Пиратский корабль веселый роджер. Пиратские флаги. Каждый, уважающий себя пират должен иметь свой флаг. Флаг Эдварда Инглэнда

«Весёлый Роджер»

Нужно начать с истории флагов на корабле вообще. Вопреки сложившемуся мнению, далеко не все парусные корабли раньше ходили под национальным флагом своей страны. Например, в проекте французского Закона о королевском флоте от 1699 года сказано что «королевские корабли не имеют никаких строго установленных отличительных знаков для ведения боя. Во время войн с Испанией наши корабли использовали красный флаг, чтобы отличаться от испанских, которые выступали под белым флагом, а в последней войне наши корабли шли под белым флагом, чтобы отличаться от англичан, также воюющих под красным флагом...»

Как ни странно, французским каперам специальным королевским эдиктом запрещалось ходить под черным флагом практически до последних лет существования каперства. Каперство — морской террор против кораблей (как военных, так и мирных) враждебного государства по поручению или с разрешения властей. Капер отличался он от пирата тем, что его деятельность была легальна и подкреплена соответствующим патентом. Частные лица за право на каперство, как правило, отчисляли в пользу своего государства процент от захваченной добычи. В своей стране капер преследованиям не подлежал, а в случае пленения противником мог требовать суда как военнопленный.

Определить противника в море всегда было трудной задачей. В XVI веке королевские корабли обычно несли опознавательные знаки на главных парусах (английские корабли - розу Тюдоров, испанские корабли - католический крест). Но правительственные корабли обычно действовали в составе эскадр или флотов. Начиная с позднего средневековья, для указания на свою принадлежность стали использоваться флаги. На протяжении XVII-XVIII вв. государственная символика стабилизировалась, и были изданы альбомы, в которых изображались все действующие на этот момент флаги.

В 1694 году, Великобритания издала закон, устанавливавший единый флаг для обозначения английских приватирских (английское название каперов) кораблей: красный флаг, мгновенно получивший у моряков прозвище «Красный Джек». Таким образом, впервые на официальном уровне появилось понятие пиратского флага в принципе. Пираты, до этого не имевшие своего «профессионального» полотнища, идею с восторгом подхватили: на их флагштоках вскоре заполоскались красные, желтые, зеленые и черные флаги. Каждый цвет символизировал определенную идею: желтый - безумство и безудержность гнева, черный - приказ сложить оружие, красный - предложение сдаться, и так далее. Итак, выделение пиратских флагов в отдельную категорию морских символов сложилось к XVIIв. веках, а черный флаг стал отличительным знаком пиратов

Пиратский флаг был своего рода психологическим оружием, особенно эффективным в сочетании с репутацией, которую приобрели пираты. Если пиратам удавалось запугать жертву до такой степени, что она капитулировала без боя, это значительно упрощало дело и увеличивало прибыль, так как корабль-жертва и его груз не повреждались во время боя.

Флаги, как правило, изготавливались самыми грубыми кустарными методами. Нередко их вышивали сами пираты, владевшие кое-как этим «рукоделием». Подобные «произведения искусства» можно было свободно купить за бутылку бренди в портовой таверне.

Пираты поднимали собственный национальный флаг, чтобы привлечь союзников или отпугнуть врагов. Сообщения между судами также передавались при помощи флагов, для чего на мачтах применялось специальное сигнальное устройство. Пираты также иногда поднимали чужой национальный флаг, чтобы безболезненно приблизиться к своей жертве. Например, атакуя «испанца» пираты могли поднять морской флаг Англии, а чтобы уклониться от английских боевых судов, можно было поднять флаг Нидерландов (Голландия, в отличие от Испании тех лет, не воевала с Англией).

Когда расстояние между кораблями становилось удобным для атаки, они снимали фальшивый флаг и бросались на абордаж. Таким образом, можно утверждать, что к 1700 году основными типами каперских флагов были красный и черный. В 1714 году война за испанское наследство завершилась, и большинство каперов превратились в пиратов.
Что касается черепа с костями — непременной пиратской символики, то на самом деле пиратские капитаны изощрялись, кто как мог.

Среди пиратской символики наиболее распространенным был череп - символ смерти. Череп часто изображался вместе со скрещенными костями. Череп, как сам по себе, так и в сочетании с костями, служил в XVI-XVII веках напоминанием о смерти и часто изображался на надгробьях на Британских островах. Другими распространенными символами были скелеты, копья, мечи, песочные часы, инициалы, сердца, скрещенные шпаги, крылья и поднятые стаканы. В эпоху, когда символизм пронизывал искусство и повседневную жизнь, все эта символы были легко узнаваемы и наполнены значениями. В Европе того времени весьма распространенной была тема смерти, означавшая, что никто из живущих не избежит могилы. Эта тема обычно включала изображения костей, черепов и целых скелетов. Поднятый стакан означал тост за смерть. Оружие означало угрозу, исходящую от него, а песочные часы и крылья символизировали собой утекающее (или улетающее) без возврата время.

Первые версии пиратской символики включали в себя и полное изображение скелета, держащего стеклянные часы и копье, пронзающее сердце. Именно так выглядел флаг пирата Джона Куэлча, в дальнейшем позаимствованный знаменитым Блэкбердом.


Длинный Бен Джон Айвери является первым пиратом, в отношении личного флага которого есть подтвержденные свидетельства очевидцев. В начале карьеры флаг Бена был красного цвета (как и предписывалось законом), но потом Айвери заменил его на черный. Затем на полотнище появился череп в профиль, оснащенный к тому же пиратской повязкой и серьгой. Данный флаг использовался пиратом с 1694 года.

А вот флаг пирата Эдварда Энглунда считается первым, у которого кости были скрещены под черепом. Судя по всему, вместе с флагом Уорли флаг Эдварда послужил основой для классического «Веселого Роджера».

История флага пирата Калико Джека Рэкхема весьма примечательна. Первоначально флаг Калико являлся классическим «Веселым Роджером», как и у Эдварда Энглунда. Но затем недвусмысленность этого флага (Джек олицетворялся черепом, а женщины-пираты Мери Рид и Энн Бонне, которые ходили вместе с ним на корабле, - костями) заставила Рэкхема заменить кости на пиратские сабли. После этого соленые морские шутки по поводу Джека, Энн и Мери постепенно сошли на нет, и Джек смог вздохнуть спокойно...


Пиратский флаг некоего Стида Боннета также весьма любопытен. По легенде Стид стал пиратом, сбежав от ворчливой жены. Боннет был довольно богатым землевладельцем и добропорядочным гражданином. Пиратские приключения сделали его преступником и привели к виселице. На флаге помимо традиционного черепа были изображены кинжал, сердце и одна кость. Все вместе это означало, что владелец флага были пиратом (череп), который постоянно балансирует (кость) меду жизнью (сердце) и смертью (кинжал).


Другой, известный своей кровожадностью пират Нед Лоу выбрал себе флаг, на котором был изображен кроваво-красный скелет. Согласно дошедшим до нас легендам, это должно было символизировать беспощадное отношение к выходцам из Новой Англии, за которыми капитан охотился специально и после пленения подвергал их страшным мучениям.


