Пьеса бедность не порок читать краткое. Островский «Бедность не порок» – анализ

Комедия Островского «Бедность не порок» была написана в 1853 году, а напечатана как отдельное произведение, пьеса в трех действиях, в 1854 году. Эта пьеса не похожа на все другие произведения «Колумба Замоскворечья» (так называли Н. Островского за то, что прекрасно знал купеческий мир). С одной стороны – она проста, с другой - необычайно колоритна, «жива», эмоциональна. Пьесу «Бедность не порок» читать полностью приходится по школьной программе в 10 классе. Островский в этом произведении «воспевает» патриархальную семью, где верность, честность по отношению друг к другу, почитание старших стоит на первом месте.

«Бедность не порок» пьеса небольшая и незамысловатая по своему содержанию. Она рисует перед читателями жизнь купеческого семейства в небольшом уездном городке. В первом действии пьесы автор знакомит читателя с главными действующими лицами: купцом Гордеем Торцовым, его женой Пелагеей, дочерью Любовью Гордеевной, братом Любимом Карпычем, племянником Яшей, приказчиком Митей. В этом же действии автор раскрывает перед читателями любовную линию: любовь связывает бедного приказчика Митю и дочку купца Любовь Гордеевну. Здесь же автор показывает читателю, как сильно Гордей Торцов стремится в «высшее общество», как порицает бедность и отвергает разорившегося младшего брата, который, несмотря на свою бедность, остался искренним и честным. Во втором действии купец Торцов решает отдать свою дочь замуж за богатого, но старого купца Коршунова. Любовь Гордеевна не дает согласия на брак, но воля ее отца нерушима. В третьем действии наступает кульминационный момент: в порыве гнева на брата, который отговаривает Гордея от заключения брака дочери с Кошуновым, купец Торцов говорит о том, что отдаст дочь за «первого встречного», которым «по счастливой случайности» оказывается приказчик Митя. Слово купеческое крепко, и Торцов дает согласие на брак.

Текст пьесы изобилует народными песнями, обрядами, описанием плясок, народных праздников, и это не случайно, ведь настоящая народная нравственность, искренние чувства, победа добра над злом – те идеалы, которые близки были автору произведения в данный период его жизни и творчества. Скачать произведение полностью для работы можно с нашего сайта или читать в режиме онлайн.

Уездный город. Святки. День. Небольшая приказчичья комната в доме купца Торцова.

Митя ходит по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича», затем останав­ливается и рассказывает Мите, что все домашние уехали кататься. Остался только Гордей Карпыч, он ужасно сердит на своего брата, Любима Карпыча. Накануне на праздничном обеде Любим Карпыч захмелел, начал разные колена выкидывать и насмешил всех гостей. Гордей Карпыч посчитал это за обиду, рассердился и прогнал брата. В отместку Любим Карпыч созорничал: встал с нищими у собора. Гордей Карпыч пуще прежнего разошёлся и сердится теперь на всех без разбору.

За окнами раздаётся шум - приехали Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна и гости. Егорушка хватает книжку и убегает. Митя остаётся один, он сетует на жизнь («Всем-то я здесь чужой, ни родных ни знакомых!»), садится к конторке и пытается работать. Но работа не идёт, все мысли Мити заняты любимой.

В комнату входит Пелагея Егоровна, останав­ливается в дверях и ласково приглашает Митю прийти к ним вечером в гости. Она замечает, что Гордея Карпыча дома не будет, он уедет к своему новому приятелю - фабриканту Африкану Савичу Коршунову. Пелагея Егоровна жалуется на Коршунова, человека буйного, часто выпивающего в компании своего директора-англичанина. Раньше Торцов отличался рассуди­тельностью, но как в прошлом году съездил в Москву, все русское стало ему не мило. Теперь он хочет жить по-заграничному, возгордился: «Мне здесь не с кем компанию водить, все сволочь, мужики, и живут по-мужицки», - и завёл знакомство с «московским» богатеем Коршуновым, который просто спаивает нового приятеля. На упрёки жены властный Торцов не реагирует; а дочь свою, Любовь Гордеевну, хочет выдать замуж исключительно в Москве: в этом городе ей нет ровни.

Под конец монолога Пелагеи Егоровны входит Яша Гуслин, племянник Торцова. Его тоже приглашают вечером в гости, и Яша с радостью соглашается. Когда Пелагея Егоровна выходит, Митя делится своими заботами с Яшей: Митя, единственный сын старой и бедной матери, должен содержать её на своё маленькое жалованье; от Гордея Карпыча он видит только обиду, брань и попрёки бедностью; Митя мог бы перейти к Разлюляевым, но у Торцова его держит зазноба сердечная - Любовь Гордеевна. Яша советует Мите выкинуть из головы эту любовь, потому что Гордей Карпыч никогда не благословит их неравный брак: «Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, - да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего».

В комнату входит Разлюляев с гармоникой, он весел и беззаботен, играет и поёт, заявляет, что весь праздник гулять будет, а потом женится, да на богатой. Он садится рядом с Гуслиным, слушает написанную им песню. Митя предлагает спеть, и все поют. Посередине песни входит Гордей Карпыч Торцов; все сразу умолкают и встают. Торцов со злыми упрёками набрасывается на Митю: «Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Что бумаги-то разбросал!...». Он замечает книгу стихотворений Кольцова, которую читает Митя, и следует новая порция попрёков: «Какие нежности при нашей бедности! Знаешь ли ты, что такое образование?... Ты бы вот сюртучишко новенький сшил! Ведь к нам наверх ходишь... Срам!». В ответ Митя оправдывается, рассказывает, что посылает все деньги престарелой матери. Гордей Карпыч замечает: «Матери-то не Бог знает что нужно, не в роскоши воспитана, чай сама хлевы затворяла. Разве в этом образование-то состоит, что дурацкие песни петь? Ты и не смей показываться в этом сюртучишке наверх!» Затем достаётся и Разлюляеву: «А ты тоже! Отец-то, чай, деньги лопатой загребает, а тебя в этаком зипунишке водит. Да что, с тебя взыскать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен... целый век с засаленным брюхом ходит; дураками непросве­щёнными живёте, дураками и умрёте». И после этой гневной тирады Гордей Карпыч уходит.

После того, как Гордей Капыч уезжает к Коршунову, в комнату Мити заходят Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Маша и Лиза. Им скучно сидеть наверху, и они стали искать интересной компании. Анна Ивановна ведёт себя весьма вольно; Митя, Любовь Гордеевна и её подруги напротив - скованно и неловко. Анна Ивановна в открытую спрашивает Гуслина, когда тот на ней женится. Гуслин отвечает, что женится, как только получит разрешение от Гордея Карпыча; затем жестом подзывает Анну Ивановну и шепчет ей на ухо, показывая на Любовь Гордеевну и Митю. В это время Разлюляев веселит девушек: «Я больно плясать горазд. Девушки, полюбите меня кто-нибудь... за мою простоту». Девушки отвечают, что таких слов девушкам не говорят, а Любовь Гордеевна добавляет, глядя на Митю: «Может быть, кто-нибудь и любит кого-нибудь, да не скажет: надобно самому догадаться». Анна Ивановна, закончив совещание с Гуслиным и двусмысленно поглядывая то на Любовь Гордеевну, то на Митю, предлагает всем подняться наверх. Она открывает дверь и пропускает всех, а перед Любовью Гордеевной - захлопывает. Любовь Гордеевна стучится, просит выпустить; девушки за дверью веселятся.

