Подробный анализ стихотворения "дума" лермонтова. Стихотворение "Дума" Лермонтова: анализ

«Дума» Лермонтова была написана в 1838 году, в то время когда писатель возвратился из ссылки. Стихотворение написано в поэтической форме, широко используемой в то время поэтами-декабристами. По жанру произведение, так же как и «Смерть поэта», принадлежит к элегии-сатире. Михаил Юрьевич в «Думе» упрекает свое поколение в малодушии, бездействии и равнодушии. Молодые люди осуждают ошибки поколения «отцов», но сами не делают ничего, отказываясь от борьбы и не принимая участия в общественной жизни.

Главная тема стихотворения

«Дума» Лермонтова свою сатиру направляет не на придворное общество, на которое раньше был зол поэт, а на всю дворянскую интеллигенцию 30-х годов XIX века. Писатель дает характеристику всему поколению, к которому принадлежит сам, не зря он использует местоимение «мы». Михаил Юрьевич и себя упрекает в бездействии, приравнивает к беспомощным и жалким людям, ничего не сделавшим для потомков. Поколение 1810-1820-х годов было совершенно другим, из него выросли свободолюбивые декабристы, пусть они ошиблись и жестоко за это поплатились, но они хотя бы попытались изменить страну к лучшему.

Поэт искренне сожалеет, что не родился на несколько десятилетий раньше, ведь его современники скучны и бесполезны для общества. Они не интересуются искусством или поэзией, не разговаривают о добре и зле, всеми силами пытаются сохранять нейтралитет и не провоцировать гнев власти, отошли от общественной жизни, заняв себя «бесплодной наукой», а ведь совершенно не этого хотел Лермонтов. «Дума», тема которой раскрывает характер всего поколения 1830-х годов, посвящена общественному поведению человека, она является криком измученной души поэта.

Созерцание прошлого, настоящего и будущего

«Дума» Лермонтова ясно показывает, как писатель относится к поколению «отцов», современникам и потомкам. Михаил Юрьевич восхищается смелостью и отвагой декабристов, пусть они ошиблись, но их героические подвиги оставили свой след в истории страны, всколыхнули общественность, положили начало народному протесту против тирании власть имущих. В то же время современники Лермонтова ни в чем не ошибаются, но они ничего и не делают. Душа поэта рвется в бой, он желает что-то изменить, выразить свой протест, но не видит единомышленников, а в одиночку бороться бессмысленно. «Дума» Лермонтова является сожалением о бездарно прожитом времени.

Гражданский суд над современниками

Чтобы сделать стихотворение более ярким и доступнее выразить свою мысль, автор использовал обнажающие эмоции эпитеты, меткие метафоры, слова в переносном значении. Каждое четверостишие является законченной мыслью. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» осуждает интеллигенцию 1830-х годов, живущую «поздним умом отцов». Декабристы обожглись и были жестоко наказаны за непослушание, следующее поколение признало борьбу бесполезной и примирилось с порядком вещей. У образованных людей нет твердых убеждений, целей, принципов, привязанностей, они идут ровной дорогой, но вот смысла в этом нет. Лермонтов очень огорчен этим и упрекает себя в бессилии и бесполезности.

Дума _ распространённая поэтическая форма в литературе XIX века. Этот жанр широко использовали поэты-декабристы, особенно популярны были «Думы» К. Ф. Рылеева. Однако вокруг жанра «Думы» М. Ю. Лермонтова сразу же разгорелись жаркие споры. Выдающиеся литературные критики давали произведению самые разноречивые оценки: В. Г. Белинский утверждал, что «Дума» есть сатира», С. П. Шевырёв писал, что стихотворение Лермонтова — «ужасная эпитафия молодому поколению».

