Почему раскольникова мучает совесть. Осознание собственной вины раскольниковым. «Совесть» в русской литературе: «Преступление и наказание»

Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?

    Главный герой, Родион Раскольников, является бедным студентом с тяжлым характером, но в тоже время он довольно умн. Его постоянно преследует мысль о том, что: почему же некоторые люди считают себя лучше остальных, почему им позволено больше чем остальным, почему они сильнее, почему они могут совершать какие-то поступки и не спрашивать ни у кого мнения. Раскольников в итоге приходит к выводу о том, что просто у этих некоторых людей просто больше смелости, вот они и пользуются всеми возможностями этого мира. И он решил, что такие сверхлюди могут убить других бесполезных людей (слабых, никчмных, трусливых). И эта идея его долго глодала. В итоге Раскольников решился на преступление - на убийство старушки-процентщицы. В итоге он зарубил е топором и под руку попалась ещ и Ална - сестра старухи.

    Совершив убийство, он скрылся. Но после в нм взыграла совесть. Он не мог нормально спать, он даже днм не мог отдохнуть из-за навязчивых мыслей. Его идея о сверхчеловевке, стала для него мучением. Раскольникова начали терзать ужасные сомнения в правильности его поступка: он начал понимать, что не должен был всего этого совершать. Позже он встречает Соню - милую, добрую и милосердную девушку, которая также мучается угрызениями от того, что подрабатывает проституткой. Раскольников рассказал вс ей о свом страшном поступке и она подтолкнула его к тому, что надо признаться и тогда станет легче. В итоге Раскольников сдался полиции, его сослали на каторгу, но в душе ему действительно стало легче. Раскольников вс осознал, он понял, что сверхчеловек - это придуманная им история, что люди не должны убивать. Человек должен оставаться человеком всегда. Он покаялся и хотя бы ссылкой решил искупить свою вину.

    Достоевский представил нам величайший роман времени Перступление и наказание . Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы.

    Раскольников, главный герой романа, совершает тяжелое преступление, убивает старуху-процентщицу. Но он, как считает, делает это из высоких побуждений. Так он хотел убить зло, развращающее людей. Но он ошибся. Убив человека, нельзя убить все злое на земле. Он пошел неверным путем.

    Позже Раскольников осознает это, он чувствует укоры совести. В итоге он встает на верный путь раскаяния в конце романа.

    Такой я вижу проблему совести в романе Преступление и наказание .

    В одном из своих писем Достоевский охарактеризовал свой роман как психологический отчет преступления. Почему, убив двух человек, Раскольников не в состоянии более жить привычной жизнью, почему не может успокоиться, что ежедневно гнетет и мучает его и, в конце концов, заставляет сознаться. Ответ прост - совесть. Именно ее он не учел в своих расчетах. Главный герой вдруг совершенно осознанно понимает, что не может так жить, что примирение с самим собой невозможно без примирения с Богом. Что, переступив черту, от отрезал себя от всего того, что он так болезненно, с таким надрывом любил. Убив старуху-процентщицу и ее сестру, он убил что-то в самом себе, что-то настолько ценное и необходимое, без чего его жизнь потеряла всякий смысл.

    И тут мы сталкиваемся с таким феноменом как гуманизм Достоевского. Писатель четко дает понять: герой не потерян для общества, проводя параллель с библейским сюжетом воскрешения Лазаря, он дает нам понять, что возрождение Раскольникова тоже возможно, но оно произойдет только тогда, когда герой найдет в себе силы, чтобы примириться с Богом и с людьми.

    Главный герой этого произведения, Родион Раскольников решил убить вредную и алчную старуху-процентщицу, от которой всем окружающим было только горе. Убивает е Раскольников не из алчности, а руководимый такой мыслью, что миру станет лучше без не. То есть решил сам творить судьбу людей, и в результате пришл к мысли, что сильной и властной личности вс позволено ради благородной идеи.