Митя и Любовь Гордеевна остаются одни, и Митя робко говорит, что сочинил для неё стихи. Любовь Гордеевна, стараясь скрыть радость, просит Митю почитать их. Митя садится возле стола, Любовь Гордеевна подвигается к нему очень близко. Митя читает: «...Понапрасну своё сердце парень губит, Что неровнюшку девицу парень любит...» Любовь Гордеевна сидит некоторое время задумавшись, потом пишет ответ («Только стихами я не умею, а так, просто») и отдаёт его Мите с условием, что Митя прочтёт его потом, когда Любовь Гордеевна уйдёт. Она собирается уходить и в дверях сталкивается с дядей, Любимом Карпычем. Тот веселится, видя испуг племянницы, потом уверяет, что ничего не скажет брату. Любовь Гордеевна убегает.

Любим Карпыч проходит в комнату и просит Митю приютить его на некоторое время: после того званого обеда брат не пускает его на порог. Любим Карпыч рассказывает Мите историю своей жизни: когда отец умер, Любиму Карпычу было двадцать лет. Братья поделили наследство: Гордей взял себе заведение, а брату отдал деньгами и векселями. Любим Гордеич поехал в Москву получать по билетам деньги и с головой окунулся в московскую красивую жизнь: одевался франтом, обедал по трактирам, ездил по театрам; друзей у него завелось множество. И через некоторое время почти все наследство было истрачено. То, что осталось, Любим Гордеич доверил своему приятелю, Африкану Коршунову, который его и обманул. Остался Любим Гордеич ни с чем. Прикинул он, как жить дальше и, поскольку путь в отчий дом был заказан, остался в Москве, стал скоморохом ходить: как приедет какой купец, Любим выскакивает, веселит, прибаутки рассказывает, а там кто что подаст. Той зимой Любим Гордеич сильно простудился, свезли его в больницу; там-то и нашло на Любима просветление ума. Решился он, как выздоровеет, сходить Богу помолиться да идти обратно к брату. Только брат принял его неласково, стыдиться стал, пенять: «Я, видишь, как живу: кто может заметить, что у нас тятенька мужик был? С меня и этого стыда довольно, а то ещё тебя на шею навязать». А после пресловутого обеда обида взяла Любима Гордеича, решил он проучить кичливого брата («...У него вот эта кость очень толста. [Показывает на лоб.] Ему, дураку, наука нужна»).

Любим Гордеич устраивается на кровати Мити, чтобы вздремнуть немного; просит у него денег. Митя ни в чем не отказывает Любиму Гордеичу, и тот благодарит Митю и грозит брату: «Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю». Митя собирается подняться наверх, он подходит к двери, вспоминает о письме. Дрожащими руками он достаёт его и читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Митя хватается за голову и убегает.

Действие второе

Вечер. Гостиная в доме Торцова. У задней стены диван, перед диваном круглый стол и шесть кресел. В гостиную выходит несколько дверей. На стенах зеркала, под ними маленькие столики. В гостиной темно; только из двери слева свет. В эту дверь входят Любовь Гордеевна и Анна Ивановна. Любовь Гордеевна рассказывает, как сильно она любит Митю. Анна Ивановна предостерегает её от опрометчивых поступков, затем уходит.

Входит Митя. Он спрашивает Любовь Гордеевну, не шутка ли её признание. Любовь Гордеевна отвечает, что все написанное в записке - правда, и требует ответных уверений в любви. Она сначала делает вид, что не верит Мите («А я думала, что ты любишь Анну Ивановну»), но потом признается, что хотела всего лишь пошутить. Но Мите не до шуток, он слишком обеспокоен судьбой их любви. Митя и Любовь Гордеевна решают назавтра броситься в ноги Гордею Карпычу и объявить о своей любви, и дальше будь что будет. Они обнимаются. Когда раздаются чьи-то шаги, Митя тихо уходит.

В гостиную со свечой входит нянька Арина и отсылает Любовь Гордеевну к матери. В комнату вбегает Егорушка, и его Арина просит позвать соседских девушек-служанок петь святочные песни. Егорушка радуется предстоящему веселью и тому, что, возможно, будут ряженые, и убегает.

В гостиную входит Пелагея Егоровна, она даёт Арине указания, затем приглашает пройти всех остальных: Любовь Гордеевну, Машу, Лизу, Анну Ивановну, Разлюляева, Митю, Гуслина и двух своих престарелых подруг. Старухи и Пелагея Егоровна усаживаются на диван; Анна Ивановна и Гуслин садятся на стулья и тихонько разговаривают, Митя стоит возле них; Маша, Любовь Гордеевна и Лиза ходят по комнате, обнявшись; Разлюляев ходит за ними. Девушки весело пикируются с Разлюляевым, старухи перегова­риваются, глядя на них, а потом предлагают Гуслину спеть какую-нибудь песню. Пока Гуслин поёт, входит Арина с напитками и угощеньем, потчует барышень сладостями, а старухам подаёт мадеру. Анна Ивановна тихо разговаривает с Пелагеей Егоровной, Разлюляев подхватывает Арину и пускается в пляс, Арина отбивается. Анна Ивановна вступается за Арину и сама вызывается плясать с Разлюляевым.

Входят соседские девушки, их радушно привечают, усаживают. Арина приносит блюдо, покрытое полотенцем - девушки будут петь подблюдные песни, гадать. Барышни снимают кольца и кладут на блюдо; девушки запевают. Разлюляев на словах «К тебе будут гости, Ко мне женихи... Кому вынется - Тому сбудется» вынимает кольцо и отдаёт Любови Гордеевне.

Тут приходят ряженые (старик с балалайкой, вожак с медведем и козой) и Егорушка. Подблюдные песни оставлены, ряженых потчуют вином, и они начинают веселить гостей: петь, плясать, разыгрывать сценки; Егорушка пляшет вместе с ними. Пока гости смотрят на ряженых, Митя что-то тихо шепчет Любови Гордеевне и целует. Разлюляев замечает это, подходит и заявляет, что расскажет все Пелагее Егоровне, что он сам хочет жениться на Любови Гордеевне, потому как у его семьи денег много, а Мите в данном случае надеяться не на что. Гуслин вступается за Митю. Их спор прерывает стук в дверь - пришёл хозяин.

В гостиную входят Гордей Карпыч и Коршунов. Гордей Карпыч грубо прогоняет ряженых («Это что за сволочь!») и девушек, лебезит перед Коршуновым, извиняется за «необразование» жены, устроившей вечер «не по всей форме». Но Коршунову, старому сластолюбцу, напротив, нравится компания молодых девушек. Он усаживается в кресло, хехекает, благосклонно принимает внимание к своей персоне. Торцов же изо всех сил тщится произвести «ефект»: велит подать шампанского, зажечь свечи в гостиной, чтобы осветить новую «небель». Пелагея Егоровна выходит, чтобы выполнить приказание мужа, за ней уходят Арина и старухи-гостьи.