Влэкберд Эдвард Тич.Один из наиболее известных и ужасных пиратов. Исполинского роста, с горящей паклей в волосах и черной густой бородой Блэкберд уже своим видом мог нагнать страху на своих врагов. Флаг пирата должен был предупреждать встречные корабли. Скелет, олицетворяющий дьявола, держит в руках часы и готовится пронзить сердце копьем. Некоторое время вместо скелета на флаге изображался пират с теми же атрибутами.


Черный Барт Бартоломью Робертс использовал аж два личных флага. На первом из них был нарисован пират с обнаженной саблей, который стоит на головах поверженных врагов на двух островах. Первым островом был Барбадос (АВН, «А ВагbadosHead»), а вторым - Мартиника (АМН, «А Martinique’sHead»).

Второй флаг, который использовал Черный Барт в своих разбойничьих нападениях, изображал пирата и скелет с копьем, держащих в своих руках песочные часы.

Уолтер Кеннеди имел достаточно оригинальный флаг. На нем был изображен пират, держащий меч в одной руке и часы в другой. Это символизировало, что время, отведенное на сдачу, истекает и расправа будет неизбежна. Пират изображен без одежды, это означало, что он беден и ему нужна добыча. Вместо костей и черепа было изображено женское лицо и две скрещенные ветки, видимо Кеннеди хотел показать, что все свои действия он, как благородный рыцарь, посвящает даме своего сердца.

Такой же флаг, но с черепом в профиль носил корабль Счастливчика Генри Эвери. Использовался с 1694 года.

Прообразом знаменитого «Веселого Роджера» (череп и две скрещенные кости на черном фоне), скорее всего, служил международный флаг, означающий, что на борту - эпидемия (например, чумы). Такой флаг представлял собой две диагональные белые полосы на черном фоне, трансформировавшиеся в две белые кости. Пираты, иногда поднимавшие на флагштоках своих кораблей флаг эпидемии, демонстрировали, что они так же страшны, как и чума, и одновременно отпугивали более сильные военные корабли.

Откуда пошло прозвище «Веселый Роджер»? «Красный Джек» по-французски звучал как «JolieRouge» (дословно - «Красный Знак»). В английской транскрипции это похоже на «JollyRoger» - «Веселый Роджер». Стоит также упомянуть, что на английском жаргоне слово «Roger» означает мошенник, вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в Средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер»...

По другой версии, название «Веселый Роджер» пошло от тамильских пиратов, промышлявших в Индийском и Тихом океанах. Они поднимали на своих кораблях красный флаг и называли себя «Али раджа», что означает «Властители моря». Опять же, в английской транскрипции это превратилось в «Джали Роджерс», откуда до «Джолли Роджер» совсем недалеко.

Еще одна версия гласит, что пиратский флаг получил свое название от словосочетания «Old Roger», которое было одним из имен дьявола. В дальнейшем слово «Оld» могло превратиться в «Jolly».

По иной версии это название произошло от имени короля Рожера II Сицилийского (22 декабря 1095 — 26 февраля 1154), который прославился многочисленными победами на суше и на море. Флаг Рожера II Сицилийского представлял из себя изображение двух скрещённых костей на красном фоне.

Другой пират, Ричард Уорли, за свою короткую карьеру (с сентября 1718-го по февраль 1719 года) не добился большой известности, чего не скажешь о его флаге. Согласно легенде, прообразом флага послужила своеобразная форма головы самого Уорли (череп на полотнище смахивает на тыкву с Хэллоуина). Новинкой было также то, что на флаге скрещенные кости впервые оказались позади черепа (в дальнейшем эта мода перекочевала и на другие пиратские флаги).

Пират Эманнуэль Винн считается одним из первых охотников за удачей, кто стал использовать «Веселого Роджера» на своем корабле. Начав карьеру в начале 1700-х годов у берегов Каролины, первое время Винн плавал под красным флагом. Затем Винн сменил флаг на классического «Веселого Роджера», впрочем, с добавлением изображения песочных часов, которые символизировали истекающее время на размышление, данное жертве.


Пират Томас Тью приобрел известность в самом конце 17 века. Его флаг был интересен тем, что не имел традиционного изображения черепа и костей. На его флаге была изображена рука, сжимающая саблю. Тью был весьма непоседлив - он плавал не только в Карибском море, но и появлялся в Средиземноморье и даже у берегов Аравийского полуострова. Примерно в 1695 году капитан Тью погиб во время боя от залпа шагранели. По его завещанию, команда сбросила его тело за борт, так как он не хотел попадать в плен ни живым, ни мертвым.

.


Кристофер Кондент решил что одного черепа с костями будет мало, и на своем флаге поместил сразу три черепа с костями. Кондент, однако, недолго плавал под ним, он бросил морской разбой и поселился на берегу, изредка выходя в море на собственном торговом корабле.

У разных пиратов свои «Весёлые Роджеры», хотя чаще всего пираты просто поднимали флаги тех стран, которым симпатизировали или наличие которых было уместно в данной ситуации.

Кристофер Муди.Флаг этого пирата был красного цвета, а изображение на нем было совершенно необычно. Муди собрал с разных пиратских и государственных флагов все, что должно было характеризовать его поведение. Если смотреть символы слева направо, то получается следующее: время улетает на крыльях, и когда оно истечет, наступит неумолимая расплата, будет сражение и те, кто будет сопротивляться, неизбежно умрут.

Валерий Потапов

Каждый капитан пиратов должен был иметь свой неповторимый флаг. Потому любому разбойнику рано или поздно приходилось заниматься творчеством, придумывая эскиз самого важного пиратского символа.

Пиратские флаги и их значение. Смекаешь?

Флаг пирата по прозвищу Черная борода

В 18 столетии в Карибском море было неспокойно – там властвовал Эдвард Тич (иначе – Черная борода). Влиятельный пират, родом из Англии, а также прозорливый и рациональный капитан, он всячески избегал применения силовых методов, рассчитывая только на собственный грозный образ. Нет сведений о пытках либо убийствах на его пиратском судне. После смерти Черная борода стал романтизированным персонажем в ряде литературных произведений различной жанровой направленности.

На флаге Тича красовалось изображение скелета с песочными часами в правой руке (считалось, что песочные часы – это символ неизбежной смерти) и копьем, направленным на сердце, – в левой. Этот сюжетный флаг был призван предупредить встречные суда о грозящей им опасности при оказании сопротивления пиратам (агрессивно настроенных пленных ожидала неминуемая смерть). Одно время даже вместо скелета изображали пирата.

Любопытный флаг Черного Барта

Пирата по имени Джон Робертс больше знают как Черного Барта. Он предпочитал промышлять в Атлантическом океане, а также в Карибском море. Известно, что Джон лично захватил свыше 400 кораблей.

Считается, что известность он приобрел во многом благодаря своему экстравагантному поведению.

Именно Черному Барту принадлежала идея флаг пиратов именовать «Веселым Роджером». Правда это или нет – неизвестно. Так, флаг самого Джона весьма символичен. На нем нет традиционного нагромождения костей, зато там – воинственный пират с поднятой вверх саблей, который стоит на черепах побежденных противников – губернаторов Барбадоса и Мартиники. Известно, что Джон и впрямь лишил жизни губернатора Мартиники, завладев военным судном с ним вместе.

Флаг «Джентльмена пиратов»

Насчитывается несколько вариантов данного флага. Изображенные здесь сердце с копьем символизируют опасность, насилие.

