Почему необходимо соблюдать законы может ли существовать государство без. Почему важно соблюдать законы Почему гражданин должен соблюдать закон

Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

Закон устанавливает порядок в обществе

Почему важно соблюдать законы? На этот вопрос можно найти много разных ответов. Мы дадим только три. Но, на наш взгляд, очень важных. Начнём с уроков истории, которые полезно учесть в разговоре о законах.

Вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, совершают покупки, ходят в театры и кино, путешествуют, придерживаясь установленных правил. Эти правила позволяют поддерживать порядок. Случаются нарушения порядка, но это почти всегда приводит к плачевным результатам. Ведь правила установлены, чтобы людям жилось удобно и спокойно.

Порядок - это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.). В. И. Даль считал, что порядок - это правильное устройство.

Средства, с помощью которых люди устанавливали порядок, - обычаи и традиции - начали складываться уже в первобытном обществе. Как вести домашнее хозяйство, действовать на охоте, делить добычу, обмениваться продуктами, судить и наказывать - вся жизнь общины была подчинена строгим правилам. А иначе человек не мог выжить.

С возникновением государства появились юридические законы - правила, которые, как ты знаешь, устанавливает (и охраняет!) государство. Эти правила обязаны соблюдать все.

Правильное устройство жизни общества - залог надёжности. Людям удобно и спокойно, когда в доме исправно работает отопление, есть электричество и газ, когда в магазинах есть продукты, хорошо работают больницы, школы, транспорт, когда граждане не только знают, но и соблюдают законы, чиновники честно исполняют свои обязанности, а полиция умеет поддерживать общественный порядок.

Обсуждение закона в Государственной Думе

Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства - Конституцию. Там чётко сказано о том, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и о многом другом.

Помимо главного закона - Конституции, существуют ещё и другие: об образовании, об охране окружающей природной среды, о средствах массовой информации, о воинской обязанности и военной службе, Семейный кодекс, Трудовой кодекс и т. д. Даже по названиям можно догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области жизни общества.

К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Нарушители законов подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу. Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей наказывать.

В России принят Уголовный кодекс. Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Закон стремится установить справедливость

А теперь подумай, что такое справедливость. Может ли она стать основой жизни общества?

Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.

Справедливость очень нужна людям. Когда наказывают невиновного - обидно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт, унижает, обворовывает. Несправедливо, когда у одних есть права, а у других - только обязанности. Наверное, каждый человек убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

Законы, которые принимаются в нашей стране, призваны утверждать и защищать справедливость. Этого требует Конституция. Одновременно она является образцом справедливости. Можешь в этом убедиться. Вот некоторые статьи Конституции России:

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свободный человек, свобода слова, свобода передвижения, свободное место, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих выражениях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию, по своей воле. Вообще свобода - это нормальное, естественное состояние человека. В. И. Даль определял свободу словом воля, имея в виду «простор в поступках, отсутствие неволи, насилия, принуждения».

В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: она состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

Вспомним одну историю, которую любят рассказывать юристы. Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками». Тогда судья сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» И наказал хулигана.

В чём смысл этой истории? Оказывается, свобода, как и права человека, имеет границы, она не может быть беспредельной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей. В мудром нашем языке есть слова вольница и вольничать. Согласно В. И. Далю, вольница - это гулливая толпа, скопище шаловливой молодёжи; своевольная, буйная шайка, вольница также - разбойники. Сильно сказано!

Какой же отсюда можно сделать вывод? А вывод строгий: свобода - не вольница! Свобода - это порядок. Быть свободным - не значит вольничать. Это значит поступать по правилам, по законам.

Подумай сам: людей много, у каждого свои интересы, желания - своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённые правила поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

    У людей есть только один способ избежать человеческой катастрофы - соблюдать законы. Только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу.

Вполне логично, что в Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Например, часть 5 статьи 13 - яркий пример установленной законом юридической границы. В статье записано, что государство запрещает создание таких общественных объединений, которые стремятся изменить наш конституционный строй, подрывают безопасность государства, создают вооружённые формирования, разжигают социальную, расовую и религиозную рознь.

Каждому понятно, почему государство вводит такой строгий закон: речь идёт о самом важном - о безопасности государства и всего народа. Поэтому запрет справедлив.

Проверим себя

  1. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?
  2. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?
  3. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?
  4. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?
  5. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

В классе и дома

  1. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.
  2. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?
  3. Английский учёный и философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?
  4. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.
  5. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?
  6. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.