Перед нами не традиционная элегия, а некое смешение стилистических пластов: кроме печального рассуждения, в стихотворении звучит и гневное обличение, и язвительные насмешки, и страстный призыв к молодому поколению, В «Думе» есть сатира, как и в стихотворении «Смерть Поэта». Только сатира здесь направлена не на великосветское общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 1830-х годов.
Можно сказать, что стихотворение «Дума» — это
гражданский суд Лермонтова над своим поколением.
И это не взгляд со стороны, а откровение человека,
принадлежащего к тому же поколению. Гражданская
тема для поэта глубоко личная, выстраданная.
Лермонтов не отделяет себя от своих соотечественни-
ков — он употребляет местоимение мы.
В стихотворении раскрывается трагедия людей, об-
речённых состариться «в бездействии» «под бременем
поананья и сомненья » Лермонтов видит причину
этой трагедии в общественной обстановке в России
после восстания декабристов, когда наступила эпоха
безверия и бесцельного существования, когда люди
таили даже от близких и друзей « надежды лучшие и
Голос благородный». Это время, когда молодые люди

разуверились в идеалах, в которые верили их отцы,
они «богаты ошибками отцов».
Поэт обвиняет своих современников в постыдном
равнодушии к добру и злу, в трусости и раболе-
пии перед властью, в неспособности испытывать
радость жизни и чувствовать красоту искусства.
Общественная пассивность людей 1830-х годов свя-
зана с их позорным малодушием:
к добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Мысль о бездействии поколения многократно
варьируется. Стихотворение приобретает не только
скорбный, но и едко-иронический тон. Передавая
пустоту бесцельного существования, поэт использует
двойное сравнение:
и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на прааднике чужом.
Образы «ровный путь» и «чужой праздник» кон-
кретны, эмоциональны и вызывают у читателя чув-
ство грусти и сожаления.
Автор употребляет так называемую философскую
и гражданскую лексику, слова: познание, сомненья,
власть, судья, гражданин, грядущее, поприще. Но
стихотворение звучит очень эмоционально, потому
что написано в романтической традиции и насыщено
выразительными метафорами (иссушили ум наукою
96

бесплодной; чаша наслажденья; царствует холод;
огонь кипит в крови) и эпитетами (плодовитая
мысль; восторг сладостный).
Выразительный эффект достигается употреблением
антонимов — слов с противоположным значением:
ненавидим — любим; холод — огонь. Поэт часто ис-
пользует слова и выражения в переносном смысле.
Например, состариться означает не только физи-
ческую, но и духовную старость, а ровный путь
без цели — это равнодушие и апатия, отсутствие
жизненных тревог.
Гипербола «Богаты мы, едва из колыбели» харак-
теризует раннее наступление зрелости поколения,
«разбуженного выстрелами на Сенатской площади»
(А. Герцен). Эта мысль о ранней зрелости поколения
получает в четвертой строфе образное воплощение в
сравнении-метафоре: « тощий плод».
Поэт высказывает беспощадную правду не о чём-то
постороннем и чуждом, а о том, что ему дорого и кров-
но близко. Это делает произведение трагическим.
Передовые люди 1830-1840-х годов увидели в
«Думе» выражение собственных мыслей и чувств и
нередко цитировали лермонтовекие строки в своих
письмах и дневниках. «Эти стихи писаны кровью;
они вышли из глубины оскорбленного духа, — пи-
сал Белинский, — это вопль, это стон человека, для
которого отсутствие внутренней жизни есть зло,
в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! .. И
кто же из людей нового поколения не найдет в нём
разгадки собственного уныния, душевной апатии,
пустоты внутренней и не откликнется на него своим
воплем, своим стоном?.»

Михаил Лермонтов прославился среди потомков не только любовной лирикой и поэмой о свободолюбивом юноше, но и серьезными философскими стихами о наболевших проблемах и острых вопросах. Одним из таких произведений Многомудрый Литрекон считает «Думу» и предлагает вам обратиться к ее анализу.

Стихотворение «Дума» было создано в 1838 году. Оно относится к зрелой лирике поэта (на тот момент ему было 24 года). В этот период он все чаще рассуждает в своих шедеврах над темой поколения, осуждает своё настоящее и презирает будущее.

