Почему огонь для человека может быть врагом. Огонь - роль огня в жизни человека. Статистика по пожарам в посёлке Нижнетерянск

Равиля хакимова
«Огонь-друг, огонь - враг». Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе

Тема : «Огонь- друг , огонь враг »

Цель : Познакомить детей с историей возникновения огня, закрепить знания о роли огня в жизни человека.

Задачи :

1. Дать понятие детям, что огонь бывает другом , а бывает и врагом . Учить детей видеть, когда огонь друг , а когда враг .

2. Формировать умения реально оценивать возможную опасность, умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с огнем.

3. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Материалы к занятию : компьютер, презентация «Огонь – друг , огонь - враг » , выставка книг С. Маршака, картинки с изображением различных предметов.

Ход занятия

Воспитатель : (читает загадку) .

Красный язык дремать не привык.

Раз-два, слизал все дрова. (Огонь .)

Что это такое?

Дети : Огонь

Воспитатель : Ребята, верно…. Сегодня мы с вами поговорим об огне.

Воспитатель : Очень давно люди научились добывать огонь . Огонь верно служит человеку. Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.

Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода , помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.

Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше . Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу.

Но когда забывают об осторожности обращения с ним, огонь становится смертельно опасным. Огонь , выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения. Пожары могут возникать по нашей вине, или по халатности соседа, или по причине природной стихии (молния, землетрясение, неисправности электросети, и тогда врывается в наши судьбы, в судьбы целого народа огненная беда.

Сегодня занятие мне поможет провести один очень умный, маленький, и добрый сказочный персонаж – это домовой. Ребята, а вы знаете кто такой домовой?

Дети : Ответы детей

Воспитатель : Давным-давно, когда наши предки уходили из дома, они ни когда не закрывали свои дома, существовало, поверье что дом охраняет от воров, от пожаров, и других неприятностей домовой. Никто никогда не видел его, ну так как от делал только добрые дела позже его сделали сказочным персонажем.

Дымовёнок : Здравствуйте ребята, меня зовут Дымовенок. Как вы думаете почему у меня такое имя?

Дети : Ответы детей.

Дымовенок : Ребятки, назвали меня так, потому что я живу в ваших домах и охраняю их от пожаров. Всем известно с древности дыма без огня не бывает

– А сейчас я вам загадаю загадку, постарайтесь её отгадать :

«Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова».

Дети : Огонь

Дымовенок : Да, это – огонь . (Показываю символ огня.)

– А сейчас я вам расскажу сказку про огонь : «Огонь – друг , огонь – враг » .

«Жил-был Огонь . Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь , где хотел, по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого ». Как вы думаете, почему?

Дети : Он сжигал всё подряд.

Дымовенок : И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал : «Давай, Огонь , померимся силой» . Огонь отвечает : «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться» . А Человек настаивал на своём, Огонь и согласился . Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним . Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь : «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду» . Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом. Скажите, ребята, для чего человеку нужен огонь ?

Дети : Приготовить еду, согреться, заменяет свет – свечка.

Дымовенок : Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение.

Полыхает огонь и в печах на заводах, плавит металл, в других печах огонь варит стекло , из которого делают-выдувают красивые стеклянные изделия.

Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.

Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает наши дома, улицы.

– Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда снова может произойти беда.

Воспитатель :

– Ребята, а скажите от чего, может возникнуть пожар?

Дети : От спички, непотушенного окурка, газовой плиты, не выключенных электроприборов и т. д.

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар» .

Цель : использовать содержание произведения для формирования понимания опасности огня вырвавшегося из – под контроля; учить детей внимательно слушать друг друга, вступать в диалог, высказывать свое мнение.

Воспитатель. В городах есть дома, большие и малые. Люди в разных домах живут. Большие многоэтажные дома отапливаются батареями с горячей водой. А малые, частные дома чем отапливаются?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : Да, печкой. Печка такая уютная, теплая. А как вы считаете, печка может быть причиной пожара?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С. Мар-шака :

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила.

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок.

Воспитатель : Чем опасна печь в доме? Почему нельзя без разрешения взрослых трогать заслонку, открывать печную дверцу?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : Таким образом, не открывайте без разрешения взрослых печную дверцу. Оттуда может выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.

