниченного доступа, а также за нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, работник организации несет персональную ответственность и может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.

Вопрос.

Понятие:

Информационное право - отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.

Предмет:

Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения , то есть общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Методы:

Под методом правового регулирования в информационном праве будем понимать способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.

1. Императивное регулирование (повелительный характер, субординация):

1. Повеление

3. Дозволение и т.д.

2. Диспозитивное регулирование (равенство S правоотношений):

1. Соглашение

2. Поощрение и т.д.

Принципы:

1. Принцип приоритетности прав личности (ст. 2 Конституции РФ).

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления).

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

6. Принцип законности.

7. Принцип ответственности.

Источники:

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

1. информационно-правовые нормы международных актов (Декларация прав человека (ООН 1948 год) Ст. 19 - Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; …свободу искать, получать и распространять информацию…);

2. информационно-правовые нормы Конституции РФ;

3. нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства (ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”);

4. информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства (УПК: Ст. 13 - тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).

Вопрос.

Право на информацию

Право на информацию - гарантированная Конституцией РФ возможность граждан получать достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) закрепляет право каждого человека свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право не является абсолютным и подлежит ограничению (тайны, различного характера).

Информационные правоотношения – это правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в информационной сфере, между субъектами по поводу информации, регулируемые информационными нормами права (корреспонденция взаимных прав и обязанностей субъектов данных правоотношений) – Определение писал сам, особо не доверяйте.

Виды информационных правоотношений:

1. информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации

2. информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации , информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;

3. информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем , их сетей, средств обеспечения;

4. информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности.

Структура:

(S - O - S, отношения между субъектами по поводу объекта).

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

а)субъекты , вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных;

в) объекты , в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения;

г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

Вопрос.

1. Открытые информационные ресурсы. Государственные информационные ресурсы являются открытыми, исключения предусматриваются ФЗ. Правовой режим частных информационных ресурсов определяется собственником. Индивидуальные предприниматели и организации могут установить режим конфиденциальности в отношении какой-либо информации в порядке, не противоречащем законодательству.

2. Информационные ресурсы с ограниченным доступом . Документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную (документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ).

Информация с ограниченным доступом – это сведения, их носители, засекреченные путем установления ограничений на распространение такой информации и на доступ к ее носителям. Информация с ограниченным доступом определяется такими признаками:

    Доступ ограничен в соответствии с ФЗ;

    Цель ограничения – защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции).

Информацию с ограниченным доступом в зависимости от субъектного состава:

    Информация, содержащая государственную тайну;

    Конфиденциальная информация.

Конфиденциальность – обязательное для выполнения лицом, получившего доступ к определенной информации, требование не передавать данную информацию третьим лицам без их согласия.

Признаки и условия охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом:

    Информация должна быть документирована, то есть содержаться на материальном носителе;

    Соответствие информации ограничениям, установленным в законодательстве. Это значит:

    1. Не должна подпадать под перечь информация, ограничение доступа к которой запрещено законом;

      Должна подпадать под перечень информация, ограничение доступа к которой установлено ФЗ.

    Защита установлена ФЗ, см. ст. 16 ФЗ «Об информации».

Защите подлежит любая информация, неправомерное использование которой может нанести вред владельцу, пользователю, собственнику или иному лицу.

Вопрос 3: Государственная тайна, как предмет, изъятый из гражданского оборота

Часть 4 статьи 29 Конституции указывает на существование информации, которая должна быть защищена.

Правовой основой обеспечения защиты государственной тайне является Конституция РФ, Закон РФ «О государственной тайне», ФЗ «О безопасности», ФЗ «Об информации», Указы и Распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти – Приказы ФСБ.

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Принципы засекречивания:

    Законность – засекречиваемые сведения должны соответствовать перечню сведений, составляющих государственную тайну, перечню сведений, не подлежащих засекречиванию, соответствие законодательству РФ о государственной тайне.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основании и в порядке, установленным законодательством.