История написания произведения тесно связана с тем, что чувствовал Михаил Лермонтов в первой кавказской ссылке. Там он не находил взаимопонимания с коллективом, был белой вороной среди черной стаи. Молодые офицеры поразили его своим равнодушием к жизни страны, своей апатией и праздностью. Пылкие речи поэта были чужды им, и юный дворянин замкнулся в себе, изливая горечь одиночества на бумагу. Он был настроен оппозиционно по отношению к действующей власти и к конформистскому обществу, которое ее поддерживало.

Жанр, направление, размер

Стихотворение трудно отнести к определённому жанру, оно совмещает в себе как черты элегии, так и сатиры.

  1. Первый жанр проявляется в размере и композиции произведения. Оно написано шестистопным ямбом , разделено на пять строф, четыре из которых состоят из восьми строк, одна из двенадцати. Такой объём прибавляет «грузность» стихотворению, создаёт медленность прочтения.
  2. Второй жанр раскрывается в направлении, тематике. Автор обличает пороки окружающего общества, с язвительностью и негодованием рассуждает о прошлом и будущем.

Образы и символы

  • В бездеятельности поколения лирический герой винит «ошибки отцов». Под этим образом скрывается восстание декабристов 1825 года. Горькая попытка предков изменить своё положение научила будущее поколение не высказывать своё мнение, не стремится к справедливости. Потому с ранних лет их жизнь томит как «ровный путь без цели», а перед опасностью они «позорно малодушны».
  • Лирический герой является частью своего поколения, поэтому везде пишет «мы». Но его отличает печаль, с которой он смотрит на недостатки своих ровесников. Он задумывается о будущем и грустит, что ничего не сможет оставить потомкам. Значит, его отличает сознательность, с которой он прозябает в праздности. Но он не властен над своей судьбой: таково ярмо его времени. Он – игрушка в руках рока и заложник паутины исторических и социальных закономерностей.
  • Образ толпы раскрывается как бездушная масса людей, существующая без духовных ценностей, без высших стремлений. Однако лирический герой и себя относит к ней. Он понимает, что связан неразрывной нитью с окружающим обществом. Историческое прошлое обусловило эту нить.
  • Символ раннего плода отражает состояние поколения, о котором пишет поэт. Эти люди рано взрослеют и столь же рано увядают, но толку от их созревания нет, ведь они бесполезны, будто фрукт, лишенный вкуса и запаха. Праздность губит их ум, а несвобода разлагает их души.
  • В глаголах «иссушили», «извлекли (сок)» автор выражает сущность увядания своего поколения. Весь сок жизни, свои чувства они скрывают и умеряют, чтобы не быть осмеянными лицемерным обществом.

Темы и настроение

Тематика произведения М. Лермонтова довольно-таки богата, хоть стихотворение и не отличается большим объемом.

  1. Основная тема стихотворения — сущность современного человека. Лирический герой скептически относится к своему поколению, он не видит его будущего. По его мнению, современное общество ведёт бессмысленное существование, ведь оно равнодушно и к добру, и к злу, у него нет принципов и целей, ради которых стоит жить.
  2. Также затронута тема преемственности поколений. «Ошибки отцов» повлияли на «младое племя». Их опыт привёл к бездействию «детей», отсутствию стремления к знаниям, к прогрессу. Лирический герой переживает за духовное наследие, которое оставит их век.
  3. Лермонтов дал исчерпывающую характеристику своему времени, затронув тему власти и выразил свое презрение к ней. Современников он назвал презренными рабами и не случайно, ведь после декабристского восстания дворяне больше не участвовали в жизни страны, закрылись в ограниченном мирке удовольствий и радостей своего положения, чтобы не замечать общественных проблем.
  4. В стихотворении преобладает настроение тоски, сожаления, ощущение безысходности. Лирический герой язвительно обличает пороки своего времени, причисляя и себя к тем, кого он обвиняет.