Дидактическая игра «Горит- не горит»

Цель : Формировать внимание речь, учить классификации предметов по признакам возгорания, развивать мелкую моторику пальцев.

Воспитатель : Ребятки, я предлагаю вам сыграть в игру «Горит- не горит» . Я буду называть разные предметы, если материал из которого состоит предмет горит, вы поднимаете руки и хлопаете в ладоши, если не горит руки ваши опушены вы топаете ногами. Всем понятно задание?

Воспитатель : Ребятки, мы с вами узнали, что огонь бывает добрый и злой, Дымовенок хочет напомнить вам правила обращения с огнем :

Дымовенок :

1. Что запомнить мы должны?

Спички детям не нужны….

2. Помните, дети пожары бывают,

Когда про включенный утюг забывают.

3. Сам к плите не прикасайся,

Лучше взрослых дожидайся.

4. Обожгли носы и щеки.

С фейерверком шутки плохи.

5. А ведь всех предупреждали

Чтоб свечей не зажигали.

6. Надо помнить, надо знать :

Пух опасно поджигать.

7. Гибнет лес, пропали звери –

Всех несчастий не измерить!

Воспитатель : Ребята, правил пожарных несложен урок,

Знай, выполняй их и помни, дружок!

Чтобы не было в доме беды,

Мы запомнить с тобою должны :

Чтоб пожаров и бед избежать,-

С огнем не пристало играть!

Воспитатель : Скажем спасибо Дымовенку, и попрощаемся с ним.

Дымовенок : До свидания ребята, до встречи на следующем занятии .

Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях - в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.

Роль огня в жизни первобытного человека

Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.

Укрощение огня человеком - довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица - они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления - молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.

После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.

Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом - использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.

Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.

Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку - больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.

Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.

Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности - его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.

Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное - он дал человеку возможность освоения новых земель.

Роль огня в жизни современного человека

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ - всего этого не было бы без маленькой искры.

На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его - плавит руду.

Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей - усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках - электрическая.

Огонь используется практически в любой человеческой деятельности - керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.

Или
нам
враг»
Беседа
В 4 классе
на тему: «Огонь

●закрепить ранее полученные знания и навыки учащихся по теме
“Правила пожарной безопасности”;
●расширить предоставления учащихся об опасностях, связанных с
огнём.
Задачи:
●понять как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни
человека;
●ознакомить с причинами возникновения пожара;
●познакомить с правилами осторожного обращения с огнём.
Учитель: Кирилюк Т.М.
Огонь – нам друг или враг
­ Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему. О чем пойдет речь, вы узнаете
отгадав загадку:
Красными платками в печке он горит.
«Будь со мною осторожен!»­
каждому он говорит.
Ты рукой его не тронь­
Больней крапивы жжет…(огонь)
­ Действительно, мы сегодня будем говорить об огне.
Слово «огонь» известно людям еще с древних времен. Давным–давно, когда люди еще
жили в пещерах и общались при помощи звуков и жестов, они научились добывать огонь.
Да, огонь
­ давний друг человека. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его
помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на
производстве.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с вами:
Гонит холод, гонит мрак,
Я приветливое пламя
Поднимаю, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Знают все человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!

­ Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая­пребольшая. Огонь может быть
другом.
Расскажите когда огонь­друг?
­ Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики и люди
других профессий.
Ты видел, как он управляет огнём?
Железная маска надета на нём.
Вот строится дом ­ посмотрим поутру.
Он в стёганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов...
Железо с железом он может сварить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг,
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом!
­ Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то я ­ огонь могу стать
страшным, коварным врагом. Я унесу миллионы человеческих жизней, сотру с лица
Земли большие города, и маленькие деревни.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
ученик:
подготовленный

­ Ребята, как вы думаете, от чего возникают пожары? (рассказываем о причинах
возникновения пожаров)
­ Да неосторожное обращение с огнём может привести к беде.
­ Но существуют люди, которые всегда придут на помощь и помогут потушить
разбушевавшийся огонь. Скажите что это за люди?
­ А какой номер нужно набрать, чтобы на помощь приехали пожарные?
Рассказывает

Если ты о пожаре услыхал ­
Скорей об этом дай сигнал.
Нужно смело трубку взять,
«01» суметь набрать.
И назвать ещё потом.
Адрес: улицу и дом,
И квартиру, где живёшь.
И ещё сказать: «Даю
Вам фамилию свою»,
Так же номер телефона,
У которого стою.
­ А теперь составим пословицы, которые помогут вам запомнить правила
противопожарной безопасности.