    Принцип обоснованности – целесообразность засекречивания конкретных сведений установлена путем экспертной оценки вероятных экономических и иных последствий. Возможности нанесения ущерба безопасности РФ, обществу, личности;

    Принцип своевременности – ограничения на распространение сведений и на доступ к ним установлены с момента получения таких сведений или заблаговременно;

    Принцип обязательной защиты сведений, составляющих государственную тайну – компетентные органы и их должностные лица приняли в отношении конкретных сведений решение об их отнесении к государственной тайне и засекречивании, установили в отношении их соответствующий режим правовой защиты, осуществляют контроль и надзор за обеспечением соблюдения режима государственной тайны (органы?).

В соответствии с перечнем должностных лиц, органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, правом отнесения информации к тайне наделены.

_____________________________________________________________________________________

Государство в отношении сведений, составляющих государственную тайну, имеют следующие права:

    Засекречивать информацию;

    Рассекречивать информацию;

    Разрешать допуск;

    Санкционировать доступ;

    Распоряжаться государственной тайной;

    Требовать защиты;

    Привлекать к ответственности.

Засекречивать сведения государство имеет право путем установления степени и грифа секретности. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О государственной тайне», гриф секретности – реквизит документа, свидетельствующий о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, выставляемый на носителе и в сопроводительной документации на него.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ в случае распространения указанных сведений.

Группы по степени секретности:

    Сведения особой важности;

    Совершенно секретные сведения;

    Секретные сведения.

К сведениям особой важности следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ в целом. Ксовершенно секретным следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб отдельной или нескольким отраслям государственного управления. Ксекретным сведениям относят все иные сведения, содержащим государственную тайну.

Рассекречивать сведения – снимать ранее введенные ограничения на распространение сведений, составляющих государственную тайну, на доступ к их носителю. Основания для рассекречивания четко закреплены в ст. 13 ФЗ «О государственной тайне».

Допуск к государственной тайне – это добровольная процедура оформления права на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Выделяют два вида допуска:

    Общий порядок (ст. 21 ФЗ);

    Особый порядок допуска отдельных категорий граждан (ст. 21.1 ФЗ).

Допуск организаций на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения организациями лицензий, в порядке, разработанном Правительством РФ.

Санкционировать доступ к сведениям, составляющих государственную тайну – ознакомить конкретное лицо, со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О государственной тайне» закреплено понятие ограничение права собственности на информационные ресурсы.

Распоряжение государственной тайной осуществляется на основании раздела 5 ФЗ «О государственной тайне».

Средства защиты информации: технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а так же средства контроля эффективности защиты информации. Данные средства должны быть сертифицированы, а так же должны быть отечественного производства.

Служебная тайна – защищаемая конфиденциальная информация, ставшая известной лицу в органах государственной власти, в органах местного самоуправления в силу исполнения служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен ФЗ.

Признаки отнесения сведений к служебной тайне:

    Информация отнесена ФЗ к служебной информации органов государственной власти, доступ к которой ограничен;

    Является конфиденциальной информацией другого лица;

    Не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

    Получена в силу исполнения служебных обязанностей на государственной или муниципальной службе.

Профессиональная тайна – защищаемая по закону информация, которая стала известна держателю в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица (доверителя), доверившего эти сведения и не являющиеся государственной или коммерческой тайной.

1. Информация с ограниченным доступом. Информация, доступ к которой не может быть ограничен.

3. Степени секретности, грифы секретности.

4. Защита государственной тайны.

1. Информация с ограниченным доступом. Информация, доступ к которой не может быть ограничен

Необходимость соблюдения прав человека и гражданина ни у кого не вызывает сомнения. Дискуссия на эту тему в большинстве случаев сводится к спору о приоритете интересов личности над интересами государства, и наоборот. Но государство, помимо всего прочего, защищает как интересы отдельных граждан, так и интересы общества в целом. Поэтому зачастую трудно расставить приоритеты.