Коршунов подходит к барышням, к Любови Гордеевне, радостно хехекает, намекает на «дни святочные» и предлагает поцеловаться. Барышни не в восторге, отказываются. Гордей Карпыч приказывает подчиниться, и Любовь Гордеевна уступает. Пока Коршунов целует барышень, Гордей Карпыч замечает Митю и прогоняет его («Залетела ворона в высокие хоромы!»), вслед за Митей уходят Гуслин и Разлюляев.

Коршунов подсаживается к Любови Гордеевне, сладострастно хехекает и вручает дорогой подарок - бриллиантовые серьги. Любовь Гордеевна холодно отвечает Коршунову, тот же не церемонясь хватает и целует её руку, заводит разговор о любви и о своём богатстве. Любови Гордеевне отвратителен этот старик, она встаёт, чтобы уйти, но отец приказывает ей остаться. Она возвращается на своё место, и Коршунов опять хватает её за руку, гладит её («Ручка-то какая! хе, хе, хе... бархатная!») и надевает ей на палец бриллиантовый перстень. Любовь Гордеевна вырывает руку, снимает перстень и отдаёт Коршунову.

В гостиную входят Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка с вином и стаканами. Коршунов разыгрывает из себя важного гостя: «Ну, Гордей Карпыч, потчуй, а вы, девки, величайте меня. Я почёт люблю». Гордей Карпыч подносит Коршунову вино, приказывает жене кланяться, а девушкам запевать величальную. Выпив, Коршунов садится возле Любови Гордеевны, подзывает одну из девушек, треплет её по щеке, хехекает и сыплет ей в фартук мелочь. Затем приказывает Гордею Карпычу переходить к делу. Дело же заключается в том, что Гордей Карпыч намеревается переехать из этого города, где «как есть одно невежество и необразование», в Москву. Тем более что там будет свой человек - зятюшка Африкан Савич. Они уже сговорились и по рукам ударили.

Пелагея Егоровна ужасается, кричит «Моя дочь! Не отдам!»; Коршунов жёстко замечает Торцову: «Обещал, так держи слово». Любовь Гордеевна бросается к отцу и умоляет его передумать: «Я из твоей воли ни на шаг не выду. Что хочешь меня заставь, только не принуждай ты меня против сердца замуж идти за немилого!» Гордей Карпыч неумолим: «Ты, дура, сама не понимаешь своего счастья. В Москве будешь по-барски жить, в каретах будешь ездить... я так приказываю». И Любовь Гордеевна смиренно отвечает: «Твоя воля батюшка!», кланяется и отходит к матери. Довольный Гордей Карпыч приказывает девушкам запевать свадбишную и приглашает дорогого гостя перейти в другую комнату. Любовь Гордеевна плачет в объятиях матери, подруги окружают её.

Действие третье

Утро. Небольшая, тесно заставленная очень богатой мебелью комната в доме Торцова. Это что-то вроде кабинета хозяйки, откуда она управляет всем домом и где принимает своих гостей. Одна дверь ведёт в зал, где обедают гости, другая - во внутренние комнаты. В комнате сидит Арина, с ней несколько служанок. Входит Пелагея Егоровна и отпускает их. Пелагея Егоровна вся в предсвадебных хлопотах, но на душе у неё тяжело.

Входит Анна Ивановна, а за нею Митя. Еле сдерживая слезы он говорит, что пришёл проститься с доброй хозяйкой: сегодня ночью он уезжает к матери и больше уже не вернётся. Митя кланяется в ноги Пелагее Егоровне, целуется с ней и с Анной Ивановной. Потом замечает, что надо бы и с Любовью Гордеевной проститься. Пелагея Егоровна посылает за дочерью, Анна Ивановна печально качает головой и уходит.

Пелагея Егоровна жалуется Мите на горе: против воли отдаёт дочь за дурного человека. Митя почти плача упрекает её в том, что она не противостоит своеволию мужа. Пелагея Егоровна сокрушается, просит Митю пожалеть и не упрекать её. Митя в порыве чувств решается открыться и рассказывает о том, что вчера он и Любовь Гордеевна сговорились просить благословения; и вот утром такое известие... Пелагея Егоровна поражена, она искренне сочувствует Мите.

Входит Любовь Гордеевна, она прощается с Митей, плачет. Митя от отчаяния предлагает Пелагее Егоровне благословить их, а затем тайно увезти Любовь Гордеевну к своей старой матери и там повенчаться. Пелагея Егоровна в ужасе («Что ты, беспутный, выдумал-то! Да кто ж это посмеет такой грех на душу взять...»). Да и Любовь Гордеевна против такого плана. Она говорит Мите, что любит его, но из воли родительской не выйдет, «так уж оно заведено исстари». И пусть она будет страдать за постылым мужем, но знать, что по закону живёт, и никто в глаза насмеяться не посмеет. Митя смиренно принимает решение Любови Гордеевны, прощается и уходит.

Из столовой в комнату входит Коршунов, он просит Пелагею Егоровну выйти, чтобы по секрету поговорить с невестой «о своих делах». Коршунов подсаживается к плачущей Любови Гордеевне и рассказывает ей обо всех «выгодах» брака со стариком («Старик-то за любовь и подарочком... и золотом, и бархатом...», а молодой муж «глядишь, и приволокнётся за кем-нибудь на стороне... а жена-то сохни»), непрерывно целует ей руки и хехекает. Любовь Гордеевна спрашивает, любила ли Коршунова его покойная жена. Коршунов весьма жёстко отвечает, что не любила. По сути, Коршунов купил себе жену: «Им, видишь ты, деньги нужны были, нечем было жить: я давал, не отказывал; а мне вот нужно, чтоб меня любили. Что ж, я волен этого требовать или нет? Я ведь за то деньги платил. На меня грех пожаловаться: кого я полюблю - тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй!»

В комнату входит Гордей Карпыч. Он подобострастно говорит с Коршуновым, хвастается своей «культурностью»: «В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддёвке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках... Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал». Вбегает Егорушка и, смеясь, рассказывает, что пришёл Любим Карпыч и начал разгонять гостей. Гордей Карпыч сердится и уходит вместе с Егорушкой.

Входят Разлюляев, Маша и Лиза, а за ними сразу же Любим Карпыч. Он ёрничает в адрес Коршунова; вроде шутит, но в то же время обвиняет в том, что Коршунов разорил его: «Ты меня так возвеличил, в такое звание возвёл, что вот я ничего не украл, а людям в глаза глядеть совестно!» Любим Карпыч требует отдать старый долг и за племянницу миллион триста тысяч.