Англичанина Стида Боннета называют джентльменом пиратов. Причина тому – его дворянское происхождения, эрудиция и хорошее образование. Вплоть до начала разбойной деятельности, он был майором в правоохранительных органах о. Барбадос. До сих пор не понятно, почему вдруг почтенный гражданин подался в пираты. Достаточно популярными в 18 в. были слухи о помутнении рассудка вследствие неудачного брака с Мэри Элламби. Это будто бы и подвигло недавнего офицера стать разбойником. Согласно другой версии, вся причина кроется в скандальном характере супруги, его-то Стид не сумел вытерпеть и бежал в пираты. Кроме того, следует заметить, что он был уникальным пиратом, поскольку своим матросам предпочитал платить.

Флаг «Ситцевого Джека»

Дж. Рэкхем по прозвищу Ситцевый Джек был знаменитым пиратом нач. XVIII в. Его еще звали Калико (за контрабанду материи с одноименным названием, которую тайно ввозили из Каликута в период запрета, и за ношение широченных штанов из данной ткани). Нельзя сказать, что он был самым жестоким либо наиболее удачливым пиратом. Джек стал известен по другой причине – у него в команде находились не только мужчины, но и 2 переодетые в мужчин дамы: Э. Бонни и М. Рид. Интересно, что обе они отличались неженской смелостью и находились в любовной связи с капитаном.

Флаг Рэкхема стал прообразом излюбленной пиратской классики, воспетой в романах и изображенной в фильмах. Зачастую подобные флаги, где устрашающе виднелись череп и кости, имели или черное, или красное полотно. Кроме того, существовало много вариаций флага, однако самой популярной тематикой всегда оставался пират, распивающий вино с самой смертью. Примечательно, что данный флаг и впрямь стал пророческим. Джек с командой были навеселе, когда оказался плененным.

Флаг Э. Инглэнда

Известнейший пират Э. Инглэнд орудовал в 1717-20 гг. в Индийском океане, близ Африки. Промышлял он на суднах «Pearl», а затем – «Fancy». Пиратским флагом этого разбойника был традиционный Веселый Роджер (возвышающийся над парой перекрещенных бедренных костей череп). К слову, данный флаг затем прославит Р.Л. Стивенсон в своем знаменитом романе «Остров сокровищ». С того самого времени данный флаг стал главным символом пиратов, хотя был всего лишь одним из великого множества себе подобных.

Предполагаемый флаг пирата Тью

Разбойник родом из Англии (Томас Тью) больше известен по прозвищу Род-Айлендский. Он промышлял в Ньюпорте, там же и был невероятно знаменит, несмотря на то, что совершил всего 2 крупных путешествия (в последнем погиб). Тью первым проделал путь, ставший позднее именоваться Пиратским кругом. Ряд прославленных пиратов, в том числе Г. Эвери, У. Кидд, проплывали по нему уже после Томаса.

Согласно имеющимся сведениям, пиратский флаг Тью представлял собой изображение на черном полотне белой руки с мечом. Данный символ расшифровывают так – «мы готовы убивать» .

Флаг Архипирата

Представитель разбойничьего класса Генри Эвери (больше известен по прозвищу Архипират либо Долговязый Бен) считается одним из наиболее успешных пиратов. Но, если верить его современникам, к старости Генри лишился всего, что добыл, и умер в нищете. По другим данным, он разорился, вернулся в Англию, сменил все документы, а затем отправился дальше странствовать по морям, где и нашел свою смерть.

Полагают, что он стал прототипом героя книги Д. Дефо «Жизнь и приключения славного капитана Сингльтона».

Фантазия разбойников была достаточно приземленной, но богатой, и чуждые вычурности пираты охотно наделяли своих собратьев всевозможными незатейливыми кличками. За прозвищами могли скрываться люди самые разные. Одни предпочитали сохранить в тайне свои подлинные имена, другие — особые любимчики пиратского мира — гордо носили прозвища как почетный титул, а некоторые пираты обладали столь необычными физическими особенностями, что оставить их без внимания было просто невозможно.

Нередко прозвища получали по географическому признаку. Нетрудно понять, откуда родом Гассан Венеииано, знаменитый алжирский корсар XVI в. Легендарный Жан Франсуа Но, известный как Олоне и прославившийся своей жестокостью, родился в местечке Сабль д"Олон. Прозвища Пьера Пикардийца, Мигеля Ле Баска, Рока Бразильца или Бартоломео Португальца также выдают их национальную принадлежность или напоминают о странах, с которыми так или иначе были связаны эти люди.

Вряд ли нуждаются в особых пояснениях и прозвища, связанные с физическими особенностями их носителей. Например, Длинный Бен, Пьер Длинный, Красавчик, Тич Черная Борода, два рыжебородых брата Арудж и Хайраддин, вошедшие в историю как Барбаросса I и II. Широко распространено было прозвище Деревянная нога. Знакомый всем пират Джон Сильвер из «Острова сокровищ», возможно, обязан своим появлением известности двух реально существовавших героев пиратских баталий в Испанском Мейне — французу Франсуа Леклерку и голландцу Корнелису Елу. В других случаях фантазия пиратов была изощреннее. Если прозвище флибустьерского главаря Александра Железная рука наводит на мысль, что его носитель обладал всесокрушающим мощным ударом и огромной физической силой, то Пьер Легран (фр. «grand» — «большой», «великий»), вероятно, был просто высоким человеком, а может быть, и обладал великим умом. Некий флибустьер Вест-Индии носил прозвище Крепкозубый, а другой был известен как Легкий На Ногу. Трудно определить, какими качествами прославился пират по прозвищу Попутный Ветер. Вполне может статься, что для своих товарищей он был чем-то вроде талисмана, и его присутствие на корабле сулило нужное направление ветра, а возможно, он заслужил прозвище из-за постоянной готовности поучаствовать в славной драке и лихой попойке. Явно шутливое прозвище было придумано одному известному алжирскому разбойнику — Мертвая Голова. Его абсолютно лысая голова напоминала безводную мертвую пустыню, где не было места живой растительности.

Более замысловатые прозвища давались за особые «отличия». Мир Карибского моря сохранил несколько довольно типичных кличек — например, Проныра или Гроза Приливов. Наибольшую известность приобрело прозвище Истребитель, полученное шевалье де Монбаром за всепоглощающую страсть к истреблению испанцев.

Наконец, были и таинственные прозвища-псевдонимы. К таким относится имя, взятое известным пиратом Генри Эвери, или Джоном Авери. Подлинная фамилия его была Бриджмен, и он происходил из семьи честных законопослушных моряков. Чтобы не запятнать своих родственников, он придумал для себя странное Эвери (англ, «every» — «любой, каждый»). Непросто по такому прозвищу распознать, как же по-настоящему зовут его владельца.

