План мероприятий по промышленной безопасности охране труда. План мероприятий по обеспечению промышленной безопасности: образец. Контроль промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности

Недавно приступили к работе в должности специалиста по охране труда и не знаете с чего начать? Или работаете достаточно давно, но не можете составить план действий? Эта статья возможно вам поможет!

Нашел данный материал на просторах интернета, считаю самым полным из всех, которые мне встречались и достаточно универсальным. Конечно, он не ответит на все вопросы организации работы по охране труда в организации, но, по крайней мере, даст толчок.

План работы инженера (специалиста) по охране труда:

1. Полная ревизия всех вопросов охраны труда (ОТ) во всех подразделениях организации с составлением планов устранения выявленных недостатков на перспективу;

2. Внедрение имеющихся методов проведения вводного и первичного инструктажей на рабочих местах с последующим постоянным их совершенствованием;

3. Сформировать личное дело работников организации, где должны отражаться этапы прохождения всех видов обучения, допусков, аттестаций, получение СИЗ, профессиональные навыки и другие вопросы, связанные с выполнением профессиональных обязанностей;

4. Анализ имеющихся инструкций по охране труда, их подбор для каждой профессии, специальности, разработка новых для вновь вводимых профессий (специальностей) в организации. Стремится к наличию таких инструкций на «руках» у каждого работника, в местах отдыха (раздевалках и т.п.);

5. Своевременно подавать заявки в специализированные учебные центры на прохождение обучения по вопросам охраны труда, электро- и пожарной безопасности, эксплуатации опасных производственных объектов работниками организации по специально утвержденным спискам. Не прошедших обучение, стажировку, проверку знаний от работ отстранять (к работам не допускать);

6. При наличии действующих аттестаций подготовить распорядительные документы для создания постоянно действующих комиссий наделенных правом проводить обучение и проверять уровень полученных знаний у персонала организации;

7. Особое внимание уделять опасным производственным объектам предприятия (при наличии). Добиться образцового состояния имеющихся документов, допусков, рабочих мест, неукоснительное выполнение инструкций и правил;

8. Подготовить локальные документы по распределению обязанностей работников организации по вопросам охраны труда, систему управления охраны труда (СУОТ);

9. Добиться наличия паспортов на каждое техническое оборудование, инструмент, приспособление, здание и сооружение. Без паспортов эксплуатацию инструмента и оборудования запрещать;

10. На основе существующих норм готовить обоснования финансирования мероприятий по вопросам ОТ на текущий год и ближайшую перспективу;

11. Всю документацию по ОТ распределить по тематическим папкам, иметь опись;

12. Постоянно закупать специальную литературу и внимательно ее анализировать;

13. Все вопросы профессиональной деятельности вносить на электронные носители информации. Использовать электронные продукты для автоматизации работы инженера по охране труда (например: АРМ ОТ — автоматизированное рабочее место инженера по охране труда);

14. Постоянно пополнять мощный справочный архив документов ведущими в области ОТ предприятиями. Добывать, изучать, совершенствовать и внедрять полученную информацию для блага предприятия;

15. Готовить предложения на закупку специализированных стендов, плакатов, электронных справочников для тотальной информированности персонала, пропаганды соблюдения вопросов охраны труда и пожарной безопасности;

16. Сформировать кабинет по ОТ и соответствующие уголки по ОТ в каждом структурном подразделении организации;

17. Обеспечить первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, противогазами, специальными защитными покрывалами и т.п.), аптечками первой помощи все отдельные структурные подразделения и кабинеты организации. Осуществлять обучение персонала действиям в экстремальных ситуациях, с последующими контрольными проверками их действий;

18. Организовать строгий учет наличия первичных средств пожаротушения, постоянно уточнять планы противопожарной безопасности, иметь подробные схемы объектов, сооружений, сетевой проводки в них, размещение особо опасных объектов, складов и т.п.;

19. В зависимости от профессий (специальностей) осуществлять обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) по установленным нормам. Иметь полную выписку СИЗ по всем специальностям (профессиям);

20. Изучить должностные обязанности сотрудников организации, где в обязательном порядке должны быть отражены вопросы соблюдения охраны труда и персональной ответственности в соответствии с действующим законодательством;

21. При нарушении требований существующих законодательных и внутренних нормативных актов выдавать предписания руководителям структурных подразделений, оказывать содействие в устранении выявленных недостатков;

22. Любую поступающую информацию документировать регламентированным образом;

23. Особое внимание уделять взаимодействию с отделом кадров организации, юридическим работником. Знать реальное состояние дел в организации больше, чем все вместе взятые сотрудники. Уметь организовать решение нескольких проблем одновременно;

24. Внедрить экономические стимулы (депремирование, поощрения) соблюдения вопросов ОТ в организации. Постоянно проводить приказы (распоряжения) по фактам нарушений требований ОТ;

25. Внедрить стандарты организации (СТО) по вопросам ОТ. Установить их приоритетное функционирование в организации;