Входит Гордей Карпыч, он гонит брата из дома. Но решительно настроенный Любим Карпыч не уходит, он обвиняет Коршунова в бесчестии и преступлениях (во время бурного спора входят все домашние, гости и прислуга): «Я не Коршунов: я бедных не грабил, чужого веку не заедал, жены ревностию не замучил... Меня гонят, а он первый гость, его в передний угол сажают. Что ж, ничего, ему другую жену дадут...» Гордей Карпыч приказывает увести брата, но Любим и сам уходит. Уязвлённый Коршунов заявляет: «Этакие ты моды завёл: у тебя пьяные гостей обижают! Хе, хе, хе. Я, говорит, в Москву поеду, меня здесь не понимают. В Москве-то уж такие дураки повывелись, там смеются над ними... Нет, шалишь, я даром себя обидеть не позволю. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покланяйся, чтоб я дочь-то твою взял». Оскорблённый Гордей Карпыч восклицает: «...Я сам тебя знать не хочу! Я отродясь никому не кланялся. Я, коли на то пошло, за кого мне вздумается, за того и отдам! С деньгами, что я за ней дам, всякий человек будет... [тут входит Митя] ...вот за Митьку и отдам! Завтра же. Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырёх каретах поеду». Все удивлены, взбешённый Коршунов уходит.

Митя берет Любовь Гордеевну за руку, они подходят к Гордею Карпычу и признаются, что давно любят друг друга, и уж если Гордей Карпыч решил их поженить, то пусть благословит «по-родительски, с любовию», а не назло. Гордей Карпыч начинает закипать, опять упрекает Митю в том, что он беден и не ровня семье Торцовых. Пелагея Егоровна и Любовь Гордеевна начинают уговаривать Гордея Карпыча сменить гнев на милость. Входит Любим Карпыч и тоже просит за молодых, намекает, что если бы не он, то Коршунов разорил бы Гордея Карпыча как и его самого: «Посмотри на меня, вот тебе пример... И я был богат и славен, в каретах ездил... а потом верхним концом да вниз... Брат, отдай Любушку за Митю - он мне угол даст... Хоть под старость-то да честно пожить... Тогда-то я Бога возблагодарю... Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок». В ответ Гордей Карпыч расчувствованно утирает слезу («Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем»), обнимает и благословляет Митю и Любовь Гордеевну. Тут же Яша Гуслин спрашивает разрешения жениться на Анне Ивановне, Гордей Карпыч благословляет и его. Разлюляев поздравляет Митю («Сам любил, а для тебя... жертвую»), Пелагея Егоровна просит девушек запеть весёлую свадебную песню. Девушки запевают, все уходят.

Хотя в этой статье мы будем проводить анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского , сначала рассмотрим историю создания этого выдающегося произведения. Это важно, ведь именно с пьес Островского началась история русского театра. Он создает целостность актерской игры в неординарных ситуациях. В 1869 году пьеса "Бедность не порок" впервые была поставлена в театре Садковского. Возможно, вас также заинтересует краткое содержание этого произведения.

Как известно, пьеса - это очень широкое понятие, и следует уточнить жанр пьесы "Бедность не порок". Это комедия со своей проблематикой и ярко выраженной главной темой. Проблемы, которые автор раскрывает перед читателями - это становление человеческой личности, разрешение конфликтов, нравственность эпохи и падение этих самых нравов. Критики-современники не восприняли пьесу, как серьезное произведение, а счастливый исход посчитали лишь преображением реальности, сокрытием настоящих изъянов человеческой души. К тому же Островский высмеял пороки людей, чем задел близких друзей, которые узнали в его героях себя.

Тематика и основные образы комедии

Безусловно, анализ пьесы "Бедность не порок" подразумевает точное определение главной темы. В пьесе Островский поднимает несколько злободневных тем, но несмотря на их глобальный характер и значимость, они все решаемы. Таково видение великого драматурга. В комедии есть любовная линия, рассматривается взаимосвязь богатства и бедности. А кто является основными образами комедии? Коротко обратим внимание на каждого из них:

  • Гордей Карпыч Торцов - богатый купец пожилого возраста. Человек с суровыми взглядами и тяжелым характером, от которого страдает все его окружение.
  • Пелагея Егоровна Торцова - пожилая жена Торцова. Его душа, искренне его любит и не смеет возражать его выходкам.
  • Любовь Гордеевна Торцова - их дочь, готовая к замужеству. Влюблена в Митю, который работает у ее отца. Их любовь взаимная, но Торцов против такого союза, а Люба не может отстоять свои чувства и покоряется воле отца.
  • Митя - влюбленный жених Любы. Терпит все издевательства ее отца.
  • Любим Карпыч Торцов - брат Торцова, его полная противоположность, добрый пьяница. Именно этот нищий умудряется уговорить своего строгого брата выдать замуж Любовь за Митю.
  • Африкан Савич Коршунов - богач, старик и приятель Торцова. Он намерен жениться на его молодой дочери, но их свадьба не состоялась.
  • Яша Гуслин - племянник купца Торцова, Яша поет песни под гитару, является другом Мити. Также он влюблен в молодую вдову Анну Ивановну, их чувства взаимны. Но Торцов против и этого союза, хотя им тоже удается получить его благословление.
  • Анна Ивановна - возлюбленная Яши
  • Гриша Разлюляев - друг юношей Мити и Яши, но влюбленный в Любу. Когда он узнает, что Митя станет мужем Любы, то искренне радуется за него. Отличный пример настоящей дружбы.

Анализ пьесы "Бедность не порок"

Среди такого изобилия героев, абсолютно разных, тяжело выделить главного. Им вполне может стать Гордей, ведь он решает все ситуации в его семье. Но и Любима нельзя оставить в стороне. Вступив в спор со строгим братом, он все равно добивается счастливого исхода и победы любви.

Все герои становятся нравственно чистыми, несмотря на те испытания, которые им пришлось пройти. Они умеют разграничивать добро и зло, любовь и ненависть. Кажется, что все ситуации уже заблаговременно закончатся положительно. Особенно, в момент спора, когда Торцов говорит о том, что выдаст дочь замуж за первого встречного. В комнату входит Митя. А может это судьба? Все-таки свадьба влюбленных молодых сердец состоялась.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского.


Меню статьи:

Действие комедии Александра Николаевича Островского «Бедность не порок» происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

Действие первое

Читатель оказывается в небольшой скромно убранной приказчичьей комнате. Приказчик по имени Митя меряет шагами комнату. На табуретке сидит мальчик Егорушка, дальний родственник купца – хозяина дома. Митя осведомляется у мальчика, дома ли господа. На что Егорушка, оторвавшись от книги, сообщает, что все уехали кататься, а дома лишь Гордей Карпыч – сам купец, который прибывает в прескверном настроении. Оказывается, что причиной его злости является брат, Любим Карпыч, который опозорил его при гостях своими пьяными речами, а потом ещё и стоял под церковью с нищими. Купец обвиняет брата, что тот осрамил его на весь город, и срывает свой гнев на всех окружающих. В этот момент подъезжает карета. В ней жена купца – Пелагея Егоровна, дочь – Любовь Гордеевна и гости. Егорушка бежит сообщить дядюшке о прибытии семейства.