В этой связи показательно предвзятое освещение в средствах массовой информации Постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре от 18 февраля 2000 г. Согласно этому пункту прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять последние кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

В резолютивной части Постановления Конституционный Суд, с одной стороны, признает этот пункт не соответствующим Конституции РФ, поскольку органы прокуратуры не вправе во всех без исключения случаях отказывать в предоставлении гражданину возможности ознакомиться с материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (иначе это было бы равносильно отрицанию конституционной нормы, зафиксированной в ч. 2 ст. 24). С другой стороны, Конституционный Суд указывает, что п. 2 ст. 5 не противоречит Конституции РФ, поскольку является гарантией независимости деятельности прокуратуры.

Это постановление неоднократно находило отражение в ряде передач, где в рубрике "Советы адвоката" с безапелляционностью утверждалось, что Конституционный Суд признал п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре не соответствующим Конституции и что прокурор, ведущий прокурорскую проверку в отношении гражданина, должен знакомить последнего с материалами проверки, не дожидаясь ее окончания. Таким образом, из двоякого толкования было выбрано то, что выгодно гражданам, в отношении которых ведется проверка.

Между тем, вынося Постановление, Конституционный Суд исходил из потребности защиты и частных, и публичных интересов.

Согласно ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ права граждан могут быть ограничены исключительно федеральным законом. Причем законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения. Из этого требования следует, что в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения доступа к государственной информации, законодатель не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на существо этого права.



Публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод только в том случае, когда эти ограничения адекватны социально необходимому результату. Основанием для ограничения прав и свобод не может служить цель одной только рациональной организации деятельности органов власти.

Информация, доступ к которой не ограничен законом, в силу прямого действия ч. 2 ст. 24 Конституции РФ должна быть доступна гражданину.

Отсутствие закрепленных законом оснований, по которым государственные органы были бы вправе отказать гражданину в ознакомлении с непосредственно затрагивающими его права и свободы сведениями, исключает возможность проверки в судебном порядке законности самого отказа. Это ведет к нарушению не только конституционного права на доступ к информации, но и конституционного права на судебную защиту.

Поэтому можно констатировать, что выяснение приоритета прав отдельного человека перед государством ведет в тупик: праву одного человека государство всегда может противопоставить право другого человека. Нормы Конституции устанавливают баланс интересов между правом гражданина свободно искать и получать информацию и заинтересованностью других субъектов права в неразглашении информации, поскольку последнее может нанести им ущерб, затронет их права и законные интересы. Возникающие проблемы могут быть решены только при условии выбора критерия, который выражал бы насущный общественный интерес.

Обеспечение правового режима свободы информации предполагает решение вопроса о "прозрачности" деятельности государственных и частных организаций - т.е. вопроса о доступе к информации, имеющейся в этих организациях.

Всеобщая информированность позволяет обходиться меньшим правоохранительным аппаратом, добиваясь при этом снижения числа правонарушений. При таком подходе каждый гражданин становится в некотором роде полицейским, способным самостоятельно, без помощи государства отыскивать в открытой для доступа информации свидетельства недостойного поведения потенциальных контрагентов. Акционерное ли это общество или президентская администрация, партия или религиозная секта - деятельность любой организации в информационном обществе должна быть для граждан "прозрачной" в пределах, ограниченных законом. Мировая тенденция имеет направленность к максимальному раскрытию публичной информации при максимальной закрытости частной. Проведение четкой границы между этими двумя типами информации не представляется возможным, поскольку организацию составляет коллектив конкретных людей. Например, частной или публичной информацией является биография лидера секты?

