По горма две хмурых тучи. Конспект урока по литературе на тему "Я.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» (6 кдасс)
Яков Петрович Полонский
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…
Полонский считается одной из ключевых фигур русской поэзии послепушкинского времени. К сожалению, сейчас его творчество не так известно широкому кругу читателей, как стихотворения некоторых современников — Тютчева, Фета, Майкова. В Якове Петровиче всегда боролись два начала. Многие стихотворения поэта слишком прозаичны. Нередко в них встречаются выражения грубые и низменные. По мнению литературного критика Юлия Исаевича Айхенвальда, часто Полонский облекал в стихотворную форму сюжеты этого недостойные. Яков Петрович не был жрецом, творцом из каких-то высших сфер. Он больше похож на старого знакомого — остроумного, искреннего, занимательного. Впрочем, иногда истинное вдохновение побеждало внутри Полонского излишнюю прозаичность. В таких случаях на свет появлялись настоящие поэтические жемчужины.
Произведение «По горам две хмурых тучи…» — прекрасный образец пейзажной лирики Якова Петровича. Как правило, стихотворение сравнивают со знаменитым сочинением Лермонтова «Утес». Полонский показывает картину природы в динамике. Благодаря этому перед читателями разворачивается целая история с незамысловатым сюжетом. Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи оказались около скалы. Поделить ее им не удалось. Спор двух туч завершился молнией и громом. Застонала скала протяжно и жалобно, вздохнула. После этого тучи успокоились. Главное средство художественной выразительности в стихотворении — олицетворение. Оно здесь явно преобладает. Произведение «По горам две хмурых тучи…» представляет собой аллегорическое изображение чувств и взаимоотношений людей посредством описания пейзажа. На месте грозных туч можно вообразить двух братьев, не поделивших внимание любящей матери. Или мужчин, борющихся за право быть рядом с понравившейся представительницей прекрасного пола.
Творчество Полонского в начале двадцатого столетия привлекло внимание русского композитора и пианиста Сергея Танеева. В 1909 году он создал хоровой цикл на стихи Якова Петровича. В него вошли двенадцать музыкальных произведений, разделенных на три тетради. Цикл композитор адресовал хору Пречистенских курсов для рабочих под руководством Вячеслава Булычева. В третью тетрадь — самую сложную в исполнительском плане — Танеев включил сочинение «По горам две хмурых тучи…», по масштабу близкое к симфонической фреске.
Конспект урока. Литература. 6 класс .
05.02.2018 г
Урок № 58
Тема. Я.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»
Цель урока: способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом.
Планируемые результаты:
Предметные умения: научиться различать стихотворную и прозаическую речь; уметь воспринимать и анализировать текст, определять ритм и рифму стихотворного произведения; научится определять строфу стихотворения; уметь составлять рифмованные строки.
Метапредметные
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Ход урока.
Сообщение темы и целей урока .
Сегодня мы продолжаем цикл уроков, посвящённых пейзажной лирике.
II . Повторение изученного материала .
Каких поэтов, чьи произведения раскрывают образы родной природы, вы знаете?
Кто из поэтов 19 века « часто изображал природу в её промежуточных состояниях»? (Тютчев)
Яков Полонский продолжает тему природы. Его произведения дают возможность почувствовать красоту родного края через поэтическое слово.
III . Изучение нового материала .
Сведения о жизни Я. Полонского .
Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился и вырос в Рязани. Небогатая дворянская семья. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в Университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать хлеб насущный. Но в душе – поэт. Среди его друзей – Афанасий Фет.
Пять лет живёт в Грузии. Грузия – источник новых тем и сюжетов. Позже переезжает в Петербург. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Мой костёр в тумане светит…», «Вечерний звон».
Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его оценили по достоинству и Тургенев, и Некрасов, он с горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».
2. Подготовка к восприятию.
Пейзажная лирика Полонского наполнена восхищением и какой-то неземной печалью. Особое внимание поэт уделял деталям, точно подмечая неуловимые черты сходства природы и состояния человеческой души. Природа у Полонского одухотворена, жива. Особенность лучших стихов поэта в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме. Это неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений. Светлая часть года не интересна поэту. Лирический герой Полонского, печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.
Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.
3.Первичное чтение стихотворений учителем.
Обратите внимание на типичные черты лирики Полонского.
Пейзаж – ночь, глухая осень, беззвёздное небо, пасмурный призрак луны, костёр в ночи.
Лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.
Мотив неясной надежды.