Весьма показателен пример пирата Джеймса Келли. На протяжении своего бурного жизненного пути, наполненного авантюрами и плаваниями, он несколько раз менял имя и либо выступал под собственной фамилией, либо становился Сэмпсоном Маршаллом или Джеймсом Гиллиамом. Невозможно с точностью определить, на каких этапах происходили перевоплощения этого ловкача. Его деятельность на ниве пиратства и приватирства продолжалась почти двадцать лет. Она началась в 1680 году, когда молодой англичанин оставил родную страну и на работорговом судне двинулся к западному побережью Африки. Здесь судно было захвачено пиратами капитана Янки, и Келли решил сделаться разбойником. Несколько лет он грабил в Испанском Мейне, переходя с одного судна на другое. В конце концов он оказался на пиратском корабле Джона Кука. Весной 1683 года судно пришло к берегам Виргинии в залив Чезапик, где был набран экипаж и закуплена провизия. Отметим, что среди новых членов команды оказались знаменитые впоследствии Уильям Дампир и Эмброз Коули, оставившие записки об этом плавании. В апреле корабль Кука отправился в плавание. В Атлантике он перехватил голландское торговое судно. Команде Кука понравились его осадка, крепость, и пираты перебрались на него, прихватив ценный груз (шестьдесят черных невольниц) и оставив голландцу в обмен свое судно. Теперь корабль, на котором поплыл Келли, стал называться «Бечелос Делайт» («Услада холостяка»). Пираты пошли в Тихий океан, но, пройдя мыс Горн, попали в ужасный шторм. После тяжелых испытаний в южных широтах, они наконец выбрались к чилийскому побережью. Здесь они повстречались с другими пиратскими судами, и солидная англо-франко-голландская компания продолжила совместную охоту за испанскими галионами. Никаких особых успехов не было достигнуто, экипажи рассорились, и сообщество развалилось. Келли оказался в группе под командованием Эдварда Дэвиса (Кук к этому времени умер), которая ушла обратно в Карибское море. Здесь Келли направился на Ямайку и принял амнистию Вильгельма I, став приватиром. Однако официальный статус ему вскоре надоел, и он вернулся к пиратству. Захватив шлюп «Даймонд» («Бриллиант»), Келли, уже в качестве капитана, направился в Индийский океан, где и пропал за несколько лет. Предполагают, что он провел немало времени на острове Мадагаскар, а возможно, и находился в плену. Кончилось тем, что Келли, под именем Маршалла, с экипажем известного Роберта Каллифорда пришел на остров Сен-Мари. Здесь он встретился с капитаном Киддом и вернулся с ним в Вест-Индию, но уже под именем Джеймса Гиллиама. Но Келли не остался в Америке, а, возвратившись в Англию, поселился в Лондоне со своей семьей. Он умер как респектабельный господин, окруженный любовью и уважением.

Какими бы причинами ни руководствовались авторы прозвищ, все прозвища несли определенную психологическую нагрузку, придавая пиратской жизни загадочность, необычность. Порой эти клички превращались в своеобразные визитные карточки, от которых потенциальные жертвы их владельцев содрогались от страха.

* * *

Важную роль психологического воздействия на противника играли названия пиратских судов. Исследователь морского разбоя М. Редикер, проанализировав названия сорока четырех пиратских кораблей, установил: в восьми случаях (18,2%) упоминалась слово «месть» (вспомним знаменитый бриг Тича «Месть королевы Анны» или судно Стеда Боннета «Месть»), в семи (15,9%) присутствует слово «бродяга» («ranger») или «скиталец» («rover»), в пяти случаях название судна упоминает о королевской власти .

Самым знаменитым символом пиратства является зловещий флаг «Веселый Роджер» («Jolly Rodger»). Его впервые зафиксировал «Oxford English Dictionary» в 1724 году. Он получил очень широкое распространение и был известен в различных вариантах. На черном поле помещался излюбленный знак морских разбойников — череп с перекрещенными костями или целый скелет в полный рост. Использовалась различная атрибутика морской жизни, вооружение и другие предметы, в зависимости от фантазии и пристрастий команды. В большинстве случаев это было оружие — от абордажных клинков и шпаг до ножей и стрел. Так, например, над кораблем капитана Спригсса развевался черный флаг, в середине которого был изображен белый скелет. В одной руке он зажал стрелу, пронзающую сердце, с которого стекали три капли крови, в другой находились песочные часы, указывающие встретившемуся кораблю, что смертный час пробил. Ранее такой же флаг, но под названием «Старый Роджер», был зафиксирован у пирата Джона Куэлча, пришедшего в Бразилию в 1703 году. У Бартоломью Робертса жуткий скелет стоял на двух черепах, под которым были выведены буквы «АВН» и «АМН» . Конечно, власти островов Барбадос и Мартиника, заклятые враги Робертса, зная про эти буквы под мертвыми головами, не могли забыть об особой «привязанности» разбойника к их владениям.

Известен рапорт о черном флаге со скелетом, который держит в одной руке чашу пунша, а в другой — шпагу. Иногда цвета варьировались, и тогда черный скелет выступал на белом поле.

С «Веселым Роджером» связано немало спорных вопросов. Во-первых, известно, что это название было не единственным для пиратских флагов. Применялись и «Черный Флаг», и «Роджер», и уже упоминавшийся «Старый Роджер». Во-вторых , цвет пиратского флага далеко не всегда был черным . Собственно, первое упоминание о черном цвете относится лишь к 1700 году, и такой фон имел флаг французского пирата Эммануэля Дюна.

Ранее же черный цвет (равно как и черные платки) широко использовали испанские пираты. В одном из правил, определяющих порядок оформления катафалков для похорон испанского короля, записано: «Не следует ни на вершине, ни на одном из этажей траурной башни вывешивать черный флаг. Несмотря на то, что он является знаком и цветом короля, этот флаг опозорен (разрядка наша), как флаг, употребляющийся на пиратских кораблях. Поэтому надлежит ограничиться флагом темно-фиолетовым или кардинальским пурпуром».

Возможно, испанские разбойники издевались не только над монархом — черный цвет носили и флаги испанских военных эскадр (в том числе они были и на «Непобедимой Армаде»). Кроме того, черный костюм испанского аристократа служил отличительным признаком принадлежности к высшим классам и знаком «высокой моды» XVI в. Нет ничего удивительного, что пиратам захотелось «приобщиться» к высшему свету.

Однако излюбленным у бандитов (особенно англичан и французов) был красный, или кровавый, флаг, цвет которого, по-видимому, символизировал кровопролитие, готовность выбросившего этот флаг пролить кровь и находиться в постоянной боевой готовности. Не случайно красный флаг был сигналом опасности, возвещал тревогу и стал впоследствии флагом восстаний. В судовом журнале капитана Массерси приводится рассказ о том, как отряд флибустьеров повстречался на дороге к городу Капоне в Западной Мексике с индейцами, находящимися на стороне испанцев: «Когда они увидели нас, то испугались… Мы сразу же спустили белый флаг и подняли красный с черепом и скрещенными костями белого цвета». Вспомним и знаменитое наступление 1680 года на Панаму Первой Тихоокеанской волны буканьеров. Пять отрядов из семи шли под красными флагами: авангард (первый отряд) капитана Бартоломью Шарпа под красным флагом с белыми и зелеными лентами; главные силы — второй отряд Ричарда Соукинса под красным флагом с желтыми полосами, третий и четвертый отряды (команды Питера Харриса) под зелеными флагами, пятый и шестой отряды под красными флагами; арьергард (седьмой отряд) Эдмонда Кука под красным флагом с желтой полосой, изображением обнаженной руки и меча.

Красный флаг разбойников повторял кровавый боевой флаг военных флотов. Приказом № 1 лорда Адмиралтейства в 1596 году было установлено «на время ведения боя поднимать вместо постоянного носового флага боевой флаг красного цвета». В романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» герой вспоминает одно столкновение с противником и рассказывает, что вначале на его корабле был поднят белый флаг переговоров, а с началом сражения на мачте взвился красный флаг. Близким к красному был и светло-оранжевый цвет, в который было выкрашено полотнище Тича Черной Бороды.