26. Создать под каждое структурное подразделение комплект нормативно-правовых документов (в электронном виде и бумажном вариантах) по вопросам ОТ;

27. Осуществлять конкретные мероприятия (намерения) по строгому выполнению трудового законодательства в области охраны труда (отстранение от работы в указанных случаях, наказание виновных должностных лиц за допущенные нарушения, поощрение за достигаемые результаты по сохранению жизни и здоровья работников);

28. Регулярно (не реже 1 раза в квартал, а также при создании нового документа, получения информации) проводить занятия с руководящим составом организации по вопросам ОТ на основе конкретных результатах практической деятельности, разъяснению новых документов, внутренних локальных актов. Иметь четкое понимание в способности и желании конкретного руководителя решать вопросы ОТ;

29. Создать ПАПКИ ДОКУМЕНТОВ (с вручением под роспись) для всех профессий (специальностей) по информированию их о наличии опасных (вредных) факторов, возможной ответственности за нарушения действующего законодательства в области ОТ;

30. Регулярно осуществлять обход территории и рабочих мест сотрудников организации, проверять их во время перерыва, в наиболее опасных и интенсивных моментах деятельности (производства). Знать реальное состояние культуры производства, соблюдения вопросов ОТ как на конкретных рабочих местах, так и участках (цехов) в целом;

31. Пропаганда здоровых и безопасных условий труда должна быть приоритетной в деятельности;

32. Принимать участие на основных производственных совещаниях, где доводить результаты соблюдения требований ОТ, отмечать лучших и худших руководителей (работников), формировать ближайшие и перспективные задачи;

З3. Проявлять принципиальную требовательность к любому сотруднику организации по соблюдению требований ОТ в соответствии с действующим законодательством и внутренними локальными документами. Все вопросы профессиональной деятельности должны оформляться документально с персональной регистрацией проводимых мероприятий в отношении каждого сотрудника под роспись. Работник не несет ответственность зa невыполнение требований локальных нормативных актов, с которыми он не был ознакомлен;

34. Организовать сбор информации об имеющихся проблемах по вопросам ОТ всеми возможными способами, проверять полученный материал, организовать немедленное устранение недостатков, доводить ситуацию до руководства организации;

35. Контактировать (при необходимости) с представителями Государственной инспекции труда, Прокуратуры, Ростехнадзора, Госпожнадзора, Роспотребнадзора, знать их методику организации проверок, быть готовым к таким проверкам;

36. Неукоснительное выполнение возложенных обязанностей считать как основной комплекс профилактических мероприятий направленных на обеспечение сохранности здоровья и жизни сотрудников организации. Каждый пункт обязанностей должен быть внесен в разработанный годовой план и соответствующие квартальные планы и оценен в процентном отношении выполнения по структурным подразделениям и организации в целом;

37. Считать обязанности руководителя организации в области ОТ, прописанные в соответствующих законодательных актах — как своими обязанностями и планом действий по их практической реализации. Своей деятельностью добиться введения должности заместителя руководителя организации по охране труда и вопросам промышленной безопасности;

38. Сформировать отдел по охране труда из персонала, способного творчески решать круг обязанностей в не зависимости от рабочего времени, технических и каких-либо организационных проблем. Внедрить преемственную технологию деятельности типа автоматизированного процесса работы отдела и его сотрудников в не зависимости от субъективных факторов личности и «внешних» условий;

39. Являться примером для работников организации по соблюдению вопросов ОТ, трудового права, договоров, инструкций, положений, действующих в организации;

40. Учитывая специфику работы, понимать возможные негативные последствия со стороны должностных лиц виновных в допущенных нарушениях и привлеченных к ответственности в установленном законодательством РФ. Постоянно моделировать возникновения негативной ситуации на производстве, развитие последствий и системных мер по их предотвращению как для пострадавших, так и руководящего персонала организации.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора. В трудовом договоре должны быть отражены обязанности работодателя по созданию условий для безопасного и эффективного труда, организации рабочего места и производственного процесса в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда с указанием достоверных характеристик условий труда, компенсаций и льгот работнику за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях. В перечень обязанностей работника должна быть включена обязанность по соблюдению трудовой дисциплины и действующих на предприятии правил внутреннего трудового распорядка.

Действующим законодательством установлены ограничения при приеме на работу женщин и лиц моложе 18 лет. Запрещен прием женщин и лиц моложе 18 лет на тяжелые работы и на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Кроме того, запрещен прием лиц моложе 18 лет на работы, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами), а также работы, производимые в ночное время, выходные и праздничные дни.

В настоящее время действуют:

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162;

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163.

Распределение обязанностей по охране труда между должностными лицами предприятия и ответственность в области организации безопасного производства работ и контроля за соблюдением требований охраны труда

Работодатель может сам осуществлять оперативное руководство малым предприятием, если он физическое лицо, но он также может нанять с этой целью менеджеров и передать им часть своих полномочий, в том числе в области охраны труда. Работодатель - руководитель предприятия, как правило, не в состоянии лично реализовать те обязанности в области охраны труда, которые возложены на него в соответствии со . Поэтому в его интересах распределить их между должностными лицами предприятия.