Проблемы

Проблематика произведения тесно связана с идеей и говорит о том, что же поэт осуждает в людях, за что корит их.

Стихотворение относится к философской лирике, потому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к тому, что несмотря на скрытые душевные порывы, его поколение обречено на неплодотворное существование. Оно не принесёт никакой пользы потомкам, ведь живет без любви, без высших стремлений, без тяги к наукам. Это и есть главная мысль текста.

Смысл, вложенный в эти строки, поэт будет развивать и дальше. Продолжением его размышлений на этот счет является роман «Герой нашего времени», где лицом поколения становится безнравственный циник Печорин, чья жизнь не имела смысла. Все его выдающиеся способности были растрачены на мелочи.

Средства художественной выразительности

Поэзия Лермонтова богата средствами художественной выразительности, которые помогают придать мелодичность строкам, увидеть равнодушные глаза лирического героя, полные презрения и тоски.

Метафоры — неотъемлемый троп многих произведений. В каждой строфе можно увидеть скрытое сравнение, необычный оборот речи.

Так, в первом восьмистишии лирический герой во фразе «Богаты мы, едва из колыбели/ Ошибками отцов…» выражает преемственность молодого поколения и пагубное воздействия на него опыта предков. Далее он сравнивает жизнь с пиром «на празднике чужом». В этой фразе выражается равнодушие к жизни, отсутствие стремления ко всякой деятельности.

И ненавидим мы, и любим мы случайно/ Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви/ И царствует в душе какой-то холод тайный.

Также важную роль играют эпитеты. Они выражают презрение героя к прошлому и настоящему: «презренные рабы», «бесполезный клад», «ребяческий разврат», «толпой угрюмою».

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Если пушкинские стихотворения полны светлых надежд, то в стихах Лермонтова, по замечанию Белинского, «уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но есть вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…». Причины лермонтовского пессимизма многосторонни. Здесь сказалась и сама эпоха 30-х годов, время «печального холопства», и особенности мировосприятия поэта-романтика, и особенности душевного склада Лермонтова, его внутренняя противоречивость, чувствительность, одиночество, «болезненная живость «аффективной памяти». Все это породило в поэте особый интерес к теме героического прошлого России («Бородино», «Песня… про купца Калашникова»), которому он противопоставляет бесславное настоящее. Необычайно остро мотив этот мы ощущаем в стихотворении «Дума», где поэт критически оценивает, судит свое поколение, живущее в «бездействии», в безыдейности.

Стихотворение было написано в 1838 году в Петербурге. Основная тема его – тема современного поэту поколения. Дума – жанр, привнесенный в русскую поэзию декабристами. Предшественником Лермонтова является К.Ф. Рылеев, автор сборника «Дум». Стихотворение мы можем отнести к гражданской и философской лирике. Критики по-разному определяли жанр произведения. В.Г. Белинский называл лермонтовскую «Думу» сатирой. «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?.. Если под сатирою разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, – то «Дума» Лермонтова есть сатира…», – писал критик. С.П. Шевырев называл произведение эпитафией, У.Р. Фохт – социальной элегией, другие критики видели в ней реквием современному поколению. Думается, произведение синтезирует черты всех этих жанровых форм.

Попробуем проанализировать стихотворение более подробно. Первое четверостишие играет роль пролога ко всему произведению. Это тезис, который затем будет развит поэтом:

Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…

Далее мы видим развитие тезиса, автор доказывает, что у его поколения нет будущего. Современники поэта оказалось пассивными, не способным к действию, к борьбе. Они повторяют «ошибки отцов», жизнь их пуста и бесцельна, они «постыдно равнодушны» к добру и злу, «позорно малодушны» перед опасностью, не способны противостоять гнету власти. Жизнь этого поколения бесполезна:

Как тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!