Заметим, что в XVII в. морские разбойники предпочитали плавать под своим национальным флагом или пользовались флагом того государства, которое предоставило им каперскую лицензию. Но уж если при встрече с противником на мачте взмывало кровавое знамя, то его появление говорило о том, что пощады никому не будет (то же и на суше). Бескомпромиссный, тотально враждебный характер красного флага был зафиксирован свидетелями. Так, капитан Ричард Хоукинс, захваченный пиратами в 1724 году, рассказывал, что если пираты сражаются под «Веселым Роджером», они как бы дают возможность намеченной жертве поразмыслить, стоит ли сопротивляться, и готовы принять добровольную сдачу, но уж если появляется красный флаг, значит, дело дошло до крайней точки, и схватка предстоит не на жизнь, а на смерть. Ту же функцию кровавый флаг играл, например, у Эвери. Этот грабитель плавал под крестом Св. Георга, используя собственную символику — четыре серебряных шеврона на красном поле. Появление этого флага означало, что Эвери готов вступить в переговоры о сдаче, но когда на флагшток взлетал простой красный флаг, экипажу купеческого судна следовало готовиться к рукопашной. Возможно, что черный флаг, используемый, как и красный, с целью устрашить противника, нес в себе некий миролюбивый подтекст. Символика выбора могла опираться на то, что черный цвет считался цветом траура, скорби и смерти, в то время как красный рассматривался как цвет восстания и мятежа, знак беспощадной войны и смерти.

В-третьих, остается открытым вопрос о происхождении самого названия «Веселый Роджер». Если это связано со свирепым оскалом черепа, то вполне вероятно, что пираты («в шутку») могли назвать этого жуткого монстра «веселым». Но при чем здесь Роджер? Исследователь Патрик Прингл предложил несколько объяснений. Одно из них отмечает то обстоятельство, что французские флибустьеры и буканьеры называли красный флаг «joli rouge». Произнося первое слово, пираты нарочито акцентировали конечную гласную, добавляя призвук «е». Английские флибустьеры привнесли свое прочтение в название, и в ходе эволюции «joli» превратился в «jolly», a «rouge» стал «Roger». Причем все это соединилось воедино в черном флаге. По другой версии, термин получил происхождение в зоне Индийского океана. Предводитель местных пиратов, плававших под красными флагами, имел титул Али Раджа (Аli Raja). Он назывался «королем моря». У пришедших сюда англичан слово «Raja» превратилось в «Roger», a Ali стал принадлежностью любого Роджера — Ally, Old или Jolly. Впрочем, возможно, что английское «rоgеr» этимологически связано со словом «rogue» («жулик», «бродяга») и обозначало начало независимой бродяжнической жизни.

Что же касается черепа, то его появление на флаге, по-видимому, уходит в историю распространения и применения этого знака как символа смерти. И это вовсе не было изобретением пиратов. Череп как эмблема смерти был принят уже давно и распространился в европейских армиях XVI в. Капитаны же торговых судов применяли череп с костями при записях в судовых журналах, констатируя смерть кого-либо из членов экипажа.

* * *

Особый колорит пиратству придавало использование символов и атрибутов «личного характера», без которых невозможно представить разбойничий мир моря. Можно ли говорить о моряке и не сказать о татуировке? Морские знаки, талисманы, символы, таинственные письмена, буквы — изощренная фантазия подсказывала тысячи и тысячи различных вариаций. На портовых улочках Старого и Нового Света, Ост-Индии моряки находили специальные «салоны», где мастера наносили татуировки, позволявшие их владельцам не только красоваться перед другими членами команды, но и… скрываться от правосудия. Дело в том, что татуировка — признак принадлежности к морской касте, помимо эстетического, психологического подтекста, несла дополнительную функцию: с ее помощью разбойники прятали вечные, несмываемые следы правосудия — «стигмат позора» (по определению кардинала де Ришелье), клеймо. Наносимые раскаленным железом лилии и короны стереть и уничтожить было невозможно — и тогда преступники прятали их среди множества татуировок и рисунков (черепа, скелеты с косами, сабли, ножи, кресты, монограммы Христа, Мадонна), наносимых на плечи и предплечья .

Приведем несколько примеров таких «заретушированных» клейм.

Рис. 1 — 3 иллюстрируют варианты сокрытия знаков французского правосудия — лилий Бурбонов. На рис. 1 «царственный» цветок прикрыт пучком молний, олицетворяющих бесстрашие и могущество (XVII в.). Клеймо на левом плече (вторая четверть XVIII в.) спрятано: на рис. 2 — нанесенными черепами; на рис. 3 — изображением обнаженной красавицы. На рис. 4а — 4б показана трансформация, которую претерпело клеймо испанской инквизиции (буква «Р», от «praedo» (лат.) — «разбойник», «пират», «грабитель», увенчанная знаком королевской короны), выжигаемое на правой стороне груди, — полученная печальная композиция состоит из виселицы с повешенным и сидящей на ней птицей.

Любопытнейший образец демонстрирует татуировка на рис. 5 — испанское клеймо (старый герб королевства Кастилия), дополненное в нижней части якорем, превратилось в герб XVII в. испанского Адмиралтейства. На рис. 6 и 7 изображены характерные татуировки морских разбойников XVII — XVIII вв. В первом случае (рис. 6) — это татуировка, приносящая удачу (роза ветров, сердце, якорь и два магических треугольника); во втором (рис. 7) — татуировка, сулящая удачу (солнце над кораблем).

Надежду на фортуну, богатую добычу, счастливое плавание и удачу в бою любой разбойник, не слишком образованный, суеверный человек, связывал также с наличием амулетов, различных талисманов, священных тотемов и отправлением магических культов. Известно испытание — своеобразный обряд посвящения, инициации, — которое Тич Черная Борода проводил для новых членов команды. Их помещали в тесное помещение (как правило, в трюм) и окуривали серой, выясняя, по тому времени, которое матрос мог выдержать, сколь «силен» новоприбывший. Можно вспомнить и чарующее действо «лунных заточек» — заточек холодного оружия о лунный свет, происходившее обычно накануне военных походов. Одурманенные наркотическими зельями (чаще всего использовался «пейотль» — наркотическое вещество, добываемое из кактуса) разбойники с обнаженными клинками собирались в круг и ждали восхода луны; когда свет падал на оружие, они наносили друг другу легкие раны и не стирали кровь с лезвия. Широко распространены были и запреты, основанные на суеверных представлениях, — плевать за борт во время плавания, сбривать или подстригать волосы во время похода, брать еду и питье левой рукой.

В том же ряду стоят и амулеты, неразделимо связанные с морским разбойным промыслом. Число их бесконечно. Вот несколько примеров (XVI — XVIII вв.):

1) Амулет, предохраняющий от предательского выстрела. Сделан из свинцовой пули, расплющенной о панцирь или металлическую часть такелажа: ее оправляли в серебро или в золото и носили на шейной цепочке.

2) Астрологический, с гороскопом владельца.

3) Амулет, гарантирующий счастливое возвращение домой, — медвежий зуб (знак земли).

4) Навигационный амулет, обещающий хорошее плавание, — якорь Нептуна.