Послушайте стихотворения поэта и определите, нашли отражения эти черты в данных стихотворениях: «По горам две хмурых тучи…» и «Посмотри – какая мгла…».
4. Проверка восприятия.
Чтение стихотворения лучшими учениками и анализ.
« По горам две хмурых тучи…».
Какая картина предстаёт перед вами?
Каким настроением проникнуто это стихотворение?
Какие чувства испытывает лирический герой в этом произведении?
Вспомним стихотворение Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» (чтение подготовленным учеником)
Сравните изображение грозы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» с образом грозы в стихотворении Полонского.
Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину?
«Посмотри – какая мгла…»
Какие две картины можно выделить в этом стихотворении?
Какие слова передают мглу долин?
Какое чувство передаётся в первой части стихотворении?
Объясните выражение «В тесном сонме сизых туч».
О чём говорит выражение «Фосфорический свой луч».
Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать картину?
Итог урока.
Совпадают ли ваши представления с теми чертами лирики, которые были обозначены в начале урока?
V . Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений Полонского; сделать иллюстрации к ним.
История создания
Произведение Полонского «По горам две хмурых тучи» написано в 1859 г. Оно является образцом творческого таланта поэта.
ЖанрЖанр произведения – пейзажная лирика.
ТемаОсновная тема стихотворения – динамическая картина борьбы природных стихий. В нем изображается вечернее блуждание двух туч, которые нашли свой приют на ночь на одинокой скале. Возникшее соперничество закончилось громом и молнией. Умоляющий стон скалы заставил тучи прекратить вражду.
Полонский наделяет тучи и скалу человеческими чувствами и страстями. Эти образы не раскрывают какого-то конкретного источника. Можно представить себе соперничество двух мужчин из-за любимой. Поэт показывает, что вражда не может породить ответную любовь. Напротив, мольба возлюбленной способна смирить агрессию и достигнуть примирения.
Композиция
Произведение является цельным, не делящимся на обособленные части. Оно имеет четко выраженную завязку (блуждание туч), кульминацию (удар грома) и развязку (умиротворение).
Размер произведения – хорей с перекрестной рифмой.
Выразительные средства
Основная мысль стихотворения – вечное противостояние природных стихий и их связь с человеческими взаимоотношениями.
План анализ стихотворения Горам две хмурых тучи
«По горам две хмурых тучи…» Яков Полонский
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…
Анализ стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи…»
Полонский считается одной из ключевых фигур русской поэзии послепушкинского времени. К сожалению, сейчас его творчество не так известно широкому кругу читателей, как стихотворения некоторых современников — Тютчева, Фета, Майкова. В Якове Петровиче всегда боролись два начала. Многие стихотворения поэта слишком прозаичны. Нередко в них встречаются выражения грубые и низменные. По мнению литературного критика Юлия Исаевича Айхенвальда, часто Полонский облекал в стихотворную форму сюжеты этого недостойные. Яков Петрович не был жрецом, творцом из каких-то высших сфер. Он больше похож на старого знакомого — остроумного, искреннего, занимательного. Впрочем, иногда истинное вдохновение побеждало внутри Полонского излишнюю прозаичность. В таких случаях на свет появлялись настоящие поэтические жемчужины.
Произведение «По горам две хмурых тучи…» — прекрасный образец пейзажной лирики Якова Петровича. Как правило, стихотворение сравнивают со знаменитым сочинением . Полонский показывает картину природы в динамике. Благодаря этому перед читателями разворачивается целая история с незамысловатым сюжетом. Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи оказались около скалы. Поделить ее им не удалось. Спор двух туч завершился молнией и громом. Застонала скала протяжно и жалобно, вздохнула. После этого тучи успокоились. Главное средство художественной выразительности в стихотворении — олицетворение. Оно здесь явно преобладает. Произведение «По горам две хмурых тучи…» представляет собой аллегорическое изображение чувств и взаимоотношений людей посредством описания пейзажа. На месте грозных туч можно вообразить двух братьев, не поделивших внимание любящей матери. Или мужчин, борющихся за право быть рядом с понравившейся представительницей прекрасного пола.
Творчество Полонского в начале двадцатого столетия привлекло внимание русского композитора и пианиста Сергея Танеева. В 1909 году он создал хоровой цикл на стихи Якова Петровича. В него вошли двенадцать музыкальных произведений, разделенных на три тетради. Цикл композитор адресовал хору Пречистенских курсов для рабочих под руководством Вячеслава Булычева. В третью тетрадь — самую сложную в исполнительском плане — Танеев включил сочинение «По горам две хмурых тучи…», по масштабу близкое к симфонической фреске.