    Потом Раскольников понял, что сам нарушил этим убийством нравственный закон, который есть в каждом человеке с самого момента его рождения. В результате чего стал испытывать сильные нравственные муки.

    Под конец главный герой пришл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению.

    Изначально главный герой вообще не думает о совести - он создает план. Спустя некоторое время, просыпается совесть героя в виде его хвори. Позже и в виде снов.

    Убийство он совершал по плану, но чувствуя смятение, заболел еще сильнее и даже бредил.Когда он немного обдумал вс, то стало лучше. Но он во всм видел подозрение окружающих в свою сторону - этим Раскольников довел себя до опустошительной депрессии. От этого всего и в Бога поверил.

    Но потом парень осознал, что мук этих не избежать до того момента, пока не признаешь их - он признался.

    Тяжело Родиону было в тюрьме, но там он уже смог открыть сердце для любви и даже планировал, как в 32 года начнт иную жизнь.

    В романе Достоевского раскрыто обычное для человека неприятие преступления, убийства живого существа. Писатель специально выводит в роли жертвы существо мелкое и ничтожное, но словно для облегчения морального прозрения героя добавляет в сюжет случайную жертву - сестру Алены Ивановны. Кто знает, мучился бы Родион так же если бы второй жертвы не было? Но не только убийство раскрывает проблемы взаимоотношений человека со своей совестью. Вся жизнь Родиона - это сплошные муки совести, за преступление которое он совершил, за преступления которые совершают другие, за свое бессилие перед жестокостью и пороками мира. Вспомните мечты Раскольникова об идеальном обществе, Египетском оазисе доброты. Это тоже совесть, ее проявления. Раскольников не разучился сострадать, его преступление выглядит случайным, но и закономерным, попыткой сопротивления мировому злу, которую герой решает предпринять негодными средствами. Хочется надеяться, что любовь в конце романа направит Раскольникова на верный путь, примирит его совесть с внутренним миром, научит его счастью.

  • В романе Достоевского раскрыто обычное для человека неприятие преступления, убийства живого существа. Писатель специально выводит в роли жертвы существо мелкое и ничтожное, но словно для облегчения морального прозрения героя добавляет в сюжет случайную жертву — сестру Алены Ивановны. Кто знает, мучился бы Родион так же если бы второй жертвы не было? Но не только убийство раскрывает проблемы взаимоотношений человека со своей совестью. Вся жизнь Родиона — это сплошные муки совести, за преступление которое он совершил, за преступления которые совершают другие, за свое бессилие перед жестокостью и пороками мира. Вспомните мечты Раскольникова об идеальном обществе, Египетском оазисе доброты. Это тоже совесть, ее проявления.

Как раскрывается проблема совести в романе «преступление и наказание»?

  • Проблема совести: аргументы
  • Проблема совести: аргументы.


    примеры из художественной литературы

  • Внимание

    Проблема совести. сочинение егэ

  • Вы точно человек?
  • Преступление и наказание проблема совести аргумент
  • Преступление и наказание проблема совести аргументы
  • Проблема совести в романе ф.м.


    достоевского «преступление и наказание»

    Еще один пример Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу.

    Эти книги он мог прочесть самостоятельно. К примеру, роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему.
    У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов.

    Важно

    Понтий Пилат, один из главных действующих лиц произведения, не стал жертвовать своей карьерой, чтобы спасти невиновного Иешуа.

    Проблема совести в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»

    Постепенно к нему приходит понимание, что невозможно сделать мир справедливее, используя злые методы.

    Инфо

    Ведь жестокость порождает только новую жестокость. Соня Мармеладова помогает ему прийти к мысли о том, что человек должен меняться к лучшему изнутри.


    Только так можно повлиять и на мир вокруг, и на других людей.


    Этот роман является доказательством того, что совесть нельзя заставить замолчать.
    Она всегда знает, что правильно, а что нет. Все доводы разума бессильны против совести. И каждый человек в глубине души понимает, что совершать зло – это ложный путь.