Оставшись один, Митя сетует на свою несчастную одинокую жизнь без родни и близких. Чтоб развеять грусть, молодой человек решает взяться за работу. Но мысли его по-прежнему витают далеко. Он мечтательно вздыхает, вспоминая о некой прекрасной девушке, чьи глаза заставляют его петь песни и декламировать стихи.

В это время в его комнату входит хозяйка дома Пелагея Егоровна. Она приглашает Митю вечером в гости, говорит, что негоже ему всё время сидеть одному. Так же женщина с горечью сообщает, что Гордей Карпыч в этот вечер будет в отъезде. Ей очень не нравится новый товарищ мужа Африкан Савич. По словам купчихи, дружба с этим фабрикантом совсем помутила разум её мужа. Во-первых, он начал много пить, во-вторых, стал навязывать жене новые модные течения из Москвы и даже требовал, чтоб она носила чепчик. Купец пришёл ко мнению, что никто не ровня его семье в этом захолустном городке, а дочери своей пару и вовсе никак подобрать не мог. Митя предполагает, что Гордей Карпыч хочет выдать дочь замуж в Москву.

Их разговор прерывает появление Яши Гуслина – племянника купца Торцова. Пелагея Егоровна приглашает и его вечером наверх попеть песни с девушками и просит захватить с собой гитару. После этого купчиха удаляется передохнуть.

Митя в приступе меланхолии признаётся Яше, что не на шутку влюбился в Любовь Гордеевну и поэтому не уходит со службы от жадного и склочного купца. Яша отвечает другу, что лучше ему совсем забыть про эту его любовь. Потому что никак не ровня он купеческой дочери по достатку своему. Митя вздыхает и принимается за работу.

В комнату к молодым людям входит беспечный и развесёлый парень Гриша Разлюляев – молодой купец из богатой семьи. Гриша хвастает товарищам тем, сколько у него денег звенит по карманам, а также демонстрирует новенькую гармонь. Митя пребывает в дурном настроении, но молодой купец подталкивает его в плечо, призывая не грустить. В результате все трое с гитарой и гармонью усаживаются, чтобы спеть какую-то песню.



Внезапно в комнату врывается разгневанный купец Торцов. Он кричит на молодых людей, за то, что устроили из комнаты подобие пивнушки, в которой горланят песни. Далее гнев его обращается на Митю, который дурно одет. Купец упрекает его, что тот позорит его перед гостями, заявляясь наверх в таком виде. Митя оправдывается, что он отсылает своё жалование больной старухе матери. Но это не трогает Гордея Карпыча. Он обвиняет всех троих молодых людей в том, что они не просвещённые, выглядят отвратительно и говорят также. Смерив парней презрительным взглядом, купец уходит.

После ухода хозяина дома в комнату спускаются девушки: Любовь Гордеевна, её подруги Лиза и Маша, а также молодая вдова Анна Ивановна, на которой мечтает жениться Гуслин. Молодежь обменивается шутками и колкостями, а Гуслин успевает нашептать на ухо молодой вдове о чувствах Мити к купеческой дочери. После непродолжительной беседы все молодые люди, кроме Мити собираются пойти наверх петь и танцевать. Митя говорит, что придёт позже. Выпустив всех наружу из комнаты, Анна Ивановна ловко затворяет дверь перед лицом Любови Гордеевны, оставляя их с Митей наедине.

Митя предлагает девушке стул и просит разрешения прочесть ей свои стихи, которые написал для неё. Стихи эти преисполнены любви и печали. Любовь Гордеевна слушает их задумчиво, после чего говорит, что тоже напишет ему послание, да только не в стихах. Она берёт бумагу, перо и что-то пишет. Потом она отдаёт бумагу Мите, взяв обещание, что он не будет читать записку при ней. Девушка встаёт и зовёт молодого человека ко всей компании наверх. Он с готовностью соглашается. Уходя, Любовь Гордеевна сталкивается со своим дядей Любимом Карпычем.

Любим Карпыч просит у Мити приюта, так как брат его выгнал из дому. Он признаётся парню, что все его проблемы происходят от пьянства. Далее он пускается в воспоминания о том, как промотал в Москве свою часть отцовского состояния, потом ещё долго нищенствовал и зарабатывал на улице, изображая скомороха. Со временем душа Любима Карпыча не выдержала такого образа жизни, и он явился к брату просить о помощи. Гордей Карпыч принял его, сетуя что тот будет позорить его перед высоким обществом, в котором купец теперь вращается. А потом и вовсе выгнал бедолагу из дому. Митя жалеет пьянчугу, разрешает ему переночевать у себя в конторе и даже даёт немного денег на выпивку. Выйдя из комнаты, молодой человек дрожащими руками достаёт из кармана записку Любови Гордеевны. В записке значится: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Молодой человек в смятении убегает.

Действие второе

События продолжаются в гостиной Торцовых. Любовь Гордеевна рассказывает Анне Ивановне о том, как нежно она любит Митю за его тихий сиротливый нрав. Подруга предостерегает купеческую дочь от импульсивных действий и советует ей хорошенько присмотреться к молодому человеку. Внезапно они слышат шаги на лестнице. Анна Ивановна предполагает, что это Митя и оставляет Любовь Гордеевну одну, чтоб та могла потолковать с ним наедине.

Вдова не ошиблась, это действительно был Митя. Он осведомился у Любови Гордеевны, как ему стоит понимать её записку, и не шутит ли она. Девушка ответила, что написала те слова искренне. Влюблённые обнимаются и думают, как им быть дальше.

Митя предлагает идти к Гордею Карпычу, падать ему в ноги и просить благословить их чувства. Девушка сомневается, что отец одобрит этот союз. Молодые люди слышать шаги, и девушка велит молодому человеку идти, обещая, что позже она присоединится к компании. Митя уходит. А в комнату входит няня купеческой дочери Арина.

Старая женщина упрекает свою воспитанницу, что та бродит в темноте и отправляет её к матушке. После ухода девушки в комнату входит Егорушка.

Арина велит ему звать соседских девушек песни петь. Мальчик очень рад предстоящему веселью и вприпрыжку убегает звать гостей. В комнату к Арине входит Пелагея Егоровна. Она просит няню организовать угощение для приглашённых и зовёт молодёжь в гостиную.

Веселье начинается, кроме молодых людей в гостиной присутствуют так же пожилые женщины, подруги Пелагеи Егоровны, они садятся на диван, смотрят на молодёжь и вспоминают веселье времён своей молодости. Арина накрывает на стол. Гости пьют вино и танцы с песнями становятся всё веселее. Старая нянька сообщает, что пришли ряженные, хозяйка дома велит их впустить.

Все с удовольствием смотрят представление, Арина потчует артистов. В это время Митя стоит подле Любови Гордеевны, что-то шепчет ей на ухо и целует. Это замечает Разлюляев. Он грозит рассказать обо всём купцу. Оказывается, он сам собирается свататься к девушке. Богатый молодой человек насмехается над Митей, говоря, что у него нет никаких шансов заполучить купеческую дочь в жёны.