«Доскажи

Словечко». Тот кому попадет шар, должен быстро сказать последнее слово
Вы получите разрезные карточки, на которых находятся ­ левая и правая части пословицы.
Что нужно с ними сделать, чтобы получилась пословица?
1.Не шути с огнём – можешь сгореть.
2.Спички не тронь – в них огонь.
3.Жжется печь, её не тронь, потому что в ней огонь.
4.Пожар легче предупредить, чем затушить.
Игра

стихотворной строки и передать шар другому.
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,­
Там взовьется в небо шар,
Таи всегда грозить нам будет злой….(пожар).
Раз, два, три, четыре­
У кого пожар в…(квартире)?
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил…(утюг)?
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками … (играл)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над …(газом)?
Столб огня чердак объял.
Кто там спички… (зажигал)?
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег… (костер)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег… (траву)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …(предметы)?
Помни каждый гражданин
Этот номер …(01)
Дым увидел – не зевай
И пожарных …(вызывай)
­ Кто может назвать, какие предметы в доме являются пожароопасными?
­ В заключение нашего разговора я хотела бы посмотреть, как вы знаете основные правила
противопожарной безопасности. Я читаю вам четверостишия, а вы, если считаете, что
нужно поступить именно так говорите хором:
«Это ­ я, это ­ я, это­все мои друзья!», а если не согласны молчите.
1.Кто, задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От огня?
2.Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
3.Кто соседской детворе,
Объясняет во дворе,

МАОУ Омутинская средняя общеобразовательная школа №1

Исследовательская работа: Когда огонь - враг , друг, помощник.

Выполнил: Кузьмин Паша

Ученик 2-а класса

Руководитель: Беккер Вера Адамовна

с. Омутинское


Оказывается, приручив огонь, люди приобрели не только помощника, но и коварного врага.

Сильному и коварному сопернику человечества – огню я уделю внимание в своем исследовании.

Цель исследования – выяснить, чего «боится» огонь и как победить его.

Задачи исследования :

  • Узнать, что такое пожар, и какие условия необходимы

для горения.

  • Узнать с помощью экспериментов, какие вещества и предметы помогают бороться с огнем.

Что же понимается под словом пожар ?

Пожар – это неконтролируемый процесс горения , сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.


Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются на:

отдельные пожары – в отдельном здании или сооружении.

огненный шторм – особая форма распространения устойчивого пожара (более 90 % зданий или сооружений).

массовые пожары – совокупность отдельных пожаров, охвативших несколько зданий или сооружений (более 25 % зданий);


Для возникновения горения необходимы три основных составляющих:

  • Г орючее вещество :

дерево, бумага, бензин,

керосин, природный газ .

  • Источник воспламенения: искра или пламя спички, костра, горелка, непогашенный окурок.
  • Окислитель: кислород воздуха, химические соединения , содержащие кислород (селитра, азотная кислота), отдельные химические элементы (фтор, бром, хлор), вещества , содержащие кислород (порох, взрывчатые вещества, термит, целлулоид ).

Причины возникновения пожаров

  • - неисправность электрических приборов
  • - забыл выключить
  • - искра (печь, камин)
  • - легковоспламеняющиеся предметы
  • - игра со спичками
  • - керосин, бензин, газ

Вывод: Самые главные виновники пожаров – люди.