5) Амулет дружественных духов — лавовый кружок с геральдическими и астрологическими знаками и буквами.

6) Амулет, предохраняющий от индейских и негритянских чар, — нефритовая черепаха со знаком креста; носилась на шнурке, сплетенном из конского волоса (старинный амулет конкистадоров).

7) Амулет от колдовства, обмана и злых чар — цыганский амулет в форме цехина.

8) Амулет, обеспечивающий победу в бою, — боевой топорик с магической пентаграммой.

9) Амулет безопасности плавания в Южном полушарии — скорлупа моллюска с выжженными знаками Луны и Южного креста.

10) Амулет, снимающий колдовство, распространенный в Средиземноморье.

11) Амулет, гарантирующий верность жены и удачу в любовных приключениях, — пучок волос черного козла.

12) Амулет от ранений и смерти от огнестрельного оружия — лук с тетивой (должна быть сплетена из волос павшего в бою).

13) Амулет, приносящий горе врагу, — кусочек коралла в форме человеческой головы (нельзя было обрабатывать материал).

  1. Амулет, предохраняющий от мщения убитых, — череп со знаками зодиака владельца (на рис. — Рыбы) и острием, символизирующим ранение.

15) Амулет, обеспечивающий победу в перестрелке, — огненный меч.

16) Амулет безопасности — фигурка дьявола, вырезанная из кусочка черного дерева.

Назовем еще несколько магических талисманов и амулетов. Обломок холодного оружия (ножа, кинжала, стилета, рапиры и т. д.), извлеченный из раны, гарантировал победу в бою (его носили в кожаном кармашке у пояса). У йеменских пиратов был распространен талисман в форме «руки фатьмы» (любопытно, что в Марокко это был женский талисман), у мавританских пиратов — клыки льва, у алжирских пиратов — уши леопарда.

В заключение вспомним еще один амулет, на наш взгляд, ярко характеризующий специфический характер пиратского сообщества. Это так называемый побратимский амулет. Пираты-побратимы, сделав надрезы на левом предплечье, собирали несколько капель крови в сосудики, изготовленные из выдолбленного кактуса, и добавляли в них немного земли с того места, где происходила вся процедура. Сосудики покрывали воском, и «братья» обменивались талисманами. Если когда-нибудь один из них получал такой сосудик, он должен был бросить все свои дела и идти на помощь другу-побратиму.

Мрачная символика была средством, с помощью которого разбойники устрашали свои жертвы. Флаг смерти, мести, свирепости и обреченности, развеваясь над морями, бросал вызов всему миру. Подобная атрибутика была неотъемлемой частью пиратского мира, мира самостоятельного, осмелившегося бросить вызов цивилизованному обществу. Пиратство как обособленная система, пытаясь замкнуться на собственной исключительности, превратилась в общество обреченных людей, объединенных непривычными для цивилизации отношениями. Дикость, свирепость, жестокость и обреченность этих изгоев соединялись с осознанием ими своей преступной исключительности, некоей избранности людей, пошедших против принятых законов породившего их общества. И, понимая это, цивилизованный, добропорядочный мир объявил грабителям безжалостную войну: трупы повешенных на перекрестках дорог и на набережных усугубляли мрачную тональность пиратского промысла, напоминая о непримиримом противостоянии двух миров.

Мир преисподней темным призраком поднимался над морями. Он нес предупреждение о том, какая роковая разрушительная сила затаилась в недрах человеческого сообщества. «Защитники справедливости», эти пиратские Робины Гуды, устрашая своих врагов, не принимая «систему», казалось, заведомо обрекали себя на уничтожение. Но сами они смотрели на жизнь другими глазами. Отвергая общество, основанное на знатности и богатстве, пираты рисовали себе принципиально иную картину устройства их замкнутого социума. На пиратских кораблях, в разбойничьих поселениях царствовали свои порядки. Взяв на себя миссию мщения за несправедливость, пираты не ограничились призывами к разрушению. Пиратский корабль стал символическим котлом, в котором вываривался особый общественный продукт, своего рода попытка воздвигнуть общество социальной альтернативы. Его составляющими стали демократические принципы народовластия и уравнительные идеи распределения собственности. Над новым сооружением взвился белый флаг Либерталии.

Либерталия

Белый флаг чистоты и свободы с надписью «За Бога и свободу» впервые взвился над французским кораблем «Виктуар» («Победа»). Произошло это в начале 90-х годов XVII в. во время Войны Франции против Аугсбургской лиги. В сражении с английским приватирским судном «Винчестер» в районе Мартиники «Виктуар» одержал верх.

За победу была заплачена высокая цена — погибли почти все офицеры и около половины экипажа. Остался в живых лишь один офицер-дворянин из Прованса лейтенант Миссон. Со своим приятелем, молодым итальянским монахом-расстригой Караччиоли, он обратился к матросам с предложением стать пиратами. Но это будет не простой грабеж, говорил бунтовщик, интеллектуал Миссон, мы понесем по миру свет идей равенства, людского братства и избавим человечество от власти золота. Ему вторил Караччиоли: «Мы не пираты. Мы, свободные люди, боремся за право человека жить по законам Бога и природы. У нас нет ничего общего с пиратами, кроме того, что мы ищем счастья на море». Ошеломленные матросы согласились. Пиратский корабль направился в освободительный вояж. На судах, которые разбойники захватывали по пути, не могли прийти в себя от изумления. Пираты не «грабили», а лишь забирали необходимые им снаряжение и продовольствие. Золото, найденное на захваченных судах, шло в казну будущего государства. Серьезно пострадало лишь голландское судно с грузом рабов — невольников из Африки. Все захваченные ценности были разделены поровну, освобожденных негров объявили свободными, переодели в платье убитых голландцев и доставили на родину. Всех недовольных странными порядками пираты отпускали восвояси. Долго странствовал корабль свободы в Атлантике и Индийском океане, пока в 1694 году не вошел в безлюдную пустынную бухту Диего-Суарес, расположенную На северо-восточной оконечности острова Мадагаскар. На скалистых берегах залива пираты построили селение и объявили о новоявленной республике справедливости Либерталии (Стране свободы). Мир равных людей, расовое равенство, справедливое устройство общества, в котором «сильный не будет забивать слабого» — такими «разумными законами» руководствовались его творцы. Свободный город отправлял свои корабли в океан и приглашал всех пиратов идти в царство справедливости. Призывы из Либерталии не оставались без ответа. Так, экипаж пирата Кидда бросил своего капитана и отправился на Мадагаскар. Одним из лидеров нового государства стал карибский пират Томас Тью, прибывший в город Свободы со своим кораблем.