Обязанности в области охраны труда возлагаются на руководителя и должностных лиц соответствующим приказом или распоряжением. При этом ответственность за безопасное производство работ в целом по предприятию возлагается на работодателя или его заместителя, а ответственность по отдельным участкам работ или подразделениям - на иных должностных лиц. Обязанности должностных лиц по охране труда должны быть конкретизированы в соответствии со штатным расписанием.

С целью систематизации деятельности в области охраны труда на предприятии с учетом сложности производства, разбросанности объектов, количества должностных лиц - руководителей работ необходимо разработать положение об охране труда на предприятии, в котором будет определена система взаимодействия работодателя (руководителя), его заместителей, руководителей работ в области обеспечения безопасного производства работ и контроля за выполнением работниками требований инструкций по охране труда. В основу положения об организации работы по охране труда должны быть положены соответствующие должностные инструкции.

Разработка инструкций по охране труда для работников

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнем видов работ, утвержденными работодателем.

Руководители структурных подразделений организации разрабатывают инструкцию по охране труда для работников , которая утверждается приказом работодателя по согласованию с соответствующим профсоюзным либо иным уполномоченным работниками представительным органом.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций изготовителей оборудования с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

В инструкцию по охране труда для работника включаются разделы:

Общие требования безопасности;

Требования безопасности перед началом работы;

Требования безопасности во время работы;

Требования безопасности в аварийных ситуациях;

Требования безопасности по окончании работы.

Служба охраны труда (специалист по охране труда) организации осуществляет контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда для работников, оказывает методическую помощь их разработчикам. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет.

Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то приказом (распоряжением) работодателя ее действие продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставятся текущая дата, штамп "Пересмотрено" и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции, приводятся наименование его должности и расшифровка подписи, указывается срок продления инструкции).

У руководителя структурного подразделения (службы) организации должен храниться комплект действующих в подразделении (службе) инструкций по охране труда для работников данного подразделения (службы), а также перечень этих инструкций.

Местонахождение инструкций по охране труда для работников определяет руководитель структурного подразделения (службы) с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними. Учет инструкций по охране труда для работников осуществляется службой охраны труда организации.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников. Они должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Эти инструкции разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденными Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80, и, как правило, на основе типовых инструкций по охране труда, утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Организация работ повышенной опасности

Работы с повышенной опасностью в зонах постоянного действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должны выполняться по наряду-допуску.

Наряд-допуск - это задание на производство работ, оформленное на специальном бланке и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения работы, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность выполнения работ.

Приведем примерный перечень мест (условий) производства и видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск:

Выполнение работ с применением грузоподъемных кранов и других строительных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газонефтепродуктопроводов, складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов;

Выполнение любых работ в колодцах, шурфах, замкнутых и труднодоступных пространствах;

Выполнение земляных работ на участках с патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники и т.п.), в охранных зонах подземных электрических сетей, газопровода и других опасных подземных коммуникаций;

Осуществление текущего ремонта, демонтажа оборудования, а также производство ремонтных или каких-либо строительно-монтажных работ при наличии опасных факторов;

Выполнение работ на участках, где имеется или может возникнуть опасность со смежных участков работ;

Выполнение работ в непосредственной близости от полотна или проезжей части эксплуатируемых автомобильных и железных дорог (определяется с учетом действующих нормативных документов по безопасности труда соответствующих министерств и ведомств);

Выполнение газоопасных работ.

Если такие работы на предприятии предусмотрены, то их перечень должен быть разработан и утвержден работодателем.

Ввод производственного объекта в эксплуатацию

Согласно проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям охраны труда.

Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов требованиям охраны труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Проведение инструктажей по охране труда

В соответствии со ст. ст. 212 и работодатель не допускает к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и , которые он или уполномоченное им лицо обязаны организовать.

Инструктаж по охране труда представляет собой мероприятие кратковременного обучения работников требованиям безопасности труда. В соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ "Организация обучения безопасности труда. Общие положения" по характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж проводится при приеме на работу со всеми вновь принимаемыми работниками, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках с целью дать общие знания по охране труда, о правилах поведения работников на территории и в производственных помещениях предприятия.

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом). Примерная программа вводного инструктажа приводится в приложении к настоящему изданию. К проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты.

Вводный инструктаж проводят в кабинете охраны труда или в специально оборудованном помещении, с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.д.). О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктируемого, инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:

Со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместителями), а также на дому (надомниками) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых работниками за свой счет;

С работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

С командированными работниками сторонних организаций, учащимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителем структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.