Выделяют две концепции построения национальной системы сбора и распространения раскрываемой информации. Первая основана на принципе детального раскрытия, когда структура информации, которую обязана сообщить о себе организация, нормативно утверждается изначально (американская система, основой которой является Акт о свободе информации 1966 г.); вторая - на принципе "полного и справедливого" раскрытия информации. При этом подразумевается, что организация сама определяет, какая информация может заинтересовать общество, и добровольно и своевременно ее предоставляет (такой подход заложен в проекте федерального закона "О праве на информацию", принятом Государственной Думой в первом чтении).

Конституция России (ч. 2 ст. 24) с достаточной определенностью закрепила только право доступа гражданина к государственной информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. В ч. 3 ст. 15 установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Таким образом, в действующей Конституции речь идет только о доступе к информации государственных организаций. Однако перед обязанностью раскрывать информацию государственные и частные организации должны быть равны: решения руководящих лиц всех этих организаций затрагивают интересы многих граждан. По мере общественного развития информация частных коммерческих и некоммерческих организаций должна раскрываться в силу переноса акцента с внешнего государственного регулирования потенциальной возможности обмана одних граждан другими - на саморегулирование. Любой гражданин должен иметь возможность узнать, куда пошли деньги, собранные религиозной организацией "на храм", какие мероприятия финансируются из кассы политической партии и как используются инвестиции в акционерное общество.

Упоминаемое в ст. 15 Конституции понятие "публикации" уже понятия "раскрытие информации", которое означает обеспечение возможности нахождения конкретной информации, а также публичного и свободного доступа к ней в регламентированное время и с регламентированной стоимостью.

Нормативное определение понятия "раскрытие информации" дано в ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Согласно ему, под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

2. Государственная тайна. Сведения, составляющие государственную тайну. Сведения, не подлежащие засекречиванию.

В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны. Важность и значимость этого института в эпоху информационных технологий, когда информация становится самым основным и ценным ресурсом в обществе, многократно возрастает. Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.

В период функционирования административно-командной системы в СССР существовали два вида публичной тайны: партийная и государственная. При этом были засекречены не только сами сведения определенной категории, но и нормативные документы, регулирующие правовые основы режима секретности. В начальный период политического реформирования на постсоветском пространстве бытовала точка зрения о том, что институт государственной тайны утратил актуальность и несовместим с такими понятиями, как гласность и демократия.

Однако реалии международных отношений, жесточайшая конкуренция в борьбе за сферы экономического и политического влияния потребовали четкого и детального регулирования правоотношений в сфере государственной тайны. Задача государства - сформировать оптимальный режим такого регулирования для сохранения баланса публичных и частных интересов, для обеспечения жесткого и надежного режима защиты определенной информации в сочетании с неприкосновенностью законных прав и интересов граждан. Этот принцип является основополагающим для конституционной нормы о государственной тайне, которая содержится в п. 4 ст. 29 Конституции РФ. Он же сформулирован в Доктрине информационной безопасности: под информационной безопасностью Российской Федерации подразумевается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

На законодательном уровне правоотношения в сфере государственной тайны регулируются нормами Законов: от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10.01.2003; далее - Закон об информации), от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (в ред. от 25.07.2002), от 04.07.1996 N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (в ред. от 30.06.2003; далее - Закон об участии в международном информационном обмене) и ряда других. Детальное регламентирование данных правоотношений содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 30.06.2003; далее - Закон о государственной тайне).

Институт государственной тайны включает в себя две составляющих. Одна из них - критерии отнесения информации к категории государственной тайны, являющейся информацией ограниченного доступа, определение степени секретности сведений. Основной критерий отнесения информации к государственной тайне - сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

Такие сведения можно классифицировать по нескольким группам.

1. Сведения в военной области, касающиеся стратегических и оперативных планов, планов строительства и функционирования вооруженных сил, сведения о технологиях и производствах в военной сфере, о местонахождении и дислокации военных объектов. Также это сведения из области экономики, науки и техники, связанные с обеспечением обороноспособности и безопасности государства.

2. Сведения в области разведки, контрразведки и оперативно-розыскной деятельности в стране и за ее пределами.