Тестирование

  • 1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
  • 02 газовая служба
  • 03 пожарная охрана
  • 04 скорая помощь
  • 2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
  • А – убежать
  • Б – закричать, позвать на помощь
  • В – вызвать пожарников по телефону 01
  • 3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
  • А – нужно выйти и посмотреть, где и что горит
  • Б - закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками
  • В - не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире



Огонь коварен

Бывает огонь другим

Не согреет ладошек он ваших

Превращает всё в пепел и дым

И жесток он… и грозен… и страшен! Для забавы, для игры… спичек в руки не бери! Коробка спичек хоть мала,

Но много может сделать зла!


Если вдруг пожар возник,

То звонить обязан вмиг,

Как и всякий гражданин

В часть к пожарным «01»


Вывод : Огонь стал могущим помощником для человека.

На огне мы варим пищу, отпугивает от хищников, спасает от холода, огню поклонялись, как божеству, о нём рассказывали легенды.

Сила огня движет и автомобили, и самолёты, и космические корабли.



Вывод : сильные возгорания хорошо тушить водой, небольшие возгорания можно потушить песком (землей) или плотной тканью (сукно, брезент).

Вода, земля, плотная ткань – враги огня


Эксперимент № 2

Оказывается в банке остался другой газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня. Когда мы накрыли свечу банкой, кислород в ней быстро выгорел и остался углекислый газ – еще один враг огня.


Вывод : значит, для борьбы с огнем можно использовать углекислый газ. При тушении пожаров пожарные используют газовые баллоны, наполненные углекислым газом. Такие баллоны есть и у нас в школе.


Эксперимент №3

Вывод: при поступлении свежего воздуха огонь начинает гореть с новой большей силой. Вот почему во время учебной эвакуации учитель закрывает окна и дверь – нельзя допустить проникновения свежего воздуха в помещение, где находится очаг возгорания.


Эксперимент №4

Вывод: огонь и дым стремятся вверх. Вот почему в

задымленном помещении нужно передвигаться не

в полный рост, а как можно ближе к полу, прикрыв

нос рукавом или плотной тканью, если нет возможности надеть ватно-марлевую повязку.


Таким образом, бороться с огнем нам помогают: вода, песок или земля, плотная ткань, углекислый газ, соблюдение правил пожарной безопасности , с которыми нас знакомят на уроках и классных часах в школе.


Правила пожарной безопасности

1 . Закончив рыбалку, Костер потушите.

Прощайтесь с рекой, Вода – под рукой.

2 . В электрическом приборе Но порой несет он горе,

Видим друга своего, Коль не выключишь его.

3 . Папа, видно, по привычке Дети! Всем вам знать пора

На столе оставил спички. Спички – это не игра!

4 . Знать правила спеши Нельзя белье сушить

И знай закон простой: Над газовой плитой.

5. Если газ пришел в твой дом, Взрослые, вы все в ответе:

Будь же с правилом знаком. Газ нельзя доверить детям.


Заключение

  • В результате своих наблюдений я смог ответить на вопросы, которые меня интересовали. Я знаю, какие доступные вещества и предметы помогают бороться с огнем.
  • Своими знаниями поделился со своими одноклассниками.
  • В дальнейшем мне хочется научиться пользоваться газовым баллоном, узнать, какие новые вещества изобретены для борьбы с огнем.
  • Главное я понял, что во многих трагических случаях на пожарах повинен человек. Если люди будут выполнять правила пожарной безопасности, то они спасут свою жизнь и жизнь рядом живущих людей.

0 «Огонь – друг и враг человека»

Россия, ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой

МБОУ СОШ №12

Воспитатель группы продлённого дня

Комичева Л.А.

«Огонь – друг и враг человека»

Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.

Задачи:

  • Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
  • Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
  • Обучать действиям при возникновении пожара;
  • Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация «Урок-путешествие «Огонь – друг и враг человека», карточки для групповой работы, рисунки на ППБ, пожарные знаки, предметы для игры.

Ход урока

I. Организационный момент (2 слайд)

Приветствие гостей.

Сегодня у нас необычный урок. Мы не будем решать примеры и задачи, мы не будем записывать предложения. А мы будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни, о том как её сохранить в момент опасности.

Пусть пойдёт ребятам впрок

Очень важный наш урок!