Учимся читать и уважать закон

Уважать закон - это значит сознательно соблюдать его. Чтобы научиться соблюдать закон, его прежде всего нужно прочитать и обдумать. Начинать нужно, конечно, с основного закона - Конституции.

Поскольку на уроке мы говорили о том, что закон ставит границы возможного поведения и тем самым устанавливает порядок, прочитаем статью 29. В части 1 этой статьи сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли и свобода слова - естественные прирождённые права человека. Право свободно мыслить - основа нашей внутренней духовной жизни, возможность думать, определять своё отношение к окружающему миру. А свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Однако есть свобода, а есть вольница, и закон это учитывает. К сожалению, бывают у людей неправильные, дурные, как говорят, «чёрные» мысли. Но мысль запретить нельзя. Запрещено произносить слова, которые оскорбляют и унижают других людей, разжигают вражду. Поэтому дальше, в части 2 статьи 29, читаем: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Как видишь, закон ставит границу вольнице! Перейти границу - значит нарушить закон.

Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной многих неприятностей для окружающих и для самого нарушителя.

  1. Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отношения с окружающими.
  2. Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу - никому не причинять вреда.

Почему важно соблюдать законы.

Цели:

· Ознакомить учащихся с понятием закон и почему так важно соблюдать законы

· Познакомить с основным содержанием Конституции РФ.

· Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам другого человека

· Формировать умение вести дискуссию, выражать и отстаивать свое мнение, понимать динамику исторического процесса

· Способствовать формированию активной жизненной позиции

Основные понятия:

· Справедливость

· Свобода

План урока:

1. Почему важно соблюдать законы:

а/ Закон устанавливает порядок

б/ Закон стремится к справедливости

в/ Закон устанавливает границы поведения.

Ход занятия

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы встречаемся в очередной раз, и мне хочется узнать, помните ли вы понятия. А для этого я предлагаю вам решить кроссворд. Работать будете в парах. Первые 4 человека, решившие правильно кроссворд, получат пятерки.

https://pandia.ru/text/79/126/images/image001_8.gif" width="420" height="300">

1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами (обряд)

2. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.(манеры)

3. Последовательность действий (привычка)

4. Закон, или постановление, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах (правило)

5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности (ритуал)

6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности (право)

7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом (обычаи)

8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм (санкции)

9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах (этикет)

У вас должно получиться слово, которое связывает эти слова в единое целое. Это слово ДЕКЛАРАЦИЯ. Я прошу вас дать определение этому понятию.(Документ, определивший и провозгласивший круг основных прав и свобод граждан.)

В каком документе нашего государства закреплены основные положения этой декларации?

Какие права человека закреплены в нашей Конституции? (по мере ответов учащихся на доске крепится схема)

Как вы думаете важно соблюдать права человека?

Важно ещё и по - тому, что это законы нашего государства. И по - этому темой нашего урока стал вопрос: Почему важно соблюдать законы?

(учащиеся записывают тему урока)

А как вы думаете: что такое закон?

ЗАКОН– правило, которое устанавливает государство. Главный закон нашего государства - это Конституция, почему же её так важно соблюдать?

У вас на столах лежат листы бумаги розового цвета. В них описаны жизненные ситуации. Ваша задача, работая с Конституцией РФ определить какими правами воспользовались люди, а может права людей были нарушены. Работа в парах.

Ситуации:

· Десятилетний Сережа сочинил стихотворение и послал его в детский журнал. Ему пришел ответ, что его стихотворение не интересно и поэтому его не напечатают. А в следующем номере журнала Сережа увидел свое стихотворение, но только автором был уже не он.

· Пятеро тринадцатилетних подростков из хулиганских побуждений забрались вечером в помещение детского сада, побили там посуду и повредили мебель. Ущерб, нанесенный ими, составил 500 тыс. рублей.

· Найдите ошибку в тексте:

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам за умеренную плату. Государство обязано содержать и развивать систему здравоохранения.

· Найдите ошибку в тексте.

Каждый имеет право на жилище. Каждый может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Жилье малоимущим гражданам предоставляется за плату.

· Лето. Было жарко. Мы пошли купаться на речку. Но подходя к местному пляжу мы обнаружили разбросанные стеклянные бутылки, раскиданный мусор, везде валялись окурки от сигарет и тлело два кострища. Настроение в тот вечер было безнадежно испорчено.

· Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала.

· Учащиеся школы решили создать свой союз, который бы защищал интересы школьников.

Во многих ситуациях, мы с вами видим, что права человека были нарушены, а это нарушение нашего основного закона страны Конституции.

По мере работы на доске и в тетрадях учащихся записывается схема:

https://pandia.ru/text/79/126/images/image004_2.gif" width="612" height="192">

2. Закон стремится установить справедливость.

Как вы думаете, что такое справедливость?

(учащиеся работают с параграфом стр.36)

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это когда каждый получает то, на что имеет право.

Люди всегда стремились каким - либо способом утвердить справедливость. И нашли самый надёжный способ - с помощью законов. Может, кто ни будь, мне назовет, какие есть в истории примеры законов? (Русская Правда, Соборное уложение)

Наша Конституция – закон законов и служит главным образцом справедливости. Приведите мне примеры из Конституции тех статей, которые на ваш взгляд являются наиболее справедливыми.

3. Закон устанавливает границы свободного поведения

Что такое свобода? СВОБОДА-это отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию. Но ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Хочется вспомнить пример такой побасенки, которую любят рассказывать юристы:

Жили - были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».

Как вы думаете, что сказал судья этому человеку?

Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: « Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана.

На нашей планете людей много, у каждого свои интересы, своя свобода и подумайте, что будет, если вдруг все решат стать абсолютно свободными.

Давайте подведем итог нашего сегодняшнего разговора.

Почему же так важно соблюдать законы?

(ответы детей)

Да, это так законы важно соблюдать даже ценой жизни. Мне хочется привести пример из жизни одного исторического деятеля эпохи Древней Греции. Это человек - Сократ

(доклад учащегося)

Как выдумаете, почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Как бы вы поступили на его месте?

Изучив тему нашего урока, попробуйте сделать вывод.

Д/з: Учебник № 3. Напишите в тетрадях мини - сочинение 5-6 предложений на тему: « Почему важно соблюдать законы?»

Выставление оценок

Редко кто задумывается над тем, почему важно соблюдать законы. Как показывает практика, для некоторых жителей нашего государства правила существуют, чтобы их нарушать. А ведь законы создаются не просто так, и каждый гражданин просто обязан их соблюдать. Во-первых, это позволяет сохранить равновесие в обществе и защитить слабых людей от жадных и более сильных. Конечно, хоть раз в жизни каждый нарушал правила. Но при этом многие даже не задумывались, почему важно соблюдать законы?

Причина первая

Итак, почему нужно соблюдать законы? Назовем несколько основных причин. Первой и, пожалуй, самой главной остается защита от хаоса. Если все жители нашего государства перестанут соблюдать определенные правила и, конечно же, законы, то наступит разруха, и страна придет в упадок.

Законы - это своеобразные соглашения, которые позволяют регулировать отношения между различными категориями граждан, организациями, крупными компаниями и органами правления. Если не будет определенных правил и ограничений, то в государстве начнется хаос. Если не будет законов, регулирующих подобные отношения, начнется и ее последствия будут печальны и непоправимы.

Боязнь наказания

Существуют и другие причины того, почему важно соблюдать законы. Стоит отметить, что многие граждане нашей страны боятся наказания за нарушения определенных правил. Наверное, не найдется желающих по собственной воле платить огромные штрафы или же отбывать срок в тюрьме. А ведь несоблюдение законов приводит именно к таким последствиям. Чтобы избежать наказания, многие стараются не отклонятся от норм поведения и не противоречить правилам, которые были установлены органами правления.

Помимо этого, большинство граждан страны боится за собственное имущество и за себя. Ведь несоблюдение определенных законов может привести к потере личной свободы и нажитого добра. А этого никто не хочет. К тому же представьте хотя бы на пару минут, что будет происходить на улице, если все население страны откажется от установленных норм поведения и от законов, которые создавались на протяжении многих веков. В таком случае воцарится полная анархия.

Защита интересов граждан страны

Обязанность соблюдать законы прививается гражданам с самого рождения. Родители воспитывают своих детей, объясняя основные нормы поведения. При этом многие разъясняют своим чадам, и почему важно их соблюдать. Помимо вышеуказанных причин, существует еще одна - защита государством интересов граждан. Это также важно. Иными словами, все законопослушные граждане находятся под защитой собственного государства. Если же человек нарушает установленные правовые нормы, то не стоит ему ждать их соблюдения и от государства.