Повторный инструктаж на рабочем месте проводится со всеми работниками не реже одного раза в полугодие в полном объеме по программе первичного инструктажа на рабочем месте. Если соответствующими правилами по охране труда предусмотрен иной срок проведения повторного инструктажа, то он проводится в этот срок. Запись о проведении повторного инструктажа заносится в журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится:

При введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

При изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

При нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастного случая на производстве, аварии и т.д.);

По требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

При перерывах в работе для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев;

По решению работодателя (или уполномоченного им лица).

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Проведение инструктажа по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

Создание комитета (комиссии) по охране труда

В организации с численностью работающих более 10 человек формируется комитет (комиссия) по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии.

Инициатором создания комитета (комиссии) может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. Численность членов комитета может определяться в зависимости от числа работников в организации, специфики производства, структуры и других особенностей организации, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива).

Выдвижение в комитет представителей работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по организации. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.

В своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, профессиональными союзами, службой охраны труда организации и специалистами, привлекаемыми на договорной основе (с учетом специфики и отраслевых особенностей производства, конкретных интересов трудового коллектива).

Для выполнения возложенных задач члены комитета получают соответствующую подготовку в области охраны труда по специальной программе на курсах в учебных комбинатах.

Комитет в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде и охране труда, коллективным договором (соглашением по охране труда), нормативными документами организации, в том числе положением о комитете (комиссии) по охране труда.

Избрание уполномоченных лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Указанные лица имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда на производственных участках предприятия и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. При наличии обоснованных предложений и замечаний работодатель должен их учесть при принятии решений по вопросам охраны труда.

Оборудование кабинета или уголка по охране труда

В организациях с численностью 50 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью работающих менее 50 человек рекомендуется создание уголка охраны труда (Постановление Минтруда России от 17 января 2001 г. N 7).

Кабинет (уголок) охраны труда создается в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Он оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения (например, он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы).

Организация кабинета (уголка) охраны труда, в том числе функции контроля, как правило, возлагаются на службу охраны труда организации (специалиста по охране труда) или иное лицо, выполняющее должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кабинет (уголок) охраны труда обеспечивает работников информацией:

О графиках проведения инструктажа и расписаниях учебных занятий по охране труда;

О приказах и распоряжениях, касающихся вопросов охраны труда организации, планах по улучшению условий и охраны труда;

О вредных и опасных производственных факторах и средствах защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка, цеха);

О нарушениях требований законодательства об охране труда;

О случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин;

О новых поступлениях документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и т.д.

Госдумой принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварий на ОПО» http://sharpenedfluency.com/?mapsro1

Госдумой принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 226-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» http://dissidenzasia.com/?map10 .

Вышел в свет приказ от 27.08.2010 № 823 Ростехнадзора РФ «О внесении изменений в Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» .

Анализ производственного травматизма, состояние аварийности click the following article

Примечание: На объектах Общества аварий в 2010г. не зарегистрировано.

Анализ производственного травматизма в Обществе показывает, что количество несчастных случаев на производстве в 2010г. осталось на уровне 2009г. Основной причиной несчастного случая, происшедшего с ведущим специалистом ЦАУ Общества Гламуровым А.А. явилась его личная неосторожность при осуществлении приемки в эксплуатацию системы видеонаблюдения. На момент несчастного случая пострадавший находился в опасной зоне (на пути движения автотранспорта).

Также менеджером АЗС не были приняты меры безопасности, т.е. не была приостановлена эксплуатация АЗС на время приемки системы.

В 2010г. произошел инцидент на АЗС № 71 Западного филиала при производстве ремонтных работ крышек РГС подрядной организацией ООО «Кара». В результате пострадали 2 работника подрядной организации. Причины, вызвавшие несчастный случай. Код – 08 (неудовлетворительная организация производства работ), а именно:

Недостаточный контроль за выполнением заданий работниками со стороны директора ООО «Кара»;

Отсутствие контроля выполнения работ сторонними организациями на территории АЗС со стороны менеджера комплекса АЗС А.Г. Борисова, ответственных руководителей Западного филиала (главного инженера А.Д. Черепанова; заместителя главного инженера-начальника отдела В.А. Сирина, механика участка тех. обслуживания и ремонта АЗС);

Отсутствие пропускного режима осуществляемого ООО ЧОП «Частное охранное предприятие».

Комиссия по расследованию данного инцидента также установила, что работы повышенной опасности на АЗС сторонней организацией проводились без оформления и согласования с Заказчиком наряда-допуска на проведение огневых работ, не был произведен анализ воздушной среды на определение взрывоопасной смеси внутри РГС. Тем самым ответственными руководителями и специалистами Западного филиала не выполнено Указание главного инженера Общества «О дополнительных мерах по предотвращению производственного травматизма» и нарушены требования «Положениия о порядке организации и проведения работ повышенной опасности».