Пятое – девятое четверостишия играют роль антитезиса. В тексте есть отрицательные частицы «не» и «ни», предлоги «без» (со значением отсутствия), глаголы в форме прошедшего времени. Жизнь современников поэта бесполезна. Ум этих людей иссушен «наукою бесплодной», юные силы – растрачены, живые, подлинные чувства – загублены. Поколение поэта равнодушно к созданиям искусства, к мечтам поэзии. Чувства людей 30-х годов, их суждения лишены самостоятельности, зависят от внешних обстоятельств. Душевная холодность сочетается в них с избытком энергии, с неуемной жаждой жизни:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Образ поколения, созданный Лермонтовым, перекликается с образом Печорина («Герой нашего времени»). Печорин – это также портрет, «составленный из пороков целого поколения». Имея незаурядные способности, ум, волю, он не может реализовать себя в жизни, не имеет в ней цели, не видит смысла. Душа Печорина испорчена светом, он «томится жизнью, презирает ее и самого себя… носит в себе какую-то бездонную пропасть желаний и страстей, ничем ненасытимых», и вместе с тем он «гонится за жизнью, жадно ловит ее впечатления, безумно упивается ее обаяниями…». Печорин не способен к любви, дружбе, он ни во что не верит, надеясь лишь на самого себя. Окружающим он приносит лишь несчастья, да и сам так и не находит спасения ни в чем и ни в ком. Печорин умирает в Персии, не оставив никакого следа в жизни, кроме нескольких страниц своего дневника. Здесь у Лермонтова возникает мотив нарушения преемственности поколений, мотив чудовищного разрыва «отцов» и «детей».

В седьмом – девятом четверостишиях поэт обозначает результат, следствие равнодушия, душевной холодности и бездействия поколения 30-х годов. Этим следствием становится «бесславная жизнь»:

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Десятое и одиннадцатое четверостишия – это эпилог в развитии чувства, подведение итогов. Поколение 30-х годов – потерянное поколение. Оно ничего не наследует у своих предшественников, и вместе с тем ему нечего завещать потомкам.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Здесь поэт предъявляет требования не только бездействующему, пассивному поколению, но и самой эпохе, которая не дает людям раскрыть свои таланты, способности, устремления. Стихи здесь становится декламационными, приобретают ораторский пафос.

Композиционно мы имеем здесь развитие одной темы – темы поколения 30-х годов. Начиная с конкретной характеристики поколения, Лермонтов в финале выходит на более широкий тематический уровень – след, оставленный этими людьми в мире, в жизни, роль поколения в истории. В стихотворении выделяются три части. Первая часть – это задавание темы, общая обрисовка поколения. Здесь поэт пока еще отделяет себя от этих людей – здесь выделяются «я и они». Во второй части это противопоставление снимается – «я» и «оно» (поколение) здесь объединяются в «мы». Как замечает Ю.М. Лотман, центральная часть стихотворения построена на контрастах и оксюморонах: «В начале поприща мы вянем без борьбы», «И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови». Третья часть – заключительная. Это обобщение, вывод из рассуждений центральной части. И в начале стихотворения, и в финале его возникает тема будущего – в этом смысле, думается, мы можем отметить подобие кольцевой композиции.

«Дума» представляет собой сложную метрическую конструкцию. В ней шестистопные ямбические стихи сочетаются с отдельными пятистопными и четырехстопными, которые либо начинают, либо замыкают строфу. Тем самым выделяясь на фоне шестистопных строк, они становятся самыми «заметными», самыми «ударными» – в полном соответствии с содержанием. В «Думе» мы находим эпитеты, придающие стихотворению эмоциональность: «презренные рабы», «пришлец осиротелый», «наукою бесплодной», «надежды лучшие», «голос благородный», «холод тайный», «толпой угрюмою и скоро позабытой», «насмешкой горькою». Этой же цели способствует и двойное сравнение: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом». Образность стихотворения усилена романтическими метафорами («В начале поприща мы вянем без борьбы», «Мы иссушили ум наукою бесплодной», «тощий плод», «чаша наслаждения»), гиперболой («Богаты мы, едва из колыбели»). Обличительные интонации, ораторский пафос стихотворения, публицистичность – все это требовало «высокой» лексики. Лермонтов использует слова «высокого» стиля: «грядущее», «под бременем», «презренные», «поприща», «прах», «гражданина».