3. Сведения о финансово-кредитной, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства, преждевременное распространение которых может нанести ущерб его безопасности.

В соответствии с Законом о государственной тайне Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 29.05.2002) определен перечень из 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне.

Закон о государственной тайне обеспечивает защиту интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций посредством определения перечня информации, которая не может быть отнесена к государственной тайне. Это касается сведений об экологических катастрофах и стихийных бедствиях, о состоянии социальной сферы, об уровне преступности и фактах нарушения закона должностными лицами, а также некоторых других сведений. Данная норма Закона о государственной тайне корреспондирует со ст. 10 Закона об информации, определяющей круг сведений, которые не могут быть отнесены к категории информации ограниченного доступа, каковой является и государственная тайна.

В Законе о государственной тайне определяются полномочия органов государственной власти в деятельности, касающейся функционирования института государственной тайны.

Так, палаты Федерального Собрания РФ рассматривают статьи бюджета страны в части средств, необходимых для защиты государственной тайны. Помимо перечня относимых к государственной тайне сведений Президент РФ утверждает перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Органы государственной власти на федеральном и локальном уровнях, а также органы местного самоуправления в части делегированных им соответствующих полномочий обеспечивают выполнение мероприятий по защите государственной тайны, в том числе на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на подведомственной им территории. Президентом РФ утверждаются полномочия Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Основная функция этого органа - координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации по защите государственной тайны.

Следующая составляющая института государственной тайны - это правовой механизм ограничения доступа к ней. Правительством РФ детально регламентирован порядок допуска должностных и иных лиц к государственной тайне. При этом Законом о государственной тайне установлена возможность проведения специальных проверочных мероприятий в отношении этих лиц. Без проведения таких мероприятий к государственной тайне допускаются члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной думы, судьи, адвокаты по делам, связанным с государственной тайной.

Процедура засекречивания представляет собой установление для информации одной из трех степеней (грифов) секретности: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно", критерием которых является степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае распространения этих сведений. Трем степеням секретности соответствуют три степени допуска должностных лиц к государственной тайне; при этом допуск к сведениям, имеющим гриф "особой важности", означает автоматический допуск к двум другим.

Следует отметить, что государственная тайна как информация существует исключительно в документированном виде, то есть фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Такими реквизитами являются: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации.

Закон регламентирует порядок оборота государственной тайны. Ее передача осуществляется после проведения соответствующей экспертизы и оформляется специальным соглашением. Новый хранитель сведений, составляющих государственную тайну, обязан соблюдать режим ограниченного доступа и защиты. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, также детально регламентирована Правительством РФ.

К государственной тайне может быть отнесена информация, являющаяся объектом собственности граждан и юридических лиц. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона об информации государство имеет право ее выкупа. Получивший соответствующую компенсацию бывший собственник информации обязуется не разглашать ее и после отчуждения. Статьей же 10 Закона о государственной тайне предусмотрен не выкуп, а засекречивание такой информации и компенсация ее собственнику материального ущерба, причиненного засекречиванием, то есть происходит не прекращение, а ограничение права собственности. Право собственности на информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, не может быть ограничено у иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена ими без нарушения российского законодательства.

Закон о государственной тайне определяет основания рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну (ст. 13): когда дальнейшая их защита становится нецелесообразной или когда Российская Федерация берет на себя международное обязательство по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну. Срок засекречивания не может превышать 30 лет, хотя в исключительных случаях он может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Не реже одного раза в 5 лет проводится оценка соответствующих сведений на предмет их соответствия критериям секретности. Решения должностных лиц по рассекречиванию государственной тайны согласовываются с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Законом о государственной тайне предусмотрено право граждан или юридических лиц ходатайствовать о рассекречивании государственной тайны. Соответствующее заявление должно быть рассмотрено по существу в течение трех месяцев, а результат его рассмотрения может быть оспорен в суде. Гражданам или юридическим лицам дано право оспаривать в судебном порядке и правомерность отнесения сведений к государственной тайне.