В это время раздаётся стук в дверь. Открыв дверь, Арина видит на пороге хозяина. Тот приехал не один, а с Африканом Савичем Коршуновым. Увидев ряженных, купец приходит в ярость. Он выгоняет их вон и тихо шепчет жене, что она его опозорила перед столичным важным господином. Купец оправдывается перед другом за увиденное в гостиной и велит жене гнать всех вон. Африкан Савич напротив просит девушек остаться и попеть для них. Гордей Карпыч во всём соглашается с фабрикантом и требует подать к столу лучшего шампанского и зажечь свечи в комнате с новой мебелью для лучшего эффекта. Гостьи Пелагеи Егоровны поспешно покидают купеческий дом.

Коршунов прибывает в весёлом настроении и настаивает на том, чтоб все присутствующие девушки его расцеловали, особенно он навязчив в отношении Любови Гордеевны.

По приказу купца девушки целуют старого фабриканта.Торцов подходит к Мите и сквозь зубы спрашивает его: «Ты зачем? Разве здесь твоё место? Залетела ворона в высокие хоромы!»

После этого Разлюляев, Гуслин и Митя уходят.

Коршунов сообщает Любови Годеевне, что привёз ей подарок, потому что очень её любит. Он демонстрирует собравшимся бриллиантовый перстень и серёжки. Африкан Савич намекает, что если она его и не любит, то обязательно полюбит, потому что он ещё не стар и очень богат. Девушка смущается и отдаёт ему назад украшения, силясь уйти к матери, но отец велит ей остаться. Через минуту в комнату входят Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка с вином и стаканами.

Коршунов и Торцов объявляют собравшимся, что сговорились о браке между Африканом Савичем и Любовью Гордеевной. Кроме всего прочего, купец собирается переехать жить в Москву. Купеческая дочь в ужасе от таких новостей, она падает в ноги отцу, умоляя не отдавать её замуж без любви. Но Торцов непреклонен. Девушка покоряется его воле. Мужчины уходят пить вино в соседнюю комнату, а Любовь Гордеевна рыдает на руках у матери в окружении подруг.

Действие третье

Автор переносит нас в кабинет хозяйки дома, плотно заставленный дорогой мебелью и посудой. Старая няня Арина сокрушается о том, как быстро отняли у них всех Любовь Годеевну. Женщина признает, что вовсе не такой судьбы хотела она для своей воспитанницы, а мечтала для неё о принце заморском. Пелагея Егоровна отправляет няню хлопотать по хозяйству, сама без сил опускается на диван.

К ней входит Анна Ивановна. Купчиха просит её послужить мужчинам при подаче чая. В это время к ним присоединяется Митя. Молодой человек очень печален. Со слезами на глазах он благодарит хозяйку за теплое к себе отношение и сообщает, что уезжает к матери и, скорее всего, навсегда. Женщина удивлена его решением, но принимает его спокойно. Митя просит возможности проститься с Любовью Гордеевной. Анна Ивановна отправляется звать девушку. Пелагея Егоровна жалуется Мите на горе, свалившееся ей на голову. Митя горячо поддерживает опасения женщины по поводу будущего счастья её дочери. Молодой человек не в силах сдержать слёзы, он признаётся купчихе в чувствах к Любови Гордеевне. В этот момент появляется и сама девушка. Митя прощается с ней. Мать позволяет им поцеловаться на прощание, после чего они оба плачут. Митя предлагает девушке бежать с ним к его матери и тайно обвенчаться. Ни Пелагея Егоровна, ни Любовь Гордеевна на это не соглашаются. Девушка говорит, что не пойдёт замуж без отцовского благословения и должна покориться его воле. После этого несчастный влюбленный раскланивается и уходит.

Купчиха жалеет дочь, сокрушаясь об уготованной ей участи. Их разговор прерывает Коршунов. Он просит женщину оставить его с невестой наедине. После того, как мать уходит, Африкан Савич долго описывает девушке перспективы совместной жизни, то сколько подарков она будет получать в Москве. Приводит доводы, почему выгоднее любить старого мужа, чем молодого.

К ним присоединяется Гордей Карпыч. Купец усаживается и начинает вслух мечтать о том какую модную изысканную жизнь он будет вести в столице, то и дело требуя подтверждения у Коршунова, что именно для такой жизни он и создан. Фабрикант ему с готовностью поддакивает. В это время входит Егорушка и, едва сдерживая смех, сообщает что в доме дебоширит Любим Карпыч. Торцов поспешно удаляется усмирять брата.

К жениху с невестой присоединяются Лиза, Маша и Разлюляев. Все они в ужасе от выходок Любима Карпыча. В скором времени появляется и сам Любим. Он начинает обвинять Коршунова в том, что тот способствовал его разорению во времена жизни в Москве и требует выкуп за племянницу в миллион триста тысяч рублей. Африкана Савича сильно забавляет вся эта ситуация. В гостиной появляется Гордей Карпыч и силится выгнать брата. Коршунов просит не гнать его, в надежде ещё посмеяться над пьяницей. Но Любим начинает обвинять его в бесчестье и грязных делишках, а так же том, что прежнюю свою жену фабрикант до смерти уморил своей ревностью. Он молит брата не отдавать дочь за Африкана Савича. Эти речи действуют на нервы Коршунову, он требует выгнать Любима Карпыча. Перед уходом пьяница бросает ещё несколько колкостей с сторону Коршунова.

Африкан Савич приходит в бешенство от такого обращения и при всех гостях заявляет, что теперь купцу придётся кланяться ему, чтоб он взял Любовь Гордеевну в жёны. Купец отвечает, что кланяться он никому не собирается и отдаст дочь за кого захочет. Коршунов посмеивается и уверяет, что Торцов завтра же прибежит просить у него прощения. Купец приходит в бешенство. В это момент входит Митя. Торцов обращает взгляд на молодого человека и говорит, что выдаст дочь за него. Коршунов по-прежнему не верит Гордею Карпычу и с высокомерным видом удаляется.

Пелагея Егоровна переспрашивает у мужа, что тот имел ввиду. Мужчина, по-прежнему в бешенстве от поведения фабриканта, выкрикивает, что она всё правильно слышала, и, на зло Коршунову, он завтра же выдаст дочь за Митю. Все собравшиеся не на шутку удивлены. Молодой человек берёт за руку Любовь Гордеевну и ведёт её к отцу. Он просит отдать её замуж за него не от злости, а по любви взаимной. Такое поведение парня тоже возмущает вспыльчивого купца. Он кричит, что Митя совсем забыл, с кем разговаривает, и что дочь купеческая ему никак не ровня. В это время в толпу гостей, которые наблюдают всю эту сцену, протискивается Любим Карпыч.
Купец не хочет слышать доводов Мити, тогда уговаривать его на брак берутся дочь с женой. К ним из толпы присоединяется Любим Карпыч. Купец возмущён, что брат его всё ещё находится в доме. Любим заявляет, что именно его поведение вывело на чистую воду Коршунова и уберегло Любашу от несчастья в браке. В продолжение своей пламенной речи, пьяница становится на колени и умоляет брата выдать дочь за Митю. Он надеется, что добрый молодой человек и ему, беспутному, не даст замёрзнуть на морозе: «Брат! И моя слеза до неба дойдёт! Что он беден-то! Эх кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок».