Стихотворение было высоко оценено современниками поэта. Вот что писал об этом произведении В.Г. Белинский: «Лермонтов вышел снова на арену литературы со стихотворением «Дума», изумившим всех алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти… Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!..»

ХIХ век, а точнее его первая половина славится появлением огромного количество литературных творений, которые были созданы великими мастерами и поэтами.

Именно в это время на арену славы выходят стихотворения и произведения таких известных авторов, как Лермонтов, Пушкин, Гоголь. Сколько же интересного мы узнаем из их произведений, сколько в них жизни и реальности.

Одной из таких работ является «Дума», написанная М.Ю. Лермонтовым. Его кумиром и учителем был всеми любимый Пушкин. Но, как не странно, Лермонтов не стал подражать ему. Он не использовал тех радостных, красочных приемов, которыми апеллировал Пушкин.

В стихотворениях Лермонтова мы можем проследить некую отчаянность, разочарование во всем окружающем, ненужность чувств, а точнее их невостребованность.

Все это связано не только с тонким, особенным, своеобразным внутренним миром поэта. Тогдашняя обстановка в обществе, в стране, после разгрома декабристов, привела ко всему этому. В то время запрещенным стало практически все. Поэтому, Лермонтов и впал в такие унылые раздумья. На их основе и была создана великая «Дума».

Главная идея стихотворения пытается раскрыть жизнь того общества, которое утратило всякую духовность и внутренние человеческие качества. Мир поглотило безразличие. Об этом нам говорят вот такие сроки:

«Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее – иль пусто, иль темно».

Мы видим, что обращение автора идет именно к молодым поколениям, которые совершенно не задумываются над своим будущим. Что же их тогда может ожидать впереди? Поэта просто задевает чувство равнодушия. Оно заполонило все пространство. Люди, соседи, сверстники поэта не различают ни плохое, ни хорошее:

«К добру и злу постыдно равнодушны
В начале поприща мы вянем без борьбы
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы».

Великий автор просто ошеломлен той бесполезностью, которая исходит от окружающих. Они ничего не создают, после них не останется ни следа. Наши последователи не смогут воспользоваться ничем полезным после такой бездеятельности. А как же несамостоятельно нынешнее общество, насколько все наиграно и придумано – и действия, и эмоции:

«И ненавидим мы, и любим мы случайно
Ничем ни жертвуя ни злобе, ни любви, …»

Если провести аналогию и сделать анализ главного героя романа «Герой нашего времени», то мы увидим все–то, о чем написано выше.

Печорин – основной персонаж сюжета – умен, силен, наблюдателен. Но, внутри он пуст, он не может использовать свои эмоции и чувства. Его душа опорожнена. Вот о чем пишет Лермонтов, вот что он хочет донести до каждого из нас. Эту же идею мы улавливаем, изучая и «Думу». Молодежь 30-х годов проживает жизнь бесследно:

«Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа, …»

В данном творении автора, особый оттенок словам и выражениям придают специальные эпитеты, которые наполняют глубоким смыслом строки четверостиший. Примером являются такие фразы: «наукою бесплодной», «насмешкой горькою», «презренные рабы». Для повышения эмоционального влияния на читателей, Лермонтов использует слова «высокого значения»: «прах», «грядущее», «поприща».

Все эти приемы позволяют создателю действительно произвести впечатление на окружающих, донести ту идею, которая так бурлит в нем, открыть глаза на происходящее. Именно его деятельность позволила оставить в нашей памяти 30–е годы. Именно его работы стали памятными и значимыми для последующих поколений.