В реестре опасных производственных объектов (ОПО) зарегистрированы

45 объектов Общества, в том числе:

п/п

Наименование ОПО

Всего

Приведены к требованиям ПБ

Требуется приведение к требова-ниям ПБ

Планируемые к выводу из эксплуатации

объекты

Площадки нефтебаз Перечисляем нефтебазы Перечисляем нефтебазы Перечисляем нефтебазы
Участков транспортирования опасных веществ Перечисляем нефтебазы Перечисляем нефтебазы
Здание административное (лифт)
Систем газопотребления
Площадок многотопливных АЗС
Площадок мелкооптовой АЗС

АЗС № 22

Реестр полученных ООО «НЕФТЬ-Сбыт» лицензий в области промышленной безопасности

п/п

Вид деятельности

Номер лицензии

Срок действия

Кем выдана

Эксплуатация взрыво-опасных производствен-ных объектов

ВП-40-ххххххх (ЖКНС)

С 15.12.2010г.

по 28.09.2014г.

Федеральная служба по технологическому надзору
Эксплуатация пожароопасных производственных объектов

№ 3/х

С 07.08.2007г.

по 07.08.2012г.

Министерство РФ по делам ГО и ЧС

На осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте

ПРД ххххххх

С 02.07.2010г.

по 21.04.2015г.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Работа в области промышленной безопасности и охраны труда в 2010г. проводилась с учетом целей и задач, вытекающих из Политики ООО «НЕФТЬ-Сбыт». Приоритетными задачами Общество считает сохранение жизни и здоровья персонала при осуществлении трудовой деятельности, создание безопасных условий и охраны труда работникам Общества. В обществе проведена идентификация профессиональных производственных рисков. Мероприятия, направленные на снижение существенных рисков предусмотрены «Программой промышленной безопасности, условий и охраны труда, локализации и ликвидации ЧС», Планом мероприятий по техническому перевооружению и приведению нефтебаз и АЗС к требованиям нормам и правилам, Соглашением по охране труда. На эти цели Общество в 2010г. направило часть своей прибыли. На приведение ОПО к требованиям промышленной безопасности и улучшение условий и охраны труда в 2010г. Обществом израсходовано средств сумме 35 448,8 тыс. рублей, на охрану труда – 22 253,61 тыс. руб.

Динамика основных показателей

2008г.

2009г.

2010г.

Мероприятия по ПБ, тыс. руб.

29 397,7

10 407,0

35 448,8

Мероприятия по ОТ, тыс. руб.

27 126,6

21 495,8

22 253,61

Динамика основных показателей финансирования мероприятий по ПБ, ОТ наглядно демонстрирует рост вложений в ПБ, ОТ.

В 2010г. основные показатели ПБ, ОТ выполнены. Средства, выделенные на приведение нефтебаз и АЗС к требованиям нормам и правилам освоены в полном объеме.

Во исполнение приказа Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 № 64н в 2010 году на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами из фонда ФСС Обществом израсходованы 537,09 тыс.руб., в том числе:

— по Центральному региону – 378,75 тыс. руб.

— по Западному филиалу – 59,4 тыс. руб.

— по Северному филиалу – 98,94 тыс. руб.

Средства были направлены на приобретение путевки на санитарно-курортное лечение -38,85 тыс. руб., приобретение СИЗ – 60,09 тыс. руб., остальное на аттестацию РМ.

В 2010г. выполнены мероприятия, предусмотренные Соглашением по охране труда администрации и профсоюзного комитета на 2008-2010г.г. на сумму 2 370,0 тыс. руб.

В целях обеспечения готовности структурных подразделений, эксплуатирующих ОПО, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий в 2010г. Обществом приобретены средства ЛАРН на сумму 394,0 тыс. руб.; обучены 53 члена АСФ, разработаны:

ПЛАС — для 5 ОПО;

ПЛАРН для 7 ОПО;

ПЛЛ – для 13 АЗС.

Обществу выдано Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС (№ 16/х-х-хх от июня 2010г.).

Во исполнение Федерального закона № 116-ФЗ на ОПО организован производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Производственный контроль осуществляется в соответствие с «Положением о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО». Ответственным за организацию производственного контроля по приказу является начальник Отдела корпоративного надзора, в филиалах – на отделы ПБ, ОТ и Э.

В Обществе проводится профилактическая работа, направленная на предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев на производстве согласно графику.

В соответствие с «Системой управления промышленной безопасностью и охраной труда. Руководство» в структурных подразделениях организован многоуровневый контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах. В целях улучшения качества проводимых проверок на АЗС проведено обучение и аттестация старших операторов в качестве ответственных за проведение I-ой ступени контроля состояния условий и охраны труда.

Приказом Генерального директора введено в действие «Положение о порядке организации и проведения работ повышенной опасности (РПО)». Проведено дополнительное обучение менеджеров комплексов АЗС в центре повышения квалификации Общества по вопросам организации проведения РПО. Отделом ПБ, ОТ и Э проводится анализ принятых мер по организации и проведению РПО, согласование проектов нарядов-допусков, а также выборочные проверки с выездом на место производства работ. В связи с недостаточностью принятых мер со стороны подрядных организаций при организации и проведении РПО, с выявлением нарушений требований безопасности, были приостановлены производство газоопасных и огневых работ на АЗС и нефтебазах.