    Но муки совести Родиона доказывают, что он был не настолько плохим человеком, каким хотел себя показать.

    И в будущем он наверняка смог измениться к лучшему.
    Под конец главный герой пришл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению.

    • Изначально главный герой вообще не думает о совести — он создает план.

      Спустя некоторое время, просыпается совесть героя в виде его хвори.

      Позже и в виде снов. Убийство он совершал по плану, но чувствуя смятение, заболел еще сильнее и даже бредил.Когда он немного обдумал вс, то стало лучше. Но он во всм видел подозрение окружающих в свою сторону — этим Раскольников довел себя до опустошительной депрессии. От этого всего и в Бога поверил. Но потом парень осознал, что мук этих не избежать до того момента, пока не признаешь их — он признался. Тяжело Родиону было в тюрьме, но там он уже смог открыть сердце для любви и даже планировал, как в 32 года начнт иную жизнь.

    Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Проблема совести в романе Ф.М.

    Достоевского «Преступление и наказание» Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

    • Краткое содержание
    • Полное содержание
    • Характеристика героев
    • Критические статьи

    Заказать сочинение Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа.

    Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Мы предлагаем вашему вниманию композиционный план для выпускного сочинения по русскому языку.Успокоение пришло к нему лишь тогда, когда сам Иешуа его простил и сказал, что казни и не было. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» Проблема совести рассматривалась автором и в этом бессмертном произведении. Главный герой эпопеи Григорий Мелехов руководил казачьей армией, когда шла Гражданская война. Лишился этой должности, потому что запрещал казакам заниматься грабежом и насилием. Если он и брал чужое, то только чтоб поесть и накормить лошадей. Заключение Проблема совести рассматривалась многими авторами на протяжении всего существования русской литературы. Если для вас данные аргументы показались неубедительными, то вы можете самостоятельно разобрать художественные произведения, где писатели затрагивали проблему совести:

    • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала совесть».

    Blog

    Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление.

    Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».

    Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?..

    то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!» Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность.

    Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно.

    Вы точно человек?

    Но, даже идя на каторгу, Родион не разуверился в собственной идее.Долгое время он переживал лишь из-за того, что он - не сверхчеловек, потому что его мучает совесть.

    Улик, по сути, не было, и Родион мог бы избежать наказания. Но окончательным толчком к признанию стало самоубийство Свидригайлова. Свидригайлов - преступник по сути, на его счету несколько загубленных жиз­ней.

    Он считает, что ему все дозволено, что он выше других, и в этом его позиция совпадает с теорией Раскольникова.

    Свидригайлов способен пойти на ложь, шан­таж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни.

    Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к само­убийству.

    Это - не только расплата за многие грехи, но и моральный крах.

    One more step

    Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!» Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность.

    Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое. На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека.

    Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека.

    Преступление и наказание проблема совести

    Именно совесть пробуждает разум Раскольникова, который был усыплен теорией «низших и высших людей».

    Одиозные мысли главного персонажа не позволяли ему трезво оценивать ситуацию, поэтому осознание произошедшего вдвойне ударило по душевному состоянию Родиона.

    Он не мог держать всей правды в себе, но при этом боялся сознаться в содеянном.

    Терзающая сердце совесть сводила с ума героя, ему казалось, что все кругом знают о преступлении, и скрывать это не имеет смысла.

    Лишь Соня Мармеладова, которая, несмотря на порочную профессию, обладала совершенной чистой душой, своим советом помогла Раскольникову сознаться и очиститься перед Богом.

    Но и сам Раскольников не всегда проходил мимо чужого горя. История с пьяной девочкой, гуляющей мимо Невы, доказывает, что душа персонажа еще жива и его совесть требует справедливости.

    Проблема совести преступление и наказание свидригайлов

    Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! / Сочинения / Достоевский Ф.М.