«Бедность – не порок». Краткое содержание пьесы А.Н. Островского

5 (100%) 1 vote

Действие комедии происходит в одном уездном городе во время святок, в доме купца Торцова.

Главные действующие лица :

Торцов Гордей Карпыч, купец, очень богатый;

Пелагея Егоровна, его жена;

Любовь Гордеевна, их дочь;

Торцов Любим Карпыч, брат Гордея Карпыча;

Коршунов Африкан Савич, фабрикант;

Митя, приказчик Торцова;

Гуслин Яша, племянник Торцова;

Разлюляев Гриша, молодой купец, сын богатого отца;

Анна Ивановна, молодая вдова;

Егорушка, мальчик дальний родственник Торцова;

Маша и Лиза, подруги Любови Гордеевны;

Арина, нянька Любови Гордеевны.

Действие первое

День. Приказчичья комната в доме Торцова. Митя ходит по комнате, а Егорушка на табуретке сидит и читает книгу, затем, остановившись, рассказывает Мите о ссоре Гордея Карпыча с братом за праздничным обедом. Любим Карпыч, захмелев, стал смешить гостей, а Гордей Карпыч на это обиделся и брата прогнал. В отместку, тот встал с нищими у собора, чем окончательно разозлил Гордея Карпыча, который теперь срывается на всех подряд.

За окнами слышен шум – это приехали Любовь Гордеевна, Пелагея Егоровна и гости.

Егорушка убегает. Митя остается один и грустит. Он чувствует себя чужим в этом доме, а мысли о любимой не дают сосредоточиться на работе.

К нему в комнату заходит Пелагея Егоровна. Она ласково приглашает вечером Митю в гости, замечая при этом, что Гордея Карпыча не будет за ужином, поскольку он уезжает к своему приятелю - фабриканту Коршунову. Пелагея Егоровна начинает жаловаться на мужа, который совершенно изменился после прошлогодней своей поездки в Москву. Теперь он хочет жить по-заграничному, зазнался, водит дружбу только с богатеем Коршуновым, который лишь спаивает купца. К жене Гордей Карпыч больше не прислушивается, а дочь планирует выдать замуж исключительно в Москве, поскольку в их городе нет для нее ровни.

В комнате появляется Яша Гуслин, племянник Торцова, он тоже получает приглашение в гости и с радостью соглашается. После ухода Пелагеи Егоровны Митя делится с Яшей своими переживаниями. Он единственный сын у старенькой, бедной матери и содержит ее на свое мизерное жалованье. От Гордея Карпыча ничего хорошего Митя не видит, но уйти к другим хозяевам не может из-за своей тайной любви к дочери купца. Яша советует Мите выбросить мысли о Любови Гордеевне из головы, поскольку сам не может получить от дяди одобрение на, казалось бы, равный брак с Анной Ивановной. Следовательно, бедному Мите можно и не мечтать о свадьбе с купеческой дочкой.

С гармоникой и песнями в комнату входит Разлюляев, он беззаботен и весел, говорит, что после праздников женится на богатой. Они все вместе поют песню, написанную Гуслиным. Вдруг все замолкают и встают, потому что в комнате появляется сам Гордей Карпыч. Сначала он набрасывается с упреками на Митю, который разбросал бумаги, песни дурацкие поет, а новый сюртук себе пошить не может. Запретив приказчику в таком виде показываться наверху у хозяев, Торцов достает и Разлюляева, нелестно высказываясь об умственных способностях его и его отца.

После ухода Гордея Карпыча, к Мите приходят Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Лиза и Маша, которым стало скучно наверху, и они нашли более интересную компанию. Все девушки ведут себя очень скромно, кроме Анны Ивановны, которая напрямую спрашивает Гуслина, когда же тот собирается на ней жениться. Яша прямо отвечает, что должен получить разрешение от дяди, а затем тихонько шепчет что-то Анне Ивановне, показывая на Митю и Любовь Гордеевну. Разлюляев в это время веселит девушек. Анна Ивановна предлагает всем идти наверх и специально захлопывает дверь перед Любовью Гордеевной, оставив их с Митей наедине.

Митя читает девушке стихи собственного сочинения, в которых говорится о его страданиях и любви к ней. Любовь Гордеевна сидит, задумавшись, а затем пишет ему ответ, но отдает письмо при условии, что Митя прочтет послание лишь после ее ухода. В дверях она сталкивается с дядей, которого веселит ее испуг, но он обещает ничего не говорить Гордею Карпычу.

Любим Карпыч просит Митю приютить его в своей комнате, поскольку брат после недавнего скандала за обедом и на порог его не пускает. Любим Карпыч откровенно рассказывает Мите свою историю. Когда умер их отец, Любиму было всего двадцать лет. Братья разделили наследство: Гордей забрал себе заведение, а брату достались деньги и векселя. Любим поехал в Москву получать деньги, и его затянула разгульная московская жизнь. Наследство он быстро растратил, то, что еще оставалось, доверил приятелю Коршунову, а он его обманул. Стал Любим Карпыч ходить скоморохом, потому что жить на что-то надо было. Однажды с сильной простудой он попал в больницу, после чего решил за помощью обратиться к брату. Но тот его принял неласково, заявил, что стыдится и не хочет садить брата себе на шею. Любим Карпыч обиделся и хочет проучить братца, который ничего в жизни не понимает.

Любим Карпыч располагается на Митиной кровати и просит одолжить немного денег. Митя выручает его, а сам собирается идти наверх. Вспомнив о письме, Митя читает его и узнает, что Любовь Торцова тоже влюблена в него. Схватившись за голову, Митя убегает.

Действие второе

Вечер. Дом Торцова. Гостиная. У стены стоит диван, перед ним - круглый стол и шесть кресел. На стенах висят зеркала, а под ними стоят маленькие столики. В темную гостиную входят Любовь Гордеевна и Анна Ивановна. Любовь Гордеевна говорит, что безумно влюблена в Митю, а Анна Ивановна убеждает ее быть осторожнее, после чего уходит.

Появляется Митя. Он хочет знать, правдиво ли признание Любови Гордеевны в ее записке. Она отвечает, что все – правда. Митя объясняется ей в своих чувствах. Любовь Гордеевна в шутку говорит, будто подозревала Митю в любви к Анне Ивановне. Но он настроен серьезно и шутить не намерен. Влюбленные решают на следующий же день объявить Гордею Карпычу о своих чувствах, а дальше пусть будет, что будет. Они обнимаются, но заслышав чьи-то шаги, Митя уходит.

Со свечой в гостиную входит нянька Арина. Любовь Гордеевну она отсылает к матери, а вбежавшего Егорку просит позвать девушек-служанок, которые будут петь святочные песни, тот радуется предстоящему веселью и убегает.