Отделом ПБ, ОТ и Э III и IV ступени контроля состояния промышленной безопасности, условий и охраны труда в структурных подразделениях Общества проводятся согласно утвержденному графику. Выполнение графика подтверждается актами предписаний. Всего проведено 51 проверка состояния промышленной безопасности, условий и охраны труда и окружающей среды. Проведен анализ выполнения предписаний. В целом все мероприятия выполнены, за исключением мероприятий капитального характера, на выполнение которых в 2010г. не выделено финансирование.

Проведенные специалистами отделов ПБ, ОТ и Э, корпоративного надзора проверки функционирования Системы на комплексах АЗС выявили ослабление роли руководителей Отдела розничной реализации в части организации работы в области ПБ, ОТ и ОС на комплексах АЗС, тенденцию ухудшения исполнительской дисциплины менеджеров комплексов и АЗС в части выполнения ими своих должностных и функциональных обязанностей.

Менеджерами комплексов АЗС не анализируется состояние производственного травматизма, аварийности, выполнение процедур, предусмотренные Системой. I и II ступени контроля состояния условий и охраны труда на АЗС проводятся формально, периодичность проведения не соблюдается. Не на всех комплексах АЗС организован качественный мониторинг воздушной среды в рабочей зоне. Перевод старших операторов в менеджеры АЗС не дал положительного результата, в следствие их низкого образовательного уровня, отсутствия опыта работы на руководящих должностях.

Примечание: Квалификационные требования к менеджеру АЗС должны соответствовать: высшее или среднетехническое образование, стаж работы на руководящих работах не менее 3 года.

Это позволит разграничить функции менеджера комплекса АЗС и менеджера АЗС, т.е. возложить на менеджера АЗС вопросы, связанные с эксплуатацией АЗС, ОТ (организации обслуживания, ремонта оборудования, зданий и сооружений; организации работ повышенной опасности – допуск бригады и надзор соблюдения ими требований безопасности; выполнение функций ответственного за пожарную безопасность, электрохозяйство, ведение эксплуатационной документации, организация работы по ПБ, ОТ и ОС, организация выполнения предписаний и др.).

В 2010г. проведена аттестация 170 РМ, в том числе: по ЦАУ-108; по Северному филиалу – 62. По результатам аттестации разработаны мероприятия по приведению условно аттестованных РМ к требованиям норм и правил. Из них аттестованы — 22 РМ, условно аттестованы — 148 РМ.

В Обществе в 2010г. проведена сертификация работы по ОТ.

Получен сертификат соответствия хххх от 27.08.10.

В 2010г. проведен внутренний аудит Системы управления промышленной безопасностью, охраной труда согласно плану. В ходе аудита существенных несоответствий не выявлено. Это дает основание считать, что «Система управления промышленной безопасностью и охраной труда в ООО «НЕФТЬ-Сбыт» функционирует.

Выявленные в ходе аудита несоответствия устранены в указанные в отчете сроки.

Систематически проводился анализ выполнения предписаний органов Государственного надзора. Принимаемые меры по своевременному выполнению предписаний в 2010г. позволили не допустить случаев приостановки деятельности объектов Общества.

В связи с изменениями, произошедшими в структуре управления Общества, разработкой Компанией интегрированной Системы управления Обществом разработан проект «Системы управления ПБ, ОТ и ОС в ООО «НЕФТЬ-Сбыт» и проект Политики в области ПБ, ОТ и ОС.

В 2010г. Обществу выдан Государственной инспекцией труда Сертификат доверия работодателю.

Информирование о Политике ООО «НЕФТЬ-Сбыт» заинтересованным сторонам проводится с использованием корпоративного сайта, при проведении вводного инструктажа работников сторонних организаций перед допуском к работам на объекты Общества.

Не выполняются в установленные сроки и в полном объеме программы приведения ОПО к требованиям ПБ по причине недостаточного выделения инвестиционных средств Обществу.

Если предприятие использует в своей деятельности потенциально опасный производственный объект, то в его обязанности входит проведение мероприятий, позволяющих обеспечить безопасную эксплуатацию.

Учитывая всю серьёзность ответственности, этими вопросами занимаются не только отдельные подразделения организации, но соответствующие органы на государственном уровне.

Опасный производственный объект: что это?

Федеральный закон 116 в статье 2 даёт представление о нём как о предприятии, его части или другом производственном объекте, на котором присутствуют какие-либо из перечисленных признаков опасности. Они приведены в виде двух взаимосвязанных приложений, которые уточняют количественные и качественные критерии объектов, относящихся к этой категории.

Что может выступать источником опасности на производстве?