    Преступление и наказание / Проблема совести в романе Ф.М.

    Достоевского «Преступление и наказание» Скачать сочинение Тип: Проблемно-тематический анализ произведения Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление.

    Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог.

    Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

    Как раскрывается проблема совести преступление и наказание

    Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог.

    Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей.

    Жизнь - это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

    Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне.

    Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим.

    Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.

    И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете. На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других.

Кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть .

Роман Достоевского «Преступление и наказание» значительно более известен, поэтому, наверное, не стоит пересказывать его содержание.

Чем интересен этот роман в связи с рассуждениями о совести? Достоевский, еще находясь в ссылке и встречаясь с разного рода преступниками – этот опыт описан им в «Записках из Мертвого дома» – увидел, что преступники бывают очень разными: бывают те, кто совестью мучаются, а бывают те, кто вообще не задумываются о мучениях совести, те, кто позволили себе преступление «по совести» и совершенно спокойны. Эту идею он пытается развить и проанализировать в романе «Преступление и наказание».

Вся соль идеи Раскольникова в том, что человек может представить своей совести такие разумные, рациональные основания, что она позволит ему любой поступок. Большинство людей живет эмоционально, не осмысляя свои поступки очень глубоко. За какие-то поступки, которые они совершают, совесть их мучает, и они стараются их больше не совершать, за другие совесть их как-то ободряет, и они считают их положительными. Но Раскольников говорит: что если взять некоторую идею и положить ее в основание собственного поступка, то есть создать некую собственную нравственность. Так он и говорит: у людей, которые право имеют, есть своя нравственность, на то они и право имеющие, и, естественно, исходя из этой правды, совесть будет ориентироваться на другие критерии и тогда будет молчать, будет спокойна.

Мы видим, что люди, окружающие Раскольникова, удивляются, во-первых, тому, что он пытается позволить себе убийство по совести, а во-вторых, тому, что он действительно внутренне не ощущает этих совестных мучений. Например, Раскольников говорит: «О, тут мы при случае и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем […] свою собственную казуистику выдумаем […]и себя самих успокоим, убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели». По большому счету здесь он вскрывает сам механизм действия совести. Действительно, в определенной ситуации человек может так составить события, выдумать такую логику, внутри которой будут оправданы почти любые поступки. Мы видим, например, что убийство мы можем оправдать убийством на войне, жестокость можем оправдать некоторыми воспитательными мерами. По крайней мере, человек на это способен.

И вот мы видим, что Раскольников буквально отвергает совестные мучения и говорит, что это некоторая ошибка: «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? […] Тем, что он –злодеяние? Что значит слово “злодеяние”? Совесть моя спокойна». То есть первоначально состояние, в которое приходит Раскольников, – это состояние немой совести, когда он настолько убедил ее в своей правоте, что она молчит и не спорит, никак не пытается его укорить.

Глубина романа состоит не только во вскрытии некоторых совестных процессов, но и в том, что Евангелие может оказать на совесть героя исцеляющее влияние. Раскольников, даже находясь уже на каторге, считал, что он просто смалодушничал, что есть все-таки великие люди, которые могут себе позволить те или иные поступки сверх обычных людских поступков. Мы видим, как Соня, которая читаем ему Евангелие о воскресении Лазаря, этим рассказом как бы пробуждает его совесть. Более того, Раскольников, по всей вероятности, переживает некоторые изменения, но интересно, что они остаются за рамками самого романа. Мы видим, что его совесть пробуждается и он встает на путь покаяния, но этот путь покаяния, путь благодатный, который начинается с прочтения Евангелия, остается за границами романа и называется Достоевским другой историей: « А вот теперь начинается другая история». Мы уже не являемся ее свидетелями, и, может быть, это какой-то особый авторский умысел: показать, что дальнейшее возрождение совести с помощью Божьей – это некоторая тайна встречи человека с Богом.