В заключение

Теперь вы знаете, почему важно соблюдать законы. Ведь их создали для того, чтобы в стране не было хаоса и смуты. Можно много говорить о том, что соблюдать законы необходимо, важно и просто нужно. Наверное, никто бы не захотел оказаться там, где не установлены правовые нормы. Ведь такое общество обречено.

1. Опираясь на текст учебника, запиши признаки понятия «закон».

Закон — это правила, которые:
1) устанавливает государство;
2) нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.
3) является основным источником права в странах континентальной правовой семьи.

2. В § 1 учебника среди правил, по которым живут люди в обществе, названы обычаи. В перечне признаков обведи номера тех, которые характерны и для законов, и для обычаев:

1) упорядочивают жизнь
4) облегчают принятие решения
5) за несоблюдение их возможно наказание

Известно, что первые письменные законы многих древних государств представляли собой запись обычаев. Используя выделенные характеристики, объясни этот факт.

Изначально, функцию законов исполняли обычаи.

3. Отметь верные суждения о Конституции РФ.

1) В Конституции РФ названы права, свободы и обязанности граждан.
4) Конституция РФ закрепляет основы общественного строя.

4. Почему нарушение законов считают опасным социальным поведением?

Нарушение законов приводит к разрушению системы государственной безопасности, социальных гарантий граждан, нагнетанию напряженности в обществе, моральному разложению в обществе. Но с точки зрения философии, если не будет нарушение законов они не будут совершенствоваться и изменяться с изменением общества.

5. Проанализируй факты.

а) На каменной плите, где выбиты законы царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н. э.), изображён бог Шамаш, передающий свиток Хаммурапи.
б) Согласно Библии, пророк Моисей, взойдя на гору Синай, выслушал повеления Бога и вырезал на двух каменных плитах десять заповедей, по которым должны были жить люди.

1) Напиши, что объединяет эти факты.

В обоих случаях люди получают законы свыше, от Бога. Кстати, это присуще всем древним цивилизациям. Так как законы божественного происхождения, нарушать их - идти против бога, а божественное наказание страшнее человеческого. Зачастую и верховная власть в государстве тоже считалась божественного происхождения, а носитель власти - наместником бога на Земле.

2) Предположи, почему в древние времена существовало такое объяснение происхождения законов.

Указания людей легко опровергнуть. Заповеди Бога не требуют объяснений или доказательств. Они не могут подвергнуться опровержению.
Каменные плита и скрижали подтверждают вечность (или долгое использование) и незыблемость заповедей и закона.

6. Прочитай текст и выполни задания.

Известный афинянин — полководец Фемистокл (около V в. до н. э.) — убедил сограждан создать для успешной борьбы с Персией военный флот, благодаря которому Греция смогла победить в морской битве при Саламине, но был обвинён в предательстве и изгнан из города. Афинянин Аристид (около V в. до н. э.), несмотря на свою репутацию справедливого и неподкупного человека, был заподозрен в желании захватить власть и также был изгнан из Афин.

Что объединяет все эти факты? Почему именно известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан?

Эти факты объединяет одинаковое решение, вынесенное судом в отношении двух людей, якобы заподозренных в желании захвата власти. Известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан, потому что, по их мнению, имея широкие полномочия, они, видя своё преимущество, могли пойти на всё, что угодно.

С одной стороны, афинский суд не всегда был справедлив по отношению к тем, кто сделал так много добра своей родине, но, с другой стороны, факты свидетельствуют, что афинское судопроизводство основывалось на принципах справедливости. Есть ли в этом противоречие? Поясни свой ответ.

В древнем праве справедливость всегда рассматривалась как законность. Сейчас есть специальное понятие - целесообразность, тогда такого не было. Афины были мощным городом. Такие города назывались полисами. Интересы города-государства стояли выше интересов личности и человека. Возьмем пример Платона - философа. Его казнили (дали выпить яд) за то, что он якобы пропагандировал единобожие (Бог вместо многочисленных греческих богов: Зевса, Афродиты, Меркурия). Были защищены интересы Афин. Но справедливо ли это с нашей точки зрения? Думается, что нет.
С точки зрения того времени противоречия нет.
С точки зрения современного судопроизводства противоречие можно найти в самом принципе демократии, когда мнения не совсем компетентных людей или не совсем честных принималось за справедливое решение.

7. Какие ограничения прав и свобод граждан существуют? С какой целью они введены?