Для того чтобы их охарактеризовать, нужно обратиться к положениям, которые содержит закон о промышленной безопасности. Здесь в приложениях приводятся потенциальные источники опасности на производстве, то есть объекты, которым присущи следующие характеристики:

  1. Имеют какое-либо отношение к различным опасным веществам. Последние могут здесь производиться, перерабатываться, храниться, использоваться, транспортироваться или уничтожаться. Закон определяет их виды: горючие, токсичные, взрывчатые и т. д.
  2. Присутствует оборудование любого вида, которое используется под давлением больше чем 0,07 МПа.
  3. Если при производстве используются различного рода грузоподъёмники в виде эскалаторов, фуникулёров или
  4. При производстве, транспортировке, а также использовании расплавов из цветных и чёрных металлов с применением соответствующего оборудования.
  5. Если производятся горные работы с применением взрывных техник. Ещё сюда включают обогащение полезными ископаемыми.
  6. Проводится хранение или переработка таких видов растительного сырья, которые склонны к самовозгоранию, образованию взрывоопасных свойств.

Законодательное регулирование

Основным правовым документом, регулирующим отношения в сфере обеспечения промышленной безопасности, является Федеральный закон 116. Он содержит основные положения, касающиеся деятельности всех предприятий и организаций независимо от их форм собственности. Закон о промышленной безопасности наряду с другими правилами и нормами регулирует деятельность как самих предприятий, связанных с опасными объектами, так и контролирующих их государственных органов. Здесь прописаны основные требования и ограничения, формы и реализуемые в этой области.

Есть в законе нормы, регулирующие проведение промышленной безопасности, которое производится в виде экспертизы. Приводятся объекты, субъекты, которые могут её проводить, порядок проведения и форма результатов в виде заключения.

Кроме закона, регулирование в этой сфере реализуют также соответствующие нормы и правила промышленной безопасности. Они характеризуют разные аспекты деятельности и охватывают:

  • правила регистрации и предоставления декларации;
  • нормы, регулирующие проведение экспертизы;
  • правила проведения различных форм контроля;
  • нормы таких видов производственных объектов и т. д.

Опасный производственный объект: классификация

Закон также формирует систему правовых, экономических и социальных принципов, позволяющих правильно организовать обеспечение промышленной безопасности во время эксплуатации разного рода технических сооружений, которые можно представить как опасный производственный объект. Классификация их приведена в законе и включает четыре группы, которые формируются на основе такого критерия, как степень потенциальной опасности:

  • первый содержит объекты, являющие собой чрезвычайно высокую опасность;
  • второй - высокую;
  • третий класс - объекты, характеризующиеся наличием факторов средней опасности;
  • четвёртый, соответственно, низкой.

Определением того, к какому классу относить то или иное предприятие, занимаются соответствующие государственные органы в процессе его регистрации.

План мероприятий по обеспечению безопасности: что он собой представляет

Весь комплекс принимаемых мер предосторожности должен быть представлен в виде отдельного документа. Как правило, он представляет собой план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности. Образец его должен формироваться исходя из сферы деятельности предприятия и видов объектов, находящихся в эксплуатации.

Он представляет собой план действий на определённый период. Вводится в действие приказом директора предприятия, в котором:

  • утверждается план на отчётный год;
  • назначаются ответственные исполнители по каждому объекту;
  • оговариваются сроки проведения необходимых мероприятий;
  • назначается контролирующий субъект, как правило, это главный инженер предприятия.

Оформление плана

В каком виде должен быть сформирован по обеспечению промышленной безопасности? Образец его может представлять собой приложение к соответствующему приказу главы предприятия, оформленное в виде таблицы. В ней должно быть несколько разделов, которые охватывают все виды и формы деятельности персонала предприятия, направленные на обеспечение безопасности.

В общем виде структура таблицы включает такие показатели:

  • наименования проводимых мероприятий;
  • названия потенциально опасных объектов, с указанием того, что они собой представляют;
  • определяется регулярность обслуживания: конкретные даты или периодичность;
  • ответственные исполнители: указываются их должности и фамилии.

Также есть ряд основных направлений, которые призван реализовать принятый на предприятии план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности. Образец его включает два смысловых блока. Первый из них характеризует само оборудование и формы его обслуживания. Это диагностика, освидетельствование, страхование рисков, оборудование приборами безопасности и т. д. Второй блок имеет отношение к персоналу предприятия. Здесь содержится информация относительно его аттестации, обучения и повышения квалификации, занятий и консультаций.

Что должны включать разделы?

План мероприятий по обеспечению промышленной безопасности (образец, приведен ниже) имеет несколько обобщённый вид и включает основные формы деятельности предприятия в этой сфере.