Технические средства защиты государственной тайны многообразны и подлежат обязательной сертификации. Надзор за соблюдением законодательства о защите государственной тайны возлагается законом на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

Уголовным кодексом РФ предусмотрено несколько составов преступлений, объектом которых являются правоотношения, связанные с государственной тайной:

Выдача государственной тайны, квалифицируемая как государственная измена (ст. 275). Субъектом этого преступления может быть только гражданин Российской Федерации;

Шпионаж (ст. 276), субъектом которого может быть иностранный гражданин либо лицо без гражданства. Объективной стороной данного состава являются передача, сбор, похищение или хранение информации, содержащей государственную тайну, в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. Оба преступления являются умышленными.

Уголовная ответственность предусмотрена также за разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены (ст. 283) и за утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284). В отличие от первых двух составов эти преступления могут быть с субъективной стороны и неосторожными, а их субъектами - лица, имеющие допуск к государственной тайне.

КоАП РФ содержит новеллы об административной ответственности за деятельность в сфере защиты информации, составляющей государственную тайну. Это может быть нарушение условий, предусмотренных лицензиями на проведение работ, связанных с использованием и защитой государственной тайны, на создание средств соответствующей защиты, на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны (п. 3 ст. 13.12), либо использование несертифицированных средств соответствующей защиты (п. 4 ст. 13.12). Административная ответственность также предусмотрена за деятельность в области защиты государственной тайны либо за создание соответствующих средств защиты без лицензии (п. 2 ст. 13.13). Субъектами административной ответственности могут быть как физические (должностные), так и юридические лица.

В судебной практике неоднократно возникали вопросы по поводу применения статей 21 и 21.1 Закона о государственной тайне, определяющих порядок допуска к государственной тайне. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П был разъяснен их конституционно-правовой смысл: неправомерны отказ обвиняемому (подозреваемому) в участии в деле выбранного им адвоката по мотиву отсутствия у последнего допуска к государственной тайне или предложение выбрать адвоката из числа лиц, имеющих такой допуск. Определения Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 314-О и N 293-О содержат аналогичные указания в отношении адвоката или представителя со стороны истца или ответчика в гражданском или арбитражном процессе.

К сожалению, отдельные нормы, касающиеся государственной тайны и содержащиеся в законах, напрямую не регулирующих соответствующие правоотношения, сформулированы не всегда корректно. Так, в новой редакции Таможенного кодекса РФ, вступающего в силу с 2004 года, из контекста ст. 10 следует, что государственная тайна является в том числе "другой конфиденциальной информацией". Аналогичная формулировка содержится, например, в ст. 8 Закона об участии в международном информационном обмене. Между тем Закон об информации в ст. 10 разделяет документированную информацию с ограниченным доступом по условиям ее правового режима на информацию, содержащую государственную тайну, и конфиденциальную информацию. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, не включает государственную тайну. Правоотношения по поводу государственной тайны, как указано выше, регулируются отдельным обширным институтом соответствующих правовых норм: помимо базовых Законов термин "государственная тайна" упоминается более чем в 100 федеральных законах и более чем в 400 подзаконных актах. Конфиденциальная же информация имеет иной правовой режим.

Таким образом, институт государственной тайны на сегодня является основной составляющей системы информационной безопасности, которая, в свою очередь, занимает ведущее место в системе национальной безопасности государства.

Защита государственной тайны - не только правовая, техническая, но и культурологическая проблема. Решение ее зависит от уровня информационной культуры в обществе. Неотъемлемой частью этой культуры является восприятие легитимности и обоснованности установления правовых регламентов в отношении информации ограниченного доступа, в том числе и государственной тайны, а также осознание того, что эффективность функционирования института государственной тайны - одно из условий деятельности самого государства, обеспечения его суверенитета, реализации его претензий на достойное место в мировом сообществе.