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

8. Сформулируй несколько общих правил, которые должен соблюдать каждый законопослушный гражданин.

Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Обществознание как система наук изучает человеческое общество и процессы, происходящие в нем. Как социальные существа, люди не только глубоко интегрированы в социум, но и обязаны подчиняться всем его законам - писанным и негласным. Почему важно соблюдать законы, принятые в системе, чем чревато неповиновение и что говорит по этому поводу история? Об этом речь пойдет ниже.

Социальная природа человека - объект изучения обществознания

Прошли сотни тысяч лет с тех пор, как человек обособился от остальной живой природы, стал жить в общине и принял первые правила этой непростой, но вместе с тем подталкивающей к развитию жизни. Как по теории Дарвина труд сделал из обезьяны человека, так общение превратило высшую нервную систему в высокоорганизованную, и таким образом подняло людей на качественно иную ступень эволюции.

Со времен, когда наши прародители начали жить в племени, прошли сотни тысяч лет. С тех пор изменилось абсолютно все: внешний вид людей, их мышление, окружающая природа, быт. Технологическая эволюция принесла все необходимые блага цивилизации, и даже больше. Неизменным с тех времен осталось одно: вовлеченность человека в общественную жизнь. Назад пути нет: люди не могут существовать обособленно.

Обществознание занимается изучением человека в контексте его взаимодействия с социумом. Система наук исследует развитие общества и те нормы и правила, которые в нем установлены. Почему важно соблюдать законы, кто и когда их установил, могут ли они быть неоднозначными - на все эти вопросы отвечает учебная дисциплина. В процессе исследования ученые используют данные многочисленных исследований, обращаются ко множеству исторических фактов.

Законы: виды и формы

Как уже было сказано выше, много эпох тому назад люди стали социальными существами. С того времени каждому из нас приходится соблюдать не только законы природы, но и те нормы и правила, которые являются непосредственно объектом обществознания. Почему важно соблюдать законы, какими бывают они, кем и для чего были сформулированы? На первый взгляд, ответы на эти вопросы очевидны каждому, и нет нужды говорить об этом подробно. Но это ошибочное мнение: многие догмы содержат в себе гораздо более глубокие основания, чем может показаться.

По своей форме общественные законы бывают:

  • всеобщими;
  • общими;
  • частными.

В зависимости от своего характера нормы и правила общества подразделяются на:

  • Законы строения. Предполагают определенную организацию социума в тот или иной исторический период.
  • Законы развития. Движущие силы эволюционного процесса в обществе.
  • Законы функционирования. Определяют устойчивость и неизменность в течение определенного времени структуры социума.

Свойства законов

Свойства норм, догм, правил, царящих в социуме, может объяснить простой урок обществознания. Почему важно соблюдать законы - вопрос более фундаментальный. Чтобы на него ответить, необходимо для начала досконально исследовать свойства изучаемого предмета. Итак, законам присущи такие характеристики:

  1. Функционирование лишь в зоне деятельности социума. В отличие от законов природы, существующих вне зависимости от человека, нормы общественные предполагают обязательное наличие объекта - человека и общества.
  2. Изменчивость. Ни для кого не секрет, что с течением времени многие правила могут меняться сообразно тенденциям развития человеческого коллектива.
  3. Субъективность. Как бы не стремились люди сделать свои законы объективными, будучи творцами этих догм, они вносят в них человеческий фактор.
  4. Способность менять ход истории и влиять на массы. Законы, особенно искусственно созданные, могут оказывать огромное влияние на развитие человечества в целом.
  5. Двойственность. Как ни странно, при всем желании человека установить такие правила, которые бы не могли трактоваться двусмысленно, многие законы все же оставляют лазейки и несут в себе двойной смысл и множественные стандарты.

Законы государства

Особое место в системе общественных отношений занимают законы, устанавливаемые на уровне государства. Как аппарат управления это понятие появилось гораздо позже, нежели общность людей вообще, но те правила, которые диктует нам этот управленческий орган, являются не просто обязательными к исполнению. Почему важно соблюдать законы государства? Ответ на этот вопрос даст любой школьник: по причине того, что за несоблюдение предусмотрена ответственность. Порой нормы государства могут показаться неидеальными, не всегда справедливыми, но эти правила сформировались на основе исторических условий и предпосылок, и на самом деле несут в себе тысячелетний опыт поколений.