Наименование мероприятия Наименование ОПО (оборудование, вещество) Дата исполнения Ответственный за исполнение
1 Проведение диагностики находящихся в эксплуатации сооружений и технических устройств
Подъемные механизмы и сооружения - краны
ПТО 25.05.2015 г. Собков М.Н.
2 Проведение техосвидетельствования оборудования, которое работает под давлением
Воздухосборник В-6,3 рег.№ 345-13 ТД 27.04.2015 г. Гл.энергетик Песков С.Ю
3 Замена оборудования на новое Рег. № 133 27.10.2015 г. Гл. механик Собков М.Н.
4 Регистрации технических устройств, введённых в эксплуатацию 20.01.2015 г. Гл. механик Собков М.Н.
Мероприятия по работе с персоналом, обслуживающим опасные объекты
5 Провести занятия по повышению квалификации персонала в сфере промбезопасности Подъёмные сооружения 02.2015 г.
Сосуды, работающие под давлением 03.2015 г.
6 Провести аттестацию персонала в области промбезопасности Подъёмные сооружения 09.2015 г. Зам. гл. инженера Васильев С.П.
Сосуды, работающие под давлением 11.2015 г.
7 Провести обучение работников, занятых обслуживанием опасных производственных объектов Подъёмные сооружения 03.2015 г. Зам. гл. инженера Васильев С.П.
Сосуды, работающие под давлением 04.2015 г.
8 Провести профилактические проверки выполнения всех требований, касающихся обеспечения промбезопасности Подъёмные сооружения Ежеквартально Гл. механик Собков М.Н.
Сосуды, работающие под давлением Ежеквартально Гл.энергетик Песков С.Ю
  1. Проведение диагностики (ТД - техническая диагностика, ПТО - профтехобслуживание) находящихся в эксплуатации сооружений и технических устройств. Здесь есть перечень всех форм такого оборудования с описанием его текущего состояния. Если сооружение или устройство выработало свой ресурс, то указывается возможность и необходимость его продления с привлечением соответствующих органов.
  2. Проведение техосвидетельствования оборудования, которое работает под давлением. Проводится наружная и внутренняя проверка устройств, которая ставит своей целью определение его состояния, возможного безопасного использования, продолжения обслуживания в определённые действующими нормами сроки и периоды. Иногда в этот раздел включается ряд других объектов, которые требуют проведения экспертизы, но ещё не выработали установленный ресурс.
  3. Замена отработавшего свой срок оборудования на новое. Оснащение технических устройств дополнительными приборами, обеспечивающими безопасность.
  4. Проведение процедуры регистрации технических устройств, которые только вводятся в эксплуатацию. Здесь требуется не только внесение в государственный реестр объектов, представляющих опасность, но и другого использующегося оборудования.

Кроме приведенных в образце пунктов могут быть и другие. Например, проведение осмотра сооружений, относящихся к опасным промышленным объектам. которые по каким-либо причинам также имеют к ним отношение.

Планирование мероприятий по работе с персоналом, обслуживающим опасные производственные объекты

  1. Повышение квалификации работников различных подразделений предприятия в сфере промышленной безопасности.
  2. Проведение аттестации проверки знаний персонала в этой области. Здесь, как правило, применяются соответствующие тесты: промышленная безопасность.
  3. Различные мероприятия, касающиеся обучения работников, занятых обслуживанием объектов.
  4. Проведение мер, включающих профилактические проверки выполнения всех требований, касающихся обеспечения промбезопасности.

Очевидно, что составление плана представляет собой творческий процесс, который в некоторой мере ограничен правовыми нормами. Именно поэтому включение тех или иных разделов и пунктов определяется индивидуально исходя из объектов и технических устройств, которые используются на предприятии, а также на основе потребности их обслуживания персоналом предприятия.

Как регулируется безопасность труда в этой сфере?

Особое внимание в плане уделяется такому фактору, как промышленная безопасность труда, которая представляет собой ряд мероприятий, направленных на предотвращение последствий при возникновении аварий. Если последняя имела место, то на минимизацию её негативных результатов и последствий.


Иногда промышленную безопасность отождествляют с охраной труда. Учитывая особенности опасных промышленных средств, первая из них приобретает особое содержание. Ведь известно, что несоблюдение норм безопасности несёт риск возникновения аварий и причинения немалого материального ущерба. По этой причине проблемам соблюдения промбезопасности уделяется особое внимание и, как правило, руководство предприятия в плане мероприятий предусматривает несколько разделов, имеющих непосредственное отношение к знаниям и навыкам персонала, обслуживающего опасные виды оборудования. С целью аттестации этих работников руководителями соответствующих подразделений проводятся тесты. Промышленная безопасность в этом случае может включать мероприятия по обучению.

Кто может контролировать опасные объекты?

Этот вид функций также регламентирован нормой закона и возложен на соответствующий государственный орган.
На уровне государства контроль промышленной безопасности выполняет федеральная служба, занимающаяся экологическим, технологическим и атомным надзором Ростехнадзор. Именно этот орган осуществляет нормативное регулирование сферы промышленной безопасности, а также ряд таких функций, как:

  • разрешительная;
  • надзорная;
  • контролирующая.

Также согласно закону контроль в этой сфере обязано осуществлять и само предприятие на основе требований, установленных Правительством РФ.