Входит в гостиную Пелагея Егоровна и приглашает всех остальных: Анну Ивановну, Любовь Гордеевну, Лизу, Машу, Разлюляева, Митю, Гуслина и двух своих подруг. Пелагея Егоровна и ее престарелые подруги усаживаются на диван. Анна Ивановна секретничает с Гуслиным. Любовь Гордеевна, Маша и Лиза обнявшись, ходят по комнате. Разлюляев веселит девушек, старухи, глядя на них, переговариваются. Затем все просят Гуслина спеть, он поет. Анна Ивановна беседует с Пелагеей Егоровной. Арина приносит напитки и угощения. Разлюляев подхватывает ее в танце. Вступаясь за Арину, Анна Ивановна сама идет плясать с Разлюляевым.

Приходят соседские девушки-служанки, их принимают радушно. Арина вносит блюдо, покрытое полотенцем, для гадания. Барышни снимают свои кольца, кладут их на блюдо, девушки запевают песню. Разлюляев вынимает кольцо и отдает его Любови Гордеевне.

В это время приходят ряженые, их угощают вином, а они пляшут, поют, разыгрывают сценки. Пока все гости отвлеклись на ряженых, Митя что-то говорит Любови Гордеевне и целует ее. Увидев это, Разлюляев заявляет, что все доложит Пелагее Егоровне, поскольку хочет жениться на Любови Гордеевне сам. У него богатая семья, а Мите здесь надеяться не на что. Гуслин защищает Митю.

Неожиданно в гостиной появляется хозяин дома вместе с фабрикантом Коршуновым. Гордей Карпыч изо всех сил лебезит перед Коршуновым и старается произвести «ефект». Ряженых и девушек он сразу прогоняет, велит подать шампанского и зажечь свечи. Пелагея Егоровна идет выполнять приказ мужа, ее подруги и Арина тоже уходят. Увидев Митю, хозяин его гонит из гостиной, за Митей уходят Гуслин и Разлюляев

Коршунов чувствует себя прекрасно в обществе молодых барышень, ведет себя развязно. Они не в восторге от этого старика, но Гордей Карпыч приказывает подчиняться. Коршунов целует барышень в честь «дней святочных», затем подсаживается к Любови Гордеевне и дарит шикарный подарок – бриллиантовые серьги. Он заводит разговор о любви, не церемонясь, хватает и целует ее руку. Она хочет уйти, но отец велит ей остаться. Коршунов одевает ей на палец перстень бриллиантовый, она снимает его и отдает обратно.

Входит Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка. Коршунов строит из себя важного гостя. По приказу Гордея Карпыча, Коршунову кланяются и потчуют его вином. Затем гость велит хозяину переходить к делу. А дело заключается в следующем: Гордей Карпыч планирует перебраться в Москву, подальше от здешнего невежества, а там у него будет свой человек – зять Африкан Савич Коршунов. Они уже обо всем договорились.

Пелагея Егоровна в ужасе кричит, что не отдаст дочь. Любовь Гордеевна на коленях умоляет отца передумать и клянется во всем ему подчиняться. Коршунов напоминает Гордею Карпычу о данном обещании, и тот свое решение менять не собирается. Они вдвоем переходят в другую комнату. Любовь Гордеевна рыдает в объятиях матери, рядом ее подруги.

Действие третье

Утро. Небольшая комната в доме Торцова, уставленная дорогой мебелью. Это комната хозяйки, где она принимает своих гостей и занимается делами. В комнате сидит нянька Арина и несколько служанок. Заходит Пелагея Егоровна, отпускает их. Она занята предсвадебными хлопотами, но на сердце у нее тяжело.

Входит Анна Ивановна, за ней Митя. Он говорит, что уезжает к матери и больше не вернется, прощается с доброй хозяйкой, кланяясь ей в ноги. Потом замечает, что нужно бы и с Любовью Гордеевной проститься. Хозяйка посылает за дочерью.

Пелагея Егоровна жалуется Мите на мужа, который выдает дочь замуж за дурного человека против ее воли. Митя упрекает хозяйку в том, что она не противится воле мужа. Он решается и рассказывает все об их планах с Любовью Гордеевной. Пелагея Егоровна удивлена и искренне сочувствует Мите.

Приходит Любовь Гордеевна. Они с Митей прощаются. Он в отчаянии просит Пелагею Егоровну благословить их, чтобы тайно уехать с любимой к его матери и там обвенчаться. Но Пелагея Егоровна в ужасе от одной мысли об этом, и сама Любовь Гордеевна не готова пойти против воли отца и против традиций. Митя смиряется и уходит.

Входит Коршунов. Он хочет поговорить наедине со своей невестой. Плачущей Любови Гордеевне он объясняет, насколько выгоден брак со стариком. Он будет одаривать ее подарками и, в отличие от молодого мужа, не пойдет на сторону. На вопрос Любови Гордеевны о его покойной жене, он отвечает, что она его тоже не любила, ведь фактически, он купил ее у родителей, которым нужны были деньги. Коршунов заявляет, что хочет, чтобы его любили и готов за это хорошо платить.

В комнату заходит Гордей Карпыч. Как всегда подобострастно, он разговаривает с Коршуновым, хвастая перед ним своей «культурностью». Прибегает Егорушка и говорит, что пришел Любим Карпыч, который разгоняет гостей. Гордей Карпыч сердится и идет за Егорушкой.

В комнате появляются Разлюляев, Лиза с Машей, а за ними и Любим Карпыч. Он обвиняет Коршунова в том, что тот его разорил и требует вернуть долг, а теперь еще и за племянницу. Входит Гордей Карпыч и гонит брата прочь. Но Любим Карпыч настроен решительно, он оскорбляет Коршунова и обвиняет его в бесчестии, а затем уходит. В комнате уже собрались все домашние и прислуга. Уязвленный Коршунов заявляет, что Гордей Карпыч еще кланяться к нему придет, чтобы он его дочь взял. Но у хозяина тоже гордость взыграла, он отвечает, что кланяться никому не будет, а дочь может выдать за кого угодно, средства позволяют. И назло Коршунову заявляет, что выдаст дочь за Митьку, который как раз вошел в комнату в разгар ссоры. Все поражены, Коршунов в ярости уходит.

Митя, не растерявшись, берет за руку Любовь Гордеевну, они подходят к Гордею Карпычу и просят благословить их не назло, а с любовью. Он снова начинает закипать, упрекает Митю в бедности. Жена и дочь просят и уговаривают его сменить гнев на милость. Вновь появляется Любим Карпыч, который тоже вступается за молодых. Он говорит, что спас Гордея от разорения, ведь Коршунов поступил бы с ним точно так же, как когда-то с Любимом Карпычем. Еще он добавляет, что Митя - человек хороший, а «бедность не порок». Гордей Карпыч, расчувствовавшись, благословляет молодых на долгую, семейную жизнь. Воспользовавшись моментом, Яша тоже получает благословление жениться на Анне Ивановне. Разлюляев поздравляет Митю и не держит на него зла. Девушки поют веселую свадебную песню. Все уходят.

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-03-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.