Жители Либерталии именовали себя либеры. Была отменена частная собственность. Город имел общую казну, пополняемую за счет пиратства. Отсюда черпались средства, необходимые для освоения окружающей местности, городского строительства и обеспечения нетрудоспособных. Деньги не имели хождения. В соответствии с легендой, гражданство Либерталии предоставлялось вне зависимости от национальной и расовой принадлежности. Здесь жили в равных условиях и англичане, и голландцы, и французы, и африканцы, и арабы. Были запрещены азартные игры, пьянство, ругань и драки. Управлял городом Совет старейшин, переизбираемый раз в три года. Во главе государства был поставлен Хранитель — Миссон, государственным секретарем выбрали Караччиоли, а великим адмиралом, командующим военно-морскими силами Республики, — Тью. «Флибустьерская республика равенства» постепенно закреплялась на острове. Было отбито нападение португальской эскадры, материальное благосостояние города росло за счет удачных грабежей и успешной колонизации окрестностей. Однако прекрасной мечте пришел конец, когда флот Либерталии во главе с Миссоном отправился в очередной рейд. Воинственные местные племена внезапно напали на город, разграбили его, захватили казну и перерезали всех жителей, оставив на месте коммуны дымящиеся развалины. Лишь горстка либеров сумела улизнуть и, уплыв на маленьком боте, добралась до эскадры и рассказала о катастрофе. Миссон и Тью (Караччиоли погиб при нападении на Либерталию) отправились в Америку, чтобы все начать сызнова. Но по дороге их корабли разлучились. Шлюп Миссона разбился у мыса Доброй Надежды, и вся команда утонула. Тью плавал еще несколько лет и был известной фигурой в мире пиратского бизнеса. О том, как закончилась его жизнь, доподлинно мы не знаем — по одной версии, он погиб у берегов Аравии в бою с кораблем Великого Могола, по другой — был повешен англичанами.

Историю об утопической пиратской республике Либерталии поведал нам загадочный капитан Джонсон. Неизвестно, что легло в основу легенды о пиратском государстве, — талантливая мистификация, навеянная социальными проблемами и надеждами на обновление человеческой цивилизации, или реальные события, приведшие к созданию общества, казалось, воплотившего идеалы справедливости и равенства. Так или иначе, но принципы пиратства, представления морских разбойников о социальном идеале вполне могли обернуться попыткой создать подобное «общество гармонии».

Морскими путями пролегала дорога из общества неравенства и частной собственности — «преступного общества» — к обществу преступников, врагов правящих добропорядочными людьми законов. Несправедливость современной цивилизации толкала тысячи искателей приключений на поиски «правды». Разбойное пиратство под черным флагом устрашения превратилось в жуткое пугало для всего мира. Но стал ли белый флаг разбойников-мстителей предостережением для мира частной собственности?

Д. Н. Копелев

Из книги «Золотая эпоха морского разбоя»

Примечания

В других случаях использовались: географические названия («Ланкастер»), женские имена («Мэри Энн»), названия животных («Блэк Робин» — «Черная малиновка») и т.д. Любопытно и упоминание холостяцкой жизни — уже встречавшийся нам ранее «Бечелос Делайт» («Услада холостяка») и «Бечелос Эдвенче» («Холостяцкая авантюра»). В этом нет ничего странного, так как у большинства пиратов не сложилась личная жизнь. Десятки пиратских судов с подобными названиями не оставляли торговцам никаких надежд на безнаказанность. Свирепые предупреждения, несущиеся с бортов пиратских кораблей, превращали океан в настоящий ад, населенный мрачными мстителями.

АВН (A Barbadians Head — Голова барбадосца; АМН (A Martinician Head) — Голова мартиниканца.

В вопросе о происхождении черных флагов у исследователей также нет единства. Вряд ли это связано с черными парусами корабля Тесея, возвращавшегося с Крита после победы над Минотавром, — сомнительно, что пираты изучали древнегреческие мифы и знали секрет договоренности героя с царем Афин. Вероятнее всего, на наш взгляд, предположение, что черный цвет позволял разбойникам маскироваться в пасмурную погоду и в ночное время.

В XVII в. чиновники Французского королевства сталкивались с ситуациями, когда клеймо было просто некуда ставить — все тело приговоренного было покрыто замысловатыми орнаментами и татуировками. Не случайно они раздумывали, не ставить ли клеймо на лбу. Справедливости ради подчеркнем, что в Московском государстве подобная проблема перед правосудием не стояла, и заклейменный преступник всегда обнаруживал себя, когда «бил челом» (снимал шапку).

Золотая эпоха морского разбоя Копелев Дмитрий Николаевич
Из книги Люди, корабли, океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания автора Ханке Хельмут

Корабельные кладбища, пиратские сокровища, плавучие гробы Братское кладбище на глубине 3720 метров В ночь с 14 на 15 апреля каждого года, попеременно, то в Европе, то в Америке, в зале одного из отелей собирается на своеобразную вечеринку компания, состоящая преимущественно

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.1.1. Символы созвездий и другие символы на зодиаке «LV» Созвездия, как это часто бывает на старых зодиаках, узнаются сразу и без труда. В частности, Рене Менар в книге правильно назвал все созвездия на зодиаке «LV» .На рис. 1.3 зодиак «LV» разбит на четыре полосы.

Из книги Новая Хронология Египта - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

7.14.1. Символы созвездий и другие символы на зодиаке «LV» Созвездия, как это часто бывает на старых зодиаках, узнаются сразу и без труда. В частности, Рене Менар в книге правильно назвал все созвездия на зодиаке «LV» , с.258...259.На рис.7.97 зодиак «LV» разбит на четыре полосы.

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Знаки и символы Можно составить перечень многочисленных знаков (некоторые напоминают упрощенные египетские иероглифы), использовавшихся средневековыми алхимиками для обозначения применявшихся субстанций, а также для сообщения друг другу сведений о реализуемых

Из книги Военные загадки Третьего рейха автора Непомнящий Николай Николаевич

11 Зловещие символы Берлин, 1945 год. Война уже практически закончена. Только безумная сила «железной воли» Гитлера продолжает сопротивляться наступлению союзников. Но даже это сопротивление представляет собой лишь жалкий осколок того, чем оно было раньше. Могущественная

Из книги Русские пираты автора Широкорад Александр Борисович

Глава 7. Пиратские будни 19 мая 1772 г. Россия и Турция заключили перемирие, которое действовало в Архипелаге с 20 июля. В это время дипломаты попытались заключить мир, но условия сторон были явно несовместимы. Согласно условиям перемирия, турецкие военные корабли формально

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Символы Церковь, гласит сирийский гимн VII в., это отражение божественных таинств. Параллелепипед с куполом на вершине - это Космос, три одинаковых фасада символизируют Троицу, как и свет трех окон, а многочисленные проемы, пронизывающие три стены - это апостолы, пророки и

Из книги Сокровища и реликвии Британской короны автора

Символы На гербе Соединённого Королевства красуются три растения. Каждому - своё: Англии - бело-алую розу Тюдоров, Шотландии - чертополох, Ирландии - трилистник, а Уэльсу - порей. Эти растения-символы издавна ассоциируются со своими краями, и у каждого - своя

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

МИСТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ СС Сам Гиммлер твердо веровал в созданную им теорию «арийской расы господ». Одновременно он был занят строительством империи и поэтому был готов при необходимости слегка поступиться принципами, лишь бы только добиться усиления власти ивлияния.

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Из книги Древние зодиаки Египта и Европы. Датировки 2003–2004 годов [Новая хронология Египта, часть 2] автора Носовский Глеб Владимирович

2.2.1. Символы созвездий и другие символы на зодиаке «LV» Созвездия, как это часто бывает на старых зодиаках, узнаются сразу и без труда. В частности, Рене Менар в книге правильно назвал все созвездия на зодиаке LV , с. 258–259.На рис. 2.4 зодиак LV разбит на четыре полосы.

Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей Иванович

Глава третья. ПИРАТСКИЕ СОКРОВИЩА «ВЕСЕЛЫЙ РОДЖЕР» РЕЕТ НАД МОРЯМИ Историки считают, что пираты появились одновременно с морским торговым судоходством. Еще до нашей эры легендарный Одиссей сталкивался в ними во время своих странствий. Настоящий «золотой век»

Из книги Сокровища британской монархии. Скипетры, мечи и перстни в жизни английского двора автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Символы На гербе Соединенного королевства красуются три растения. Каждому, как говорится, свое; Англии – бело-алую розу Тюдоров, Шотландии – чертополох, Ирландии – трилистник, а Уэльсу – порей. Эти растения-символы издавна ассоциируются со своими краями, и у каждого,

Из книги Книга II. Новая география древности и «исход евреев» из Египта в Европу автора Саверский Александр Владимирович

Символы евреев Не так давно египетский историк Абдель-Рахман Рейхан заявил, что археологические находки доказывают, что шестиконечная звезда является мусульманским символом, а семисвечник, менора, позаимствован у римлян. Израильский историк и археолог Михаил Шенкарь

Из книги Из глубины веков и вод автора Бреттшнейдер Э

ПИРАТСКИЕ КЛАДЫ И СУДОВЫЕ СЕЙФЫ Остров погибших кораблейНа одной из самых оживленных трасс Атлантики, на пути из Гамбурга в Нью-Йорк, в 250 километрах к востоку от канадского порта Галифакс корабли подстерегает опасная ловушка: огромная, скрытая обычно в густом тумане

Весёлый Роджер (Jolly Roger) - знаменитый пиратский чёрный флаг с человеческим черепом и перекрещенными костями. Это устрашающее знамя, наряду с десятками других, использовалось корсарами в XVII—XVIII веках. И хотя единого пиратского флага никогда не существовало, именно Весёлый Роджер стал самым узнаваемым и чаще всего ассоциировался в мировой культуре с пиратством.

Первая корабельная символика

На протяжении долгих столетий для мореплавателей всего мира составляло достаточно сложную задачу определение дружественности или враждебности со стороны встречных судов. С началом интенсивного развития корабельной артиллерии в XVI веке необходимость идентификации кораблей встала особенно остро.

Исторически сложилось так, что первыми судами, которые несли на себе символы их родного государства, стали военные корабли, входящие в состав королевских флотилий. Как правило, для обозначения принадлежности к тому или иному флоту использовались паруса, однако ввиду немалой стоимости их изготовления стали применяться кормовые флаги.

Корсары, которые находились на службе у какой-либо страны, обычно использовали общепринятые государственные символы. Но тем морякам, которые разбойничали в море сами по себе, приходилось пользоваться сигнальными вымпелами, которые выполняли задачу устрашения вероятного противника.

Чёрный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший намерение взять корабль на абордаж и невозможность проявления милосердия. Но затем эти флаги начали усложняться и приобретать индивидуальность…

Споры о терминологии

По одной из версий, «Весёлый Роджер» происходит от французского «Joyeux Rouge» (ярко-красный). Это был флаг кроваво-красного цвета, - цвета войны. Возможно, впоследствии англичане переделали «Rouge» в более привычное для них слово «Roger», а «Joyeux» в «Jolly», то есть «Весёлый».

Не менее правдоподобной выглядит иная версия. Во время эпидемии чумы, холеры или иной смертельной болезни, на кораблях поднимали специальный флаг - две диагональные белые полосы на чёрном фоне. Это был знак другим кораблям держаться подальше, и пираты нередко использовали его для устрашения, чтобы избежать нападения со стороны мощных военных кораблей. Со временем белые полосы могли трансформироваться в скрещённые кости.

Третья версия возникновения Весёлого Роджера связана с тамильскими пиратами. Они промышляли в водах Индийского и Тихого океанов и называли сами себя «али раджа» - властители моря. Это словосочетание также созвучно английскому «Jolly Roger».

Четвёртая версия гласит, что пиратский флаг получил свое название от словосочетания «Old Roger», которое было одним из имен дьявола. В дальнейшем слово «Old» могло превратиться в «Jolly», или же оскал зубов черепа воспринимался как зловещая улыбка.

Согласно пятой версии, это название произошло от имени короля Рожера II Сицилийского (1095-1154), который прославился многочисленными победами на суше и на море. Флаг Рожера II Сицилийского представлял собой изображение двух скрещённых костей на красном фоне.

Знаменитые флаги

Так или иначе первое упоминание, связанное со знаменитым изображением, касается известного французского пирата Эммануила Вина. Именно он в 1700 году впервые использовал флаг в виде черепа с перекрещёнными под ним костями на чёрном фоне. Его знамя также включало в себя изображение песочных часов, что означало «ваше время истекает».

Английский корсар Стид Боннет, также известный под псевдонимом «джентльмен пиратов», использовал модификацию этого флага: в его варианте кость была одна, а по бокам от черепа добавлялись сердце и кинжал. Примерно так же выглядел флаг и мятежного авантюриста Генри Еври, однако череп на нем был обращен в профиль, что означало принадлежность владельца судна к вольным пиратам. Аналогичные эмблемы стали появляться на многих пиратских суднах того времени с некоторыми различиями, но одним общим смыслом - враждебности к противнику.

В случае встречи с более сильным или многочисленным противником пираты не использовали Весёлого Роджера. Они просто поднимали флаги тех стран, которым симпатизировали или наличие которых было уместно в данной ситуации. Например, атакуя «испанца», пираты могли поднять морской флаг Англии. А чтобы уклониться от дотошных английских боевых судов, можно было поднять флаг Голландии, которая была лояльна к британской короне.

Весёлый Роджер в ХХ веке

Весной 1907 года адмиралом британского флота стал Сэр Артур Вильсон - заносчивый и, как впоследствии выяснилось, некомпетентный аристократ. Он пробыл на этом посту всего четыре года, однако успел «отличиться» забавными высказываниями. Например, что субмарины (которые только начинали использоваться) - это жульничество и не достойно англичан, и что пленников с вражеских подлодок нужно вешать как пиратов.

Помня эти слова, командир английской субмарины E9 после затопления немецкого крейсера в начавшейся Первой Мировой войне поднял пиратский флаг «Весёлый Роджер» и вошёл в порт. Эту традицию подхватили другие командиры - в обеих мировых войнах, в военном конфликте с Аргентиной 1982 года и даже недавней войне с Ираком английские подлодки, возвращаясь на базу после успешной атаки, поднимали Весёлого Роджера.

В наше время Весёлый Роджер по-прежнему популярен - такие флаги используют современные пираты в Карибском море, у берегов Сомали, в Индийском океане и акватории Индонезии. Несмотря на то, что морские территориальные воды каждой страны тщательно охраняются, ситуация на море с каждым годом становится все более напряжённой и опасной, а разбойники - всё лучше вооружёнными и подготовленными.

А самый старый пиратский флаг, сохранившийся до наших дней, хранится в британском национальном музее военно-морского флота, расположенного в Портсмуте. Этот Весёлый Роджер был захвачен в 1780 году у берегов Африки. На нём хорошо сохранились следы пороха и маленькие пулевые отверстия, обугленные по краям. Благодаря Винчестерскому текстильному центру сохранения предметов искусства в 2007 году этот редкий экземпляр был восстановлен, и сейчас этот флаг выглядит точно так же, как он выглядел 300 лет тому назад.