Когда речь идет о законах страны, то их соблюдение регламентировано, и регулируется системой норм принуждения. Одной внутренней морали в большинстве случаев недостаточно, поэтому государство имеет в своем арсенале особый институт, решающий вопросы, связанные с несоблюдением тех или иных законов, и особые органы, осуществляющие контроль и наказание.

Урок по теме «Почему важно соблюдать законы» в дисциплинах правоведения и обществознания на данный момент занимает важное место в учебном плане, поскольку, именно раскрывая данную тему, учитель имеет возможность повлиять не только на конкретного школьника, но и на будущее всего общества в целом.

Личность и законы социума

Как уже было сказано, любые правила общества имеют смысл только в самом социуме. Но каким же способом личность, как единица коллектива, может принимать или отвергать те или иные правила, и чем при этом руководствуется индивид? Отвечая для себя на вопрос, почему важно соблюдать законы, каждый человек мыслит с точки зрения:

  • Личностной ответственности и морали.
  • Общественной этики.
  • Административной и уголовной ответственности.

В социалистическом обществе было принято делать упор на первые две составляющие. В личности государство пыталось воспитать высокоморальные качества, ответственность, понимание роли влияния своих поступков на жизни других людей.

Касаемо современного общества, психологи и социологи определяют смещение акцента именно на боязнь ответственности, определенных взысканий, штрафов и страх перед системой наказаний. Именно эти внешние факторы определяют сегодня степень повиновения законам общества и государства.

Исторические примеры соблюдения законов

Почему важно соблюдать законы, в 7 классе среднеобразовательной школы знают все. На уроках истории учителя рассказывают о примерах выдающихся исторических личностей, повиновавшихся правилам, какими бы несправедливыми они ни были.

Одной из таких персон является Сократ, который, к слову, и выделил в структуре науки того времени именно пласт знаний о человеческой личности. Получив несправедливое обвинение и будучи приговоренным к смертной казни, ученый имел возможность сбежать из тюрьмы с помощью своих друзей, скрыться от правосудия и таким образом сохранить жизнь. Но именно уважение к системе и внутренняя мораль не позволила философу этого сделать. Когда пришел час казни, Сократ, произнеся свою знаменитую речь, достойно принял свою участь, самостоятельно выпив яд.

Известные примеры неповиновения государству

На собственном примере узнать, почему важно соблюдать законы, имели возможность некоторые личности и группы лиц, известные сегодня.

В отечественной истории одним из примеров неповиновения законам и правилам стали жители Пскова и Новгорода, отказавшиеся платить непомерно высокие суммы за хлеб в середине XVII века. Царь Алексей Михайлович отправил на мятежников свои войска, которые разбили восставших. Несмотря на неправомерность слишком высоких цен, закон был един для всех, и допустить его несоблюдения царь не мог.

Более поздним примером неповиновения стало восстание на броненосце «Потемкин». Матросы, отказавшиеся подчиняться, подняли бунт, убили нескольких офицеров, но из-за отсутствия предварительного плана были вынуждены впоследствии сдаться.

Основания соблюдать законы государства

Почему важно соблюдать законы? Уроки 7 класса в рамках программы по обществознанию показывают школьникам, по каким причинам необходимо подчиняться закону. Это исходит из самого определения общественных правил.

  1. Закон обеспечивает порядок.
  2. Закон восстанавливает общественную справедливость.
  3. Закон предоставляет свободу действий в рамках ненанесения вреда окружающим.
  4. Закон гарантирует наказание с целью неповторения беззакония в будущем.

Все эти обоснования подчеркивают внешнюю составляющую мотивации подчиняться правилам, определяемым обществом и управленческими структурами.

Личностные мотивы

Важнейшим моментом в рассматриваемом вопросе остается значение личностных моральных качеств человека. Почему важно соблюдать законы, обществознание 7 класса определяет исходя из осознания учениками внутренних побуждений следования правилам. Основными положениями личностных мотивов в данном случае являются:

  • Целостность личности, нежелание деструктивного влияния человека на самого себя.
  • Осознание последствий своих действий для окружающих.
  • Понятие итогов несоблюдения законов для самого себя в перспективе.

Таким образом, исторически сложилось, что человек как социальное существо просто обязан соблюдать некоторые правила. Речь идет и о государственных законах, и об общечеловеческих. Мотивы повиновения могут быть разными, определяются они внутренними и внешними факторами, как бы там ни было, главным остается одно: закон един для всех и соблюдение его обязательно для каждого.