II. Сообщение цели и задач урока

Отгадайте загадку: (3 слайд)

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь (огонь)

Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: «Огонь – друг или враг человеку?» Узнаем причины пожара и как вести себя, если случился пожар. (4 слайд)

III. Огонь – друг (5 слайд)

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

(6 слайд)

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь -

Повседневный наш друг.
Он становится нашим врагом.

IV. Огонь – враг

Звук пожара (7 слайд)

Огонь –враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.(8 слайд)

V. Причины возникновения пожара (9 слайд)

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;

  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Утечка бытового газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

(10 слайд)

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь -

Повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.

VI. Как вести себя во время пожара (11-12 слайды)

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Если выйти из помещенияневозможно:

  • Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
  • Вызови пожарную охрану по телефону 01.
  • Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
  • Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.
  • Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

При выходе через задымлённый коридор:

  • Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.
  • Дыши через мокрыеносовой платок, ткань, одежду.
  • Двигайся к выходу, пригнувшись илиползком - внизу дымаменьше.

При пожаре в доме:

  • Вернись, плотно закрой входную дверь.
  • Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
  • Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
  • При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.
  • VII. Физ. минутка (13 слайд)

Игра «Потуши пожар!»

III. Познавательные и развлекательные игры. (14 слайд)

1) Назови огнеопасные предметы(15 слайд)

2) Набери номер пожарной службы (16-17 слайды)

3) Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

  • называет адрес, где горит;
  • свой номер телефона;
  • свою фамилию;
  • на каком этаже горит;
  • как лучше подъехать к дому;
  • сколько подъездов в доме.

4) Решите кроссворд(18 слайд)

5) Выберите то, что нужно пожарному (19 слайд)

6) Отгадайте загадки

Летала мошка - сосновая ножка,

на стог села – всё сено съела. (спичка) (20 слайд)

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.(огонь) (21 слайд)

Что бывает, если птички

Зажигают в доме спички? (пожар) (22 слайд)

Смел огонь, они смелее,

Он силён, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать! (пожарные) (23 слайд)

Висит - молчит, а перевернёшь,

шипит, и пена летит.(огнетушитель) (24 слайд)

7) Игра: Недостающие слова.

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром,
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет… (Злой пожар.)

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…? (Квартире.)

Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил…? (Утюг.)

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…? (Играл.)

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над …? (Газом.)

Столб огня чердак объял
Кто там спички …? (Зажигал.)

Побежал пожар во двор
Это кто там жёг …? (Костёр.)

Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жёг…? (Траву.)

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …? (Предметы.)

Помни каждый гражданин
Этот номер … (01)

Дым увидел – не зевай
И пожарных…(Вызывай

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой
А залей его…(водой )

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те …. (отнять )

Если где хранится мусор

Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все… (убрали )

Пожар не ждёт!К ящику бросок!!

Насыпь на очаг спасительный …(песок)

IX. Правила пожарной безопасности в городской квартире

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.

  • Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
  • Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
  • Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
  • Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
  • X. Работа в группах

Сейчас мы поделимся на три группы. Каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище.

(Класс разбивается на три группы)

1 группа – ваши действия при загорании телевизора.

  1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).
  2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 01.
  3. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его облить водой.
  4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.

2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода .

  1. Позвонить в службу спасения «01».
  2. Дышать через мокрую ткань.
  3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.
  4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.
  5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.

3 группа – ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.

1. Позвонить в службу спасения «01»
2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.
3. Создать запас воды в ванной комнате.
4. Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон.
5. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.

XI. Рефлексия (25-26 слайды)

Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке? Поднимите руку, кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?

Спасибо за урок!

Литература

1) «Искру туши до пожара,беду отводи до удара» КВН, Вальнова Людмила Егоровна, учитель начальных классов г. Амурска

2) Урок-путешествие «Огонь-друг и враг человека», Лепёхина Л.С., МОУ «ЛСОШ №2»

3) «Огонь – опасная игра», презентация, Щедрова Е.В.,воспитатель МДОУ №16 «Росинка»,г.Северодвинск

4) Викторина «Пожарная безопасность»Подготовили учащиеся 9-а класса МОУ СОШ с.СвятославкаОганджанян А., Андриенко Е., Классный руководительСергадеева Анна Владимировна